Файл: Крюкова Т.Л. - Психология семьи. Жизненные трудности и совладание с ними.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3591

Скачиваний: 54

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

74% родителей. Остальные  родители  имеют  высшее  образование. У  большинства
школьников  основной  группы  семья  является  источником  внутренней  психологической
напряженности. В подобной семье отсутствуют возможности для полноценного развития
и  воспитания  детей, родители  и  взрослые  отличаются  недостаточным  потенциалом
общего  развития  и  низким  уровнем  социальной  адап  -тации.  В  такой  семье  реализуется
сочетание  или  один  из  таких  типов  семейного  воспитания, как  непринимающий,
авторитарный и симбиотический.

С помощью опросника «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Н. Эндлера и Д.

Паркера, Опросника способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолькман, Шкалы социально-
психологической  адаптированностиК. Роджерса  и  Р. Даймонда  были  выявлены  осо-
бенности 

совладающего 

поведения 

и 

уровень 

социально-психологической

адаптированности родителей, воспитывающих детей с

ЗПР.
При  столкновении  с трудностями  матери и отцы, воспитывающие «особых» детей,

имеют тенденцию реже использовать стратегию поиск социальной поддержки, чем матери
и отцы нормально развивающихся детей. С одной стороны, такое предпочтение в выборе
стратегии связано с тем, что родители не совсем уверены в ком -петентности социального
окружения, не чувствуют реальной помощи для себя и своего ребенка. С другой, они не
желают обсуждать трудности и посвящать в свои проблемы других людей, чтобы лишний
раз не акцентировать внимание на особенностях развития сво -его ребенка. Хотя в данной
конкретной ситуации поиск социальной

186
поддержки  мог  бы  послужить  ресурсом, позволяющим  человеку  справляться  с

трудностями.

У  отцов, воспитывающих  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья, по

сравнению  с  отцами  нормально  развивающихся  детей  наблюдается  тенденция  реже
выбирать  при  столкновении  с  трудностями

конфронтативный  копинг.

Редкое

использование  отцами  конфронтативного  копинга  нельзя  объяснить  однозначно. Так,
конфронтация — это  одно  из  проявлений  упорства  и  уверенности  человека  в  себе.
Следовательно, можно отметить, что отцы данной родительской группы реже чувствуют в
себе  эти  качества  и  проявляют  их  в  реальной  жизни. Одновременно «конфронтативный
копинг» понимается  автором  методики  как  определенная  степень  враждебности  и
готовности к риску в процессе совладания с трудностью. Поэтому можно предположить,
что отцы, воспитывающие детей с ЗПР, в стрессовых ситуациях не склонны использовать
агрессивные  усилия  по  изменению  ситуации, неоправданно  рисковать, что, вероятно,
связано с личностными особенностями отцов.

Кроме  того, родители (матери  и  отцы), воспитывающие  детей  с  ЗПР, реже, чем

родители нормально развивающихся детей, при столкновении с жизненными трудностями
выбирают стиль

социальное отвлечение,

предпочитая с «головой окунуться» в проблему.

Родители  не  способны  поделиться  своей  проблемой  с  близким  человеком, получить
поддержку и восстановить внутренние ресурсы.

Интерес представляют и выявленные нами различия внутри семей (между отцами и

матерями): в семьях группы родителей детей с ЗПР отцы чаще, чем матери, сталкиваясь с
трудностью, выбирают стратегию

самоконтроль.

Последующий  корреляционный  анализ  позволил  выявить  неоднозначные

взаимосвязи. Высокий  уровень  дезадаптированности  родителей  детей  с  задержанным
развитием  значительно  снижает  вероятность  использования  ими  таких  стратегий, как

поиск  социальной  поддержки

и

социальное  отвлечение.

