ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 5087
Скачиваний: 102
www.NataHaus.ru
Ответом
на
вопрос
,
чего
пациентка
избегает
,
что
вызывает
болезненный
аффект
,
который
делает
ее
раздраженной
на
меня
и
анализ
,
является
то
,
что
она
пыталась
избежать
своей
оральной
активности
и
пассивных
гомосексуальных
,
садистических
устремлений
по
отношению
к
своей
матери
,
ребенку
и
ко
мне
.
Это
были
мотивы
ее
сопротивления
.
Я
отметил
выше
,
что
в
попытке
анализировать
мо
-
– 138 –
тивы
сопротивления
обычно
начинают
с
того
,
что
пытаются
раскрыть
болезненный
аффект
,
потому
что
болезненный
аффект
обычно
более
доступен
сознательному
Эго
,
чем
содержание
,
вызывающее
болезненный
аффект
.
Это
не
всегда
верно
,
и
иногда
содержание
может
раскрываться
в
аналитическом
сеансе
,
до
того
,
как
нам
станет
ясен
аффект
.
Затем
наша
задача
состоит
в
том
,
чтобы
следовать
содержанию
сопротивления
,
которое
,
если
мы
добьемся
успеха
,
прояснит
факт
.
Мы
начали
с
материала
,
имеющегося
в
наличии
,
а
затем
продолжали
искать
то
,
чего
не
достает
.
Мы
идем
от
известного
к
неизвестному
.
Следующий
пример
иллюстрирует
,
как
содержание
сопротивления
становится
известным
до
аффекта
.
Пациент
пришел
на
сеанс
после
того
,
как
отсутствовал
в
городе
в
течение
недели
.
Он
рассказал
,
что
у
него
были
чудесные
каникулы
,
пока
я
отсутствовал
.
Он
оживленно
говорил
о
том
,
как
он
уезжал
в
короткое
путешествие
за
город
,
каким
отдохнувшим
он
себя
почувствовал
,
как
хорошо
гулять
с
женой
и
детьми
,
как
он
оказался
способен
делать
много
физических
упражнений
и
читать
.
А
затем
,
после
пяти
минут
описания
того
,
как
он
наслаждался
,
пока
меня
не
было
,
он
вдруг
истощил
свой
запас
того
,
что
можно
сказать
,
и
замолчал
.
Я
сохранил
молчание
.
Он
бы
хотел
знать
,
о
чем
мы
говорили
перед
тем
,
как
я
уехал
.
Пауза
.
Он
бы
хотел
знать
,
помню
ли
я
,
о
чем
он
рассказывал
перед
тем
,
как
я
уехал
.
Помнят
ли
аналитики
то
,
что
им
рассказывают
пациенты
?
Еще
пауза
.
Он
бы
хотел
знать
,
куда
я
уезжал
,
и
что
я
делал
.
Он
бы
хотел
знать
,
ездил
ли
я
один
или
с
женой
.
Он
подумал
,
что
я
выгляжу
переработавшим
и
бледным
,
тогда
,
на
сеансе
перед
отъездом
.
Он
сказал
,
что
у
него
появились
беспокойства
по
поводу
моего
здоровья
.
Он
даже
пересказал
,
что
у
него
была
мысль
о
том
,
что
я
могу
умереть
.
Он
хотел
бы
знать
,
рекомендую
ли
я
ему
кого
-
нибудь
в
том
случае
,
если
ослабею
или
умру
.
Все
это
он
говорил
,
сильно
колеблясь
и
с
большим
количеством
пауз
.
Было
очевидно
,
что
он
сопротивляется
.
Было
также
совершенно
очевидно
,
что
он
избегает
говорить
более
детально
и
с
большим
чувством
о
своих
реакциях
на
мое
отсутствие
.
Я
поэтому
конфронтировал
его
,
сказав
: «
Вы
,
кажется
,
в
действительности
,
– 139 –
неохотно
говорите
о
тех
разных
чувствах
,
которые
были
у
вас
по
отношению
ко
мне
,
когда
я
уехал
,
и
забыл
вас
здесь
».
