Файл: Крюкова Т.Л. - Психология семьи. Жизненные трудности и совладание с ними.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3224

Скачиваний: 49

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ие

ция

о

тверже
ние

«

Принци
-

-

Г

ипопро
-

_

-

Л

ибераль
-

п

иальная

те

кция

н

ый

л

юбовь»

словная
)

Ч

резмер
ная

А

втори-

Д

омини-

Т

ип Б —

А

втрори-

ро

дитель-

та

рно-

р

ующая

г

иперсо
-

та

рный

ск

ая
любовь

си

мбиоти
-

ги

перпро
-

ц

иализи
-

че

ское

те

кция

р

ующее

в

оспита
ние

С

имбио-

П

отворст
-

Т

ипВ-

Э

моцио-

_

ти

ческое

ву

ющая

эг

оцентр
и-

н

альный

во

спитан
ие

ги

перпро
-

ч

еское

с

имбиоз

те

кция

в

оспита
ние

_

П

овыше
н-

_

_

на

я

м

оральн
ая

от

ветстве
н-

н


background image

ость

_

_

Ж

естокие

_

И

нвалид
и-

вз

аимо-

зи

рующе
е

от

ношени
я

от

ношен
ие

Э. Г. Эйдемиллер  отмечает  повышенное  внимание, заботу, эмоциональную

направленность  на  ребенка  в  описании

доминирующей

и

потворствующей

гиперпротекции,

в описании

гипопротекции

и

эмоционального отвержения,

напротив, —

непринятие, следующий  тип  негармоничного  воспитания —

повышенная  моральная

ответ -ственностъ

— характеризуется эмоциональной холодностью. Все это относится к

эмоциональному компоненту родительского отношения.

Поведенческий  компонент  родительского  отношения  в  описании

доминирующей

гиперпротекции

представлен доминированием,

                                  85

потворствующая  гиперпротекция

характеризуется  потаканием.

Гипопротекция

описывается  как  попустительство  и  отсутствие  контроля,

эмоциональное  отвержение

и

жестокое обращение

— жесткий контроль, строгие наказания (Э. Г. Эйдемиллер, 1999).

А. Я. Варга понимает родительское отношение как многомерное образование и выделяет в
его структуре четыре образующих:

1) интегральное принятие либо отвержение ребенка;
2) межличностная дистанция («симбиоз»);
3) формы и направления контроля (авторитарная гиперсоциализация);
4) социальная желательность поведения.
Каждая  образующая, в  свою  очередь, представляет  собой  сочетание (в  разной

пропорции) эмоционального, когнитивного 

и 

поведенческого 

компонентов.

Исследователь описывает  четыре типа  родительского отношения, отличающихся  друг  от
друга  преобладанием  одной  или  нескольких  образующих:

принимающе-авторитарное,

отвергающее  с  явлениями  инфантилизации, симбио-тическое  и  симбиотически-
авторитарное

(А. Я. Варга, 1986).

Родительское  отношение  по  своей  природе  амбивалентно, противоречиво  и

включает  два  противоположных  начала: 1) безусловное, или  личностное, которое
содержит такие  факторы, как принятие, любовь, сопереживание и т. д.; 2) условное, или
предметное, включающее объективную оценку, контроль, направленность на воспитание
определенных  качеств (О. Е. Смирнова, 2000). Относительная  выраженность  и
содержание этих начал меняется с возрастом ребенка: по мере его взросления от двух до
восьми лет преобладание личностного начала сменяется доминированием предметного. В
безусловном, или  личностном, начале  выделяется  эмоциональный  компонент
родительского  отношения, в  условном, или  предметном, — поведенческий. Таким
образом, эти  два  аспекта  являются  неотъемлемыми  чертами  любого  родительского
отношения.

Ряд  исследований  позволяет  судить  о  неоднозначности  когнитивного  компонента

родительского отношения. Выделяются его четыре варианта.

Во-первых, представление родителей о ребенке может быть адекватным. Адекватное

представление  о  ребенке — это, как  правило, наиболее  полное  и  объективное  знание
психических  и  характерологических  особенностей  ребенка, его  интересов, увлечений,
склонностей, учет индивидуального своеобразия развития ребенка.

