Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5980

Скачиваний: 52

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

«Зеркальная  методика».  Психолог  дает  портрет  кого-то  из  участников  занятий  и

раскрывает  его «проблему». Сам  человек  не  называется. В  такой  игровой  ситуации
подростку  дается  возможность  быть  не  только  актером  и  режиссером,  но  и  зрителем
собственной драмы и собственного поведения. Эта методика способствует формированию
эмпатии у участников группы к чужим проблемам.

306
«Методика  близнецов», при  которой  герой  разыгрывает  определенные  сцены,

отражающие хронологию событий в прошлом, настоящем и будущем в биографии героя.

Методика «солилоквиум», где  главный  герой  делится  с  аудиторией  своими

переживаниями или свободными ассоциациями.

«Монологическая методика», когда один из участников игры говорит приходящие в

голову  ассоциации, а  остальные  члены  группы  комментируют  высказанное, составляя
психологический  портрет  исполнителя «монолога». Психолог  наблюдает  за  импровиза-
цией  группы, не  комментирует  высказывания  участников. Эта  методика  имеет  важное
диагностическое значение.

Большое значение в коррекции поведения имеет развитие навыков саморегуляции у

подростков с проблемами в поведении с помощью

суггестивных методов.

Еще  в  конце XIX века  многие  клиницисты  и  психологи  обратили  внимание  на

самовнушение как метод психотерапии (Куэ, 1929; Бехтерев В. М., 1908 и др.). Немецкий
врач-психоневролог Иоганнес Шульц в начале прошлого столетия, посетив Индию, ввел в
клиническую  практику  разработанную  им  методику  аутогенной  тренировки, которая  в
последующем  была  много  раз  модифицирована  и  пользуется  большой  популярностью  в
настоящее время. В основе аутогенной тренировки (AT) лежит самовнушение. Действие
самовнушения возможно лишь при определенных физиологических условиях мышечного
расслабления  и  некоторого  снижения  уровня  бодрствования  мозга, в  связи  с  чем  фор-
мируются  так  называемые «зоны  рапорта», дающие  возможность  активного  применения
словесных  формулировок. Мышечная  релаксация  вызывает  расширение  сосудов,
ослабление  бодрствования, в  результате  чего самоинструкция  получает  на  фоне  тормоз-
ной  коры  необходимое  влияние  на  всю  кору, на  вегетативные  отделы  ствола  мозга, на
ретикулярную формацию, на нижележащие элементы и на весь организм в целом. Этим
объясняется  возможность  с  помощью  аутогенной  тренировки  при  соответствующем
опыте  обучения  повлиять  как  на  психологическое  состояние  человека (например,
улучшить  настроение), так  и  на  вегетативно-сосудистые  проявления, регуляцию
артериального давления и на энергетический уровень организма. AT можно использовать
не

307

только  как  самостоятельную  психотерапевтическую  методику, но  и  сочетать  с

другими методами.

Шульц предложил следующие 6 формул AT:
Подготовительная формула: «Я совершенно спокоен».
Формула 1. «Моя правая (левая) рука, (нога) тяжелая, обе руки и ноги тяжелые».
Формула 2. Моя правая (левая) рука, (нога) теплая, руки и ноги теплые.
Формула 3. «Сердце бьется ровно и мощно».
Формула 4. «Дыхание совершенно спокойно».
Формула 5. «Мое солнечное сплетение излучает тепло».
Формула 6. «Мой лоб приятно прохладен»
Формулы упражнений произносятся, диктуются психологом. Обучающиеся должны

мысленно повторять несколько раз вслед за психологом.

Тяжелая  рука. Начинать  это  упражнение  следует  с  правой  ру- _ ки  у  правшей, а  у

левшей — с  левой  руки. Добившись  ощущения  тяжести  в  одной  руке, пациенты  на
следующих занятиях таким же образом добиваются ощущения тяжести во второй руке, а


background image

затем в двух руках одновременно. Также реализуется упражнение с ощущением тяжести в
ногах, вначале  поочередно, а  затем — одновременно. Окончательная  формулировка
упражнения: «Мои руки и ноги стали совсем тяжелые».

