ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 5082
Скачиваний: 102
www.NataHaus.ru
Это
те
силы
,
которые
аналитическая
ситуация
мобилизует
у
пациента
.
Слушая
пациента
,
полезно
в
уме
держать
эту
расстановку
сил
.
Многие
пункты
,
перечисленные
выше
,
будут
обсуждаться
в
следующих
разделах
книги
.
2.612.
Как
аналитик
слушает
Возможно
,
покажется
ненужным
такое
педантичное
описание
того
,
как
психоаналитику
следует
слушать
.
Кроме
того
,
клинический
опыт
учит
нас
,
что
то
,
как
аналитик
слушает
,
является
настолько
же
уникальным
и
сложным
,
как
и
свободное
ассоциирование
пациента
.
– 118 –
Этот
вопрос
будет
рассматриваться
более
глубоко
в
секциях
4.211, 4.212, 4.221, 4.222.
Здесь
же
представлен
лишь
его
набросок
.
Аналитик
слушает
,
имея
при
этом
в
уме
три
цели
: 1.
Перевести
продукции
пациента
в
их
бессознательные
содержания
,
то
есть
должны
быть
установлены
связи
мыслей
,
фантазий
,
чувств
,
поведения
и
импульсов
пациента
с
их
бессознательными
«
предками
». 2.
Бессознательные
элементы
должны
быть
преобразованы
в
понимание
,
полное
значения
.
Фрагменты
прошлой
и
настоящей
истории
,
сознательное
и
бессознательное
,
должны
быть
связаны
так
,
чтобы
создавалось
ощущение
цельности
и
последовательности
в
определенный
период
времени
,
период
жизни
пациента
. 3.
По
мере
достижения
инсайтов
они
должны
сообщаться
пациенту
.
Слушая
,
следует
устанавливать
,
какой
раскрытый
материал
будет
конструктивно
использован
пациентом
.
Клинический
опыт
предлагает
несколько
основных
генеральных
линий
достижения
этих
различных
целей
(
Фрейд
, 19126,
с
. 111 —117). 1.
Аналитик
слушает
с
равномерно
распределенным
,
ровно
парящим
,
свободно
плывущим
вниманием
.
Он
действительно
не
делает
сознательной
попытки
запомнить
.
Аналитик
запомнит
значимые
данные
в
том
случае
,
если
уделит
им
внимание
и
если
пациент
не
возбудит
у
него
собственных
реакций
переноса
.
Невыборочное
,
ненаправленное
внимание
позволит
исключить
его
собственную
необъективность
и
позволит
аналитику
уступить
инициативу
пациенту
.
Благодаря
равномерно
распределенной
,
свободной
позиции
аналитика
он
может
переходить
от
одного
к
другому
,
соотносить
продукцию
пациента
со
своими
свободными
ассоциациями
,
эмпатией
,
интуицией
,
интерпретацией
,
теоретическими
знаниями
,
обдумыванием
проблем
и
т
.
д
. (
Ференци
, 19286;
Шарп
, 1930;
Глава
11).
Необходимо
избегать
действий
,
которые
этому
мешают
.
Аналитику
не
следует
ничего
записывать
,
если
это
мешает
его
свободному
слушанию
.
Дословные
записи
являются
,
безусловно
,
противопоказанными
,
поскольку
этим
исказилась
бы
главная
цель
аналитика
.
Аналитик
является
тем
,
кто
понимает
и
передает
понимание
.
Он
не
есть
записывающее
устройство
или
коллектор
получаемых
данных
(
Березин
, 1957).
Для
того
чтобы
слушать
эффективно
,
аналитик
должен
также
обращать
– 119 –
внимание
на
свои
собственные
эмоциональные
ответы
,
поскольку
они
часто
дают
важные
ключи
.
Кроме
того
,
аналитик
должен
быть
готов
к
своему
собственному
переносу
и
реакциям
сопротивления
,
так
как
они
могут
мешать
или
помогать
его
пониманию
продукции
пациента
.
Аналитическая
ситуация
—
это
,
в
сущности
,
терапевтическая
ситуация
.
Аналитик
является
тем
,
кто
управляет
пониманием
и
осознанием
для
терапевтических
целей
.
