Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 6088
Скачиваний: 52
условно разделить на две основные группы: эндогенную, обусловленную как
правило генетическими факторами, и экзогенную, обусловленную внешними
факторами (инфекции, отравления, травмы и пр.), — возникшие на различных
этапах развития ребенка.
53
В отечественной психиатрии в основу классификации умственной отсталости
положены этиопатогенетические характеристики (Сухарева Г. Е., 1973; Ковалев В. В.,
1979 и др.).
В. В. Ковалев выделяет следующие основные формы умственной отсталости:
1. Умственная отсталость при хромосомных болезнях.
2. Наследственные формы умственной отсталости.
3. Смешанные по этиологии (экзогенно-эндогенные) формы.
4. Экзогенно обусловленные формы.
Классификация В. В. Ковалева по этиопатогенетическому признаку имеет
несомненное значение для клинического анализа умственной отсталости. Однако для
психолого-педагогического анализа интеллектуального дефекта при умственной
отсталости в практике чаще используется классификация М. С. Певзнер, которая выделяет
пять форм умственной отсталости:
1. Неосложненная форма умственной отсталости.
2. Умственная отсталость с нарушениями нейродинамики.
3. Умственная отсталость в сочетании с нарушениями анализаторов.
4. Умственная отсталость в сочетании с грубыми нарушениями личности.
5. Умственная отсталость в сочетании с психопатоподобны-ми формами поведения.
Психическое недоразвитие в детском возрасте проявляется в многочисленных
синдромах ранней и стойкой общей отсталости. Г. Е. Сухарева выделяет два признака
общего психического недоразвития: это преобладание интеллектуального дефекта и от-
сутствие прогродиентности (Сухарева, 1974).
Психопатологическим стержнем психического недоразвития у взрослых, подростков
и детей младшего школьного возраста является слабость абстрактного мышления в виде
недостаточной способности к обобщению, пониманию причинно-следственных отноше-
ний, конкретно-ситуативного мышления (Выготский Л. С, 1984).
Однако для квалифицированной диагностики недостаточно ориентироваться только
на признаки интеллектуального недоразвития, наблюдаемые у ребенка с рождения или
несколько позже (до 2-3 лет). Классификация дизонтогенетических расстройств по ре-
54
комендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) предусматривает
четыре основных направления (оси) диагностики. Первое направление — это
характеристика клинического синдрома. Второе — по определению интеллектуального
уровня от легкой до глубокой отсталости. Третье — учитывает биологические факторы
дизонтогенеза, т. е. этиологический диагноз. Четвертое — характеристика сопутствующих
психосоциальных влияний (нарушение семейных взаимоотношений, стиль семейного
воспитания, социальная и психическая депривация и пр.).
Представленные выше направления классификации умственной отсталости
включают в себя не только биологические, но и социально-психологические факторы,
влияющие на развитие ребенка с психическим недоразвитием.
Как отмечают клиницисты, общее психическое недоразвитие при умственной
отсталости часто сочетается с неспецифическими нарушениями. Это могут быть
нарушения черепно-мозговой иннервации, пирамидная недостаточность, парезы,
нарушение мышечного тонуса, диэнцефальные расстройства, в частности церебрально-
эндокринная недостаточность. В соматическом статусе у большинства детей, особенно с
тяжелой формой умственной отсталости, нередко наблюдаются различные аномалии
развития и дисплазии — деформации и нарушения соотношения размеров черепа,
аномалии строения и расположения ушных раковин, глаз, зубов, укорочение фаланг
пальцев, заячья губа, синдактилии. При умственной отсталости, связанной с нарушениями
эмбрионального развития, часто наблюдаются пороки развития внутренних органов:
сердца, легких, мочеполовых органов, желудочно-кишечного тракта, а в некоторых
случаях, системные нарушения, например, костной системы, кожи и пр.
При классификации умственной отсталости важно учитывать не только форму
клинической картины психического недоразвития, а также уровень психического развития
ребенка и его сложную внутреннюю структуру.
Степень слабоумия при психическом недоразвитии традиционно подразделяется по
выраженности интеллектуального и личностного дефекта. По МКБ 10-го пересмотра ВОЗ
выделяются следующие степени умственной отсталости:
55
F70 Легкая умственная отсталость.
