Файл: Крюкова Т.Л. - Психология семьи. Жизненные трудности и совладание с ними.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3596
Скачиваний: 54
Большинство детей поступает в больницу в возрасте от четырех до семи дней с
разной степенью недоношенности (1 степень — 35—36 недель; 2 степень — 32—34
недели; 3 степень — 29—31 неделя; 4 степень — меньше 29 недель), а следовательно, и
разной массой тела (от 850 г до 2200 г). Дети, поступающие в отделение, имеют
различную перинатальную патологию (пневмопатии, гемолитическая болезнь,
перинатальные энцефалопатии и т. п.). Наряду с перинатальной патологией у малышей
встречаются различные пороки развития: порок сердца, врожденный дакриоцистит,
органические поражения центральной нервной системы, пороки развития почек, а также
множественные пороки развития.
Следует рассмотреть контингент матерей, участвовавших в исследовании, которым
оказывалась психолого-педагогическая помощь. Всех женщин можно условно разделить с
учетом возраста на две группы: молодые матери (средний возраст 21 год) и матери старше
32 лет. Если для молодых матерей материнство еще не стало ценностью жизни, так как
социальная роль матери ими не освоена и находится только в стадии принятия, да и
карьера не стала важной частью жизни, то для матерей старшего возраста, как показал
анализ интервью, ребенок представляет самостоятельную ценность. Они реже говорят о
случайности появления ребенка, чаще он является долгожданным и «последней надеждой
иметь детей». В ходе интервью они отмечали, что ребенок в их семье желанен, любим,
появление его на свет радует всех, включая сестер и братьев.
С помощью опросника депрессивности Бека (BDI) было установлено, что в группе
женщин старше 32 лет чаще, чем в группе молодых матерей, отмечается более высокий
уровень депрессии, так называемый «критический уровень». Среди психопатологической
симптоматики
на
когнитивно-аффективном
уровне
отмечаются
печаль,
неудовлетворенность собой, ощущение наказания, плаксивость, нерешительность. На
соматическом уровне проявления депрессии выражены бессонница, потеря аппетита,
потеря в весе, потеря сексуального влечения.
В ходе интервью женщины описывали сильные эмоции и негативные переживания,
связанные с рождением недоношенного ребенка. Для некоторых матерей беседа,
состоявшаяся в рамках исследования, была единственной возможностью погоревать
152,
(«проделать работу» горя) по поводу травматичного рождения «не такого, как у
всех» ребенка.
Психика любой матери, к тому же ожидающей первенца, обыч -но не готова к
травме. Кроме того, женщина в послеродовом периоде оказывается достаточно ранимой,
находится в состоянии повышенной чувствительности и хрупкости. Мать, как и отец,
никогда не думают, что их ребенок может быть инвалидом. Поэтому первое негативное
сообщение о рождении младенца вызывает у матерей шок. И результатом этого шока
бывает боль. Боль такой интенсивности, что может парализовать либо «свести с ума»
женщину. Это нарушает защитные механизмы психики, лишая человека возможности
прибегнуть к адаптивным реакциям и стратегиям совлада-ния с кризисной ситуацией.
Вслед за шоком и болью появляются вина («что я сделала..?»), гнев («моя доля
несправедлива»), отрицание происходящего ( «... это происходит не со мной » ), депрес -
сия («мне все равно...»). Шок и эмоции дезорганизуют психику, как будто образуют в ней
«разрывы», и полностью блокируют ее нормальное функционирование.
С психоаналитической точки зрения, подобные неполноценные эмоциональные
переживания негативно сказываются на представлениях женщины о самой себе. Так, у
женщин с самопроизвольным выкидышем и склонных к недонашиванию отмечаются
потеря самоуважения и ненависть к собственному женскому телу, которое не смогло
родить полноценного / живого ребенка (Д. Пайнз, 1997). Ощущая чувство собственной
неполноценности, матери испытывают страх перед будущим: «о будущем думать
страшно», «окружающие не должны знать о том, что случилось», «не могу говорить...
даже думать... что дальше...».
По яркому выражению Д. Пайнз, «материнство — опыт трех поколений»:
беременная играет роль матери для своего ребенка, одновременно оставаясь ребенком для
своей матери.
В психоанализе преждевременные роды, выкидыш рассматриваются как
соматизация эмоциональных трудностей детства женщины, разрешающихся в итоге
«отказом плоду в жизни». Психический конфликт, бессознательно переживаемый
женщиной и' решаемый на психосоматическом уровне, вызван двуличным объектом своей
матери. Пробуждаемые чувства у лиц, становящихся ро-
t
дителями, «имеют много общего
с теми чувствами, которые были пробуждены» реальными родителями в детстве (Дж.
