ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 5091
Скачиваний: 102
www.NataHaus.ru
2.661.
Сопротивления
на
первых
сеансах
В
начале
анализа
,
на
первых
сеансах
,
когда
сопротивление
уже
осознано
и
продемонстрировано
пациенту
,
до
того
,
как
приступить
к
исследованию
мотива
или
формы
сопротивления
,
аналитику
следует
рассмотреть
интерполяции
к
следующим
шагам
.
1.
Пациенту
следует
рассказать
,
что
сопротивление
является
деятельностью
самого
пациента
,
что
это
акция
,
которую
он
осуществляет
либо
бессознательно
,
либо
предсознательно
,
либо
сознательно
(
Феничел
, 1941,
с
. 35).
Сопротивление
не
является
чем
-
то
,
что
происходит
совершенно
независимо
от
пациента
,
хотя
он
может
ощущать
его
именно
так
.
Это
важно
,
потому
что
многие
пациенты
ощущают
сопротивление
как
нечто
,
случающееся
с
ними
,
и
они
склонны
чувствовать
себя
беспомощными
или
покорившимися
.
Я
нахожу
полезным
образовать
их
в
этом
вопросе
.
Например
,
пациент
рассказывает
мне
,
что
его
ум
пуст
.
Подождав
некоторое
время
,
я
нахожу
полезным
информировать
моего
пациента
,
что
ум
кажется
пустым
– 148 –
только
в
том
случае
,
когда
он
пытается
избежать
чего
-
то
.
Затем
я
прошу
его
перемешать
свои
мысли
за
замечанием
: «
Я
избегаю
чего
-
то
», —
и
говорить
,
что
приходит
в
голову
.
Неминуемо
какие
-
то
ассоциации
попадут
в
фокус
.
Я
могу
подчеркнуть
этот
момент
,
напомнив
,
что
его
ум
не
пуст
,
когда
он
покойно
лежит
на
кушетке
,
у
себя
дома
,
или
просто
позволяет
блуждать
своим
мыслям
,
пока
ведет
машину
.
То
же
самое
должно
быть
и
здесь
,
хотя
что
-
то
мешает
,
охраняет
мысли
,
не
давая
им
прийти
в
голову
,
охраняет
их
от
определения
того
,
что
происходит
.
2.
Пациенту
следует
рассказать
в
подходящее
время
,
что
определенные
сопротивления
и
анализ
сопротивления
важны
,
что
это
стоит
делать
и
что
это
составляет
значительную
часть
психоанализа
.
Сопротивление
не
является
грехом
или
виной
,
или
слабостью
пациента
.
Он
не
критикуется
и
не
отвергается
за
то
,
что
имеет
сопротивления
.
Здесь
,
конечно
,
чрезвычайно
важен
тот
тон
,
которым
аналитик
демонстрирует
сопротивление
пациенту
.
Слова
аналитика
могут
сказать
пациенту
,
что
это
совершенно
нормально
—
иметь
сопротивление
,
но
если
его
тон
укоризненен
,
слова
теряют
свое
значе
-
ние
.
Следует
сделать
так
,
чтобы
пациент
осознал
анализ
сопротивления
как
необходимую
,
неизбежную
и
продуктивную
часть
психоаналитической
процедуры
.
Достигнув
успеха
в
анализировании
некоторых
аспектов
в
начале
лечения
,
я
пытаюсь
продемонстрировать
обоснованность
того
положения
,
что
анализ
сопротивления
является
плодотворным
и
стоящим
.
Я
полагаю
,
такие
вмешательства
важны
в
раннем
анализе
,
потому
что
они
помогают
установить
определенную
атмосферу
в
аналитической
ситуации
.
Я
хочу
,
чтобы
мой
пациент
чувствовал
,
что
ему
дано
право
знать
определенные
вещи
о
том
,
что
происходит
в
анализе
,
для
того
,
чтобы
чувствовать
,
что
он
мой
«
сотрудник
»
в
аналитической
ситуации
.
Я
хочу
способствовать
развитию
рабочего
альянса
.
