Файл: Крюкова Т.Л. - Психология семьи. Жизненные трудности и совладание с ними.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3509
Скачиваний: 54
ие
ция
о
тверже
ние
«
Принци
-
-
Г
ипопро
-
_
-
Л
ибераль
-
п
иальная
те
кция
н
ый
л
юбовь»
(у
словная
)
Ч
резмер
ная
А
втори-
Д
омини-
Т
ип Б —
—
А
втрори-
ро
дитель-
та
рно-
р
ующая
г
иперсо
-
та
рный
ск
ая
любовь
си
мбиоти
-
ги
перпро
-
ц
иализи
-
че
ское
те
кция
р
ующее
в
оспита
ние
С
имбио-
П
отворст
-
Т
ипВ-
Э
моцио-
_
ти
ческое
ву
ющая
эг
оцентр
и-
н
альный
во
спитан
ие
ги
перпро
-
ч
еское
с
имбиоз
те
кция
в
оспита
ние
_
П
овыше
н-
_
_
—
на
я
м
оральн
ая
от
ветстве
н-
н
ость
_
_
Ж
естокие
_
И
нвалид
и-
—
вз
аимо-
зи
рующе
е
от
ношени
я
от
ношен
ие
Э. Г. Эйдемиллер отмечает повышенное внимание, заботу, эмоциональную
направленность на ребенка в описании
доминирующей
и
потворствующей
гиперпротекции,
в описании
гипопротекции
и
эмоционального отвержения,
напротив, —
непринятие, следующий тип негармоничного воспитания —
повышенная моральная
ответ -ственностъ
— характеризуется эмоциональной холодностью. Все это относится к
эмоциональному компоненту родительского отношения.
Поведенческий компонент родительского отношения в описании
доминирующей
гиперпротекции
представлен доминированием,
85
потворствующая гиперпротекция
характеризуется потаканием.
Гипопротекция
описывается как попустительство и отсутствие контроля,
эмоциональное отвержение
и
жестокое обращение
— жесткий контроль, строгие наказания (Э. Г. Эйдемиллер, 1999).
А. Я. Варга понимает родительское отношение как многомерное образование и выделяет в
его структуре четыре образующих:
1) интегральное принятие либо отвержение ребенка;
2) межличностная дистанция («симбиоз»);
3) формы и направления контроля (авторитарная гиперсоциализация);
4) социальная желательность поведения.
Каждая образующая, в свою очередь, представляет собой сочетание (в разной
пропорции) эмоционального, когнитивного
и
поведенческого
компонентов.
Исследователь описывает четыре типа родительского отношения, отличающихся друг от
друга преобладанием одной или нескольких образующих:
принимающе-авторитарное,
отвергающее с явлениями инфантилизации, симбио-тическое и симбиотически-
авторитарное
(А. Я. Варга, 1986).
Родительское отношение по своей природе амбивалентно, противоречиво и
включает два противоположных начала: 1) безусловное, или личностное, которое
содержит такие факторы, как принятие, любовь, сопереживание и т. д.; 2) условное, или
предметное, включающее объективную оценку, контроль, направленность на воспитание
определенных качеств (О. Е. Смирнова, 2000). Относительная выраженность и
содержание этих начал меняется с возрастом ребенка: по мере его взросления от двух до
восьми лет преобладание личностного начала сменяется доминированием предметного. В
безусловном, или личностном, начале выделяется эмоциональный компонент
родительского отношения, в условном, или предметном, — поведенческий. Таким
образом, эти два аспекта являются неотъемлемыми чертами любого родительского
отношения.
Ряд исследований позволяет судить о неоднозначности когнитивного компонента
родительского отношения. Выделяются его четыре варианта.
Во-первых, представление родителей о ребенке может быть адекватным. Адекватное
представление о ребенке — это, как правило, наиболее полное и объективное знание
психических и характерологических особенностей ребенка, его интересов, увлечений,
склонностей, учет индивидуального своеобразия развития ребенка.
86
Во-вторых, неадекватное представление, которое проявляется в навязывании
ребенку представления о его беспомощности и зависимости, невозможности
существования без родителей (А.Адлер), приписывании роли «маленького» или
«младшенького». Такая тенденция определяется в психологии термином
инфантилизация
ребенка.
В этом случае родитель видит ребенка младше по сравнению с реальным
возрастом, его интересы и увлечения кажутся родителю детскими, несерьезными.
В-третьих, искаженное представление о ребенке, вызванное недооценкой
психофизических данных, приписывание ему болезненности у В. И. Гарбузова называется
инвалидизацией.
В-четвертых, высокая моральная требовательность (Э. Г. Эй-демиллер), тревога о
будущем ребенка, приписывание социальной неуспешности, роли «маленькогои плохого»
(Е. Т. Соколова), неверие в благополучие ребенка (В. И. Гарбузов) определяются как
социальная инвалидизация.
