Файл: Гринсон Р.Р. - Техника и практика психоанализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 5086

Скачиваний: 102

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

www.NataHaus.ru 

думаю

что

 

я

 

определил

 

специфический

 

аффект

я

 

конфронтирую

 

пациента

 

с

 

ним

: «

Кажется

вы

 

смущены

 

или

 

боитесь

или

 

печальны

или

 

боитесь

 

заплакать

». 

Я

 

говорю

: «

кажется

», 

а

 

не

  «

вы

 

есть

». 

Почему

Потому

 

что

во

-

первых

я

 

могу

 

быть

 

неправ

 

и

во

-

вторых

так

 

я

 

даю

 

ему

 

шанс

 

убежать

если

 

ему

 

необходимо

 

это

Позже

 

я

 

могу

 

стать

 

более

 

напористым

если

 

буду

 

более

 

уверен

 

в

 

своей

 

правоте

 

или

 

если

 

убегание

 

от

 

работы

 

с

 

сопротивлением

 

должно

 

будет

 

стать

 

предметом

 

обсуждения

Если

 

я

 

не

 

могу

 

определить

 

специфический

 

болезненный

 

аффект

то

 

я

 

просто

 

спрашиваю

: «

Какие

 

чувства

 

вы

 

пытаетесь

 

устранить

?» 

или

: «

Как

 

вы

 

чувствуете

 

себя

когда

 

пытаетесь

 

рассказывать

 

мне

 

о

 

своем

 

сексуальном

 

опыте

 

прошлой

 

ночи

?» — 

или

: «

Что

 

вы

 

чувствовали

когда

 

молчали

?». 

Здесь

 

следует

 

отметить

 

некоторые

 

важные

 

технические

 

моменты

Мой

 

язык

 

прост

ясен

конкретен

прям

Я

 

использую

 

те

 

слова

которые

 

не

 

могут

 

быть

 

непра

 

– 128 – 

 

вильно

 

поняты

которые

 

не

 

являются

 

смутными

 

или

 

уклончивыми

Когда

 

я

 

пытаюсь

 

связать

 

специфический

 

аффект

с

 

которым

возможно

борется

 

пациент

я

 

стараюсь

 

быть

 

насколько

 

возможно

 

более

 

конкретным

 

и

 

точным

Я

 

выбираю

 

те

 

слова

которые

 

отражают

 

ситуацию

 

пациента

 

в

 

данный

 

момент

Если

 

кажется

что

 

пациент

 

знаком

 

с

 

аффектом

хотя

 

бы

 

и

 

в

 

детстве

например

если

 

пациент

 

кажется

 

встревоженным

как

 

ребенок

я

 

бы

 

сказал

: «

Вы

кажется

испуганы

», 

потому

 

что

 

это

 

слово

 

из

 

детства

Я

 

бы

 

никогда

 

не

 

сказал

: «

Вы

кажется

полны

 

тревоги

» — 

эти

 

слова

 

не

 

подходят

так

 

как

 

эти

 

слова

 

взрослых

Более

 

того

, «

испуганный

» — 

такое

 

слово

которое

 

восстанавливает

 

в

 

памяти

 

картины

 

и

 

ассоциации

тогда

 

как

 «

полны

 

тревоги

» — 

скучны

Я

 

буду

 

использовать

 

такие

 

слова

как

 «

робкий

», «

за

-

стенчивый

» 

или

 «

пристыженный

», 

если

 

кажется

что

 

пациент

 

борется

 

с

 

чувством

 

стыда

пришедшим

 

из

 

прошлого

но

 

я

 

бы

 

не

 

использовал

 

таких

 

слов

как

 «

унижение

» 

и

 «

кротость

». 

Кроме

 

того

я

 

также

 

стараюсь

 

оценивать

 

интенсивность

 

аффекта

 

настолько

 

аккуратно

насколько

     

возможно

Если

 

пациент

 

очень

 

рассержен

я

 

не

 

говорю

 

ему

: «

Вы

,  

кажется

,  

раздражены

»,  

но

 

говорю

:  

«

Вы

кажется

взбешены

». 

Я

 

использую

 

обычное

 

и

 

живое

 

слово

 

для

 

того

чтобы

 

выразить

 

силу

 

и

 

оттенок

 

аффекта

который

как

 

я

 

думаю

продолжается

Я

 

скажу

 

что

-

нибудь

 

вроде

: «

Вы

 

кажетесь

   

раздражительным

или

 

раздраженным

или

 

надутым

или

 

мрачным

или

 

сварливым

или

 

взбешенным

», 

— 

для

 

того

чтобы

 

описать

 

различные

 

виды

 

враждебности

Обратите

 

внимание

насколько

 

различаются

 

ассоциации

 

к

 

слову

  «

ворчание

» 

по

 

сравнению

 

со

 

словом

  «

враждебный

». 