Я
не
хочу
,
чтобы
он
чувствовал
себя
ребенком
,
блуждающим
во
мраке
,
видел
во
мне
эксперта
,
который
находится
гораздо
дальше
и
выше
него
.
Я
хочу
,
чтобы
это
была
ситуация
,
когда
двое
упорно
работающих
,
серьезных
взрослых
действуют
совместно
,
причем
один
из
них
нуждается
в
помощи
,
а
другой
—
специалист
;
но
при
этом
оба
одинаково
ответст
-
– 149 –
венны
,
серьезны
в
своей
совместной
работе
.
Я
не
хочу
создавать
авторитарную
атмосферу
,
атмосферу
мистерии
или
родительскую
атмосферу
.
В
основном
,
я
считаю
,
что
пациенты
скрывают
свои
сопротивления
по
двум
причинам
: 1)
Они
стыдятся
или
боятся
выказать
состояние
сопротивления
.
Сопротивление
означает
дефект
,
который
приведет
к
потере
любви
или
к
наказанию
. 2)
Они
боятся
выявления
продуцирующей
сопротивление
ситуации
—
обычно
из
-
за
того
,
что
стараются
избежать
материала
,
который
,
как
они
чувствуют
,
может
привести
к
враждебной
реакции
переноса
.
Это
те
пациенты
,
которые
боятся
стать
рассерженными
.
Они
часто
стараются
прикрыть
свой
гнев
противоположными
чувствами
—
заискиванием
и
покорностью
.
Хорошими
примерами
являются
кандидаты
,
которые
будут
избегать
упоминать
о
тех
встречах
,
когда
я
www.NataHaus.ru
сказал
что
-
нибудь
неправильно
,
или
будут
говорить
о
том
,
с
чем
они
согласны
,
пропуская
все
остальное
.
Могут
быть
даже
более
запутанные
констелляции
сопротивлений
сопротивлениям
и
различным
содержаниям
.
Позвольте
мне
привести
следующий
клинический
пример
из
единственного
аналитического
сеанса
.
Пациент
начал
свой
сеанс
,
повторяя
довольно
легкомысленно
,
что
его
трехлетняя
дочь
заболела
,
но
он
не
хочет
говорить
об
этом
,
так
как
не
хочет
впадать
в
депрессию
.
Далее
он
продолжал
болтовню
,
касающуюся
безобидных
повседневных
занятий
.
Поскольку
он
не
проявлял
намерения
вернуться
к
болезни
ребенка
,
я
прервал
его
,
сказав
: «
Почему
вам
следует
избегать
болезни
вашей
девочки
?»
Он
раздраженно
ответил
: «
Почему
вы
не
оставите
меня
одного
—
почему
вы
продолжаете
притеснять
меня
?» —
и
так
далее
.
Я
сохранял
спокойствие
.
Постепенно
он
начал
рассказывать
о
болезни
своей
дочери
,
о
том
,
что
они
вызвали
консультанта
,
который
сказал
,
что
ей
,
вероятно
,
необходимо
хирургическое
вмешательство
;
как
он
страшится
это
-
то
,
как
он
боится
,
что
она
может
умереть
.
Он
корчился
на
кушетке
,
как
от
боли
.
Слезы
текли
по
его
щекам
,
он
даже
не
пытался
вытереть
их
.
Я
сохранял
спокойствие
.
Пациент
сделал
большую
паузу
и
крикнул
: «
Я
хочу
быть
мертвым
.
Мне
следовало
бы
убить
себя
».
Молчание
.
В
этот
момент
я
вмешался
и
сказал
: «
Я
могу
понять
ваши
переживания
в
отношении
ребенка
,
но
– 150 –
почему
же
вы
так
ненавидите
себя
?».
После
этого
пациент
рассказал
,
каким
виноватым
он
чувствует
себя
по
отношению
к
маленькой
девочке
:
она
фрустрирует
его
,
любя
больше
свою
мать
;
она
разочаровывает
его
из
-
за
того
,
что
она
—
не
мальчик
;
он
пренебрегает
ею
;
и
все
это
он
делал
;
он
заслуживает
смерти
...
