Файл: Ильин В.А. - Археология детства. Психологические механизмы семейной жизни.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3202

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

151

Вера и верность. Поиск пути

спрашивает молодого человека, готов ли он к исполнению своих граждан2
ских обязанностей, нужны ли ему те или иные права и вообще желает ли
он быть гражданином данной страны. В этом смысле свобода выбора лич2
ности ограничивается обществом.

Между тем для многих молодых людей юность — это период поиска и со2
мнений, пришедших на смену подростковой уверенности и безапелляцион2
ности. Если подросток субъективно “на все готов”, юноша или девушка ча2
сто не имеют ясности не только относительно своих реальных возможно2
стей, но и относительно своих целей и желаний. Они ищут. Для процесса
поиска желательна и даже необходима максимальная свобода выбора. В
этой ситуации ограничения и требования, налагаемые на личность обще2
ством и государством, неизбежно вступают в конфликт с субъективными
потребностями молодых людей, даже если эти требования и ограничения
не рефлексируются (не осознаются) индивидом как вопиющая несправед2
ливость и бесцеремонное нарушение его личностных границ.

Данный конфликт, характерный для всех стран, относящихся к европей2
ской цивилизации, в современной России имеет особенно питательную по2
чву. Это связано с двумя обстоятельствами.

Во2первых, полная гражданская дееспособность и ответственность, за ис2
ключением, если не ошибаюсь, права “работать с документами” в Кремле в
качестве Президента и в Думе в качестве депутата, наступает в нашей
стране по достижении восемнадцатилетнего возраста людьми, родившими2
ся здесь. Между тем во всем западном мире молодых людей этого возраста
еще сплошь и рядом относят к категории “тинэйджеров”, сиречь подрост2
ков. И это очень понятно. Все данные современной науки говорят о том,
что в восемнадцать лет процесс психофизиологического формирования че2
ловеческого организма ни в коем случае нельзя считать завершенным. И в
полном соответствии с такими данными пресловутое “совершеннолетие” в
большинстве развитых стран наступает по достижении личностью 21 года.
В восемнадцать же лет молодое поколение в массе своей объективно еще
не готово к полномасштабному участию в общественной и государствен2
ной жизни.

Во2вторых, предъявляя гражданину определенные требования и деклари2
руя некие права, современное российское общество и государство очень
часто не имеет ни возможности, ни желания обеспечивать реальное соблю2
дение этих прав. Я не призываю к пресловутой уравниловке и превраще2
нию страны в гигантский собес. Сторонников рыночного либерализма
(если они где2то встречали таковой в современной российской действи2
тельности) прошу не волноваться. Но бесспорный, по2моему, факт заклю2
чается в том, что сегодня государство не обеспечивает ни личную безопас2


background image

Археология  детства

152

ность своих граждан, ни защиту их собственности. Чего стоит публичное
замечание Президента о том, что криминальные структуры обеспечивают
восстановление справедливости в конфликтах между гражданами и орга2
низациями быстрее и эффективнее, чем органы прокуратуры и суд!

Правда заключается в том, что, становясь в 18 лет налогоплательщиком,
юноша или девушка практически не имеет реальной возможности самосто2
ятельно обеспечить себе необходимый уровень материального достатка,
если не включается в такие специфические виды деятельности, как крими2
нальный бизнес или проституция. Возможности же получения дальнейше2
го образования и профессиональной подготовки в избранной области час2
то бывают избирательны и во многом детерминированы такими не завися2
щими непосредственно от личности обстоятельствами, как место житель2
ства, финансовый и социальный статус родителей и т.п.

Право вступать в брак и создавать семью, признаваемое обществом за мо2
лодыми людьми, также не подкреплено реальным уровнем жизни в стране
и необходимыми социальными условиями.

Более того, государство и общество не создают необходимых условий даже
для выполнения законопослушными гражданами предъявляемых к ним
обязанностей! Статьи в прессе о пухнущих с голоду, одетых в обноски и
почти безоружных солдатах российской армии воспринимаются сегодня
как нечто само собой разумеющееся. Для того чтобы честно “заплатить на2
логи и спать спокойно”, надо дать взятку чиновнику, если, конечно, нет
желания день, а то и другой торчать в душных коридорах налоговой инс2
пекции.

Кстати сказать, ни для кого, в том числе и для молодежи, сегодня не секрет,
что требования по выполнению своих обязанностей перед страной и обще2
ством предъявляются в современной России к гражданам также весьма вы2
борочно. Стало аксиомой, что дети высокопоставленных родителей могут
не служить в армии, отдельные олигархи могут не платить налоги, главари
мафиозных кланов не несут наказания за свои преступления и т.д.

