Файл: Крюкова Т.Л. - Психология семьи. Жизненные трудности и совладание с ними.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3518

Скачиваний: 54

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Итак, разное отношение отца и матери к ребенку изначально обусловлено широким

историко-культурным  и  биосоциальным  контекстом, связанным  с  полоролевой
дифференциацией и репродуктивным поведением.

Культурные детерминанты родительского отношения
Нормы, диктующие  родителям  вести  себя  тем  или  иным  образом, играть

определенные  роли  в  семье  и  обществе (гендерные  роли), существенно  различаются  в
разных  культурах. Многочисленные  исследования, демонстрирующие  чрезвычайное
многообразие родительского поведения в общении с ребенком уже на первом году жизни

77

(М. И. Лисина, 1986; Г. Папоушек, 1986 и  др.), делают  актуальным  вопрос  о

зависимости  родительской  позиции  по  отношению  к  ребенку  от  культурно-
обусловленных систем норм и ценностей.

Взаимоотношения матери и ребенка, как и человеческие взаимоотношения вообще,

описываются  в  русской  культуре  как  искренние, исполненные  человечности  и  тесно
связанные  с  морально - эти -ческими  ценностями. Расширенная  семья  по-прежнему
является  широко  распространенной  формой  жизни  в  России, а  социализирующий
потенциал  русской  семьи  определяется  функционированием  разветвленной  сети
взаимодействий, в центре которой находится мать.

Кросс-культурное  исследование  взаимодействия  с  детьми  русских  и  немецких

матерей (Л. Анерт, В. А. Доскин, Т. Майшнер, Л. Шмидт, 1994) показало, что в вопросах
воспитания российская семья центрирована на ребенка, именно к нему в той или иной сте-
пени  приспосабливаются  семейная  жизнь  и  функциональные  процессы  в  семье. В
противоположность  этому  немецкие  семьи  стараются  максимально  прагматически
интегрировать ребенка в каждодневную жизнь семьи. Русские матери во взаимодействии
с  ребенком  чаще  выходят  за  рамки  актуальной  ситуации (например: «Ну, ты  просто
молодец!») и  чаще  применяют  эмоциональные  и  гуманизирующие  средства
взаимодействия, чем  немецкие  матери. Высказывания  немецких  матерей  в  адрес  детей
носят исключительно конкретный характер, нацелены на практическое содержание.

В  ряде  исследований  сделана  попытка  проанализировать  раннее  взаимодействие

младенца  с  взрослым  как  социализацию, осуществляющуюся  в  свойственных  данной
культуре  паттернах. Исследования  в  Японии  и  Америке  показывают, что  в  домашних
условиях  японские  матери вовлекаются  в  особенно  близкие  и  заботливые отношения  со
своими  младенцами — успокаивают  их, уте -шают, умиротворяют (W. A. Caudill, 1969).
Младенцы  при  этом  проявляли  относительное  спокойствие  и  эмоциональное  благопо-
лучие. Американские матери активно стимулировали взаимодействие со своим ребенком
посредством  оживленной  вокализации, стремясь  вывести  его  из  спокойного  состояния.
Данный контраст предвосхищает паттерны взаимодействия в последующие годы. С точки
зрения  культурных  ценностных  ориентации, в  сознании  японской  матери  отражена
потребность  поддерживать  социальную  интеграцию  и  взаимозависимость, тогда  как
американские матери

78
видят свою цель в том, чтобы способствовать индивидуализации своего ребенка.
Культурные  различия  в  развитии  социальных  отношений  часто  либо  противоречат

теории  привязанности, либо  серьезно  дополняют  ее. Исследования, проведенные  в
Африке, позволяют утверждать, что матери в традиционных сельскохозяйственных обще-
ствах  не  проявляют  к  ребенку  открытой  привязанности, считающейся  в  европейских
странах «инстинктивно  материнской» (R. A. LeVine, 1974). Эта тенденция  связывается с
адаптивными  потребностями  иерархических  общин: прямое  выражение  аффекта  не
допускается, а  взаимодействие  один  на  один  избегают. Интервью  и  наблюдения  за
африканскими  матерями  выявили  у  них  относительно  низкий  уровень  эмоционально-
личностного взаимодействия с детьми.


background image

Идея Дж. Боулби о важности для младенца единственного объекта привязанности не

согласуется с некоторыми сообщениями о формировании множественной привязанности.
Исследования  показали  успешность  группового  ухода  за  младенцами  в  израильских
кибуцах, а также осветили тот факт, что мать и групповой опекун обычно обеспечивают
равный комфорт.