Ребенок видится неприспособленным, неуспешным, открытым
для дурных влияний, что приводит к отсутствию доверия и чувству досады у родителя.
Термин
инвалиды -зация
употребляется, исходя из этимологии слова — инвалид — не-
полноценный, нетрудоспособный, слабый, непригодный. В данном случае ребенку
приписываются чрезмерная болезненность, отставание в умственном и физическом
развитии, личностная несостоятельность.
Отношение родителей к детям, общение, взаимные чувства и многое другое — все
это входит в понятие родительства. Множество культурно-исторических и
психологических концепций по-разному пытаются объяснить это сложное и интересное
явление.
СТРЕССЫ РОДИТЕЛЬСТВА
По мнению исследователей, существуют точные показатели родительского стресса:
в ходе научного национального опроса, проведенного в США, 70% опрошенных
родителей ответили, что они не стали бы снова рожать детей, если бы могли начать жизнь
зано-
87
во; 36% американских семей признались, что обеспокоены тем, правильно ли они
ведут себя как родители.
В своем исследовании Б. Миллер и Д. Солли (В. Miller и D. Sollie, 1980) оценивали
личностный и супружеский стресс во время беременности, когда ребенку был 1 месяц и 8
месяцев. Молодые мамы и папы отметили максимальный стресс сразу после того, как они
стали родителями. В период беременности показатели личностного стресса у жены были
ниже, чем у мужа, но в конце беременности этот показатель у супруги был выше.
Наиболее интересное различие полов в восприятии перемен чет -ко просматривается
при оценке супружеского стресса. Молодые мамы отмечают более высокий стресс в браке
после рождения ре -бенка, чем до родов, и еще более высокий стресс к тому времени,
когда ребенку исполнилось 8 месяцев, тогда как показатели супружеского стресса отца
оставались примерно на одном уровне на про -тяжении года исследований.
Кризисы развития, возникающие в связи с прохождением семьи через основные
этапы жизненного цикла, получили название
нор -мативных стрессоров.
Это трудности,
которые испытывает большинство семей. К ним относятся трудности, встречающиеся в
обыч -ных условиях, связанных с прохождением семьи через основные этапы жизненного
цикла, а также трудности, возникающие, когда что-то нарушает жизнь семьи (развод,
тяжелая болезнь, смерть члена семьи). На начальных этапах развития семьи возникают
трудности взаимного приспособления, трудности отношений сродственниками, а на
последующих этапах — трудности, связанные с организацией быта и воспитанием детей.
Понимание стрессоров на различных этапах развития — это пер -вый и
основополагающий шаг к изучению стратегий совладения с этими стрессорами и
достижению позитивного роста и развития в роли родителя.
Приведем
типичные (нормативные) трудности и стрессо -ры различных этапов
жизненного цикла,
связанные с родительской ролью.
1.
Неготовность супружеской пары к появлению детей.
Довольно распространена мысль о том, что любовь к ребенку начинается еще до его
появления на свет. Поэтому психологические издержки нежелательной беременности
велики, нежеланный ребенок будет почти всегда отличаться в физическом и психическом
развитии от желанного.
88
По данным А. И. Захарова, нежелательная беременность в 56% случаев выступает
как причина аномальных отношений к ребенку и развития детских неврозов.
Нежеланность детей — не всегда однозначное и категорическое понятие, есть и более
тонкие его
градации.
А. И. Захаров выделяет случайного, вынужденного, «несоот-
ветствующего» по полу, преждевременного, лишнего и «промежуточного» ребенка.
Случайным,
то есть не ожидаемым в данное время, оказывается ребенок у слишком
молодых, не озабоченных рождением детей, родителей или, наоборот, в семьях, где есть
один или два ребенка и нет конкретного желания иметь детей, впрочем, нет и отрицатель-
ного отношения к уже возникшей беременности.
Вынужденный ребенок тоже появляется случайно, когда его еще не ждали,
возможно, до заключения брака. Тогда факт беременности и становится обязательной,
нередко вынужденной причиной брака.
Нежеланный по полу
ребенок тоже имеет проблемы в развитии, вызванные
неадекватным воспитанием со стороны родителей. К мальчику относятся как к девочке,
больше опекают, ограничивают самостоятельность и активность, не развивают
специфические формы общения со сверстниками того же пола. Девочку, наоборот,
больше стимулируют, нацеливают на успех и наказывают при непослушании. В более
чистом виде нежелательность по полу может чаще встречаться у единственных или
первых (старших) детей, в то время как про вторых (младших) лучше говорить как о
лишних по полу детях.
Преждевременные
дети в принципе желанные, но появляются раньше времени,
когда родители еще не готовы психологически. Восполнять недостающие чувства к
ребенку приходится по мере его роста.
