Файл: Крюкова Т.Л. - Психология семьи. Жизненные трудности и совладание с ними.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3597
Скачиваний: 54
Итак, разное отношение отца и матери к ребенку изначально обусловлено широким
историко-культурным и биосоциальным контекстом, связанным с полоролевой
дифференциацией и репродуктивным поведением.
Культурные детерминанты родительского отношения
Нормы, диктующие родителям вести себя тем или иным образом, играть
определенные роли в семье и обществе (гендерные роли), существенно различаются в
разных культурах. Многочисленные исследования, демонстрирующие чрезвычайное
многообразие родительского поведения в общении с ребенком уже на первом году жизни
77
(М. И. Лисина, 1986; Г. Папоушек, 1986 и др.), делают актуальным вопрос о
зависимости родительской позиции по отношению к ребенку от культурно-
обусловленных систем норм и ценностей.
Взаимоотношения матери и ребенка, как и человеческие взаимоотношения вообще,
описываются в русской культуре как искренние, исполненные человечности и тесно
связанные с морально - эти -ческими ценностями. Расширенная семья по-прежнему
является широко распространенной формой жизни в России, а социализирующий
потенциал русской семьи определяется функционированием разветвленной сети
взаимодействий, в центре которой находится мать.
Кросс-культурное исследование взаимодействия с детьми русских и немецких
матерей (Л. Анерт, В. А. Доскин, Т. Майшнер, Л. Шмидт, 1994) показало, что в вопросах
воспитания российская семья центрирована на ребенка, именно к нему в той или иной сте-
пени приспосабливаются семейная жизнь и функциональные процессы в семье. В
противоположность этому немецкие семьи стараются максимально прагматически
интегрировать ребенка в каждодневную жизнь семьи. Русские матери во взаимодействии
с ребенком чаще выходят за рамки актуальной ситуации (например: «Ну, ты просто
молодец!») и чаще применяют эмоциональные и гуманизирующие средства
взаимодействия, чем немецкие матери. Высказывания немецких матерей в адрес детей
носят исключительно конкретный характер, нацелены на практическое содержание.
В ряде исследований сделана попытка проанализировать раннее взаимодействие
младенца с взрослым как социализацию, осуществляющуюся в свойственных данной
культуре паттернах. Исследования в Японии и Америке показывают, что в домашних
условиях японские матери вовлекаются в особенно близкие и заботливые отношения со
своими младенцами — успокаивают их, уте -шают, умиротворяют (W. A. Caudill, 1969).
Младенцы при этом проявляли относительное спокойствие и эмоциональное благопо-
лучие. Американские матери активно стимулировали взаимодействие со своим ребенком
посредством оживленной вокализации, стремясь вывести его из спокойного состояния.
Данный контраст предвосхищает паттерны взаимодействия в последующие годы. С точки
зрения культурных ценностных ориентации, в сознании японской матери отражена
потребность поддерживать социальную интеграцию и взаимозависимость, тогда как
американские матери
78
видят свою цель в том, чтобы способствовать индивидуализации своего ребенка.
Культурные различия в развитии социальных отношений часто либо противоречат
теории привязанности, либо серьезно дополняют ее. Исследования, проведенные в
Африке, позволяют утверждать, что матери в традиционных сельскохозяйственных обще-
ствах не проявляют к ребенку открытой привязанности, считающейся в европейских
странах «инстинктивно материнской» (R. A. LeVine, 1974). Эта тенденция связывается с
адаптивными потребностями иерархических общин: прямое выражение аффекта не
допускается, а взаимодействие один на один избегают. Интервью и наблюдения за
африканскими матерями выявили у них относительно низкий уровень эмоционально-
личностного взаимодействия с детьми.
Идея Дж. Боулби о важности для младенца единственного объекта привязанности не
согласуется с некоторыми сообщениями о формировании множественной привязанности.
Исследования показали успешность группового ухода за младенцами в израильских
кибуцах, а также осветили тот факт, что мать и групповой опекун обычно обеспечивают
равный комфорт.
Супружеские отношения как фактор родительского поведения
Доминирующими в структуре семьи являются именно супружеские отношения (как
подсистема или субсистема семьи). Успешность субсистемы супругов зависит от
адекватного выбора парой ролей, что предполагает также согласование и взаимное
приспособление. Именно от характера и состояния супружеских отношений зависит
психологический и нравственно-эмоциональный климат семьи, а следовательно, и
воспитательные возможности.
В. Сатир обращала особое внимание на дисфункциональные структуры
взаимоотношений, которые, по ее мнению, неосознанно заимствуются ребенком
(преимущественно в возрасте от 0 до 5 лет)
79
от родителей и «записываются» в его психике. Впоследствии они порождают
основные проблемы в его собственной семье.
Качество супружеских взаимоотношений непосредственно вли -яет на желание
супругов иметь детей. В сплоченных семьях, где менее выражено расхождение
ценностных ориентации и установок супругов, ориентация на детей в пять раз сильнее.
