Файл: Крюкова Т.Л. - Психология семьи. Жизненные трудности и совладание с ними.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3504
Скачиваний: 54
Родительские переживания, касающиеся ситуации рождения ребенка с проблемами в
развитии, можно обозначить как переживания, касающиеся раннего периода и настоящего
времени.
1.
Переживания, касающиеся раннего периода
(на момент рождения ребенка с
нарушениями в развитии или на момент постановки диагноза ребенку).
168
Сам факт того, что родившийся ребенок, «долгожданный, любимый, желанный»,
имеет нарушение в развитии, первоначально воспринимался родителями как нереальная
ситуация: «не верил (а), что такое произошло со мной», «не понимал(а), почему такое
случилось». Произошедшее оценивалось как горе, «беда пришла в дом». Основное
состояние родителей на момент постановки диагноза — шок и утрата чувства реальности
происходящего. Многие родители отказывались верить не только врачам, но и
собственным наблюдениям. Возникала реакция негативизма: «Не хочу верить. Этого не
может быть».
Пример 7.
Фрагмент интервью мамы девочки 8-ми лет с нарушением слуха
—
глухота.
Моя девочка родилась такой. Конечно, я тяжело переживала. Потом было очень
много неприятных моментов. Паника какая-то. Я-то сама видела, что ребенок не
откликается и все прочее. А врачи долго не могли сказать, что она не слышит. Много
поездок было в Москву. Jd там уже был поставлен окончательный диагноз, хотя версий
тоже было много. И надежда-то, она была, не хотелось верить своим наблюдениям...
При описании своих переживаний родители в основном употребляют
словосочетания «тяжело переживал», «было тяжело». Лишь немногие пытаются
конкретизировать пережитое состояние, говорят о том, что испытывали чувства боли,
обиды, одиночества.
Ситуация нереальности подкрепляется и тем, что до этого в семьях — как
супружеской, так и родительской — не было похожих случаев рождения ребенка с
нарушениями в развитии; отсюда и возникновение чувства одиночества и стеснения от
произошедшей ситуации.
В ряде случаев рождение ребенка с нарушениями слуха и тяжелыми нарушениями
зрения привело к разрыву супружеских отношений и распаду семьи. В такой ситуации
чувство одиночества становилось доминирующим в общем состоянии матери. Здесь
можно говорить о влиянии на материнскую психику двойных травмирующих стрессоров:
рождение ребенка с проблемами в развитии и развод. Сами матери, оценивая
сложившиеся ситуации, говорили следующим образом: «Я осталась совершенно одна».
Некоторые матери испытывали чувство потери времени и ориентировки в про-
169
странстве: «не помню, что я делала, что со мной происходило, было слишком много
забот». Подобное состояние свидетельствует о сужении материнского сознания,
свойственного сильному стрессу. Чувство одиночества, переживаемое матерями,
сочеталось с переживанием предательства со стороны близкого человека, актуали-
зируемым в ситуации развода.
В других семьях рождение ребенка с нарушениями в развитии привело к разрыву
родственных и дружеских отношений или к ограничению полноценного общения. Под
ограничением общения родители понимают следующее: «стеснялись пойти лишний раз в
гости», «друзья старались нас не беспокоить», «не было желания ходить в гости или звать
кого-то к себе», «переживала, когда видела, что у других- то нормальные дети».
У родителей при общении с людьми возникали негативные эмо -ции: раздражение,
гнев («злость на врачей»), стремление обвинить медиков в некомпетентности.
Раздражение родители комментируют как реакцию на жалость, сочувствие со стороны
близких и родственников. Чувство обиды объясняли невозможностью пережить ту
радость от рождения ребенка, которую испытывают другие семьи.
В некоторых случаях родители говорили о том, что испытали настоящий страх за
дальнейшую жизнь своей семьи: «я думала, что уже никогда не буду жить нормально»,
«казалось, что нормальной жизни уже не будет», «не знала и не понимала, что вообще
получится из ребенка», «как дальше жить? », «что будет с моим ребен-ком?». Здесь можем
говорить о переживании родителями состояния безысходности, пессимизма.
Эмоциональные проблемы родителей определенным образом отражались и в их
поведении. Действия, поступки родителей были сконцентрированы на поиске
опровержений поставленного ребенку диагноза или «хотя бы подсказки, что делать в
данной ситуации»: «беспрерывно консультировались с врачами», «обращались к эк-
страсенсам, различным бабкам», «искал(а) людей, которые бы мне помогли», «все время
старалась за что-то зацепиться, читала какую-то литературу», «искала специалистов»,
«ездили на разные обследования», «пытался добиться правды».