Боулби,
153
2004). Вскормившая их мать, с одной стороны, «могущественная, щедрая, питающая
и жизнедающая» фигура, с другой, полная ее противоположность — «злая ведьма, убийца,
несущая возмездие дочери» (Д. Пайнз, 1997).
Материнская амбивалентность имеет два выхода (разрешения): женщина либо
«удерживает, защищает, позволяет расти», либо «физически отвергает беспомощное
зависимое создание». Таким образом, «женщина может содействовать жизни плода и
собственному материнству или разрушить и то и другое» (Д. Пайнз, 1997).
Рисунки матерей недоношенных младенцев на тему «Я и мой ребенок»
соответствовали двум типам переживания ситуации материнства. Первый тип рисунков
(33%) указывает на наличие у женщин незначительных симптомов тревоги,
неуверенности, конфликтности.
Во втором типе рисунков (67%) присутствовал конфликт с ситуацией материнства.
О конфликте свидетельствуют такие признаки, как отсутствие на рисунке себя и / или
ребенка, замена образов на растения / символы, отказ от рисования.
Примером может служить рисунок Ю. 18 лет (роды в срок 34— 35 нед.), который
содержит признаки конфликта с ситуацией материнства (рис. 2). Молодая женщина
нарисовала черным цветом сердце небольшого размера, символизирующее ее ребенка.
Первая ассоциация, возникающая в связи с этим изображением, — темная сторона
любви. В данном случае Ю. использовала компенсирующий символ для выражения своей
потребности в материнской любви. Ю. имеет проблемы со своей матерью.
154
Другая вызванная рисунком ассоциация была эмоционального плана. Ю. ощущает
подавленность, тревогу, страх. Черный цвет, ассоциируясь с архетипом «тень», несет
символическую суть — не-
Л
доступность, фрустрацию, утрату привычного ощущения
«Я», пе-
\
риод ухода в бездействие.
В ситуации конфликтного материнства также начинают действо -вать отнесенные к
личности ребенка эмоции разочарования, недо- . вольства, весь тот сложный
эмоциональный комплекс отношений к ребенку, который именуется комплексом «не
оправдавшего надежд». Понятно, что этот эмоциональный узел весьма неблагоп- ] риятен
для психического и личностного развития детей.
Исследование выявило особенности психологического совладания женщины на
этапе адаптации к роли матери «особого» ребенка, когда актуализируется реальное
ролевое материнское поведение в отноше -нии собственного неполноценного ребенка. По
данным исследования оказалось, что женщины имеют более высокие показатели по сле-
дующим стилям / стратегиям совладающего поведения: с одной стороны, у матерей
отмечаются проблемно-ориентированный ко- ! пинг (направлен на решение задач),
планирование решения пробле -КЫ (проблемно-фокусированные усилия по изменению
ситуации), положительная переоценка (усилия по созданию положительного значения,
включая религиозные намерения), принятие ответственности (признание своей роли в
проблеме); с другой, они чаще используют бегство—избегание (мысленное стремление и
поведенческие усилия, направленные к бегству) и дистанцирование (когнитивные
попытки уменьшить значимость ситуации).
Так, женщины готовы использовать активные стратегии совла- I дания,
ориентированные на решение проблемы, и готовы к пересмотру ситуации, что создает
благоприятные условия для выхода из кризиса. Однако ввиду дезорганизации психики
конструктивные, адаптивные стратегии защиты не срабатывают, появляются и до-|
минируют неконструктивные, что, в свою очередь, ведет к усилению дистресса. Тем
самым женщины пытаются уменьшить значимость стоящей перед ними проблемы, чтобы
далее от нее отсоединиться и искусственно отодвинуть на второй план. По мне- ' нию
специалистов, субъекты «ухода» — это, прежде всего, индивиды, пережившие много
разочарований и неудач. Уход или бег-
ство
из проблемных ситуаций, связанных с
ребенком, осуществляется не только на поведенческом уровне, путем избега-
155
ния контактов с реальными лицами кризисной ситуации (например, с ребенком) и
ухода от решения проблем, связанных с ребенком, но также и на чисто психологическом
уровне — путем внутреннего отчуждения от ситуации, связанной с ребенком, и
подавления мыслей о ней.