Рука  теплая. Кратко  диктуется  формула  первого  упражнения: «Мои  руки  и  ноги

стали  совсем  тяжелыми». Затем  разучивается  второе  упражнение  словесной  формулой,
внушающей  тепло, в  той  же  последовательности, как  и  первое  упражнение.
Окончательная формулировка, завершающая первые два  упражнения: «Мои  руки и  ноги
стали тяжелыми и теплыми».

Повторяется  предыдущая  формула. После  нее  пациенты  вслед  за  психологом

повторяют  про  себя: «Мое  сердце  бьется  мощно  и  ровно», представляя  себе
соответствующие ощущения, обязательно окрашенные приятными эмоциями.

Упражнение «Дыхание  совершенно  спокойно» — осваивается  так  же, как  и

предыдущее. Оно направлено на нормализацию дыхательного ритма.

308

Упражнение «Мое солнечное сплетение излучает тепло» усваивается труднее, и

ему  следует  уделять  больше  внимания. Оно  реализуется  лучше, если  проглотить
слюну или полностью положить правую ладонь на солнечное сплетение и ощущать
тепло непосредственно под ладонью.

Упражнение «Мой лоб приятно прохладен» выполняется путем представления

прохладного ветерка, овевающего лоб и виски.

Каждый сеанс Шульц рекомендует проводить в течение 20-30 минут, и на вдохе,

под  приказом  психолога «Открыть  глаза», выйти  из.состояний  аутогенного
погружения. Шульц  подчеркивает  обязательное  соблюдение  последовательности
упражнений (Шульц, 1985).

Аутогенные  тренировки  успешно  используются  не  только  в  медицине, но  и

педагогике.

Шварц, 1958 г. предложил использовать методику релаксации в педагогических

целях. Систематические  наблюдения  автора  показали, что  при  проведении  сеансов
групповой релаксации школьников под руководством педагога достаточно двух-трех
подготовительных занятий, после чего можно использовать состояние расслабления
ученика для «ввода учебной информации или формул воспитательного содержания».
Продолжительность  первых  двух  сеансов  по  методике  Шварца  длилась  от 30 до 35
минут. Это время примерно распределялось следующим образом:

Принятие удобной позы, сосредоточение на голосе педагога — 2-3 мин.
Ввод в состояние физического покоя — 5-6 мин.
Ввод в состояние психического покоя — 7-8 мин.
Выработка ощущения тяжести правой руки — 7-8 мин.
Выработка ощущений теплоты правой руки — 7-8 мин.
Выход из состояния релаксации — 2-3 мин.
Начиная с пятого-шестого занятия, автор предлагал использовать релаксацию

в дидактических целях.

Подготовительную стадию (обучение релаксации) автор делит на три основные

части.

Первая часть (вступительная).

Детям  предлагается  принять  позу «кучера  на  дрожках». Инструкция: «Весь

корпус расслаблен, никакого напряжения, мышцы шеи, рук, спины, ног вялые, они
как бы выключены, голова

309

слегка  наклонена  вперед, плечи  опущены, руки  на  коленях  лежат  вяло,

расслабленно, все  заняли  позу  кучера  на  дрожках. Начинаем  сеанс  здорового  отдыха,
учимся произвольно регулировать свое психическое состояние. Я буду считать до десяти,


background image

когда скажу десять — глаза закрыть. Раз, два... забыли, что мы в классе, три, четыре... слу-
шаем только мой голос, пять, шесть... никакой критики, только мой голос, семь, восемь...
полностью успокоились, девять, десять... глаза закрыты».

Вторая часть (основная)

Формулы:

1.  Все мысли уходят, я погружаюсь в покой... некоторые фразы я буду произносить

громко, вы должны шепотом повторять.