Известно, что  социальная

активность  не  существует  без  адаптации  личности, именно  сниженные  адаптационные
возможности  родителей  ведут  к  проявлению  пассивности  при  совладении  с  трудными
семейными ситуациями.


background image

Так, ожидание  внешнего  контроля  родителями, воспитывающими  детей  с  ЗПР,

оказалось отрицательно связанным с социальным

187

отвлечением. Выявленная связь демонстрирует, что родители не считают нужным в

трудной ситуации прибегать к социальной поддержке, и в то же время они ожидают эту
поддержку, ждут  напоминания и  толчок  извне, проявляя  беспомощность, безответствен-
ность и пассивность в решении жизненных проблем. По результатам исследования И. В.
Смирновой (1998), родители  учащихся  младших  классов  коррекционно- развивающего
обучения  отказываются принимать посильное участие в  обучении  ребенка, объясняя  это
тем, что «все  равно  ничего  не  получится». Чаще  всего  за  этим  кроются  неверие  в
собственные 

силы, усталость, безнадежность, растерянность, нереалистичное

представление о происходящем.

Таким  образом, дезадаптированность  родителей  детей  с  задержанным  развитием,

проявляющаяся  в  конфликте  с  другими, ожидании  внешнего  контроля, замкнутости, не
позволяет  им  обращаться  за  помощью  к  социальному  окружению, что  снижает
фокусирование  на  трудностях  повседневной  жизни  и  затрудняет  поиск  возможных
способов  их  решения. Следовательно, у  родителей  детей  с  задержанным  развитием
отмечается  недостаточность внутренних ресурсов для  проявления  адаптивных реакций  и
поведения.

Естественно, что  подобные  способы  реакции  на  стрессовые  ситуации  будут

непосредственно проявляться и в практике воспитания. Ранее исследование совладеющего
поведения родителей в структуре детско - родительского взаимодействия показало, что от
того,  насколь  -ко  эффективно  родитель  совладает  с  трудными  ситуациями  этого  вза-
имодействия, во многом зависит и качество детско - родительских от -ношений.

Так, семья, воспитывающая  ребенка  с  отклонениями  в  развитии, сталкиваясь  с

жизненными трудностями, характерными для обычной семьи, имеет свои специфические
нарушения: в  социальных  отношениях, в  системе  специфических  социальных  потреб-
ностей (близости, информации, практической  помощи  и  т. д.), во  взаимоотношениях
ребенка с родителями, в интеграции семьи. Тяжелые нарушения семейных представлений
и  переживания  родителей  приводят  к  нарушению  социально-психологических  аспектов
жизнедеятельности семьи. Возможность выйти на путь совладания с трудностями зависит
от  умения  родителей  принять  особенности  развития  ребенка  и  организовать  свое
поведение.

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ И СЕМЕЙНЫЕ НАРУШЕНИЯ

«Запрещается... запрещается... запрещается».
Пять тысяч раз были сделаны эти надписи.
«Все-таки чудесно быть доброй»,

думала умиротворенно маленькая хемулиха.

В настоящее  время  широкую распространенность  приобретает по -нятие

домашнее

насилие,

как система поведения, целью которого является достижение власти и контроля в

семейных отношениях. Оскорбления, запугивания, угрозы, принудительные сексуальные
отношения, экономическая  зависимость — часть  насильственных  взаимоотношений.
Объектом  домашнего  насилия  могут  быть  любые  члены  семьи. Специалисты  выделяют

три типа семейной жестокости:

1)    со стороны родителей по отношению к детям;
2)    со стороны одного супруга по отношению к другому;
3)    со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам.
Жестокое  обращение  с  ребенком  в  семье — причина  многих  пси -хологических

проблем, которые в дальнейшем сопровождают человека всю жизнь.

В  условиях  всеобщего  стресса, материальных  трудностей  злоупотребления  в

отношении  детей  во  многих  семьях  стало  привыч -ным  явлением. При  анонимном
исследовании  детей  разного  возраста  из 15 городов  России  выяснилось, что 60%


background image

родителей  используют  физические  наказания. Среди  них  в 85% случаев  дети  говорят  о
порке, 9% — о стоянии в углу, 5% — об ударах по голове, лицу и т. д.