Он
слушает
для
того
,
чтобы
достичь
инсайт
,
причем
он
слушает
с
позиции
«
свободно
плывущего
внимания
»,
со
сдержанными
эмоциональными
ответами
,
с
сочувствием
,
с
терпением
.
Все
другие
научные
задачи
должны
быть
отодвинуты
в
сторону
,
если
он
хочет
выполнить
свою
задачу
эффективно
.
2.62.
Распознавание
сопротивления
Первая
задача
аналитика
заключается
в
том
,
чтобы
распознавать
,
что
сопротивление
присутствует
.
Это
может
быть
просто
,
когда
сопротивление
очевидно
,
как
в
клиническом
примере
,
приведенном
в
секции
2.2.
Это
более
трудно
,
когда
сопротивление
неявно
,
сложно
,
неопределенно
или
Эго
-
www.NataHaus.ru
синтонично
для
пациента
.
В
последнем
случае
пациент
может
усложнять
задачу
нашу
,
пытаясь
скрыть
,
что
он
бежит
от
чего
-
то
.
Или
,
может
быть
,
трудно
выяснить
обстановку
потому
,
что
материал
пациента
содержит
смесь
какого
-
то
имеющего
значение
бессознательного
содержания
Ид
и
сопротивления
.
Интеллектуальное
наблюдение
за
пациентом
,
должно
быть
дополнено
эмпатией
аналитика
для
того
,
чтобы
выявить
эти
неявные
сопротивления
.
Клинический
опыт
и
психоаналитическая
работа
под
наблюдением
опытного
аналитика
—
лучший
путь
для
обучения
распознаванию
этих
сложных
проблем
,
связанных
с
проявлением
сопротивлений
.
Тем
не
менее
,
я
бы
хотел
проиллюстрировать
проблему
выявления
сопротивления
клиническим
примером
для
того
,
чтобы
сделать
некоторые
технические
замечания
.
Тридцатидвухлетний
мужчина
,
профессионал
,
который
проходил
анализ
в
течение
полугода
,
начал
свой
сеанс
в
понедельник
,
сказав
мне
,
что
он
устал
,
у
него
болит
голова
,
он
чувствует
раздражение
,
но
ни
с
чем
– 120 –
не
может
связать
это
.
Уик
-
энд
был
скучным
и
даже
немного
депрессивным
.
Его
дочь
намочила
постель
впервые
за
несколько
месяцев
,
у
сына
был
рецидив
ушной
инфекции
.
Пациент
часто
мочился
в
постель
,
когда
был
мальчиком
,
он
пересказал
,
как
мать
унижала
его
за
это
.
Его
дочери
не
приходилось
страдать
от
этого
.
Его
жена
была
гораздо
более
тактичной
нянькой
,
чем
его
мать
.
Конечно
,
эти
обязанности
—
обуза
,
и
он
не
мог
порицать
свою
жену
за
усталость
.
Тем
не
менее
,
она
охотно
занималась
сексом
и
даже
себе
в
ущерб
делала
те
вещи
,
которые
ему
правились
.
Она
вызывалась
сосать
пенис
и
делала
это
,
но
не
особенно
хорошо
.
Быть
может
;
то
,
что
он
отдает
предпочтение
сосанию
пениса
,
является
признаком
гомосексуальности
.
Это
пришло
ему
в
голову
на
сеансе
в
пятницу
,
как
он
полагает
.
Да
,
мы
разговаривали
о
его
интересе
к
сравнению
размеров
пениса
с
пенисами
других
мужчин
.
Эта
мысль
изводила
его
,
когда
он
назначал
свидание
другим
женщинам
.
Не
предпочтут
ли
они
других
мужчин
,
у
которых
пенис
больше
,
чем
у
него
?
У
сына
пенис
,
кажется
, «
хорошо
подвешен
»,
может
быть
,
у
него
не
будет
тех
сексуальных
проблем
,
которые
мучают
пациента
.
Кто
-
то
однажды
сказал
— «
анатомия
—
это
судьба
».
Он
никогда
не
верил
аксиомам
и
презирал
религию
.
Приведенный
выше
отрывок
занял
почти
сорок
минут
сеанса
.
