ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 5086
Скачиваний: 102
www.NataHaus.ru
думаю
,
что
я
определил
специфический
аффект
,
я
конфронтирую
пациента
с
ним
: «
Кажется
,
вы
смущены
или
боитесь
,
или
печальны
,
или
боитесь
заплакать
».
Я
говорю
: «
кажется
»,
а
не
«
вы
есть
».
Почему
?
Потому
что
,
во
-
первых
,
я
могу
быть
неправ
и
,
во
-
вторых
,
так
я
даю
ему
шанс
убежать
,
если
ему
необходимо
это
.
Позже
я
могу
стать
более
напористым
,
если
буду
более
уверен
в
своей
правоте
или
если
убегание
от
работы
с
сопротивлением
должно
будет
стать
предметом
обсуждения
.
Если
я
не
могу
определить
специфический
болезненный
аффект
,
то
я
просто
спрашиваю
: «
Какие
чувства
вы
пытаетесь
устранить
?»
или
: «
Как
вы
чувствуете
себя
,
когда
пытаетесь
рассказывать
мне
о
своем
сексуальном
опыте
прошлой
ночи
?» —
или
: «
Что
вы
чувствовали
,
когда
молчали
?».
Здесь
следует
отметить
некоторые
важные
технические
моменты
.
Мой
язык
прост
,
ясен
,
конкретен
,
прям
.
Я
использую
те
слова
,
которые
не
могут
быть
непра
-
– 128 –
вильно
поняты
,
которые
не
являются
смутными
или
уклончивыми
.
Когда
я
пытаюсь
связать
специфический
аффект
,
с
которым
,
возможно
,
борется
пациент
,
я
стараюсь
быть
насколько
возможно
более
конкретным
и
точным
.
Я
выбираю
те
слова
,
которые
отражают
ситуацию
пациента
в
данный
момент
.
Если
кажется
,
что
пациент
знаком
с
аффектом
,
хотя
бы
и
в
детстве
,
например
:
если
пациент
кажется
встревоженным
,
как
ребенок
,
я
бы
сказал
: «
Вы
,
кажется
,
испуганы
»,
потому
что
это
слово
из
детства
.
Я
бы
никогда
не
сказал
: «
Вы
,
кажется
,
полны
тревоги
» —
эти
слова
не
подходят
,
так
как
эти
слова
взрослых
.
Более
того
, «
испуганный
» —
такое
слово
,
которое
восстанавливает
в
памяти
картины
и
ассоциации
,
тогда
как
«
полны
тревоги
» —
скучны
.
Я
буду
использовать
такие
слова
,
как
«
робкий
», «
за
-
стенчивый
»
или
«
пристыженный
»,
если
кажется
,
что
пациент
борется
с
чувством
стыда
,
пришедшим
из
прошлого
,
но
я
бы
не
использовал
таких
слов
,
как
«
унижение
»
и
«
кротость
».
Кроме
того
,
я
также
стараюсь
оценивать
интенсивность
аффекта
настолько
аккуратно
,
насколько
возможно
,
Если
пациент
очень
рассержен
,
я
не
говорю
ему
: «
Вы
,
кажется
,
раздражены
»,
но
говорю
:
«
Вы
,
кажется
,
взбешены
».
Я
использую
обычное
и
живое
слово
для
того
,
чтобы
выразить
силу
и
оттенок
аффекта
,
который
,
как
я
думаю
,
продолжается
.
Я
скажу
что
-
нибудь
вроде
: «
Вы
кажетесь
раздражительным
,
или
раздраженным
,
или
надутым
,
или
мрачным
,
или
сварливым
,
или
взбешенным
»,
—
для
того
,
чтобы
описать
различные
виды
враждебности
.
Обратите
внимание
,
насколько
различаются
ассоциации
к
слову
«
ворчание
»
по
сравнению
со
словом
«
враждебный
».
При
попытках
раскрыть
и
прояснить
болезненный
аффект
слово
,
которое
использует
аналитик
,
должно
быть
настолько
своевременным
,
насколько
верным
по
смыслу
,
силе
воздействия
и
тону
.