Результаты исследований Ф. А. Кован, К. П. Кован (1989) показывают связь между
качеством супружеских отношений и родительским стилем:'большинство пар,
удовлетворенных супружеством, проявляют больше теплоты в отношениях, меньше
конфликтности и больше взаимопомощи при совместной с ребенком работе и игре по
сравнению с неудовлетворенными.
Л. Л. Баз, О. В. Баженова (1996) отмечают, что в семьях с нарушенной супружеской
коммуникацией более вероятно развитие нарушений общения у детей в виде
аутистического и некритичного типов общения.
Конфликтные отношения между родителями отрицательно влияют на отношение
родителей к детям. Последствия таких отношений — непонимание детей, неадекватное
оценивание их и т. д., а также гипертрофированные формы эмоциональной связи с
ребенком.
Влияние личностных особенностей родителей на отношение к ребенку
В современных источниках по проблеме детско-родительских отношений
выделяется четыре аспекта, в рамках которых принято рассматривать взаимосвязь
психического здоровья родителя и его отношения к ребенку.
Во-первых, это изучение психических состояний в связи с фрустрацией
родительских чувств. К этой категории относятся реакции на потерю ребенка,
переживание рождения ребенка с отклонениями в развитии, невротические состояния,
связанные с рождением нежеланного ребенка и т. д. Рождение «особогоребенка»,
«нетакогокакувсех» (по родительскому выражению), является для семьи критическим
8о
травмирующим событием, когда не только утрачиваются устоявшиеся семейные
отношения и ценности, но еще и рушатся надежды и планы, связанные с будущим. Со
временем травматические переживания у родителей не уменьшаются, а могут даже
увеличиваться. Многие исследователи и специалисты помогающих профессий такие
жизненные испытания, как рождение неполноценного ребенка, мертворож-дение или
рождение ребенка раньше срока, по степени тяжести приравнивают, например, к смерти
супруга или тюремному заключению. Переживание кризиса затрагивает значимые для
матери ценности, фрустрирует ее базовые материнские и личностные потребности.
Исследования показывают, что матери умственно отсталых детей чаще находятся в
подавленном состоянии, более заняты с детьми и имеют большие трудности с
самоконтролем негативных эмоций по отношению к детям, нежели матери нормально
развивающихся детей или детей с эмоциональными расстройствами. Фиксация ребенка на
роли маленького не дает возможность семье пройти нормальный семейный цикл.
Во-вторых, это исследования проблем родительства у акцентуированных личностей.
Этот вопрос чаще всего обсуждается при исследованиях, касающихся девиантного и
делинквентного поведения матери / отца по отношению к ребенку, и связи с их
личностными особенностями (В. И. Гарбузов, 1977; А. И. Захаров, 1998).
Ещев 1930-егг. уженщин, отвергающих своих детей, были обнаружены
психологическая незрелость, эмоциональная неустойчивость и эгоцентризм. Чаще
подобное состояние встречается у женщин, которые в детстве сами подвергались
психологической депривации и агрессии или которым не удалось разрешить свои воз -
растные конфликты.
Согласно данным В. И. Брутмана (1994), среди девиантных матерей часто
встречаются эмоционально незрелые личности, которых отличают аффективная
несдержанность, низкая толерантность к стрессам, эгоцентризм и независимость.
Поведение отцов, регулярно применяющих физические наказания детей, отличается
враждебностью как одно из проявлений агрессии, что обусловливает использование
физических наказаний в качестве варианта агрессивной разрядки (Е. В. Куфтяк, 2004).
Частично это связано с тем, что у них отмечается низкий уровень развития эмпатии.
Косвенно это может указывать на несформиро-
81
ванность способности осознавать свои эмоции, следствием чего является тенденция
отреагировать эмоции в агрессивных действиях.
В-третьих, и это наиболее многочисленная группа исследований, акцент делается на
психических заболеваниях, возникающих (обостряющихся) в соответствии с фазами
репродуктивного цикла и обусловленных эндокринными сдвигами, сопровождающими
эти циклы. К этой группе относятся дородовые психозы; психотические расстройства,
сопровождающие роды; послеродовые психические расстройства, в ряду которых
особенную популярность в литературе приобрела послеродовая депрессия, описываемая
как «послеродовая грусть». Известно, что послеродовая депрессия изменяет поведение
матери и влияет на психическое развитие ребенка (L. Murray, 1997). Отмечена связь
между психическим здоровьем детей матерей, перенесших послеродовую депрессию, и
формированием у ребенка привязанности к матери. Последнее, в свою очередь, может
иметь негативное влияние на психическое здо -ровье потомства матерей с послеродовой
депрессией.