При

 

попытках

 

раскрыть

 

и

 

прояснить

 

болезненный

 

аффект

 

слово

которое

 

использует

 

аналитик

должно

 

быть

 

настолько

 

своевременным

насколько

 

верным

 

по

 

смыслу

силе

 

воздействия

 

и

 

тону

Больше

 

об

 

этом

 

будет

 

сказано

 

при

 

обсуждении

 

проблемы

 

прерывания

 

переноса

 

и

 

также

 

в

 

секции

 3.943 

и

 

во

 

втором

 

томе

Точно

 

так

 

же

как

 

мы

 

пытаемся

 

прояснить

 

аффект

вызывающий

 

сопротивление

нам

 

следует

 

попытаться

 

прояснить

 

побуждение

вызывающее

 

аффект

если

 

оно

 

представлено

 

в

 

анализе

Позвольте

 

мне

 

проиллюстрировать

 

это

Пациент

который

 

был

 

в

 

анализе

 

более

 

трех

 

лет

 

и

 

который

 

обычно

 

 

– 129 – 

 

имел

 

небольшие

 

трудности

 

при

 

разговоре

 

о

 

сексуальных

 

вопросах

внезапно

 

неуловимо

 «

опустился

 

на

 

дно

», 

когда

 

описывал

 

сексуальный

 

акт

 

со

 

своей

 

женой

бывший

 

тем

 

утром

Он

очевидно

был

 

смущен

 

из

-

за

 

того

что

 

случилось

Я

 

решил

 

дать

 

ему

 

шанс

 

прояснить

 

это

 

самому

В

 

конце

 

концов

он

 

сказал

: «

Я

 

считаю

что

 

неприятно

 

говорить

 

вам

что

 

мы

 

занимались

 

в

 

то

 

утро

 

анальной

 

игрой

». 

Пауза

молчание

Поскольку

 

у

 

нас

 

с

 

ним

 

был

 

в

 

общем

 

хороший

 

рабочий

 

альянс

я

 

решил

 

просто

 

следовать

 

непосредственно

 

за

 

ним

Я

 

просто

 

повторил

: «

Анальной

 

игрой

?» — 

но

 

добавил

 

знак

 

вопроса

Пациент

 

сглотнул

вздохнул

 

и

 

ответил

: «

Да

мне

 

как

-

то

 

захотелось

 

засунуть

 

палец

 

в

 

ее

 

анус

в

 

ее

 

ослиную

 

дыру

как

 

я

 

думал

будь

 

я

 

проклят

если

 

я

 

понимал

что

 

с

 

этого

 

момента

 

ей

кажется

все

 

перестало

 

нравиться

но

 

я

 

настаивал

Я

 

хотел

 

вдвинуть

 

что

-

нибудь

 

в

 

нее

 

против

 

ее

 

воли

я

 

хотел

 

взорваться

 

в

 

ней

разорвать

 

ее

 

каким

-

нибудь

 

способом

Возможно

я

 

сердился

 

на

 

нее

 

за

 

то

что

 

она

 

неведома

 

мне

или

возможно

это

 

была

 

вовсе

 

и

 

не

 

моя

 

жена

Я

 

даже

 

знаю

что

 

хотел

 

причинить

 

ей

 

боль

там

 

внизу

».  

Это

 

пример

 

частично

 

проясненного

 

инстинктивного

 

побуждения

специфической

проясняемой

 

инстинктивной

 

цели

В

 

этом

 

случае

 

целью

 

было

 

причинить

 

назойливую

разрывающую

 

боль

 

женщине

 

«

там

внизу

». 

Во

 

время

 

остальной

 

части

 

сеанса

 

и

 

на

 

следующем

 

сеансе

 

мы

 

смогли

 

больше

 

прояснить

 

это

Женщиной

которой

 

он

 

хотел

 

причинить

 

боль

 

в

 

своей

 

фантазии

была

 

его

 

мать

и

 

он

 

хотел

 


background image

www.NataHaus.ru 

ворваться

 

в

 

ее

 «

клоаку

», 

откуда

как

 

он

 

представлял

 

себе

 

в

 

три

 

года

родился

 

его

 

маленький

 

брат

Ос

-

тальные

 

значения

 

этой

 

деятельности

в

 

частности

те

которые

 

относились

 

ко

 

мне

его

  «

санал

-

ист

»-

у

уведут

 

нас

 

слишком

 

далеко

 

в

 

сторону

По

 

мере

 

того

как

 

мы

 

проясняем

 

болезненный

 

эффект

 

или

 

запрещенное

 

побуждение

которое

 

мотивирует

 

сопротивление

становится

 

возможным

 

прояснить

 

и

 

форму

 

сопротивления

то

 

есть

 

то

как

 

пациент

 

сопротивляется

До

 

того

как

 

мы

 

сможем

 

исследовать

 

бессознательную

 

историю

 

тех

 

способов

которые

 

пациент

 

использует

 

для

 

сопротивления

нам

 

сначала

 

следует

 

убедиться

 

в

 

том

что

 

обсуждаемый

 

вопрос

 

четко

 

определен

 

для

 

пациента

 

и

 

отброшен

 

не

 

относящийся

 

к

 

делу

 

и

 

не

-

определенный

 

материал

 

– 130 – 

 

Например

у

 

одного

 

из

 

моих

 

пациентов

профессора

 X., 

чрезвычайно

 

интеллигентного

 

биолога

был

 

странный

 

способ

 

пересказывать

 

сновидения

Он

 

начинал

 

сеанс

 

с

 

утверждения

что

 

видел

 

интересный

 

сон

 

прошлой

 

ночью

 

и

 «

вы

 

были

 

там

и

 

нечто

 

сексуальное

 

происходило

». 

