Файл: Ильин В.А. - Археология детства. Психологические механизмы семейной жизни.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3213
Скачиваний: 7
Археология детства
116
сленных анекдотов, это не повод хвататься за сердце. Ответственно заве2
ряю всех блюстителей нравственности: в начальной школе рассказывают
анекдоты куда более сальные, чем за вашим праздничным столом. С той
только разницей, что в детских анекдотах обычно много откровенной по2
шлости и ненормативной лексики и мало юмора.
Но вернемся к суровой повседневности. Сейчас я собираюсь сказать нечто,
что действительно может заставить кого2то из моих читательниц схватить2
ся за сердце. Наберитесь, пожалуйста, мужества. Я хочу спросить вас: а за2
чем, собственно, вы пытаетесь контролировать то, как ваш ребенок выпол2
няет домашнее задание? Вы не доверяете учителю? Он настолько плох, ле2
нив и некомпетентен, что вам приходится делать его работу за него? Если
это действительно так, то немедленно переведите сына или дочь в другой
класс или в другую школу!
Если же это не так, то, может быть, стоит потратить время на что2нибудь
более приятное и полезное, чем портить нервы своему ребенку системати2
ческой демонстрацией своего сомнения в его ответственности и компетен2
тности. А также в добросовестности и компетентности его учителя.
То же самое относится и к неуемному желанию многих женщин непремен2
но помочь в выполнении домашнего задания. Помните, в начале этой гла2
вы мы говорили о том, как важно в рассматриваемом возрасте человеку са2
мому создать некий продукт, годный к употреблению? Это в полной мере
относится и к школьному домашнему заданию. Тем более, что учеба на
данном этапе развития ребенка является для него видом деятельности,
объективно, без всяких кавычек востребованным социумом. Создаваемый в
процессе этой деятельности продукт получает совершенно реальную каче2
ственную оценку со стороны общества. С моей точки зрения, оптимальное
поведение взрослых применительно к урокам и вообще к школе — сооб2
щить ребенку, что он в любой момент может обратиться к родителям за по2
мощью, если возникнут проблемы. И не лезть ни к нему, ни к учителю,
если нас об этом не просят.
Хочу подчеркнуть: речь, разумеется, не идет о том, что не нужно спраши2
вать ребенка, как у него дела или что новенького в школе. Хотя и здесь не2
обходимо учитывать индивидуальность сына или дочери. Для ребенка2
экстраверта подобный вопрос не только “удобен”, но и необходим. Интро2
верт же может воспринять его не как знак внимания или простой челове2
ческий интерес, но как назойливое и неуместное вмешательство в его дела.
Вернемся к специфическим “мальчиковым” проблемам. Весьма желательно,
чтобы помощь в школьных делах, когда о ней просят, мальчикам оказывали
папы. В тех же случаях, когда речь заходит не о задачках, а о трудностях в
отношениях с одноклассниками или педагогами, это просто необходимо с
117
Ребенок выходит в свет
точки зрения половой идентификации. Идеально также, если мальчишку2
первоклассника в школу отводит или отвозит отец. Тем самым мальчик по2
лучает ежедневное подтверждение того, что школа и учеба — действитель2
но важное и вполне мужское дело, коль скоро папа каждый день тратит на
это какую2то часть своего времени, особенно если он действительно очень
занятой человек. Еще одно маленькое замечание о занятости. В нашумев2
шем фильме “Гладиатор” есть один подлинный исторический факт, заслужи2
вающий самого пристального внимания. Коммод, сумевший за свою недол2
гую жизнь стяжать славу выдающегося чудовища и психопата в жесткой
конкуренции с другими римскими императорами, среди которых не было
недостатка ни в чудовищах, ни в психопатах, действительно был единствен2
ным сыном знаменитого философа на троне — Марка Аврелия. Последний
же, бесспорно был очень занятым человеком: занимался государственным и
административным устройством огромной империи, воевал, проповедовал
добродетельный образ жизни, писал сочинение “К самому себе”...
“Стрелялки” и “ходилки”
Теперь я хочу снова вернуться в мир детских фантазий и игр и немного пого2
ворить об одном преимущественно мальчишечьем развлечении, к которому в
последнее время питают слабость и многие девочки. Я имею в виду компью2
терные игры. Нравится это кому2то или нет, виртуальная реальность прочно
вошла в нашу жизнь. В очень многих домах компьютеры уже давно стали не
игрушкой, а вещью, необходимой взрослым для работы. За довольно скром2
ную сумму сегодня можно без проблем приобрести очень серьезную маши2
ну. Вполне естественно, что эти аппараты, в реальности позволяющие делать
то, что еще каких2нибудь пятнадцать лет назад можно было увидеть только в
фантастических фильмах, словно магнит притягивают к себе детей. Тем бо2
лее, что существует огромный выбор игр, использующих колоссальные воз2
можности современных процессоров и видеокарт, способных буквально по2
трясти воображение не только ребенка, но и взрослого человека.
