Файл: Крюкова Т.Л. - Психология семьи. Жизненные трудности и совладание с ними.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3588
Скачиваний: 54
• переживания сопутствующих семейных трудностей (развод, смерть близких),
• переживания будущего.
В каждой категории переживаний настоящего времени можно отметить как позитив,
так и негатив родительского состояния. К позитивным переживаниям относится
возможность родителей испытывать чувство радости, гордости в общении с ребенком;
уверенность в ребенке, собственных силах и возможностях собственной семьи.
Стратегии совладающего и защитного поведения родителей
Высказывания родителей позволили выделить стратегии поведения, которые они
используют, чтобы справиться с такой жизненной трудностью, как рождение в семье
ребенка с нарушениями в развитии.
Известно, что в трудных жизненных ситуациях субъекты для уменьшения влияния
различных стрессоров могут использовать как сознательные (совладающее поведение),
так и бессознательные механизмы (защитное поведение).
Среди
стратегий совладающего поведения
были выделены следующие:
177
1. «Активное поведение» и «поиск социальной поддержки». Эти стратегии связаны
с желаниями и намерениями родителей помочь ребенку развиваться и лучше
адаптироваться. Актив -ное поведение подразумевает включение родителей в коррек-
ционно-развивающий процесс («занимаемся с ребенком дома»; «стараюсь найти
методики, книги по развитию такого ребенка»; «посещаю занятия дефектолога») и
обращение к тем людям, которые обладают опытом решения данных про -блем
(«консультируюсь со специалистами»; «стараюсь найти педагогов, которые нужны
ребенку»; «советуюсь с другими родителями»). У родителей, использующих данную
стратегию, наблюдается активная социальная позиция: они пользуются социальными
льготами по инвалидности ребен -ка; требовательны в получении профессиональных
консультаций.
2. «Обдумывание ситуации». Данная стратегия включает в себя тщательное
обдумывание проблемы и принятие определенного решения («посидел, подумал»).
Стратегия «обдумывание ситуации» в большинстве случаев использовалась отцами.
Пример 16.
Фрагмент интервью отца сына 5 -ти лет с нарушением зре -ния (медицинский
диагноз — нистагм).
Да, в первый момент у меня был определенный шок. А потом я посидел, подумал: «А
чем он плох ? Ребенок не болеет, не каш -ляет, две руки, две ноги, жизни радуется, не
отрешен ни от нею».
3. «Оптимизм, вера в лучшее». Предположение о присутствии в поведении
родителей данной стратегии основано на частом употреблении родителями следующих
фраз: «мы надеемся, что у нас все будет хорошо»; «мне, кажется, все будет нормально»;
«я почему-то уверена, что все образуется»; «я, вообще-то, оптимист по натуре, думаю,
что все будет хорошо» .
4. «Позитивное фокусирование». Суть стратегии заключается в том, что родители,
прежде всего, рады самому факту рождения ребенка, его присутствию в их жизни. Данная
стратегия наиболее ярко проявилась в двух случаях. Оба они были
178
связаны с потерей близких' людей (в первом случае утрата одного из детей; второй
случай потери собственного родителя, когда женщина пережила смерть матери).
5. «Социальное сравнение вниз». В данном случае родитель сравнивает нарушение,
которое есть у его ребенка, с аналогичными нарушениями, но имеющими больший
патологический характер, у других детей. Например, к диагнозам, касающимся
слабовидения, родители более терпимы и говорят: «Слава богу, что не слепой».
6. «Самоконтроль и терпение». Родители «уговаривают» себя пережить трудные
испытания, потому что все те силы, которые они сейчас прилагают, помогут ребенку и
дадут определенный результат. В родительском сознании существует установка, что
«данное испытание мы должны выдержать с достоинством». Многие родители констати-
руют усиление толерантности. Хронические переживания, вызываемые постоянным
стрессором (болезнь ребенка), способствуют своего рода «психическому закаливанию»
этих родителей.
7. «Социальное отвлечение». Эта стратегия совладающего поведения характерна
для отцов. Они также, как и матери, желают помочь своему ребенку, но свою роль видят в
поиске специалистов-профессионалов, которые отвечали бы за кор-рекционный процесс в
развитии ребенка.
Ниже описаны наиболее распространенные формы защитного поведения у
родителей.
