Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 6094
Скачиваний: 52
который не соответствует им по возрасту, полу, силе, тем самым отражая желание быть
старше, сильнее или, наоборот, быть младшим ребенком, чтобы получить больше любви.
Проиллюстрируем изложенное выше примерами фрагментов рассказов двух
мальчиков: здорового и с эмоциональными нарушениями.
Сережа В., 5 лет 5 мес. Мальчик из полной семьи, имеет младшую сестру. Анамнез
не отягощен. Роды в срок, крик сразу, психомоторное развитие протекало нормально.
Посещает обычный детский сад. Жалоб на ребенка со стороны педагога и родителей нет.
Поданным опросника ОДЭН не обнаруживает соматовегетативных, преневротических и
поведенческих нарушений.
338
Дима К., 5 лет 5 мес. Мальчик от третьей нормально протекавшей беременности,
роды первые, преждевременные, с однократным обвитием пуповины, использовался
вакуум - экстрат. Крик не сразу. Диагноз при рождении «перинатальная энцефалопатия».
На первом году жизни наблюдалась задержка психомоторного развития. Речевое развитие
в срок. Наблюдаются расстройства сна, неврозоподобный энурез, чрезмерная потливость,
вредные привычки (грызет ногти, сосет одежду). Проживает с матерью, отцом, младшей
сестрой и тетей. Жалобы родителей и педагогов на повышенную возбудимость,
обидчивость, капризность.
Фрагменты рассказов по методике ДАТ
Картинка №1.
Цыплята рассажены вокруг стола, на котором большая миска с
едой. Сбоку - большая курица, неясно очерченная.
Сережа В.: «Цыплята захотели есть, мама сварила суп, они сели и стали есть. Только
мама отошла, они стали баловаться, греметь ложками. Мама услышала и сказала: „В чем
дело, почему балуетесь? Не получите тогда сладостей". Цыплятки: „Хорошо, хорошо, мы
больше не будем", а курица: „Доедайте быстрее, пойдете гулять". „Ура", - они так
закричали».
Дима К.: «Птенчики сели на стол и стали есть кашу. Все надели салфетку, а один
птенчик не одел. Они ему и говорят: „Почему не одел салфетку? Мы все маме расскажем".
А он им: „Ну и рассказывайте, я с вами дружить не буду, вы есть сами не умеете, вы -
грязнули, а я умею, не буду одевать салфетку". И вдруг откуда ни возьмись петух,
заскочил на стол и заклевал всех». Вопрос психолога: «И того, кто без салфетки?» «Нет,
он с ним подружился, они стали вместе жить».
Картинка №4.
Кенгуру, на голове капор, несет корзину, в которой бутылка с
молоком, в ее сумке - малыш-кенгуренок с воздушным шаром, на велосипеде едет
детеныш-кенгуру, который немного побольше первого.
Сережа В.: «Кенгуру едут в магазин: мама, в кармашке у мамы - дочка, у мамы
сынок на велосипеде. Просто скачут и молчат». Вопрос психолога: «Может быть, они о
чем-то думают?» «Сынок думает, вот бы стать пожарным, загорится лес, и будет его
тушить, спасать других кенгуру. А мама думает, вырастут мои детки, будут сами деньги
зарабатывать, будут мне хлеб приносить. А сестренка думает, вот бы мне тоже велосипед.
Приедут домой и лягут спать».
Дима К.: «Кенгуру пошла в магазин со своим ребенком. А сзади едет на велосипеде
старший кенгуренок. Он кричит: „Подожди меня", а мама: „Догоняй". Маленький сидит в
кармане, с шариком, ему тепло. Вдруг старший брат говорит: „Мама, возьми меня тоже в
карман, а то мне холодно". А мама ему:
339
„Не возьму, здесь только один помещается". Заехали они в лес, и старший брат
потерялся, долго они искали, плакали, а он сидел на дереве: „Ха-ха". Так и остался там
жить». Вопрос психолога: «Он вернется к маме?» «Вот купит ему новый велосипед, тогда
вернется».
Картинка №10.
Щенок лежит между лапами большой собаки, обе фигуры
изображены с минимальным числом внешне выраженных черт. Фигуры находятся в
туалетной комнате.
Сережа В.: «Собака сидит со своим ребенком, качает его, поет ему: „Спят усталые
игрушки..." Потом он заснет, и мама его положит на кровать. А он не будет спать, у него в
кровати игрушка-мишка, он с ним будет играть, а мама не узнает. Потом поиграет,
поиграет, потом заснет».
Дима К.: «Здесь сидят мама с щенком. Мама хочет вытереть щенку попу. А он
вырывается, вырвался и убежал. А мама за ним побежала: „Ах ты какой, ты весь грязный,
дай мне попу вытереть" и шлепнула его. А щенок: „У-y-yY Вопрос психолога: «Почему он
не дает маме вытереть?». «Она больно вытирает».