Ответ на вызов.
Специфика молодежного бунта

Все это накладывает дополнительный отпечаток на объективно существу2
ющий конфликт между потребностью в максимальной свободе выбора мо2
лодого человека и ограничениями, накладываемыми на эту свободу обще2
ством, членом которого он становится. Реальная несправедливость, суще2
ствующая в социуме, и то, что воспринимается таковой на субъективном
уровне, толкает юношество на протест и сопротивление тем или иным об2
щественным и государственным установлениям. В этом заключается глав2


background image

153

Вера и верность. Поиск пути

ный потенциальный источник молодежного бунта против существующих
порядков. Причем, если бунт подростка против учителей и родителей но2
сил исключительно личный характер, требовал признать личность бунтаря
в качестве более или менее равноправного партнера и тем и ограничивал2
ся, то протест, по крайней мере части молодежи — и, замечу, не худшей ее
части — против подлинной и мнимой несправедливости носит куда более
широкий характер. Этот бунт имеет метафизический аспект. Его цель не
просто обеспечение для себя лично лучших условий жизни в социуме (с
этой точки зрения бунтарь чаще всего добивается прямо противоположно2
го результата и, решаясь на свое выступление, он обычно в той или иной
степени отдает себе в этом отчет), но переустройство мира на более спра2
ведливых основаниях. Помните, у “Машины времени”:

“Ты стал бунтарем, и дрогнула тьма,
Весь мир ты хотел изменить...”

Отсюда радикализм, категоричность и масштабность требований, предъяв2
ляемых молодым поколением не только к обществу, но и к мирозданию во2
обще, к самому Господу Богу.

Дело усугубляется еще и тем, что к пониманию справедливости как “пред2
метно2обоснованного неравенства”, к мысли о том, что “

справедливость не

может требовать одинакового обхождения с неодинаковыми людьми

1

 и

что “в основе ее лежит внимание к человеческой индивидуальности и к
жизненным различиям”

2

, люди обычно приходят в более зрелом возрасте.

Для молодежного же сознания лозунг “свободы, равенства, братства”, вы2
двинутый специалистами по эксплуатации человеческих слабостей, довер2
чивости и верхоглядства еще во времена французской революции, в той или
иной форме сохранял свою привлекательность на протяжении всего минув2
шего столетия. Это можно видеть и на примере русских студентов начала
ХХ века, и на примере западноевропейских студентов начала 19702х.

В наши дни и в нашей действительности такое примитивное понимание
справедливости в молодежной среде по2прежнему сохраняется, хотя чаще
находит свое выражение на менее масштабном, бытовом уровне. Скажем,
шестнадцатилетняя дочь моей знакомой как2то возмущенно заявила маме
приблизительно следующее: “Я не понимаю, почему у всех моих знако2
мых молодых людей есть машина, а у Сергея нет? Хотя все они его мизин2
ца не стоят!”. От слов девушка перешла к делу: бросила своего тогдашне2
го “бой2френда” — отличного, между нами говоря, парня и ушла к “не2
справедливо обделенному”. Я думаю, что не последнее место в этом “ре2
волюционном действии” играл мотив бунта против “вопиющего социаль2
ного неравенства”. Здесь уместно заметить, что “бунтовщиком становится
отнюдь не только сам угнетенный. Бунт может поднять и тот, кто потря2


background image

Археология  детства

154

сен зрелищем угнетения (подлинного или мнимого — 

В.И.

), жертвой ко2

торого стал другой”

3

.

Однако смысл бунта у молодого поколения не исчерпывается идеей проте2
ста против несправедливости, существующей в обществе, и ограничения
своей личной свободы. “Бунтарский порыв возникает у него как требова2
ние ясности и единства. Самый заурядный бунт парадоксальным образом
выражает стремление к порядку”

4

. Точно так же как у подростка наряду с

претензией на полный контроль над собственной жизнью присутствует
глубокая, неосознанная потребность в наличии внешнего авторитета, в
глубине личности молодого человека кроется, как правило, ясно не осозна2
ваемая потребность в чем2то, к чему можно и нужно принадлежать, чему
можно служить и подчинять себя и свою жизнь. В глубине подсознания
присутствует много раз подтвержденная историческими трагедиями чело2
вечества мысль о том, что 

“лучше пользоваться более ограниченной сис"

темой субъективных прав, крепко огражденных и действительно обеспе"
ченных, чем видеть, как твой безграничный круг субъективных притяза"
ний попирается произволом соседей и деспотической властью

5

. Это то

самое чувство, которое Иван Ильин называл “естественным правосознани2
ем”, присущим каждому человеку

6

.