86


background image

Во-вторых, неадекватное  представление, которое  проявляется  в  навязывании

ребенку  представления  о  его  беспомощности  и  зависимости, невозможности
существования  без  родителей (А.Адлер), приписывании  роли «маленького» или
«младшенького». Такая тенденция определяется в психологии термином

инфантилизация

ребенка.

В  этом  случае  родитель  видит  ребенка  младше  по  сравнению  с  реальным

возрастом, его интересы и увлечения кажутся родителю детскими, несерьезными.

В-третьих, искаженное  представление  о  ребенке, вызванное  недооценкой

психофизических данных, приписывание ему болезненности у В. И. Гарбузова называется

инвалидизацией.

В-четвертых, высокая  моральная  требовательность (Э. Г. Эй-демиллер), тревога  о

будущем ребенка, приписывание социальной неуспешности, роли «маленькогои плохого»
(Е. Т. Соколова), неверие  в  благополучие  ребенка (В. И. Гарбузов) определяются  как

социальная инвалидизация.

Ребенок видится неприспособленным, неуспешным, открытым

для  дурных  влияний, что  приводит  к отсутствию  доверия  и  чувству  досады  у  родителя.
Термин

инвалиды -зация

употребляется, исходя  из  этимологии  слова — инвалид — не-

полноценный, нетрудоспособный, слабый, непригодный. В  данном  случае  ребенку
приписываются  чрезмерная  болезненность, отставание  в  умственном  и  физическом
развитии, личностная несостоятельность.

Отношение родителей  к детям, общение, взаимные чувства  и  многое другое — все

это  входит  в  понятие  родительства. Множество  культурно-исторических  и
психологических  концепций  по-разному  пытаются  объяснить  это  сложное  и  интересное
явление.

СТРЕССЫ РОДИТЕЛЬСТВА
По мнению исследователей, существуют точные показатели родительского стресса:

в  ходе  научного  национального  опроса, проведенного  в  США, 70% опрошенных
родителей ответили, что они не стали бы снова рожать детей, если бы могли начать жизнь
зано-

                                  87
во; 36% американских  семей  признались, что  обеспокоены  тем, правильно  ли  они

ведут себя как родители.

В своем исследовании Б. Миллер и Д. Солли (В. Miller и D. Sollie, 1980) оценивали

личностный и супружеский стресс во время беременности, когда ребенку был 1 месяц и 8
месяцев. Молодые мамы и папы отметили максимальный стресс сразу после того, как они
стали родителями. В период беременности показатели личностного стресса  у жены были
ниже, чем у мужа, но в конце беременности этот показатель у супруги был выше.

Наиболее интересное различие полов в восприятии перемен чет -ко просматривается

при оценке супружеского стресса. Молодые мамы отмечают более высокий стресс в браке
после  рождения  ре -бенка, чем  до  родов, и  еще  более  высокий  стресс  к  тому  времени,
когда  ребенку  исполнилось 8 месяцев, тогда  как  показатели  супружеского  стресса  отца
оставались примерно на одном уровне на про -тяжении года исследований.

Кризисы  развития, возникающие  в  связи  с  прохождением  семьи  через  основные

этапы жизненного цикла, получили название

нор -мативных стрессоров.

Это трудности,

которые  испытывает  большинство  семей. К  ним  относятся  трудности, встречающиеся  в
обыч -ных условиях, связанных с прохождением семьи через основные этапы жизненного
цикла, а  также  трудности, возникающие, когда  что-то  нарушает  жизнь  семьи (развод,
тяжелая  болезнь, смерть  члена  семьи). На  начальных  этапах  развития  семьи  возникают
трудности  взаимного  приспособления, трудности  отношений  сродственниками, а  на
последующих этапах — трудности, связанные с организацией быта и воспитанием детей.

Понимание  стрессоров  на  различных  этапах  развития — это  пер -вый  и

основополагающий  шаг  к  изучению  стратегий  совладения  с  этими  стрессорами  и
достижению позитивного роста и развития в роли родителя.


background image

Приведем

типичные (нормативные) трудности  и  стрессо -ры  различных  этапов

жизненного цикла,

связанные с родительской ролью.

