ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 5090
Скачиваний: 102
www.NataHaus.ru
Александер
ет
.
ал
., 1946).
Здесь
я
могу
предложить
лишь
краткую
версию
их
мнений
,
касающихся
анализа
сопротивлений
.
Прежде
всего
,
поразительно
,
что
термин
«
сопротивление
»
совершенно
отсутствует
в
указателе
первых
двух
книг
Клейн
,
указанных
выше
,
и
встречается
лишь
дважды
в
третьей
.
Однако
,
читая
различные
клинические
примеры
,
можно
установить
,
что
Клейн
и
ее
последователи
действительно
осознают
,
что
временами
их
пациенты
находятся
в
оппозиции
аналитической
процедуре
.
Но
с
этими
клиническими
находками
они
не
работают
так
,
как
я
описывал
это
на
предыдущих
страницах
.
Не
делается
попытки
сформировать
рабочий
или
терапевтический
альянс
с
разумным
Эго
пациента
для
того
,
чтобы
дать
ему
возможность
осознать
и
понять
мотивы
или
форму
,
или
историю
его
сопротивления
(
Цетцель
, 1956),
Все
сопротивления
немедленно
интерпретируются
в
терминах
нижележащих
импульсов
,
которые
аналитик
переводит
в
специфические
и
детализированные
фантазии
,
даже
если
они
касаются
превербальных
моментов
.
Клинические
данные
для
их
аналитических
интерпретаций
,
на
мой
взгляд
,
довольно
скудны
;
они
редко
представлены
детальным
материалом
случая
;
и
интерпретации
поразительно
похожи
у
разных
пациентов
.
Создается
впечатление
,
что
индивидуальная
история
пациента
имеет
небольшое
значение
для
личного
развития
и
развития
невроза
.
Я
процитирую
в
виде
примера
некоторый
клинический
материал
из
работы
Торнера
(1957,
с
.
286—287)
в
недавнем
собрании
работ
Клейн
.
Он
описывает
пациента
с
экзаменационной
тревожностью
и
другими
симптомами
,
который
рассказывает
сновидение
—
красные
пауки
вползают
и
выползают
из
его
ануса
,
и
врач
,
который
осматривает
его
,
говорит
,
что
он
не
в
состоянии
увидеть
ничего
плохого
у
него
,
на
что
пациент
ответил
: «
Доктор
,
вы
не
можете
увидеть
ничего
,
но
они
там
и
все
то
же
самое
».
Аналитик
,
последователь
Клейн
,
работал
с
этим
сновидением
,
интерпретирует
его
следующим
образом
:
пациент
чувствует
,
что
его
преследуют
плохие
внутренние
объекты
.
Аналитик
затем
сообщает
,
что
на
-
– 158 –
циент
воспринял
эту
интерпретацию
с
большим
облегчением
,
после
чего
он
дал
аналитику
«
свежие
инфантильные
воспоминания
»,
которые
символизировали
«
хорошие
и
помогающие
объекты
».
Опасно
интерпретировать
пациента
,
которого
не
знаешь
,
но
один
очевидный
элемент
сопротивления
кажется
ясным
,
а
именно
,
что
есть
доктор
,
который
не
может
увидеть
ничего
плохого
у
своего
пациента
,
и
пациент
жалуется
на
это
.
Этот
аспект
сновидения
проигнорирован
.
Возможно
,
было
бы
более
правильно
сказать
,
что
сопротивление
избегается
путем
погружения
его
внутрь
.
Аналитик
разбирает
ситуацию
,
пользуясь
клише
Клейн
об
интерпретации
«
преследования
» «
плохими
внутрен
-
ними
объектами
».
Нет
попытки
рассмотреть
настоящие
отношения
пациента
к
аналитику
или
его
личные
исторические
переживания
,
связанные
с
анальными
обследованиями
,
некомпетентными
врачами
,
красными
пауками
и
т
.
п
.
Индивидуальные
переживания
пациента
отрицаются
.
Более
того
,
аналитик
,
как
кажется
,
и
не
рассматривает
готовность
пациента
встать
лицом
к
лицу
с
инстинктивным
содержанием
;
кажется
,
что
не
уделено
никакого
внимания
проблемам
дозировки
и
выбору
оп
-
ределенного
времени
.
Интерпретации
наиболее
примитивных
инфантильных
инстинктивных
компонент
или
интроекций
делаются
в
самом
начале
анализа
.