Затем

 

он

 

минутку

 

молчал

 

и

 

начинал

 

говорить

: «

Я

 

не

 

совсем

 

уверен

что

 

это

 

было

 

ночью

быть

 

может

это

 

было

 

уже

 

утро

Я

 

вошел

 

в

 

большой

 

школьный

 

кабинет

и

 

там

 

не

 

было

 

места

 

для

 

меня

Я

 

почувствовал

 

смущение

 

из

-

за

 

того

что

 

опоздал

как

 

это

 

сейчас

 

часто

 

бывает

когда

 

я

 

опаздываю

 

на

 

встречи

Когда

 

это

 

случилось

 

последний

 

раз

я

 

должен

 

был

 

пойти

 

в

 

небольшой

 

офис

 

неподалеку

 

и

 

притащить

 

небольшой

 

стул

и

 

я

 

чувствовал

 

себя

 

ужасно

 

глупо

Точно

 

так

 

же

 

я

бывало

чувствовал

 

себя

когда

 

приходил

 

в

 

классы

 

своего

 

отца

когда

 

он

 

преподавал

 

в

 

летней

 

школе

У

 

него

 

были

 

большие

 

классы

и

 

студенты

 

были

 

гораздо

 

старше

 

меня

Он

 

был

 

блестящим

 

учителем

но

 

я

 

думаю

что

 

студенты

 

испытывали

 

благоговейный

 

страх

 

перед

 

ним

или

быть

 

может

это

 

моя

 

проекция

Сейчас

 

мне

 

пришла

 

мысль

что

может

 

быть

у

 

него

 

были

 

гомосексуальные

 

тенденции

которые

 

заставляли

 

его

 

испытывать

 

неловкость

 

— 

или

 

это

 

тоже

 

одна

 

из

 

моих

 

проекций

Как

 

бы

 

там

 

ни

 

было

я

 

уже

 

в

 

классе

который

 

превратился

 

в

 

кинотеатр

Что

-

то

 

случилось

 

с

 

фильмом

я

 

взбешен

 

из

-

за

 

оператора

Когда

 

я

 

пришел

 

бранить

 

его

я

 

увидел

что

 

он

 

весь

 

в

 

слезах

У

 

него

 

были

 

большие

 

мягкие

 

глаза

как

 

у

 

грека

который

 

стоит

 

при

 

входе

По

 

крайней

 

мере

это

 

то

что

 

я

 

помнил

когда

 

проснулся

 

сегодня

 

утром

Эти

 

большие

 

опущенные

 

веки

глаза

переполненные

 

слезами

напомнили

 

мне

 

вас

а

 

если

 

я

 

думаю

 

о

 

плачущем

 

мужчине

я

 

чувствую

 

мягкость

 

и

 

любовь

я

 

полагаю

что

 

это

 

связано

 

с

 

гомосексуальностью

 

и

 

с

 

моим

 

отцом

хотя

 

я

 

и

 

не

 

могу

 

вспомнить

 

отца

 

плачущим

Он

 

всегда

 

был

 

так

 

поглощен

 

своей

 

работой

 

или

 

своими

 

хобби

что

 

те

 

эмоции

которые

 

он

 

проявлял

относились

 

к

 

моей

 

сестре

 

и

 

моему

 

старшему

 

брату

Моя

 

сестра

 

была

 

во

 

сне

в

 

той

 

его

 

части

когда

 

я

 

нахожусь

 

в

 

кинотеатре

Когда

 

оператор

 

погасил

 

свет

и

 

ничего

 

не

 

было

 

видно

 

на

 

экране

она

 

сказала

 

мне

что

 

нам

 

не

 

следовало

 

бы

 

приходить

Это

 

было

когда

 

я

 

рассердился

 

на

 

вас

Одно

 

время

 

моя

 

сестра

 

хотела

 

стать

 

актрисой

и

действительно

мы

 

часто

 

играли

 

в

 

пьесах

 

вместе

она

бывало

играла

 

 

– 131 – 

 

роль

 

мальчика

а

 

я

 — 

девочки

Теперь

когда

 

я

 

думаю

 

об

 

этом

мне

 

кажется

что

 

в

 

классной

 

комнате

 

были

 

только

 

мальчики

а

 

в

 

кино

 — 

в

 

основном

 

девочки

 

и

 

т

д

и

 

т

п

Этот

 

образец

 

специфической

 

формы

 

сопротивления

которую

 

этот

 

пациент

 

демонстрировал

 

при

 

пересказе

 

содержания

 

сновидения

 

или

 

при

 

рассказе

 

случаев

 

из

 

его

 

настоящей

 

или

 

прошлой

 

жизни

Он

 

никогда

 

не

 

рассказывал

 

случай

 

так

как

 

он

 

был

но

 

часто

 

начинал

 

с

 

середины

перепрыгивал

 

к

 

началу

затем

 

к

 

концу

пересыпал

 

свой

 

рассказ

 

ассоциациями

 

и

 

какими

-

то

 

интерпретациями

а

 

затем

 

разрабатывал

 

некоторые

 

детали

 

из

 

начала

середины

 

или

 

конца

которые

 

он

 

пропустил

Мне

 

не

 

хотелось

 

прерывать

 

его

потому

 

что

 

я

 

не

 

хотел

 

нарушать

 

течения

 

этих

 

ассоциаций

Однако

 

я

 

никогда

 