пауза
... «
кроме
того
,
некто
изрыгает
проклятия
на
меня
всяческими
способами
».
Сделав
обзор
этого
сеанса
,
мы
можем
увидеть
,
насколько
сложны
сопротивления
:
болтливое
избегание
депрессирующей
темы
;
гнев
против
меня
за
притеснения
;
его
страхи
,
относящиеся
к
прикрытию
ребенком
его
вины
по
отношению
к
ребенку
;
его
возмущение
и
чувство
обиды
по
отношению
к
ребенку
,
прикрывающую
его
идентификацию
с
нежеланным
ребенком
,
которая
заканчивается
упреком
ко
мне
.
Этот
сеанс
иллюстрирует
,
насколько
разнообразные
сопротивления
используются
против
различных
содержаний
и
как
одно
содержание
может
вызываться
для
того
,
чтобы
отвратить
еще
более
глубоко
лежащее
содержание
.
Концепция
тщательной
проработки
касается
не
только
раскрытия
тога
же
самого
сопротивления
в
различных
ситуациях
или
в
другое
время
в
другом
месте
,
но
также
и
раскрытия
большого
разнообразия
сопротивлений
,
которые
используются
для
того
,
чтобы
отвратить
данное
побуждение
или
воспоминание
или
переживание
и
т
.
д
.
Это
будет
рассмотрено
более
детально
во
втором
томе
.
2.662.
Секрет
Нашей
обычной
задачей
в
анализе
является
раскрытие
бессознательных
секретов
;
пациент
не
осознает
воспоминаний
,
которые
он
хранит
скрытыми
;
они
являются
секретом
для
сознательного
Эго
.
Хотя
он
может
иметь
бессознательные
и
сознательные
сопротивления
для
наших
исследований
,
он
обычно
находится
на
стороне
аналитической
работы
,
по
меньшей
мере
,
сознательно
.
Но
случается
и
так
,
что
пациент
будет
сознательно
скрывать
определенный
материал
от
аналитика
.
В
большинстве
случаев
это
сознательное
,
преднамеренное
утаивание
проходит
быстро
и
обычно
преодолевается
самим
пациентом
—
он
сознается
в
своем
секрете
.
Очень
часто
это
случается
в
течение
одного
сеанса
.
Но
быва
-
– 151 –
ют
и
такие
пациенты
,
которые
хранят
секрет
в
течение
длительного
времени
и
не
могут
преодолеть
это
осознанное
сопротивление
без
нашей
помощи
.
Некоторые
специальные
проблемы
анализа
секрета
заслуживают
обсуждения
,
потому
что
,
если
секрет
не
поддается
анализу
или
если
с
ним
неправильно
обращаться
,
то
он
может
подвергать
опасности
Анализ
в
целом
.
Студентам
следует
ознакомиться
с
работой
Альфреда
Гросса
по
этой
теме
(1951).
www.NataHaus.ru
Существует
несколько
базисных
принципов
,
которые
следует
специально
выделить
по
отношению
к
аналитическому
методу
обработки
секрета
.
Прежде
всего
,
не
может
быть
и
речи
ни
о
какой
уступке
по
отношению
к
тому
,
что
нам
следует
проанализировать
все
важнейшие
психические
события
,
проходящие
в
пациенте
.
Секрет
уже
по
своей
природе
является
важным
психическим
событием
и
должен
быть
проанализирован
.
Никакого
компромисса
по
этому
пункту
быть
не
может
.
Фрейд
(1913,
с
.
135—136)
выражает
это
мнение
очень
ясно
,
когда
объясняет
,
что
если
психоаналитик
позволит
существовать
секрету
любого
рода
,
все
табулированные
воспоминания
,
мысли
и
побуждения
будут
скрыты
в
этом
убежище
и
ускользнут
от
анализа
.
Он
сравнивает
это
с
тем
,
что
произошло
бы
в
деревне
,
если
бы
полиция
предоставила
возможность
существовать
какому
-
то
месту
,
где
бы
она
не
осуществляла
свою
власть
.