Больше
об
этом
будет
сказано
при
обсуждении
проблемы
прерывания
переноса
и
также
в
секции
3.943
и
во
втором
томе
.
Точно
так
же
,
как
мы
пытаемся
прояснить
аффект
,
вызывающий
сопротивление
,
нам
следует
попытаться
прояснить
побуждение
,
вызывающее
аффект
,
если
оно
представлено
в
анализе
.
Позвольте
мне
проиллюстрировать
это
.
Пациент
,
который
был
в
анализе
более
трех
лет
и
который
обычно
– 129 –
имел
небольшие
трудности
при
разговоре
о
сексуальных
вопросах
,
внезапно
неуловимо
«
опустился
на
дно
»,
когда
описывал
сексуальный
акт
со
своей
женой
,
бывший
тем
утром
.
Он
,
очевидно
,
был
смущен
из
-
за
того
,
что
случилось
.
Я
решил
дать
ему
шанс
прояснить
это
самому
.
В
конце
концов
,
он
сказал
: «
Я
считаю
,
что
неприятно
говорить
вам
,
что
мы
занимались
в
то
утро
анальной
игрой
».
Пауза
,
молчание
.
Поскольку
у
нас
с
ним
был
в
общем
хороший
рабочий
альянс
,
я
решил
просто
следовать
непосредственно
за
ним
.
Я
просто
повторил
: «
Анальной
игрой
?» —
но
добавил
знак
вопроса
.
Пациент
сглотнул
,
вздохнул
и
ответил
: «
Да
,
мне
как
-
то
захотелось
засунуть
палец
в
ее
анус
,
в
ее
ослиную
дыру
,
как
я
думал
,
будь
я
проклят
,
если
я
понимал
,
что
с
этого
момента
ей
,
кажется
,
все
перестало
нравиться
,
но
я
настаивал
.
Я
хотел
вдвинуть
что
-
нибудь
в
нее
против
ее
воли
,
я
хотел
взорваться
в
ней
,
разорвать
ее
каким
-
нибудь
способом
.
Возможно
,
я
сердился
на
нее
за
то
,
что
она
неведома
мне
,
или
,
возможно
,
это
была
вовсе
и
не
моя
жена
.
Я
даже
знаю
,
что
хотел
причинить
ей
боль
,
там
внизу
».
Это
пример
частично
проясненного
инстинктивного
побуждения
,
специфической
,
проясняемой
инстинктивной
цели
.
В
этом
случае
целью
было
причинить
назойливую
,
разрывающую
боль
женщине
«
там
,
внизу
».
Во
время
остальной
части
сеанса
и
на
следующем
сеансе
мы
смогли
больше
прояснить
это
.
Женщиной
,
которой
он
хотел
причинить
боль
в
своей
фантазии
,
была
его
мать
,
и
он
хотел
www.NataHaus.ru
ворваться
в
ее
«
клоаку
»,
откуда
,
как
он
представлял
себе
в
три
года
,
родился
его
маленький
брат
.
Ос
-
тальные
значения
этой
деятельности
,
в
частности
,
те
,
которые
относились
ко
мне
,
его
«
санал
-
ист
»-
у
,
уведут
нас
слишком
далеко
в
сторону
.
По
мере
того
,
как
мы
проясняем
болезненный
эффект
или
запрещенное
побуждение
,
которое
мотивирует
сопротивление
,
становится
возможным
прояснить
и
форму
сопротивления
,
то
есть
то
,
как
пациент
сопротивляется
.
До
того
,
как
мы
сможем
исследовать
бессознательную
историю
тех
способов
,
которые
пациент
использует
для
сопротивления
,
нам
сначала
следует
убедиться
в
том
,
что
обсуждаемый
вопрос
четко
определен
для
пациента
и
отброшен
не
относящийся
к
делу
и
не
-
определенный
материал
.
– 130 –
Например
,
у
одного
из
моих
пациентов
,
профессора
X.,
чрезвычайно
интеллигентного
биолога
,
был
странный
способ
пересказывать
сновидения
.