Супружеские отношения как фактор родительского поведения
Доминирующими в структуре семьи являются именно супружеские отношения (как

подсистема  или  субсистема  семьи). Успешность  субсистемы  супругов  зависит  от
адекватного  выбора  парой  ролей, что  предполагает  также  согласование  и  взаимное
приспособление. Именно  от  характера  и  состояния  супружеских  отношений  зависит
психологический  и  нравственно-эмоциональный  климат  семьи, а  следовательно, и
воспитательные возможности.

В. Сатир  обращала  особое  внимание  на  дисфункциональные  структуры

взаимоотношений, которые, по  ее  мнению, неосознанно  заимствуются  ребенком
(преимущественно в возрасте от 0 до 5 лет)

79
от  родителей  и «записываются» в  его  психике. Впоследствии  они  порождают

основные проблемы в его собственной семье.

Качество  супружеских  взаимоотношений  непосредственно  вли -яет  на  желание

супругов  иметь  детей. В  сплоченных  семьях, где  менее  выражено  расхождение
ценностных ориентации и установок супругов, ориентация на детей в пять раз сильнее.

Результаты исследований Ф. А. Кован, К. П. Кован (1989) показывают связь между

качеством  супружеских  отношений  и  родительским  стилем:'большинство  пар,
удовлетворенных  супружеством, проявляют  больше  теплоты  в  отношениях, меньше
конфликтности  и  больше  взаимопомощи  при  совместной  с  ребенком  работе  и  игре  по
сравнению с неудовлетворенными.

Л. Л. Баз, О. В. Баженова (1996) отмечают, что в семьях с нарушенной супружеской

коммуникацией  более  вероятно  развитие  нарушений  общения  у  детей  в  виде
аутистического и некритичного типов общения.

Конфликтные  отношения  между  родителями  отрицательно  влияют  на  отношение

родителей  к  детям. Последствия  таких  отношений — непонимание  детей, неадекватное
оценивание  их  и  т.  д.,  а  также  гипертрофированные  формы  эмоциональной  связи  с
ребенком.

Влияние личностных особенностей родителей на отношение к ребенку
В  современных  источниках  по  проблеме  детско-родительских  отношений

выделяется  четыре  аспекта, в  рамках  которых  принято  рассматривать  взаимосвязь
психического здоровья родителя и его отношения к ребенку.

Во-первых, это  изучение  психических  состояний  в  связи  с  фрустрацией

родительских  чувств. К  этой  категории  относятся  реакции  на  потерю  ребенка,
переживание  рождения  ребенка  с  отклонениями  в  развитии, невротические  состояния,
связанные  с  рождением  нежеланного  ребенка  и  т. д. Рождение «особогоребенка»,
«нетакогокакувсех» (по родительскому выражению), является для семьи критическим


травмирующим  событием, когда  не  только  утрачиваются  устоявшиеся  семейные

отношения  и  ценности, но  еще  и  рушатся  надежды  и  планы, связанные  с  будущим. Со
временем  травматические  переживания  у  родителей  не  уменьшаются, а  могут  даже
увеличиваться. Многие  исследователи  и  специалисты  помогающих  профессий  такие
жизненные  испытания, как  рождение  неполноценного  ребенка, мертворож-дение  или
рождение ребенка раньше  срока, по степени  тяжести  приравнивают, например, к смерти
супруга  или  тюремному  заключению. Переживание  кризиса  затрагивает  значимые  для
матери  ценности, фрустрирует  ее  базовые  материнские  и  личностные  потребности.
Исследования  показывают, что  матери  умственно  отсталых  детей  чаще  находятся  в


background image

подавленном  состоянии, более  заняты  с  детьми  и  имеют  большие  трудности  с
самоконтролем  негативных  эмоций  по  отношению  к  детям, нежели  матери  нормально
развивающихся детей или детей с эмоциональными расстройствами. Фиксация ребенка на
роли маленького не дает возможность семье пройти нормальный семейный цикл.