Все
отбросы
общества
собрались
бы
там
и
,
следовательно
,
избежали
бы
обнаружения
.
Фрейд
приводит
свой
личный
опыт
,
когда
он
пытался
анализировать
пациента
,
занимающего
высокий
государственный
пост
,
которому
он
позволил
сохранить
государственный
секреты
от
анализа
.
В
таких
условиях
было
невозможно
провести
полный
анализ
.
Многие
пациенты
ищут
предлог
для
сохранения
определенных
вещей
в
секрете
.
Они
будут
требовать
,
например
,
не
называть
имен
,
так
как
это
неблагоразумно
,
неправильно
называть
имена
посторонних
людей
и
т
.
д
.
Малейшая
уступка
секрету
,
по
любой
причине
,
несовместима
с
анализом
.
Один
секрет
,
который
позволено
сохранить
,
означает
конец
эффективного
анализа
,
Я
могу
подтвердить
находки
Фрейда
и
привести
те
переживания
,
которые
у
меня
были
во
время
Второй
мировой
войны
.
Я
был
начальником
секции
в
госпитале
воздушных
сил
,
где
мне
по
долгу
службы
пришлось
– 152 –
заниматься
лечением
группы
офицеров
и
штатских
,
которые
совершили
побег
из
вражеского
лагеря
военнопленных
.
Эти
люди
,
однако
,
были
проинструктированы
Вашингтоном
о
неразглашении
кому
бы
то
ни
было
того
,
как
,
лагерное
подполье
помогло
им
бежать
.
Это
было
сделано
для
защиты
тех
,
кто
работал
в
подполье
,
чья
ценная
работа
продолжалась
.
Эти
беглецы
страдали
от
различных
состояний
тревожности
и
травматических
неврозов
и
отчаянно
нуждались
в
лечении
.
И
все
же
было
невозможно
провести
эффективную
психотерапию
с
этими
людьми
,
пока
они
должны
были
держать
определенные
данные
в
секрете
.
Имена
подпольщиков
были
не
так
существенны
для
истории
этих
людей
,
как
тот
факт
,
что
они
чувствовали
себя
обязанными
скрывать
эту
информацию
,
а
это
делало
лечение
недейственным
.
К
счастью
,
я
прибегнул
к
помощи
психоаналитика
,
который
был
начальником
психиатрической
службы
,
полковнику
Джону
Мюррею
,
который
согласовал
с
Вашингтоном
необходимость
наличия
определенных
психиатров
на
каждом
посту
,
которые
были
бы
посвящены
в
секретный
материал
.
Пациенты
были
проинформированы
об
этом
,
и
только
тогда
стало
возможным
проведение
эффективной
психотерапии
.
Главное
в
этом
вопросе
,
на
наш
взгляд
,
состоит
в
том
,
что
не
может
быть
никаких
уступок
по
отношению
к
секрету
,
они
должны
быть
проанализированы
.
Однако
важно
осознать
,
что
ошибкой
является
использование
принуждения
,
угроз
или
мольб
,
чтобы
подвигнуть
пациента
рассказать
свой
секрет
.
Еще
большая
ошибка
—
насильно
заставлять
пациентов
открыть
свои
секреты
,
равно
как
и
позволить
им
иметь
их
.
Аналитическое
отношение
состоит
в
том
,
чтобы
пытаться
анализировать
секреты
так
же
,
как
мы
пытались
бы
анализировать
любую
другую
форму
сопротивления
.
Мы
так
же
детерминированы
,
как
и
пациент
.
Мы
можем
осознавать
,
что
у
пациента
есть
сознательный
секрет
,
но
мы
знаем
,
что
существуют
бессознательные
факторы
,
которые
следует
анализировать
до
того
,
как
пациент
сможет
выдать
секрет
.
Пациент
знает
содержание
секрета
,
но
он
не
осознает
важных
причин
,
которые
делают
необходимым
сохранять
секретность
.
Психоанализ
направляет
острие
атаки
не
на
сам
секрет
,
а
на
мотив
создания
этого
секрета
.
– 153 –
Позвольте
мне
перевести
это
в
конкретные
термины
.
