Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5943

Скачиваний: 52

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

позы

животн

ых,   пред-

метов.

После этого

спрашив

ает     на-

парника,

кого он

изображ

ает. Затем

дети

меняются ро-

лями.
Игра

«Нарисуй

себя 

в

будущем,

а  группа

угадает,

кем   ты

хочешь

быть».
Игра

«Нарисуй

себя 

и

свою груп-

пу».

351

Номер

занятия 

и

основная цель

Психоте

хнические
приемы

Радикал

ы 

для

психологичес
кого
наблюдения

Критери

и
эффективност
и занятий

Занятие

9 Цель:
проигрывание
ситуаций  по-
следних
занятий.
Создание
условий  для
адекватного
восприятия
ситуации
расставания

Ход

занятий:
Разминка
(выбор  игры
по  желанию
детей) Игра
«Пожелания
друг  другу».
Дети
выстраива-
ются  в  круг,
кидают 

мяч

друг  другу  и
одновременно
высказывают
пожелания,
приглашения

Оценить

эмоцио-
нальное
состояние
детей.
Проанализиро
вать
особенности
формировани
я 

навыков,

умений  детей
на 

этапах

занятий.
Спланировать
дальнейшие
формы
психологичес-

Позитив

ный 

эмо-

циональный
фон  у  детей.
Улучшение
меж-
личностных
контактов.
Уверенность,
адекватная
самооценка.
Отсутствие
или  снижение
негативных
эмоцио-
нальных
реакций


background image

в      гости,  на
совместную
прогулку 

и

пр.
Совместное
чаепитие
детей  с  ро-
дителями.

кой  помощи
для  каждого
ребенка
(консультиро
вание,
психологиче-
ская
поддержка  и
пр.)

(страх,
тревога,
фрустрация  и
пр.)

Следует  подчеркнуть, что  представленная  схема  занятий  является  своеобразным

каркасом, по  которому  психолог  может  успешно  проводить  собственные «отделочные
работы», но  с  учетом  основных  целей  занятий. Содержательная  характеристика  занятий
может  быть  использована  психологом, но  количество  занятий  зависит  от  структуры
группы, динамики группового взаимодействия.

В процессе групповых психокоррекционных занятий для детей с преневротическими

нарушениями  рекомендуется  использовать  разработанные  нами  психорегулирующие
тренировки (Мамай-чук И. И., 1987). Основной целью этих занятий является:

—  смягчение эмоционального дискомфорта у ребенка;
—  обучение его приемам релаксации;
—  развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. Занятия проводятся

поэтапно  с учетом  возрастных и  индивидуально-психологических особенностей ребенка,
через день с небольшой (до 5 человек) группой детей.

1 этап —

успокаивающий,

в процессе которого используется вербально-музыкальная

психокоррекция с целью снятия психи-

352
ческого  напряжения. Затем  предлагаются  детям  зрительно-музыкальные  стимулы,

направленные на снятие тревожности и создание позитивных установок на последующие
занятия.

2  этап  —

обучающий,

целью  которого  является  обучение  детей  релаксирующим

упражнениям. Используются  упражнения  на  вызывание  тепла, на  регуляцию  дыхания,
ритма и частоты сердечных сокращений (см. главу 8).

3  этап  —

восстанавливающий.

На  фоне  релаксации  дети  выполняют  специальные

упражнения, направленные  на  коррекцию  настроения, развитие  коммуникативных
навыков, перцептивных процессов и пр.

Опыт  нашей  работы  показал, что  психорегулирующая  тренировка (ПРТ)

способствует  повышению  устойчивости  детей  к  экстремальным  ситуациям, улучшению
концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения.

Например, Вера К., 10 лет, учится в 5-м классе массовой школы. Жалобы матери на

повышенную  раздражительность, эффективность: часто  плачет, отказывается  идти  в
школу, так  как  пришла  новая  учительница, и  девочка  не  может  найти  с  ней  контакт. 3
месяца  назад  умерла  бабушка, к  которой  Вера  была  очень  привязана. Отмечается
ухудшение  аппетита, неустойчивый  сон, аффективная  лабильность. Девочка
обследовалась  врачами  невропатологом  и  педиатром. По  заключению  специалистов  у
девочки ситуационные невротические реакции.

Психологическое  обследование: В  контакт  вступает  легко, адекватно  отвечает  на

вопросы. Уровень  интеллектуального  развития  соответствует  возрастной  норме.
Наблюдается  незначительное  снижение  динамики  психических  процессов. Структура


background image

личности  в  целом  гармоничная. Выявлена  высокая  степень  тревожности, повышенная
фрустрированность. В ситуации фрустрации склонна к самообвинительным реакциям и к
застреванию  на  источнике  конфликта. Показатель  адаптации (CGR) несколько  ниже
нормативных  данных. Мать  подчеркивает, что  девочка  до  смерти  бабушки  была
активным, спокойным ребенком, однако отмечала ее повышенную чувствительность.

