Файл: Ильин В.А. - Археология детства. Психологические механизмы семейной жизни.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3212
Скачиваний: 7
121
Ребенок выходит в свет
и организаций, и прежде всего со стороны православной церкви. К сожале2
нию, изрядно пошумев, нагромоздив кучу взаимных обвинений, изведя не2
мало бумаги, стороны, так сказать, сгоняли в ничью. С одной стороны, “сек2
суальное просвещение” не стало обязательным образовательным компо2
нентом. Да в том виде, как предлагалось, оно, наверное, и не могло им
стать ни при каких обстоятельствах даже в нашей дикой действительнос2
ти. В то же время вопрос остается открытым. Точнее сказать, он сегодня
отдан на откуп директорам школ и даже отдельным учителям. В результате
где2то можно встретить все перечисленные “инновации” и даже еще более
чудовищные вещи.
Скажем, мне неоднократно приходилось слышать от многих совершенно не
знакомых друг с другом жителей одного из спальных микрорайонов столи2
цы, что директор местной школы — гомосексуалист2педофил. Причем со2
общалось это пикантное обстоятельство как нечто совершенно обыденное
и чуть ли не само собой разумеющееся. Надо полагать, в той школе “поло2
вое просвещение” поставлено на совершенно выдающийся, нетрадиционно
высокий уровень.
С другой стороны, встречаются учебные заведения, в которых подобные
темы полностью табуированы и дети не получают информации, объектив2
но необходимой им для нормального развития. Прежде всего к их числу
относятся многие гимназии и школы, именуемые православными. В них от
всего, что связано не только с сексуальными, но и вообще с отношениями
мужчины и женщины, бегут, буквально как черт от ладана.
Хочешь не хочешь, за дело снова нужно браться родителям. На мой взгляд,
единственно нормальный и естественный порядок вещей — когда ребенок
имеет возможность говорить в своей семье на “скользкие” темы и получает
ответы на “взрослые” вопросы от мам и пап.
Лучше, если разговор о грядущих изменениях в физиологии и связанных с
этим новых ощущениях и потребностях проведет с ребенком родитель од2
ного с ним пола. Но при этом важно, чтобы он знал, что может обратиться
с любым вопросом и к другому родителю. И это
совершенно нормально
.
Во время таких бесед стоит придерживаться тех принципов, о которых мы
договорились, когда отвечали на вопрос о том, как на свет появляются
дети. Если вы помните, главный из этих принципов гласит: наши дети за2
служивают и достойны того, чтобы им говорили правду и только правду.
Причем в настоящий момент они уже достаточно взрослые для того, чтобы
знать
почти всю
правду. Другое дело, акценты...
Как я уже заметил, в этом возрасте процесс половой идентификации связан
прежде всего с внешней атрибутикой пола. Именно с этой точки зрения и
Археология детства
122
стоит говорить с 9—102летним ребенком о предстоящем процессе полово2
го созревания. Ведь появление вторичных половых признаков, изменение
тембра голоса, начало менструального цикла — не только отражение и ре2
зультат процессов, происходящих в организме, но и атрибуция половой
принадлежности именно на внешнем уровне.
То есть ребенку необходимо разъяснить, что предстоящее изменение его
внешности и физиологии есть не что иное, как знак того, что мальчик уже
не в игре, не в фантазии, не “понарошку”, а на самом деле начинает пре2
вращаться в мужчину, а девочка — в женщину. И это тоже совершенно
нормально и естественно. Как нормально и естественно то, что поначалу
это может казаться непривычным, доставлять какой2то дискомфорт и не2
удобства. Именно так устроена жизнь, так
должно быть
. И, следовательно,
не о чем тревожиться, и тем более нечего бояться.
При этом не стоит затрагивать собственно сексуальные проблемы. Просто
потому, что пока еще с точки зрения развития личности они не актуальны.
Правда, случается, что уже в этом возрасте родители сталкиваются со спе2
цифической сексуальной проблемой. Я имею в виду детскую мастурбацию.
Обычно этим занимаются подростки, но не так уж редко дети начинают ма2
стурбировать и в более раннем возрасте. Это может быть как результатом
раннего полового созревания, так и рудиментом генитальной сексуально2
сти, о которой мы уже говорили. Чаще всего такое открытие бывает для
родителей неожиданным и шокирующим. Не менее шокирующей для ре2
бенка может стать новость о том, что родители в курсе его развлечений.
Крайний случай — когда мама или папа неожиданно входят в комнату в
самый пикантный момент. Такая ситуация чревата не только всеобщим шо2
ком, но и тяжелой психической травмой для ребенка.
Чтобы избежать подобной крайности, есть очень простое средство. Точнее,
правило:
ваш сын или дочь достигли того возраста, когда входить без
стука в их комнату уже нельзя
. Не спешите возмущаться и негодовать.
Давайте вместе подумаем вот о чем: правила этикета и хорошего тона,
культивируемые в аристократических семьях Европы, не просто кем2то
придуманы. Они изначально происходят от некоторых норм поведения,
имевших сугубо прагматическое, прикладное назначение. Норм, способ2
ствующих выживанию рода. Во многом именно благодаря таким нормам
аристократические фамилии насчитывают десятки поколений и не пресе2
каются в течение сотен лет, несмотря на войны, революции, эпидемии. По2
чему бы нам не взять их опыт на вооружение? Между прочим, непрошеный
и неожиданный родительский визит может травмировать ребенка и в бо2
лее прозаичных обстоятельствах. К примеру, появление отца в момент пе2
реодевания 10—122летней девочки...