Родители по-разному оценивают собственное поведение. Некоторые говорят о
повышенной собственной собранности, объясняя это тем, что «нужно было что-то
делать». Другие характеризовали
170
свое состояние как панику («не знали, что делать» — в основном, это одинокие
матери) или растерянность.
В отношениях с окружающими родители констатируют факт наличия грубого
поведения, стремления закрыться от окружающих. В некоторых случаях даже участие
близких и родных людей, желающих помочь, воспринималось родителями как «навязыва-
ние, жалость». Подобные переживания родителей рассматриваются как признаки
дистанцирования себя от окружающих, конфронтации.
Пример 8.
Фрагмент интервью мамы мальчика 4 -х лет со зрительной патологией
(медицинский диагноз
—
ринопатия).
Тогда мне было обидно: «Но почему именно мне ? ». Я, конеч -но, злилась на врачей
тогда. Есть тысячи алкоголиков, наркоманов и у них
—
ну, слава богу, конечно,
—
рождаются нормаль -ные дети. А у меня с первого дня и планирование беременности, и
полный комплекс витаминов ...Я тяжело все очень пережива -ла, пока у меня в душе все
перебаливало. Яужасно, конечно, выг -лядела в тот момент. Очень сильно ревела. Были
моменты, когда слезы просто текут и все, а меня шатает из стороны в сторону. Я
просто замкнулась в тот момент. Я никого не слушала. Вот пришли, посочувствовали, а
мне от этою не легче. Боль-то моя, она все равно со мной остается. Я не то, чтобы
стеснялась, что мой ребенок имеет проблемы, я просто не хотела что -то объяснять. Я
не хотела, чтобы из плохих или хо -роших побуждений трогали имя моего ребенка.
Переживаемые родителями эмоции и чувства можно объединить в общие состояния,
которые свойственны переживаниям раннего периода, вызванных рождением ребенка с
нарушениями. Это состояние шока, депрессии, одиночества, безысходности, пессимизма,
враждебности, конфронтации и фрустрации (нарушение эмоциональных ожиданий
будущего родительства).
2.
Переживания родителей, касающиеся настоящего времени.
Их можно разделить
на переживания в отношении диагноза ребенка, его личности и самих себя.
В настоящем, по прошествии определенного времени (дети находятся в возрасте 4—
8 лет), родители отмечают «более спокойное» отношение к тому, что у ребенка есть
нарушение в раз-
171
витии: «эмоции немного притупились», «успокоились, научились принимать все, как
есть», «смирились», «со временем ко всему привыкаешь». Возникает чувство примирения
с диагнозом ребенка. Родители становятся более объективными в выборе средств и видов
помощи ребенку, адекватно оценивают последствия, как негативные, так и позитивные.
Появляется осмыслен -ность поведения.
Пример 9.
Фрагмент интервью отца мальчика 6-ти лет со зрительным нарушением
(медицинский диагноз
—
ринопатия).
И сейчас мысли бывают разные, и порой накатывает мелан -холия. Но я точно
понимаю, что сейчас единственная реальная помощь для моего ребенка — это
педагогическая помощь. В прин -ципе то, что сейчас делают педагоги здесь, в детском
саду. Можно, конечно, без конца пичкать ребенка таблетками, куда-то ездить
обследоваться, проверяться, тратить безумное ко -личество денег. Но кто мне даст
гарантии, что это поможет ? А ведь ребенку нужно развиваться, ходить в детский сад.
Здесь у него и общение, и программа у них специальная. Здесь они про -ходят лечение, и
мы всегда под контролем у офтальмолога.
Отмечая позитивные изменения в своей жизни, родители тем не менее признают, что
и в настоящее время испытывают порой переживания боли и «меланхолии», но это
состояние на сегодняшний момент для них становится более контролируемым по
сравнению с. ранним периодом.
Пример 10.
Фрагмент интервью мамы девочки 8-ми лет с нарушением слуха
—
глухота.
Конечно, и сейчас бывают моменты неприятных переживаний, когда едешь в
автобусе с ребенком, и кто-то па тебя негатив сбросит. Но опять же зацикливаться не
стоит в любом случае.
У некоторых матерей наряду с эмоциональным контролем также присутствует
надежда на исцеление собственного ребенка, они еще находятся в поиске того лучшего,
что поможет ребенку избавиться от недуга.
172
Пример 11
.
Фрагмент интервью мамы мальчика 4 -х лет с нарушением зрения (медицинский
диагноз
—
ринопатия).
