Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5975

Скачиваний: 52

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Не  рекомендуется, чтобы  занимающиеся  засыпали  на  занятии, что  наблюдается  у

высоко  внушаемых  детей  и  подростков. Им  можно  предложить  зрительно-музыкальные
стимулы, также направленные на снятие напряжения и создание позитивных установок на
последующие  занятия. С  этой  целью  используется  специально  подобранные  нами
изображения  природы (лес, поле, морской  прибой  и  др.), которые  представляются  на
экране на фоне специальной расслабляющей музыки.

После  каждого  занятия  детям  предлагались  карточки  с  изображением  лица  с

различной  мимикой (грусть, радость, удивление, задумчивость). Ребенок  выбирал
карточку, которая  соответствовала  его  настроению  после  занятия. Для  подростков  мы
использовали полярные определения:

—  веселый — грустный;
—  спокойный — взволнованный;
—  теплый — холодный;
—  ясный — мрачный.
Подросток  должен  был  отразить  свое  настроение  в  пятибалльной  оценке. Кроме

того, целесообразно  предложить  тест  Люшера  для  оценки  эмоционального  состояния
подростка.

Опыт нашей работы показал, что установочный этап, как правило, длится от 2 до 7

занятий. В конце каждого занятия необходимо подчеркнуть, что более глубокому отдыху
способствует  расслабление  всех  мышц  конечностей  и  тела, которое  субъективно
воспринимается человеком как чувство тяжести.

Третий этап —

обучающий,

целью которого является обучение детей и подростков

произвольному расслаблению с помощью

315

специальных релаксирующих упражнений. С этой целью используются упражнения

из  методик  Шульца  на  вызывание  тепла  и  тяжести, на  регуляцию  дыхания, ритма  и
частоты  сердечных  сокращений, но  модифицированные  для  детского  и  подросткового
возраста. Формулы  должны  сочетаться  с  конкретными  эмоциональными  образами,
вызывающими  у  человека  необходимые  для  данного  упражнения  ощущения. Формулы
требуется  произносить «про  себя», соотнося  их  с  дыханием. Как  правило, формулы,
произносимые на выдохе, дают больший расслабляющий эффект. Если формула слишком
длинная  и  ее  не  успеть «проговорить» в  течение  одного  выдоха, то  рекомендуется
растянуть  ее  на  два  выдоха. В  процессе  занятий  могут  быть  использованы  следующие
формулы:

—  я приготовился к отдыху;
—  я успокаиваюсь;
—  отвлекаюсь от всего;
—  посторонние звуки не мешают мне;
—  уходят все заботы, волнения, тревоги:
—  мысли текут плавно, медленно;
—  я отдыхаю;
—  я совершенно спокоен.
Традиционно расслабление необходимо начинать с правой руки.
На первом занятии детям необходимо научиться с закрытыми глазами мысленно, как

можно  ярче, представить  себе  образ  совершенно  расслабленной, тяжелеющей  правой
руки. Для этого можно использовать следующую формулу:

—  моя  правая  рука  тяжелая; или  вся  правая  рука  от  плеча  до  кончиков  пальцев

тяжелая-тяжелая...

Эту формулу необходимо представить обучающемуся в максимальной наглядности.
Задание  считается  выполненным, когда  ощущение  тяжести  правой  руки  отчетливо

фиксируется подростком.


background image

На втором занятии проводится обучение подростка вызыванию тепла в правой руке.

Сидя в удобной позе или лежа, с закрытыми глазами, подросток вызывает тепло в руке с
помощью следующих формул:

316
— правая рука теплеет, или в правой руке появляется приятное ощущение тепла.
После  каждого  занятия  ребенок  должен  отразить  в  отчете  общее  самочувствие  и

описать свои ощущения в руках и ногах.

Рекомендуется  предложить  ребенку  проводить  самостоятельную  тренировку  перед

сном (домашнее задание).

На третьем и последующих занятиях можно предложить упражнения на дыхание. С

этой целью используются дыхательные гимнастики.

Перед началом  дыхательных  упражнений необходимо рассказать  детям о значении

дыхания в жизни человека.

