Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5642

Скачиваний: 52

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Поведенческий

компонент  образа «Я» включает  в  себя  конкрет-ные  действия,

которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой. Это очень важный компонент в
адаптации подростка к окружающей действительности.

В  многочисленных  исследованиях  развития «Я-концепции»

'

в  подростковом

возрасте выделяются следующие факторы, существенно влияющие на ее содержательные
характеристики:

—  Особое  место  в  формировании «Я-концепции» подростка  занимает  активное

половое  развитие. Психофизические  изменения  у  подростка, связанные  с  половым
созреванием, разрушают уже сформировавшийся образ «Я» и требуют построения нового
телесного «Я».

—  Когнитивная  перестройка, которая  проявляется  в  качественных  изменениях  в

развитии  мышления. У  подростка  появляется  склонность  к  предварительному
мысленному  решению, новое  отношение  к  интеллектуальным  задачам. Подросток, в
отличие  от  ребенка, начинает  анализ  задачи  с  попыток  выяснить  все  возможные
отношения, создает  различные  предположения, создает  различные  предположения об их
связях, затем проверяет свои гипотезы.

—   Новый  уровень  овладения  социальным  опытом  проявляется  в  формировании

качественно  иных  отношений  в  системе «я  и  общество». Эти отношения  направлены на
усвоение норм человеческих взаимоотношений.

—  Способность  подростков  моделировать  свою  деятельность  и  предвосхищать  ее

результаты  отражается  на  их  поведении, которое  становится  более  упорядоченным,
целенаправленным и волевым.

Метаморфозы  тела, которые  начинаются  в  период  полового  созревания, негативно

сказываются  на  эмоциональном  самочувствии  подростков. Возникает  тревожность,
озабоченность, неудовлетворенность  своим  внешним  обликом. Беспокойство  по  этому
поводу  продолжает  нарастать  в  течение  всего  подросткового  периода. Сна- i чала
подросток  переживает  диспропорции, затрагивающие  отдель-

:

ные  части  образа  тела

(ступни, ноги, руки), затем общий образ те-

290
ла (рост, масса) и позже диспропорции таких социально значимых частей тела, как

лицо, конечности (Исаев, 1996). Большую озабо

1

-ченность испытывают мальчики в связи

с  развитием  половых  органов, а  девочки — с  ростом  молочных  желез. Высокая
чувствительность к телесному образу «Я» у подростков, неудовлетворенность им нередко
приводит  к  аффективным  реакциям, таким  как  депрессивный  фон  настроения,
ипохондрии, фобии, эмоциональная изоляция, фрустрированность, агрессивность и пр.

Совокупность ощущений, представлений и переживаний подростка по поводу своего

физического  облика  может  искажать  образ «Я». Искажение  образа «Я» проявляется  в
подростковом  возрасте  по-разному. У  некоторых  подростков  определяющим  фактором,
искажающим <<Я-концепцию», является  слабая  рефлексия, что  проявляется  в
недостаточном  осознании  своих  личностных  качеств  и  в  неадекватных  самооценках. У
них  наблюдается  слабость  самоконтроля  поведения, импульсивность, низкий  уровень
познавательной активности. Неодинаковое  соотношение «телесных» и «морально-психо-
логических» компонентов «Я-концепции» в  значительной  степени  искажают  ее. У
некоторых  подростков  наблюдается  ригидность «Я-концепции», что  проявляется  в
неадекватно  завышенной  или  заниженной  самооценке. При  завышенной  самооценке  у
подростка  отмечается  завышенный  по  отношению  к  своим  возможностям  уровень
притязаний.

Самооценка  имеет  разные  функции. С  одной  стороны — это  когнитивный

(познавательный) процесс. Подросток заинтересован в объективном знании себя и своих
качеств. С другой стороны, самооценка часто служит средством психологической защиты
личности. Желание  иметь  положительный  образ «Я» нередко  побуждает  подростка
преувеличивать  свои  достоинства  или  преуменьшать  свои  недостатки. Чтобы  сохранить


background image

положительное  отношение, личность  вынуждена  прибегать  к  различным  защитным
механизмам.

