Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5633

Скачиваний: 52

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

конфликта. Конфликт занимает центральное место в жизни ребенка, оказываясь для него
неразрешимым  и  затягиваясь, он  создает  аффективное  напряжение, которое  в  свою
очередь обостряет противоречия, повышает неустойчивость и возбудимость у ребенка, уг-
лубляет и болезненно фиксирует переживания, негативно отража-

332
ется на умственной работоспособности ребенка, дезорганизует его поведение.
Содержательный  анализ  детских  конфликтов  наиболее  полно  раскрывается  в

процессе  игровой  и  продуктивной (рисование) деятельности  ребенка. Целесообразно
также  использовать  прожек-тивные  психологические  методики: методика  КАТ, Рене-
Жиля, Розенцвейга, и др.

В  диссертационном  исследовании  Ю. М. Миланич, выполненном  под  нашим

руководством, разработан  и  апробирован  специальный  опросник, направленный  на
диагностику  эмоционального  неблагополучия  ребенка  дошкольного  и  младшего
школьного  возраста. При  подборе  шкал  опросника  автор  использовала  отдельные
фрагменты ранее созданных диагностических методик: методики Й. Шванцара (1981); Н.
Huber, H. P. Huber, (1978); Н. J. Koch, 1981; И. К. Шац (1989). Опросник заполняется пе-
дагогами  или родителями. По каждой из шкал регистрируется  наиболее  подходящее  для
данного  ребенка  в  настоящее  время  описание  нарушений  и  соответствующий  балл.
Дополнительно учитываются содержательные характеристики тревоги и страха. Методика
позволяет получить количественные оценки по следующим факторам:

—  Фактор соматовегетативных нарушений (шкалы: 3 — нарушение аппетита, 4 —

потливость, 5 — недержание мочи, стула, 7 — жалобы ребенка на самочувствие).

—  Факторы преневротических нарушений (шкалы: 1 — пониженное настроение, 2

— нарушение сна, б — вредные привычки, 8 — тревога и страхи, 11 — неуверенность в
себе, 12 — чрезмерная чувствительность к оценке, 13 — заикание, 14 — тики.

—  Фактор  поведенческих  нарушений (шкалы: 9 — нарушение  двигательной

активности, 10 — трудности общения со сверстниками).

Кроме  того, подсчитывается  общий  показатель  степени  эмоционального

неблагополучия  ребенка (СЭН). Минимальное значение 0 баллов, максимальное 3 балла
(для  шкал  с  1  по  12).  Шкалы  13  и  14  оцениваются  по  двухбалльной  шкале  (от  0  до  2
баллов).

333

Опросник для диагностики эмоционального неблагополучия детей (ОДЭН)

1. Пониженное настроение
1.1.

Настроение  пониженное, часто  плачет,

раздражается без вся-

ких на то причин

3

1.2.

Настроение 

пониженное, плачет,

раздражается по любому по-

воду

2

1.3. Настроение 

пониженное, плачет,

раздражается, когда есть се-

рьезные причины

1

1.4. Настроение  ровное, не  раздражается,

редко плачет

0

2. Нарушения сна

2.1.

Засыпает 

медленно 

и/или 

часто

просыпается и двигается

в постели, и/или встает неохотно всегда

3

2.2. ... часто

2

2.3. ... иногда

1


background image

2.4. Засыпает  быстро, сон  продолжительный

без просыпания,

встает бодро и охотно

0

3. Нарушения аппетита

3.1. Аппетит  плохой  и/или  разборчив  в  еде

всегда

3

3.2. ...часто

2

3.3. ... иногда

1

3.4. Аппетит хороший, в еде неразборчив

0

4.

Потливость

4.1. Общая  потливость  повышена  днем  и/или

ночью

3

4.2. Ладони и/йли голова потливы всегда

2

4.3. Ладони и/или голова потливы иногда

1

4.4. Ладони и голова не потливы

0

5. Недержание мочи и стула

5.1. Бывает  недержание мочи  и/или  стула

ночью и днем, почти

каждый день

3

5.2. ... часто

2

5.3. ... иногда

1

5.4. Не бывает недержания мочи и стула

0

6. Вредные привычки

6.1. Грызет  ногти  и/или  сосет  палец  и/или

играет с какой-либо ча-

стью тела очень часто

3

6.2. ... часто

2

6.3. ... иногда

1

6.4. ... никогда

0

334

.

Жалобы

на

самочувствие

.1

Жалуется на боли в животе и/или в голове,

и/или на тошно-

ту, и/или на головокружение очень часто

3

.2

... часто

2

.3.

... иногда

1

.4.

Не чаще, чем другие дети

0

.

Тревога и страхи

.1.

Часто  выраженная  тревога, страхи (по

содержанию) с двига-

тельным 

беспокойством 

или

заторможенностью

3

.2.

Часто  тревожится, легко  пугается  без

выраженных внешних

проявлений

2

.3.

Редкая  тревога, страх, проявляющиеся

только при действии


background image

неприятных факторов

1

.4.

Отсутствуют тревога и страхи

0

Содержание тревоги и страхов:
• темноты
• высоты
• шума
• животных
• сказочных персонажей
• чужих людей
• одиночества
• болезни, смерти своей и/или родителей
• другие

.

Нарушение двигательной активности

.1.

Суетлив, излишне  подвижен, плохо

концентрирует внимание

всегда

3

.2.

... часто

2

.3.

... иногда

1

.4.

Адекватно активен

0

или

.1.

Вял, заторможен, плохо  концентрирует

внимание всегда

3

.2.

... часто

2

.3.