2.  Я  погружаюсь  в  покой... шепотом  повторили  и  почувствовали  погружение  в

покой,  освобождаясь  от  скованности  и  напряжения...  Я  лежу  на  берегу  реки.  В  лесу
журчит вода, поют птицы, шумит листва деревьев... Всйомните это ощущение покоя.

3.  Все мои мышцы приятно расслаблены для отдыха... Почувствуйте сами приятное

расслабление мышц. Голос мой

будет  то  появляться, то  исчезать. Вы  должны  сами  выработать  необходимое

состояние  покоя. Каждый  мой  мускул  расслаблен  и  вял. Сами  выработайте  в  себе  это
состояние. Все мое тело отдыхает. Мне легко и приятно.

4.  Я спокойно отдыхаю... Я ни о чем не думаю.
Я  лежу  на  спине, смотрю  в  голубое  небо, там  плывут  облака, надо  мной  качаются

верхушки  деревьев, я  слушаю  успокаивающий  шум  леса. Я  все  глубже  и  глубже
погружаюсь  в  покой.  Покой,  как  одеяло,  окутал  меня,  я  как  будто  бы  повис  в  воздухе,
будто  нахожусь  в  состоянии  невесомости, у  меня  такое  ощущение, будто  я  растаял.
Полный физический и психический покой. Работаете вы все хорошо. Все хорошо. Вошли
в  состояние  физического  и  психического  покоя. Вы  чувствуете  полный  физический  и
психический покой.....Переходим к ощущению следующего состояния. Ощущению

тяжести правой руки.
5.  Чувствую тяжесть в правой руке. Мышцы напрягать не надо, пальцы в кулаке не

сжимайте. Правая  рука  тяжелая. В  правой  руке  тяжелая  сумка, набитая  книгами. Сумка
своей тяжестью тя-

310
нет правую руку. Правая рука давит на колено правой ноги. Рука приятно отяжелела.

Рука  лежит  спокойно, неподвижная, теплая. Сами  вырабатываем  ощущение  тяжести  в
правой руке. Рука тяжелая. Полный физический и психический покой. Правая рука тяже-
лая... тяжелая.

6. Чувствую приятное тепло в правой руке. Моя правая рука погружена в нагретый

солнцем песок. Песок нагревает правую руку. Кровеносные сосуды в руке расширились.
Приятное тепло струится от плеча в предплечье, из предплечья в кисть правой руки. Пра-
вая  рука  теплая. Рука  теплая. Здоровая, горячая  кровь  согревает  правую  руку, приятное
тепло проходит по рукам. Тепло доходит до пальцев. Чувствую тепло в кончиках пальцев.
Вы, ребята, хорошо работаете. Вы молодцы. Вы чувствуете тепло. Я научился расширять
сосуды в руке. Я могу расширять сосуды в руке. Я сам выработал состояние физического
и психического покоя, тяжести и тепла в правой руке.

Часть третья (выход из состояния релаксации).

Формула: «Я хорошо отдохнул... чувствую легкость во всем теле, чувствую бодрость

и свежесть. Полон сил и бодрости. Готов к очередным занятиям. Я буду считать до десяти,
когда скажу десять — глаза открыть. Раз, два... тяжесть правой руки уходит, три, четыре...
тепло правой руки уходит, пять, шесть... С каждым вдохом уходит тепло и тяжесть правой
руки. Семь, восемь... настроение хорошее, хочется встать и действовать. Девять, десять...
глаза открыть, глубокий вдох, потянулись, улыбнулись».

Представленные автором формулы вполне доступны для детей школьного возраста и

были  успешно  использованы  нами  при  проведении  психорегулирующих  тренировок
(Мамайчук, Ортис, 1989).

Основной целью психорегулирующих тренировок, разработанных нами для детей и

подростков  с  нарушениями  в  поведении, является  смягчение  эмоционального


background image

дискомфорта, формирование у них приемов релаксации, развитие навыков саморегуляции
и самоконтроля поведения.

