Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 6101
Скачиваний: 52
Не рекомендуется, чтобы занимающиеся засыпали на занятии, что наблюдается у
высоко внушаемых детей и подростков. Им можно предложить зрительно-музыкальные
стимулы, также направленные на снятие напряжения и создание позитивных установок на
последующие занятия. С этой целью используется специально подобранные нами
изображения природы (лес, поле, морской прибой и др.), которые представляются на
экране на фоне специальной расслабляющей музыки.
После каждого занятия детям предлагались карточки с изображением лица с
различной мимикой (грусть, радость, удивление, задумчивость). Ребенок выбирал
карточку, которая соответствовала его настроению после занятия. Для подростков мы
использовали полярные определения:
— веселый — грустный;
— спокойный — взволнованный;
— теплый — холодный;
— ясный — мрачный.
Подросток должен был отразить свое настроение в пятибалльной оценке. Кроме
того, целесообразно предложить тест Люшера для оценки эмоционального состояния
подростка.
Опыт нашей работы показал, что установочный этап, как правило, длится от 2 до 7
занятий. В конце каждого занятия необходимо подчеркнуть, что более глубокому отдыху
способствует расслабление всех мышц конечностей и тела, которое субъективно
воспринимается человеком как чувство тяжести.
Третий этап —
обучающий,
целью которого является обучение детей и подростков
произвольному расслаблению с помощью
315
специальных релаксирующих упражнений. С этой целью используются упражнения
из методик Шульца на вызывание тепла и тяжести, на регуляцию дыхания, ритма и
частоты сердечных сокращений, но модифицированные для детского и подросткового
возраста. Формулы должны сочетаться с конкретными эмоциональными образами,
вызывающими у человека необходимые для данного упражнения ощущения. Формулы
требуется произносить «про себя», соотнося их с дыханием. Как правило, формулы,
произносимые на выдохе, дают больший расслабляющий эффект. Если формула слишком
длинная и ее не успеть «проговорить» в течение одного выдоха, то рекомендуется
растянуть ее на два выдоха. В процессе занятий могут быть использованы следующие
формулы:
— я приготовился к отдыху;
— я успокаиваюсь;
— отвлекаюсь от всего;
— посторонние звуки не мешают мне;
— уходят все заботы, волнения, тревоги:
— мысли текут плавно, медленно;
— я отдыхаю;
— я совершенно спокоен.
Традиционно расслабление необходимо начинать с правой руки.
На первом занятии детям необходимо научиться с закрытыми глазами мысленно, как
можно ярче, представить себе образ совершенно расслабленной, тяжелеющей правой
руки. Для этого можно использовать следующую формулу:
— моя правая рука тяжелая; или вся правая рука от плеча до кончиков пальцев
тяжелая-тяжелая...
Эту формулу необходимо представить обучающемуся в максимальной наглядности.
Задание считается выполненным, когда ощущение тяжести правой руки отчетливо
фиксируется подростком.
На втором занятии проводится обучение подростка вызыванию тепла в правой руке.
Сидя в удобной позе или лежа, с закрытыми глазами, подросток вызывает тепло в руке с
помощью следующих формул:
316
— правая рука теплеет, или в правой руке появляется приятное ощущение тепла.
После каждого занятия ребенок должен отразить в отчете общее самочувствие и
описать свои ощущения в руках и ногах.
Рекомендуется предложить ребенку проводить самостоятельную тренировку перед
сном (домашнее задание).
На третьем и последующих занятиях можно предложить упражнения на дыхание. С
этой целью используются дыхательные гимнастики.
Перед началом дыхательных упражнений необходимо рассказать детям о значении
дыхания в жизни человека.
1 шаг — постепенное удлинение выдоха, пока он не станет вдвое длиннее вдоха;
2 шаг — удлинение всех фаз дыхания;
3 шаг — уменьшение вдоха, пока не поравняется с выдохом. Дыхательные
упражнения вызывают большие трудности не
только у детей, но и подростков. Главное — научить ребенка удлинять выдох.
Например, на счет 1,2, 3, 4 — вдох, затем 1, 2, 3, 4 — выдох (повторить два раза). Затем
выдох увеличить до 5 раз, затем 6, затем 8. Каждое упражнение повторять по два, три
раза.
После усвоения дыхательных упражнений рекомендуется обучать ребенка
ощущению глубинного тепла в животе. Выполнение этого упражнения способствует
расслаблению внутренних органов. Предварительно можно предложить ребенку
сконцентрировать свое внимание на том, как проходит пища или вода в желудок.
Например: «Ты глотнул горячее молоко, оно проходит через пищевод к желудку». Или:
«Представьте себе, на месте желудка лежит грелка, ее тепло проникает внутрь желудка».
В качестве формулы самовнушения можно использовать следующие: мой живот мягкий,
теплый.
Пятое упражнение направлено на вызывание тепла в солнечном сплетении, что
способствует снятию неприятных ощущений и болей в животе, обеспечивает гармоничное
функционирование внутренних органов брюшной полости и регулирует кровообращение
гладкой мускулатуры.