Таким образом, ситуация преждевременных родов представляет обширные
возможности развития негативных последствий для ребенка, матери и семьи, включая
риск развития нарушения привязанности, жестокого обращения с ребенком, социальных
проблем, трудностей, связанных с развитием дисфункциональных супружеских
отношений. Анализ результатов исследования указывает на необходимость психолого-
педагогической работы на начальных этапах развития ребенка, позволяющей изменить
негативное отношение родителей к своему малышу и оказать ему необходимую раннюю
по -мощь для избежания проблем в младшем дошкольном возрасте.
СОЦИАЛЬНЫЙ КРИЗИС СЕМЬИ: ДЕВИАНТНЫЕ МАТЕРИ И ИХ ДЕТИ
В современной научной литературе распространены взгляды на произошедшие
семейные изменения как на исключительно объектив -ный процесс, неизбежно и
закономерно ведущий к деформации семьи в ходе индустриального развития общества.
Тем не менее, читая жесткие категоричные суждения о задачах преобразования брачно-
семейных отношений идеологов советского государства и имея объективную картину
кризиса современной семьи, нельзя игнорировать причастность государства к
формированию семейной динамики и отрицать возможность целенаправленного
воздействия государственных структур на семью. Так в 1919 г. небезызвестная Инесса Ар-
манд писала: «Мы должны и мы уже начали вводить общественное воспитание детей и
уничтожать власть родителей над детьми».
К «успехам» подобной целенаправленной политики в области семейных отношений
можно отнести наблюдаемые в современном
156
обществе асоциальные явления: социальное сиротство, девиантное поведение,
подростковые суициды, социальная и школьная дезадаптация, детская проституция,
наркомания, алкоголизм, преступность.
В их число включается и девиантное материнство, под которым понимается
отклоняющееся поведение матери, проявляющееся в эмоциональном и физическом
отвержении ребенка и выражающееся в различных формах (гипоопека, авторитаризм,
гиперопека, физическое и психическое насилие, отказ от ребенка), которые имеют
большое влияние на формирование дефицита в психическом и физическом развитии
ребенка.
Девиантное материнство можно рассматривать и как причину, и как следствие
семейного неблагополучия. Девиантная мать сама происходит из неблагополучной семьи.
Таким образом, это проблема многопоколенная. Причины девиантного материнства коре-
нятся в драме женщины с девиантным поведением и ее собственной матери. Девиантная
мать — это мать, которой недодали материнства, это та, которая отвергалась своей
матерью с детства. Эта материнская депривация сделала невозможным процесс иден-
тификации с матерью, как на уровне психологического пола, так и на уровне
формирования материнской роли. Ведущая потребность женщины с девиантным
поведением — получить любовь и признание своей родной матери. Такая потребность
приводит к эмоциональной зависимости от матери и во многом блокирует личностный
рост женщины, не позволяя ей в будущем стать хорошей матерью.
Особенность развития материнской сферы женщины в человеческом обществе
состоит в том, что общество и сама мать частично осознают материнские функции,
частично они представлены в фор -ме поверий, примет, суеверий. В процессе детско-
материнского взаимодействия мать, наряду с сознательной регуляцией своей де-
ятельности, пользуется интуицией и своими эмоциями. Борьба за равенство мужчины и
женщины, как достижение идеалов социализма, и целенаправленная, на протяжении
многих лет, политика государства в области семейных отношений привела к тому, что со -
временная российская женщина несет на себе бремя ответственно -сти за семью (В. Н.
Дружинин, 2000). Женщина стала излишне «мужественна», недостаточно отзывчива и
эмпатична, но требовательна и категорична. Подобное извращение ролевой структуры
157
семьи можно рассматривать как одну из причин детских неврозов.
«Модель материнского поведения, в которой ребенок должен быть только сыт,
здоров, обут, одет, имела под собой реальные (и ужасные) основания: опыт миллионов
женщин, для которых физическое выживание детей стало важнее всего остального.
Игнорирование, отрицание травм и лишений, причиняемых отрывом от матери при
помещении ребенка «в детские учреждения», играло роль пусть примитивной, но все же
защиты от чувств боли и вины» (Л. М. Кроль, Е. Л. Михайлова, 1999).
Современная женщина — это стержень, основа, на которой держится благополучие
семьи. Но именно женщина чаще всего в повседневной жизни сталкивается со стрессом и
не всегда успешно с ним совладает. Возрастание обеспокоенности и, в итоге, постоянное
стрессовое состояние современной женщины, отсутствие социальной поддержки, одного
из мощных средовых копинг-ресурсов, — все это оказывает пагубное воздействие на
женщин, многим из которых личностных ресурсов недостаточно для эффективного
совладения с жизненными трудностями. Это, пожалуй, самая важная причина семейного
неблагополучия. Несовладание или деструктивное совладание женщин приводит к
саморазрушению, к нивелированию роли матери и больнее всего бьет по детям.