123
Ребенок выходит в свет
Но если уж вы оказались не в том месте и не в то время... Прежде всего,
как бы вы ни относились к тому, что ребенок мастурбирует, ситуативно вы
не правы абсолютно.
Вы вторглись без разрешения не просто в личное,
но в интимное пространство другого человека
. И то, что этот человек
ваш собственный ребенок, не только не смягчает, но наоборот, усугубляет
безнравственность и беспардонность такого поступка.
Поэтому самое лучшее и, пожалуй, единственное, что можно сделать в по2
добной ситуации — это немедленно выйти и закрыть дверь. Даже извине2
ния лучше оставить на потом. Мне представляется, что если сам ребенок
не пожелает обратиться к случившемуся и в его поведении нет вызываю2
щих тревогу изменений, лучше на данном этапе к этому не возвращаться.
Хотя не стану спорить с теми коллегами, кто сочтет, что извиниться за
вторжение все же необходимо. Это очень деликатная ситуация, и в ней,
как, пожалуй, ни в какой другой, многое зависит от того, насколько на пре2
дыдущих этапах развития у ребенка сформированы базовое доверие к
миру, автономия и инициатива, как вообще строятся отношения в семье.
В любом случае очень важно четко сформулировать собственное отноше2
ние к происходящему. В современной науке общепринятым считается, что
сама по себе детская мастурбация не является чем2то необычным и тем бо2
лее патологическим. Она не влечет за собой негативных последствий для
физиологии и соматического здоровья. Добавлю от себя, что при адекват2
ном поведении взрослых не происходит негативных изменений и на пси2
хологическом и моральном уровне.
Однако не могу согласиться с теми “специалистами”, которые утверждают,
что мастурбация есть не просто довольно обычное и распространенное яв2
ление в среде детей определенного возраста, но нечто совершенно необ2
ходимое и полезное для здоровья.
Я считаю, что совершенно ни к чему специально заострять внимание на
этом вопросе в отношениях с ребенком. В то же время стоит изъять из се2
мейного обихода все, что может провоцировать подобное поведение. Не
стоит разбрасывать где попало журналы для мужчин и держать в доступ2
ном для детей месте видеокассеты определенного содержания. Кроме
того, естественно, не мешает поинтересоваться, какие телевизионные пе2
редачи предпочитает сын или дочь и какие сайты Интернета они посеща2
ют, если имеют такую возможность. Если раздел “Избранное” вашего до2
машнего компьютера заполнен Web2страницами из раздела порноресурсов
всемирной паутины, отнеситесь к этому факту опять2таки не как к свиде2
тельству испорченности или порочности вашего ребенка, а как к сигналу
о том, что настало время всерьез объяснить ему, чем отличаются сексу2
альные отношения любящих друг друга мужчины и женщины от скотско2
Археология детства
124
го разврата и половых извращений. А вот закончить такой разговор мож2
но и, наверное, нужно ясным и категорическим запрещением посещать
определенные сайты.
Заканчивая разговор “про это”, хочу еще раз подчеркнуть: дети должны
иметь возможность получать в семье необходимую информацию о пробле2
мах, связанных с полом и отношениями между мужчиной и женщиной.
Это совершенно необходимо для формирования половой идентификации и
общего чувства собственной компетентности, о котором мы уже говорили.
Если чувство компетентности успешно сформировано в период от 6 до 12
лет, это очень поможет как ребенку, так и семье в целом благополучно
преодолеть трудности, неизбежно возникающие в подростковом возрасте.
125
Этот беспокойный подросток
Глава 7
ЭТОТ БЕСПОКОЙНЫЙ ПОДРОСТОК
Возраст, трудный для всех
Итак, ребенок вступает в то специфическое состояние, которое принято
называть подростковым возрастом. Пожалуй, каждый современный роди2
тель не раз слышал о кризисе подросткового возраста. Память многих
взрослых хранит массу впечатлений о том, какой была их собственная
жизнь в этот период. И далеко не все воспоминания о том времени можно
назвать легкими и приятными.
Многочисленные статьи и телепередачи живописуют зачастую весьма спе2
цифические особенности подростковой субкультуры, рассказывают об ужа2
сах подростковой преступности, сексуальных извращениях, наркомании.
Все это заставляет большинство молодых мам и некоторых пап с внутрен2
ним содроганием ожидать момента, когда ребенок достигнет “сложного
возраста”. Мне кажется, что мы с вами уже имели достаточно возможнос2
тей убедиться, что в процессе взросления человека легких, беспроблем2
ных возрастов не существует. И тем не менее, готов согласиться: кризис
отрочества, пожалуй, действительно самый острый и болезненный для
всей семьи.
Подросток подвергается воздействию могучих сил, как бы распирающих
его изнутри, в каком2то смысле разрывающих его на части. Это неизбежно
сказывается на поведении и взаимодействии с окружающими. Прежде все2
го активизируются физиологические процессы, связанные с интенсивным
половым созреванием организма. Первая менструация у девочек, неконт2
ролируемая эрекция (зачастую в не очень подходящий момент) у мальчи2
ков, формирование вторичных половых признаков, изменение тембра го2
лоса... Сколько переживаний может доставить девочке2подростку слишком
маленькая, на ее взгляд, или, напротив, чересчур рано развившаяся грудь.
А если, не дай Бог, прыщи... Эти процессы оказывают воздействие как на