317
Шестое упражнение направлено на вызывание ощущения прохлады лба с помощью
формулы: «Мой лоб слегка прохладен». Повторяя эту формулу несколько раз, можно
предложить ребенку зрительные образы. Например: «Я нахожусь около вентилятора...
прохладный воздух овевает мое лицо».
Седьмое упражнение направлено на произвольную регуляцию сердечных
сокращений. После краткого повторения всех усвоенных ранее упражнений предложите
детям формулу: «Ваша левая рука погружается в теплую воду. В вашей руке теннисный
мячик, вы его ритмично сжимаете... на вдохе — напряжение, на выдохе — расслабление
мячика». Такие воображаемые движения проводятся в определенном темпе, от
замедленного до ускоренного... Затем по команде психолога они прекращаются.
Произвольная регуляция частоты сердечного ритма вызывает существенные трудности у
детей и подростков. Опыт нашей работы показал, что вполне достаточно описанных выше
идеомоторных упражнений для обучения ребенка или подростка сосредоточению на
частоте сердечных сокращений.
После обучения ребенка или подростка произвольному расслаблению с помощью
описанных выше упражнений следует переходить к восстанавливающему этапу.
Четвертый этап —
восстанавливающий.
На фоне релаксации (аутогенного погружения) предлагается выполнить
специальные упражнения, направленные на коррекцию эмоциональных состояний,
настроений, развитие коммуникативных навыков, перцептивных процессов и пр.
Например, для моделирования настроения целесообразно использовать метод
сенсорных образов-ассоциаций. Подростку, находящемуся в состоянии аутогенного
погружения, предлагаются ключевые слова, например, оранжевый апельсин. После
нескольких мысленных повторов у подростка возникает четкий зрительный образ. Затем
подростку предлагается цепочка последовательных ассоциаций: оранжевый цвет,
солнечный песок, песок на пляже, поле ромашек и пр. Подросткам предлагается вжиться в
специфические сенсорные ощущения, моделирующие определенную эмоциональную
гамму. Концентрация на оранжевом цвете способствует повышению настроения у
подростков.
318
Важное значение имеет метод сюжетных представлений.
Подростку, находящемуся в состоянии аутогенного погружения, предлагается
сначала представить себя в индифферентной ситуации, затем в эмоционально-значимой
обстановке, связанной с имеющимися у него проблемами. Например, пришел из школы и
необходимо приступить к приготовлению уроков, или застенчивый подросток стесняется
подойти к учителю и задать ему вопрос и пр. Подросток представляет данную ситуацию, и
психолог предлагает ему формулы: «Я спокоен, совершенно спокоен... я успешно
справлюсь, найду правильный выход из любой ситуации».
В процессе упражнений на сюжетное представление подросток должен:
— ясно представить положительное переживание, например, от выполнения
домашнего задания, общения с незнакомым человеком и пр. и воспроизвести этот образ в
сознании;
— в воображении необходимо как можно яснее и четче представить результаты
сделанного;
— представить, что результат для себя очень важен.
В процессе занятий можно использовать формулы, направленные на укрепление
эмоционально-волевой сферы и уверенности у подростка.
Например:
Я все лучше владею собой...
Я владею своими мыслями...
Я владею своими чувствами...
Я всегда внимателен...
Я постоянно собран...
Я всегда уверен в себе...
Я всегда уравновешен...
Я владею собой...
Опыт нашей работы показал, что психорегулирующая тренировка (ПРТ)
способствует повышению устойчивости детей и подростков к экстремальным ситуациям,
улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения. При
систематических занятиях ПРТ у детей и подростков нормализуются тормозные
процессы, что дает им возможность управлять своим эмоциональным состоянием,
подавлять вспышки раздражения
319
и гнева. Особенно целесообразно использовать ПРТ с подростками, у которых
эмоциональные проблемы проявляются в основном в сфере межличностных конфликтов.
Кроме психорегулирующих тренировок с целью коррекции эмоционального
напряжения у подростков целесообразно использовать психомышечные тренировки (А. В.
Алексеев, 1985).
Данный метод включает в себя 4 основные задачи:
1. Обучение ребенка расслаблять мышцы тела и лица методом прогрессивной
мышечной релаксации по Джекобсону.
2. Обучение с предельной силой воображения, но без напряжения представлять
содержание формы самовнушения.
3. Учить удерживать внимание на мысленных объектах.
4. Научить воздействовать на себя необходимыми словесными формулами.
Психомышечные тренировки целесообразно использовать с детьми от 10 лет и
старше.
При выполнении психорегулирующих и психомышечных тренировок необходимо
учитывать возрастные, индивидуально-психологические и клинические характеристики
подростка.
Не рекомендуется брать на занятия подростков с эписиндро-мом, с хроническими
заболеваниями сердечно-сосудистой системы, с эндокринными нарушениями и легочной
недостаточностью.