Женщины, поглощенные разрешением собственных проблем, с трудом воспринимают или
вообще игнорируют сигналы, исходящие от ребенка, пренебрегают его потребностями и
избегают контакта с ним. Большинство девиантных матерей имеют статус одинокой
матери, то есть вынуждены выполнять как женские, так и мужские функции в жизни
неполной семьи. И, к сожалению, многие из них не справляются с жизненными
трудностями, выбирая деструктивные способы совладания (алкоголь, отказ от ребенка).
Семья является витальной, то есть жизненно необходимой средой для развития и
воспитания ребенка. Она может выступать и стрессором, и социальной поддержкой (В. Н.
Дружинин, 2000). Неблагополучная семья — семья, характеризующаяся низким со-
стоянием психологического комфорта внутри семейного пространства. Такая семья
полностью или частично не удовлетворяет потреб -ность членов семьи в эмоциональной
поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмо-
циональном тепле и любви.
Жизнь детей в неблагополучной семье особенно тяжело сказывается на психическом
развитии ребенка. Наиболее чувствительными
158
к воздействию семейного неблагополучия оказываются стержневые образования
личности ребенка — его представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя.
Отсутствие положительного самопринятия особенно заметно в поведении детей без
семьи. Оно выражается в избегании прямого зрительного контакта как с партнером по
общению, так и с собственным отражением в зеркале, а также в задержке развития
графической деятельности (в частности, в отказе детей 4—6 лет рисовать человека, в том
числе свой портрет). Причина этого явления — невыполнение матерью функций
«биологического зеркала» и « биологического эха», когда ее лицо, мимика, инто -нации
служат подтверждением желательных форм поведения и отвержением нежелательных. С
первых дней жизни ребенку нужно общение с матерью, нужна ее помощь, он связывает с
ней определенные ожидания, вправе по-своему «располагать ей». Он хочет как бы
«отражаться» вней. Но это возможно лишь при условии, что мать действительно видит в
нем маленькое беспомощное единственное и неповторимое существо, а не собственные
ожидания, страхи, планы-проекции относительно будущего ребенка. В последнем случае
ребенок видит в матери отражение не себя самого, а ее проблем. Сам он остается без
зеркала и в дальнейшем будет совершенно напрасно искать его. Если же ребенку повезло,
и он рос, видя в матери отражение себя и чувствуя, что мать заботится о его развитии, то в
нем с годами может развиться здоровое самосознание. В оптимальном случае именно мать
создает дружелюбную эмоциональную атмосферу и с пониманием относится к
потребностям ребенка (А. Миллер, 2001).
По мнению Э. Фромма, материнская любовь — это безусловное утверждение жизни
и потребностей ребенка. Поддержание жиз -ни имеет два аспекта: один — это забота и
ответственность, абсолютно необходимые для обеспечения жизни и развития ребенка. Но
другой аспект касается более важных проблем, чем просто сохранение жизни. Мать
должна внушить ребенку любовь к жизни, ощущение, что жить — прекрасно, прекрасно
быть мальчиком или девочкой, прекрасно жить на этой земле.
Земля — всегда символ матери, она «течет молоком и медом». Молоко — символ
первого аспекта любви, то есть заботы и утверждения. Мед символизирует сладость
жизни, любовь к жизни и счастье от того, что живешь на свете. Большинство матерей
могут дать своим детям «молоко», но лишь немногие дают еще и «мед». Что-
159
бы давать мед, женщина должна быть не просто «хорошей матерью», но счастливым
человеком, а это — достижение немногих. Материнская любовь к жизни столь же
заразительна, как и ее тревога.
Мать может дать жизнь, но может и отнять ее. Она возрождает, но она же и
уничтожает; она может творить чудеса любви — никто не умеет ранить больнее, чем она.
Материнство, мать настолько воспеты в нашей культуре, что человеческому рассудку
трудно смириться с амбивалентностьтю этого явления. По мнению К. Юнга, архетип
матери подвержен неприметному скольжению от положительного полюса к
отрицательному: «Заботливая — убаюкивающая — обволакивающая — удушающая —
пожирающая». На уровне психологической защиты происходит отрицание темной
стороны матери как самой матерью, так и ее ребенком. Но сны, которые дают выход
бессознательному, порождают чудовищ, в которых хорошо угадываются образы
родителей, в первую очередь матери. Вот, например, сон 10-летнего мальчика,