На
это
он
сразу
завел
разговор
о
том
,
как
он
обиделся
,
когда
его
«
оставили
»,
и
как
часто
это
случалось
с
ним
в
прошлом
.
Его
отец
часто
уезжал
один
на
отдых
,
оставляя
его
и
мать
дома
одних
.
Затем
он
перешел
к
другим
воспоминаниям
о
том
,
что
,
когда
он
и
мать
уехали
одни
,
оставив
своего
отца
,
это
затем
привело
к
его
желанию
смерти
отца
разными
способами
.
В
конце
сеанса
стало
ясно
,
что
болезненные
чувства
,
которых
он
пытался
избежать
,
были
его
озлобленные
желания
моей
смерти
и
разочарование
во
мне
из
-
за
того
,
что
я
оставил
его
.
Я
представляю
на
рассмотрение
эту
иллюстрацию
для
того
,
чтобы
она
явилась
примером
того
,
как
событие
,
которое
является
мотивом
сопротивления
,
становится
,
ясным
,
несмотря
на
сопротивление
,
и
,
следовательно
,
становится
стартовым
пунктом
для
анализа
сопротивления
,
и
далее
ведет
к
аффектам
,
побуждениям
,
воспоминаниям
.
И
снова
следует
подчеркнуть
,
что
,
раскрывая
специфическое
событие
или
аффект
,
который
вызывает
сопротивление
(
в
данном
случае
это
было
событие
),
аналитик
идет
от
сопротивления
к
истории
специфического
события
или
аффекта
,
или
фантазии
в
жизни
пациента
.
Начнет
ли
аналитик
с
аффекта
или
фантазии
,
или
с
события
,
он
,
в
сущности
,
придет
к
истории
фантазии
,
аффекта
или
события
.
В
случае
успеха
аналитик
сможет
затем
вернуться
к
текущему
сопротивлению
в
анализе
и
отметить
для
пациента
: «
Да
...
и
мой
отъезд
,
кажется
,
вызвал
у
вас
похожую
реакцию
,
которую
вы
побоялись
сообщить
мне
».
Еще
яснее
осознает
пациент
сопротивления
,
имеющие
место
в
анализе
,
при
повторении
событий
,
которые
случились
до
того
в
жизни
пациента
.
Повторяю
:
сопротивления
не
www.NataHaus.ru
являются
артефактами
анализа
,
они
не
являются
и
каким
-
то
новым
творением
,
но
повторением
новым
изданием
прошлых
событий
.
Важное
Клиническое
замечание
,
которое
следует
повторять
снова
и
снова
,
состоит
в
том
,
что
наиболее
частым
источником
сопротивления
является
ситуация
переноса
.
Каждый
клинический
пример
,
который
я
привожу
,
подтверждает
это
,
хотя
я
не
всегда
подчеркиваю
– 140 –
это
.
Когда
все
остальное
неясно
или
неизвестно
,
аналитику
следует
искать
реакции
переноса
как
источник
сопротивления
.
Детально
я
буду
рассматривать
это
в
3
части
.
2.652.
Интерпретация
формы
сопротивления
Иногда
при
анализировании
сопротивления
не
аффект
и
не
побуждение
или
некоторое
событие
являются
наиболее
обещающей
линией
исследования
.
Ею
может
оказаться
форма
сопротивления
,
метод
или
способ
сопротивления
,
предлагающие
наиболее
плодотворную
линию
для
исследования
.
Если
форма
сопротивления
часто
повторяется
,
это
,
вероятно
,
будет
тот
случай
,
когда
мы
имеем
дело
с
чертами
характера
.
Хотя
анализ
формы
,
возможно
,
не
часто
является
первым
при
анализе
сопротивления
,
типичные
и
связанные
с
привычками
методы
сопротивления
,
в
сущности
,
должны
стать
предметом
анализа
,
поскольку
эта
процедура
является
входом
в
анализирование
так
называемых
защит
характера
.