В подростковом возрасте выделяются следующие виды психологической защиты:

Отрицание

— защита себя от неприятной действительности путем отказа адекватно

воспринимать  ее. Отрицание  как  защитный  механизм  формируется  еще  в  детском
возрасте, в  значительной  степени  тормозит  развитие «Я-концепции» и  вызывает
различные

291

нарушения  поведения, вплоть  до  аддиктивного. Например, у  подростка-наркомана

погиб приятель от передозировки наркотиков. В процессе беседы с психологом подросток
утверждал, что приятель  умер от воспаления легких, заболевания сердца и пр. Принятие
истинной  причины  гибели  приятеля  означало  бы  для  подростка-наркомана  осознание
серьезной опасности наркотиков  для  собственного здоровья. Подростки  с данным видом
защитного механизма не принимают источник тревоги как реальное событие. В структуре
личности  у  них  прослеживается  неадекватно  завышенная  самооценка, они  не  терпят
критики, самолюбивы, активно отрицают наличие трудностей, сложностей в своей жизни.

Вытеснение

— это  подавление, исключение  из  сознания  мыслей, желаний,

воспоминаний, которые вызывают тревогу и угрожают внутренней целостности человека.
Например, подросток  должен  принять  какое-то  трудное  решение, связанное  для  него  с
длительным  волнением  и  переживанием,  и  может  внезапно  «забыть»  об  этом  деле.  При
вытеснении неразрешимый конфликт может проявляться в тревожности, в эмоциональном
дискомфорте, а  также  в  астенических  реакциях — усталости, апатии. Одним  из  ярких
примеров вытеснения можно считать анорексию — отказ от приема пищи, которая часто
встречается в подростковом возрасте. Как правило, «анорексивное» вытеснение является
следствием страха у подростка пополнеть и, следовательно, дурно выглядеть. Подросток
начинает  активно  бороться  с «полнотой». Некоторые  подростки  не  могут  открыто
отказываться от  еды, настойчиво  предлагаемой  им  родителями. Как  только  прием  пищи
окончен, они  тут  же  идут  в  туалетную  комнату, где  мануально  вызывают  рвотный
рефлекс. Это, с одной стороны, освобождает подростка от грозящей «лишним весом» пи-1
щи, с  другой — приносит  психологическое облегчение. Со  временем  наступает  момент,
когда  рвотный  рефлекс  срабатывает  на  прием  пищи  уже  автоматически, и  в  результате
формируется  заболевание. Первоначальная  причина  болезни  успешно  вытеснена, а
остались ее последствия.

Компенсация

—  этот  защитный  механизм  наиболее  часто  ветре-  j  чается  в

подростковом  возрасте. Он  проявляется  у  подростка  в  прикрытии  собственной
неполноценности  подчеркиванием  желаемых  черт  или  преодолением  неуспехов  в  одной
сфере деятельности

292
сверхудовлетворением в других сферах. Например, болезненный, робкий, физически

слабый  подросток  при  выборе  видов  спорта  отдает  предпочтение  боксу  или  самбо.
Испытывая  сверхкомпенсаторное  желание  доказать  всем  свою  значительность  в
определенном  виде  деятельности, такие  подростки  часто  делают  это  в  ущерб  своему
здоровью, подчеркнуто пренебрежительно относясь к нему.

Идентификация

— это бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих

другому  человеку, позволяющее  подростку  преодолеть  собственную  слабость  и  чувство
неполноценности. Этот  защитный  механизм  формируется  с  детства  и  является  важным
при  усвоении  ребенком  норм  социального  поведения. В  подростковом  возрасте
идентификация  как  защитный  механизм  нередко  проявляется  в  таких  стойких
поведенческих  реакциях, как  подражание. Это  может  быть  подражание  знакомым,
любимым  артистам  или  даже  асоциальным  личностям (вор  в  законе, наркоман, крутой


background image

бизнесмен  и  пр.). Идентификация  как  защитный  механизм  часто  наблюдается  у
инфантильных подростков с неустойчивой самооценкой.