Слушая
,
я
улавливал
депрессивный
и
сердитый
подтекст
,
и
материал
был
,
казалось
,
в
соответствии
с
этим
настроением
.
Уик
-
энд
был
скучным
,
дочь
—
мокрой
,
сын
—
больным
,
жена
только
сносно
удовлетворяла
его
сексуальное
желание
,
у
других
мужчин
пенис
большего
размера
,
и
судьба
немилостива
к
нему
.
Идя
с
ним
дальше
в
его
ассоциациях
,
я
ждал
вспышки
какой
-
то
нижележащей
злобы
или
депрессивного
импульса
и
не
вмешивался
.
Но
этого
не
произошло
.
Мне
казалось
,
что
пациент
борется
с
какими
-
то
сильными
латентными
эмоциями
,
но
его
материал
указывал
на
слишком
большое
число
значимых
возможностей
.
Был
ли
он
зол
на
свою
мать
,
судьбу
,
свою
жену
или
же
все
это
относилось
ко
мне
?
Чувствовал
ли
он
себя
в
большей
степени
сердитым
,
чем
обиженным
или
депрессивным
.
Я
не
знал
наверняка
,
что
было
более
важным
:
нижележащее
содержание
,
ищущее
разрядки
,
или
то
,
выльется
оно
в
своем
собственном
виде
или
в
– 121 –
виде
сопротивления
.
Я
,
тем
не
менее
,
предоставил
ему
идти
далее
почти
до
самого
конца
сеанса
.
В
конце
я
решил
вмешаться
,
потому
что
,
несмотря
на
наличие
некоторых
бессознательных
дериватов
,
казалось
,
что
сопротивление
уже
достаточно
велико
и
разумное
Эго
доступно
для
интерпретации
.
Я
сказал
ему
: «
Вы
чувствуете
,
что
ваша
мать
,
ваша
жена
,
ваши
дети
,
ваша
судьба
дурно
обращаются
с
вами
.
Вы
испытываете
легкую
депрессию
и
злобу
,
но
сдерживаете
эти
чувства
».
Пациент
едва
дождался
,
когда
я
кончу
и
буквально
выпалил
: «
Да
,
и
даже
больше
того
.
Как
вы
сказали
,
я
испытываю
отвращение
и
бешусь
от
вашего
слащавого
тона
.
Кроме
того
,
я
вспомнил
,
что
перед
сеансом
в
пятницу
я
был
вне
себя
из
-
за
того
,
что
вы
заставили
меня
ждать
,
отдавая
часть
своего
времени
той
хорошенькой
пациентке
.
Я
полагаю
,
что
не
показал
этого
во
время
сеанса
,
но
знаю
,
что
думал
об
этом
после
,
когда
ушел
.
Когда
я
ехал
домой
на
машине
,
я
сделал
неправильно
поворот
и
почти
врезался
в
другую
машину
.
В
ту
ночь
,
засыпая
,
я
испытал
своеобразное
ощущение
в
руках
,
казалось
,
они
парали
-
зованы
.
Мне
пришла
в
голову
мысль
,
что
мне
следует
убить
кого
-
нибудь
,
если
я
хочу
улучшения
.
Может
быть
,
у
меня
будет
вспышка
раздражения
прямо
в
вашем
присутствии
.
Иногда
у
меня
бывает
www.NataHaus.ru
такое
чувство
,
что
я
бы
полюбил
скручивание
шей
всем
вам
,
хорошим
,
добрым
людям
.
Вы
даже
более
лицемерны
,
чем
я
сам
.
По
меньшей
мере
,
у
меня
хватает
честности
иметь
симптомы
».
Я
полагаю
,
что
ответ
пациента
показывает
,
что
я
был
прав
в
том
,
что
распознал
присутствие
сопротивления
и
отметил
это
.
Я
мог
бы
вмешаться
раньше
и
попытаться
заняться
той
или
другой
темой
,
которую
он
предоставил
.
Например
,
я
мог
попытаться
выяснить
у
него
,
как
его
мать
унижала
его
,
или
узнать
о
его
страхе
гомосексуальности
,
который
проявился
уже
на
сеансе
в
пятницу
,
или
о
его
чувстве
обиды
на
судьбу
за
обман
.