Если вначале я просто не принимала то, что уА
ани
есть отклонение, то теперь я
понимаю, что нужно время. Каждый день — это шажочек, пусть маленький, но в
лучшую сторону. Аа, я стала спокойнее. Хотя боль -то она все равно есть. Но каждый
день мы за что - то цепляемся... Сейчас мы принимаем комп -леке витаминов. У меня
мама где-то вычитала, что этот комплекс поднимает чуть ли не парализованных детей.
Мы с мамой подумали: «Ну, давай попробуем» Это все равно нужно. Помимо развития
должно быть и лечение, и более интенсивное.
Иногда матери питают надежды на излечение детей через операционное
вмешательство, экстрасенсов или при помощи гипноза.
Многие родители в настоящий момент испытывают чувство радости общения со
своим ребенком, видят положительные результаты в его развитии: «ребенок растет и
развивается, в чем-то обгоняет сверстников»; «мой ребенок растет, он становится мне
интересен, и, я думаю, впереди нас ждет много хорошего»; «ребенок может преподносить
сюрпризы, о чем-нибудь интересном рассказать» ; «у моего ребенка хорошая память, он
знает много стихов и песен»; «вижу, что у моего ребенка есть тяга к учебе, он любоз-
нательный, задает много вопросов»; «ребенок, несмотря на нарушение, имеет умную
голову, сообразительный, развивается и растет»; «люблю общаться с ребенком, особенно
куда-нибудь вместе съездить». Отцы в настоящем испытывают чувство гордости за сво -
его ребенка, не стесняются его.
Пример 12.
Фрагмент интервью отца мальчика 8 -ми лет с нарушением зрения (медицинский
диагноз
—
атрофия зрительного нерва).
Сейчас моему сыну 8 лет. Я плохого
о
нем ничего не могу ска -затъ. Он общается в
кругу своих сверстников. Достаточно умный по возрасту. ...Давал интервью по
костромскому радио, выступает в АТЮ (Аом творчества юных). А в гиколе за первую
четверть принес нам благодарственное письмо. Вообще, я уверен в своих детях. Мне
кажется, они будут неплохими людьми.
В состоянии родителей отмечается переживание тревоги и беспокойства по поводу
возможностей будущей жизни ребенка: обще-
173
ние со сверстниками, дальнейшее обучение ребенка, его профессиональная
реализация, личная жизнь. Эти переживания являются первостепенными в структуре
родительских переживаний настоящего времени, так как они признают и понимают
наличие некоторого ограничения (в виде имеющегося у ребенка нарушения) для
реализации как собственных ожиданий и желаний, так и ожиданий самого ребенка.
В связи с переживаниями тревоги будущего у родителей усиливается чувство
моральной ответственности и долга как по отношению ко всему ходу развития ребенка,
так и в отношении деятельно -сти по сглаживанию последствий имеющегося у него
нарушения. Во всех ответах родителей звучат утверждения о том, что в общении с таким
ребенком необходимо контролировать свое поведение: быть терпимее, стараться избегать
срывов, криков, больше разговаривать с ребенком, объяснять. Основной лейтмотив
утверждений — «не навреди». Также родители нацелены на то, чтобы прикладывать все
усилия по преодолению последствий нарушения: «сейчас для меня главное найти
хороших специалистов: логопедов, дефек-тологов, которые реально знают, как помочь
моему ребенку»; «приобретаю много специальной литературы, чтобы знать, как за-
ниматься с ребенком»; «постоянно советуюсь с педагогами, спрашиваю, чем должна
заниматься с ребенком дома»; «стараюсь найти для ребенка увлечение, которое, может
быть, станет его профессией»; «даже в дни школьных каникул я все равно стараюсь не
забрасывать занятий с ребенком»; «приобретаю пособия и игры, которые специально
предназначены для развития ребенка». Наряду с собственной активной деятельностью
родители признают, что время от времени испытывают чувство усталости, но тем не
менее «должны сделать, все, что возможно».
Переживания родителями тревоги и беспокойства по поводу будущего тесно
переплетаются с чувством вины родителя перед ребенком. Не все родители напрямую
говорят о том, что испытывают чувство вины, но некоторые ответы на вопросы интервью
подтверждают наши предположения о том, что данное переживание имеет место. Чувство
вины влияет на родительское отношение и воспитание: «не могу наказывать ребенка, ведь
ему и так приходится нелегко»; «стараюсь быть строгой, но все равно жалею»; «стараюсь
делать все для ребенка, чтобы потом не винить себя, что могла что -то сделать, но
упустила»; «иногда злюсь на ребенка, но потом ругаю
174
себя, ведь мои эмоции ничто по сравнению с тем, что приходится пережить ему».