... иногда

1

.4.

Адекватно активен

0

0.

Трудности общения со сверстниками

0.1

. Не  стремится  к  общению  и/или  отходит

от него из-за недоста-

точно 

доброжелательного 

отношения

детей и/или отходит от

общения, несмотря  на  доброжелательное

отношение всегда

3

0.2

. ... часто

2

335

10.3. ... иногда

1

10.4. ... никогда

0

или
10.1. Стремится  к  общению,  но  его  не  хотят

принимать и/или не-

смотря  на  обоюдное  желание, контакты

сопровождаются кон-


background image

фликтами всегда

3

10.2. ... часто

2

10.3. ... иногда

1

10.4. ... никогда

0

11. Неуверенность в себе
11.1.

Уклоняется  от  содержательных  игр,

проверки его реальных

возможностей, боится неудачи всегда

3

11.2. ...часто

2

11.3. ... иногда

1

11.4. ... никогда

0

12.

Чрезмерная 

чувствительность 

к

замечаниям и наказаниям

12.1. Все  воспринимает  близко  к  сердцу  и/или

проявляет словес-

ную или физическую агрессию всегда

3

12.2. ... часто

2

12.3. ... иногда

1

12.4. ... никогда

0

13. Заикается
13.1. Да

13.2. Нет

14. Тики

14.1. Дергает рукой, плечом или часто моргает
14.2. Нет

Опросник был  апробирован на более  чем двухстах  детях  дошкольного и  младшего

школьного возраста. Полученные с его помощью данные сопоставлялись с клиническими
и педагогическими наблюдениями.

Важным  при  оценке  эмоциональных  особенностей  ребенка  является  анализ  его

отношений  к  членам  семьи. С  этой  целью  успешно  используются  рисуночные  тесты,
например, рисунок «Моя  семья». Нами  была  разработана  дифференцированная  оценка
эмоционального отношения к семье.

336

Оценка  положительного  эмоционального  отношения  к  членам  семьи  по

рисунку «Моя семья»

Оцениваемая характеристика

Б

аллы

1. Рисует фигуру первой. Если первой рисует

себя, то члена семьи (мать, отца) вторым 2. Рисует
фигуру  члена  семьи  около  себя. Фигура  может
быть  нарисована  как  влево, так  и  вправо (балл
учитывается, если  расстояние  между  ребенком  и
фигурой не превышает ширины фигуры) 3. Фигура
члена  семьи  имеет  наибольшее  количество
деталей. Учитывается  голова, волосы, уши,
ресницы, нос, рот, шея, талия, руки, кисти, пальцы,
ступни. 4. Фигура  украшена  больше  всех
остальных 5. Для  разукрашивания  фигуры
использовано  наибольшее  количество  цветов 6.
Стиль рисования фигуры, деталей ее одежды такой
же, как в фигуре рисующего ребенка. 7. Изображен
физический  контакт  рисующего  ребенка  с

1
1
1

1

1
1
1

3


background image

фигурой, их  совместная  деятельность 8. Член
семьи изображен только один

Оценка отрицательного эмоционального отношения ребенка к членам семьи в

рисунке «Моя семья»

Оцениваемая характеристика

Б

аллы

1. Рисует фигуру члена семьи последней. Если

последним  рисует  себя, балл  не  учитывается  ни
одному  члену  семьи 2. Рисует  фигуру  далеко  от
себя или от других (расстояние превышает ширину
фигуры) 3. Фигуру  рисующего  ребенка  и  члена
семьи  разделяет  объект. Балл  учитывается, если
объект  не  включен  в  совместную  деятельность. 4.
Фигура члена семьи имеет наименьшее количество
деталей. 5. Фигура  украшена  меньше  всех
остальных 6. Фигура  раскрашена  меньше  всех
остальных 7. Лицо и тело фигуры заштрихованы 8.
Член семьи на рисунке отсутствует

1

1

1

1 1 1 1
3

337

Для  содержательного  анализа  конфликтов  у  детей  целесообразно  использовать

детский  апперационный  тест, впервые  предложенный L. Bellak, S. Bellak. Стимульный
материал  ДАТ  состоит  из  десяти  стандартных  черно-белых  рисунков. В  качестве  персо-
нажей  изображенных  ситуаций  выступают  животные, которые  в  большинстве  случаев
выполняют  человеческие  действия. Методика  представляется  ребенку  в  форме  игры, в
которой  он  должен  рассказать, что  происходит  на  картине, что  делают  животные, что
предшествовало данной ситуации и что случится позже.

Сравнительный  анализ  рассказов  здоровых  дошкольников  и  дошкольников  с

эмоциональными нарушениями по методике ДАТ позволил выявить две зоны конфликтов
у  дошкольников  с  эмоциональными  нарушениями: семья  и  группа  сверстников. Дети  с
эмоциональными проблемами в рассказах значительно чаще отражают тревогу по поводу
возможного  наказания, страх  утраты  родительской  любви  и  поддержки. В  их  рассказах
достоверно чаще отражаются неприятные аффекты, вызванные ссорами со сверстниками,
переживания одиночества в детской группе. В основе конфликта лежит блокада основных
базисных  потребностей  ребенка: в  безопасности, в  родительской  любви, принятии  и
признании  сверстниками. В  группе  детей  с  эмоциональными  нарушениями  несмотря  на
давление  и  опеку  родителей  достоверно  реже  прослеживается  потребность  к
самостоятельности  и  независимости, в  отличие  от  здоровых  сверстников. Дети  с
эмоциональными  нарушениями  достоверно  чаще  рассказывают  историю  от  лица  героя,