В отличие от здорового ребенка, Дима К. затрагивает тему соперничества с младшей
сестрой, со сверстниками. Его герои испытывают недостаток любви родителей,
одиночество среди сверстников, страх холода, желание иметь друга, защитника.
Взаимоотношения главного героя с матерью, сверстниками, сестрой описываются Димой
как конфликтные. Позиция в конфликте — пассивная, когда герой терпит обиды, боль
(рассказ по картине № 10), ждет отмщения обидчикам от более сильного персонажа.
Наблюдается агрессивная позиция, когда сам пытается ответить злом на зло, при этом
герой доволен, успокаивается, наблюдая, как родители огорчены его пропажей и все-таки
любят его.
Полученные
диагностические
данные
позволяют
психологу
найти
дифференцированные методы психологической коррекции. Следует подчеркнуть, что
процесс диагностики и коррекции — это единый процесс. На диагностическом этапе мы
осуществляем первичную диагностику, а сам диагностический процесс должен про-
должаться на последующих этапах психологической коррекции.
Установочный
блок включает в себя главную цель — это формирование
положительной установки ребенка и его родителей на процесс занятия.
Основными задачами этого блока являются:
340
1. Снижение эмоционального напряжения у ребенка.
2.
Активизация родителей на самостоятельную психологическую работу с
ребенком.
3.
Повышение веры родителей в возможность достижения позитивных
результатов коррекции.
4.
Формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с
участниками процесса (А. С. Спиваковская, 1988).
Для реализации этих задач используются разнообразные психотехнические
приемы: это организации встречи родителей, дети которых успешно закончили курс
психокоррекции, с начинающими; организация веселой, эмоционально насыщенной
игры с детьми в начале психокоррекции с привлечением родителей и пр. Особое зна-
чение для установочного этапа психокоррекции имеет место, где проводятся
занятия. Это должно быть просторное, хорошо оборудованное помещение, с мягким
освещением, где ребенок должен чувствовать себя спокойно и безопасно. Игровая
комната может гарантировать ребенку защиту от посторонних глаз. Поэтому не
рекомендуется использовать комнаты со стеклянными дверями и множеством окон.
Для групповых занятий выбирают комнату не менее 30 кв. м. Стены игровой
комнаты должны быть выкрашены в светлые тона, так как они способствуют
созданию яркой жизнерадостной атмосферы в группе. Желательно, чтобы были
полки с игрушками в зоне досягаемости ребенка. Мебель должна быть твердой с
деревянной поверхностью. Предпочтительным покрытием для пола является
линолеум, но целесообразно иметь ковровые дорожки, которые стелятся на пол, если
ребенок предпочитает играть на полу. Освещение комнаты должно быть мягким. Не
рекомендуется использовать лампы дневного света, так как их шум может
раздражать детей.
При подборе игрушек необходимо учитывать широкий спектр игровой
деятельности ребенка. А. А. Осипова предлагает три группы игрушек:
1. Игрушки из реальной жизни.
2. Игрушки, помогающие ребенку отреагировать на агрессию.
3. Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций (Осипова,
2000).
Главным при организации помещения для занятий является создание
комфорта, свободы и безопасности для участников психокоррекции.
341
Коррекционный
блок. Основной целью данного блока занятий является
гармонизация процесса развития личности ребенка с эмоциональным неблагополучием.
Конкретные задачи:
1. Преодоление внутрисемейного кризиса.
2. Изменение родительских установок и позиций.
3. Снятие проявлений дезадаптации в поведении ребенка.
4. Расширение сферы социального взаимодействия ребенка.
5. Формирование у ребенка адекватного отношения к себе и к другим участникам
занятий.
Внутри этого блока выделяются два основных этапа (А. С. Спи-ваковская, 1988).
1 этап — ориентировочный (2-3 занятия), где ребенку предоставляется возможность
спонтанной игры. Психолог на данном этапе наблюдает за детьми. На этом этапе занятий
у ребенка формируется положительный эмоциональный настрой на занятия, что является
чрезвычайно важным для отреагирования внутренних конфликтов. Кроме того, на данном
этапе продолжается диагностика форм поведения и особенностей общения детей с целью
окончательного формирования группы.
Психотехнические приемы на данном этапе коррекции состоят из различных
невербальных коммуникаций, коммуникативных игр.
2 этап — реконструктивный, основной целью которого является коррекция
неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций. Психотехническими приемами
на данном этапе являются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание детьми проблемных
жизненных ситуаций. Эти игры способствуют эмоциональному отреагированию и
вытеснению негативных переживаний. Ребенок обучается самостоятельно находить
нужные способы поведения и формы эмоционального реагирования.