Но
у
меня
было
такое
чувство
,
что
он
парит
над
какими
-
то
эмоциями
и
импульсами
,
с
которыми
борется
,
чтобы
они
не
прорвались
.
Я
,
таким
образом
,
решил
сосредоточиться
на
борьбе
,
то
есть
битве
между
бессознательными
импульсами
,
ищущими
разрядки
,
и
сопротивлениями
,
противостоящими
им
.
Эта
борьба
наиболее
ясно
– 122 –
прояснилась
в
его
свободных
ассоциациях
.
Наша
задача
более
проста
,
когда
то
или
другое
превалирует
в
ясно
очерченном
образе
,
как
это
было
в
клиническом
примере
в
секции
2.2
или
как
это
было
во
время
«
хороших
часов
»,
когда
производные
становятся
все
менее
и
менее
извращенными
.
При
выслушивании
пациента
нашей
первой
обязанностью
является
определить
,
доминируют
ли
бессознательные
дериваты
,
то
есть
«
содержание
»,
над
силами
сопротивления
или
же
мы
находимся
в
тупике
.
Это
ведет
к
следующему
вопросу
:
как
распознать
сопротивление
,
когда
материал
не
столь
очевиден
.
Ответ
основывается
на
нашем
понимании
свободной
ассоциации
и
возможности
предоставить
его
пациенту
в
анализе
.
Когда
мы
просим
пациента
позволить
мыслям
прийти
на
ум
и
затем
пересказать
их
без
обычной
социальной
цензуры
,
мы
пытаемся
исключить
сознательное
сопротивление
.
Результат
выявляет
борьбу
между
более
бессознательными
сопротивлениями
и
бессознательными
дериватами
Ид
,
пытающимися
достичь
разрядки
.
Феничел
(1941,
с
. 34),
использует
аналогию
высвобождения
иглы
компаса
и
наблюдения
за
его
колебаниями
назад
и
вперед
.
Существуют
два
признака
возможного
нарушения
:
игла
не
останавливается
,
а
продолжает
вращаться
,
или
она
останавливается
слишком
быстро
.
В
первом
случае
,
случае
постоянного
вращения
иглы
,
пациент
рассказывает
о
гетерогенном
материале
,
который
не
локализован
вокруг
какого
-
либо
бессознательного
импульса
или
какой
-
то
ведущей
к
общему
знаменателю
экспрессии
.
Локализация
была
бы
,
если
бы
не
работали
определенные
сопротивления
.
Во
втором
случае
,
когда
компасная
игла
останавливается
слишком
резко
и
быстро
,
мы
можем
допустить
,
что
у
пациента
есть
сознательная
программа
,
и
он
пропускает
бессвязные
мысли
,
которые
должны
возникать
,
если
его
ассоциирование
осуществляется
относительно
свободно
.
Я
нахожу
полезным
спросить
себя
,
когда
слушаю
пациента
:
движется
ли
он
к
какому
-
то
бессознательному
знанию
или
прочь
от
него
.
Является
ли
материал
углубленным
или
лежащим
в
одной
плоскости
?
Добавляет
ли
пациент
что
-
то
значимое
или
он
пустословием
заполняет
сеанс
?
Если
кажется
,
что
он
движется
к
чему
-
то
,
я
жду
,
пока
это
прояснится
,
затем
распознаю
это
как
со
-
– 123 –
противление
и
приступаю
к
работе
над
ним
.
Иногда
я
остаюсь
в
неуверенности
.
Обычно
в
конце
такого
сеанса
я
говорю
пациенту
,
что
мне
неясно
,
как
двигаться
дальше
.
2.63.
Конфронтация
,
демонстрация
сопротивления
Первый
шаг
основной
процедуры
при
анализировании
сопротивления
посвящен
описанию
того
,
что
аналитик
должен
представлять
себя
до
того
,
как
он
сможет
работать
с
пациентом
над
сопротивлением
.
Последующие
пункты
представляют
собой
шаги
,
с
помощью
которых
аналитик
пытается
достичь
совместных
действий
с
пациентом
.
Коротко
говоря
,
наша
задача
состоит
в
том
,
чтобы
дать
понять
пациенту
,
что
он
сопротивляется
,
чему
он
сопротивляется
и
как
он
сопротивляется
.
