Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5956

Скачиваний: 52

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв, например:
СТОЛ, ЧАШКА, МАШИНА, КОНФЕТА, КАРАНДАШ, ТЕЛЕВИЗОР,

МАГНИТОФОН, МОТОЦИКЛИСТ, КОМАНДИРОВКА.

ВАЗА, ПЛИТА, СОЛНЦЕ, ЧЕРНИЛА, ПИСТОЛЕТ, СПЕКТАКЛЬ, АВТОМОБИЛЬ,

КОНСТРУКТОР, ВЕЛОСИПЕДИСТ

112

Задание 3

Предложения, содержащие от 5 до 16 букв, например:
Я БЕГУ ЧТО ТЫ
ДАЙ МНЕ Я ПЛЫВУ
ДЫМ ИДЕТ ЛЕНЬ МНЕ
ДВОР ЧИСТ ОДИН ВОИН
ЧТО ДЕЛАТЬ ПТИЦА ПОЕТ
УЧЕНЬЕ СВЕТ ДЕЛУ - ВРЕМЯ
ВСЕ ПО КОЛЕНО ВОДА В РЕШЕТЕ
РАБОТА НЕ ВОЛК СЛОВО - СЕРЕБРО
СЧАСТЬЕ В ТРУДЕ ВСЕМ НЕ УГОДИШЬ
Слайды каждого задания  показываются  в  порядке возрастания количества  букв. На

занятии  можно  использовать  как  одно  задание  из  этой  серии, так 2 и 3. Содержание
занятий  может  меняться  в  зависимости  от  возрастных  и  клинико-психологических
особенностей.

Упражнения по формированию объема внимания на цифровом материале.

Оборудование:

Секундомеры, указки, 4 таблицы  с  числами. Количество  чисел

изменяется  по  мере  увеличения  объема  внимания  от  занятия  к  занятию. Изначально
таблицы  включают  числа  от 1 до 9, затем  их  количество  доводится  до 25. Числа  раз-
бросаны в случайном порядке.

Таблицы
174325958693
952 186416258
368794372471

Инструкция:

Сейчас  я  буду  показывать  тебе  таблицы  с  числами.  Как  только  я

покажу  первую  таблицу,  нужно  как  можно  быстрее  найти  в  ней  числа  в  порядке
возрастания, начиная с единицы. Ты должен показывать их указкой и называть вслух.

Психолог фиксирует время и количество допущенных ошибок.

Игра «Пуговица»

Играют  два  человека. Перед  ребенком  располагаются  два  одинаковых  набора

пуговиц, ни одна пуговица в наборе не повторяет-

113

ся.  У  каждого  игрока  есть  игровое  поле  —  квадрат,  разделенный  на  клетки.

Начинающий  выставляет на  своем  поле 3 пуговицы, второй  игрок  должен  посмотреть  и
запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листом бумаги
свое игровое поле, а второй должен расположить пуговицы на своем листе бумаги. Чем
больше  в  игре  используется  клеток  и  пуговиц,  тем  сложнее  становится  игра.  Эту  игру
можно  использовать  в  работе  по  коррекции  памяти, пространственного  восприятия,
мышления.

В  практической  психологии  предлагается  достаточно  большое  количество

психотехник  для  развития  объема  внимания. (См: К. К. Платонов «Занимательная
психология», 1964; Н. Н. Цзен и Ю. М. Пахо-мов «Психотехнические игры», 1988; Е. И.
Рогов «Настольная книга практического психолога в образовании», 1996 и др.)

Недостаточная

концентрация  внимания

проявляется  в  его  неустойчивости, когда

ребенок  не  может  длительно  сосредоточиться  на  задании  и  отвлекается  на  побочные


background image

раздражители. Недоразвитие  концентрации  внимания  может  наблюдаться  при  всех
формах ЗПР, но чаще встречается у детей с ЗПР церебрально-органического генеза.

Как правило, занятия на концентрацию внимания проводятся индивидуально или в

небольшой группе детей. Необходимо проводить занятия в игровой форме.

