Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5965
Скачиваний: 52
У детей с психическим недоразвитием в этот возрастной период развитие моторики
значительно запаздывает. Походка их долго остается неустойчивой, плохо
координированной, отмечаются лишние движения. Как правило, у них долго не
выделяется ведущая рука, нет согласованности в действиях обеих рук.
Предметными действиями дети с психическим недоразвитием своевременно не
овладевают, в этом возрасте у них появляются лишь манипуляции, т. е. хаотичные,
нецеленаправленные двигательные реакции. Чаще всего эти манипуляции не
соответствуют назначению предмета, с которыми ребенок совершает действия. Дети с
умственной отсталостью не умеют подражать действиям взрослого, т. е. они
самостоятельно не овладевают основным способом усвоения общественного опыта. Все
это в значительной степени оказывает негативное влияние на формирование восприятия и
таких его свойств как константность, предметность, обобщен-
70
ность и определяет основные задачи психологической коррекции. Среди этих задач
выделяются следующие:
• обучение детей с психическим недоразвитием усвоению сенсорных эталонов с
помощью развития у них предметно-практических действий;
• развитие целостности, константности, предметности и обобщенности восприятия.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА
В процессе планирования занятий необходимо соблюдать следующие принципы:
• принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение
занятий;
• принцип доступности заданий;
• принцип систематичности занятий, предусматривающий определенную частоту
занятий; желательно не менее двух раз в неделю;
• принцип закрепления усвоенного с привлечением родителей, педагогов-
дефектологов, логопедов.
В процессе обучения детей с психическим недоразвитием предметно-практическим
манипуляциям психолог формирует у них поисковые способы ориентировки в задании,
обучает ребенка усвоению формы, цвета и величины предметов. В ходе занятий ребенку
необходимо показать такие действия, при которых он мог бы понять, что от умения
определить форму зависит результат его деятельности.
Приводим конкретную схему занятий с описанием психотехник:
1. Предметно-практические манипуляции с объемными формами.
Цель занятий:
научить ребенка соотносить плоские и объемные формы в
практическом действии с предметами, пользоваться методом проб и ошибок, отбрасывая
ошибочные варианты и фиксируя правильные.
Психотехнические игры: «Закрой коробки», «Чей домик», «Найди окошко»,
«Почтовый ящик». Ребенку предлагаются эталонные геометрические фигуры, которые он
должен соотнести с местом.
71
Оборудование:
— коробки с крышками разной формы,
— объемные геометрические формы по объему подходящие к прорези,
— доски с прорезями, изображающими геометрические фигуры и предметы из
геометрических форм.
2. Зрительное восприятие формы без предметно-практических манипуляций.
Цель занятий:
обучение ребенка зрительному сопоставлению формы без предметно-
практической ориентировки (вычленение контура предмета, соотнесение объемных и
плоских форм, узнавание предметов в рисунках, их словесное обозначение).
Психотехнические игры: «Найди свою пару», «Лото», «Угадай что нарисовано»,
«Магазин».
Оборудование:
— карточки с изображением геометрических форм;
— парные плоскостные или пластмассовые формы;
— предметы и игрушки разной формы;
3. Запоминание форм.
Цель занятий:
научить детей запоминать воспринятые формы; мысленно по
представлению сопоставлять объемную форму с плоскостной. Закреплять названия:
«круглый», «квадратный», «овальный», «треугольный».
Психотехнические игры: «Узнай и запомни», «Найди похожую», «Угадай чего не
стало».
Оборудование:
— карточки с геометрическими формами разной величины и цвета,
— объемные игрушки разной формы (например, шар, неваляшки, телевизор и пр.),
— плоскостные формы образцы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Обучение восприятию величины предметов так же, как и формы проводится в
контексте предметно-практических ма-
72
нипуляций. В процессе действий с игрушками умственно отсталый ребенок начинает
выделять величину зрительно. На основе длительного применения проб и примеривания у
ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие величины, умение
вычленять ее, соотносить предметы по величине. Занятия состоят из трех этапов:
1. Практическое выделение величины.
Цель занятий:
научить детей ориентироваться на величину предметов, соотносить
действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоские и объемные
фигуры, обучать детей составлению сериационного ряда.
Психотехнические игры: «Составление двух- и трехместных матрешек», «Найди
место для предмета», «Построй башню», «Найди кровать для куклы» и пр.
Оборудование:
— матрешки (двух-, трех- и четырехместные),
— бруски разной величины,
— куклы и машинки разной величины,
— игрушечная мебель разной величины.
2.
Зрительное
восприятие
величины.