Он
начинал
сеанс
с
утверждения
,
что
видел
интересный
сон
прошлой
ночью
и
«
вы
были
там
,
и
нечто
сексуальное
происходило
».
Затем
он
минутку
молчал
и
начинал
говорить
: «
Я
не
совсем
уверен
,
что
это
было
ночью
,
быть
может
,
это
было
уже
утро
.
Я
вошел
в
большой
школьный
кабинет
,
и
там
не
было
места
для
меня
.
Я
почувствовал
смущение
из
-
за
того
,
что
опоздал
,
как
это
сейчас
часто
бывает
,
когда
я
опаздываю
на
встречи
.
Когда
это
случилось
последний
раз
,
я
должен
был
пойти
в
небольшой
офис
неподалеку
и
притащить
небольшой
стул
,
и
я
чувствовал
себя
ужасно
глупо
.
Точно
так
же
я
,
бывало
,
чувствовал
себя
,
когда
приходил
в
классы
своего
отца
,
когда
он
преподавал
в
летней
школе
.
У
него
были
большие
классы
,
и
студенты
были
гораздо
старше
меня
.
Он
был
блестящим
учителем
,
но
я
думаю
,
что
студенты
испытывали
благоговейный
страх
перед
ним
,
или
,
быть
может
,
это
моя
проекция
.
Сейчас
мне
пришла
мысль
,
что
,
может
быть
,
у
него
были
гомосексуальные
тенденции
,
которые
заставляли
его
испытывать
неловкость
—
или
это
тоже
одна
из
моих
проекций
?
Как
бы
там
ни
было
,
я
уже
в
классе
,
который
превратился
в
кинотеатр
.
Что
-
то
случилось
с
фильмом
,
я
взбешен
из
-
за
оператора
.
Когда
я
пришел
бранить
его
,
я
увидел
,
что
он
весь
в
слезах
.
У
него
были
большие
мягкие
глаза
,
как
у
грека
,
который
стоит
при
входе
.
По
крайней
мере
,
это
то
,
что
я
помнил
,
когда
проснулся
сегодня
утром
.
Эти
большие
опущенные
веки
,
глаза
,
переполненные
слезами
,
напомнили
мне
вас
,
а
если
я
думаю
о
плачущем
мужчине
,
я
чувствую
мягкость
и
любовь
,
я
полагаю
,
что
это
связано
с
гомосексуальностью
и
с
моим
отцом
,
хотя
я
и
не
могу
вспомнить
отца
плачущим
.
Он
всегда
был
так
поглощен
своей
работой
или
своими
хобби
,
что
те
эмоции
,
которые
он
проявлял
,
относились
к
моей
сестре
и
моему
старшему
брату
.
Моя
сестра
была
во
сне
,
в
той
его
части
,
когда
я
нахожусь
в
кинотеатре
.
Когда
оператор
погасил
свет
,
и
ничего
не
было
видно
на
экране
,
она
сказала
мне
,
что
нам
не
следовало
бы
приходить
.
Это
было
,
когда
я
рассердился
на
вас
.
Одно
время
моя
сестра
хотела
стать
актрисой
;
и
,
действительно
,
мы
часто
играли
в
пьесах
вместе
,
она
,
бывало
,
играла
– 131 –
роль
мальчика
,
а
я
—
девочки
.
Теперь
,
когда
я
думаю
об
этом
,
мне
кажется
,
что
в
классной
комнате
были
только
мальчики
,
а
в
кино
—
в
основном
девочки
и
т
.
д
.
и
т
.
п
.
Этот
образец
специфической
формы
сопротивления
,
которую
этот
пациент
демонстрировал
при
пересказе
содержания
сновидения
или
при
рассказе
случаев
из
его
настоящей
или
прошлой
жизни
.
Он
никогда
не
рассказывал
случай
так
,
как
он
был
,
но
часто
начинал
с
середины
,
перепрыгивал
к
началу
,
затем
к
концу
,
пересыпал
свой
рассказ
ассоциациями
и
какими
-
то
интерпретациями
,
а
затем
разрабатывал
некоторые
детали
из
начала
,
середины
или
конца
,
которые
он
пропустил
.