Кажется
,
что
последователи
Клейн
работают
со
своими
пациентами
способом
,
который
выглядит
карикатурой
на
техническое
правило
превращения
бессознательного
в
сознательное
.
Как
кажется
,
они
не
рассматривают
проблему
присутствия
или
отсутствия
разумного
Эго
пациента
.
Они
делают
одну
интерпретацию
содержания
за
другой
,
руководствуясь
,
как
кажется
,
каким
-
то
компьютероподобным
интеллектом
со
стереотипным
Ид
.
Я
участвовал
в
работе
секции
,
посвященной
вкладу
Мелани
Клейн
в
психоанализ
,
под
руководством
Элизабет
Зетцель
на
зимнем
собрании
Американской
Психоаналитической
Ассоциации
в
декабре
1962
года
.
На
секции
было
около
двадцати
аналитиков
почти
из
всех
Штатов
с
разнообразными
данными
,
интересами
и
опытом
.
Все
соглашались
,
что
Мелани
Клейн
и
ее
последователи
внесли
ценный
вклад
в
наше
понимание
ранних
объектных
отношений
,
самых
ранних
разновидностей
ненависти
и
агрессии
,
и
специальных
форм
примитивной
– 159 –
враждебности
.
Было
также
общее
согласие
и
в
том
,
что
последователи
Клейн
игнорируют
работу
с
сопротивлениями
как
таковыми
,
отрицают
рабочий
альянс
,
недооценивают
личную
историю
пациента
и
универсализируют
фантазии
превербальных
времен
.
www.NataHaus.ru
Александер
и
его
последователи
,
как
кажется
,
ударились
в
другую
крайность
.
Тогда
как
последователи
Клейн
интерпретируют
большинство
инфантильных
инстинктивных
побуждений
,
не
работая
с
сопротивлениями
,
в
самом
начале
анализа
,
школа
Александера
пытается
работать
с
сопротивлениями
с
помощью
различных
манипуляций
.
Как
кажется
,
их
целью
является
помочь
пациентам
избежать
сопротивлений
,
прежде
всего
,
регрессии
,
которую
они
рассматривают
,
в
сущности
,
как
расточительность
.
Александер
отстаивает
манипуляцию
посредством
частых
интервью
для
того
,
чтобы
предохранить
пациента
от
того
,
чтобы
стать
слишком
сильно
регрессивно
зависимым
.
Он
,
бывало
,
сокращал
частоту
встреч
с
пациентом
до
двух
или
даже
одной
в
неделю
.
Аналитику
следует
предохранить
пациента
от
тенденции
«
опуститься
в
безопасный
,
комфортабельный
невроз
переноса
»
(
Александер
ет
.
ал
., 1946,
с
. 33).
Он
полагает
,
что
,
когда
пациент
повторяет
материал
,
который
он
привносил
много
раз
раньше
,
стоит
прервать
лечение
,
так
как
то
,
что
пациент
«
знает
о
своих
предыду
-
щих
затруднениях
,
он
все
еще
помнит
...» (
с
. 36).
Более
того
,
Александер
полагает
,
что
аналитику
«
следует
поощрять
пациента
(
или
даже
приказывать
ему
)
делать
те
вещи
,
которых
он
избегал
в
прошлом
,
и
осуществлять
эксперимент
в
той
области
деятельности
,
где
ранее
он
потерпел
неудачу
(
с
.
41).
Френч
,
сотрудник
Александера
,
ясно
определяет
свои
взгляды
на
работу
с
сопротивлениями
,
предостерегая
от
слишком
большой
веры
в
инсайт
.
Я
процитирую
место
из
параграфа
,
относящегося
к
враждебным
побуждениям
: «
Путем
раскопок
позади
враждебных
побуждений
можно
найти
проблему
,
которая
вызвала
их
,
однако
часто
можно
элиминировать
враждебные
побуждения
без
фокусирования
внимания
пациента
прямо
на
них
,
просто
помогая
пациенту
найти
решение
нижележащей
проблемы
»
(
Александер
ет
.
ал
., 1946,
с
. 131),
Очевидно
,
что
эти
методы
обращения
с
сопротивлением
,
к
которым
призывает
Александер
и
его
после
-
– 160 –
дователи
не
могут
считаться
психоаналитическими
.
Они
,
в
сущности
,
манипулятивны
и
анти
-
аналитичны
.