Пациент
говорит
мне
,
что
существует
нечто
,
чего
он
не
может
сказать
мне
,
и
не
скажет
.
Мой
ответ
: «
Не
рассказывайте
мне
,
в
чем
состоит
ваш
секрет
,
но
скажите
мне
,
почему
вы
не
можете
рассказать
мне
об
этом
».
Другими
словами
,
я
занимаюсь
мотивом
для
секрета
,
а
не
его
содержанием
.
Этот
метод
сходен
с
тем
,
который
я
разбирал
в
разделе
,
посвященном
анализу
мотивов
сопротивления
.
Я
бы
спросил
пациента
,
какого
рода
чувства
он
испытал
www.NataHaus.ru
бы
,
если
рассказал
мне
об
этом
секрете
.
Если
он
может
представить
себе
,
как
бы
он
себя
чувствовал
,
рассказывая
,
я
бы
спросил
его
далее
: «
Как
вы
представляет
себе
,
как
бы
я
отреагировал
на
то
,
что
вы
мне
рассказали
?»
Другими
словами
,
я
бы
занимался
болезненными
аффектами
и
фантазиями
,
которые
секретный
материал
вызывает
у
пациента
,
включая
болезненные
фантазии
переноса
.
Затем
я
бы
занялся
историей
этой
болезненной
ситуации
переноса
в
его
прошлом
,
т
.
е
. «
когда
это
случалось
с
вами
раньше
?».
Я
бы
хотел
процитировать
простой
клинический
пример
того
,
что
было
отмечено
выше
:
пациентка
во
время
первого
полугода
психоанализа
сказала
мне
,
что
есть
определенные
слова
,
которые
она
просто
не
может
позволить
себе
сказать
.
Эта
пациентка
обычно
была
очень
способной
к
кооперации
,
и
я
мог
видеть
ее
борьбу
с
собой
,
когда
она
произносила
эти
слова
.
Я
помолчал
некоторое
время
и
затем
,
когда
увидел
,
что
она
потерпела
поражение
в
своих
попытках
к
общению
,
спросил
ее
: «
Как
бы
вы
чувствовали
себя
,
если
бы
сказали
это
слово
?»
Она
ответила
,
что
чувствовала
бы
себя
опустошенной
,
подавленной
.
Она
бы
чувствовала
себя
как
гусеница
под
камнем
,
как
насекомое
,
грязное
,
маленькое
,
безобразное
насекомое
.
Мне
не
пришлось
поднимать
вопрос
о
ее
фантазии
переноса
,
так
как
она
самопроизвольно
сделала
это
. «
Я
бы
внушала
вам
отвращение
,
вы
бы
ненавидели
меня
,
вы
были
бы
шокированы
и
попросили
бы
меня
уйти
».
Я
остался
спокоен
.
Пациентка
продолжала
: «
Это
скверно
.
Вы
бы
ничего
этого
не
сделали
...
Но
именно
так
я
это
чувствую
.
Я
реагирую
,
так
,
будто
это
слово
вывело
вас
из
душевного
равновесия
».
Я
ничего
не
сказал
.
Пациентка
продолжала
мне
рассказывать
о
том
,
как
она
в
первый
раз
сказала
это
слово
дома
.
Был
ленч
,
они
были
вдвоем
с
матерью
,
и
она
– 154 –
сказала
это
слово
,
играя
,
дразнясь
.
Ее
мать
была
шокирована
и
выразила
свое
отвращение
.
Она
приказала
своей
девятилетней
дочери
выйти
из
-
за
стола
и
велела
вымыть
ей
рот
с
мылом
.
Пациентка
чувствовала
,
что
слово
«
грязное
»,
но
была
сильно
удивлена
реакцией
матери
.
В
этот
момент
пациентка
стала
способна
сказать
мне
секретное
слово
;
это
было
неприличное
слово
«
трахаться
».
Хотя
пациентка
с
этого
момента
была
способна
использовать
слово
«
трахаться
»
в
анализе
,
данное
выше
клиническое
описание
не
завершило
анализа
ее
секрета
. (
В
)
Тот
факт
,
что
это
слово
было
сказано
,
играя
и
дразнясь
,
матери
,
также
имеет
важное
дополнительное
значение
и
следствия
.
