Файл: Ильин В.А. - Археология детства. Психологические механизмы семейной жизни.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3196

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

161

Вера и верность. Поиск пути

годняшней Москве можно потратить любые деньги. Да и аппетит приходит
во время еды... Если же и скапливается, то когда тебе за тридцать, тяжело
менять привычное, пусть и порядком “доставшее” занятие на что2то другое
и все начинать с нуля. Таким образом, “обеспеченная жизнь” оборачивает2
ся бесконечными бессонными ночами и треугольником: будуар — трена2
жерный зал — солярий. “Блага же земные” сводятся в основном к дорого2
му белью и косметике. Не Бог весть какой результат...

Но возможен и третий вариант. Некоторые девушки из провинции не про2
сто говорят: “Я уеду отсюда. Я вырвусь из нищеты!”. Они идут еще дальше
и заявляют: “Я поеду в Москву и покорю ее!”. И если это не просто декла2
рация, если это становится идеей, даже если хотите, идеей фикс, тогда дер2
жись все и вся! Потому что это идея, заслуживающая самого серьезного от2
ношения. Потому что в ее основе, даже если наша героиня не отдает себе в
том отчета, лежит идея могучая, глубоко коренящаяся в коллективном бес2
сознательном человечества и проходящая красной нитью через всю его ис2
торию. Идея, наполнявшая ветром паруса колумбовой “Санта2Марии”, идея,
толкавшая вперед, в неизведанное североамериканских пионеров и рус2
ских первопроходцев. Идея земли обетованной. Между прочим, согласно
библейскому повествованию, евреи не просто пришли в землю обетован2
ную и поселились в ней. Они именно 

завоевали, покорили

 ее, отчасти

уничтожив, отчасти поработив или вытеснив жившие там до них народы
(см., например, книгу Иисуса Навина). И подобно ветхозаветному Израи2
лю, наша девушка, движимая идеей земли обетованной, приехав в Москву,
начинает покорять, завоевывать ее. Не брезгуя при этом никакими сред2
ствами, расталкивая и вытесняя конкурентов, где локтями, где бедрами, где
иными частями тела. И очень часто достигает желаемого. Назовите мне
среди нынешних кумиров толпы, среди тех, покорил Москву, а вместе с
ней и всю Россию, хоть одного коренного москвича. Я, например, затрудня2
юсь это сделать. Думаю, вы тоже. В подавляющем большинстве они при2
ехали из глубинки искать земли обетованной и покорять ее. Прямо скажу:
стать “звездой” современной российской “масс2культуры” или политики —
не тот жизненный результат, которого я бы пожелал для своей дочери. И
тем не менее, последняя из наших трех девушек — безусловно, победи2
тельница в жизни по сравнению со своими землячками. Вот она, сила
идеи! Не случайно, говоря о всемогуществе идеи, Э. Фромм писал:

“Она открывает людям глаза. Она вырывает их из глубокой спяч2
ки. Она заставляет людей активно мыслить и чувствовать, застав2
ляет увидеть то, что прежде было недоступно взгляду. Идея об2
ладает способностью пробуждать все то, для чего она предназна2
чена, так как она апеллирует к разуму человека и к другим про2
явлениям свойств человека... Когда идея проникла в самое нутро


background image

Археология  детства

162

человека, она становится мощнейшим оружием, поскольку идея
пробуждает в нем жажду борьбы, удесятеряет его энергию и ука2
зывает ему нужное направление приложения своих сил”

14

.

Об одной вечной идее
и ее главном символе

Продолжим разговор об идеях вечных, бессмертных, о которых я вскользь
уже упомянул. Все, что я скажу, ни в коем случае не является апологией
христианства. Таких апологий существует достаточно. Тем, кто идентифи2
цирует себя с христианством, еще одна ни к чему. Тех, кого не убедили все
предыдущие, вряд ли убедит очередная.

Поэтому я совершенно сознательно хочу взглянуть на христианство на
символическом уровне. С самой поверхностной, сугубо мирской и, если
угодно, прагматической точки зрения. Не касаясь ни смысла таинств, ни
глубин мистического и догматического богословия, ни величия и драма2
тизма христианской истории. В контексте нашего разговора я хочу пока2
зать лишь некоторые основания, которые дает христианство для мирской
жизни, и то, как влияют присутствующие в нем вечные идеи и символы на
судьбу человека. Начну с самого начала.

Начало христианской жизни есть обряд крещения. Это не только омовение
от первородного греха и грехов, совершенных человеком в жизни до мо2
мента свершения таинства. Это 

принятие креста.