Если
форма
сопротивления
«
странная
»
или
«
нехарактерная
»
для
пациента
,
это
обычно
симптоматично
и
более
легко
воспринимается
разумным
Эго
пациента
.
Шаги
при
анализировании
формы
сопротивления
те
же
самые
,
что
были
набросаны
для
других
аспектов
поведения
.
Во
-
первых
,
нам
следует
добиться
того
,
чтобы
пациент
узнал
,
что
данная
часть
его
поведения
является
сопротивлением
.
Это
может
быть
или
просто
,
или
очень
трудно
,
в
зависимости
от
того
,
является
деятельность
Эго
-
синтоничной
чертой
характера
или
чуждой
Эго
.
Если
поведение
является
Эго
-
синтоничным
,
встает
вопрос
,
насколько
трудно
сделать
данное
поведение
Эго
-
дистоничным
;
другими
словами
,
сможет
ли
аналитик
заручиться
помощью
разумного
Эго
пациента
,
которое
объединится
с
аналитиком
при
рассмотрении
этой
активности
как
сопротивления
(
Феничел
,
1941,
с
. 66—68).
Сможет
ли
аналитик
добиться
успеха
в
отделении
разумного
Эго
пациента
от
его
экспериментирующего
Эго
и
,
тем
самым
,
поставить
пациента
перед
вопросом
исследования
этой
активности
?
Демонстрируемость
будет
зависеть
от
двух
факторов
:
во
-
первых
,
от
отношений
Эго
к
данной
деятельности
,
т
.
е
.
насколько
она
является
Эго
-
синтоничной
;
и
,
во
-
– 141 –
вторых
,
от
рабочего
альянса
,
т
.
е
.
от
того
,
насколько
охотно
пациент
принимает
аналитические
отношения
.
Чем
более
согласованной
,
адаптивной
,
успешной
представляется
деятельность
пациенту
,
тем
труднее
будет
убедить
его
,
что
это
—
сопротивление
.
В
нашем
обществе
,
например
,
нелегко
подвести
пациента
к
тому
,
что
чистоплотность
в
ее
свободных
ассоциациях
и
во
внешней
жизни
явля
-
ется
тем
,
что
следует
анализировать
.
Чистоплотность
является
одной
из
добродетелей
в
американском
обществе
,
одной
из
превозносимых
и
высоко
ценимых
черт
в
семье
.
Бомбардировка
рекламой
помогает
сделать
чистоплотность
идеалом
Эго
для
многих
людей
даже
и
в
более
позднем
возрасте
.
Это
сильно
отличается
от
попыток
анализировать
более
чуждую
Эго
деятельность
.
Например
,
пациент
с
очень
сильным
враждебным
переносом
моментально
засыпает
во
время
сеанса
.
Несмотря
на
агрессивное
отношение
ко
мне
,
пациент
может
осознать
,
что
засыпание
во
время
сеанса
является
сопротивлением
.
Ситуация
более
трудна
,
когда
реальные
факторы
смешиваются
с
бессознательными
сопротивлениями
пациента
.
Например
,
пациентка
большую
часть
сеанса
рассказывает
об
опасности
ядерной
бомбардировки
и
целесообразности
уехать
на
Средний
Запад
,
где
она
будет
в
безопасности
.
Когда
я
предположил
,
что
,
быть
может
,
уехав
,
она
будет
чувствовать
себя
в
безопасности
от
меня
и
психоанализа
,
она
явно
рассердилась
и
замолчала
.
Затем
она
резко
напомнила
мне
,
что
люди
строят
бомбоубежища
.
После
паузы
я
признал
,
что
существует
некоторая
вероятность
ядерной
атаки
,
но
я
полагаю
,
что
ее
реакции
www.NataHaus.ru
несоответствующе
интенсивны
.
Большинство
экспертов
придерживаются
мнения
,
что
бомбоубежища
не
являются
надежной
защитой
,
и
отъезд
тоже
не
гарантирует
ее
безопасность
.
Затем
пациентка
начала
говорить
.