Слово
«
трахаться
»
было
также
ассоциировано
со
многими
другими
оральными
и
анальными
сексуальными
и
садистскими
фантазиями
(
Стоун
1954
а
)
Однако
с
этого
момента
слово
«
трахаться
»
перестало
быть
сознательным
секретом
;
мы
начали
исследовать
бессознательные
факторы
,
которые
делали
его
настолько
ненавистным
.
Такой
ход
событий
в
известной
степени
типичен
.
Когда
аналитик
анализирует
мотив
сопротивления
,
включая
фантазии
переноса
и
болезненные
аффекты
,
пациент
обычно
будет
в
состоянии
поведать
свой
секрет
.
Но
на
этом
не
кончаются
технические
проблемы
,
связанные
с
анализированием
секретов
.
Секрет
—
это
что
-
то
интимное
и
важное
для
пациента
,
неважно
,
насколько
тривиальным
это
может
показаться
,
если
вытащить
его
на
свет
.
Для
пациента
рассказать
аналитику
секрет
означает
показать
что
-
то
чрезвычайно
личное
и
ценное
.
С
информацией
следует
обращаться
с
уважением
и
деликатностью
,
но
аналитик
,
тем
не
менее
,
должен
заниматься
анализом
продукции
.
После
того
,
как
секрет
выявлен
,
могут
быть
два
возможных
пути
для
продолжения
анализа
.
Выбор
одного
из
них
будет
зависеть
от
реакций
пациента
,
ходу
которых
нам
не
следует
следовать
.
Мы
можем
либо
исследовать
реакции
пациента
на
то
,
что
секрет
раскрыт
,
либо
мы
можем
изучать
содержание
секрета
.
Очень
часто
эти
два
направления
пересекаются
.
Позвольте
мне
продолжить
рассказ
о
случае
женщины
,
которая
не
могла
сказать
слово
«
трахаться
».
В
конце
концов
,
она
смогла
,
как
я
описал
это
выше
,
ска
-
– 155 –
зать
это
слово
мне
,
после
того
,
как
мы
проделали
некоторую
работу
над
ее
чувством
смущения
.
После
того
,
как
она
сказала
слово
,
она
замолчала
,
я
отметил
ее
смущение
,
молчание
и
спросил
ее
о
нем
.
Теперь
она
реагировала
на
то
,
что
сказала
«
грязное
»
слово
.
Она
чувствовала
себя
так
,
как
будто
была
в
туалете
в
моем
присутствии
;
как
будто
я
видел
в
действии
движение
ее
кишок
.
Другими
словами
,
выдать
секрет
означало
осуществить
дефекацию
передо
мною
.
www.NataHaus.ru
Для
нее
борьба
с
секретом
была
эквивалентна
ее
борьбе
по
сокрытию
туалетной
деятельности
.
Она
не
была
особенно
щепетильна
при
обсуждении
своей
сексуальной
деятельности
,
но
чрезвычайно
стеснялась
говорить
о
туалете
,
особенно
об
анальном
поведении
.
Мать
была
очень
строга
,
приучая
ее
к
туалету
,
и
у
ребенка
сложилось
впечатление
,
что
все
выделительные
функции
безобразны
и
их
следует
держать
в
секрете
—
иначе
она
будет
вызывать
отвращение
и
будет
отвергнута
.
Это
было
особенно
верно
в
отношении
туалетных
звуков
,
которые
были
наиболее
оскорбительными
для
нее
.
Для
нее
рассказать
мне
секрет
означало
с
шумом
выпустить
газы
передо
мной
,
наиболее
болезненная
ситуация
для
пациента
.
Дальнейший
анализ
ее
секрета
продолжался
в
течение
нескольких
последующих
дней
,
на
самом
же
деле
мы
к
нему
возвращались
много
раз
в
течение
следующих
нескольких
лет
.