Во-вторых, это исследования проблем родительства у акцентуированных личностей.

Этот  вопрос  чаще  всего  обсуждается  при  исследованиях, касающихся  девиантного  и
делинквентного  поведения  матери / отца  по  отношению  к  ребенку, и  связи  с  их
личностными особенностями (В. И. Гарбузов, 1977; А. И. Захаров, 1998).

Ещев 1930-егг. уженщин, отвергающих  своих  детей, были  обнаружены

психологическая  незрелость, эмоциональная  неустойчивость  и  эгоцентризм. Чаще
подобное  состояние  встречается  у  женщин, которые  в  детстве  сами  подвергались
психологической  депривации  и  агрессии  или  которым  не  удалось  разрешить  свои  воз -
растные конфликты.

Согласно  данным  В. И. Брутмана (1994), среди  девиантных  матерей  часто

встречаются  эмоционально  незрелые  личности, которых  отличают  аффективная
несдержанность, низкая толерантность к стрессам, эгоцентризм и независимость.

Поведение отцов, регулярно применяющих физические наказания детей, отличается

враждебностью  как  одно  из  проявлений  агрессии, что  обусловливает  использование
физических  наказаний  в  качестве  варианта  агрессивной  разрядки (Е. В. Куфтяк, 2004).
Частично  это  связано  с  тем, что  у  них  отмечается  низкий  уровень  развития  эмпатии.
Косвенно это может указывать на несформиро-

81
ванность способности осознавать свои эмоции, следствием чего является тенденция

отреагировать эмоции в агрессивных действиях.

В-третьих, и это наиболее многочисленная группа исследований, акцент делается на

психических  заболеваниях, возникающих (обостряющихся) в  соответствии  с  фазами
репродуктивного  цикла  и  обусловленных  эндокринными  сдвигами, сопровождающими
эти  циклы. К  этой  группе  относятся  дородовые  психозы; психотические  расстройства,
сопровождающие  роды; послеродовые  психические  расстройства, в  ряду  которых
особенную  популярность  в  литературе  приобрела  послеродовая  депрессия, описываемая
как «послеродовая  грусть». Известно, что  послеродовая  депрессия  изменяет  поведение
матери  и  влияет  на  психическое  развитие  ребенка (L. Murray, 1997). Отмечена  связь
между  психическим  здоровьем  детей  матерей, перенесших  послеродовую  депрессию, и
формированием  у  ребенка  привязанности  к  матери. Последнее, в  свою  очередь, может
иметь  негативное влияние  на  психическое здо -ровье потомства матерей  с послеродовой
депрессией.

В-четвертых, последний  и  наименее  изученный  аспект  в  исследованиях  патологии

родительской  сферы — это  материнство  у  пси -хически  больных. В. И. Брутман  описал
целый ряд особенностей жизнедеятельности психически больных женщин, связанных с их
материнскими функциями и переживаниями: социальные и возрастные кризисы, кризисы
семьи в связи с рождением ребенка у психически больной женщины, включение ребенка в
психопатологические переживания, отсутствие социальной и психологической поддержки
больных женщин и детей.

Такие женщины крайне редко попадают в поле зрения психологов, так как часто не

могут  адекватно  сформулировать  соответствующий  запрос. Но, даже  оказавшись  под
наблюдением, они  часто  бывают  крайне  закрытыми  в  своих  переживаниях. Это
происходит  из-за  особенного  значения (зачастую  с  искажением  реальности), которое
больные придают своим материнским чувствам.