Итак, еще в пренатальный период, до рождения ребенка, родители (особенно мать)
испытывают один из первых стрессоров: супружеская пара может быть не готова к
появлению детей, и рождение нежеланного ребенка делает его более уязвимыми в
развитии, значительно усиливает проблемы его воспитания.
2.
Перераспределение семейных ролей и перестройка взаимоотношений при
появлении ребенка в семье.
Целый ряд исследований свидетельствует не только о
существен -ных изменениях в сфере ролевых семейных отношений и их воспри-
8о
ятия супругами в течение семейной жизни, но и о том, что наиболее существенные
из них связаны с детьми, их появлением и взрослением. Особенно часто изучается период
рождения первого ребенка. Именно перестройка ролевых отношений в семье
рассматривается как ключевой момент переходного периода, связанного с рождением
ребенка.
Рождение ребенка вносит дискомфорт в семейную жизнь и имеет важные
последствия для супружеских взаимоотношений. Перед супругами возникает
необходимость снова перестраивать взаимоотношения (проблемы иерархии, близости и т.
д.), которые только что стабилизировались на предыдущей стадии.
Большинство авторов рассматривают этот период как кризис в супружеских
отношениях и связывают его, прежде всего, с приобретением новой роли и с
необходимостью включения ее в сложив -шуюся ролевую структуру. Сложность этой
задачи определяется как особенностями самой роли, ее важностью, необратимостью, вне-
запностью и т. д., так и неподготовленностью супругов к ее выполнению.
По критерию полоролевой дифференциации выделяют «традиционные» и
«современные» семьи. «Традиционные» семьи тяготеют к традиционной форме
полоролевой дифференциации (обязанности супругов распределены в соответствии с их
полом), а «современные» ближе к равноправной форме, «когда каждый отвечает в
основном за то, что больше соответствует его вкусам и воз -можностям». В
«современных» семьях после появления ребенка основные проблемы связаны с принятием
мужьями традиционной инструментальной роли. Выполнение женщиной традиционных
ролей матери и хозяйки, по-видимому, воспринимается супругами как само собой
разумеющееся и потому не связано с их удовлетворенностью браком.
Для «традиционной» семьи дифференциация ролей на мужские и женские не
является чем-то новым, она была ей в той или иной степени присуща и до рождения
ребенка. Наиболее важным для женщин представляется не материальная, а моральная и
эмоциональная поддержка со стороны мужа, а мужья, удовлетворенные браком, стремятся
подобную
поддержку
оказать. Таким образом, основное
различие
между
«традиционными» и «современными» семьями при переходе на новую стадию семейного
цикла состоит в том, что в «современной» семье рождение
90
ребенка усиливает сегрегацию мужских и женских ролей и сфер деятельности, а в
«традиционной» разделение ролей сочетается с усилением эмоциональной зависимости
друг от друга (Е. В. Антонюк, 1992).
Ряд авторов отмечает, что после рождения ребенка трудности многих супругов
связаны с конкуренцией родительских и супружес -ких ролей, ограничением круга
совместных мероприятий, которые они могут осуществить.
Во взаимоотношениях супружеской пары возникает чувство отстраненности , так
как воспитание ребенка оставляет паре мало вре -мени и сил для себя. Многие
исследователи отмечают, что сохранение близости в браке — основа благополучия детей.
Большинство обязанностей и поручений могут быть разделены между членами
семьи еще до рождения ребенка, с появлением в семье последнего разделение
обязанностей усугубляется на почве отнесения их к сугубо женским или мужским делам.
Р. Лароссо (R. LaRossa, 1981) предположил, что это разделение может быть следствием
стремления женщин принять на себя роль родителя, в то время как мужчины
предпочитают некоторое дистанцирование. Даже для тех пар, которые комфортно себя
чувствуют и не испытывают неудобств в связи с разделением ролей, ситуация может
оказаться стрессовой, если результатом разделения ролей становятся слабое общение и
отчуждение. Дистанция между супругами, как правило, постепенно возрастает в период
самых ответственных и активных лет материнства и отцовства.
3.
Занятость матери.
Статистика последних лет показывает, что число женщин-матерей на рынке труда
постоянно растет. Вне зависимости от того, каким будет ее решение, проблема занятости
затрагивает каждую мать, и это потенциально связано со стрессом для нее и ее семьи.
Женщины, начинающие работать вскоре после родов и продолжающие работать в
период воспитания ребенка, рискуют переоценить свои временные и энергетические
ресурсы, что приводит к их истощению. В связи с тенденцией традиционного
распределения семейных ролей между родителями работающая мать становится
ответственной как бы за две работы: домашнюю и на занимаемой ею должности.
Но часто деятельность матери ограничена лишь семьей. У нее могут возникнуть
чувства неудовлетворенности и зависти по отно-
91
шению к активной жизни мужа. Семейные отношения превращаются в конфликтные
по мере того, как у жены будут возрастать требования относительно помощи по