1.

Неготовность супружеской пары к появлению детей.

Довольно распространена мысль о том, что любовь к ребенку начинается еще до его

появления  на  свет. Поэтому  психологические  издержки  нежелательной  беременности
велики, нежеланный ребенок будет почти всегда отличаться в физическом и психическом
развитии от желанного.

88

По  данным  А. И. Захарова, нежелательная  беременность  в 56% случаев  выступает

как  причина  аномальных  отношений  к  ребенку  и  развития  детских  неврозов.
Нежеланность  детей — не  всегда  однозначное  и  категорическое  понятие, есть  и  более
тонкие  его

градации.

А. И. Захаров  выделяет  случайного, вынужденного, «несоот-

ветствующего» по полу, преждевременного, лишнего и «промежуточного» ребенка.

Случайным,

то есть не ожидаемым в данное время, оказывается ребенок у слишком

молодых, не озабоченных рождением детей, родителей или, наоборот, в семьях, где есть
один или два ребенка и нет конкретного желания иметь детей, впрочем, нет и отрицатель-
ного отношения к уже возникшей беременности.

Вынужденный  ребенок  тоже  появляется  случайно, когда  его  еще  не  ждали,

возможно, до  заключения  брака. Тогда  факт  беременности  и  становится  обязательной,
нередко вынужденной причиной брака.

Нежеланный  по  полу

ребенок  тоже  имеет  проблемы  в  развитии, вызванные

неадекватным  воспитанием  со  стороны  родителей. К  мальчику  относятся  как  к  девочке,
больше  опекают, ограничивают  самостоятельность  и  активность, не  развивают
специфические  формы  общения  со  сверстниками  того  же  пола. Девочку, наоборот,
больше  стимулируют, нацеливают  на  успех  и  наказывают  при  непослушании. В  более
чистом  виде  нежелательность  по  полу  может  чаще  встречаться  у  единственных  или
первых (старших) детей, в  то  время  как  про  вторых (младших) лучше  говорить  как  о
лишних по полу детях.

Преждевременные

дети  в  принципе  желанные, но  появляются  раньше  времени,

когда  родители  еще  не  готовы  психологически. Восполнять  недостающие  чувства  к
ребенку приходится по мере его роста.

Итак, еще в пренатальный период, до рождения ребенка, родители (особенно мать)

испытывают  один  из  первых  стрессоров: супружеская  пара  может  быть  не  готова  к
появлению  детей,  и  рождение  нежеланного  ребенка  делает  его  более  уязвимыми  в
развитии, значительно усиливает проблемы его воспитания.

2.

Перераспределение  семейных  ролей  и  перестройка  взаимоотношений  при

появлении  ребенка  в  семье.

Целый  ряд  исследований  свидетельствует  не  только  о

существен -ных изменениях в сфере ролевых семейных отношений и их воспри-

ятия супругами в течение семейной жизни, но и о том, что наиболее существенные

из них связаны с детьми, их появлением и взрослением. Особенно часто изучается период
рождения  первого  ребенка. Именно  перестройка  ролевых  отношений  в  семье
рассматривается  как  ключевой  момент  переходного  периода, связанного  с  рождением
ребенка.

Рождение  ребенка  вносит  дискомфорт  в  семейную  жизнь  и  имеет  важные

последствия  для  супружеских  взаимоотношений. Перед  супругами  возникает
необходимость снова перестраивать взаимоотношения (проблемы иерархии, близости и т.
д.), которые только что стабилизировались на предыдущей стадии.

Большинство  авторов  рассматривают  этот  период  как  кризис  в  супружеских

отношениях  и  связывают  его, прежде  всего, с  приобретением  новой  роли  и  с
необходимостью  включения  ее  в  сложив  -шуюся  ролевую  структуру.  Сложность  этой


background image

задачи определяется как особенностями самой роли, ее важностью, необратимостью, вне-
запностью и т. д., так и неподготовленностью супругов к ее выполнению.