Типология родительского отношения
Д

ЛЯ

описания системы «родитель — ребенок» используются самые разные термины:

«тактика воспитания», «типы воспитания», «стиль воспитания», «родительские позиции»,
«родительские установки», «родительское отношение».


background image

В  литературе  описана  обширная  феноменология  родительских  отношений, а  также

их  следствий — формирования  индивидуальных  характерологических  особенностей.
Многие исследователи строят собственную классификацию нарушений воспитания, в за-
висимости  от  своих  научных  пристрастий  положив  в  основу  те  или  иные  критерии  или
понятия: эмоциональный  компонент  взаимодействия, способы  воздействия  на  ребенка,
формы контроля, степень удовлетворения потребностей и т. п. (табл. 3). На первый взгляд,
такое обилие типологий затрудняет их сравнение, но последующее изучение показывает,
что  часто  под  разными  названиями  стилей  воспитания  скрывается  описание  схожих
психологических отношений и состояний.

Согласно  концепции  отношений  В. Н. Мясищева, в  структуре  собственно

родительского  отношения  можно  выделить  три  компонента, с  помощью  которых
психологические 

отношения 

описываются: эмоциональный, когнитивный 

и

поведенческий.

Эмоциональный

компонент  родительского  отношения — совокупность

переживаний, связанных  с  ребенком;

когнитивный

— представление  родителя  о

характере, потребностях, интересах  и  ценностях  своего  ребенка;

поведенческий —

стиль

обращения с ребенком. Каждый из этих трех элементов, в свою очередь, имеет сложную
структуру.

Первую  модель  родительского  отношения  создали  Е. Шефер  и  Р. Белл (1969),

обозначив  ее  как  динамическую  двухфакторную  модель (рис. 1). Авторы  предложили
полярные  характеристики  этой  модели:  «любовь  —  ненависть»  и  «автономия  —
контроль».

Первая  характеристика  является  эмоциональной, вторая — поведенческой. Разная

степень выраженности этих полярных характеристик родительского отношения позволяет
описать разнообразие типов родительских отношений и стилей поведения.

83

В  классификации  В. И. Гарбузова — в  непринятии  ребенка  в  связи  с

нежелательностью

{тип  А,

или

непринятие, эмоциональное  отвержение)

или  полном

принятии  его  как  единственного  и  долгожданного

{тип  В,

или

эгоцентрическое')

выделяется  эмоциональный  компонент  родительского  отношения. В  непринятии,
вызванном  недооценкой  психофизических  данных  ребенка

{тип  А)

, в  навязывании

ребенку  представления «Я» как  самодовлеющей  ценности  для  окружающих

{тип  В),

в

приписывании  болезненности  и  социальной  малоуспешности (тип  Б, или
гиперсоциализирую-щее) ярко  проявляется  когнитивный  компонент  родительского  от-
ношения. Поведенческий  компонент  представлен  требовательностью  и  жесткой
регламентацией или же полным отсутствием контроля при непринятии

{тип А).

Таблица 3

Классификация стилей семейного воспитания

А

втор

А.

И.
Заха-

А.

Я.
Варга

А

. Е.
Личко,

В

. И.
Гар-

Е.

Т.
Соко-

Д.

Баум-

р

ов

Э

. Г.
Эйде-

б

узов

ло

ва

б

ринд

м


background image

иллер

Д

оминир
у-

Э

моцио-

П

риняти
е —

С

тепень

П

озиция

Э

моцио-

С

тепень

ю

щий

на

льное

от

вержен
ие

п

ротекц
ии

р

одител
ей

на

льные

к

онтрол
я —

к

ритери
й

вл

ечение

ди

станция

у

довлет
во-

(

роль)

от

ношени
я

р

одител
ь-

ув

ажение,

в

общени
и

р

ение

ск

ая

л

юбовь

ф

ормы

п

отреб-

те

плота

ко

нтроля

н

остей

ст

епень

т

ребова
ний

и

запрето
в

ст

рогость

са

нкций

t

84

Окончание табл. 3

Т

ипы

Бе

зуслов-

П

ринима
-

_

_

А

вторита
-

се

мейног
о

на

я

ю

ще-

ти

вный

во

спитани
я

л

юбовь

ав

торита
р-

н

ое
воспи-

та

ние

О

тсутств
ие

О

тверга
ю-

Э

моцио-

Т

ип 

А

Э

моцио-

И

ндиф-

л

юбви

щ

е-
автори-

на

льное

э

моцио-

н

альная

фе

рентны
й

та

рное

от

вержен

н

альное

д

еприва