Файл: Крюкова Т.Л. - Психология семьи. Жизненные трудности и совладание с ними.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3603
Скачиваний: 54
воспитанию ребенка, а у мужа будет возникать чувство, что жена и ребенок мешают его
работе.
По данным исследователей, женщины-домохозяйки, которые в самые активные годы
воспитания ребенка больше ничем не занимаются, с большой степенью риска подвержены
стрессам, обусловленным монотонными, разовыми делами и напряжением, вызванным
необходимостью быстро справляться со всеми делами по дому (Г. Мак-Кубин, 1983).
Иногда у матери формируется сверхвовлеченность в проблемы ребенка как способ
компенсации недостаточно насыщенной жизни. Кроме того, домохозяйки стоят перед
необходимостью принятия решения о том, куда направить свою энергию и
эмоциональные ресурсы после того, как дети начнут жить самостоятельно.
Таким образом, переживаемые трудности после рождения ребенка — перестройка
взаимоотношений
в
семье, занятость
матерей, — угрожают
нормальной
жизнедеятельности семьи. Они отрицательно сказываются на разных сферах
жизнедеятельности семьи (повышение конфликтности, снижение удовлетворенности
семейной жизнью и др.) и приводят к нарушению ее функций: сексуально-эротической,
воспитательной, хозяйственно-бытовой и пр.
4.
Помещение ребенка во внесемейные институты (детский сад, школа).
Период поступления ребенка в образовательное учреждение является сложным
периодом не только для него самого, но и для всех членов семьи, которые сталкиваются с
необходимостью преодоления различных трудностей, связанных с детсадовской /
школьной жизнью ребенка. Зачастую в начальный период поступления ребенка во
внесемейный институт (особенно школу) происходит обострение детско - родительского
конфликта, наполненного разочаро -ванием, раздражением, досадой, а иногда и
отчаянием.
Несогласие между родителями в том, как воспитывать ребенка, становится более
явным, так как «продукт» их воспитательной деятельности оказывается объектом
всеобщего обозрения. Кроме того, меняются критерии оценки для ребенка, так как его
оценивают не только родители, но и другие значимые взрослые. Оценкой в школе
оценивается компетентность семьи. Она выставляется всей семье, и при отрицательной
оценке страдает самооценка родителей.
92
Далеко не все родители выдерживают бремя новых обязанностей и требований,
многие из них оказываются неспособными помочь своему ребенку справиться с
внутренним напряжением, а иногда и усугубляют его состояние. И именно в этот период
родители переживают тот факт, что ребенок когда-нибудь вырастет и покинет дом, а они
останутся наедине друг с другом.
5.
Принятие и осуществление родительской роли.
Трудности взаимодействия с ребенком, которые непременно появляются в процессе
воспитания, рассматриваются как стрессовый фактор, обусловливающий родительский
стресс.
Семьи, имеющие детей, разрешают сходные проблемы и переживают аналогичные
трудности. Каждый раз, когда ребенок вступает в новую стадию развития (начинает
ходить или говорить, идет в школу и т. д.), родители должны изучить его новое ролевое
поведение (А. С. Спиваковская, 2000). Соответственно, когда сами родители вступают в
новые стадии развития, их поведение изменяется. Иногда поведение родителей и детей на
различных стадиях развития создает конфликтные ситуации. Когда бы ни происходили
изменения, всегда существует период стресса, который продолжается до тех пор, пока
родители и дети не урегулируют свои взаимоотношения. Задачи, которые предстоит
решать в период родительства, парадоксальны. С одной стороны, успешно исполняющие
свои функции родители обеспечивают детям чувство защищенности и поддержки. С
другой стороны, эти же родители должны всячески содействовать тому, что -бы их дети
стали независимыми, дееспособными взрослыми. На первый взгляд, чувства поддержки и
независимости, казалось бы, противоречат друг другу; на самом деле это две стороны
одной медали. Только чувствуя свою защищенность, человек способен стать
независимым.
В исследовании Н. О. Белоруковой (2003) супруги
на этапе жизненною цикла семьи
с подростками
называли наиболее стрес-согенными трудности, связанные с изменениями
в характере своего ребенка-подростка (плаксивость, раздражительность, вспышки гнева,
нетерпимость, юношеский максимализм, уход в себя, непослушание). На втором месте
оказались трудности, связанные с появлением у родителей чувства беспомощности из-за
невозможности оградить своего ребенка от неприятностей взрослой жизни. На третьем
месте по числу выборов трудным для родителей оказалось
93
резкое усиление беспокойства и тревоги за сына / дочь. Четвертое место заняли
отмеченные родителями трудности принятия взросления ребенка, который отдаляется от
родителей к дружеским компаниям.