Легкая умственная отсталость, которая характеризуется умеренной отсталостью, но
способностью использовать речь в повседневных целях. Лица с легкой умственной
отсталостью способны себя обслуживать (прием пищи, умывание, одевание, контроль за
функциями кишечника и мочевого пузыря). Основные затруднения обычно наблюдаются
в сфере школьной успеваемости, особенно при усвоении чтения и письма. Они способны
к практической деятельности, включая неквалифицированный и полуквалифицированный
ручной труд. «В целом, у лиц с легкой степенью умственной отсталости поведенческие,
эмоциональные и социальные нарушения и возникающая в связи с ними потребность в
терапии и поддержке гораздо больше напоминают проблемы у людей с нормальным
уровнем интеллектуальности, нежели специфические проблемы у лиц с умеренной и
тяжелой степенями умственной отсталости». Уровень интеллекта у лиц,с легкой степенью
умственной отсталости находится в диапазоне 50-69.
F71 Умеренная умственная отсталость.
У лиц этой категории, несмотря на замедленное развитие и понимание речи,
отмечается задержка в ее развитии. Отстает и развитие моторики и навыков
самообслуживания. Ограничены школьные успехи, но часть пациентов осваивает
основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета. Некоторые из лиц с
умеренной умственной отсталостью нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни. В
зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью обычно способны к простой
практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении
квалифицированного надзора. Совершенно независимое проживание достигается редко.
Тем не менее такие люди в общем полностью мобильны и физически активны,
большинство из них обнаруживают признаки социального развития. Коэффициент
умственного развития обычно находится в диапазоне от 35 до 49. У одних лиц с
умеренной умственной отсталостью наблюдается высокий уровень оценок по тестам на
зрительно-пространственные функции и низкие оценки по речевым тестам, у других —
наоборот. То есть одни пациенты могут принимать участие в простых беседах, а другие
обладают речевым запасом, достаточным лишь для сообщения о своих основных потреб-
56
ностях. Некоторые пациенты никогда не используют речь, хотя и могут понимать
простые инструкции. У большинства лиц с умеренной умственной отсталостью может
быть выявлена органическая этиология.
F72 Тяжелая умственная отсталость.
По клинической картине, наличию органической этиологии и сопутствующих
расстройств эта категория во многом сходна с категорией умеренной умственной
отсталости. У большинства больных наблюдаются двигательные нарушения или другие
сопутствующие дефекты. Коэффициент умственного развития обычно находится в
пределах от 20 до 34.
F73 Глубокая умственная отсталость.
У больных этой рубрики коэффициент умственного развития ниже 20, что означает,
что пациенты весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению
требований или инструкций. Большинство таких больных неподвижны или резко
ограничены в подвижности, страдают недержанием мочи и кала, и с ними возможны лишь
самые примитивные формы невербальной коммуникации. Они неспособны или
малоспособны заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в постоянной
помощи и надзоре, они не могут принимать участие в домашних и практических делах.
F78 Другая умственная отсталость.
Эта категория должна использоваться только в тех случаях, когда оценка степени
интеллектуального снижения посредством обычных процедур затруднена или невозможна
из-за сопутствующих сенсорных или соматических нарушений, например, слепоты,
глухонемоты и при тяжелых поведенческих расстройствах или соматической
инвалидизации.
Р79 Неуточненная умственная отсталость.
Неуточненная умственная отсталость устанавливается в тех случаях, когда нет
достаточной информации по отнесению больного к одной из вышеназванных категорий.
Многие отечественные педагоги и клиницисты обращали внимание на дисгармонию
в развитии личности у некоторых детей, страдающих умственной отсталостью (Озерецкий
Н. И., 1924; Зан-ков Л. В., 1939; Мнухин С. С, 1961 и др.). Многообразие форм про-
явлений умственной отсталости чрезвычайно велико. В связи с этим
57
особый интерес представляет собой классификация психического недоразвития,
представленная Д. Н. Исаевым (1982). Используя клинико-психолого-педагогический
анализ, автор выделяет четыре основные формы психического недоразвития у детей.