Занятия  проводятся  поэтапно  с  учетом  возрастных  и  индивидуально-

психологических особенностей ребенка, через день с небольшой (до 5 человек) группой.

311

Основные требования к организации занятий.

Помещение  для  занятий  должно  быть  достаточно  просторным, хорошо

проветриваться. Необходимо, чтобы  помещение  было  защищено  от  внешних  шумов.
Освещение  помещения  не  должно  быть  слишком  ярким.  В  помещении  должны  быть
установлены  мягкие  кресла с высокими подлокотниками. Желательно, чтобы  кроме  кре-
сел были специальные кушетки для занятий в положении лежа.

Время занятий следует подобрать так, чтобы они проводились не раньше, чем через

2-3 часа  после  еды. Продолжительность  каждого  занятия 30-40 минут, включая
последующее  заполнение  дневников-отчетов. На  первых занятиях подростки  выполняют
меньшее число упражнений, но каждое упражнение выполняется дольше. Таким образом,
общая  продолжительность  занятий  остается  неизменной. Продолжительность  курса
зависит от индивидуальных особенностей подростка. Опыт нашей работы показал, что он
может продолжаться от 15 до 45 занятий. Частота занятий зависит от конкретных условий.
В  амбулаторных  условиях  занятия  проводятся  реже, чем  в  стационаре  или  в  школе. В
процессе  занятий  обязательно  используется  звуковое  сопровождение. Как  правило,
магнитофонные  записи. Сразу  после  каждого  занятия  подростки  получают  домашние
задания и заполняют дневники-отчеты. Отчеты являются важнейшим средством контроля
психолога  за  состоянием  и  успехами  занимающихся. Кроме  дневников-отчетов
необходимы  объективные  наблюдения  психолога  за  состоянием  занимающихся  и
сопоставление их с самоотчетами.

Требования к специалисту-психологу.

Психолог  осуществляет  отбор  занимающихся  и  руководит  занятиями. Новые

упражнения  осваиваются  занимающимися  только  под  руководством  психолога. В
процессе  проведения  занятий  словесные  формулы  должны  произноситься  психологом
достаточно четко. Высокие требования предъявляются к интонации голоса психолога. Это
могут  быть повелительные и  успокаивающие интонации. Красочность, убедительность и
образность  речи  психолога  является  важным  фактором  в  процессе  занятий. Не  следует
допускать резкий директивный  тон. Нежелательно зачитывать формулы по  написанному
тексту. Психолог  должен  быть  предельно  искренним  и  должен  переживать  содержание
занятий вместе со своими подопечными.

312
Психорегулирующие  тренировки (ПРТ) состоят  из  четырех  этапов: установочный,

успокаивающий, обучающий и восстанавливающий.

На  первых  занятиях  первого  этапа

(установочного)

психолог  рассказывает

подросткам  о  целях  и  задачах  ПРТ, об  их  значении  в  регуляции  поведения  человека  в
экстремальных  условиях. Примеры  должны  быть  убедительными. Рекомендуется
предложить  подросткам  задать  вопросы, рассказать  о  том. что  они  сами  знают  о
резервных  возможностях  психики  человека,  о  йогах,  медитациях  и  пр.  Содержание
установочной  беседы  зависит  от  возраста  и  индивидуально-психологических
особенностей членов группы.

На  следующих  занятиях  подросткам  демонстрируются  таблицы-схемы  проекций

частей  тела  в  коре  головного  мозга. Обращается  их  внимание  на  то, что  руки  занимают
непропорционально  много  места в  кортикальном  представительстве  тела. Это  указывает
на то, что лицо и рука посылают в мозг наибольшее количество сигналов. «Чем больше
сигналов, тем больше возбуждается мозг и наоборот, чем больше возбуждается мозг, тем
больше  импульсов  он  посылает  на  наше  тело. Например, тремор  рук  у  человека  после


background image

напряженной  работы.  Таким  образом,  существует  тесная  связь  между  нашим  телом  и
мозгом. Эта связь двухсторонняя и, человек может добиться успокоения, управляя своей
мускулатурой. Это доступно каждому».