не

 

знал

что

 

в

 

данном

 

содержании

 

он

 

пересказывал

а

 

что

 

было

 

его

 

ассоциациями

Более

 

того

когда

 

я

 

расспрашивал

 

его

 

о

 

сновидении

то

 

его

 

ответы

 

также

 

состояли

 

из

 

смеси

 

фактов

 

и

 

ассоциаций

В

 

конце

 

концов

 

я

 

спросил

 

его

осознает

 

ли

 

он

 

тот

 

факт

что

 

он

 

не

 

может

 

просто

 

рассказать

 

сновидение

 

или

 

случай

 

из

 

своей

 

жизни

 

от

 

начала

 

и

 

до

 

конца

но

 

начинает

 

с

 

середины

и

 

я

 

описал

 

детально

как

 

он

 

думал

что

 

обязан

 

говорить

 

то

что

 

приходит

 

в

 

голову

но

 

тут

 

он

 

улыбнулся

 

и

вздохнув

сказал

что

 

знает

 

за

 

собой

 

такую

 

склонность

  «

валить

 

в

 

кучу

» 

свои

 

задания

 

и

 

обязанности

Затем

 

он

 

спонтанно

 

рассказал

что

 

никогда

 

не

 

читает

 

книгу

 

с

 

начала

а

 

читает

 

кусками

 

к

 

концу

а

 

затем

 

к

 

началу

В

 

школе

 

и

 

в

 

долгие

 

годы

 

последующей

 

учебы

где

 

он

 

выделялся

он

 

никогда

 

не

 

начинал

 


background image

www.NataHaus.ru 

домашнего

 

задания

 

с

 

начала

но

 

чаще

 

с

 

середины

 

или

 

с

 

конца

Он

 

делал

 

то

 

же

 

самое

 

и

 

в

 

других

 

сферах

 

жизни

например

когда

 

он

 

учился

 

в

 

начальной

 

школе

он

 

начал

 

писать

 

книгу

 

по

 

высшей

 

математике

а

 

когда

 

начал

 

работать

 

по

 

специальности

начал

 

учить

 

людей

много

 

старше

 

его

Я

 

опишу

 

некоторые

 

из

 

бессознательных

 

детерминант

 

и

 

значений

 

этой

 

формы

 

сопротивления

 

в

 

секции

 2.652 

по

 

интерпретации

 

формы

 

сопротивления

Здесь

 

же

 

позвольте

 

сказать

что

 

затруднение

 

в

 

данном

 

случае

 

связано

 

с

 

тем

что

 

его

 

отец

 

был

 

известным

 

педагогом

 

и

 

академиком

 

и

 

вся

 

его

 

семья

 

прославилась

 

своими

 

занятиями

 

наукой

В

 

данный

 

момент

 

я

 

хочу

 

сделать

 

ударение

 

 

– 132 – 

 

на

 

том

что

 

прояснение

 

формы

 

сопротивления

 

было

 

стартовым

 

моментом

 

для

 

многих

 

важных

 

инсайтов

 

в

 

бессознательные

 

факторы

 

2.65. 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

 

СОПРОТИВЛЕНИЯ

  

 

2.651. 

Интерпретация

 

мотива

 

сопротивления

 

 

Здесь

 

я

 

должен

 

вставить

что

 

иногда

 

для

 

аналитика

 

нет

 

необходимости

 

демонстрировать

 

и

 

прояснять

 

сопротивление

потому

 

что

 

пациент

 

делает

 

это

 

сам

 

спонтанно

Эти

 

шаги

 

не

 

нужно

 

предпринимать

 

в

 

описанной

 

последовательности

поскольку

 

оба

 

события

 

могут

 

происходить

 

более

 

или

 

менее

 

спонтанно

Когда

 

сопротивление

 

становится

 

демонстрируемым

 

и

 

ясным

мы

 

готовы

 

попытаться

 

интерпретировать

 

бессознательные

 

детерминанты

Это

 

означает

что

 

мы

 

стараемся

 

раскрыть

 

скрытые

 

инстинктивные

 

побуждения

фантазии

 

или

 

воспоминания

благодаря

 

которым

 

возникло

 

сопротивление

(

Обычно

 

в

 

психоаналитических

 

дискуссиях

 

обозначаются

 

как

  «

содержание

» 

репрессированные

 

или

 

отвращаемые

 

бессознательные

 

побуждения

фантазии

 

или

 

воспоминания

которые

 

определяют

 

данное

 

психическое

 

событие

.) 

При

 

анализе

 

мотива

 

сопротивления

 

нам

 

следует

 

пытаться

 

исследовать

 

содержание

которое

 

вызывает

 

болезненный

 

аффект

определяющий

 

сопротивление

Давайте

 

вернемся

 

к

 

пациенту

мистеру

 

С

., 

см

секцию

 2.63, 

который

 

стал

 

застенчивым

когда

 

попытался

 

рассказать

 

о

 

своем

  «

брачном

 

опыте

». 