Мне
не
хотелось
прерывать
его
,
потому
что
я
не
хотел
нарушать
течения
этих
ассоциаций
.
Однако
я
никогда
не
знал
,
что
в
данном
содержании
он
пересказывал
,
а
что
было
его
ассоциациями
.
Более
того
,
когда
я
расспрашивал
его
о
сновидении
,
то
его
ответы
также
состояли
из
смеси
фактов
и
ассоциаций
.
В
конце
концов
я
спросил
его
,
осознает
ли
он
тот
факт
,
что
он
не
может
просто
рассказать
сновидение
или
случай
из
своей
жизни
от
начала
и
до
конца
,
но
начинает
с
середины
,
и
я
описал
детально
,
как
он
думал
,
что
обязан
говорить
то
.
что
приходит
в
голову
,
но
тут
он
улыбнулся
и
,
вздохнув
,
сказал
,
что
знает
за
собой
такую
склонность
«
валить
в
кучу
»
свои
задания
и
обязанности
.
Затем
он
спонтанно
рассказал
,
что
никогда
не
читает
книгу
с
начала
,
а
читает
кусками
к
концу
,
а
затем
к
началу
.
В
школе
и
в
долгие
годы
последующей
учебы
,
где
он
выделялся
,
он
никогда
не
начинал
www.NataHaus.ru
домашнего
задания
с
начала
,
но
чаще
с
середины
или
с
конца
.
Он
делал
то
же
самое
и
в
других
сферах
жизни
,
например
,
когда
он
учился
в
начальной
школе
,
он
начал
писать
книгу
по
высшей
математике
,
а
когда
начал
работать
по
специальности
,
начал
учить
людей
,
много
старше
его
.
Я
опишу
некоторые
из
бессознательных
детерминант
и
значений
этой
формы
сопротивления
в
секции
2.652
по
интерпретации
формы
сопротивления
.
Здесь
же
позвольте
сказать
,
что
затруднение
в
данном
случае
связано
с
тем
,
что
его
отец
был
известным
педагогом
и
академиком
и
вся
его
семья
прославилась
своими
занятиями
наукой
.
В
данный
момент
я
хочу
сделать
ударение
– 132 –
на
том
,
что
прояснение
формы
сопротивления
было
стартовым
моментом
для
многих
важных
инсайтов
в
бессознательные
факторы
.
2.65.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
СОПРОТИВЛЕНИЯ
2.651.
Интерпретация
мотива
сопротивления
Здесь
я
должен
вставить
,
что
иногда
для
аналитика
нет
необходимости
демонстрировать
и
прояснять
сопротивление
,
потому
что
пациент
делает
это
сам
спонтанно
.
Эти
шаги
не
нужно
предпринимать
в
описанной
последовательности
,
поскольку
оба
события
могут
происходить
более
или
менее
спонтанно
.
Когда
сопротивление
становится
демонстрируемым
и
ясным
,
мы
готовы
попытаться
интерпретировать
бессознательные
детерминанты
.
Это
означает
,
что
мы
стараемся
раскрыть
скрытые
инстинктивные
побуждения
,
фантазии
или
воспоминания
,
благодаря
которым
возникло
сопротивление
.
(
Обычно
в
психоаналитических
дискуссиях
обозначаются
как
«
содержание
»
репрессированные
или
отвращаемые
бессознательные
побуждения
,
фантазии
или
воспоминания
,
которые
определяют
данное
психическое
событие
.)
При
анализе
мотива
сопротивления
нам
следует
пытаться
исследовать
содержание
,
которое
вызывает
болезненный
аффект
,
определяющий
сопротивление
.
Давайте
вернемся
к
пациенту
,
мистеру
С
.,
см
.
секцию
2.63,
который
стал
застенчивым
,
когда
попытался
рассказать
о
своем
«
брачном
опыте
».
Для
того
чтобы
понять
его
смущение
,
нам
следует
теперь
попытаться
раскрыть
,
какие
побуждения
,
фантазии
или
исторические
события
были
ассоциированы
с
его
разговором
о
сексуальных
вопросах
.