1. Рационализация. В данном случае родитель не до конца осоз -нает и принимает
тяжесть нарушения развития ребенка. В ходе беседы родители доказывали
«нормальность» своего ребенка, обращали внимание не на дефект зрения или слуха, а на
интеллектуальные и творческие способности ребенка.
2. Идентификация — перенос на ребенка собственного опыта.
Пример 17.
Фрагмент интервью отца сына 5-ти лет с нарушением зрения (медицинский
диагноз
—
нистагм).
Мой ребенок сейчас недостаточно знает то, что, может быть, знают другие
дети, так как ему зрение не позволяет, ему трудно ориентироваться в пространстве. Ну
да, есть у ребенка
179
такая особенность. Ну и что такого. Я вот, например, поздно начал говорить, и
жена поздно начала говорить. Ну я же не дурак. У меня хоть и незаконченное, но все-
таки высшее образование... Не поступит мой ребенок в институт? Не беда. Я тоже не с
первого раза поступил, тем не менее живу не хуже других, есть свой бизнес.
3. Сопротивление —противодействие родителей вмешательству извне («сейчас нам
помощь уже не нужна, мы сами можем со всем справиться»; «зачем пускать кого-то к себе
в душу? »; «любая беседа для нас тяжела, не хотелось бы вспоминать прошлое» ).
4. Фантазирование. В этом случае родители (матери) не перестают питать надежду
на то, что нарушение ребенка когда-нибудь исчезнет совсем. В планировании будущей
жизни ребенка мать создает ситуации, которые невозможно реализовать с учетом
сложности патологии ребенка.
Ресурсы совладающего поведения родителей,
воспитывающих детей с сенсорными нарушениями
Ресурсы — это то, что помогает человеку справиться со стрессовой ситуацией.
Значимыми для семьи являются личностные, семейные ресурсы, и внешние, социально-
ориентированные ресурсы.
Личностные ресурсы совладания:
родительские чувства кребен -ку ( «мой ребенок
— моя самая главная радость» ); качество «hardy» (стремление и способность «выстоять»,
преодолеть).
Семейные ресурсы:
супружеские отношения («мы с мужем сами справлялись
с трудностями»), понимание и участие другого ребенка в семье, помощь и поддержка
родственников.
Социально-ориентированные
ресурсы:
материальный
достаток,
поддержка друзей («друзья нас поддержали, от ребенка никто не отвернулся» ),
адекватное отношение окружающих к ребенку, специализированная педагогическая
18o
помощь ребенку («я благодарен педагогам», «мне помогают педагоги» ), помощь
через общение с другими родителями.
Структура семьи
(полная / неполная) влияет на отношение родителя к ребенку и на
его эмоциональное состояние.
1.
Одинокие матери.
Переживания, обусловленные рождением ребенка с
нарушениями в развитии, отличаются выраженным чувством одиночества, состоянием
паники, потери контроля, симбиозом с ребенком. Матери испытывают глубокое чувство
вины перед ребенком. Внутри этой группы матерей можно выделить две подгруппы.
а. Матери с преобладанием психологических защит (например, фантазирование,
сопротивление) и использованием стратегий совладания «самоконтроль и терпение», «по-
зитивное фокусирование». Они отрицают необходимость социальной поддержки, их
ресурсы связаны, прежде всего, с самим ребенком, с установкой на силу своего «Я».
б. Матери, использующие активный копинг, направленный на решение проблем.
Они используют внешние ресурсы: общение с другими родителями, позитивное
отношение общества к ребенку, общение со специалистами.
2.
Семейные матери.
Этим матерям присущи все виды переживаний,
перечисленные выше. Однако менее отчетливо чувство одиночества, связь с ребенком не
носит яркого выражен -ного симбиотического характера. Используются стратегии
активного и пассивного совладания. Ресурсами являются поддержка мужа, родственные
отношения, сам ребенок, поддержка здорового ребенка в семье. Отношение к социальной
поддержке варьируется от полного отвержения до возможности принять.
3.
Семейные отцы.
Высказывания относительно своих пережи -ваний у мужчин
отличаются большей скупостью. Они стараются избегать психологически напряженных
тем. В структуре переживаний преобладают переживания злости, раздражения,
негодования. Отцы проявляют активное поведение в разрешении проблем, связанных с
ребенком. В отличие от матерей, это поведение направлено не на собственное участие в
коррекционно-восстановительном процессе ребенка, а на поиск профессионалов,
способных оказать специальную помощь. Отцы видят свою роль в финансовой поддерж-
181
ке семьи и ребенка. Отрицают роль психологической помощи собственно родителям.