У  девочки  эмоциональная  неустойчивость, обусловленная  стрессовой  ситуацией

(смерть  бабушки, приход  в  школу  новой  учительницы). Девочке  были  рекомендованы
психорегулирующие тренировки в форме групповых занятий.

353

Девочка  активно  включилась  в  занятия. Уже  на  первых  этапах  наблюдалась

позитивная  динамика. Мать  отмечала, что  у  дочки  улучшился  аппетит, нормализовался
сон. Систематические  занятия  ПРТ  способствовали  стабилизации  эмоциональных
процессов.

Опыт  нашей  работы  показал,  что  занятия  ПРТ  помогают  ребенку  управлять  своим

эмоциональным  состоянием, подавлять  вспышки  раздражения  и  гнева. Особенно
целесообразно  использовать  ПРТ  с  детьми,  у  которых  эмоциональные  проблемы  прояв-
ляются в основном в сфере межличностных конфликтов.

Кроме  ПРТ, с  целью  коррекции  эмоционального  напряжения  целесообразно

использовать психомышечные тренировки (А. В. Алексеев, 1985).

Данный метод включает в себя 4 основные задачи:
1.   Научить  ребенка  расслаблять  мышцы  тела  и  лица  методом  прогрессивной

мышечной релаксации по Джекобсону.

2.  Научить  с  предельной  силой  воображения, но  без  напряжения  представлять

содержание формул самовнушения.

3.   Научить удерживать внимание на мысленных объектах.
4.   Научить воздействовать на себя необходимыми словесными формулами.
Психомышечные тренировки подходят для работы с детьми от 10 лет и старше.
При  выполнении  психорегулирующих  и  психомышечных  тренировок  необходимо

учитывать  возрастные, индивидуально-психологические  и  клинические  характеристики
ребенка.  Не  рекомендуется  проводить  занятия  с  детьми  младше  5  лет,  а  также  брать  на
занятие  детей  с  эписиндромом, с  хроническими  заболеваниями  сердечно-сосудистой
системы, с эндокринными заболеваниями и легочной недостаточностью.

Следует неукоснительно придерживаться следующих методических требований:
1.   Выполнение упражнений ребенком.
2.  Самонаблюдение и фиксация возникших во время упражнений ощущений.
3.   Самостоятельное повторение ребенком упражнений в течение дня.
354
В  детской  и  подростковой  клинике  широко  используется  психогимнастика,

предложенная чешским психологом Г. Юновой и модифицированная М. И. Чистяковой.

Психогимнастика — это метод, при котором участники психокоррекции проявляют

себя  и  общаются  без  помощи  слов (Осипо-ва, 2000). Термин  психогимнастика  можно
рассматривать  как  в  широком, так  и  в  узком  значении. В  широком — это  курс  специ-
альных  психокоррекционных  занятий, направленный  на  формирование  и  коррекцию
различных 

сторон 

психики 

ребенка: познавательных, эмоционально-волевых,

эмоционально-личностных.

В  узком  значении — это  специальные  психокоррекционные  техники, в  основе

которых  лежит  использование  двигательной  экспрессии  в  качестве  главного  способа
коммуникации  в  группе. Являясь  невербальным  методом  психологической  коррекции,
психогимнастика  предполагает  выражение  переживаний, эмоциональных  состояний,
эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомимики, танца, игры.


background image

Юнова,  работая  с  детьми,  считает  целесообразным  включение  в  занятия  по

психогимнастике  ритмику, пантомиму, коллективные  танцы  и  игры. Занятия  состоят  из
трех фаз:

1 фаза — снятие  напряжения  с  помощью  различных  вариантов  бега, ходьбы,

имеющих социально-психологическое значение (кого выбрать в напарника и т. д.).

2  фаза — пантомима (например, изображение  страха, растерянности, удивления  и

пр.).

3 фаза — заключительная, основной  целью  которой  является  закрепление  чувства

принадлежности к группе (используются различные коллективные игры и танцы).

М. И. Чистякова выделила 4 фазы занятий:
1.   Мимические и пантомимические этюды. Основной целью этих занятий является

изображение  отдельных  эмоциональных  состояний, связанных  с  переживаниями
телесного  и  психического  комфорта  и  дискомфорта. Дети  знакомятся  с  элементами  вы-
разительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

2.   Этюды  и  игры, направленные  на  выражение  отдельных  свойств  личности  и

эмоций, целью которых является моделирование поведения персонажей с теми или иными
чертами харак-

355

тера, закрепление  и  расширение  уже  полученных  детьми  сведений  о  социальной

компетентности. Привлечение  внимания  детей  ко  всем  компонентам  выразительных
движений одновременно.

3.   Этюды  и  игры, имеющие  терапевтическую  направленность  на  определенного

ребенка  и  на  группу  в  целом.  Цель  —  коррекция  настроения,  отдельных  черт  характера
ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

4.   Фаза  психомышечной  тренировки, основной  целью  которой  является  снятие

эмоционального напряжения, внушение желательного настроения и поведения.