Исследование
содержания
,
вероятно
,
приведет
нас
к
чувствам
,
побуждениям
или
фантазиям
,
которые
были
когда
он
рассказывал
«
свою
историю
»
во
время
сеанса
,
к
реакциям
переноса
или
к
его
прошлой
истории
,
или
от
одного
—
к
другому
.
Обычно
мы
предоставляем
пациенту
решать
,
по
какой
линии
следовать
,
и
открыто
задаем
вопрос
типа
: «
Что
происходит
с
вами
,
когда
вы
представляете
себе
разговор
о
сексе
?»
– 133 –
Застенчивый
мистер
С
.,
отвечая
на
мой
вопрос
,
начал
перечислять
,
что
секс
считается
грязной
и
запретной
темой
дома
,
что
его
распекали
за
вопрос
,
как
рождаются
дети
,
и
говорили
,
что
это
неподобающий
вопрос
для
приличного
мальчика
и
т
.
д
.
Позже
он
преодолел
свою
робость
в
школьной
компании
,
но
все
еще
реагирует
со
смущением
,
когда
сексуальные
вопросы
поднимаются
незнакомыми
людьми
или
специалистами
.
Это
затем
привело
его
к
чувству
,
что
я
незнакомец
или
специалист
.
Хотя
умом
он
понимает
,
что
я
должен
быть
знаком
со
всеми
видами
сексуального
опыта
,
тем
не
менее
,
он
обнаружил
,
что
реагировал
так
,
как
будто
я
был
не
в
меру
щепетилен
и
сделал
ему
выговор
.
Я
ин
-
терпретировал
это
ему
так
,
что
в
тот
момент
,
когда
он
упомянул
секс
,
я
был
для
него
отцом
,
а
он
стал
маленьким
мальчиком
.
Если
пациент
не
позволил
бы
своим
мыслям
спонтанно
переместиться
на
меня
и
только
рассказал
о
своем
смущении
дома
,
я
бы
сказал
ему
перед
концом
сеанса
: «
А
теперь
вы
реагируете
на
меня
так
,
как
будто
я
—
ваш
родитель
,
и
вы
смутились
».
Анализ
сопротивления
всегда
должен
включать
анализ
реакций
переноса
,
вопрос
,
который
будет
разъясняться
в
3
части
.
Дальнейший
анализ
смущения
мистера
С
.
при
разговорах
о
сексе
проходил
в
течение
нескольких
лет
.
В
процессе
тщательной
проработки
мы
обнаружили
,
что
он
чувствует
,
что
ему
нужно
скрывать
свои
сексуальные
интересы
,
потому
что
он
боялся
,
что
его
будут
считать
слишком
сексуальным
.
Это
было
связано
с
воспоминанием
детства
о
сексуальных
играх
с
сестрой
и
сексуальных
фантазиях
,
www.NataHaus.ru
касающихся
матери
.
Его
мастурбационные
фантазии
имели
отношение
к
подсматриванию
«
взрослых
»
во
время
полового
акта
и
затем
их
избиению
.
У
него
также
было
глубоко
репрессированное
мазохистическое
желание
быть
побитым
,
так
же
,
как
тенденция
идентификации
с
женским
полом
.
Ми
-
стер
С
.
испытывал
большую
тревогу
в
отношении
к
мужчинам
,
поскольку
оно
было
наполнено
инстинктивными
побуждениями
,
как
враждебными
,
так
и
сексуальными
.
Он
был
также
не
уверен
в
своей
принадлежности
к
полу
,
в
ощущении
того
,
что
он
—
мужчина
.
В
этом
состоит
сконденсированный
рассказ
об
анализе
мотивов
его
сопротивления
разговорам
о
сексе
.
– 134 –
Но
давайте
вернемся
к
нашему
анализу
мотивов
сопротивления
.
Пациент
избегает
,
потому
что
хочет
спастись
от
какого
-
то
болезненного
чувства
.
Но
какое
содержание
,
какой
материал
вызывает
болезненный
аффект
?