Рационализация —

это  попытка  личности  доказать  с  целью  самоутверждения, что

поведение  является  рациональным  и  оправданным  и  потому  социально  одобряемым.
Рациональное  объяснение  как  защитный  механизм  направлено  не  на  разрешение
противоречия  как  основы  конфликта, а  на  снятие  напряжения  при  переживании
дискомфорта  с  помощью  псевдологических  объяснений. Эти «оправдательные»
объяснения  мыслей  и  поступков  более  этичны  и  благородны, нежели  истинные  мотивы
человека, т. е. рационализация  направлена  на  сокрытие  личностью  истинной  мотивации
своего поведения. Например, подросток оправдывается, что много курит, и объясняет, что
курят все, что курили великие люди. Ему обидно признаться, что курение превратилось у
него  во  вредную  привычку, что  после  употребления  сигарет  болит  голова, тошнит.
Рационализируя, он находит оправдательные мотивы своего поведения. Причем он может
так  красиво  убеждать  и  объяснять, что  сам  начинает  верить  во  все  это. Нередко
подростки, пользующиеся рациональной защитой, стараются построить свою концепцию
как  панацею  от  беспокойства  и  тревоги. Они  заранее  обдумывают  все  варианты  своего
поведения и их последствия. Эмоциональные

293

переживания  у  них  часто  маскируются  усиленными  попытками  рационального

истолкования событий.

Проекция —

защитный механизм, при котором человек приписывает другим людям

свои  собственные, неприемлемые  для  сознания  инстинкты  и  желания. То  есть  как
защитный  механизм  проекция  проявляется  в  переносе  личностью  собственных (чаще
негативных) характеристик  на  других  людей. Например, подросток  нетерпим  к
самоуверенным, самовлюбленным  людям, поскольку  сам  не  чужд  этих  качеств. Или
убежден  в  чужой  непорядочности,  а  сам  втайне  склонен  к  ней.  Для  таких  подростков
характерно скрытое желание иметь противников для самоутверждения. Они конфликтны,
могут  быть  агрессивны, склонны  к  зависти, поиску  негативных  причин  успеха  у
окружающих. У  них  наблюдается  неадекватно  завышенная  или  заниженная  самооценка
здоровья.

Регрессия

как  защитный  механизм  проявляется  в  возвращении  ребенка  или

подростка  к  более  примитивным  способам  реагирования  на  стрессовую  ситуацию. У
подростка  могут  наблюдаться  примитивные  способы  эмоционального  реагирования  на
ситуацию: плаксивость, капризность, раздражительность, беспричинное  упрямство,
перепады  настроения. У  некоторых  подростков  может  наблюдаться  энурез (недержание
мочи), кусание ногтей, сосание пальцев и пр. Некоторые подростки получают успокоение
от обильной еды, питья, курения. Преобладание регрессии как защитного механизма часто
наблюдается  у  инфантильных  подростков, а  также  у  подростков  с  задержкой
психического  развития. Несамостоятельность, инактивность, эмоциональная  неустойчи-
вость  могут  способствовать  формированию  у  них  аддиктивного  поведения. Для  них
характерна неадекватная самооценка, слабая рефлексия, ситуативное поведение.