Пациент
не
учится
осознавать
и
понимать
свои
сопротивления
,
нет
награды
за
инсайт
,
то
есть
за
преодоление
сопротивлений
,
нет
попытки
изменить
структуру
Эго
.
Всемогущий
аналитик
решает
,
с
каким
сопротивлением
пациент
будет
иметь
дело
и
какого
он
должен
постоянно
избегать
.
Это
может
быть
эффективной
симптоматической
психотерапией
,
но
это
,
конечно
же
,
не
психоанализ
.
2. 7.
Правила
техники
,
касающейся
сопротивлений
Здесь
я
полагаю
,
мы
можем
изложить
определенные
общие
принципы
для
руководства
в
определении
наших
технических
процедур
.
Это
не
означает
,
что
эти
правила
являются
командами
или
законами
,
но
,
скорее
,
опорными
точками
,
которые
определяют
основное
направление
.
Все
правила
должны
использоваться
разумно
:
они
должны
подходить
пациенту
,
аналитику
и
ситуации
.
Техническая
мера
ценна
в
том
случае
,
когда
аналитик
постигает
клиническую
проблему
,
способности
пациента
и
цель
,
которую
он
пытается
достигнуть
.
Аналитик
может
достичь
той
же
самой
цели
,
идя
более
длинной
боковой
дорогой
или
в
обход
,
но
во
время
длительного
путешествия
практически
важно
держать
в
уме
«
карту
дорог
»,
которая
показывает
местность
,
топографию
,
препятствия
и
т
.
д
.
Следующие
правила
и
представляют
собой
такие
путеводные
замечания
.
Они
особенно
ценны
,
когда
аналитик
чувствует
недостаток
или
неопределенность
.
Фрейд
называл
эти
правила
«
рекомендациями
»
и
он
не
требовал
никакого
безусловного
принятия
их
.
Он
чувствовал
,
что
существует
такое
разнообразие
психических
констелляций
и
такое
богатство
детерминирующих
факторов
,
что
любая
механизация
психоаналитической
техники
приведет
к
снижению
эффективности
.
Тем
не
менее
,
он
действительно
полагал
,
что
определенные
процедуры
полезны
для
обычной
ситуации
(
Фрейд
, 19136,
с
. 123).
2.71.
Анализ
сопротивления
до
(
прежде
)
содержания
;
анализ
Эго
до
Ид
;
анализ
,
начиная
с
поверхности
На
ранних
этапах
развития
психоанализа
техника
была
сфокусирована
на
попытке
получить
репрессированные
воспоминания
,
задачей
было
просто
сделать
www.NataHaus.ru
– 161 –
бессознательное
сознательным
.
Считалось
,
что
сопротивлений
можно
избежать
,
интерпретируя
свобод
-
ные
ассоциации
пациента
.
Однако
Фрейд
вскоре
осознал
,
что
ударение
сделано
неверно
,
что
эффектив
-
ным
является
не
получение
забытых
воспоминаний
,
а
преодоление
сопротивления
.
Воспоминания
,
получаемые
при
наличии
все
еще
«
целого
»
сопротивления
,
будут
неспособны
произвести
какие
-
либо
изменения
,
потому
что
они
будут
по
-
прежнему
подвластны
силам
сопротивления
(
Фрейд
, 19136,
с
. 141).
В
1914
г
.
Фрейд
утверждал
,
что
работой
аналитика
является
анализ
и
интерпретация
сопротивления
пациента
.
Если
мы
преуспеем
в
этом
,
пациенту
будут
часто
открываться
забытые
воспоминания
и
будут
устанавливаться
правильные
связки
(1914
с
,
с
. 147).
С
осознанием
центральной
роли
сопротивления
старая
топографическая
формула
о
делании
бессознательного
сознательным
сменилась
динамической
формулой
;
мы
анализируем
сопротивления
до
содержания
(
Феничел
, 1941,
с
. 45).
Эта
формула
не
отрицает
старой
,
она
просто
уточняет
ее
.
Перевод
бессознательного
полезен
,
если
только
это
вносит
изменения
в
невротический
конфликт
.
Нет
смысла
в
раскрытии
репрессированного
,
если
это
будет
встречать
те
же
самые
защитные
силы
,
которые
обусловили
репрессию
в
первый
раз
.
Причем
изменение
должно
быть
произведено
в
области
сопро
-
тивления
.
Различные
процедуры
анализа
сопротивлений
(
см
.
секцию
2.5)
позволяют
осуществить
заметные
изменения
в
силах
сопротивления
.
