Файл: Крюкова Т.Л. - Психология семьи. Жизненные трудности и совладание с ними.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3516

Скачиваний: 54

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

впервые ставшие отцами, предпочитают скорее психологически отделиться от ситуации и
уменьшить ее зна-

141
чимость, чем  выражать  свои  негативные  эмоции, «выбрасывать» агрессию  на

окружающих людей, достигая этим лучшего эмоционального самочувствия.

Второе  место  у  мужчин, впервые  ставших  отцами, занимает

копинг,

ориентированный  на  избегание.

Он  помогает  мужчинам, оказавшимся  в  новой  ролевой

ситуации, сохранить  эмоциональный  комфорт, оптимистичные  взгляды  на  жизнь  и,
возможно, лучше адаптироваться к новой социальной роли.

Мы считаем, что мужчина, впервые ставший отцом, несомненно, испытывает стресс,

который  он  частично  вытесняет, поскольку  считает, что  ему  нельзя  показывать  свои
чувства, рассказывать о своих переживаниях, мыслях.

И безусловно, в поведении современного молодого мужчины-отца присутствуют как

защитные механизмы, так и механизмы совладания, при ведущем значении совладания.

Современное  отцовство — это  разнообразное  и  динамичное  явление. К  счастью,

существуют и мощные позитивные тенденции. Одна из них — большее вовлечение отца в
воспитание ребенка, доступность  в общении, ответственность, компетентность в  делах и
потребностях ребенка.

Контрольные вопросы
1.  С  какими  трудностями  сталкивается  семья  на  начальном  эта -пе  жизненного

цикла?

2.  Какова динамика родительских установок на этапе принятия роли матери?
3.  Как определяет отцовство М. Мид, каковы взгляды современ -ных авторов?
4.  Что такое «новое отцовство» и насколько оно распространено в России?
142
5.  Каковы переживания мужчины во время беременности жены?
6.  Какие  трудности, в том  числе  эмоциональные, испытывает отец с появлением в

семье первого ребенка?

7.  Назовите  особенности  эмоционального  состояния  и  совлада -ющего  поведения

мужчин, впервые ставших отцами?

8.  В чем отличия совладающего поведения отца и матери пер -вого ребенка?
Задания для самостоятельной работы
1.  Сходство и различие между принятием материнской и отцов -ской ролей.
2.  Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи.
3.  Психологическая близость в молодой семье и отношения с родителями.
4.  Мотивация рождения первого ребенка и родительские установки.
ЛИТЕРАТУРА
1.

Андреева Г. М.

Социальная психология. М.: АСПЕКТ -Пресс, 2000.

2.

Алешина Ю. Е., ВоловичА. С.

Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины //

Вопросы психологии. 1991. № 4.

3.    Ахмеров  Р. А. Биографические кризисы личности: Дис. ... канд. психол. наук.

М., 1994.

4.

Борисов И. Ю.

Полоролевая дифференциация во взаимоотношениях супругов на

разных стадиях жизненного цикла семьи // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1987. №
1.

143
5.

БрутманВ. И., Варга  А. Я.,Хамитова  И. Ю.

Влияние  семейных  факторов  на

формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал. 2000. № 2.

6.

Витакер  К.

Полночные  размышления  семейного  психотера -певта. М.:

Независимая фирма «Класс», 1998.

7.

Евсеенкова  Ю. В.

Тендерные аспекты формирования  родительских чувств  при

ожидании ребенка // Ежегодник РПО: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов.


background image

Т. 3. СПб.: Изд-во  С.-Петербургскогоун-та, 2003. 8.

Зацепин  В. И.

Молодая  семья:

Социально-экономические, правовые, морально-психологические  проблемы. Киев:
Украша, 1991. 9.

Калмыкова Е. С.

Психологические проблемы первых лет суп -ружеской

жизни  //  Вопросы  психологии.  1983.  №  2.  10.

Келлерман  П. Ф.

Психодрама  крупным

планом: Анализ терапевтических механизмов. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

11.

Кон И.

С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1988.

12.

Кратохвил  С.

Психотерапия  семейно - сексуальных  дисгар -моний. М.:

Медицина, 1991.

13.

Манеров  Р. В.

Психология  отцовства // Ежегодник  РПО: Материалы 3-го

Всероссийского съезда психологов. Т. 5. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2003.

14.

Мид М.

Культура и мир детства. М.: Наука, 1998.

15.

Мину  хин  С, Фишман  Ч.

Техники  семейной  психотерапии. М.: Независимая

фирма «Класс», 1998.

16.

Подобина О. Б.

Особенности психологического совладения

(молодой  матери // Ежегодник  РПО: Материалы 3-го  Всероссийского  съезда

психологов. Т. 6. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2003.