Проблема  предотвращения  насилия  над  детьми  актуальна  во  всем  мире. Анализ

отечественной  и  зарубежной  литературы  показывает, что  теоретические  и  практические
аспекты  насилия  над  детьми  недостаточно  изучены  и  являются  самостоятельным
предметом исследования.

Злоупотребление, жестокое  обращение, агрессивное  обращение, пренебрежение,

синдром опасного обращения с детьми, child abuse,

189
maltreatment, или mistreatment — это  широкий, но  не  полный  диапазон  наносящих

вред  ребенку  действий  со  стороны  людей, которые  опекают  его  и  должны  о  нем
заботиться.

Несмотря  на  большое  количество  исследований  по  вопросу  ро-дительства, очень

немногие из них посвящены именно вопросу физического наказания и факторам, которые
предопределяют  его  использование. Это  серьезный  пробел  в  понимании  процессов
родительства, поскольку любое насилие в семье, в том числе и использование физических
наказаний, имеет  особенно  разрушительное  воздействие  на  основные  процессы
взаимоотношений в семье (К. Капоу, 2003).

В ходе национального опроса американские исследователи подсчитали, что 70—90%

американских  родителей  шлепают  детей  дошкольного  возраста, причем  некоторые
родители — порядка 5 раз  в  день (R. L. Simons, С. Johnson, 1994). Авторами  было
выявлено, что, во-первых, уровень физических наказаний выше в 5 лет, чем в 2 года, во -
вторых, уровень  наказаний  зависит  от  пола  ребенка. Так, родители  применяют  более
частые физические наказания в более грубой форме к девочкам в возрасте 5 лет, чем в 2
года, в то время как для мальчиков уровень наказаний был высок в 2 года и значительно
не  увеличивался (К. Капоу, 2003). Девочки  более  защищены от  физических  наказаний  в
первые  годы  жизни, что  является  следствием  благоприятных  родительских  ожиданий, а
также хорошего поведения девочек. К пяти годам, однако, уровень физического наказания
девочек приближается к уровню наказания мальчиков, возможно, по причине того, что в
более  старшем  возрасте  нарушения  норм  становятся  распространенным  явлением  среди
детей, и девочки участвуют в этом не меньше, чем мальчики.

Жестокое  обращение  и  насилие, совершенное  по  отношению  к  ребенку, по  своим

последствиям  относят  к  самым  тяжелым  психоэмоциональным  травмам, приводящим  к
развитию посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР). Потенциальный риск для
детей, связанный с подобным поведением родителей, включает рост вероятности детского
психологического  дистресса, уровня  детской  агрессивности, вероятности  развития
пограничного  личностного  расстройства, острого  шока, невротических  и  реактивных
психотических  расстройств (Н. В. Тарабрина, 2001). Характер  и  обратимость
психологических  последствий  жестокого  обращения  во  многом  определяются  возрастом
ребенка и повторяемостью

190
191
травмирующих  инцидентов. Поскольку  жестокое  обращение  практически  всегда

сопровождает  ребенка  в  течение  долгих  лет  его  жиз -ни  в  родительской  семье, то  со
временем  происходит  не  нивелирование, а  накопление  негативных  психологических
последствий.

Негативные  взаимоотношения  в  браке, которые  проявляются  в  конфликтах  и

враждебности, идентифицированы  исследователями  как  наиболее  вероятный  фактор,
разрушающий  процесс  воспитания  ребенка. Родители, переживающие  разногласия  в
браке, с  большей  вероятностью  демонстрируют  грубость, вседозволенность  и  про-
тиворечивость  в  процессе  воспитания  ребенка (О. Erel, В. Burman, 1995). Однако не  все
конфликты, возникающие в браке, одинаково вредны для взаимоотношений в браке и для

1


background image

воспитания  ребенка. Установлено, что  супружеские  пары, которые спорили, но  их пове-
дение  в  споре  оставалось  позитивным, не  вставали  перед  проблемой  использования
грубых методов воспитания ребенка (К. Капоу, 2003). В примере вышеуказанных авторов,
отцы  использовали агрессивные стратегии  воспитания  только  в  том  случае, когда  в про-
цессе разрешения конфликта между супругами проявлялась жестокость друг к другу.