Я
имею
здесь
в
виду
анализ
содержания
—
в
данном
случае
,
анализ
того
,
что
слово
«
трахнуться
»
означало
для
нее
.
Это
была
ее
инфантильная
концепция
секса
—
это
был
ее
эдипов
секс
,
анальный
секс
и
оральный
секс
.
Это
были
звуки
и
запахи
полового
акта
родителей
,
родительской
туалетной
деятельности
,
это
было
ощущение
сосания
ребенком
материнской
груди
.
Это
также
включало
примитивный
агрессивный
компонент
на
всех
этих
уровнях
(
Стоун
, 1954
а
;
Ференци
, 1911).
Анализ
секрета
очень
информативен
,
хотя
и
сложен
.
В
общем
,
секреты
обычно
относятся
к
выделениям
.
Они
всегда
имеют
какое
-
то
анальное
или
уретральное
сопутствующее
значение
и
счита
-
ются
постыдными
и
вызывающими
отвращение
или
же
их
противоположностями
,
тем
,
что
очень
ценно
,
что
следует
хранить
и
защищать
.
Секреты
также
могут
быть
связаны
с
.
сексуальной
деятельностью
родителей
,
кото
-
– 156 –
рую
теперь
пациент
повторяет
,
идентифицируясь
с
ними
,
и
которую
он
производит
в
отместку
в
ситуации
переноса
.
Кроме
всего
этого
,
секретность
и
признание
всегда
связаны
с
проблемами
эксгибиционизма
,
скоптофилии
и
поддразнивания
.
Секрет
неизбежно
проявляется
в
ситуации
переноса
как
специальная
форма
сопротивления
.
Секция
по
специальным
формам
сопротивления
будет
прервана
в
этом
месте
по
нескольким
причинам
.
Некоторые
проблемы
техники
слишком
сложны
,
чтобы
их
обсуждать
в
данном
месте
книги
,
ими
мы
займемся
позже
.
Я
имею
в
виду
анализ
действия
вовне
,
сопротивления
характера
,
молчания
пациента
—
все
те
сопротивления
,
которые
осложнены
тем
,
что
посредством
их
деятельности
осуществляется
важное
удовлетворение
Ид
,
сюда
же
относятся
определенные
мазохистские
со
-
противления
,
экранные
сопротивления
и
так
называемые
сопротивления
«
либидозная
сцепленность
ассоциаций
».
Другие
специальные
формы
сопротивлений
будут
обсуждаться
в
секции
3.8
по
сопротивлениям
переноса
,
потому
что
элемент
переноса
очень
важен
.
В
связи
с
интерпретацией
я
буду
обсуждать
сопротивления
,
последовавшие
за
неправильной
дозировкой
,
выбором
времени
или
тактом
интерпретации
,
так
же
,
как
сопротивления
,
предшествующие
и
следующие
за
отпуском
и
после
социального
контакта
аналитика
и
пациента
и
т
.
д
. (
см
.
второй
том
).
2.57.
Отклонения
в
технике
Обсуждая
основную
процедуру
так
же
,
как
некоторые
специальные
проблемы
техники
анализирования
сопротивления
,
мне
кажется
полезным
сопоставить
ее
с
двумя
подходами
,
отклоняющимися
от
классического
психоанализа
.
Мелани
Клейн
и
Франц
Александер
являются
лидерами
двух
школ
психоанализа
,
которые
весьма
резко
отличаются
по
отдельным
вопроса
по
класси
-
ческой
позиции
,
как
в
теории
,
так
и
на
практике
,
в
технике
.
Хотя
эта
книга
посвящена
так
называемой
классической
психоаналитической
технике
,
краткое
описание
этих
двух
дивергировавших
,
но
важных
подходов
может
послужить
прояснению
некоторых
существенных
моментов
.
Обе
эти
школы
ответственны
за
некоторые
ценные
– 157 –
вклады
в
психоанализ
,
хотя
они
также
являются
и
источниками
острой
дискуссии
.
По
этим
причинам
студентам
следует
ознакомиться
с
основными
работами
(
Клейн
, 1932;
Клейн
ет
.
ал
., 1952, 1955;