у.

1

7.

Скиннер  Р., Клииз

Д. Семья  и  как  в  ней  уцелеть. М.: Независимая  фирма

«Класс», 1995.

18.

СлободчиковВ

.

И., ИсаевЕ. И.

Основы психологической

(антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в

онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000.

19.

СмирноваВ.А.

Исследование совладающего поведения мужчин, впервые ставших

отцами. Квалификационная работа. (На правах рукописи.) Кострома, 2004 (научн. рук. Т.
Л. Крюкова).

144

Филиппова  Г. Г.

Психология  материнства. М.: Изд-во  Института  Психотерапии,

2002.

Фестингер Л.

Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Речь 2000.

Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М.

Семейный диагноз  и семейная

терапия. СПб.: Речь, 2003.

LazarreJ.

The mother: Knot. N. Y.: Dell, 1977. Rich A. Of woman

born: Motherhood as experience and institution. N. Y.: Norton, Cop., 1976.

Stress and the Family. Vol. 1. Coping with Normative Transitions / Ed. by H. I. McCubbin,

С R. Figley. N.Y.: Brunner/Mazel Publishers, 1983.

ГЛАВА 4 СЕМЬЯ С «ОСОБЫМИ» ТРУДНОСТЯМИ
МАТЕРИ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ

Сердце матери лучше солнца греет.

Русская народная пословица

В  последние  десятилетия  большое  внимание  уделяется  материн -ству  на  этапе

беременности, родов и младенчества, социально - эмо -циональному развитию младенцев
во взаимодействии с матерью. Все большим числом специалистов он рассматривается как
приоритетный. Во  многом  это  обусловлено  падением  рождаемости, ростом  социальных
сирот и «отказных детей», ухудшением состояния здоровья детей, малоразработанностью
социально-психологических программ и проектов сопровождения семьи с ребенком, дост-
раиванием отсутствующей структуры — системы раннего вмешательства.

Значительный  вклад  в  изучение  роли  матери  в  образовании  ран -них  личностных

структур, осознание  включения  раннего  вмешательства  как  одного  из  направлений
психологической  деятельности  в  учреждениях  родовспоможения  и  детства  внесли
зарубежные и отечественные исследования и теории: положение о социальности развития
младенцев (Л. С. Выготский); влияние  раннего  эмоционального  опыта  ребенка  на  его
дальнейшее развитие (Дж. Боулби); теория психологии младенчества и генезиса общения
(М. И. Лисина); концепция взаимодействия матери и младенца (Р. Ж. Муха-медрахимов).
Несмотря  на  растущий  интерес  к  психологии  беременности  и  материнства,


background image

преждевременные  роды  и  последующее  становление  материнства — одна  из  наименее
изученных проблем современной психологии.

Особенности психического развития недоношенного младенца
В  нашей  стране  наблюдение  за  развитием  недоношенных  детей  находится

исключительно  в  поле  зрения  медиков. Согласно  современному  определению,
недоношенный  ребенок — это  ребенок, родившийся  преждевременно  до  окончания
нормального срока беременности — сорока недель. Недоношенные  дети  в  нашей  стране
составляют  около  5%  от  всех  новорожденных  детей.  Преждевремен  -ные  роды  —
ситуация, в которой страдают двое — и ребенок, и мать.

Многочисленные  отечественные  и  зарубежные  специалисты  отмечают, что  на

раннее психическое развитие недоношенных младенцев значительное влияние оказывают
следующие

биологические  факторы:

гестационный  возраст (то  есть  продолжительность

данной  беременности), общая  морфофункциональная  незрелость  органов  и  систем
(прежде  всего, ЦНС), критически  низкая  масса  тела  при  рождении (от 700 до 1100 г),
неврологические нарушения.

Недоношенные дети составляют группу высокого риска в отношении возникновения

у  них  в  дальнейшем  нарушений  соматического, неврологического  характера, зачастую
ведущим  к  отклонениям  в  психическом  развитии. Недоношенность  часто  сочетается  с
врожденными  заболеваниями  и  нередко  является  основой  для  инвалидности  с  детства.
Данные, накопленные зарубежной статистикой (М. Э. Вернадская, 2003), свидетельствуют
о том, что среди недоношенных младенцев:

•        в  16  %  случаев  был  поставлен  диагноз  ДЦП;  процент  данного  заболевания

оказался достаточно стабильным и был принят в качестве показателя распространенности
ДЦП у выживших недоношенных младенцев;

•    в 20% случаев отмечается умственная отсталость;
•    в 21 % случаев уровень интеллектуального развития был ниже нормы;
•    в 10% случаев обнаруживалась недостаточность развития зрения и слуха;
•    в 33% случаев  встречался  сложный  дефект  развития. Среди

психосоциальных

факторов

называют раннюю госпиталь -

ную депривацию (продолжительностью до 4—6 мес), негативно
47
окрашенное  взаимодействие  с  другими  взрослыми — врачебным  пер -соналом

(недоношенный  младенец  подвергается  процедурам, некоторые  из  них  достаточно
болезненны) и  проявление «стереотипа  недоношенного» (недоношенного  считают  более
болезненным, ранимым, хрупким  и  инфантильным, есть  данные  о  пролонгирован-ности
действия стереотипа вплоть до школьного возраста).