На следующих занятиях установочного этапа мы обучаем подростков релаксации по

методу  Джекобсона. Цель  метода — произвольное  расслабление  поперечно-полосатых
мышц в покое. Обучение этому методу проводится в три шага.

Основной  целью  этих  занятий  является  обучение  подростка  осознавать  и

чувствовать даже слабое мышечное напряжение и целенаправленно расслаблять мышцы-
сгибатели    .

Упражнения:  предложить  подростку,  лежа  на  спине,  сгибать  и  разгибать  руки  в

локтевых  суставах, резко  напрягая  мышцы  рук, затем  резко  их  расслабляя. Повторять
упражнение несколько раз.

Затем продолжать обучать подростка расслаблению мышц шеи, туловища, плечевого

пояса, ног, а затем мышц лица, глаз, гортани.

313

Второй  шаг — обучение  дифференцированной релаксации. Например, тренировать

расслабленные  мышцы  в  процессе  чтения, письма  и  других  занятий, в  положении  сидя
расслаблять мускулатуру.

Третий  шаг — подростка  обучают  наблюдать  за  собой  в  повседневной  жизни  и

отмечать, какие  мышцы  напрягаются  при  волнении, страхе, тревоге, смущении.
Рекомендуется'целенаправленно  уменьшать, а  затем  снимать  локальное  напряжение
мышц.

Следует подчеркнуть, что овладение методом прогрессивной мышечной релаксации

вызывает  у  многих  подростков  существенные  затруднения. В  связи  с  этим  не
рекомендуется требовать от подростка полного овладения этим методом. Основной целью
этих  занятий  является  формирование  у  подростка  положительной  установки  на  ПРТ, а
также диагностика его способности к саморегуляции.

Второй  этап  —

успокаивающий,

в  процессе  которого  используется  вербально-

музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения. Многочисленные
исследования  психологов  показали, что  сильное  физиологическое  воздействие  на
организм оказывают хорошо известные классические и народные мелодии (Рогов, 1996 и
др.). Опыт  нашей  работы  показал, что  для  снятия  психического  напряжения
целесообразно  использовать  такие  музыкальные  произведения, как «Сладкие  грезы»
Чайковского, «Грустный  вальс» Сибелиуса, «Фантазия-экспромт» Шопена, романс
Шостаковича к кинофильму «Овод», «Аве-Мария» Шуберта, «Лунная  соната» Бетховена
и  др. Рогов  рекомендует  подбирать  музыкальные  произведения  в  зависимости  от
состояния ребенка или подростка (Рогов, 1996).

При переутомлении и нервном истощении рекомендуются такие произведения, как

«Утро» Грига, «Полонез» Огинского. При  угнетенном, меланхолическом  настроении —
«К  радости» Бетховена, «Аве-Мария» Шуберта. При  выраженной  раздражительности,
гневливости — «Хор пилигримов» Вагнера, «Сентиментальный вальс» Чайковского, а при
снижении сосредоточенности внимания — «Времена года» Чайковского, «Лунный Свет»
Дебюсси, «Грезы» Шумана.

314
Психолог  предлагает  детям  удобно  расположиться  в  кресле, закрыть  глаза  и

расслабиться, слушая  музыкальное  произведение. В  нашей  практике  мы  чаще
использовали «Лунную  сонату». На  фоне  расслабляющей  музыки  психолог  спокойным
голосом говорит детям: «Вы спокойны, вы совершенно спокойны... Представьте себе, что
вы находитесь на берегу моря... Мягкий, теплый ветерок овевает ваше лицо... Море синее,
синее... Вода теплая... Вы лежите на теплом песке, он согревает вас... Вам легко и приятно,
легко и приятно, легко и спокойно,... спокойно».