Она
допускает
,
что
ее
страхи
непропорционально
велики
,
но
простейшая
мысль
о
ядерном
взрыве
вселяет
в
нее
ужас
.
Я
сказал
ей
,
что
каждый
разумный
человек
боится
атомной
войны
,
но
,
должно
быть
,
есть
еще
что
-
то
,
что
делает
ее
страх
таким
сильным
,
что
она
намеревается
«
вырвать
с
корнем
»
свою
жизнь
.
Медленно
пациентка
начала
ассоциировать
,
ее
мысли
привели
ее
к
несчастному
замужеству
,
годам
– 142 –
фрустраций
и
затруднений
,
ее
страстному
желанию
«
вылезти
из
этого
»,
начать
новую
жизнь
.
Теперь
я
был
в
состоянии
показать
ей
,
что
все
это
являлось
причиной
того
,
что
скрыто
накапливался
гнев
,
который
угрожает
взрывом
.
Вот
почему
возможность
взрыва
атомной
бомбы
кажется
такой
близкой
.
Вот
отчего
ее
страх
интенсифицирован
до
ужаса
.
Пациентка
,
казалось
,
поняла
,
и
в
течение
следующих
нескольких
сеансов
мы
продуктивно
работали
над
этой
темой
.
Я
хочу
сделать
паузу
в
этом
месте
для
того
,
чтобы
подчеркнуть
небольшой
,
но
важный
технический
момент
.
Всякий
раз
,
когда
факторы
реальности
смешиваются
с
сопротивлением
,
эти
факторы
должны
быть
адекватно
осознаны
(
Мармор
, 1958).
Если
не
сделать
этого
,
пациент
будет
все
более
громогласно
цепляться
за
элементы
реальности
в
сопротивлении
и
тратить
свое
время
,
пытаясь
убедить
аналитика
в
логичности
своих
аргументов
.
Обратите
внимание
,
как
моя
пациентка
завела
разговор
о
бомбоубежищах
,
когда
я
пытался
объяснить
ее
бегство
на
Средний
Запад
как
бегство
от
анализа
.
Только
после
того
,
как
я
допустил
,
что
в
ее
страхе
есть
доля
реальности
,
она
смогла
работать
со
мной
,
она
смогла
сформировать
рабочий
альянс
.
До
этого
ее
тревожность
по
отношению
к
ядерной
бомбе
была
Эго
-
синтоничной
.
Мое
признание
факта
реальности
позволило
установить
рабочий
альянс
,
что
сделало
страх
ядерного
взрыва
,
по
меньшей
мере
,
его
интенсивность
,
чуждыми
для
Эго
.
Она
стала
в
состоянии
работать
над
этим
как
над
внутренней
проблемой
и
,
в
сущности
,
действительно
осознала
,
что
ее
бегство
на
Средний
Запад
является
сопротивлением
переноса
.
Когда
пациент
осознает
сопротивленческий
аспект
своего
поведения
,
нашей
следующей
задачей
становится
проявление
.
Теперь
мы
разыскиваем
соответствующий
паттерн
поведения
вне
анализа
и
затем
занимаемся
историей
и
целями
данной
деятельности
.
Что
случилось
в
жизни
пациента
,
что
было
причиной
того
,
что
он
принял
этот
способ
сопротивления
?
Позвольте
мне
вернуться
к
профессору
К
.,
человеку
,
который
рассказывал
свои
сновидения
, «
сваливая
все
в
кучу
» (
см
.
секцию
2.64).
Профессор
К
.
рассказал
,
что
он
читал
книги
, «
сваливая
все
в
кучу
»,
и
делал
домашние
задания
в
той
же
– 143 –
манере
.
Он
не
мог
заниматься
,
сидя
за
партой
,
но
только
лежа
либо
прохаживаясь
.
Это
стало
понятным
,
когда
он
осознал
,
что
его
отец
был
известным
учителем
и
готовил
сына
пойти
по
своим
стопам
.