Преждевременно  родившиеся  младенцы, по  данным  Р. Ж. Му-хамедрахимова,

попадают  в  группу  младенцев  с  высоким  риском. Процесс  взаимодействия  матери  и
ребенка  описывается  им  как  асинхронный, с  дефицитом  взаимной  регуляции  уровня
возбуждения  и  стимуляции, нарушением «танца» взаимодействия. Если мать  не  в  силах
настроиться на « волну» младенца и установить с ним взаимонаправленные отношения с
целью  удовлетворения  базовых  потребностей  ребенка, то  в  дальнейшем  высока
вероятность  формирования  небезопасной  привязанности. Необходимо  отметить, что
интенсивная  вовлеченность  матери  во  взаимодействие  с  младенцем  таит  опасность  для
нее, так  как  ведет  к  внутреннему «перегоранию » уже  в  течение  первого  года  жизни
ребенка.

Так, эмоциональная  привязанность  из - за  психической  незрело -сти  ребенка (в

результате  которой  отмечаются  неясность  сигналов, непоследовательность  поведения
ребенка) уже  страдает, а отлучение его от матери на достаточно продолжительное время
усугубляет  и  без  того  нарушенное  взаимодействие  и  мешает  установлению
эмоциональных связей.


background image

Как  известно, в  первые  дни  своей  жизни  недоношенные  дети  подвержены

смертельной опасности в значительно большей степени, чем  те  дети, которые  провели в
утробе  матери  все «положенные» 9 месяцев. Согласно  современным  исследованиям,
воспоминание  об  этой  смертельной  опасности  остается  глубоко  в  памяти  ребенка.
Установлено, что  недоношенные  дети  чаще  сверстников  страдают  от  страха  перед
смертью или страха потери матери (в  исследовании принимали участие 50 подростков в
возрасте  от 14 до 16 лет, которые  родились  раньше  положенного  срока  и  со  слишком
малым весом).

В  системе 

отечественного 

здравоохранения 

сложилась 

обстановка, не

содействующая  социально-эмоциональному  выхаживанию  детей. Так, в  отделении
выхаживания  недоношенных  отмечается  ограниченное  количество  коек  для  матерей
(например, всего 18 матерей 50 младенцев могут находиться в отделении выхаживания

148
недоношенных  детской  городской  больницы  г. Костромы), для  остальных  матерей

посещения  сведены  к  минимуму, у  медицинских  специалистов  нет  грамотного  четкого
представления  о  значении  раннего  эмоционального  контакта (привязанности) с
родителями  в  развитии  ребенка, отсутствуют  программы, оптимизирующие  вза-
имодействие в системе «недоношенный — родитель».

Послеродовая депрессия
Почти полвека назад Дж. Боулби выдвинул предположение о том, что депрессивные

матери «присутствуют  наполовину»: физически  присутствуют, но  эмоционально
отсутствуют. С  тех  пор  было  проведено  множество  исследований, каждое  из  которых
различным образом развивало эту идею.

В группу риска по возникновению послеродовой депрессии от -носят:
1) женщин, у которых в семье были психопатологии;
2) женщин, переживающих  рождение  ребенка  с  физическим  или  психическим

дефектом;

3) женщин, у  которых  начало  материнства  связано  с  негативными  эмоциями  и

трудностями;

4) женщины, которым  не оказывается  социальная  поддержка. Изучение  концепции

«материнствования» («mothering»), a

именно  реального  материнского  поведения  и  реакции  матери  на  события  после

родов, позволило выделить две группы матерей —

«помогающих»

и

«регулирующих».

В  первую  группу  вошли  женщины, ориентированные  на  естественные  роды  и

отводящие  ребенку  центральное  место  в  своей  жиз -ни. Ко  второй  относят  женщин, не
желающих  оставить  работу, карьеру, у  которых  появление  ребенка  обусловлено
социальными нормативными представлениями о семейной жизни.

Женщины  обеих  групп  одинаково  подвержены  послеродовой  депрессии. У

«помогающих  мам» депрессия  возникает  из-за  не- I возможности  эффективно
осуществлять материнские функции либо

149
находиться  рядом  с  ребенком (например, в  случае  ранней  госпитализации

новорожденного). «Регулирующие  матери» склонны  к  депрессии, поскольку  не  могут
объединить карьеру и заботу о ребенке, а также ощущают потерю независимости.