Таким образом, семья, имеющая ребенка с ограниченными возможностями здоровья
(нарушения зрения и слуха), при рождении ребенка переживает влияние такого стресса,
который приводит к возникновению кризиса в семье. Родители находятся в состоянии
невозможности принять случившееся. Рождение ребенка с нарушением воспринимается
как нереальная трагическая ситуация. Нарушаются эмоциональные ожидания, связанные с
новой социальной ролью матери или отца. Изменяется система семейных отношений (в
некоторых случаях распад семьи, разрыв отношений с родственниками, выбор
социальных контактов в зависимости от принятия или непринятия ребенка).
Под влиянием времени острые переживания родителей могут сглаживаться или
трансформироваться в некие другие состояния (например, примирение, привычка), но не
исчезают совсем и могут возобновляться в процессе повседневной жизни семьи и при пе-
реходе с одного этапа жизненного цикла на другой. Можно сказать, что родители таких
детей находятся под влиянием хронического стресса, то есть в процессе
жизнедеятельности
семьи
возникают
ситуации, возобновляющие
негативные
переживания.
Родители, воспитывающие детей с тяжелыми нарушениями зрения и слуха, в борьбе
с трудностями активны, стремятся решить проблемы, помочь ребенку. Некоторые
родители живут с чувством веры, не позволяют себе отчаиваться, настроены на видение
позитивных моментов в своей жизни и жизни ребенка. Однако драматичность жизненной
ситуации, ее необратимость заставляют родителей использовать психологические защиты,
не позволяющие вырваться наружу негативным переживаниям. В основном это
проявляется в убеждении окружающих в нормальности своего ребенка и семьи и в отказе
от специализированной помощи и поддержки семьи.
Для родителей, имеющих детей с нарушениями зрения и слуха, в качестве основного
ресурса, помогающего совладать и противостоять стрессу, являются принятие ребенка и
естественная родительская любовь.
СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ*
Проблемы школьной неуспеваемости и задержки психического развития тесно
связаны между собой и являются актуальными в современной специальной психологии и
коррекционной педагогике. По данным разных авторов, в детской популяции выделяется
от 6 до 11% детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Дети указанной категории имеют негрубые отклонения в функционировании ЦНС,
оказывающие негативное влияние на школьную и социальную адаптацию. Внешне
трудности
адаптации
проявляются
как
неспособность
сосредоточиться,
расторможенность, утомляемость, нарушения работоспособности, неуверенность в
принятии решений (что приводит к стойкой неуспеваемости в массовой школе);
повышенная возбудимость, тревога, страхи, агрессия, упрямство, лживость,
конфликтность (что проявляется в де-задаптивных формах поведения и нарушениях
контактов с окружающей средой).
Как правило, нарушения адаптации вызываются целым рядом факторов, влияющих в
системном единстве: начиная от кризисной ситуации в социуме, дефицита позитивного
воздействия на ребенка всех институтов социализации, отрешенности и беспомощности
образовательных учреждений до педагогической некомпетентности родителей и
особенностей ребенка.
В педагогике сложилось основанное на бесчисленных фактах убеждение в том, что
даже самые грубые промахи учителей обычно не так фатально сказываются на развитии
личности ребенка, как неправильное поведение родителей.
В отечественной психологии существует определенный дефицит исследований
семьи в критической жизненной ситуации (рождения и воспитания ребенка с
отклонениями в развитии), хотя потребность в таком знании огромна. Без этого
невозможно организовать грамотную психологическую помощь данной категории семей.
* В данном параграфе использованы материалы квалификационного исследования Е.
А. Силиной, проведенного под руководством Е. В. Куфтяк.
i8
3
Процесс формирования психики ребенка (Л. С. Выготский, 1983) определяется
социальной ситуацией развития. Неблагоприятные условия среды, рано возникшие,
длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка,
могут привести к стойким отклонениям в нервно-психической сфере, нарушению сначала
вегетативных, а затем и психических функций.
Исследования показали, что более половины детей с ЗПР — это
дети из семей
высокого социального риска..