Для

 

того

 

чтобы

 

понять

 

его

 

смущение

нам

 

следует

 

теперь

 

попытаться

 

раскрыть

какие

 

побуждения

фантазии

 

или

 

исторические

 

события

 

были

 

ассоциированы

 

с

 

его

 

разговором

 

о

 

сексуальных

 

вопросах

Исследование

 

содержания

вероятно

приведет

 

нас

 

к

 

чувствам

побуждениям

 

или

 

фантазиям

которые

 

были

 

когда

 

он

 

рассказывал

  «

свою

 

историю

» 

во

 

время

 

сеанса

к

 

реакциям

 

переноса

 

или

 

к

 

его

 

прошлой

 

истории

или

 

от

 

одного

 — 

к

 

другому

Обычно

 

мы

 

предоставляем

 

пациенту

 

решать

по

 

какой

 

линии

 

следовать

и

 

открыто

 

задаем

 

вопрос

 

типа

: «

Что

 

происходит

 

с

 

вами

когда

 

вы

 

представляете

 

себе

 

разговор

 

о

 

сексе

?» 

 

– 133 – 

 

Застенчивый

 

мистер

 

С

., 

отвечая

 

на

 

мой

 

вопрос

начал

 

перечислять

что

 

секс

 

считается

 

грязной

 

и

 

запретной

 

темой

 

дома

что

 

его

 

распекали

 

за

 

вопрос

как

 

рождаются

 

дети

и

 

говорили

что

 

это

 

неподобающий

 

вопрос

 

для

 

приличного

 

мальчика

 

и

 

т

д

Позже

 

он

 

преодолел

 

свою

 

робость

 

в

 

школьной

 

компании

но

 

все

 

еще

 

реагирует

 

со

 

смущением

когда

 

сексуальные

 

вопросы

 

поднимаются

 

незнакомыми

 

людьми

 

или

 

специалистами

Это

 

затем

 

привело

 

его

 

к

 

чувству

что

 

я

 

незнакомец

 

или

 

специалист

Хотя

 

умом

 

он

 

понимает

что

 

я

 

должен

 

быть

 

знаком

 

со

 

всеми

 

видами

 

сексуального

 

опыта

тем

 

не

 

менее

он

 

обнаружил

что

 

реагировал

 

так

как

 

будто

 

я

 

был

 

не

 

в

 

меру

 

щепетилен

 

и

 

сделал

 

ему

 

выговор

Я

 

ин

-

терпретировал

 

это

 

ему

 

так

что

 

в

 

тот

 

момент

когда

 

он

 

упомянул

 

секс

я

 

был

 

для

 

него

 

отцом

а

 

он

 

стал

 

маленьким

 

мальчиком

Если

 

пациент

 

не

 

позволил

 

бы

 

своим

 

мыслям

 

спонтанно

 

переместиться

 

на

 

меня

 

и

 

только

 

рассказал

 

о

 

своем

 

смущении

 

дома

я

 

бы

 

сказал

 

ему

 

перед

 

концом

 

сеанса

: «

А

 

теперь

 

вы

 

реагируете

 

на

 

меня

 

так

как

 

будто

 

я

 — 

ваш

 

родитель

и

 

вы

 

смутились

». 

Анализ

 

сопротивления

 

всегда

 

должен

 

включать

 

анализ

 

реакций

 

переноса

вопрос

который

 

будет

 

разъясняться

 

в

 3 

части

Дальнейший

 

анализ

 

смущения

 

мистера

 

С

при

 

разговорах

 

о

 

сексе

 

проходил

 

в

 

течение

 

нескольких

 

лет

В

 

процессе

 

тщательной

 

проработки

 

мы

 

обнаружили

что

 

он

 

чувствует

что

 

ему

 

нужно

 

скрывать

 

свои

 

сексуальные

 

интересы

потому

 

что

 

он

 

боялся

что

 

его

 

будут

 

считать

 

слишком

 

сексуальным

Это

 

было

 

связано

 

с

 

воспоминанием

 

детства

 

о

 

сексуальных

 

играх

 

с

 

сестрой

 

и

 

сексуальных

 

фантазиях


background image

www.NataHaus.ru 

касающихся

 

матери

Его

 

мастурбационные

 

фантазии

 

имели

 

отношение

 

к

 

подсматриванию

 «

взрослых

» 

во

 

время

 

полового

 

акта

 

и

 

затем

 

их

 

избиению

У

 

него

 

также

 

было

 

глубоко

 

репрессированное

 

мазохистическое

 

желание

 

быть

 

побитым

так

 

же

как

 

тенденция

 

идентификации

 

с

 

женским

 

полом

Ми

-

стер

 

С

испытывал

 

большую

 

тревогу

 

в

 

отношении

 

к

 

мужчинам

поскольку

 

оно

 

было

 

наполнено

 

инстинктивными

 

побуждениями

как

 

враждебными

так

 

и

 

сексуальными

Он

 

был

 

также

 

не

 

уверен

 

в

 

своей

 

принадлежности

 

к

 

полу

в

 

ощущении

 

того

что

 

он

 — 

мужчина

В

 

этом

 

состоит

 

сконденсированный

 

рассказ

 

об

 

анализе

 

мотивов

 

его

 

сопротивления

 

разговорам

 

о

 

сексе

 

– 134 – 

 

Но

 

давайте

 

вернемся

 

к

 

нашему

 

анализу

 

мотивов

 

сопротивления

Пациент

 

избегает

потому

 

что

 

хочет

 

спастись

 

от

 

какого

-

то

 

болезненного

 

чувства

Но

 

какое

 

содержание

какой

 

материал

 

вызывает

 