Демонстрирование
сопротивления
может
быть
относительно
простым
или
даже
необязательным
,
если
пациент
осознает
сопротивление
.
В
другом
случае
,
если
сопротивление
неочевидно
для
пациента
,
необходимо
поставить
пациента
перед
лицом
того
факта
,
что
сопротивление
есть
до
того
,
как
мы
попытаемся
предпринимать
что
-
нибудь
дальше
.
Способность
пациента
распознавать
сопротивление
будет
зависеть
от
двух
вещей
:
состояния
его
разумного
Эго
и
ясности
сопротивления
.
Слишком
www.NataHaus.ru
разумное
Эго
будет
обращать
внимание
на
малейшее
сопротивление
,
а
недостаточно
разумное
Эго
будет
требовать
несметного
числа
признаков
сопротивления
.
Наша
задача
состоит
в
оценивании
,
путем
наблюдения
и
эмпатии
,
статуса
разумного
Эго
пациента
,
чтобы
определить
,
насколько
ясным
должно
быть
сопротивление
для
того
,
чтобы
пациент
распознал
его
как
таковое
.
Конфронтацию
следует
принимать
только
тогда
,
когда
ясно
,
что
она
будет
значима
для
пациента
,
и
когда
он
не
достигает
успеха
в
своих
попытках
отрицать
или
преуменьшать
ее
значение
.
Преждевременная
демонстрация
материала
—
это
не
только
потеря
времени
,
но
и
материала
,
который
мог
бы
быть
более
эффективно
использован
в
более
поздний
момент
.
Вне
зависимости
от
того
,
насколько
ясно
сопротивление
пациенту
,
решающим
фактором
является
—
будет
ли
эта
конфронтация
значима
для
пациента
.
Позвольте
мне
проиллюстрировать
это
простым
примером
.
Пациентка
,
в
начале
анализа
,
пришла
на
несколь
-
– 124 –
ко
минут
позже
и
,
задыхаясь
,
объяснила
,
что
с
трудом
нашла
место
для
того
,
чтобы
припарковать
машину
.
Показывать
прямо
пациентке
,
что
это
сопротивление
,
было
бы
ошибкой
.
Прежде
всего
,
вы
можете
ошибаться
,
а
ваше
вмешательство
отвлечет
пациентку
от
истинного
содержания
,
которое
она
готова
передать
.
Но
,
более
того
,
вы
потеряете
потенциально
полную
возможность
задать
вопрос
,
который
пациентка
с
успехом
может
отрицать
.
Если
же
вы
молча
подождете
,
и
если
ваша
мысль
правильна
,
за
этим
небольшим
сопротивлением
последуют
другие
.
Пациентка
,
которую
я
описываю
,
замолкала
несколько
раз
во
время
сеанса
.
Она
сказала
,
что
забыла
свой
сон
,
приснившийся
в
предыдущую
ночь
.
Снова
молчание
.
Мое
молчание
давало
возможность
ее
сопротивлению
расти
,
что
увеличивало
ясность
,
что
она
будет
не
в
состоянии
отрицать
мою
позднейшую
конфронтацию
.
Для
того
чтобы
увеличить
демонстративность
сопротивления
,
следует
позволить
сопротивлению
развиться
.
Для
этого
ваше
молчание
является
лучшим
методом
.
Но
время
от
времени
можно
использовать
другую
технику
для
увеличения
сопротивления
и
его
демонстративности
.
И
снова
я
смогу
лучше
проиллюстрировать
это
с
помощью
клинического
примера
:
Молодой
человек
,
мистер
С
.,
в
начале
анализа
,
пришел
на
сеанс
и
начал
его
,
сказав
: «
Хорошо
,
я
имел
довольно
успешный
брачный
опыт
прошлой
ночью
со
своей
женой
.
Это
принесло
большое
удовлетворение
обеим
сторонам
».
Затем
он
очень
сдержанно
рассказал
о
том
,
как
он
«
занимался
любовью
»
со
своей
женой
,
а
потом
продолжал
рассказывать
о
довольно
безобидных
вещах
.
В
этот
момент
я
прервал
его
и
сказал
: «
Вы
заметили
ранее
,
что
вы
наслаждались
«
брачным
опытом
»
прошлой
ночью
.