К ним относятся семьи нескольких типов:
1) семьи с неблагополучным экономическим положением (без -работные родители,
неудовлетворительные материально-бытовые условия);
2) семьи с неблагоприятной демографической ситуацией (неполные и многодетные
семьи, отсутствие обоих родителей);
3) семьи с высоким уровнем психологической напряженности (постоянные ссоры,
конфликты и драки между родителями, трудности в детско-родительских отношениях,
жестокое обращение с ребенком);
4) семьи, ведущие асоциальный образ жизни (родители страдают алкоголизмом,
наркоманией, психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, совершают
правонарушения) .
В семьях высокого социального риска детям практически не уделяют внимания. У
этих детей могут появляться признаки эмоциональной депривации — эмоционального
«голода» — вследствие недостатка материнской ласки и нормального человеческого
общения. Педагогическая запущенность способствует отставанию ребенка в психическом
развитии.
В настоящее время выделяют
основные признаки семьи
(Л. М. Ши-пицына, 2005),
воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии:
1) родители испытывают нервно-психическую нагрузку, усталость, напряжение и
неуверенность в отношении будущего ребенка, что отражает нарушения временной
перспективы;
2) личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей,
и, как следствие, вызывают у них раздражение и горечь;
3) семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;
4) социальный статус семьи снижается — возникающие проблемы затрагивают не
только внутрисемейные взаимоотношения,
184 но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении: родители
стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребенка и наблюдения его
специалистом (психиатром, невропатологом) от окружающих, что сужает круг внесемей-
ного функционирования;
5) «особый психологический конфликт» возникает в семье как результат
столкновения с общественным мнением, неадекватно оценивающим усилия родителей по
воспитанию, лечению такого ребенка.
Путь, по которому идет развитие такого ребенка, обусловлен как характером и
степенью имеющейся у него патологии, так и отношением родителей к наличию детской
патологии. Известно, что социальная адаптация этих детей напрямую зависит от
грамотного родительского (прежде всего, материнского) поведения. Очень часто
родительское поведение является не позитивным, а наоборот, негативным фактором в
развитии ребенка с отклонениями в развитии. В работах многих исследователей
подчеркивается идея о равенстве влияния как родителей на ребенка, так и ребенка на
родителей (В. С. Савина, О. Б. Чарова, 2002). С одной стороны, родительское отношение
может провоцировать появление у ребенка вторичных нарушений, а с другой — детская
психопатология при -водит к различным искажениям родительского отношения.
Учитывая трудности воспитания и взаимодействия с ребенком, длительное
внутреннее напряжение, переживание стресса родителями, психологические нагрузки,
искажение социального статуса семьи, можно говорить о недостаточности в семье
ресурсов, необходимых для конструктивного совладания с трудностями. Некон-
структивное совладание не позволяет родителям адаптироваться к трудностям, адекватно
действовать в критической ситуации, что усугубляет внутрисемейные проблемы,
взаимоотношения с ребенком, личностные переживания. Г. Мак-Куббин процесс совлада-
ния в условиях семейных трудностей рассматривает как свойство семейной системы,
позволяющее создавать новые модели функционирования после воздействия
неблагоприятных фактов и дающее возможность дальнейшего противостояния этим
факторам.
В нашем исследовании изучались особенности совладающего поведения родителей,
воспитывающих детей с задержкой психического развития. Исследование проводилось на
базе школы; в нем приняли участие родители, воспитывающие детей с ЗПР, в количе-
185
стве 37 человек (18 отцов и 19 матерей). Средний возраст матерей в данной группе
составляет 33 года, отцов — 36 лет. Все дети с ЗПР обучаются в классах коррекционно-
развивающего обучения общеобразовательной школы. Большинство детей имеют ЗПР
соматогенного происхождения и церебрально-органического генеза.
Для сравнения показателей была отобрана группа испытуемых, дети которых
характеризовались нормальным психическим развитием. Число родителей — 39 (19 отцов
и 20 матерей). Средний возраст отцов составляет 37 лет, матерей — 33 года.
Общая характеристика состава семей у детей с ЗПР позволила выявить их
значительные отличия. 90% родителей детей с ЗПР имеют среднее специальное
образование. В группе родителей детей без ЗПР среднее специальное образование имеют