Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 6086
Скачиваний: 52
позы
животн
ых, пред-
метов.
После этого
спрашив
ает на-
парника,
кого он
изображ
ает. Затем
дети
меняются ро-
лями.
Игра
«Нарисуй
себя
в
будущем,
а группа
угадает,
кем ты
хочешь
быть».
Игра
«Нарисуй
себя
и
свою груп-
пу».
351
Номер
занятия
и
основная цель
Психоте
хнические
приемы
Радикал
ы
для
психологичес
кого
наблюдения
Критери
и
эффективност
и занятий
Занятие
9 Цель:
проигрывание
ситуаций по-
следних
занятий.
Создание
условий для
адекватного
восприятия
ситуации
расставания
Ход
занятий:
Разминка
(выбор игры
по желанию
детей) Игра
«Пожелания
друг другу».
Дети
выстраива-
ются в круг,
кидают
мяч
друг другу и
одновременно
высказывают
пожелания,
приглашения
Оценить
эмоцио-
нальное
состояние
детей.
Проанализиро
вать
особенности
формировани
я
навыков,
умений детей
на
этапах
занятий.
Спланировать
дальнейшие
формы
психологичес-
Позитив
ный
эмо-
циональный
фон у детей.
Улучшение
меж-
личностных
контактов.
Уверенность,
адекватная
самооценка.
Отсутствие
или снижение
негативных
эмоцио-
нальных
реакций
в гости, на
совместную
прогулку
и
пр.
Совместное
чаепитие
детей с ро-
дителями.
кой помощи
для каждого
ребенка
(консультиро
вание,
психологиче-
ская
поддержка и
пр.)
(страх,
тревога,
фрустрация и
пр.)
Следует подчеркнуть, что представленная схема занятий является своеобразным
каркасом, по которому психолог может успешно проводить собственные «отделочные
работы», но с учетом основных целей занятий. Содержательная характеристика занятий
может быть использована психологом, но количество занятий зависит от структуры
группы, динамики группового взаимодействия.
В процессе групповых психокоррекционных занятий для детей с преневротическими
нарушениями рекомендуется использовать разработанные нами психорегулирующие
тренировки (Мамай-чук И. И., 1987). Основной целью этих занятий является:
— смягчение эмоционального дискомфорта у ребенка;
— обучение его приемам релаксации;
— развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. Занятия проводятся
поэтапно с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка,
через день с небольшой (до 5 человек) группой детей.
1 этап —
успокаивающий,
в процессе которого используется вербально-музыкальная
психокоррекция с целью снятия психи-
352
ческого напряжения. Затем предлагаются детям зрительно-музыкальные стимулы,
направленные на снятие тревожности и создание позитивных установок на последующие
занятия.
2 этап —
обучающий,
целью которого является обучение детей релаксирующим
упражнениям. Используются упражнения на вызывание тепла, на регуляцию дыхания,
ритма и частоты сердечных сокращений (см. главу 8).
3 этап —
восстанавливающий.
На фоне релаксации дети выполняют специальные
упражнения, направленные на коррекцию настроения, развитие коммуникативных
навыков, перцептивных процессов и пр.
Опыт нашей работы показал, что психорегулирующая тренировка (ПРТ)
способствует повышению устойчивости детей к экстремальным ситуациям, улучшению
концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения.
Например, Вера К., 10 лет, учится в 5-м классе массовой школы. Жалобы матери на
повышенную раздражительность, эффективность: часто плачет, отказывается идти в
школу, так как пришла новая учительница, и девочка не может найти с ней контакт. 3
месяца назад умерла бабушка, к которой Вера была очень привязана. Отмечается
ухудшение аппетита, неустойчивый сон, аффективная лабильность. Девочка
обследовалась врачами невропатологом и педиатром. По заключению специалистов у
девочки ситуационные невротические реакции.
Психологическое обследование: В контакт вступает легко, адекватно отвечает на
вопросы. Уровень интеллектуального развития соответствует возрастной норме.
Наблюдается незначительное снижение динамики психических процессов. Структура
личности в целом гармоничная. Выявлена высокая степень тревожности, повышенная
фрустрированность. В ситуации фрустрации склонна к самообвинительным реакциям и к
застреванию на источнике конфликта. Показатель адаптации (CGR) несколько ниже
нормативных данных. Мать подчеркивает, что девочка до смерти бабушки была
активным, спокойным ребенком, однако отмечала ее повышенную чувствительность.