Объясните
,
пожалуйста
,
что
вы
понимаете
под
«
брачным
опытом
».
Пациент
колебался
,
краснел
и
затем
,
запинаясь
,
начал
объяснять
,
остановился
,
произнес
: «
Я
думаю
,
что
вы
хотите
,
чтобы
я
был
более
подробен
...»
и
снова
пауза
.
Тогда
я
сказал
: «
Вы
кажетесь
робким
,
когда
речь
заходит
о
сексуальных
вопросах
».
Остаток
сеанса
пациент
провел
,
описывая
свои
затруднения
при
разговоре
о
сексе
.
Теперь
он
начал
работать
над
своим
сопротивлением
.
Для
меня
было
очевидно
,
что
пациент
имел
большое
– 125 –
нежелание
говорить
о
своем
«
брачном
опыте
»,
и
,
более
того
,
он
пытался
незаметно
обойти
это
,
говоря
о
тривиальном
.
Я
придал
большое
значение
его
нежеланию
тщательно
проработать
именно
эту
часть
его
материала
,
таким
образом
,
признание
существования
стало
неизбежным
,
и
мы
приступили
к
работе
над
его
сопротивлением
разговором
о
сексе
,
что
было
жизненно
важно
на
том
сеансе
.
Эти
два
примера
служат
иллюстрацией
облегчения
демонстрации
сопротивления
путем
увеличения
сопротивления
:
молчание
аналитика
и
его
просьба
тщательной
проработки
момента
сопротивления
.
Эти
методы
оживят
сопротивление
и
сделают
его
узнаваемым
для
нежелающего
этого
разумного
Эго
пациента
.
Когда
аналитик
просит
пациента
заметить
,
что
он
,
кажется
,
неохотно
говорит
о
сексуальных
вопросах
,
он
тем
самым
сдвигает
конфликтную
ситуацию
для
пациента
,
как
бы
говоря
:
«
Не
рассказывайте
о
сексе
,
лучше
скажите
о
ваших
затруднениях
при
разговоре
о
сексе
».
Во
-
первых
,
мы
должны
анализировать
его
сопротивление
разговору
о
сексе
до
того
,
как
мы
сможем
эффективно
анализировать
его
сексуальные
проблемы
.
Более
того
,
мы
будем
не
в
состоянии
дать
ясную
картину
его
сексуальных
проблем
до
того
,
как
он
сможет
эффективно
общаться
на
эту
тему
.
www.NataHaus.ru
Другой
техникой
для
помощи
пациенту
в
распознавании
присутствия
сопротивления
является
рассмотрение
всех
клинических
данных
.
В
случае
леди
,
которая
пришла
на
несколько
минут
позже
на
сеанс
,
потому
что
не
могла
найти
место
для
паркования
машины
,
я
ждал
до
появления
,
по
меньшей
мере
,
еще
двух
признаков
сопротивления
.
Затем
я
вмешался
;
сказав
: «
Кажется
,
вы
избегаете
чего
-
то
.
Вы
немного
опоздали
,
затем
вы
замолкали
,
и
теперь
вы
говорите
,
что
забыли
свое
сновидение
».
Теперь
сама
пациентка
поняла
,
что
она
бежит
от
чего
-
то
.
Если
бы
я
вмешался
при
первом
небольшом
признаке
,
она
бы
отделалась
рационализацией
.
Следует
отметить
,
что
я
просто
показал
,
что
привело
меня
к
заключению
,
что
она
сопротивляется
.
Я
не
настаивал
на
том
,
что
она
сопротивляется
.
Я
только
намекнул
на
то
,
что
это
возможно
.
Если
бы
она
стала
отрицать
это
,
я
бы
не
стал
убеждать
ее
на
основании
клинических
данных
.
Я
бы
молчал
и
наблюдал
за
тем
,
не
пытается
ли
она
– 126 –
теперь
скрывать
сопротивление
,
даже
если
оно
будет
вторгаться
все
более
явно
.
Аналитик
может
только
показывать
что
-
то
разумному
Эго
—
он
будет
ждать
до
того
момента
,
как
проявится
разумное
Эго
,
или
до
того
как
данные
станут
настолько
явными
,
что
даже
слабое
разумное
Эго
пациента
будет
вынуждено
признать
его
.