Мужчина
с
«
брачным
опытом
»
раскрывает
некоторое
содержание
,
пытаясь
говорить
о
сексе
,
несмотря
на
робость
.
В
этом
случае
было
ясно
,
что
сексуальный
материал
был
непосредственной
причиной
смущения
и
сопротивления
.
Но
бывает
и
так
,
что
не
ясно
,
ни
почему
,
ни
чему
пациент
сопротивляется
.
Пациент
может
сохранять
молчание
более
или
менее
долго
,
в
течение
целого
сеанса
и
не
давать
никакого
ключа
к
тому
,
что
вызвало
его
реакции
тела
или
выражение
лица
.
В
моем
опыте
это
бывает
редко
.
Абсолютное
молчание
и
отсутствие
выражений
лица
и
тела
могут
быть
ключом
к
фантазиям
о
смерти
,
коме
или
глубоком
сне
.
Дважды
в
моей
практике
это
означало
комбинацию
:
страстное
желание
крови
,
и
суицид
(
Гринсон
, 1961).
Давайте
предположим
,
что
мы
выяснили
,
что
есть
болезненный
аффект
,
но
все
еще
не
имеем
ключа
к
тому
,
что
вызвало
его
.
И
снова
пример
.
Молодая
пациентка
,
миссис
К
.,
см
.
секция
1.24,
во
время
третьего
года
анализа
работала
очень
продуктивно
над
вопросами
об
опоздании
,
а
затем
был
сеанс
,
когда
она
показала
значительное
сопротивление
.
Она
начала
сеанс
,
сказав
:
ей
не
хотелось
приходить
на
сеанс
,
в
голове
у
нее
ничего
нет
,
почему
я
не
даю
ей
намека
,
о
чем
говорить
,
ее
жизнь
течет
так
гладко
,
ее
ребенок
чудесный
,
новая
квартира
комфортабельна
,
вероятно
,
ей
можно
позволить
оставаться
одной
,
ей
гораздо
лучше
,
действительно
ли
ей
необходимо
продолжать
анализ
,
она
ходила
в
интересную
картинную
галерею
,
но
ничего
не
купила
,
у
нее
назначено
свидание
с
«
умником
»,
мужчины
,
с
которыми
она
встречается
,
либо
«
растрепы
»,
либо
«
умники
» —
и
так
далее
,
и
так
далее
,
перемежаясь
короткими
периодами
/
молчания
.
Я
понял
,
что
ее
тон
имел
оттенок
раздражения
и
досады
.
После
почти
десяти
минут
всего
этого
я
вмешался
и
сказал
: «
Вы
,
кажется
,
раздосадованы
».
Она
ответила
: «
Я
полагаю
,
да
.
Но
я
не
знаю
,
чем
».
Я
сказал
: «
Что
-
то
раздражает
вас
.
Постарайтесь
найти
это
.
Позвольте
своим
мыслям
следовать
за
идеей
«
что
-
то
досаждает
мне
».
– 135 –
Пациентка
минуту
помолчала
,
а
затем
вдруг
сказала
: «
О
,
я
забыла
сказать
вам
,
что
моя
мать
звонила
мне
вчера
вечером
из
Нью
-
Йорка
».
Затем
пациентка
принялась
пересказывать
содержание
беседы
и
свои
реакции
на
нее
стальным
,
холодным
тоном
,
в
неестественном
,
отрывистом
ритме
.
Мать
упрекала
ее
за
то
,
что
она
не
пишет
,
пациентка
была
взбешена
,
но
контролировала
себя
и
играла
только
равнодушие
и
пренебрежение
.
Она
резко
сказала
,
что
пошлет
матери
ее
регулярный
чек
,
но
будь
она
проклята
,
если
она
будет
писать
.
Пауза
,
молчание
. «
Я
не
собираюсь
впутывать
ее
снова
...
Даже
хотя
я
знаю
,
что
вы
хотите
,
чтобы
я
...
Вы
говорите
,
это
поможет
моему
анализу
,
и
,
может
быть
,
вы
и
правы
,
но
я
не
могу
,
и
я
не
буду
,
и
я
не
хочу
запутываться
еще
и
с
вами
».