Итак, защитные  механизмы  по-разному  отражаются  на  особенностях  поведения

подростков.  В  одних  случаях  подросток  подавляет  в  себе  мысли  о  своем  поведении,
отрицая  или  вытесняя  свои  внутренние  проблемы, связанные  с  особенностями  их
поведения (отрицание). В других случаях ищет выход в самооправдании и снисхождении
к  своим  проблемам, связанным  с  поведением (рационализация). В  третьих  стараются
исказить существующую ре-

294
альность  и  занимаются  самообманом, используя  проекцию, фантазирование,

регрессию.


background image

Анализ  защитных  механизмов  личности  подростков  имеет  важное  значение  при

разработке  дифференцированных  методов  психологической  коррекции  подростков  с
нарушениями в поведении вследствие дисгармонии развития.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ
И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

Основной  целью  психологической  коррекции  подростков  с  дисгармоничным

развитием является  согласование их личностной структуры, семейных взаимоотношений
и решение актуальных психотравмирующих проблем.

Особый  интерес  в  психокоррекционной  работе  с  подростками  с  нарушениями

эмоциональной  регуляции  поведения  представляет  уровневый  подход, предложенный
Лебединским В. В. с соавторами (1988). Взаимодействие личности с окружающим миром,
реализация ее потребностей могут происходить на разных уровнях активности и глубины
аффективного контакта со средой. Авторы выделяют четыре основных уровня.

Первый  —  уровень  полевой  реактивности  —  исходно  связан  с  наиболее

примитивными, пассивными 

формами 

психической 

адаптации. Аффективные

переживания на этом уровне еще не содержат положительной или отрицательной оценки,
они связаны лишь с общим ощущением комфорта или дискомфорта.

В  более  старшем  возрасте  ребенка  и  у  взрослых  этот  уровень  выполняет  фоновые

функции  в  осуществлении  эмоционально-смысловой  адаптации  к  окружающему. Он
обеспечивает  тоническую  реакцию  аффективных  процессов. Роль  этого  уровня  в  регу-
ляции  поведения  чрезвычайно  велика  и  недооценка  его  влечет  за  собой  существенные
издержки  в  психокоррекционном  процессе. Тоническая  эмоциональная  регуляция  с
помощью  специальных  ежедневных  психотехнических  приемов  позитивно  воздействует
на  разные  уровни  базальной  аффективности. Поэтому  различные  психорегулирующие
тренировки с использованием сенсорных

295

стимулов (звук, цвет, свет, тактильное прикосновение) имеют огромное значение в

психокоррекции поведения.

Второй — уровень  стереотипов — играет  важную  роль  в  регуляции  поведения

ребенка первых месяцев жизни, в отработке его приспособительных реакций — пищевых,
оборонительных, установления  физического  контакта  с  матерью. На  этом  уровне
качественно оцениваются сигналы из окружающего мира и внутренней среды организма,
аффективно  оцениваются  ощущения  всех  модальностей: слуховых, зрительных,
тактильных, вкусовых  и  др. Типом  поведения, характерным  для  этого  уровня
аффективной адаптации, являются стереотипные реакции. Аффективные стереотипы явля-
ются  необходимым  фоном  для  обеспечения  самых  сложных  форм  поведения  человека.
Активизация  этого  уровня  эмоциональной  регуляции  в  процессе  психокоррекции
достигается  при  сосредоточении  пациента  на  чувственных (мышечных, вкусовых,
тактильных и прочих) ощущениях, восприятии и воспроизведении простых ритмических
стимулов.  Этот  уровень,  так  же  как  и  первый,  способствует  стабилизации  аффективной
жизни  человека. Разнообразные  психотехнические  приемы, широко  используемые
психологами, такие  как  ритмические  повторы, ритуальные  действия, прыжки, рас-
качивания  и  пр., занимают  важное  место  в  психокоррекционном  процессе, особенно  на
первых этапах занятий. Они имеют  как расслабляющее, так  и мобилизующее  значение в
коррекции поведения детей и подростков.