1  шаг — постепенное удлинение выдоха, пока он не станет вдвое длиннее вдоха;
2 шаг — удлинение всех фаз дыхания;
3 шаг — уменьшение  вдоха, пока  не  поравняется  с  выдохом. Дыхательные

упражнения вызывают большие трудности не

только  у  детей, но  и  подростков. Главное — научить  ребенка  удлинять  выдох.

Например, на счет 1,2, 3, 4 — вдох, затем 1, 2, 3, 4 — выдох (повторить два раза). Затем
выдох  увеличить  до  5  раз,  затем  6,  затем  8.  Каждое  упражнение  повторять  по  два,  три
раза.

После  усвоения  дыхательных  упражнений  рекомендуется  обучать  ребенка

ощущению  глубинного  тепла  в  животе. Выполнение  этого  упражнения  способствует
расслаблению  внутренних  органов. Предварительно  можно  предложить  ребенку
сконцентрировать  свое  внимание  на  том, как  проходит  пища  или  вода  в  желудок.
Например: «Ты глотнул  горячее  молоко, оно проходит  через  пищевод  к  желудку». Или:
«Представьте себе, на месте желудка лежит грелка, ее тепло проникает внутрь желудка».
В качестве формулы самовнушения можно использовать следующие: мой живот мягкий,
теплый.

Пятое  упражнение  направлено  на  вызывание  тепла  в  солнечном  сплетении, что

способствует снятию неприятных ощущений и болей в животе, обеспечивает гармоничное
функционирование внутренних органов брюшной полости и регулирует кровообращение
гладкой мускулатуры.

317

Шестое упражнение направлено на вызывание ощущения прохлады лба с помощью

формулы: «Мой  лоб  слегка  прохладен». Повторяя  эту  формулу  несколько  раз, можно
предложить  ребенку  зрительные  образы. Например: «Я  нахожусь  около  вентилятора...
прохладный воздух овевает мое лицо».

Седьмое  упражнение  направлено  на  произвольную  регуляцию  сердечных

сокращений. После  краткого  повторения  всех  усвоенных  ранее  упражнений  предложите
детям формулу: «Ваша  левая  рука погружается  в теплую воду. В вашей  руке теннисный
мячик, вы его ритмично сжимаете... на вдохе — напряжение, на выдохе — расслабление
мячика». Такие  воображаемые  движения  проводятся  в  определенном  темпе, от
замедленного  до  ускоренного... Затем  по  команде  психолога  они  прекращаются.
Произвольная регуляция частоты сердечного ритма вызывает существенные трудности  у
детей и подростков. Опыт нашей работы показал, что вполне достаточно описанных выше
идеомоторных  упражнений  для  обучения  ребенка  или  подростка  сосредоточению  на
частоте сердечных сокращений.

После  обучения  ребенка  или  подростка  произвольному  расслаблению  с  помощью

описанных выше упражнений следует переходить к восстанавливающему этапу.

Четвертый этап —

восстанавливающий.


background image

На  фоне  релаксации (аутогенного  погружения) предлагается  выполнить

специальные  упражнения, направленные  на  коррекцию  эмоциональных  состояний,
настроений, развитие коммуникативных навыков, перцептивных процессов и пр.

Например, для  моделирования  настроения  целесообразно  использовать  метод

сенсорных  образов-ассоциаций. Подростку, находящемуся  в  состоянии  аутогенного
погружения, предлагаются  ключевые  слова, например, оранжевый  апельсин. После
нескольких мысленных повторов у подростка возникает четкий зрительный образ. Затем
подростку  предлагается  цепочка  последовательных  ассоциаций: оранжевый  цвет,
солнечный песок, песок на пляже, поле ромашек и пр. Подросткам предлагается вжиться в
специфические  сенсорные  ощущения, моделирующие  определенную  эмоциональную
гамму. Концентрация  на  оранжевом  цвете  способствует  повышению  настроения  у
подростков.

318
Важное значение имеет метод сюжетных представлений.
Подростку, находящемуся  в  состоянии  аутогенного  погружения, предлагается

сначала  представить  себя  в  индифферентной  ситуации, затем  в  эмоционально-значимой
обстановке, связанной с имеющимися у него проблемами. Например, пришел из школы и
необходимо приступить к приготовлению уроков, или застенчивый подросток стесняется
подойти к учителю и задать ему вопрос и пр. Подросток представляет данную ситуацию, и
психолог  предлагает  ему  формулы: «Я  спокоен, совершенно  спокоен... я  успешно
справлюсь, найду правильный выход из любой ситуации».