Необходимо тщательно выполнять следующие методические требования:
1. выполнение подростком каждого упражнения;
2. самонаблюдение и фиксация возникших во время упражнений ощущений;
3. самостоятельное повторение подростком упражнений в течение дня (два-три
раза).
В детской и подростковой клинике широко используется психогимнастика,
предложенная чешским психологом Г. Юновой и модифицированная М. И. Чистяковой.
Занятия по психогимнастике включают в себя ритмику, пантомиму, коллективные танцы
и игры. Занятия состоят из трех фаз:
1 фаза — снятие напряжения с помощью различных вариантов бега, ходьбы,
имеющих социально-психологическое значение (кого выбрать в напарники и т. д.).
320
2 фаза — пантомима (например, изображение страха, растерянности, удивления и
пр.).
3 фаза — заключительная, основной целью которой является закрепление чувства
принадлежности к группе (используются различные коллективные игры и танцы).
М. И. Чистякова использовала этот метод для детей младшего возраста и несколько
модифицировала его.
1 фаза — обучение детей технике выразительных движений.
2 и 3 фазы — обучение использованию выразительных движений в воспитании
эмоций и высших чувств.
4 фаза — обучение навыкам саморасслабления.
Психогимнастику авторы предлагают использовать в профилактических целях с
подростками, имеющими эмоциональные проблемы, а также в процессе групповой
психокоррекции на этапе «разминка».
Глава 9.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ,
ПУТИ ИХ КОРРЕКЦИИ
И ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФАКТОРЫ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ
В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте чрезвычайно
велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у
ребенка вследствие органического поражения центральной нервной системы, пре-
невротические состояния и др.
В психологической литературе эмоциональное неблагополучие у детей
рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудно разрешимых
личностных конфликтов (А. В. Запорожец с соавторами, А. И. Захаров и др.).
Традиционно выделяются три группы факторов, приводящих к возникновению
эмоциональных нарушений у детей и подростков: биологические, психологические и
социально-психологические.
Биологические предпосылки эмоциональных нарушений включают в себя
генетические факторы. Так, в исследованиях зарубежных авторов была обнаружена
отчетливая связь между депрессивными состояниями у детей и аналогичными
состояниями у их родителей (Каплан Г. И. и Сэдок, 1994; Black, 1987). Несомненно,
наследственные факторы играют важную роль в формировании индивидуально-
типологических характеристик личности ребенка, однако их далеко недостаточно для
возникновения тех или иных эмоциональных нарушений (Гуревич, 1932; Запорожец, 1974
и др.).
К биологическим факторам, предрасполагающим к возникновению эмоционального
неблагополучия у ребенка можно отнести соматическую ослабленность вследртвие
частых заболеваний. Она
322
способствует возникновению различных реактивных состояний и невротических
реакций преимущественно с астеническим компонентом (Гуревич, 1932; Ковалев, 1979).
Ряд авторов указывают на повышенную частоту эмоциональных нарушений у детей с
хроническими соматическими заболеваниями, отмечая, что нарушения эти не являются
прямым результатом болезни, а связаны с трудностями социальной адаптации больного
ребенка и с особенностями его самооценки (Исаев, 1996; Мамайчук, 1989; Раттер, 1987).
Гораздо чаще эмоциональные нарушения встречаются у детей, в анамнезе у которых
наблюдаются отягощающие биологические факторы в пери- и постнатальный периоды, но
они также не являются определяющими в возникновении эмоциональных нарушений у
ребенка (Гарбузов, Захаров, Исаев, 1977; Захаров, 1993; Раттер, 1987 и др.). В. В. Ковалев
отмечал, что невротические реакции у детей могут быть обусловлены неправильным
воспитанием на фоне церебрально-органической недостаточности (Ковалев, 1979). Рези-
дуально-органическая недостаточность, по мнению автора, способствует формированию
психической инертности, застреванию на отрицательных аффективных переживаниях,
повышенной возбудимости, лабильности аффекта. Это облегчает появление болезненных
реакций на психологические воздействия и способствует их фиксации (Ковалев, 1979).
К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального
неблагополучия у детей авторы относят особенности эмоционально-волевой сферы
ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне,
недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.
В исследованиях отечественных авторов достаточно подробно изучены
преневротические патохарактерологические радикалы, формирующиеся в детском
возрасте. В. Н. Мясищев относит к ним черты импульсивности, эгоцентризма, упрямства,
сензи-тивности. Автор подчеркивает, что у лиц, страдающих неврозом, наблюдается
преобладание субъективного и аффективного над объективным и логическим в
проработке психотравмирующей ситуации. Кроме того, аффективная инертность
способствует формированию вязкости болезненных переживаний (Мясищев, 1961).
323
Ученики В. Н. Мясищева Гарбузов с соавторами выделяет 9 типов
преневротического патохарактерологического радикала: агрессивность, честолюбие;
педантичность; благоразумность; тревожная
синтонность; инфантильность
и
психомоторная нестабильность; конформность и зависимость; тревожная мнительность и
замкнутость; контрастность. При этом авторы подчеркивают, что наиболее характерным