У  некоторых  родителей  физическое  наказание  может  быть  скорее  вызвано

агрессивностью, заложенной внутри  личности, нежели  техникой  воспитания, выбранной
по причине ее эффективности как средство против неправильного поведения.

Таким образом, более частые и более жестокие физические наказания детей в семье

могут  быть  следствием  двух  различных  про -цессов — высокого  уровня  супружеского
конфликта  или  личностной  враждебности, что  демонстрирует  феномен  так  называемого
«равного  результата» (equifmality) (К. Капоу, 2003). Наличие  любого  из  этих  факторов
одинаково вредно для управления поведением ребенка.

Социально-психологическое  исследование  семьи, применяющей  физические

наказания  детей, было  проведено  с  целью  изучения  особенностей  функционирования  и
межличностного  взаимодействия  в  ней.  Были  отобраны  38  семей  (включая  мать,  отца  и
ребенка), в которых родители регулярно применяли физические наказания по отношению
к  собственному  ребенку. Критериями  отбора  подобных  семей  были: обращение  за
психологической помощью к специалисту по поводу дезадаптированности ребенка в

школе; наличие психологических проблем и несовладание с ними ребенка и семьи в

целом; все  признаки  проблемности, дисфунк-циональности  семьи, которые  можно
установить при помощи включенного наблюдения и интервью. Критериями отбора 42 ус-
ловно  благополучных  семей  с  детьми  послужили  положительная  экспертная  оценка  и
характеристика семьи, данная классным руководителем, педагогом-психологом школы, в
которой обучается ребенок; данные, полученные из анонимного мини-сочинения ребенка,
свидетельствующие об отсутствии применения физических наказаний в семье; желание и
готовность  родителей  принять  участие  в  данном  исследовании. Выборку  составили 231
испытуемый (80 матерей, 71 отец, 80 детей).

Путем анализа полученных результатов были выделены следующие виды наказаний,

оцениваемых  членами  семей  как  физические. Это  наказания  ребенка  за  провинности
ремнем, пощечины, подзатыльники, тычки, избиение  случайно оказавшимися  под  рукой
предметами.

Обнаружено, что  основными  мотивами  применения  физического  наказания

родители  основной  группы  считают «разрядку  стрессовой  ситуации, не  зависящей  от
ребенка» (92% отцов и 66% матерей). Матери также склонны наказывать детей из-за того,
что «ребенок  огорчает» их  плохой  учебой, непослушанием, импульсивным  поведением
(66%), а  отцы  наказывают, чтобы «воспитать» (50%). Выбор  физического  наказания
половина родителей объясняют тем, что их тоже били в детстве, что говорит о проявлении
па-тологизирующего семейного наследования.

Приведенные  результаты  позволяют  выделить  два  фактора,  которые  приводят  к

применению  физического  наказания. Во-первых, это  собственные  проблемы  родителей,
напряжение от которых они срывают на детях, и, во-вторых, проблемы, воспринимаемые
родителями у ребенка.

В качестве собственных проблем родителей выявлены негармоничные супружеские

отношения, меньшее, чем в группе условно благополучных родителей принятие отцами и
матерями себя и их выраженный эмоциональный дискомфорт. Отцов этой группы также
характеризует склонность к конфликту с другими. Еще Э. Фромм отмечал, что любовь к
себе  и  любовь  к  другим  идут  рука  об  руку.  Именно  нелюбовь  к  себе  сопровождается
существенной враждебностью к другим.