болезненный

 

аффект

Мужчина

 

с

  «

брачным

 

опытом

» 

раскрывает

 

некоторое

 

содержание

пытаясь

 

говорить

 

о

 

сексе

несмотря

 

на

 

робость

В

 

этом

 

случае

 

было

 

ясно

что

 

сексуальный

 

материал

 

был

 

непосредственной

 

причиной

 

смущения

 

и

 

сопротивления

Но

 

бывает

 

и

 

так

что

 

не

 

ясно

ни

 

почему

ни

 

чему

 

пациент

 

сопротивляется

Пациент

 

может

 

сохранять

 

молчание

 

более

 

или

 

менее

 

долго

в

 

течение

 

целого

 

сеанса

 

и

 

не

 

давать

 

никакого

 

ключа

 

к

 

тому

что

 

вызвало

 

его

 

реакции

 

тела

 

или

 

выражение

 

лица

В

 

моем

 

опыте

 

это

 

бывает

 

редко

Абсолютное

 

молчание

 

и

 

отсутствие

 

выражений

 

лица

 

и

 

тела

 

могут

 

быть

 

ключом

 

к

 

фантазиям

 

о

 

смерти

коме

 

или

 

глубоком

 

сне

Дважды

 

в

 

моей

 

практике

 

это

 

означало

 

комбинацию

страстное

 

желание

 

крови

и

 

суицид

 (

Гринсон

, 1961). 

Давайте

 

предположим

что

 

мы

 

выяснили

что

 

есть

 

болезненный

 

аффект

но

 

все

 

еще

 

не

 

имеем

 

ключа

 

к

 

тому

что

 

вызвало

 

его

И

 

снова

 

пример

Молодая

 

пациентка

миссис

 

К

., 

см

секция

 1.24, 

во

 

время

 

третьего

 

года

 

анализа

 

работала

 

очень

 

продуктивно

 

над

 

вопросами

 

об

 

опоздании

а

 

затем

 

был

 

сеанс

когда

 

она

 

показала

 

значительное

 

сопротивление

Она

 

начала

 

сеанс

сказав

ей

 

не

 

хотелось

 

приходить

 

на

 

сеанс

в

 

голове

 

у

 

нее

 

ничего

 

нет

почему

 

я

 

не

 

даю

 

ей

 

намека

о

 

чем

 

говорить

ее

 

жизнь

 

течет

 

так

 

гладко

ее

 

ребенок

 

чудесный

новая

 

квартира

 

комфортабельна

вероятно

ей

 

можно

 

позволить

 

оставаться

 

одной

ей

 

гораздо

 

лучше

действительно

 

ли

 

ей

 

необходимо

 

продолжать

 

анализ

она

 

ходила

 

в

 

интересную

 

картинную

 

галерею

но

 

ничего

 

не

 

купила

у

 

нее

 

назначено

 

свидание

 

с

  «

умником

», 

мужчины

с

 

которыми

 

она

 

встречается

либо

  «

растрепы

», 

либо

  «

умники

» — 

и

 

так

 

далее

и

 

так

 

далее

перемежаясь

 

короткими

 

периодами

  /

молчания

Я

 

понял

что

 

ее

 

тон

 

имел

 

оттенок

 

раздражения

 

и

 

досады

После

 

почти

 

десяти

 

минут

 

всего

 

этого

 

я

 

вмешался

 

и

 

сказал

: «

Вы

кажется

раздосадованы

». 

Она

 

ответила

: «

Я

 

полагаю

да

Но

 

я

 

не

 

знаю

чем

». 

Я

 

сказал

: «

Что

-

то

 

раздражает

 

вас

Постарайтесь

 

найти

 

это

Позвольте

 

своим

 

мыслям

 

следовать

 

за

 

идеей

 «

что

-

то

 

досаждает

 

мне

». 

 

– 135 – 

 

Пациентка

 

минуту

 

помолчала

а

 

затем

 

вдруг

 

сказала

: «

О

я

 

забыла

 

сказать

 

вам

что

 

моя

 

мать

 

звонила

 

мне

 

вчера

 

вечером

 

из

 

Нью

-

Йорка

». 

Затем

 

пациентка

 

принялась

 

пересказывать

 

содержание

 

беседы

 

и

 

свои

 

реакции

 

на

 

нее

 

стальным

холодным

 

тоном

в

 

неестественном

отрывистом

 

ритме

Мать

 

упрекала

 

ее

 

за

 

то

что

 

она

 

не

 

пишет

пациентка

 

была

 

взбешена

но

 

контролировала

 

себя

 

и

 

играла

 

только

 

равнодушие

 

и

 

пренебрежение

Она

 

резко

 

сказала

что

 

пошлет

 

матери

 

ее

 

регулярный

 

чек

но

 

будь

 

она

 

проклята

если

 

она

 

будет

 

писать

Пауза

молчание

. «

Я

 

не

 

собираюсь

 

впутывать

 

ее

 

снова

... 

Даже

 

хотя

 

я

 

знаю

что

 

вы

 

хотите

чтобы

 

я

... 

Вы

 

говорите

это

 

поможет

 

моему

 

анализу

и

может

 

быть

вы

 

и

 

правы

но

 

я

 

не

 

могу

и

 

я

 

не

 

буду

и

 

я

 

не

 

хочу

 

запутываться

 

еще

 

и

 

с

 

вами

». 