У девочки эмоциональная неустойчивость, обусловленная стрессовой ситуацией
(смерть бабушки, приход в школу новой учительницы). Девочке были рекомендованы
психорегулирующие тренировки в форме групповых занятий.
353
Девочка активно включилась в занятия. Уже на первых этапах наблюдалась
позитивная динамика. Мать отмечала, что у дочки улучшился аппетит, нормализовался
сон. Систематические занятия ПРТ способствовали стабилизации эмоциональных
процессов.
Опыт нашей работы показал, что занятия ПРТ помогают ребенку управлять своим
эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гнева. Особенно
целесообразно использовать ПРТ с детьми, у которых эмоциональные проблемы прояв-
ляются в основном в сфере межличностных конфликтов.
Кроме ПРТ, с целью коррекции эмоционального напряжения целесообразно
использовать психомышечные тренировки (А. В. Алексеев, 1985).
Данный метод включает в себя 4 основные задачи:
1. Научить ребенка расслаблять мышцы тела и лица методом прогрессивной
мышечной релаксации по Джекобсону.
2. Научить с предельной силой воображения, но без напряжения представлять
содержание формул самовнушения.
3. Научить удерживать внимание на мысленных объектах.
4. Научить воздействовать на себя необходимыми словесными формулами.
Психомышечные тренировки подходят для работы с детьми от 10 лет и старше.
При выполнении психорегулирующих и психомышечных тренировок необходимо
учитывать возрастные, индивидуально-психологические и клинические характеристики
ребенка. Не рекомендуется проводить занятия с детьми младше 5 лет, а также брать на
занятие детей с эписиндромом, с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой
системы, с эндокринными заболеваниями и легочной недостаточностью.
Следует неукоснительно придерживаться следующих методических требований:
1. Выполнение упражнений ребенком.
2. Самонаблюдение и фиксация возникших во время упражнений ощущений.
3. Самостоятельное повторение ребенком упражнений в течение дня.
354
В детской и подростковой клинике широко используется психогимнастика,
предложенная чешским психологом Г. Юновой и модифицированная М. И. Чистяковой.
Психогимнастика — это метод, при котором участники психокоррекции проявляют
себя и общаются без помощи слов (Осипо-ва, 2000). Термин психогимнастика можно
рассматривать как в широком, так и в узком значении. В широком — это курс специ-
альных психокоррекционных занятий, направленный на формирование и коррекцию
различных
сторон
психики
ребенка: познавательных, эмоционально-волевых,
эмоционально-личностных.
В узком значении — это специальные психокоррекционные техники, в основе
которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного способа
коммуникации в группе. Являясь невербальным методом психологической коррекции,
психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний,
эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомимики, танца, игры.
Юнова, работая с детьми, считает целесообразным включение в занятия по
психогимнастике ритмику, пантомиму, коллективные танцы и игры. Занятия состоят из
трех фаз:
1 фаза — снятие напряжения с помощью различных вариантов бега, ходьбы,
имеющих социально-психологическое значение (кого выбрать в напарника и т. д.).
2 фаза — пантомима (например, изображение страха, растерянности, удивления и
пр.).
3 фаза — заключительная, основной целью которой является закрепление чувства
принадлежности к группе (используются различные коллективные игры и танцы).
М. И. Чистякова выделила 4 фазы занятий:
1. Мимические и пантомимические этюды. Основной целью этих занятий является
изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживаниями
телесного и психического комфорта и дискомфорта. Дети знакомятся с элементами вы-
разительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
2. Этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и
эмоций, целью которых является моделирование поведения персонажей с теми или иными
чертами харак-
355
тера, закрепление и расширение уже полученных детьми сведений о социальной
компетентности. Привлечение внимания детей ко всем компонентам выразительных
движений одновременно.
3. Этюды и игры, имеющие терапевтическую направленность на определенного
ребенка и на группу в целом. Цель — коррекция настроения, отдельных черт характера
ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
4. Фаза психомышечной тренировки, основной целью которой является снятие
эмоционального напряжения, внушение желательного настроения и поведения.
Между первой и второй фазами делается перерыв на несколько минут, во время
которого дети предоставлены сами себе. Между третьей и четвертой фазами предлагается
включать этюды на развитие внимания, памяти, сопротивление автоматизму или подвиж-
ную игру. В каждое занятие включены этюды, которые, по мнению автора, должны быть
коротки, доступны детям по содержанию.