При оценке эффективности психологической коррекции (оценочный блок)
анализируются отчеты родителей о поведении детей в начале занятий. Оцениваются также
поведенческие и эмоциональные реакции ребенка с помощью метода наблюдения, анализа
продуктов деятельности ребенка до занятий и после. Для оценки эмоциональных
состояний ребенка до и после занятий целесообразно использовать цветовой тест Люшера,
методику цветописи,
342
разработанную Лутошкиным, рисуночные тесты. Для оценки значимых
межличностных отношений целесообразно использовать цветовой тест отношений (ЦТО),
адаптированный Эдкиным.
Для детей и подростков с эмоциональными нарушениями нами предложены
следующие фазы групповой психокоррекции: установочная, подготовительная,
реконструктивная, закрепляющая.
При комплектовании группы детей с эмоциональными нарушениями необходимо
учитывать их возраст, степень тяжести эмоциональных нарушений, направленность
конфликта и индивидуально-психологические особенности.
Желательно, чтобы возраст детей — участников группы был одинаковым, допустима
небольшая разница плюс, минус один год. Необходимо, чтобы в группе были разнополые
дети. Число участников группы не должно превышать 7-8 человек (малые группы). Опыт
нашей работы показал, что группа обязательно должна быть закрытой, т. е. с постоянным
составом ее членов. Не рекомендуется включать в группу детей с тяжелыми формами
эмоциональных нарушений, например с ранним детским аутизмом. Желательно, чтобы в
группе были дети с различной направленностью конфликта. Перед началом групповых
занятий необходимо предварительно побеседовать с каждым родителем, разъяснить им
необходимость и значение занятий, раскрыть им основные принципы работы группы:
— придерживаться строгого распорядка групповых занятий (систематическое
посещение занятий, в случае пропусков — предупреждать психолога);
— исключить опоздания;
— не обсуждать с ребенком, что происходило в группе, не расспрашивать, какие
были занятия, как ребенок их выполнял;
— все проблемы и претензии можно обсуждать только с психологом.
Очень важным является создание у родителей адекватной установки на
психологическую коррекцию. Объяснить родителям, что это не школьные занятия, они не
должны оцениваться, все дети принимают активное участие в них, имеют равные права и
обязанности.
Важным является оценка Групповой динамики, которая рассматривается как
совокупность групповых действий и интеракций, возникающих в результате
взаимоотношений и взаимодействий членов группы, их деятельности и влияния членов
группы
343
друг на друга, и представляет развитие или движение группы во времени (Осипова,
2000). Психолог в процессе занятий анализирует систему отношений детей, их установки,
особенности эмоциональных и поведенческих реакций. Психолог анализирует также
социально-психологические характеристики группы: сплоченность группы, лидерство,
групповое напряжение, групповые роли.
Таблица 11. Фазы групповой психокоррекции
Фазы
Задачи ■
Психокоррек
ционные приемы
1.
Установочная
Образование
группы как целого.
Формирование
положительного
настроя на занятия
Диагностика
поведения
и
особенностей
Спонтанные
игры
Игры
на
невербальные
коммуникации.
Коммуникативные
игры
2.
Подготовительная
Структурир
ование
группы.
Формирование
активности
и
самостоятельнос-
ти. Формирование
эмоциональной
поддержки членов
группы
Сюжетно-
ролевые
игры.
Игры-
драматизации для
снятия
эмоционального
напряжения
3.
Реконструктивная
Коррекция
неадекватных
эмоциональных
реакций.
Эмоциональное
реагирование
и
вытеснение нега-
тивных
переживаний.
Обучение ребенка
самостоятельному
нахождению
нужных форм эмо-
ционального
реагирования
Разыгрывани
е детьми
конкретных
жизненных
проблемных
ситуаций.
4.
Закрепляющая
Закрепление у
ребенка
адекватного
эмоционального
реагирования
на
конфликт.
Формирование
адекватных
отношений к себе
и окружающим
Специальные
сюжетно-ролевые
игры, предло-
женные детьми
344
На основе выделенных структуры и этапов групповой динамики нами были
разработаны планы-схемы психокоррекционных занятий для детей с эмоциональными
нарушениями и систематизированы в таблицу 12.
Таблица 12
Номер
занятия
Психот
ехничес-
Радика
лы
для
психологиче
ского
Критери
и
эффективнос
ти
и
основная
цель
кие
приемы
наблюд
ения
занятий
Занятие
1
1. Игра
в мяч.
Оценка
отноше-
Спонтан
ное, есте-
Цель:
знакомство
Дети
встают в
ния
ребенка к за-
ственное
поведе-
детей
друг с дру-
круг и
поочередно
нятию.
ние
ребенка;
гом;
бросаю
т мяч друг
Коммун
икатив-
проявле
ние ак-
формиро
вание по-
другу.
При этом
ные
навыки
тивност
и на этапе
зитивно
го настроя
называ
ют свое
Спонта
нность по-
занятий.
на
занятия.
имя.
Через неко-
ведения
Положи
тельный
торое
Эмоцио
эмоцион