Оборудование:

секундомеры, специальные  бланки: перепутанные  линии,

корректурные  бланки (цифровые  и  буквенные), вырезки  из  текстов. Для  проведения
занятий  можно использовать  любые  печатные тексты (старые ненужные  книги, газеты и
др.), карандаши и ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тексты с крупным
шрифтом.

Рассмотрим некоторые задания:
Корректурные задания
Ребенку  предлагают  находить  и  вычеркивать  определенные  буквы  в  печатном

тексте. Перед  началом  выполнения  заданий  психолог  дает  соответствующую  установку.
Например: «Вот тебе шифровка, ты разведчик и должен как можно быстрее вычеркнуть
отдельные  буквы. От  результата  твоей  работы  зависит  очень  многое. После  быстрого
выполнения задания ты должен

114
передать  этот  бланк  своему  товарищу, и  он  должен  быстро  найти  допущенные

ошибки».

Такая  установка  оптимизирует  процесс  работы  ребенка, дает  ему  возможность

развивать  состояние  внутреннего  сосредоточения. Выполнение  корректурных  заданий
способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении детьми с
ЗПР письменных работ.

Корректурные упражнения с детьми с ЗПР должны проводиться ежедневно по 5 мин

(минимум  5  раз  в  неделю)  в  течение  2-4  месяцев.  Ребенку  обязательно  предлагаются
домашние задания.

Инструкция.

В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы

«А» (можно указать любую букву).

По мере овладения заданием правила усложняются:
—  меняются отыскиваемые буквы;
—  по-разному зачеркиваются и др.;
—    одновременно  отыскиваются  две  буквы,  одна  зачеркивается,  вторая

подчеркивается;

—  на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и

т. п.

у

Все вносимые изменения должны четко отражаться в инструкции, даваемой в начале

занятия.

Опыт нашей работы показал, что уже после нескольких недель занятий у ребенка  с

ЗПР наблюдается сокращение количества ошибок в письменных заданиях.

Упражнения 

на 

концентрацию 

внимания 

целесообразно 

проводить 

в

соревновательной  форме. Например, группе  из 3-5 человек  психолог  предлагает
внимательно  рассмотреть  предметы, которые  он  последовательно предъявляет  в  течение
1-2 минут (ручка, карандаш, футляр, камешки, небольшая  кукла, машинка  и  пр.). Затем
эти  предметы  закрывают, и  психолог  предлагает  детям  подробно  описать  каждый
предмет, его  величину, форму, цвет  и  другие  признаки. Дети  описывают  выделенные
признаки на листе бумаги, затем  психолог оценивает количество выделенных признаков
каждым  ребенком. Выигрывает  тот, кто  описал  самое  большое  число  признаков
предметов.

Для развития концентрации внимания у детей можно использовать игру «Зеркало», в

которой детям предлагается вслед

115


background image

за  ведущим  повторить  его  движения (как  отдельные  движения, так  и  их

последовательность).

В процессе психологической коррекции необходимо ис- | пользовать упражнения на

концентрацию  внимания  не  только  в  зрительной, но  и  в  слуховой, осязательной  и
двигательной  модальностях. Для  коррекции  концентрации  внимания  в  слуховой
модальности целесообразно использовать арифметические диктанты. Занятия проводятся
с небольшой группой детей.

Инструкция:

«Сейчас  я  буду  читать  арифметические  задачи. Вы  должны  решать  их  в  уме.

Получаемые  вами  числа  также  надо  держать  в  уме. Результаты  вычислений  запишите
только тогда, когда я вам скажу: „Пишите!"».

Содержание задач зависит от возраста и подготовленности детей. Например, задачи

для детей первого класса:

«Даны  два  числа:  6  и  3.  Сложите  первое  число и  второе...  и от  полученного  числа

отнимите 2... Затем отнимите еще 4... Пишите!». (Ответ: 3).

Для детей более старшего возраста задачи усложняются:
Например: «Даны  два  числа: 56 и 92... вторую  цифру  первого  числа  разделите  на

вторую  цифру  второго  числа... Полученное  число  умножьте  на  первую  цифру  второго
числа... Пишите!». (Ответ: 27).