Третий  уровень  аффективной  организации  поведения — уровень  экспансии —

является  следующей  ступенью  эмоционального  контакта  человека  со  средой. Его
механизмы постепенно начинают осваиваться ребенком на втором полугодии жизни, что
способствует  формированию  активной  адаптации  к  новым  условиям. Аффективные
переживания третьего уровня связаны не с самим удовлетворением потребности, как это
было  на  втором  уровне, а  с  достижением  желаемого. Они отличаются  большой  силой  и


background image

полярностью. Если на втором уровне нестабильность ситуации, неизвестность, опасность,
неудовлетворенное  желание  вызывает  тревогу, страх, то  на  третьем  они  мобилизуют
субъекта  на  преодоление  трудностей. На  данном  уровне  аффективной  организации
ребенок испытывает любопытство к неожиданному впечатлению, азарт в пре-

296
одолении  опасности, гнев, стремление  к  уничтожению  преград. В  процессе

психокоррекции  уровень  аффективной  экспансии  стимулируется  под  влиянием
переживаний, возникающих в процессе азартной игры, риска, соперничества, преодоления
трудных  и  опасных  ситуаций, разыгрывания  устрашающих  сюжетов, содержащих
реальную перспективу их успешного разрешения.

Четвертый — уровень  эмоционального  контроля (высший  уровень  системы

базальной  эмоциональной  регуляции) формируется  на  основе  субординации,
взаимодополнения  и  социализации  всех  предыдущих  уровней. Адаптивное  аффективное
поведение  на  этом  уровне  поднимается  на  следующую  ступень  сложности. На  этом
уровне  закладывается  аффективная  основа  произвольной  организации  поведения
человека. Поведенческий акт  субъекта  уже становится  поступком — действием, которое
строится  с  учетом  отношения  к  нему  другого  человека. В  случае  неудачи  адаптации
субъект  на  этом  уровне  уже  не  реагирует  ни  уходом, ни  двигательной  бурей, ни
направленной агрессией, как это возможно на предыдущих уровнях, — он обращается за
помощью к другим людям. На этом уровне происходит совершенствование аффективной
ориентировки  в  себе, что  является  важной  предпосылкой  развития  самооценки.
Аффективное  переживание  на  данном  уровне  связано  с  сопереживанием  другому
человеку. Коррекция  эмоционально-смысловой  организации  поведения  требует
обязательного  включения  таких  психотехнических  приемов, как  сотрудничество,
партнерство, рефлексия, что  способствует  формированию  гуманизма, сопереживания,
самоконтроля.

Выделенные  уровни  аффективной  организации  составляют  единую  сложно

координированную  структуру. Эти  уровни  разрешают  качественно  различные  задачи
адаптации. Ослабление  или  повреждение  одного  из  уровней  приводит  к  общей
аффективной  дезадаптации  ребенка  или  подростка. А  чрезмерное  усиление  механизмов
одного из уровней может быть причиной эмоциональной дефицитарности.

Закономерно развиваясь в единую систему регуляции, базаль-ные уровни могут по-

разному  акцентуироваться  в  эмоциональной  адаптации  человека. Это  способствует
формированию  индивидуальных  эмоциональных  отношений  с  окружающим  миром.
Напри-

297

мер, тенденция  к  усилению  первого  уровня  аффективной  регуляции  может

проявляться  в  выраженной  потребности  к  эмоциональному  комфорту, гармонии.
Подростки с акцентуированным вторым уровнем имеют глубокие эмоциональные связи с
внешним миром, сильную аффективную память, устойчивы в своих привычках. Мощный
третий  уровень  делает  людей  раскованными, смелыми, легко  берущими  на  себя
ответственность  в  разрешении  напряженной  ситуации, особенно  в  ситуациях  риска,
азарта. Подростки  с  более  сильным  четвертым  уровнем  сверхсосредоточены  на
человеческих отношениях. Они сострадательны, склонны к общению, соблюдению норм и
правил, но  они  могут  испытывать  дискомфорт  в  тех  нестабильных, напряженных
ситуациях, которые  чаще  доставляют  удовольствие  лицам  с  сильно  развитым  третьим
уровнем.

Структурно-уровневое  изучение  базальной  эмоциональной  организации  личности

имеет  важное  значение  в  разработке  проблемы  индивидуального  поведения  детей  и
подростков и эффективных способов его коррекции.