Здесь
будет
уместно
привести
точку
зрения
структурную
,
потому
что
это
прояснит
нашу
терапевтическую
задачу
.
Нашей
единственной
целью
является
борьба
Эго
с
Ид
,
Суперэго
и
внешним
миром
(
Фрейд
, 19236,
с
. 56—57).
В
процессе
анализа
Эго
пациента
может
рассматриваться
как
имеющее
два
различных
аспекта
и
функции
.
Бессознательное
,
иррациональное
Эго
является
инициатором
патогенных
защит
и
выглядит
как
экспериментирующее
Эго
во
время
лечения
.
Сознательное
,
разумное
Эго
является
союзником
аналитика
и
проявляется
клинически
как
наблюдающее
Эго
пациента
во
время
анализа
(
Серба
, 1934).
Техническое
правило
,
состоящее
в
том
,
что
аналитику
следует
анализировать
сопротивление
до
содержания
,
может
– 162 –
быть
выражено
структурно
:
аналитику
следует
анализировать
Эго
до
Ид
(
Фрейд
, 1933,
с
. 80;
Феничел
,
1941;
с
. 56).
Более
точно
,
вмешательства
аналитика
имеют
целью
сделать
разумное
Эго
пациента
более
способным
справляться
со
своими
опасными
ситуациями
.
В
прошлом
пациент
чувствовал
,
что
эти
опасности
являются
слишком
угрожающими
,
и
его
иррациональное
Эго
устанавливает
патогенные
защиты
,
что
выливается
в
невротические
симптомы
.
В
аналитической
ситуации
с
помощью
рабочего
альянса
и
посредством
соответствующей
последовательности
интерпретаций
мы
ожидаем
,
что
разумное
Эго
пациента
расширит
свое
влияние
.
Работа
с
наблюдающим
Эго
пациента
и
демонстрация
неразумности
операций
его
экспериментирующего
Эго
делает
возможным
для
разумного
Эго
расширить
свой
суверенитет
.
Мы
анализируем
сопротивление
до
содержания
,
Эго
до
Ид
,
так
что
иногда
мы
интерпретируем
отвращаемое
содержание
пациенту
,
он
будет
иметь
дело
с
ними
более
адекватным
образом
,
а
не
просто
повторять
свои
прошлые
невротические
паттерны
.
Для
того
,
чтобы
прояснить
причины
,
стоящие
за
этими
формулами
,
позвольте
мне
привести
клинический
пример
.
Пациент
,
мистер
3. (
см
. 2.52
и
2.54),
который
проходил
анализ
уже
полтора
года
,
начал
сеанс
с
рассказа
о
следующем
сновидении
: «
Мне
снится
,
что
я
лежу
на
огромной
кровати
.
Я
совершенно
наг
.
Большая
женщина
входит
и
говорит
,
что
она
должна
искупать
меня
и
приступает
к
мытью
моего
генитального
органа
.
Я
чувствую
стыд
и
бешенство
,
потому
что
мой
генитальный
орган
не
становится
эректным
».
Я
молчу
,
и
пациент
начинает
говорить
.
Вот
основное
содержание
его
ассоциаций
: «
Женщина
во
сне
похожа
на
друга
семьи
.
Действительно
,
она
выглядит
,
как
мать
моего
хорошего
друга
Джона
.
Она
была
также
и
другом
моей
семьи
и
,
в
особенности
,
подругой
моей
матери
,
но
она
не
похожа
на
мою
мать
.
Она
не
избалована
.
Она
не
была
избалованным
ребенком
,
как
моя
мать
.
Мне
нравилась
эта
женщина
.
Я
часто
хотел
,
чтобы
моя
мать
была
такой
,
как
она
... (
пауза
)...
Она
замужем
.
И
она
вызывала
www.NataHaus.ru
желание
;
действительно
,
она
была
агрессором
.
Женщины
,
которые
так
ведут
себя
,
похожи
на
проститу
-
ток
.
У
них
нет
никакого
чувства
любви
,
они
интересу
-
– 163 –
ются
только
сексом
.
Они
хотят
,
чтобы
их
обслуживали
.
Все
в
этом
разговоре
заставляет
меня
чувствовать
себя
очень
некомфортно
... (
пауза
)».
В
этот
момент
,
я
думаю
,
это
ясно
,
прежде
всего
мы
имеем
дело
с
ситуацией
,
в
которой
мистер
3.