Я
молчал
,
я
вспомнил
,
что
на
предыдущем
сеансе
она
говорила
мне
о
дне
,
когда
у
нее
было
назначено
свидание
с
артистичным
молодым
человеком
.
Она
чувствовала
,
что
он
интересен
,
даже
очарователен
,
но
было
в
нем
что
-
то
,
что
отпугивало
ее
.
На
том
сеансе
мы
не
нашли
,
с
чем
связано
это
отталкивающее
чувство
.
Пациентка
затем
рассказывала
мне
о
своей
двухлетней
дочери
,
о
том
,
как
она
любит
играть
с
ней
,
как
прекрасно
детское
тело
,
не
уродливо
,
как
тело
взрослой
женщины
,
и
как
она
любит
купать
ее
.
Она
остановилась
и
вдруг
пересказала
сновидение
: «
Она
была
одной
из
женщин
-
лягушек
—
ей
внушили
идти
в
убежище
в
Москву
и
запоминать
,
что
она
видит
под
водой
.
Вода
была
холодная
,
но
она
была
защищена
своим
резиновым
костюмом
.
Была
опасность
,
что
что
-
то
взорвется
,
и
она
должна
была
спешить
,
уходить
как
можно
скорее
.
Была
какая
-
то
мысль
о
том
,
что
она
должна
финишировать
в
4
часа
».
www.NataHaus.ru
Ассоциации
пациентки
привели
ее
к
истории
,
которую
она
слышала
,
что
люди
,
которые
умирают
во
сне
,
умирают
в
четыре
часа
.
Может
быть
,
она
боялась
,
что
я
могу
умереть
,
она
знала
,
что
у
меня
неважно
с
сердцем
.
Когда
она
проснулась
,
ее
небо
было
воспалено
,
она
,
должно
быть
,
натерла
его
языком
во
сне
.
Эту
проблему
мы
еще
не
вскрыли
до
конца
.
Ее
боли
в
животе
.
Она
чувствует
затруднение
.
Ей
следует
работать
над
этим
,
но
она
чувствует
утомление
и
депрессию
.
Молчание
.
В
этот
момент
я
сказал
: «
Вы
боитесь
чего
-
то
,
– 136 –
что
собираетесь
найти
под
водой
,
в
своем
бессознательном
.
Вы
испуганы
,
поэтому
надеваете
резиновый
костюм
,
поэтому
вы
не
будете
чувствовать
,
вы
не
впутаетесь
—
во
что
?»
Пациентка
немного
подумала
и
ответила
: «
Меня
терзает
искушение
бежать
,
вернуться
назад
,
стать
такой
,
какой
я
была
до
анализа
,
быть
скучающей
и
пустой
.
Я
устала
от
борьбы
и
исканий
,
я
хочу
расслабления
и
легкости
.
Вы
подталкиваете
меня
,
а
я
хочу
,
чтобы
вы
делали
работу
.
Вчера
у
меня
была
фантазия
,
что
у
меня
развился
рак
гортани
,
я
не
могу
говорить
,
поэтому
вы
должны
делать
свою
работу
».
Пауза
.
Я
ответил
: «
Вы
раздражены
на
меня
,
потому
что
я
не
буду
кормить
вас
,
я
не
буду
вашей
доброй
мамочкой
».
Пациентка
буквально
закричала
на
меня
: «
Не
говорите
этого
слова
,
я
не
вынесу
этого
.
Я
ненавижу
его
и
вас
тоже
.
Да
,
я
хочу
,
чтобы
вы
помогли
мне
,
но
не
только
работали
для
меня
,
я
хочу
,
чтобы
от
вас
исходили
тепло
и
благожелательность
.
Все
,
что
вы
делаете
, —
это
работа
,
работа
(
пауза
)...
Я
знаю
,
что
вы
правы
.
Я
хочу
,
чтобы
вы
заботились
обо
мне
,
как
я
забочусь
о
своем
ребенке
.
Вы
знаете
,
вчера
,
когда
я
купала
ее
,
я
посмотрела
ее
гениталии
,
на
ее
вульву
,
это
выглядит
так
прекрасно
,
как
цветок
,
как
сладкий
кусочек
фрукта
абрикоса
.