Астеническая
форма характеризуется неглубоким нарушением интеллекта. В
структуре интеллектуального дефекта у детей наблюдается нарушение школьных
навыков, которые диагностируются, как правило, в начале школьного обучения. В раннем
детстве и в дошкольные годы родители таких детей не замечают отставания в их
умственном развитии. У большинства из них наблюдаются недоразвитие речи и
эмоционально-волевая неустойчивость. В структуре интеллектуального дефекта у этой
группы детей преобладают недоразвитие зрительно-пространственных функций,
трудности установления последовательных умозаключений в рассказах, сниженный
уровень обобщений.
Внутри этой группы Д. Н. Исаев выделяет несколько клинических подгрупп:
1) брадилалический вариант, при котором наблюдается замедленный темп
психических процессов, особенно в мышлении и речи;
2) дислалический вариант, когда ярко выражено недоразвитие речи;
3) диспраксический вариант с заметным нарушением тонкой моторики;
4) дисмнемический вариант, при котором наблюдается резко выраженное
нарушение памяти.
Атоническая
форма. Наряду с интеллектуальной недостаточностью разной степени
глубины у детей с этой формой психического недоразвития наблюдается аспонтанность,
бедность, невыразительность эмоций. Это проявляется в сниженной потребности
в'эмоциональных контактах, в межличностных коммуникациях. Кроме того, на фоне
умственной отсталости, у детей этой группы наблюдается выраженная неспособность к
психическому напряжению, что проявляется в чрезмерной отвлекаемости, в двигательном
беспокойстве и пр. Внутри этой группы автор выделяет:
• аспонтанно-апатический вариант, который характеризуется снижением активности,
ограничением интересов;
58
• акатизический вариант, когда у ребенка проявляется бессмысленная активность,
непоседливость и двигательное беспокойство;
• мориоподобный вариант, проявляющийся в нарушении поведения на фоне
эйфории, в склонности к дурашливости.
При
дисфорической
форме психического недоразвития у детей на фоне умственной
отсталости наблюдается выраженная аффективная напряженность.
Стеническая
форма психического недоразвития характеризуется неравномерным
созреванием интеллектуальных, мнемических и эмоционально-волевых процессов. У
больных ярче выражены и стойкие побуждения, и влечения, что способствует формирова-
нию у них упорства в преодолении возникающих препятствий. Внутри этой группы
различают два основных варианта: уравновешенный и неуравновешенный. У последних
отмечается сочетание интеллектуальной недостаточности с суетливостью, двигательным
беспокойством, эмоциональной неустойчивостью.
Представленная классификация отличается содержательными характеристиками,
отражающими сложную психопатологическую структуру дефекта при психическом
недоразвитии, и она, на наш взгляд, может быть удобным ориентиром при качественном
психологическом анализе дефекта у больных с данным вариантом психического
дизонтогенеза.
Возрастная динамика психического развития с психическим недоразвитием
отличается крайней замедленностью развития высших психических функций. На первом
году жизни наблюдается вялость, выраженное недоразвитие моторных функций, нередко
отмечается нарушение ритма сна и бодрствования. Недоразвитие моторики тормозит
развитие интерсенсорных связей «рука-глаз», «глаз-ухо». Недостаточность эмоционально-
волевых реакций проявляется в позднем формировании комплекса оживления, значи-
тельно позже появляются эмоциональные реакции на различные стимулы: звук, свет, лицо
матери и пр.
В возрасте 2-3 лет недостаточность познавательной деятельности у детей с
психическим недоразвитием проявляется в особенностях их поведения. В структуре их
психического дефекта обращают на себя внимание выраженные психомоторные
расстройства,
59
которые проявляются в вялости или в психомоторной растормо-женности.
Наблюдается недоразвитие речи, навыков опрятности, несформированность игровой
деятельности и слабовыраженная познавательная активность.