В-четвертых, последний и наименее изученный аспект в исследованиях патологии
родительской сферы — это материнство у пси -хически больных. В. И. Брутман описал
целый ряд особенностей жизнедеятельности психически больных женщин, связанных с их
материнскими функциями и переживаниями: социальные и возрастные кризисы, кризисы
семьи в связи с рождением ребенка у психически больной женщины, включение ребенка в
психопатологические переживания, отсутствие социальной и психологической поддержки
больных женщин и детей.
Такие женщины крайне редко попадают в поле зрения психологов, так как часто не
могут адекватно сформулировать соответствующий запрос. Но, даже оказавшись под
наблюдением, они часто бывают крайне закрытыми в своих переживаниях. Это
происходит из-за особенного значения (зачастую с искажением реальности), которое
больные придают своим материнским чувствам.
Типология родительского отношения
Д
ЛЯ
описания системы «родитель — ребенок» используются самые разные термины:
«тактика воспитания», «типы воспитания», «стиль воспитания», «родительские позиции»,
«родительские установки», «родительское отношение».
В литературе описана обширная феноменология родительских отношений, а также
их следствий — формирования индивидуальных характерологических особенностей.
Многие исследователи строят собственную классификацию нарушений воспитания, в за-
висимости от своих научных пристрастий положив в основу те или иные критерии или
понятия: эмоциональный компонент взаимодействия, способы воздействия на ребенка,
формы контроля, степень удовлетворения потребностей и т. п. (табл. 3). На первый взгляд,
такое обилие типологий затрудняет их сравнение, но последующее изучение показывает,
что часто под разными названиями стилей воспитания скрывается описание схожих
психологических отношений и состояний.
Согласно концепции отношений В. Н. Мясищева, в структуре собственно
родительского отношения можно выделить три компонента, с помощью которых
психологические
отношения
описываются: эмоциональный, когнитивный
и
поведенческий.
Эмоциональный
компонент родительского отношения — совокупность
переживаний, связанных с ребенком;
когнитивный
— представление родителя о
характере, потребностях, интересах и ценностях своего ребенка;
поведенческий —
стиль
обращения с ребенком. Каждый из этих трех элементов, в свою очередь, имеет сложную
структуру.
Первую модель родительского отношения создали Е. Шефер и Р. Белл (1969),
обозначив ее как динамическую двухфакторную модель (рис. 1). Авторы предложили
полярные характеристики этой модели: «любовь — ненависть» и «автономия —
контроль».
Первая характеристика является эмоциональной, вторая — поведенческой. Разная
степень выраженности этих полярных характеристик родительского отношения позволяет
описать разнообразие типов родительских отношений и стилей поведения.
83
В классификации В. И. Гарбузова — в непринятии ребенка в связи с
нежелательностью
{тип А,
или
непринятие, эмоциональное отвержение)
или полном
принятии его как единственного и долгожданного
{тип В,
или
эгоцентрическое')
—
выделяется эмоциональный компонент родительского отношения. В непринятии,
вызванном недооценкой психофизических данных ребенка
{тип А)
, в навязывании
ребенку представления «Я» как самодовлеющей ценности для окружающих
{тип В),
в
приписывании болезненности и социальной малоуспешности (тип Б, или
гиперсоциализирую-щее) ярко проявляется когнитивный компонент родительского от-
ношения. Поведенческий компонент представлен требовательностью и жесткой
регламентацией или же полным отсутствием контроля при непринятии
{тип А).
Таблица 3
Классификация стилей семейного воспитания
А
втор
А.
И.
Заха-
А.
Я.
Варга
А
. Е.
Личко,
В
. И.
Гар-
Е.
Т.
Соко-
Д.
Баум-
р
ов
Э
. Г.
Эйде-
б
узов
ло
ва
б
ринд
м
иллер
Д
оминир
у-
Э
моцио-
П
риняти
е —
С
тепень
П
озиция
Э
моцио-
С
тепень
ю
щий
на
льное
от
вержен
ие
п
ротекц
ии
р
одител
ей
на
льные
к
онтрол
я —
к
ритери
й
вл
ечение
—
ди
станция
у
довлет
во-
(
роль)
от
ношени
я
р
одител
ь-
ув
ажение,
в
общени
и
р
ение
ск
ая
л
юбовь
ф
ормы
п
отреб-
те
плота
ко
нтроля
н
остей
ст
епень
т
ребова
ний
и
запрето
в
ст
рогость
са
нкций
t
84
Окончание табл. 3
Т
ипы
Бе
зуслов-
П
ринима
-
_
_
А
вторита
-
се
мейног
о
на
я
ю
ще-
ти
вный
во
спитани
я
л
юбовь
ав
торита
р-
н
ое
воспи-
та
ние
О
тсутств
ие
О
тверга
ю-
Э
моцио-
Т
ип
А
—
Э
моцио-
И
ндиф-
л
юбви
щ
е-
автори-
на
льное
э
моцио-
н
альная
фе
рентны
й
та
рное
от
вержен
н
альное
д
еприва