Мальчик
хотел
противодействовать
,
потому
что
он
испытывал
глубоко
затаенные
неприязненные
,
ревнивые
,
сопернические
чувства
по
отношению
к
отцу
,
его
способ
работать
был
выражением
его
злобы
и
вызова
.
Но
была
также
и
глубокая
любовь
к
отцу
,
которая
имела
сильный
прегенитальный
анальный
и
оральный
тип
.
Он
боялся
находиться
слишком
близко
к
отцу
,
так
как
это
означало
бы
анальное
и
оральное
проникновение
и
заглатывание
.
Его
история
проясняет
это
тем
,
что
отец
любил
играть
роль
врача
,
когда
пациент
болел
.
Много
раз
им
была
измерена
ректальная
температура
,
много
поставлено
клизм
,
много
раз
смазано
горло
и
т
.
д
.
Поведение
«
все
в
кучу
»
было
также
проявлением
и
его
борьбы
против
идентификации
с
отцом
,
поскольку
идентификация
была
равносильна
тому
,
чтобы
быть
поглощенным
или
аннигилированным
.
Это
представляет
собой
возвращение
репрессированных
стремлений
и
утрату
границ
Эго
(
Гринсон
, 1954
г
, 1958
а
;
Кан
, 1960).
Другой
пациент
-
ученый
использовал
для
описания
своих
переживаний
очень
реалистичный
тон
и
технические
термины
.
Даже
описывая
интимнейшие
сексуальные
события
,
он
никогда
не
выказывал
никаких
эмоций
.
Он
никогда
не
колебался
,
не
проявлял
страстного
желания
,
но
механически
и
досконально
докладывал
.
Я
пытался
дать
ему
понять
,
что
из
-
за
того
,
что
он
использует
технические
термины
и
описывает
эти
события
так
,
как
будто
он
докладывает
о
не
относящемся
к
определенной
личности
эксперименте
,
он
пропускает
все
свои
эмоциональные
реакции
.
Он
был
холодным
,
дотошным
www.NataHaus.ru
наблюдателем
,
докладывающим
сотрудником
,
но
не
пациентом
,
сообщающим
интимные
переживания
своему
терапевту
.
В
течение
долгого
времени
пациент
оправдывал
себя
,
говоря
,
что
факты
—
более
важны
,
чем
эмоции
.
Затем
я
смог
доказать
ему
,
что
эмоции
также
являются
фактами
,
но
что
он
с
неохотой
признает
эти
«
факты
»
в
отношении
себя
.
Затем
пациент
осознал
,
что
он
отбрасывал
эмоции
,
докладывая
мне
,
так
как
чувствовал
,
что
зрелому
ученому
стыдно
иметь
чувства
.
В
даль
-
– 144 –
нейшем
он
также
признался
,
что
скрывает
свои
чувства
и
от
других
,
даже
от
своей
жены
при
сексуальных
отношениях
.
Анализ
этого
поведения
затем
привел
его
в
детство
,
когда
его
отец
,
инженер
,
выказывал
презрение
к
эмоциональным
людям
,
считая
их
слабыми
и
ненадежными
.
В
сущности
,
пациент
осознал
,
что
он
считал
проявление
эмоций
эквивалентом
несдержанности
и
бесконтрольности
.
Он
приравнивал
холодность
к
чистоте
,
а
эмоциональное
тепло
к
грязи
и
утрате
контроля
.
Анализ
формы
сопротивления
в
таком
случае
,
как
этот
,
становится
возможным
,
только
когда
пациент
,
не
может
дольше
сам
оправдывать
использование
данного
метода
для
данного
вопроса
.
Это
сопротивление
должно
стать
Эго
-
дистоническим
до
того
,
как
пациент
с
готовностью
продолжит
анализ
этого
старого
,
привычного
способа
поведения
.
Для
данного
пациента
потребовалось
около
года
,
чтобы
изменить
его
отношение
к
бесстрашному
способу
рассказывать
.