Сразу оговорюсь, что я в принципе не вижу ничего хорошего в увлечении
семилетнего (а то и моложе) ребенка компьютерными играми, хотя не стал
бы и демонизировать их. На эту тему написано и сказано немало — от
публицистических статей до серьезных исследований. Ни в коей мере не
претендуя на сколько2нибудь полное освещение этой специальной облас2
ти, я хочу остановиться на двух аспектах, имеющих непосредственное от2
ношение к предмету нашего разговора.
Виртуальная реальность благодаря современным компьютерным техноло2
гиям действительно стала реальностью. Она предоставляет человеку и, ес2
тественно, ребенку, уникальную возможность стать героем, творцом или,
наоборот, злодеем, способным создавать и разрушать миры и вселенные,
Археология детства
118
командовать армиями, повелевать народами, путешествовать и переживать
невероятные приключения, уничтожать врагов. Она позволяет реализо2
вать самые смелые фантазии и потребности и достичь того, что по каким2
то причинам недостижимо в реальном мире. А ребенку младшего школь2
ного возраста она дает возможность почувствовать себя не просто компе2
тентным, а сверхкомпетентным, фигурой поистине вселенского масштаба.
В результате для многих виртуальный мир становится более привлека2
тельным, чем мир реальный. И ребенок начинает все сильнее и глубже
погружаться в него.
Проблема, однако, в том, что законы мира виртуального зачастую не толь2
ко отличаются, но и прямо противоположны законам подлинной реальнос2
ти, о чем мы с вами уже говорили, касаясь проблемы киногероев. Поэто2
му, чем глубже постигает и принимает ребенок законы виртуальной ре2
альности, чем успешнее он в ней, тем больше вероятность того, что в на2
стоящем мире он может оказаться некомпетентным. В результате возника2
ет желание вновь и вновь оказываться в мире виртуальном. Получается
замкнутый круг.
Кроме того, увлечение компьютерными играми небезопасно и с физиоло2
гической точки зрения. Я имею в виду не всевозможные излучения, кото2
рые присутствуют даже при наличии самых совершенных мониторов (ис2
ключая жидкокристаллические). Дело в другом. Сценарии подавляющего
большинства игр, и в первую очередь “стрелялок”, “ходилок”, “симулято2
ров”, построены таким образом, что игрок фактически постоянно пребыва2
ет в стрессовой ситуации. Причем в стрессовой ситуации, связанной, как
правило, с непосредственной опасностью для жизни — виртуальной, разу2
меется. Но организм этой тонкости не различает. Он, в полном соответ2
ствии с законами физиологии, начинает насыщать кровь игрока адренали2
ном, что служит дополнительным источником удовольствия или, если угод2
но, “кайфа” для игрока. В реальном мире в экстремальной ситуации вброс
адреналина совершенно необходим для того, чтобы действовать — сра2
жаться либо спасаться бегством. И в том, и в другом случае от организма
требуется экстремальная физическая активность — сверхусилие. Именно
благодаря такой активности выделенный адреналин “сжигается” организ2
мом. Игрок же остается физически пассивным. В результате у него усили2
вается сердцебиение, повышается кровяное давление, нарушается обмен
веществ. С течением времени адреналин начинает разлагаться в крови.
Продукты его распада оказывают чрезвычайно вредное воздействие на
организм, в первую очередь на сердечно2сосудистую систему. В литерату2
ре уже описаны случаи не просто бессонницы, повышенной раздражитель2
ности и тревожности, а полного физического и психического истощения у
чрезмерно злоупотребляющих “купанием в адреналине” поклонников вир2
туальной реальности.
119
Ребенок выходит в свет
Похоже, без компьютерных игрушек люди жили бы дольше и лучше. Одна2
ко нет ничего более бессмысленного, чем плевать против ветра. Лучше по2
ставить ветряк. Польза, быть может, и невелика, но в любом случае толку
больше, чем при первом варианте. Поэтому, как ни парадоксально это про2
звучит, я бы порекомендовал, если возможности вам позволяют, но вы по
каким2то причинам этого еще не сделали, обзавестись домашним компью2
тером. По крайней мере, вы получите возможность влиять на то, во что и
сколько играет ваш ребенок и чему он при этом учится.
Я бы по возможности исключил “стрелялки”, “ходилки” и симуляторы.