Зарубежные  исследователи  отмечают, что  неблагоприятное  дей -ствие

перинатальной  депрессии  не  проходит  с  рождением  ребенка  и  затрагивает  не  только
самочувствие матери; она отражается и на здоровье ребенка (P. Meredith, P. Noller, 2003).
Следует  добавить, что  состояние  депрессивной  матери, по  сравнению  с  состоянием
матерей  с  другими  диагнозами, менее  благоприятно  влияет  на  психическое  развитие
ребенка, особенно  на  чувство  базисного  доверия, внутренние  защитные  механизмы,
речевое развитие.


background image

Замечено, что 

социальная 

поддержка 

способна 

смягчить 

последствия

неблагоприятных  событий  в  жизни  женщины. Так, женщины, получающие  менее
качественную  социальную  поддержку  перед  родами, находятся  под  большим  риском
развития  предродовой  и  послеродовой  депрессии (L. H. Zayas , К. R. Jankowski, M. D.
МсКее,2003).

Исследователи  отмечают, что  матери, испытывающие  постна-тальную  депрессию,

имеют  затруднения  в  общении  с  детьми, оказываются  неспособны  к  невербальному
общению с новорожденным. Депрессивное состояние женщины мешает заботе о ребенке
и пониманию его потребностей. Они реже берут младенцев на руки, не подходят к ним во
время плача и даже отказываются кормить грудью. Многие авторы указывают на наличие
более  значимых  трудностей  в  детско-родительских  отношениях  у  матерей  с  постнаталь-
ной депрессией, чем у матерей с нормальным эмоциональным состоянием (P. Meredith, P.
Noller, 2003).

Мы  не  можем  обойти  вниманием  и  аспекты, связанные  с  кормлением  грудью

младенцев. По мнению М. Кляйн, прикладывание к груди и взаимоотношения ребенка с
материнской  грудью — одна  из  наиболее  существенных  составляющих  эмоциональной
жизни  младенца. Грудь, дающая  ощущение  удовлетворения  от  принятия  пищи,
оказывается любимой и ощущается как «хорошая», что становится позитивной «основой
отношения  к

«хорошей»

матери» (М. Кляйн, 2001). Если  же  грудь  является  источником

фрустрации, она «вызывает ненависть и ощущается как

«плохая»».

Таким образом, первые переживания ребенка, связанные с кор -млением

(«хорошая /

плохая»

грудь) и присутствием его матери,

150
влияют  на  способность  младенца  любить  и  доверять  хорошим  объектам,

инициируют  объектное  отношение  к  матери. Следовательно, любое  сильное
эмоциональное  переживание  и  негативное  состояние  женщины  способны  нарушить (а
порой и  разрушить) отношения с младенцем, послужить  источником  развития  у ребенка
базальной тревоги.

Существуют  данные, свидетельствующие  о  глубоком  влиянии  материнской

депрессии  на  поведение  младенца. Так, в  одном  из  исследований  обнаружено, что
младенцы отражают поведение и состояние своих депрессивный матерей (P. Meredith, P.
Noller, 2003). Дети  депрессивных  матерей  в  процессе  спонтанного  взаимодействия
оказываются  менее  активными, реже  выражают  удовлетворение, чаще  протестуют  и
отводят взгляд по сравнению с младенцами недепрессивных матерей.

Женщины, страдающие  от  депрессии  и  испытывающие  сильный  стресс,

разговаривают со своими детьми в более грубой форме, они больше ругают своих детей и
меньше хвалят их (в сравнении с женщинами, избежавшими депрессии).

Таким  образом, психическое  здоровье  матери  после  родов (и  во  время

беременности) может  оказать  влияние  на  ее  способность  соответствующе  заботиться  о
новорожденном и о себе.

Преждевременные роды и женщина: социально-психологическое исследование
Исследование  переживаемых  психологических  трудностей  и  эмоционального

состояния  женщины, связанных  с  рождением  недоношенного  ребенка, проводилось  на
базе  отделения  выхаживания  недоношенных  новорожденных  детской  городской
больницы г. Костромы. Известно, что матери детей с любым типом нарушения развития
рассматриваются как первые кандидаты для эмоциональных расстройств.

Методическая  схема  проведенного  исследования  включала 4 методики: опросник

депрессивности А. Бека (BDI), рисуночный

                           151
тест «Я  и  мой  ребенок», опросник «Копинг-поведение  в  стрессовых  ситуациях»

(CISS), «Опросник о способах копинга» (WCQ).