Даже
,
когда
мы
стали
способны
проследить
эту
форму
поведения
назад
,
в
его
детство
,
к
конфликтам
,
касающимся
выработки
туалетных
навыков
и
анально
-
садистических
импульсов
,
он
не
был
в
состоянии
поддерживать
реальный
рабочий
альянс
.
Его
нижележащая
тревожность
,
в
сущности
,
обусловила
параноидные
черты
характера
и
лишала
истинной
мотивации
продолжать
анализ
.
Он
с
охотой
анализировался
бы
,
если
бы
мог
остаться
,
в
сущности
,
неизменным
и
нетронутым
эмоционально
.
Мы
,
в
конце
концов
,
согласились
прервать
анализ
.
2.653.
Резюме
Если
мы
теперь
кратко
повторим
,
что
является
основными
процедурами
в
анализе
,
то
придем
к
следующему
.
Нужно
:
1)
Осознать
сопротивление
.
2)
Продемонстрировать
сопротивление
пациенту
:
а
)
позволить
сопротивлению
стать
демонстрируемым
,
ожидая
его
проявления
в
нескольких
случаях
;
б
)
вмешиваться
,
с
тем
чтобы
увеличить
сопротивление
;
способствовать
тому
,
чтобы
оно
стало
демонстрируемым
.
3)
Прояснить
мотивы
и
формы
сопротивления
:
– 145 –
а
)
какой
специфический
болезненный
аффект
заставляет
пациента
сопротивляться
?
б
)
какое
специфическое
инстинктивное
побуждение
является
причиной
болезненного
аффекта
в
данный
момент
?
в
)
какую
конкретную
форму
и
метод
пациент
использует
для
выражения
своего
сопротивления
?
4)
Интерпретировать
сопротивление
:
а
)
какие
фантазии
или
воспоминание
являются
причиной
аффектов
и
побуждений
,
которые
стоят
за
сопротивлением
?
б
)
заниматься
историей
и
бессознательными
объектами
данных
аффектов
и
побуждений
или
событий
вовремя
анализа
,
вне
анализа
и
в
прошлом
.
5)
Интерпретировать
форму
сопротивления
:
а
)
заниматься
анализом
этой
и
сходных
форм
деятельности
во
время
и
вне
анализа
.
6)
проследить
историю
и
бессознательные
цели
этой
деятельности
в
настоящем
и
прошлом
пациента
.
6)
Тщательная
проработка
.
Повторение
и
разработка
шагов
4)
а
),
б
)
и
5)
а
),
б
).
www.NataHaus.ru
Важно
осознать
,
что
лишь
небольшой
фрагмент
работы
может
быть
доведен
до
конца
в
течение
одного
сеанса
.
Множество
сеансов
закончатся
всего
лишь
с
неясным
сознанием
того
,
что
работает
какое
-
то
сопротивление
,
и
,
все
,
что
аналитик
,
может
делать
в
конце
,
таких
сеансов
, —
это
указывать
пациенту
на
то
,
что
он
чего
-
то
избегает
.
Иногда
он
может
прояснить
только
аффект
и
даже
его
не
полностью
;
иногда
только
историческое
прошлое
,
иногда
только
форму
.
Когда
это
возможно
и
насколько
это
возможно
,
аналитик
пытается
исследовать
эти
избегания
вместе
с
пациентом
,
пробуя
,
как
много
из
этих
исследований
пациент
может
со
значением
и
пользой
делать
сам
во
время
данного
сеанса
.
Усердие
самого
аналитика
должно
играть
вторичную
роль
в
исследовании
и
раскрытии
бессознательных
явлений
,
такую
,
какую
пациент
может
вынести
и
использовать
,
пациент
не
должен
быть
ни
травмирован
,
ни
вовлечен
в
какое
-
то
,
похожее
на
игру
,
исследование
сопротивления
.
Важно
не
делать
преждевременной
интерпретации
сопротивления
,
поскольку
это
приведет
пациента
только
к
рационализации
или
интеллектуализации
или
же
– 146 –
к
интеллектуальному
соперничеству
в
интерпретации
сопротивления
.