Между прочим, содержание и воздействие на психику ряда компьютерных
игр стало предметом слушания в Сенате США в ноябре 1997 года.
Среди наиболее опасных были названы “Carmageddon”, “War Gods”, “Duke
Nukem 3D”, “Postal”, “MDK”, “Diablo”, “Quake”. “Эти игры — не безобидная
забава, как полагают некоторые. Они — фактически цифровой яд”, — та2
кую оценку дал перечисленным играм сенатор Джозеф Лейберман
7
. За
прошедшие годы “стрелялки” стали более совершенными, реалистичными
и, следовательно, более опасными.
В то же время многие стратегические игры требуют способности к анали2
зу, умения прогнозировать ситуацию, находить оптимальные решения.
Именно их можно с успехом использовать, скажем, для формирования у
мальчиков представления об интеллектуальной деятельности как вещи со2
вершенно необходимой для успеха в таких сугубо мужских делах, как, на2
пример, война. Кроме того, многие стратегии стимулируют интерес к изу2
чению истории и культуры различных стран и народов. Очень важен также
тот факт, что при всем сценарном разнообразии и богатстве графики стра2
тегические игры в наибольшей степени сохраняют элемент условности и
потому наименее опасны с точки зрения чрезмерного погружения ребенка
в виртуальную реальность. Они не столь опасны и с точки зрения физио2
логии, особенно стратегии, построенные на принципах шахматной игры,
где одному ходу игрока соответствует один ход его противника (например,
“Герои меча и магии”). Стратегии в реальном режиме времени, в которых
надо создать, сделать или построить что2то как можно быстрее, пока это не
сделал противник, являются более стрессогенными.
Подготовка к пубертату.
Продолжаем разговор на “скользкие” темы
Еще один важный аспект, непосредственно влияющий на формирование
чувства собственной компетентности или, наоборот, неуспешности у де2
тей младшего школьного возраста, — это осведомленность об изменениях,
которые будут происходить с ними в подростковом возрасте. Собственно
Археология детства
120
о проблемах пубертата мы поговорим подробно чуть позже. Но опреде2
ленную подготовку к этому непростому периоду в жизни ребенка и всей
семьи стоит провести по достижении сыном или дочерью 9—102летнего
возраста.
Речь идет прежде всего о том, что ребенок должен получить авторитетную
и достоверную информацию об изменениях в его организме, связанных с
половым созреванием. Вряд ли найдется добросовестный и вменяемый
взрослый человек, который всерьез станет отрицать, что без такой инфор2
мации начало формирования вторичных половых признаков, бурный рост
костей и мышечной массы, не говоря уже о таких вещах, как менструации
у девочек и поллюции у мальчиков, могут оказаться шокирующими и пуга2
ющими.
Вместе с тем, сама мысль о подобных беседах ставит многих мам и пап в
столь же затруднительное положение, как и вопрос о том, откуда берутся
дети.
Дело осложняется еще и тем, что эта важная и деликатная тема стала в
последние годы предметом бесчисленных спекуляций и поводом для не
вполне адекватных личностей выплескивать в печать свои патологические
фантазии и тайные влечения и, более того, требовать их включения в
школьные программы. Я имею в виду пресловутое “сексуальное просвеще2
ние” школьников. Несколько лет назад меня попросили дать экспертную
оценку ряду подобных программ. Первое впечатление от прочитанного —
чья2то неумная шутка. В начальной школе предлагалось изучать спарива2
ние у животных и почему2то пропедевтику венерических заболеваний. Де2
тям чуть постарше (5—62й класс) предлагалось ознакомиться с особеннос2
тями профессии греческой гетеры, “сексуальными оргиями правителей
древности”, пикантными нюансами античной педерастии. Подростков
предполагалось тренировать в правильном обращении с презервативом.
Возможно, предложение такого тренинга связано с тем, что у авторов про2
грамм в какой2то момент жизни возникли трудности в обращении с этим
деликатным предметом. Однако это еще не повод подозревать все подрас2
тающее поколение во врожденной идиотии и превращать школы в дома
умалишенных с сексуальным уклоном. Ведь, насколько мне известно, абсо2
лютное большинство граждан вполне успешно и по назначению использу2
ет презервативы, когда это необходимо, не имея специального образова2
ния. Правда, представители подрастающего поколения используют их по2
рой для изготовления водяных бомб и елочных украшений, однако и они
при интимном общении не пытаются натянуть их на голову вместо поло2
вого члена.
Тогда предложение подобных “инноваций” в образовании вызвало бурный
протест со стороны самых разных социальных и профессиональных групп