Цель занятий:
научить различать зрительно предметы различной величины,
соотносить зрительный образ со словом.
Психотехнические игры: «Лото» (определение предметов по величине), «Закончи
узор» (с учетом величины детали), «Построй башни» (с учетом разной высоты) и пр.
Оборудование:
— карточки с изображением предметов разной величины,
— большие и маленькие круги, квадраты и контурные узоры,
— фломастеры,
— трафареты с изображением предметов и животных разной величины.
3. Запоминание предметов с учетом их величины.
Цель занятий:
научить детей удерживать в представлении и мысленно соотносить
между собой величины разных предметов,
73
осуществлять выбор по представлению и словесному обозначению величины
предметов.
Психотехнические игры: «Запомни и найди», «Найди, где спрятано», «Угадай, какое
платье нужно кукле» и пр.
Оборудование:
—
карточки-лото с изображением предметов разной величины,
— предметы разной величины,
— картонные геометрические фигуры трех величин.
Важное значение в процессе психокоррекции детей с психическим недоразвитием
имеет формирование у них константного и целостного восприятия предметов. Детям
предстоит осознать, что внешний вид предмета может меняться в зависимости от того, с
какой стороны на него смотрят — спереди, сзади, сбоку, снизу или сверху, но все равно
это будет один и тот же предмет. Ребенок должен понять, что целый предмет состоит из
отдельных частей, каждая из которых не только имеет свою функцию, но и свою форму,
величину, свое определенное место, в целом, пространственное расположение.
Формирование целостного восприятия успешно осуществляется в процессе обучения
детей продуктивным видам деятельности: конструирования, рисования, лепки,
аппликации.
Огромный коррекционный потенциал принадлежит конструктивной деятельности,
которая активно формируется у здоровых детей еще в младшем дошкольном возрасте. В
процессе конструктивной деятельности ребенок, с одной стороны, знакомится с про-
странственными свойствами предметов (форма, величина и пр.), с другой стороны —
процесс конструирования оказывает существенное влияние на формирование способов
восприятия: вычленение целого из отдельных частей, мысленное расчленение сложной
формы и установление пространственных взаимоотношений предметов. Эффективность
конструктивных занятий в формировании сенсорных функций у детей с психическим
недоразвитием описана в работах многих отечественных педагогов и психологов (Ма-
майчук, 1976; Катаева, Стребелева, 1991 и др.).
Психолог предлагает ребенку разнообразные игры: «Собери целое», «Какой детали
не хватает» и пр.
74
Особое и важное значение в психологической коррекции детей с умственной
отсталостью занимает формирование пространственной ориентировки. М. и Н. Семаго
разработали программу формирования пространственных представлений для детей
дошкольного и младшего школьного возраста (Семаго М. и Н., 2000). Структура заданий
программы усложняется в зависимости от уровня овладения ребенком пространственных
представлений: от наиболее простых, координатных, метрических до лингвистических
представлений. Каждый этап программы разделен на несколько тем, каждая из которых
представляет собой работу на различных уровнях с обязательной соответствующей
вербализацией пространственных представлений. Такими уровнями являются:
— уровень пространства собственного тела;
— уровень расположения объектов по отношению к собственному телу;
— взаимоотношение внешних объектов между собой;
— лингвистическое пространство, включая временные представления (Семаго М. и
Н., 2000).
Опыт нашей работы показывает, что при формировании пространственных
представлений у детей с психическим недоразвитием важно соблюдать следующие этапы.
На первом этапе необходимо обучить детей различать отношения предметов и их
частей по вертикали (на, под).
Второй этап — это формирование горизонтальных отношений (рядом,около).
Третий — формирование таких отношений как «справа», «слева», «за», «перед»,
«между» и пр.
•После
того
как
ребенок
научится
воспринимать
и
воспроизводить
пространственные отношения предметов по подражанию действиям взрослого, можно
переходить к играм, где взрослый предъявляет ребенку уже готовые образцы. С помощью
такого метода ребенок самостоятельно анализирует образец, пространственное
взаимоотношение его частей. Это успешно достигается в ходе развития конструктивных
умений, а также в процессе специально организованных дидактических игр «Запомни и
найди», «Найди и назови», где ребенку предлагаются карты с изображением предметов,
по-разному расположенных по отношению друг к другу.
75
Особо важное значение в формировании пространственных отношений и
представлений у умственно отсталых детей имеет развитие у них осязательного
восприятия. С этой целью используются разнообразные дидактические игры,
направленные на осязательное восприятие формы, величины, объема, температуры,
пространственного расположения предметов.