В
любом
случае
это
лишь
опыт
эмоционального
заряда
.
Следовательно
,
это
усилит
сопротивление
вместо
того
,
чтобы
ослабить
его
.
Пациенту
следует
дать
возможность
почувствовать
его
сопротивление
,
чтобы
он
стал
осознавать
его
силу
и
упорство
.
Важно
знать
,
когда
быть
пассивным
и
когда
быть
активным
при
аналитической
работе
.
Слишком
большое
количество
терпения
со
стороны
аналитика
может
способствовать
тому
,
что
пациент
будет
расточать
ценное
время
,
тогда
как
он
мог
бы
поработать
эффективно
.
Слишком
большая
активность
аналитика
может
либо
помешать
проявлению
способности
пациента
быть
активным
и
удовлетворит
его
пассивные
желания
;
или
это
может
вызвать
события
,
для
которых
пациент
еще
не
готов
,
и
,
тем
самым
,
возбудить
травматическую
ситуацию
.
Кроме
всего
прочего
,
слишком
большая
активность
может
послужить
избеганию
эмоционального
заряда
и
превратить
анализ
сопротивления
в
игру
в
загадки
(
Фрейд
, 1914
с
,
с
. 155;
Феничел
, 1941,
с
. 36—43).
Важно
,
кроме
того
,
не
играть
в
сопротивление
с
пациентом
,
используя
тот
же
самый
вид
сопротивления
,
что
и
он
.
Если
он
молчит
,
вы
должны
быть
внимательным
,
чтобы
ваше
молчание
не
оказалось
контрсопротивлением
.
Или
,
если
он
использует
высокопарный
язык
,
непристойности
или
клише
,
вы
должны
избегать
следовать
за
его
сопротивлением
или
поступать
наоборот
.
Важно
,
чтобы
все
непосредственно
относилось
к
делу
,
без
непродуманных
вещей
или
заслуживающих
упрека
провокаций
.
Эти
шаги
и
порядок
различных
шагов
варьируют
от
сеанса
к
сеансу
и
от
пациента
к
пациенту
.
Аналитик
может
заниматься
тем
только
,
что
кажется
ему
наиболее
многообещающей
линией
исследования
в
данное
время
.
Следует
сохранять
ум
открытым
и
настороженным
,
быть
готовым
переменить
совершенно
свой
подход
или
придерживаться
его
,
если
это
кажется
правильным
.
Обязательным
союзником
аналитика
в
этой
работе
является
разумное
Эго
пациента
.
Оно
должно
присутствовать
или
должно
возникнуть
благодаря
вмешательствам
аналитика
;
иногда
аналитику
следует
подождать
,
пока
эмоциональный
взрыв
утихнет
и
разумное
Эго
вернется
,
что
может
выразиться
,
в
частности
,
в
виде
от
-
– 147 –
ношения
к
аналитику
.
Рабочий
альянс
должен
существовать
или
возникнуть
до
того
,
как
аналитик
приступит
к
глубокому
анализу
сопротивления
.
Это
является
необходимым
условием
для
интерпретации
(
Гринсон
, 1965).
Данное
положение
будет
детально
проиллюстрировано
в
3
части
.
Важно
осознать
,
что
вне
зависимости
от
того
,
насколько
умело
и
правильно
аналитик
работает
с
сопротивлением
,
сопротивления
будут
возвращаться
.
Следует
помнить
замечание
Фрейда
о
том
,
что
сопротивление
будет
присутствовать
в
каждом
шаге
,
каждом
аспекте
,
на
каждом
сеансе
анализа
,
до
того
,
как
анализ
будет
завершен
.
Тщательная
проработка
необходима
для
того
,
чтобы
данное
сопротивление
утратило
свою
патогенность
.
Анализ
сопротивления
является
не
окольным
путем
психоанализа
,
а
необходимой
и
жизненно
важной
частью
лечения
.
2.66.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ
ПРИ
АНАЛИЗИРОВАНИИ
СОПРОТИВЛЕНИЯ