Итак, каждая новая ступень развития ребенка, с одной стороны, становится
своеобразной проверкой того, насколько эффективным было функционирование семьи на
предыдущих этапах; с другой стороны, требует от родителей новых умений и
способностей.
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Личность ребенка формируется и функционирует в процессе постоянных
взаимоотношений с другими людьми. Общение — это потребность человека и, в то же
время, та сфера жизни, в которой происходит социализация личности. Общение связывает
человека с человеком, в нем выражаются человеческие отношения.
В отечественной психологии накоплен большой фактический материал,
подтверждающий существование неразрывной связи между отношениями личности и
продуктивностью ее деятельности (Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, В. Н.
Мясищев, С. Л. Рубинштейн). Психология отношений — одна из теоретических
концепций в изучении личности.
Понятие «отношение» введено в отечественную психологию А. Ф. Лазурским.
Излагая свою программу исследования личности, он отмечал, что «индивидуальность
человека определяется не только своеобразием его внутренних психических функций, но
в не меньшей мере и его отношениями с окружающими явлениями» (А.Ф. Ла-зурский,
1925).
Взгляды А. Ф. Лазурского были развиты В. Н. Мясищевым, который писал:
«Психологические отношения человека в развернутом виде представляют собой
целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с
различными сторонами объективной деятельности. Эта система вытекает из всей
94
истории развития человечества, она выражает его личный опыт и внутренне
определяет его действия, его переживания» (В. Н. Мя-сищев).
С. Л. Рубинштейн понимал под отношениями не вообще свойства личности, а
свойство индивидуального сознания, наряду с другими его свойствами — познанием и
переживанием. «Само отражение включает отношение к отражаемым явлениям». Позднее
К. К. Платонов отграничивает понятие отношений от понятия сознания в целом. Он
рассматривает отношения как компонент индивидуального сознания, его субъективную
обратную связь с отражаемым миром, проявляющуюся в психомоторике. По его мнению,
отношения — это акт сознания, в который включены переживания личности и знание
объектов, их вызывающих.
Понятие «переживание» введено в возрастную психологию Л. С. Выготским и
впоследствии глубоко разработано Л. И. Божо-вич. В монографии «Личность и ее
формирование в детском возрасте» она пишет: «Переживание, с точки зрения Выготского,
есть такая «единица» социальной ситуации развития, в которой в неразрывном единстве
представлены, с одной стороны, среда, то есть то, что переживается ребенком, с другой —
субъект, то есть то, что вносит в переживание сам ребенок и что, в свою очередь, опреде-
ляется уже достигнутым им ранее уровнем психического развития». Отсюда следует, что
для того, чтобы понять, какое именно воздействие оказывает среда на ребенка и,
следовательно, как она определяет ход его психического развития, надо понять характер
переживаний ребенка, характер его аффективного отношения к среде. Анализируя
результаты многолетних исследований, Л. И. Божович утверждает, что формирование
личности ребенка определяется соотношением между тем местом, которое он занимает в
системе доступных ему человеческих отношений, с одной стороны, и теми
психологическими особенностями, которые у него уже сформировались в результате его
предшествующего опыта — с другой. Именно из этого соотношения возникает та система
его потребностей и стремлений (субъективно представленных в соответствующих
переживаниях), которая становится непосредственной движущей силой развития у него
новых психических качеств.
А. Н. Леонтьев объяснял своеобразие психического развития детей спецификой
места, которое они занимают в системе человеческих отношений: «Это та реальная
позиция ребенка, с
95
которой перед ним раскрывается мир человеческих отношений, позиция, которая
обусловлена объективным местом, занимаемым им в этих отношениях... То, что
непосредственно определяет развитие психики ребенка, — это сама его жизнь, развитие
деятельности ребенка, как внешней, так и внутренней. А ее развитие, в свою очередь,
зависит от наличных жизненных условий» (А. Н. Леонтьев, 1973).