На первом этапе детей обучают осязательному восприятию знакомых объемных
предметов (например, машинка, кукла, ложка, тарелка, шарф, пуговица и пр.). На втором
этапе детям предлагают для ощупывания и узнавания объемные геометрические формы
(шар, куб, «кирпичик из строительного набора» и пр.). На третьем этапе дети ощупывают
и называют плоские геометрические фигуры. На четвертом этапе дети классифицируют
объемные фигуры по величине. За специальной ширмой психолог раскладывает перед
ребенком набор объемных фигур одинаковой формы, но разной величины. Например, шар
большой и шар маленький, катушка большая и катушка маленькая и пр. Психолог просит
ребенка выбрать и дать ему одинаковые фигурки. Опыт нашей работы показывает
высокую эффективность таких занятий в развитии у ребенка пространственных
восприятий.
Память детей с психическим недоразвитием, как отмечалось выше, отличается
снижением объема запоминания, трудностями хранения и воспроизведения информации.
Невозможность опосредованного запоминания у детей с психическим недоразвитием
обусловлена трудностями смысловой организации запоминаемого материала. В связи с
этим, важными направлениями психокоррекции памяти являются:
— формирование объема памяти в зрительной, слуховой и осязательной
модальностях;
— развитие приемов ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в
процессе игровой деятельности.
Перед началом психокоррекционной работы психолог должен обратить внимание на
то, какая форма памяти у ребенка преобладает: зрительная, слуховая, зрительно-слуховая
или кинестетическая. Например, если у ребенка наблюдается выраженное недоразвитие
памяти в слуховой модальности, рекомендуется проводить занятия по развитию слуховой
и зрительно-слуховой памяти. Все
76
занятия по коррекции памяти должны проходить в игровой ситуации, доступной
ребенку.
Недоразвитие мышления является ядерным признаком у детей с данной формой
дизонтогенеза. Их мышление отличается конкретностью, невозможностью образования
понятий, трудностями переноса и обобщения. Развитие мышления у детей с психическим
недоразвитием непосредственно связано с совершенствованием деятельности и
восприятия. Важной задачей психокоррекции является развитие наглядно-действенного и
наглядно-образного мышления. Для ее решения работа должна вестись в следующих
направлениях:
— обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с
предметами различной формы, величины, цвета;
— обучение детей использованию вспомогательных предметов (орудийные
действия);
— формирование наглядно-образного
мышления
в процессе конструктивной и
изобразительной деятельности;
— формирование элементарных логических обобщений.
Как уже упоминалось выше, предметно-практическая деятельность как здорового,
так и ребенка с психическим дизонтогенезом, является основой для
формирования
его
мышления. В процессе обучения детей
предметно-практическим
манипуляциям целесо-
образно проводить такие занятия, как подбор предметов по образцу, группировка
предметов по образцу и по разным свойствам. Можно предложить детям разнообразные
игры типа «Разложи игрушки по домикам» и пр.
Особое коррекционное значение имеют игры, направленные на использование
вспомогательных средств. Например, предлагается достать нужный предмет с помощью
веревки, палки и пр. В процессе таких игр перед ребенком ставятся задачи выявить
внутренние связи предмета, проанализировать условия практической задачи, найти выход
из проблемной ситуации, требующей применения вспомогательных средств, не забывая
при этом учитывать особенности ситуации и, следовательно, соответствующие способы
действия.
В таблице 1 представлены игры-занятия предметами-орудиями, которые можно
использовать в психокоррекционной работе с детьми с психическим недоразвитием.
77
Таблица 1. Система игр-занятий с предметами-орудиями
Назва
ние
Соде
ржание
Сенс
орные
Мыс
литель-
Мото
рика
игры
проц
ессы
ные
процессы
Игры
и заня-
Пере
местить
Восп
риятие
Обна
ружение
Удер
жание
тия со
вспомо-
теле
жку за те-
сопер
емеще-
и
использова
-
тесем
ки дву-
гатель
ными
семк
у.
ния
предме-
ние
статичес-
мя
руками.
предм
етами
Пере
местить
тов.
ких
межпред-
Движ
ения рук
катал
ку при
метн
ых свя-
к
себе.
помо
щи руко-
зей
ятки
Прид
винуть
Восп
риятие
Уста
новле-
Коорд
иниро-
игру
шку пал-
пред
метов в
ние
результа-
ванны
е дви-
кой к
себе.
дина
мике их
тивн
ой дина-
жения
обеих
Выто
лкнуть
пере
мещений.
миче
ской
РУК-
игру
шку пал-
Разли
чение
связи
между
кой
из трубы
форм
ы пред-
пред
метами
метов
(с