192


background image

Таким  образом, родители, наказывающие  своих  детей, меньше  удовлетворены

своими  супружескими  отношениями, менее  уверены  в  себе  и  более  чувствительны  к
происходящим изменениям.

У  детей, которые  подвергаются  дома  физическим  наказаниям, были  выявлены

следующие 

психологические 

проблемы: синдром 

дефицита 

внимания 

с

гиперактивностью, педагогическая 

запущенность, повышенная 

тревожность,

несформированность навыков общения, групповая изоляция и т. д. Можно предположить,
что  индивидуальные  психологические  особенности  детей, наличие  элементов
эмоциональных  и  поведенческих  расстройств  делают  этих  детей  трудным
воспитательным объектом для родителей .

Отношение  родителей  основной  группы  к  своим  детям  в  резуль -тате  наличия

вышеописанного  комплекса  проблем  характеризуют  три  негативные  воспитательные
установки: 1) отвержение  ребенка, 2) строгий  контроль  над  ним  и  его  социальными
достижениями, 3) приписывание ребенку личностной и социальной несостоятельности, то
есть его инфантилизация и инвалидизация.

С помощью регрессионного анализа было установлено, что оба родителя, используя

воспитательные  установки, направленные  на  непринятие  и  авторитарный  контроль  над
поведением ребенка, повышают вероятность использования им эмоциональных способов
совладания  со  стрессом («кусаю  ногти», «ломаю  суставы  пальцев», «воплю», «кричу»,
«плачу», «грущу», «схожусума», «бью», «ломаю», «дразню кого-нибудь» и т.п.).

С  одной  стороны, и  отцы  и  матери, практикующие  физическое  наказание  своего

ребенка, достоверно  чаще  используют  воспитательные  установки, направленные  на
непринятие  и  авторитарный  контроль  над  поведением  ребенка, чем  повышают
вероятность  выбора  им  копинг-стратегий, ориентированных  на  эмоционально-
деструктивное отреагирование.

С  другой  стороны, выбор  матерями  стиля «социальное  отвлечение», а  отцами —

стратегии «поиск  социальной  поддержки» оказывает  благоприятное  влияние  на
становление копинг-поведения ребенка. Выбор матерью и отцом стратегий, направленных
на поиск эмоциональной, информационной поддержки, совета у близких и специалистов,
уменьшает  риск  выбора  ребенком  эмоциональ -но-деструктивных  копинг-стратегий. Во-
первых, подобное поведение родителей при разрешении детских проблем (то есть об-

193
ращение  к  психологам) позволяет  в  ходе  консультативной  беседы  смягчить

невротические  симптомы  у  детей. Во-вторых, возможно, проблемы, разрешаемые
родителями, не  воспринимаются  детьми  как  собственные, поэтому  и  нет  переживаний,
приводящих к деструктивным стратегиям совладания.

Конфликтные взаимоотношения и нарушение коммуникаций в семье, определенные

черты  личности  родителей, негармоничный  стиль  воспитания  не  создают  условия  для
удовлетворения важнейшей потребности ребенка в безопасности, а потребность в привя-
занности  подвергается  серьезному  испытанию, что, в  свою  очередь, может  привести  к
формированию  у  ребенка  неконструктивных  сти -лей  и  стратегий  совладающего
поведения. Таким образом, семья, выступая психосоциальным посредником общества, не
только  актуализирует  у  ребенка  защитные  процессы, формируя  у  него  на  уровне
акцентуации  личности  определенный  защитный «стиль  жизни» , но  и  вырабатывает
копинг-стратегии как средства социально-психологической адаптации.

ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
И СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
Исследования показывают, что не менее четверти мужчин, принимавших участие в

боевых  действиях, нуждаются  в  специализированной  психологической  помощи  по
проблемам  семейной  жизни.  Особенно  высок  этот  показатель  у  ветеранов  военных
действий, обнаруживающих  признаки  посттравматического  стрессового  расстройства
(ПТСР). Это  впервые  обнаружили  американские  психологи  у  солдат, испытывающих