По  критерию  полоролевой  дифференциации  выделяют «традиционные» и

«современные» семьи. «Традиционные» семьи  тяготеют  к  традиционной  форме
полоролевой  дифференциации (обязанности  супругов  распределены  в  соответствии  с  их
полом), а «современные» ближе  к  равноправной  форме, «когда  каждый  отвечает  в
основном  за  то, что  больше  соответствует  его  вкусам  и  воз -можностям». В
«современных» семьях после появления ребенка основные проблемы связаны с принятием
мужьями  традиционной  инструментальной  роли. Выполнение  женщиной  традиционных
ролей  матери  и  хозяйки, по-видимому, воспринимается  супругами  как  само  собой
разумеющееся и потому не связано с их удовлетворенностью браком.

Для «традиционной» семьи  дифференциация  ролей  на  мужские  и  женские  не

является  чем-то  новым, она  была  ей  в  той  или  иной  степени  присуща  и  до  рождения
ребенка. Наиболее  важным  для  женщин представляется  не  материальная, а  моральная  и
эмоциональная поддержка со стороны мужа, а мужья, удовлетворенные браком, стремятся
подобную 

поддержку 

оказать. Таким  образом, основное 

различие 

между

«традиционными» и «современными» семьями при переходе на новую стадию семейного
цикла состоит в том, что в «современной» семье рождение

90
ребенка  усиливает  сегрегацию  мужских  и  женских  ролей  и  сфер  деятельности, а в

«традиционной» разделение  ролей  сочетается  с  усилением  эмоциональной  зависимости
друг от друга (Е. В. Антонюк, 1992).

Ряд  авторов  отмечает, что  после  рождения  ребенка  трудности  многих  супругов

связаны  с  конкуренцией  родительских  и  супружес -ких  ролей, ограничением  круга
совместных мероприятий, которые они могут осуществить.

Во  взаимоотношениях  супружеской  пары  возникает  чувство  отстраненности , так

как  воспитание  ребенка  оставляет  паре  мало  вре -мени  и  сил  для  себя. Многие
исследователи отмечают, что сохранение близости в браке — основа благополучия детей.

Большинство  обязанностей  и  поручений  могут  быть  разделены  между  членами

семьи  еще  до  рождения  ребенка, с  появлением  в  семье  последнего  разделение
обязанностей усугубляется на почве отнесения их к сугубо женским или мужским делам.
Р.  Лароссо  (R.  LaRossa,  1981)  предположил,  что  это  разделение  может  быть  следствием
стремления  женщин  принять  на  себя  роль  родителя, в  то  время  как  мужчины
предпочитают  некоторое  дистанцирование. Даже  для  тех  пар, которые  комфортно  себя
чувствуют  и  не  испытывают  неудобств  в  связи  с  разделением  ролей, ситуация  может
оказаться  стрессовой, если  результатом  разделения  ролей  становятся  слабое  общение  и
отчуждение. Дистанция  между  супругами, как  правило, постепенно  возрастает  в  период
самых ответственных и активных лет материнства и отцовства.

3.

Занятость матери.

Статистика  последних  лет  показывает, что  число  женщин-матерей  на  рынке  труда

постоянно растет. Вне зависимости от того, каким будет ее решение, проблема занятости
затрагивает каждую мать, и это потенциально связано со стрессом для нее и ее семьи.

Женщины, начинающие  работать  вскоре  после  родов  и  продолжающие  работать  в

период  воспитания  ребенка, рискуют  переоценить  свои  временные  и  энергетические
ресурсы, что  приводит  к  их  истощению. В  связи  с  тенденцией  традиционного
распределения  семейных  ролей  между  родителями  работающая  мать  становится
ответственной как бы за две работы: домашнюю и на занимаемой ею должности.

Но  часто  деятельность  матери  ограничена  лишь  семьей. У  нее  могут  возникнуть

чувства неудовлетворенности и зависти по отно-

                                   91
шению к активной жизни мужа. Семейные отношения превращаются в конфликтные

по  мере  того, как  у  жены  будут  возрастать  требования  относительно  помощи  по