В нашей практике психогимнастика использовалась для детей с преневротическими
нарушениями, элементы психогимнастики использовались на начальных этапах
групповой психокоррекции.
Мы выделяем три основных этапа психогимнастики: обучающий, собственно
коррекционный и закрепляющий.
Основные задачи обучающего этапа:
— обучение детей специальным упражнениям для снятия напряжения;
— обучение способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния
невербальными методами и понимать невербальное поведение окружающих.
Используются следующие психотехнические приемы:
Передама движений по кругу.
Дети образуют круг. Один из членов группы
(ведущий) выполняет отдельные движения, например, поочередно поднимает
правую и левую руку. Остальные дети выполняют это задание. Психолог предлагает
увеличить темп выполнения задания.
Передача ритма по кругу.
Дети образуют круг. Ведущий хлопает
в
ладоши в
определенном ритме. Все члены группы поочередно по кругу повторяют, хлопая в
ладоши, заданный ритм.
356
Игра «Зеркало». Дети разбиваются на пары и повторяют движения друг друга.
Игра «Моргалки». Дети разбиваются на пары
и
пристально смотрят друг на друга.
Задание — как можно дольше, не моргая, смотреть в глаза друг другу.
Игра «Письмо цифр в воздухе». Играющие разделяются на пары. Один из детей
пишет цифры «в воздухе», второй участник на пальцах показывает прочитанную цифру.
Игра способствует развитию внимания у детей, а также вызывает положительные эмоции.
Использование
пантомим
способствует снятию эмоционального напряжения у детей
в группе. Детям предлагаются следующие этюды: «Я иду по очень горячим камням».
Ребенку предлагается вообразить себе, что он движется по раскаленным камням. «Я несу
тяжелую сумку, набитую камнями», «Я иду по тоненькому мостику через овраг» и пр.
Затем используются пантомимы, связанные с жизненными ситуациями ребенка.
Например: «Иду в школу», «Иду в гости к бабушке», «Иду на встречу с другом или
подругой».
Для решения второй задачи обучающего этапа (формирование способности ребенка
выражать свои чувства, эмоциональные состояния невербальными методами и понимать
невербальное поведение окружающих) мы использовали следующие техники:
Игра «Угадай мое чувство». Ребенку предлагается выразить чувство удивления,
радости, обиды, сочувствия и пр. Дети показывают на заранее заготовленных карточках,
какое чувство изображает играющий.
Упражнение на понимание невербального поведения участников группы.
Игра «Я
пришел со школы, у меня хорошее настроение, я сел обедать». Играющий изображает
данный этюд. Остальные члены группы внимательно смотрят на играющего и отвечают на
поставленные психологом вопросы:
Что делает играющий?
Какое у него настроение?
Откуда он пришел?
357
Содержание этюдов может быть предложено не только психологом, но и
играющими.
Игра «Я за стеклом и меня не слышно, я хочу сообщить что-то собеседнику».
Ход игры. Играющий предварительно на бумаге записывает содержание своей
беседы. Например, «Я на вокзале, опаздываю на поезд, но у меня нет билета, билет у
моего собеседника, который за стеклом и меня не слышит, а мне надо ему сообщить».
Эти упражнения направлены на установление эмоционального контакта с членами
группы, на развитие сотрудничества и взаимопонимания.
Собственно-коррекционный этап
включает в себя следующие задачи:
— коррекция негативных эмоциональных переживаний у ребенка;
— коррекция имеющихся межличностных конфликтов в семье и в коллективе;
— формирование у ребенка активности, самостоятельности, уверенности в процессе
межличностного общения.
Решение этих задач достигается с помощью следующих пси-, хотехнических
приемов:
Игра «Я заблудился в лесу».
Дети по очереди изображают, как они выходят из темного леса, где много
препятствий: овраги, болото и пр. Можно использовать мебель (стулья, скамейки и пр.).
Игра «Меня обидели».
Ребенок с помощью пантомимы изображает свое поведение в данной ситуации.
Игра «Я обманул друга, и из-за меня у него неприятности» и пр.
Содержание игр зависит от проблем, которые наблюдаются
у
членов группы.
На закрепляющем этапе
мы использовали коллективные пантомимы. Дети
самостоятельно разрабатывали сценарии и пред-
358