Говоря словами А. Н. Леонтьева, «наличные жизненные условия» — это семья
ребенка и затем внесемейные институты. Это дот -рудовая стадия социализации личности,
ее ранний этап. На этой стадии конкретной группой, в которой ребенок приобщается к
системам и нормам ценностей (то есть институтом социализации), является, прежде всего,
семья. Именно семья выступает транслятором социального опыта, а механизмом передачи
этого опыта служат детско-родительские отношения.
Детско-родительские отношения — это процесс и результат индивидуального
избирательного отражения семейных связей, опосредующие внутреннюю и внешнюю
активность, а также переживания родителей и детей в их совместной деятельности
(М. В. Сапоровская, 2002). Детско-родительские отношения связаны с реальным
взаимодействием родителей и детей, в них ярко проявляются социально-психологические
закономерности.
Таким образом, детско-родительские отношения, с одной стороны, выступают в
качестве регуляторов поведения их участников, а с другой — опосредуют развитие
личности ребенка. Эти отношения проявляются в системе разнообразных чувств,
переживаний, стиле общения родителей и детей, поведенческих стереотипах, прак-
тикуемых в этом общении.
Детско-родительские отношения — наиболее изученные из всех семейных
подструктур. В качестве компонентов детско-родительских отношений выступают
отношение родителя к ребенку и отношение ребенка к родителю. Бесспорно, эти два
компонента тесным образом связаны друг с другом, но неравнозначны. Специфику дет-
ско-родительских отношений определяют отношение родителя к ребенку. Это
объясняется тем, что ребенок не является субъектом тех процессов, которые приводят в
действие детерминанты родительского отношения.
На формирование родительского отношения к ребенку оказывают влияние личность
самого родителя, психологические особенности
9
6
ребенка, а также особенности семейных взаимоотношений и социокультурные
факторы.
Отношение к родителю определяется внутренней активностью ребенка, его
восприятием, осмысливанием семьи и своего места в ней, переживаниями, связанными с
семейными отношениями (Г. Т. Хоментаускас, 1984).
Отношения, сформированные в период раннего детства, а имен -но к ним
принадлежат детско-родительские отношения, отличаются прочностью и устойчивостью.
Этот факт подтверждают исследования представителей психоаналитической концепции.
Фактором, определяющим стойкость этих отношений, является их сильная эмо -
циональная окрашенность и связь со сферой инстинктов и безусловных рефлексов.
Большая часть отношений, закладывающихся в период раннего онтогенеза, в
последующие годы развивается, совершенствуется, получает словесную квалификацию и
становится сознательной (см., например, А. Фрейд).
Социокультурная обусловленность психики индивида была доказана с точки зрения
культурного психоанализа Э. Эриксоном. Центральным понятием в- его концепции
является психосоциаль -ная идентичность, составляющие которой — устойчивый образ
«Я» и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение
жизни человека. Расширение радиуса значимых отношений задает внешние условия
развития его идентичности. Вступая в новые отношения с миром значимых людей,
человек более или менее бессознательно делает выборы (разрешает кризисное
противоречие данного типа отношений), которые и определи -ют направление развития на
каждый возрастной ступени. Выбор разрешения кризисного противоречия, который
делается ребенком, его потребности, чувства, переживания обусловлены, прежде всего,
спецификой детско-родительских отношений (Э. Эриксон, 1993).
Самосознание ребенка оказывает влияние на особенности психического развития
ребенка и определяет его внутреннюю логику. Содержание Я-концепции как структурного
компонента самосознания во многом зависит от отношений человека со значимыми
людьми. Любовь и принятие ребенка значимыми людьми рассматривается в психологии,
как фактор формирования позитивного самоотношения и самооценивания личности (см.,
например, Р. Берне).
97
Представления о ребенке и отношение к нему родителя являются внутренней
основой типа воспитания, реализуемого через воспитательное воздействие и формы
общения с ребенком. В связи с этим в литературе понятия «родительское отношение» и
«стиль семейного воспитания» часто используются как синонимы.
Исследования стилей семейного воспитания ведутся в следующих направлениях:
изучается их структура, выявляются и описываются типы родительских отношений,
рассматриваются взаимосвязи отдельных* способов воздействия и стилей семейного
воспитания с особенностями развития ребенка. В основном данные исследования
проводятся в рамках клинического и психоаналитического подходов.
В рамках клинического подхода выделяются и описываются типы семейного
воспитания, наиболее неблагоприятные для психического развития ребенка (А. И.