Рекомендуется детям самим придумывать задачи и в процессе игры задавать их друг

другу.

Опыт нашей работы показал высокую эффективность таких упражнений для детей с

ЗПР. Однако  у  детей  с  ЗПР  церебрально-органического  генеза  выполнение  этих
упражнений вызывает значительные затруднения. В связи с этим необходимо соблюдение
принципа  от  простого  к  сложному. На  первых  этапах  психолог  предлагает  ребенку
наиболее  доступные  для  него  задачи, правильное  выполнение  которых  обязательно
должно поощряться.

Аналогичные  диктанты  можно  проводить  на  слоговом  и  буквенном  материале.

Например: ребенку предлагается  слово «дерево». К пятой  букве  этого слова необходимо
добавить шестую букву, а к ней затем добавить третью букву. Какое слово будет?

116

Распределение  внимания —

это  способность  ребенка  выполнять  две  работы

одновременно. Для его формирования можно использовать следующие упражнения.

Задание 1

Например, ребенку  предлагается  чтение  небольшого  предложения. Чтение

сопровождается  негромким  постукиванием  карандашом  по  столу. Ребенок  должен
запомнить текст и сосчитать количество ударов.

Задание 2

Ребенку  предлагают  вычеркнуть  в  тексте 1 или 2 буквы  и  в  это  же  время  ставят

детскую  пластинку  с  какой-либо  сказкой. Потом  проверяют, сколько  букв  ребенок
пропустил при зачеркивании и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки.

Задание 3

Распределение чисел в определенном порядке.
В левой таблице расположены 25 чисел от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке

возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата.

Задание 4

В психологической практике широко используется упражнение «Найди слова»

Оборудование:

Карточки  с  написанными  словами, в  каждом  из  которых  нужно

отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.

Методика  Мюнстерберга (и  ее  модификации). В  бессмысленный  набор  букв

вставляются  слова (чаще — существительные, но  могут  быть  глаголы, прилагательные,
наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. На выполнение всего


background image

задания  отводится 5 мин. Показателем  успешности  может  служить  число  правильно
найденных слов и скорость выполнения задания.

Пример задания:
ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЬМЩЮСАЭЕЬ1\!ЯЧЛОЬИРЬ

ШЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУРФРШУБАТВВГДИЖСЯ
ИУМАМАиДЧУЪПЩОЖБРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛ
КАФСПТУЧОСМЕТЛАОУЖЬГЬЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

117

Переключение  внимания —

это  способность  ребенка  к  более  или  менее  легкому

переходу  от  одного  вида  деятельности  к  другому. У  детей  с  задержкой  психического
развития наблюдаются трудности переключения внимания. Для коррекции переключения
внимания  широко  используются  упражнения, имеющие  в  своей  основе  тест «Красно-
черные таблицы», предложенный К. К. Платоновым.

Задание 1

Для занятий мы использовали таблицы с черными и красными числами в различных

положениях. Занятие включает три этапа:

1 этап — рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до

12;

2 этап — рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке;
3 этап — необходимо поочередно искать числа черного цвета в прямом порядке, а

красного — в обратном.

После  того  как  ребенок  достигнет  удовлетворительных  результатов, количество

чисел  можно  увеличить  до 16, затем  до 24, затем  до 40 и  пр. Задания  можно
модифицировать, заменив числа буквами русского или латинского алфавита.

Задание 2

«Каждой руке — свое дело»

Детей  просят  левой  рукой  медленно  перелистывать  в  течение  1  мин.  книгу  с

иллюстрациями (запоминая  их), а  правой  чертить  геометрические  фигуры  или  решать
несложные примеры.

Задание 3

Корректурные задания с чередованием правил вычеркивания букв.
Например, первые пять минут ребенок вычеркивает букву С, следующие пять минут

— 3, затем  поочередно  вычеркивает  букву  С  вертикальной  линией, а 3 горизонтальной,
еще через пять минут — наоборот.