У здоровых детей в раннем возрасте происходят быстрые изменения в физическом и
психическом развитии. Уже на втором году жизни наблюдается бурное развитие
предметных действий, а на третьем — предметная деятельность становится у детей
ведущей. В процессе становления предметной деятельности развивается ориентировочная
реакция на новый предмет типа: «Что это?», а затем появляется вторая ориентировочная
реакция: «Что с ним можно делать?» (по выражению Д. Б. Эльконина). Наряду с этим ре-
бенок начинает выделять предметы, усваивает способы действия с ними. У него
формируется ориентировка на свойства и качества предметов. Именно этот процесс
формирования поисковых действий и оказывает решающее влияние на ход психического
развития. Кроме этого идет активное развитие речи: вначале появляются отдельные слова,
а на втором году жизни — фразы. Пробуждается интерес к продуктивным видам
деятельности: рисованию, конструированию.
Что же касается развития детей с умственной отсталостью, то у них развитие
моторики идет с большим опозданием. Походка их долго остается неустойчивой, плохо
координированной, отмечаются лишние движения. Как правило, у них долго не
выделяется ведущая рука, нет согласованности в действиях обеих рук. Предметными
действиями эти дети своевременно не овладевают, в этом возрасте у них появляются лишь
манипуляции, т. е. хаотичные, нецеленаправленные двигательные реакции. Чаще всего эти
манипуляции не соответствуют назначению предмета, с которыми ребенок совершает
действия. Не отмечается также ориентировки на новые предметы не только типа «Что с
ним можно делать?», но и часто и «Что это?». Эти дети не умеют подражать действиям
взрослого, т. е. они самостоятельно не овладевают основным способом усвоения
общественного опыта.
В дошкольный период отмечается позднее развитие речи, затруднения в
формировании навыков самостоятельности, стереотипные игровые действия, т. е.
бессодержательное, однообразное мани-
60
пулирование с предметами. Контакт со сверстниками у них эпизодический и
нестойкий. В дошкольном возрасте дети с умственной отсталостью редко задают вопросы:
«что такое?», «почему?», «кто это?». У них слабо дифференцированы эмоции,
отсутствуют высшие эмоции (сочувствие, сострадание, дифференцированное чувство
привязанности). Речь, как правило, аграмматичная, с ограниченным словарным запасом.
В младшем школьном возрасте на первый план в структуре психического дефекта
выступает недоразвитие абстрактного мышления. Мышление отличается конкретно-
ситуативными суждениями, слабостью или невозможностью обобщений, неспособностью
выделения существенных признаков предметов и явлений. Особенно отчетливо
интеллектуальная недостаточность проявляется в процессе обучения: дети даже с
неглубокой умственной отсталостью с трудом овладевают счетными операциями.
В подростковом возрасте кроме интеллектуальной недостаточности на первый план
выступает незрелость личности, которая проявляется в неспособности самостоятельно
решать житейские ситуации, в некритичности поведения, в неадекватных притязаниях. У
подростков с умственной отсталостью наблюдается нарушение поведения, которое в
значительной степени определяется не только внешней ситуацией, но их аффективными
побуждениями, влечениями.
Исследования психологов и педагогов показали, что психическое недоразвитие при
умственной отсталости носит тотальный характер, охватывает все сферы психики:
сенсорную, моторную, интеллектуальную, эмоциональную, личностную, что является оп-
ределяющей характеристикой умственной отсталости. Тотальность недоразвития психики
является определяющей характеристикой умственной отсталости. В структуре
психического дефекта у детей с умственной отсталостью имеют место недостаточность в
развитии гнозиса, праксиса, эмоций, памяти и других психических функций, которые, как
правило, проявляются меньше, чем недоразвитие мышления. Например, особенностью
восприятия у детей с умственной отсталостью является недоразвитие анализа и синтеза
воспринимаемых сигналов.
В многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных психологов были
отражены различные особенности восприя-
61
тия предметов у детей с умственной отсталостью. Ряд авторов в своих
исследованиях отразили слабую способность детей с умственной отсталостью к
дифференцированию общих, особых и единичных признаков предметов (Л. В. Занков,
1939; Э. С. Бейн, 1940; И. М. Соловьев, 1965 и др.). Другие авторы отметили недоразвитие
скорости воспринимаемых сигналов у детей с умственной отсталостью (К. И.
Вересотская, 1940; С. Я. Рубинштейн, 1979), а также снижение объема воспринимаемого
материала (М. М. Ну-дельман, 1940).