Я

 

молчал

я

 

вспомнил

что

 

на

 

предыдущем

 

сеансе

 

она

 

говорила

 

мне

 

о

 

дне

когда

 

у

 

нее

 

было

 

назначено

 

свидание

 

с

 

артистичным

 

молодым

 

человеком

Она

 

чувствовала

что

 

он

 

интересен

даже

 

очарователен

но

 

было

 

в

 

нем

 

что

-

то

что

 

отпугивало

 

ее

На

 

том

 

сеансе

 

мы

 

не

 

нашли

с

 

чем

 

связано

 

это

 

отталкивающее

 

чувство

Пациентка

 

затем

 

рассказывала

 

мне

 

о

 

своей

 

двухлетней

 

дочери

о

 

том

как

 

она

 

любит

 

играть

 

с

 

ней

как

 

прекрасно

 

детское

 

тело

не

 

уродливо

как

 

тело

 

взрослой

 

женщины

и

 

как

 

она

 

любит

 

купать

 

ее

Она

 

остановилась

 

и

 

вдруг

 

пересказала

 

сновидение

: «

Она

 

была

 

одной

 

из

 

женщин

-

лягушек

 — 

ей

 

внушили

 

идти

 

в

 

убежище

 

в

 

Москву

 

и

 

запоминать

что

 

она

 

видит

 

под

 

водой

Вода

 

была

 

холодная

но

 

она

 

была

 

защищена

 

своим

 

резиновым

 

костюмом

Была

 

опасность

что

 

что

-

то

 

взорвется

и

 

она

 

должна

 

была

 

спешить

уходить

 

как

 

можно

 

скорее

Была

 

какая

-

то

 

мысль

 

о

 

том

что

 

она

 

должна

 

финишировать

 

в

 4 

часа

». 


background image

www.NataHaus.ru 

Ассоциации

 

пациентки

 

привели

 

ее

 

к

 

истории

которую

 

она

 

слышала

что

 

люди

которые

 

умирают

 

во

 

сне

умирают

 

в

 

четыре

 

часа

Может

 

быть

она

 

боялась

что

 

я

 

могу

 

умереть

она

 

знала

что

 

у

 

меня

 

неважно

 

с

 

сердцем

Когда

 

она

 

проснулась

ее

 

небо

 

было

 

воспалено

она

должно

 

быть

натерла

 

его

 

языком

 

во

 

сне

Эту

 

проблему

 

мы

 

еще

 

не

 

вскрыли

 

до

 

конца

Ее

 

боли

 

в

 

животе

Она

 

чувствует

 

затруднение

Ей

 

следует

 

работать

 

над

 

этим

но

 

она

 

чувствует

 

утомление

 

и

 

депрессию

Молчание

В

 

этот

 

момент

 

я

 

сказал

: «

Вы

 

боитесь

 

чего

-

то

 

– 136 – 

 

что

 

собираетесь

 

найти

 

под

 

водой

в

 

своем

 

бессознательном

Вы

 

испуганы

поэтому

 

надеваете

 

резиновый

 

костюм

поэтому

 

вы

 

не

 

будете

 

чувствовать

вы

 

не

 

впутаетесь

 — 

во

 

что

?» 

Пациентка

 

немного

 

подумала

 

и

 

ответила

: «

Меня

 

терзает

 

искушение

 

бежать

вернуться

 

назад

стать

 

такой

какой

 

я

 

была

 

до

 

анализа

быть

 

скучающей

 

и

 

пустой

Я

 

устала

 

от

 

борьбы

 

и

 

исканий

я

 

хочу

 

расслабления

 

и

 

легкости

Вы

 

подталкиваете

 

меня

а

 

я

 

хочу

чтобы

 

вы

 

делали

 

работу

Вчера

 

у

 

меня

 

была

 

фантазия

что

 

у

 

меня

 

развился

 

рак

 

гортани

я

 

не

 

могу

 

говорить

поэтому

 

вы

 

должны

 

делать

 

свою

 

работу

». 

Пауза

Я

 

ответил

: «

Вы

 

раздражены

 

на

 

меня

потому

 

что

 

я

 

не

 

буду

 

кормить

 

вас

я

 

не

 

буду

 

вашей

 

доброй

 

мамочкой

». 

Пациентка

 

буквально

 

закричала

 

на

 

меня

: «

Не

 

говорите

 

этого

 

слова

я

 

не

 

вынесу

 

этого

Я

 

ненавижу

 

его

 

и

 

вас

 

тоже

Да

я

 

хочу

чтобы

 

вы

 

помогли

 

мне

но

 

не

 

только

 

работали

 

для

 

меня

я

 

хочу

чтобы

 

от

 

вас

 

исходили

 

тепло

 

и

 

благожелательность

Все

что

 

вы

 

делаете

, — 

это

 

работа

работа

 (

пауза

)... 

Я

 

знаю

что

 

вы

 

правы

Я

 

хочу

чтобы

 

вы

 

заботились

 

обо

 

мне

как

 

я

 

забочусь

 

о

 

своем

 

ребенке

Вы

 

знаете

вчера

когда

 

я

 

купала

 

ее

я

 

посмотрела

 

ее

 

гениталии

на

 

ее

 

вульву

это

 

выглядит

 

так

 

прекрасно

как

 

цветок

как

 

сладкий

 

кусочек

 

фрукта

 

абрикоса

Я

 

могла

 

бы

 

поцеловать

 

это

только

 

я

 

знала

что

 

это

 

было

 

бы

 

нехорошо

 

для

 

нее

». 