Пример 13.
Фрагмент интервью мамы мальчика 8-ми лет с нарушением слуха — глухота.
Мой ребенок мечтает о -том, что он когда-нибудь полетит в космос. Мы с ним все
время об этом разговариваем. Он говорит, что «я должен знать многое, ведь настоящие
космонавты и летчики очень многое умеют». Я, конечно, поддерживаю его интерес, но
сама -то понимаю... Но как мне ему объяснить... Как подобрать слова и сказать, что
глухой человек не может... Конечно, он поймет со временем... Но сейчас... Что я могу ему
ска -затъ...
Родители не отрицают, что могут в общении с ребенком испытывать какие-то
негативные эмоции, например, раздражение, нетерпение, злость. Родители отмечают, что
бывают и срывы, и тогда они могут накричать на ребенка. Причины такого поведения
родители определяют следующим образом: «иногда устаю на работе, а ребенок еще и
дома что-нибудь натворит»; «мой ребенок, как и другие дети, иногда чрезмерно
балуется»; «ребенок может сильно капризничать, а повода для этого нет»; «бывает,
ребенок ленится, приходится накричать».
В этих случаях родители также признают, что испытывают чувство вины перед
ребенком. Они склонны «прикрывать» некоторое негативное поведение ребенка его
нарушением и упрекать себя за несдержанность, даже в тех случаях, где поведение не
связано с нарушением.
Все родители без исключения отмечают то, что испытывают чувство страха перед
общественным мнением в отношении ребенка. Родители боятся, что ребенок станет
носителем определенного клейма, боятся чрезмерного негатива, общественных
стереотипов в отношении таких детей или слишком жалостливого отношения. Для многих
родителей ребенок является своеобразным критерием в выборе общения: «общаюсь
только с теми, кто принимает ребенка».
Пример 14.
Фрагмент интервью матери сына 5-ти лет с нарушением зрения.
175
Сейчас вот в садике он у меня уже попривык. Хотя я, честно сказать, не хотела
отдавать его сюда, боялась, что у ребенка останется какое-то клеймо, что он посещал
спецсадик. Я боюсь, что придется идти и в спецшколу. Я ничего не имею против таких
школ. Но я боюсь, что он будет чувствовать свою неполноценность. Ведь у нас в этом
плане очень тяжело в стра -не. Ведь ему жить. Поэтому я не имею права бросить своего
ребенка. Я просто должна его поднять на ноги.
Родители отмечают, что общение с ребенком, имеющим особое развитие, трудности,
которые они пережили, приводят их к некоему новому ценностному осознанию
окружающей действительности. Большинство родителей (18 из 27) акцентируют
внимание на том, что стали терпимее ко многим происходящим вокруг ситуациям.
Главным фактором в отношениях с ребенком и окружающими людьми становятся
взаимопонимание, терпимость, отсутствие резкой критики.
Пример 15.
Фрагмент интервью отца сына 5-ти лет с нарушением зрения (медицинский
диагноз — нистагм).
Я благодарен тем людям, которые нас поддержали. На самом деле, все мы разные
—
и людские характеры, и детские. И, наверное, мы должны быть терпимее друг к
другу, к родителям, к окружающим.
Для матерей пережитые первые тяжелые испытания укрепили веру в себя, в свои
личностные возможности. В высказываниях многих родительниц звучит фраза: «Я стала
сильнее».
Таким образом, ретроспективно проследив особенности переживаний родителями
ситуации рождения ребенка с нарушениями зрения или слуха, мы можем выделить
особенности переживаний, как раннего периода, так и последующей жизни.
^ля
раннего периода характерны переживания непосредствен -но того, что
случилось, то есть переживание самой трагической ситуации. Эмоции и чувства на этом
этапе достаточно смешаны, родителям крайне сложно их контролировать.
В общей структуре переживаний настоящего времени также присутствуют
переживания страха, беспокойства, тревоги, пониженный фон настроения. Но наряду с
неприятными эмоциями отмечаются и переживания позитивного плана, в основном, они
176
касаются общения с ребенком и перспектив развития, которые видны для родителя.
Все родители без исключения при описании переживаний настоящего времени начинали с
положительных изменений в их жизни.
Исследование позволило выделить следующие категории переживаний:
• переживания болезни ребенка,
• переживания реализации себя как родителя,
• переживания отношений с ребенком,
• переживания общения с социумом,