Задание 4

«Заметь все»

Раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями

предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10
с, сно-

118
ва  закрыть  их  и  предложить  детям  перечислить  все  предметы (или  картинки),

которые  они  запомнили. Приоткрыв  снова  эти  же  предметы  секунд  на 8-10, спросить  у
детей, в  какой  последовательности  они  лежали. Поменяв  местами  два  любых  предмета,
снова показать все  на 10 с. Предложить детям  определить, какие предметы переложены.
Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них. Можно придумать и
другие  варианты  этой  игры (убиратьпредметы  и  просить  детей  называть  исчезнувший;
располагать  предметы  не  в  ряд, а  например, один  на  другом  с  тем, чтобы  дети
перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т. п.).

Задание

5 «Ищи безостановочно»

В течение 10-15 с. увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того

же  цвета (или  одного  размера, формы, материала  и  т. п.). По  сигналу  учителя  один
ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

Психологическая коррекция памяти

у

детей с ЗПР


background image

Как  отмечалось  выше, отклонения  в  развитии  памяти  являются  характерным

признаком для всех форм задержки психического развития. Специфика и степень тяжести
мнемических нарушений в значительной степени зависит от формы ЗПР.

У детей с психофизическим инфантилизмом наблюдается:
—  уменьшение объема и скорости запоминания;
—  неумение рационально организовать и контролировать свою работу;
—  преобладание зрительной памяти над слуховой.
У детей с ЗПР соматогенного происхождения отмечается:
—  недоразвитие  кратковременной  памяти, что  проявляется  в  снижении  скорости

запоминания, в медленном нарастании продуктивности запоминания;

—  снижение объема памяти.
У  детей  с  ЗПР  церебрально-органического  генеза  наблюдаются  разнообразные

нарушения памяти:

—  повышенная  тормозимость  следов  под  воздействием  помех  и  внутренней

интерференции;

119

—  неумение  рационально  организовывать  запоминаемый  материал  и

контролировать его;

—  уменьшение скорости запоминания;
—  излишняя тормозимость следов за счет побочных факторов;
—  недоразвитие  памяти  по  модально-специфическому  типу (недоразвитие

зрительной или слуховой памяти);

—  недоразвитие зрительно-пространственной памяти.
У детей с психогенной формой ЗПР выраженных нарушений памяти не наблюдается.

Память  у  них  отличается  высокой  избирательностью, и  продуктивность  запоминания  в
значительной степени зависит от мотивации. Однако для всех форм ЗПР есть одна общая
особенность — это неумение детей с ЗПР рационально организовывать и контролировать
процесс запоминания, а также применять различные мнемотехнические приемы. Главной
задачей  психокоррекционной  работы  с  детьми  с  ЗПР  является  формирование  у  них
специальных приемов запоминания, т. е. развитие логической памяти.

Традиционно различают кратковременную и долговременную память, а также виды

памяти  в  зависимости  от  характера  запоминаемого  материала: моторную, зрительную,
слуховую, логическую. Однако выделить эти виды памяти в чистом виде довольно сложно
и  возможно  только  в  экспериментальных  условиях. В  учебной  деятельности  эти  формы
памяти  выступают  в  единстве  или  в  определенных  сочетаниях, например: а) зрительная
память необходима для выполнения работы по образцу: списывание с доски, работа с про-
писями, с последующим продолжением по памяти; б) слуховая память — для работы по
словесной инструкции с указанием порядка выполнения задания: написание под диктовку
элементов букв, рисование  под  диктовку геометрических  узоров по  клеточкам и т. п.; в)
логическая  память — для  запоминания  последовательности  слов, которые  могут  быть
объединены  в  смысловые  группировки, последовательности  действий  в  сюжетных
рассказах и т. д.

Психокоррекционные занятия по развитию памяти

у детей с ЗПР можно проводить

как  в  групповой, так  и  в  индивидуальных  формах. В  настоящее  время  в  практике
разработано  достаточно  большое  количество  мнемотехнических  приемов, направленных
на стимуляцию и оптимизацию процессов памяти. Рассмотрим

120
некоторые из них, которые были апробированы нами в процессе работы с детьми с

различными формами ЗПР.

Задание 1.

Развитие способности детей к воссозданию мысленных образов.

Занятие проводится индивидуально, в два этапа.