Захаров, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эй-демиллер).
Психоаналитическая
традиция
рассматривает
поведение
как
слагаемое
определенных элементов. Считается, что родительское отношение в течение длительного
времени относительно устойчиво.
Зарубежными и отечественными авторами выделены и описаны разнообразные типы
родительских отношений. Большинство классификаций представляет собой описание
аномальных типов родительского отношения к ребенку, негативно влияющих на его
психическое развитие. Общим для всех классификаций является признание того, что при
условии неадекватного воспитания дети испытывают в семье состояние личностной
депривации, понимаемой как недостаточность или неудовлетворенность существенных
потребностей, прежде всего:
• в индивидуально - адекватной эмоциональной заботе и любви;
• в самораскрытии, выявлении своего «Я»;
• в эмоциональном и двигательном самовыражении. Имеет значение не столько
факт неудовлетворения значимых
потребностей, сколько отношение к этому субъекта, носящее часто яркий,
аффективный характер и выраженное в переживаниях ребенка. Характерными чертами
нарушений воспитательного подхода являются:
• низкая сплоченность и разногласия среди членов семьи по вопросам воспитания,
следствие чего — эмоциональная напряженность и неустойчивость воспитательного
воздействия;
9
8
• высокая степень противоречивости, непоследовательности, 1 неадекватности;
• неадекватно выраженная степень опеки и ограничений по 1 отношению к каким-
либо сферам жизнедеятельности детей; |
• стимулирование активности детей с помощью угроз и мораль - I ных осуждений.
Зарубежные и отечественные исследователи установили связь ] между типом
воспитания и формированием определенных характерологических черт ребенка. Так, А.
Адлер считает, что изнежи- I вающее воспитание способствует развитию чувства
неполноценно- 1 сти и тенденции к доминированию, вплоть до тирании. К. Леонгард
отмечает, что жесткое воспитание влечет развитие тормозимого типа в сочетании с
пугливостью, робостью и одновременным изби- I рательным доминированием.
Непоследовательное воспитание обусловливает развитие выраженных аффективных
состояний, one - 1 кающее воспитание — зависимость, низкий волевой потенциал, не- I
достаточное воспитание — трудности в процессе социальной адап - 1 тации (К. Леонгард).
Е. С. Шефер рассматривает воспитательный подход родителей по двум основным шкалам:
1) теплота, любовь (принятие) — враждебность (непринятие, отбрасывание); 2) кон- ]
троль (ограничительство) — автономия (разрешительство). Для детей теплых
разрешающих родителей характерны большая актив- 1 ность, социальная уверенность и
независимость, дружественность, созидательность, в ряде случаев стремление к
командованию. У теп - ] лых ограничивающих родителей дети более зависимые, менее
дру- 1 жественные, более враждебные в своих фантазиях и одновременно ! не
агрессивны и не стремятся конкурировать со сверстниками, менее доминантные.
Враждебно-ограничивающие родители провоциру- ] ют враждебность у детей, не давая
возможность ее выразить. Такое поведение родителей приводит к трудностям во
взаимоотношениях | со сверстниками, застенчивости, стыдливости, социальной отре-
шенности. Враждебно-разрешающие родители вызывают у детей выраженную
агрессивность и трудноконтролируемое поведение. I Чем меньше ласки, заботы и тепла
получает ребенок, тем медлен- * нее он созревает как личность, тем больше он склонен к
пассивное- I ти и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем у него ]
сформируется слабый характер (Е. S. Schaefer, 1965).
А. И. Захаров делает акцент на взаимосвязи между тем или иным 1 доминирующим
типом родительского отношения и личностными
99
особенностями детей. Принятие и ограничения со стороны родителей, по его
мнению, наиболее часто приводят к зависимому поведению детей (внушаемость,
конформность, несамостоятельность при одновременной достаточно хорошей социальной
приспособля -емости). Неприятие и ограничение — к развитию тормозимых черт
личности (застенчивость, стыдливость, боязливость). Неприятней противоречивое
ограничительно -разрешительное отношение роди -телей — к неустойчивости и
импульсивности. .
Принятие и разрешение или неприятие и противоречивое ограничительно-
разрешающее отношение — к формированию возбудимых черт личности. Неприятие с
тенденцией к ограничению или разрешению с высокой степенью противоречивости в