 Не только в метафизи2

ческом, но и в буквальном смысле. На крещенного одевают крестик. Крест,
воздвигнутый на Голгофе, возвестил миру о победе над смертью. Крест был
и есть центр, главный символ, квинтэссенция христианства на протяжении
всей его истории. Две тысячи лет назад Господь обратился с призывом к
каждому представителю рода человеческого:”Возьми крест свой и следуй
за мною!”

14

. Сознание, усматривающее в этом призыве лишь некое бремя и

самоограничение и потому отвергающее его, очень поверхностно, архаич2
но и атавистично. Берусь это утверждать. И дело тут не только в заповеда2
нии Христа: “Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток
и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; Ибо иго Мое благо и
бремя Мое легко”

15

. Человек, отвергающий крест как символ страдания,

жизненных неудобств и невзгод, уподобляется древним римлянам и пред2
ставителям других давно исчезнувших народов, видевших в кресте орудие
позорной казни. Сознание такого человека по тем или иным причинам вы2
тесняет тот факт, что Воскресение превратило крест в орудие победы, на2
дежды, спасения.

Крест обращен в мир, открыт миру, в отличие от замкнутой на самой
себе окружности, ставшей символом многих других религий, философских
и мистических учений

.


background image

163

Вера и верность. Поиск пути

“Забавно, что многие наши современники (и наши тоже —

В.И

.) — и скептики, и мистики — объявили своим гербом некий

восточный символ, знак дурной бесконечности. Они представля2
ют себе вечность в виде змеи, кусающей свой хвост. Убийствен2
ная насмешка видится мне в столь нелепой трапезе. Вечность
фаталистов, восточных пессимистов, вечность суеверных теосо2
фов. Вечность высоколобых ученых — эта вечность вправду по2
добна змее, пожирающей свой хвост; выродившееся животное
уничтожает себя самое”

16

.

Принимая крест, человек получает возможность смотреть на мир по2детски
широко открытыми глазами, подобными глазам святых на православных
иконах. Принимать мир таким, каков он есть, во всей его полноте, а не че2
рез бесконечное самокопание и личный опыт, который всегда остается
замкнутым и ограниченным, сколь бы обширен он ни был. Видеть подлин2
ную ткань, сущность бытия. Видеть не только и даже не столько внутри
себя, но и вовне, в окружающем мироздании источник жизненной силы и
надежды.

“Христианство возвестило со всей яростью, что надо глядеть не
внутрь, а наружу — надо принять с удивлением и любовью об2
щество и опеку Бога”

17

.

Человек, принявший столь избранное и вечное общество, по определению
не может страдать от экзистенциального одиночества, ставшего, как хоро2
шо известно всем моим коллегам, источником столь многих личностных
трагедий в наши дни — и в первую очередь в молодежной среде.

“Стать христианином было тем и радостно, что ты уже не один
со своим внутренним светом, что есть свет снаружи — блистаю2
щий, как луна, светлый, как солнце, грозный, как полки со зна2
менами”

18

.

Крест устремлен в бесконечность и вечность подлинную. Его горизон"
тальная перекладина соединяет прошлое с будущим, вертикальная —
небо с землею. Их пересечение — подлинное бытие, центр мироздания

, в

котором соединяется опыт прошлого и надежды будущего. Райское бла2
женство и земная, даже подземная адская страсть. Помещая крест в свое
сердце, человек сам становится центром мироздания, точкой сосредоточе2
ния этих могучих сил.

Крест есть орудие достижения цели

. Вспомним, да простят мне верующие

люди такое сравнение, перекрестие прицела. Человек, поместивший крест
перед своим внутренним, духовным зрением, обретает возможность ясно
видеть, осознавать то, что для него действительно важно, — свою жизнен2
ную цель и пути ее достижения.


background image

Археология  детства

164

Охватывая небо и землю, прошлое и будущее, крест парадоксальным об"
разом соединяет в единое целое, казалось бы, несоединимое

. Причем в

максимальном, абсолютном его проявлении. Сохраняя при этом во всей
полноте неповторимость, целостность каждого компонента, его тожде2
ственность себе самому. Помещая крест в свою душу, человек тем самым
соединяет в единое целое разные, зачастую прямо противоположные и на
первый взгляд несовместимые личностные качества и чувства. И при этом
храбрость остается храбростью, страх — страхом, боль — болью, ра2
дость — радостью, доброта — добротой, ярость — яростью. Это, так ска2
зать, бескомпромиссное единство противоположностей и подлинная иден2
тичность и интегрированность личности. Это то, что необходимо в жизни,
чтобы добиться успеха, а то и просто выжить.