Между  первой  и  второй  фазами  делается  перерыв  на  несколько  минут, во  время

которого дети предоставлены сами себе. Между третьей и четвертой фазами предлагается
включать этюды на развитие внимания, памяти, сопротивление автоматизму или подвиж-
ную игру. В каждое занятие включены этюды, которые, по мнению автора, должны быть
коротки, доступны детям по содержанию.

В нашей практике психогимнастика использовалась для детей с преневротическими

нарушениями, элементы  психогимнастики  использовались  на  начальных  этапах
групповой психокоррекции.

Мы  выделяем  три  основных  этапа  психогимнастики: обучающий, собственно

коррекционный и закрепляющий.

Основные задачи обучающего этапа:
—  обучение детей специальным упражнениям для снятия напряжения;
—  обучение  способности  выражать  свои  чувства, эмоциональные  состояния

невербальными методами и понимать невербальное поведение окружающих.

Используются следующие психотехнические приемы:

Передама  движений  по  кругу.

Дети  образуют  круг. Один  из  членов  группы

(ведущий) выполняет  отдельные  движения, например, поочередно  поднимает
правую и левую руку. Остальные дети выполняют это задание. Психолог предлагает
увеличить темп выполнения задания.

Передача  ритма  по  кругу.

Дети  образуют  круг. Ведущий  хлопает

в

ладоши  в

определенном  ритме. Все  члены  группы  поочередно  по  кругу  повторяют, хлопая  в
ладоши, заданный ритм.

356
Игра «Зеркало». Дети разбиваются на пары и повторяют движения друг друга.


background image

Игра «Моргалки». Дети  разбиваются на  пары

и

пристально смотрят друг на друга.

Задание — как можно дольше, не моргая, смотреть в глаза друг другу.

Игра «Письмо  цифр  в  воздухе». Играющие  разделяются  на  пары. Один  из  детей

пишет цифры «в  воздухе», второй участник на пальцах показывает прочитанную цифру.
Игра способствует развитию внимания у детей, а также вызывает положительные эмоции.

Использование

пантомим

способствует снятию эмоционального напряжения у детей

в  группе. Детям  предлагаются  следующие  этюды: «Я  иду  по  очень  горячим  камням».
Ребенку предлагается вообразить себе, что он движется по раскаленным камням. «Я несу
тяжелую  сумку, набитую  камнями», «Я  иду  по  тоненькому  мостику  через  овраг» и  пр.
Затем  используются  пантомимы, связанные  с  жизненными  ситуациями  ребенка.
Например:  «Иду  в  школу»,  «Иду  в  гости  к  бабушке»,  «Иду  на  встречу  с  другом  или
подругой».

Для решения второй задачи обучающего этапа (формирование способности ребенка

выражать свои  чувства, эмоциональные состояния невербальными методами и понимать
невербальное поведение окружающих) мы использовали следующие техники:

Игра «Угадай  мое  чувство». Ребенку  предлагается  выразить  чувство  удивления,

радости, обиды, сочувствия и пр. Дети показывают на заранее заготовленных карточках,
какое чувство изображает играющий.

Упражнение  на  понимание  невербального  поведения  участников  группы.

Игра «Я

пришел  со  школы, у  меня  хорошее  настроение, я  сел  обедать». Играющий  изображает
данный этюд. Остальные члены группы внимательно смотрят на играющего и отвечают на
поставленные психологом вопросы:

Что делает играющий?
Какое у него настроение?
Откуда он пришел?
357

Содержание  этюдов  может  быть  предложено  не  только  психологом, но  и

играющими.

Игра «Я за стеклом и меня не слышно, я хочу сообщить что-то собеседнику».
Ход  игры. Играющий  предварительно  на  бумаге  записывает  содержание  своей

беседы. Например, «Я  на  вокзале, опаздываю  на  поезд, но  у  меня  нет  билета, билет  у
моего собеседника, который за стеклом и меня не слышит, а мне надо ему сообщить».

Эти  упражнения  направлены  на  установление  эмоционального  контакта  с  членами

группы, на развитие сотрудничества и взаимопонимания.

Собственно-коррекционный этап

включает в себя следующие задачи:

—  коррекция негативных эмоциональных переживаний у ребенка;
—  коррекция имеющихся межличностных конфликтов в семье и в коллективе;
—  формирование у ребенка активности, самостоятельности, уверенности в процессе

межличностного общения.

Решение  этих  задач  достигается  с  помощью  следующих  пси-, хотехнических

приемов:

Игра «Я заблудился в лесу».
Дети  по  очереди  изображают, как  они  выходят  из  темного  леса, где  много

препятствий: овраги, болото и пр. Можно использовать мебель (стулья, скамейки и пр.).

Игра «Меня обидели».
Ребенок с помощью пантомимы изображает свое поведение в данной ситуации.
Игра «Я обманул друга, и из-за меня у него неприятности» и пр.
Содержание игр зависит от проблем, которые наблюдаются

у

членов группы.

На  закрепляющем  этапе

мы  использовали  коллективные  пантомимы. Дети

самостоятельно разрабатывали сценарии и пред-

358