Я
могла
бы
поцеловать
это
,
только
я
знала
,
что
это
было
бы
нехорошо
для
нее
».
Я
просто
сказал
: «
Для
нее
?»
Пациентка
продолжала
: «
Хорошо
,
не
только
для
нее
,
я
согласна
,
но
также
и
для
меня
.
Это
напомнило
мне
,
вы
знаете
,
художника
,
с
которым
я
встретилась
несколько
дней
назад
.
Мы
пошли
на
пляж
,
и
я
заметила
,
что
его
бедра
очень
толстые
,
и
зад
тоже
—
прямо
как
у
женщины
.
Может
быть
,
именно
это
оттолкнуло
меня
».
Я
ответил
: «
И
пленило
одновременно
.
Это
то
самое
убежище
,
которое
вы
боялись
найти
под
водой
.
От
этого
вы
бежите
».
Пациентка
: «
Я
купила
красное
бикини
для
моей
дочери
,
она
выглядит
так
прелестно
в
нем
—
оно
ярко
-
красное
—
я
могу
съесть
ее
в
нем
—
буквально
—
съесть
».
Этот
необычно
продуктивный
сеанс
начался
со
значительного
сопротивления
.
Однако
пациентка
была
упорна
в
своей
аналитической
работе
и
установила
хороший
рабочий
альянс
.
Я
думаю
,
что
это
ясный
пример
того
,
как
я
исследую
вопрос
о
том
,
что
является
моти
-
– 137 –
вами
защиты
.
Просмотрев
материал
сеанса
,
можно
увидеть
,
что
пациентка
осознала
свое
сопротивление
,
ей
не
хотелось
приходить
,
не
хотелось
запутываться
.
Более
ранняя
часть
материала
сеанса
не
дает
ключа
,
только
показывает
некоторую
враждебность
к
мужчинам
,
но
этого
недостаточно
,
чтобы
идти
дальше
.
Затем
я
конфронтировал
ее
с
ее
сопротивлением
и
попросил
ее
ассоциировать
к
чувству
раздражения
.
Это
привело
ее
к
пересказу
ее
раздражающей
,
холодной
беседы
с
матерью
и
ее
гнева
по
отношению
ко
мне
.
Затем
она
вспомнила
свой
сон
,
это
знак
того
,
что
интерпретация
сопротивления
находится
на
верном
пути
.
Манифестация
содержания
тревожных
сновидений
прекрасно
показала
ее
страх
раскрытия
некоторых
бессознательных
побуждений
.
Убежище
символизирует
мать
,
так
же
,
как
вода
.
Идея
женщины
-
лягушки
намекает
на
гомосексуальность
.
Потом
,
в
промежутке
,
она
рассказывает
о
купании
дочери
.
Ее
первая
ассоциация
приводит
к
ее
страху
и
желанию
,
чтобы
я
умер
.
Она
нуждается
во
мне
и
боится
меня
.
Она
трет
небо
—
это
повторение
инфантильной
потребности
.
Затем
сопротивление
усиливается
,
она
не
хочет
работать
,
она
в
бешенстве
от
моей
интерпретации
,
что
она
хочет
,
чтобы
я
был
ее
«
мамочкой
».
Таким
образом
,
в
данном
сопротивлении
мы
видим
возвращение
репрессированных
импульсов
: 1)
ужас
перед
ее
инфантильными
страстными
желаниями
матери
; 2)
ее
ассоциации
к
ее
ребенку
и
откровенные
орально
-
корпоративные
и
сексуальные
желания
по
отношению
к
вульве
ребенка
; 3)
попытка
переместить
свою
тревожность
на
ребенка
; 4)
попытка
убежать
от
своих
собственных
страхов
;
5)
ее
ассоциации
к
бедрам
и
спине
ее
друга
-
художника
и
,
наконец
; 6)
возвращение
к
ребенку
,
к
красному
(
красный
=
Москва
)
купальному
костюму
и
побуждение
съесть
ее
.