Я

 

просто

 

сказал

: «

Для

 

нее

?» 

Пациентка

 

продолжала

: «

Хорошо

не

 

только

 

для

 

нее

я

 

согласна

но

 

также

 

и

 

для

 

меня

Это

 

напомнило

 

мне

вы

 

знаете

художника

с

 

которым

 

я

 

встретилась

 

несколько

 

дней

 

назад

Мы

 

пошли

 

на

 

пляж

и

 

я

 

заметила

что

 

его

 

бедра

 

очень

 

толстые

и

 

зад

 

тоже

 — 

прямо

 

как

 

у

 

женщины

Может

 

быть

именно

 

это

 

оттолкнуло

 

меня

». 

Я

 

ответил

: «

И

 

пленило

 

одновременно

Это

 

то

 

самое

 

убежище

которое

 

вы

 

боялись

 

найти

 

под

 

водой

От

 

этого

 

вы

 

бежите

». 

Пациентка

: «

Я

 

купила

 

красное

 

бикини

 

для

 

моей

 

дочери

она

 

выглядит

 

так

 

прелестно

 

в

 

нем

 — 

оно

 

ярко

-

красное

 — 

я

 

могу

 

съесть

 

ее

 

в

 

нем

 — 

буквально

 — 

съесть

». 

Этот

 

необычно

 

продуктивный

 

сеанс

 

начался

 

со

 

значительного

 

сопротивления

Однако

 

пациентка

 

была

 

упорна

 

в

 

своей

 

аналитической

 

работе

 

и

 

установила

 

хороший

 

рабочий

 

альянс

Я

 

думаю

что

 

это

 

ясный

 

пример

 

того

как

 

я

 

исследую

 

вопрос

 

о

 

том

что

 

является

 

моти

 

– 137 – 

 

вами

 

защиты

Просмотрев

 

материал

 

сеанса

можно

 

увидеть

что

 

пациентка

 

осознала

 

свое

 

сопротивление

ей

 

не

 

хотелось

 

приходить

не

 

хотелось

 

запутываться

Более

 

ранняя

 

часть

 

материала

 

сеанса

 

не

 

дает

 

ключа

только

 

показывает

 

некоторую

 

враждебность

 

к

 

мужчинам

но

 

этого

 

недостаточно

чтобы

 

идти

 

дальше

Затем

 

я

 

конфронтировал

 

ее

 

с

 

ее

 

сопротивлением

 

и

 

попросил

 

ее

 

ассоциировать

 

к

 

чувству

 

раздражения

Это

 

привело

 

ее

 

к

 

пересказу

 

ее

 

раздражающей

холодной

 

беседы

 

с

 

матерью

 

и

 

ее

 

гнева

 

по

 

отношению

 

ко

 

мне

Затем

 

она

 

вспомнила

 

свой

 

сон

это

 

знак

 

того

что

 

интерпретация

 

сопротивления

 

находится

 

на

 

верном

 

пути

Манифестация

 

содержания

 

тревожных

 

сновидений

 

прекрасно

 

показала

 

ее

 

страх

 

раскрытия

 

некоторых

 

бессознательных

 

побуждений

Убежище

 

символизирует

 

мать

так

 

же

как

 

вода

Идея

 

женщины

-

лягушки

 

намекает

 

на

 

гомосексуальность

Потом

в

 

промежутке

она

 

рассказывает

 

о

 

купании

 

дочери

Ее

 

первая

 

ассоциация

 

приводит

 

к

 

ее

 

страху

 

и

 

желанию

чтобы

 

я

 

умер

Она

 

нуждается

 

во

 

мне

 

и

 

боится

 

меня

Она

 

трет

 

небо

 — 

это

 

повторение

 

инфантильной

 

потребности

Затем

 

сопротивление

 

усиливается

она

 

не

 

хочет

 

работать

она

 

в

 

бешенстве

 

от

 

моей

 

интерпретации

что

 

она

 

хочет

чтобы

 

я

 

был

 

ее

 «

мамочкой

». 

Таким

 

образом

в

 

данном

 

сопротивлении

 

мы

 

видим

 

возвращение

 

репрессированных

 

импульсов

: 1) 

ужас

 

перед

 

ее

 

инфантильными

 

страстными

 

желаниями

 

матери

; 2) 

ее

 

ассоциации

 

к

 

ее

 

ребенку

 

и

 

откровенные

 

орально

-

корпоративные

 

и

 

сексуальные

 

желания

 

по

 

отношению

 

к

 

вульве

 

ребенка

; 3) 

попытка

 

переместить

 

свою

 

тревожность

 

на

 

ребенка

; 4) 

попытка

 

убежать

 

от

 

своих

 

собственных

 

страхов

5) 

ее

 

ассоциации

 

к

 

бедрам

 

и

 

спине

 

ее

 

друга

-

художника

 

и

наконец

; 6) 

возвращение

 

к

 

ребенку

к

 

красному

 (

красный

 = 

Москва

купальному

 

костюму

 

и

 

побуждение

 

съесть

 

ее