В процессе упражнений на сюжетное представление подросток должен:
—  ясно  представить  положительное  переживание, например, от  выполнения

домашнего задания, общения с незнакомым человеком и пр. и воспроизвести этот образ в
сознании;

—  в  воображении  необходимо  как  можно  яснее  и  четче  представить  результаты

сделанного;

—  представить, что результат для себя очень важен.
В  процессе  занятий  можно  использовать  формулы, направленные  на  укрепление

эмоционально-волевой сферы и уверенности у подростка.

Например:
Я все лучше владею собой...
Я владею своими мыслями...
Я владею своими чувствами...
Я всегда внимателен...
Я постоянно собран...
Я всегда уверен в себе...
Я всегда уравновешен...
Я владею собой...
Опыт  нашей  работы  показал, что  психорегулирующая  тренировка (ПРТ)

способствует повышению устойчивости детей и подростков к экстремальным ситуациям,
улучшению  концентрации  внимания, уменьшению  эмоционального  напряжения. При
систематических  занятиях  ПРТ  у  детей  и  подростков  нормализуются  тормозные
процессы, что  дает  им  возможность  управлять  своим  эмоциональным  состоянием,
подавлять вспышки раздражения

319

и  гнева. Особенно  целесообразно  использовать  ПРТ  с  подростками, у  которых

эмоциональные проблемы проявляются в основном в сфере межличностных конфликтов.

Кроме  психорегулирующих  тренировок  с  целью  коррекции  эмоционального

напряжения у подростков целесообразно использовать психомышечные тренировки (А. В.
Алексеев, 1985).


background image

Данный метод включает в себя 4 основные задачи:
1.  Обучение  ребенка  расслаблять  мышцы  тела  и  лица  методом  прогрессивной

мышечной релаксации по Джекобсону.

2.  Обучение  с  предельной  силой  воображения, но  без  напряжения  представлять

содержание формы самовнушения.

3.  Учить удерживать внимание на мысленных объектах.
4.  Научить воздействовать на себя необходимыми словесными формулами.
Психомышечные  тренировки  целесообразно  использовать  с  детьми  от 10 лет  и

старше.

При  выполнении  психорегулирующих  и  психомышечных  тренировок  необходимо

учитывать  возрастные, индивидуально-психологические  и  клинические  характеристики
подростка.

Не  рекомендуется  брать  на  занятия  подростков  с  эписиндро-мом, с  хроническими

заболеваниями сердечно-сосудистой  системы, с эндокринными нарушениями  и  легочной
недостаточностью.

Необходимо тщательно выполнять следующие методические требования:
1.  выполнение подростком каждого упражнения;
2.  самонаблюдение и фиксация возникших во время упражнений ощущений;
3.  самостоятельное  повторение  подростком  упражнений  в  течение  дня (два-три

раза).

В  детской  и  подростковой  клинике  широко  используется  психогимнастика,

предложенная  чешским  психологом  Г. Юновой  и  модифицированная  М. И. Чистяковой.
Занятия по психогимнастике включают в себя ритмику, пантомиму, коллективные танцы
и игры. Занятия состоят из трех фаз:

1 фаза — снятие  напряжения  с  помощью  различных  вариантов  бега, ходьбы,

имеющих социально-психологическое значение (кого выбрать в напарники и т. д.).

320
2  фаза — пантомима (например, изображение  страха, растерянности, удивления  и

пр.).

3 фаза — заключительная, основной  целью  которой  является  закрепление  чувства

принадлежности к группе (используются различные коллективные игры и танцы).

М. И. Чистякова использовала этот метод для детей младшего возраста и несколько

модифицировала его.

1  фаза — обучение детей технике выразительных движений.
2 и 3 фазы — обучение  использованию  выразительных  движений  в  воспитании

эмоций и высших чувств.

4 фаза — обучение навыкам саморасслабления.
Психогимнастику  авторы  предлагают  использовать  в  профилактических  целях  с

подростками, имеющими  эмоциональные  проблемы, а  также  в  процессе  групповой
психокоррекции на этапе «разминка».