Таким образом, внутри человека, вступившего в юношеский возраст, проис2
ходит борьба двух начал: стремление в максимальной степени оградить
свою личную свободу от посягательств со стороны общества и переустро2
ить мир на более справедливых началах. И одновременно — потребность в
порядке, стабильности, принадлежности и подчиненности. И то, и другое
парадоксальным образом часто находит свое выражение в молодежном
бунте. Однако акт бунта сам по себе, в какой бы конкретной форме он ни
реализовывался, не может дать полного и удовлетворительного разреше2
ния данного внутриличностного конфликта. Если же юноша или девушка
выбирают путь абсолютного конформизма, что также не редкость в совре2
менной жизни и к чему подталкивают молодых людей некоторые родители
и общественные учреждения, то это не только приводит к личностным рас2
стройствам, но и может создать сложности и обернуться крахом в тех сфе2
рах жизни, где конформизм призван обеспечивать благополучие — напри2
мер, в карьере. Самый простой и очевидный пример такого развития собы2
тий — когда не разрешенный в юности конфликт прорывается наружу у
человека, всю жизнь старавшегося “соответствовать”, лет в сорок. Вспом2
ните героя Леонида Филатова в фильме “Забытая мелодия для флейты”.
“Лояльность, законопослушность — опасное бремя, если только оно не
взваливается на плечи с чувством независимого самостоятельного выбора
и не переживается как верность”

7

.


background image

155

Вера и верность. Поиск пути

Другой путь разрешения конфликта

Я не случайно привел здесь эту цитату. Именно в чувстве 

верности

Э. Эриксон видел залог успешного разрешения обозначенного конфликта
юношеского возраста. “Относительно юности и вопроса о том, что находит2
ся в центре ее наиболее страстных и беспорядочных стремлений, я сделал
вывод, что 

верность

— это та витальная сила, в которой нуждается юность,

чтобы стремиться к чему2то, бороться за что2то и за что2то умереть”

8

. Само

понятие “верность” и по звучанию, и по смыслу тесно связано с 

верой

.

Кстати сказать, в английском языке, как и в русском, это очень похожие
слова. Понятие “faith”, означающее веру, религию, вероисповедание, кредо,
употребляется и в значении “верность”, “преданность”, “лояльность”. Дру2
гое английское слово, которое используется для обозначения верности —
однокоренное с ним “faithfulness”. И это, естественно, не случайно. Вера и
верность действительно неразрывно связаны друг с другом не только в
словообразовании, но и в человеческой жизни. Точнее сказать, одно прямо
происходит из другого. И в этом смысле, на мой взгляд, вера безусловно
первична по отношению к верности не только в фонетических конструк2
циях, но и по сути дела. Никакая верность даже на уровне внешней лояль2
ности немыслима без веры в то, по отношению к чему она имеет место
быть. Скажем, проявляя внешнюю лояльность по отношению к некоей
организации или государственной системе исключительно из карьерист2
ских устремлений или по соображениям личной безопасности, но совер2
шенно не разделяя при этом целей и методов предмета своей лояльности,
индивид 

верит

 по крайней мере в то, что данная система достаточно могу2

щественна и дееспособна для того, чтобы обеспечить ему желаемый уро2
вень материальных благ или, наоборот, покарать в случае неверности.

Тем более не может родиться и жить без веры верность глубокая, подлин2
ная — та, о которой Э. Эриксон говорил как о витальной силе, необходи2
мой для того, “чтобы стремиться к чему2то, бороться за что2то и за что2то
умереть”.

Без веры, пожалуй, вообще немыслима 

никакая человеческая личность

ни великий святой, ни великий преступник, “ибо вера есть не что иное, как

главное и ведущее тяготение человека, его жизнь, его воззрения, его
стремления и поступки

9

. Я живу, следовательно, я верю. Человек, 

совер"

шенно разуверившийся вообще во всем

, обычно сам кончает счеты с жиз2

нью, либо быстро угасает в результате болезни или без видимых поверхно2
стному взгляду причин.

Другое дело, что верить можно в самые разные вещи, например в то, что
“все люди равны”, или в то, что московский “Спартак” — самая великая
футбольная команда всех времен и народов. И первоисточником веры мо2