2.64.
Прояснение
сопротивления
Давайте
продолжим
рассмотрение
процедур
при
анализировании
сопротивления
.
Мы
заставили
пациента
осознать
,
что
у
него
есть
сопротивление
.
Что
мы
делаем
дальше
?
Существуют
три
возможности
,
которые
мы
теперь
рассмотрим
: 1)
Почему
пациент
избегает
? 2)
Чего
пациент
избегает
?
3)
Как
пациент
избегает
?
Первые
два
вопроса
:
почему
и
чего
пациент
избегает
, —
могут
рассматриваться
вместе
как
мотив
сопротивления
.
Вопрос
о
том
,
как
пациент
избегает
,
относится
,
скорее
,
к
форме
или
способу
сопротивления
.
Все
равно
,
с
чего
мы
начнем
,
с
мотива
или
формы
сопротивления
.
В
любом
случае
анализ
будет
продолжен
путем
прояснения
вопроса
при
внимательном
исследовании
.
Нам
следует
попытаться
заострить
внимание
на
тех
психических
процессах
,
которые
мы
пытаемся
анализировать
.
Нам
следует
тщательно
выделить
и
изолировать
специфический
мотив
или
форму
сопротивления
,
которое
мы
пытаемся
исследовать
.
Значимые
детали
следует
найти
и
тщательно
отделить
от
посторонних
.
Я
начну
с
проявления
мотива
сопротивления
,
потому
что
,
хотя
это
и
все
равно
,
но
такой
подход
более
продуктивен
.
Только
когда
мы
чувствуем
,
что
способ
сопротивления
поразителен
или
необычен
,
нам
следует
приступить
к
этому
вопросу
в
первую
очередь
.
Или
,
если
мы
уже
знаем
из
материала
,
почему
и
от
чего
бежит
пациент
,
мы
исследуем
метод
,
который
используется
пациентом
.
Вопрос
: «
Почему
пациент
сопротивляется
?» —
может
быть
редуцирован
,
до
какого
болезненного
аффекта
он
старается
избежать
.
Ответ
на
этот
вопрос
обычно
ближе
к
сознанию
,
чем
ответ
на
вопрос
:
«
Какие
инстинктивные
импульсы
или
травматические
воспоминания
способствуют
болезненному
аффекту
?».
Как
было
сказано
ранее
;
непосредственным
мотивом
для
защиты
и
сопро
-
– 127 –
тивления
является
избегание
боли
,
то
есть
болезненного
аффекта
.
Сопротивлением
пациент
пытается
отвратить
такие
болезненные
эмоции
,
как
тревога
,
вина
,
стыд
,
депрессия
или
какие
-
то
комбинации
их
.
Иногда
,
несмотря
на
сопротивление
,
болезненный
аффект
очевиден
,
потому
что
пациент
ведет
себя
так
,
как
это
характерно
для
данного
специфического
аффекта
.
Например
,
то
,
что
пациент
рассказывает
,
колеблясь
или
пользуясь
клише
,
или
бессвязно
и
тривиально
,
может
выдавать
его
чувство
стыда
,
так
же
как
и
краска
смущения
или
то
,
что
он
закрывает
лицо
ладонями
или
отворачивает
голову
,
так
что
аналитик
не
может
видеть
его
лица
,
или
же
он
прикрывает
руками
генитальную
область
или
внезапно
тесно
перекрещивает
лодыжки
и
т
.
д
.
Скрытное
поведение
также
выдает
стыд
,
дрожание
,
потение
,
сухость
языка
и
рта
,
мускульное
напряжение
,
вздрагивания
или
ригидность
могут
быть
признаками
страха
.
Пациент
,
который
говорит
медленным
,
мрачным
тоном
,
со
стиснутыми
челюстями
,
вздыхая
,
иногда
замолкая
,
болезненно
глотает
,
сжимает
кулаки
,
может
бороться
против
слез
и
депрессии
.
Во
всех
этих
случаях
я
пытаюсь
определить
все
невербальные
реакции
тела
,
которые
имеют
место
.
Они
могут
дать
нам
ключ
к
пониманию
того
,
с
каким
болезненным
аффектом
борется
пациент
.
Если
я