Глава 9.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ,
ПУТИ ИХ КОРРЕКЦИИ
И ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФАКТОРЫ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте чрезвычайно

велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у
ребенка  вследствие  органического  поражения  центральной  нервной  системы, пре-
невротические состояния и др.


background image

В  психологической  литературе  эмоциональное  неблагополучие  у  детей

рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудно разрешимых
личностных конфликтов (А. В. Запорожец с соавторами, А. И. Захаров и др.).

Традиционно  выделяются  три  группы  факторов, приводящих  к  возникновению

эмоциональных  нарушений  у  детей  и  подростков: биологические, психологические  и
социально-психологические.

Биологические  предпосылки  эмоциональных  нарушений  включают  в  себя

генетические  факторы. Так, в  исследованиях  зарубежных  авторов  была  обнаружена
отчетливая  связь  между  депрессивными  состояниями  у  детей  и  аналогичными
состояниями  у  их  родителей (Каплан  Г. И. и  Сэдок, 1994; Black, 1987). Несомненно,
наследственные  факторы  играют  важную  роль  в  формировании  индивидуально-
типологических  характеристик  личности  ребенка, однако  их  далеко  недостаточно  для
возникновения тех или иных эмоциональных нарушений (Гуревич, 1932; Запорожец, 1974
и др.).

К биологическим факторам, предрасполагающим к возникновению эмоционального

неблагополучия  у  ребенка  можно  отнести  соматическую  ослабленность  вследртвие
частых заболеваний. Она

322
способствует  возникновению  различных  реактивных  состояний  и  невротических

реакций  преимущественно  с  астеническим  компонентом (Гуревич, 1932; Ковалев, 1979).
Ряд  авторов  указывают  на  повышенную  частоту  эмоциональных  нарушений  у  детей  с
хроническими  соматическими  заболеваниями, отмечая, что  нарушения  эти  не  являются
прямым  результатом  болезни, а  связаны  с  трудностями  социальной  адаптации  больного
ребенка и с особенностями его самооценки (Исаев, 1996; Мамайчук, 1989; Раттер, 1987).
Гораздо  чаще  эмоциональные  нарушения  встречаются  у  детей, в  анамнезе  у  которых
наблюдаются отягощающие биологические факторы в пери- и постнатальный периоды, но
они  также  не  являются  определяющими  в  возникновении  эмоциональных  нарушений  у
ребенка (Гарбузов, Захаров, Исаев, 1977; Захаров, 1993; Раттер, 1987 и др.). В. В. Ковалев
отмечал, что  невротические  реакции  у  детей  могут  быть  обусловлены  неправильным
воспитанием  на  фоне  церебрально-органической  недостаточности (Ковалев, 1979). Рези-
дуально-органическая  недостаточность, по  мнению  автора, способствует  формированию
психической  инертности, застреванию  на  отрицательных  аффективных  переживаниях,
повышенной возбудимости, лабильности аффекта. Это облегчает появление болезненных
реакций на психологические воздействия и способствует их фиксации (Ковалев, 1979).

К  собственно  психологическим  причинам  возникновения  эмоционального

неблагополучия  у  детей  авторы  относят  особенности  эмоционально-волевой  сферы
ребенка, в  частности  нарушение  адекватности  его  реагирования  на  воздействия  извне,
недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.

В  исследованиях  отечественных  авторов  достаточно  подробно  изучены

преневротические  патохарактерологические  радикалы, формирующиеся  в  детском
возрасте. В. Н. Мясищев относит к ним черты импульсивности, эгоцентризма, упрямства,
сензи-тивности. Автор  подчеркивает, что  у  лиц, страдающих  неврозом, наблюдается
преобладание  субъективного  и  аффективного  над  объективным  и  логическим  в
проработке  психотравмирующей  ситуации. Кроме  того, аффективная  инертность
способствует формированию вязкости болезненных переживаний (Мясищев, 1961).

323

Ученики  В.  Н.  Мясищева  Гарбузов  с  соавторами  выделяет  9  типов

преневротического  патохарактерологического  радикала: агрессивность, честолюбие;
педантичность; благоразумность; тревожная 

синтонность; инфантильность 

и

психомоторная нестабильность; конформность и зависимость; тревожная мнительность и
замкнутость; контрастность. При  этом авторы подчеркивают, что наиболее  характерным