“Любящий жизнь свою погубит ее, а ненавидящий сохранит. Это
не мистическая абстракция, а бытовой совет морякам и альпини2
стам; его можно напечатать в путеводителе по Альпам или в
строевом уставе. [...] Человек, отрезанный морем, спасется, толь2
ко если рискнет жизнью. Солдат, окруженный врагами, пробьется
к своим только в том случае, если он очень хочет жить и как2то
беспечно думает о смерти. (На мой взгляд, точнее сказать, дума2
ет совсем даже не беспечно, но готов при этом умереть. — 

В.И.

).

Если он только хочет жить — он трус и бежать не решится. Если
он только готов умереть — он самоубийца; его и убьют”

19

.

Наконец, крест — символ самого великого чуда, известного человече"
ству, — Чуда воскресения

. И тот, кто верит в Крест, верит в это чудо и чу2

деса вообще. Те же, кто утратил веру во все чудесное, лишают себя много2
го. Жизнь без чудес не просто скучна и однообразна. Без чудес невозмож2
ны подлинно великие свершения и достижения. Люди, отрицающие факт
воскресения и объясняющие исцеления, совершенные Господом, его “экст2
расенсорными способностями”, отнюдь не лишают Христа Его божествен2
ности. Они лишают человека надежды и шанса. Без веры в чудо Золушка
вряд ли оказалась бы на балу. Будучи по2настоящему скромной и смирен2
ной девушкой, она без этой веры скорее всего просто не стала бы беспоко2
ить крестную своими глупыми и даже бредовыми с сугубо рационалисти2
ческой точки зрения мечтами. И по сей день перебирала бы бобы на кухне
у злой мачехи. Без детской и наивной веры в волшебные сказки провинци2
альная девушка никогда не станет кинозвездой ни в России, ни даже в
Америке. Она очень реалистично и логично рассудит, что для поступления
в театральный институт надо дать большую взятку, что для получения хо2
рошего контракта нужны большие связи, что “звезд” шоу2бизнеса и без
нее пруд пруди. И останется дома среди унылых строений и грязных про2
улков либо отправится торговать на рынок или в “веселое заведение”. И


background image

165

Вера и верность. Поиск пути

символично, на мой взгляд, что материализовавшиеся из адских глубин су2
щества типа Бен Ладена и ему подобных, персонифицировавшие абсолют2
ную деструктивность, некрофилию, аннигиляцию жизни как таковой, в сво2
их воззваниях в первую очередь ставят задачу отнюдь не борьбы с какой2
либо государственной или политической системой, скажем, с Израилем
или “американским империализмом”. Нет, прежде всего они призывают
уничтожать 

крестоносцев

.

Завершая этот разговор, хочу обратить ваше внимание еще на два аспекта,
говорящих в пользу христианства как вечной и нетленной ценности, по2
настоящему достойного и истинного предмета веры и верности.

О жизненной силе христианства свидетельствует прежде всего сам факт
того, что Церковь Христова выстояла и сохранилась в первозданном, 

не"

тленом

 виде, несмотря на все ереси, расколы, гонения, войны и иные ка2

таклизмы человеческой истории.

Второе обстоятельство, быть может, не столь очевидное и величественное,
но именно в этом2то, на мой взгляд, и заключается его прелесть, — это то,
что, по меткому замечанию героя одного из произведений Г.К. Честертона,
“христианство всегда не модно...”

20

. Такое бытовое, если угодно, наблюде2

ние — прекрасное свидетельство вечности христианских идей и ценнос2
тей. Ведь само понятие моды с вечностью несовместимо. Если бы мода
вдруг стала вечной и неизменной, она перестала бы быть модой. Одна мода
сменяет другую несколько раз на протяжении жизни одного только поко2
ления. То, что модно сегодня, завтра будет казаться архаичным и даже
смешным и нелепым.

“Церковь же всегда как бы отстает от времени, тогда как на са2
мом деле она — вне времени. Она ждет, пока последняя мода
мира увидит свой последний час, и хранит ключи добродетели”

21

.

Не знаю, достаточно ли сказанного, чтобы убедить скептиков в том, что мо2
лодые люди, приобщенные семьей к христианской традиции, имеют луч2
шие стартовые возможности и легче и успешнее справляются с кризисом
юности, особенно в специфических российских условиях, но, по2моему, тут
есть над чем задуматься.

Об одной специфической особенности
“загадочной русской души”

Заканчивая разговор о кризисе юношества, об идейном воспитании и раз2
витии молодежи, я хочу обратить внимание на одну часто встречающуюся
ошибку, порой влекущую за собой самые негативные последствия. Я имею
в виду характерную — особенно для российского менталитета — склон2