борется
с
выражением
и
сокрытием
инфантильных
деланий
и
страхов
.
Взглянув
на
манифестацию
содержания
сновидения
,
а
также
на
ассоциации
,
нетрудно
понять
,
что
этот
материал
касается
пациента
—
маленького
мальчика
,
лежащего
на
большой
кровати
и
имеющего
детское
желание
,
состоящее
в
том
,
чтобы
его
мать
ласкала
его
пенис
.
Но
здесь
есть
также
доля
гнева
и
стыда
,
потому
что
его
пенис
не
производит
такого
глубокого
впечатления
,
как
пенис
его
отца
.
Он
обижается
на
тех
женщин
,
которые
предпочитают
большие
пенисы
.
Он
также
хочет
,
чтобы
играли
с
его
пенисом
.
Теперь
все
в
этом
со
-
держании
ясно
,
но
было
бы
неправильно
представлять
интерпретацию
любого
из
этих
мест
пациенту
,
потому
что
также
очевидно
,
что
у
мистера
3.
есть
сильные
тенденции
бежать
от
всего
этого
,
скрывать
это
,
прикрывать
все
это
.
Заметьте
,
как
неестествен
его
язык
,
как
он
уклончив
,
стерилен
. «
Я
был
совершенно
наг
».
Женщина
продолжает
мыть
«
мой
генитальный
орган
». «
Мой
генитальный
орган
не
становится
эректным
».
Затем
откровенное
признание
: «
Все
в
этом
разговоре
заставляет
меня
чувствовать
себя
очень
некомфортно
».
В
такой
ситуации
,
когда
некоторое
скрытое
содержание
выступает
вперед
,
но
когда
также
налицо
значительное
сопротивление
,
я
полагаю
,
было
бы
бессмысленно
продолжать
заниматься
отвращаемым
содержанием
до
того
,
как
я
проанализирую
и
тщательно
проработаю
некоторые
из
сопротивлений
пациента
.
Если
я
попытаюсь
указать
,
к
смущению
мистера
3.,
что
он
,
кажется
,
хочет
,
чтобы
какая
-
то
материнская
личность
ласкала
его
пенис
,
он
бы
зло
обвинил
меня
в
том
,
что
я
похотливый
старик
или
,
возможно
,
совсем
замолчал
.
Я
совершенно
уверен
в
этом
,
потому
что
в
других
случаях
у
него
были
такие
реакции
,
даже
после
того
,
как
я
пытался
работать
над
его
сопротивлением
.
Таким
образом
,
я
решил
работать
прежде
всего
над
сопротивлениями
,
и
только
после
того
,
как
я
увижу
проявление
изменений
в
них
,
я
попытаюсь
конфронтировать
его
с
содержанием
.
Я
говорю
ему
,
когда
он
замол
-
– 164 –
кает
: «
Вы
,
кажется
,
смущаетесь
сегодня
,
когда
пытаетесь
рассказывать
мне
о
ваших
сексуальных
переживаниях
.
Даже
ваш
язык
становится
неестественным
». (
Я
говорю
«
сегодня
»,
потому
что
были
случаи
,
когда
он
был
способен
более
прямо
говорить
о
сексуальных
вопросах
и
таким
способом
я
напоминаю
ему
об
этом
.)
На
это
мистер
3.
ответил
: «
Да
,
что
пользы
быть
грубым
(
пауза
)...
Я
не
знаю
,
какой
язык
использовать
здесь
.
Мне
очень
хочется
знать
,
как
бы
вы
реагировали
,
если
бы
я
говорил
первые
пришедшие
в
голову
слова
.
Я
осознал
,
как
только
сказал
это
,
что
это
как
раз
то
,
что
вы
,
возможно
,
хотели
(
пауза
)...
Да
,
это
не
вы
неодобрительно
относитесь
к
этому
,
это
я
сам
;
я
не
одобряю
вульгарный
язык
... (
пауза
).
Сновидение
было
так
живо
,
чувства
во
сне
были
так
сильны
...
я
чувствовал
себя
так
по
-
детски
».
В
этот
момент
я
чувствовал
,
что
пациент
успешно
работает
над
некоторыми
аспектами
сопротивления
переноса
;
он
понимает
,
что
он
защищает
свои
чувства
от
осуждения
мною
и
что
такие
чувства
осуждения
неуместны
.
Мы
могли
заниматься
этим
сопротивлением
дальше
,
но
в
это
время
он
,
казалось
,
был
готов
заняться
содержанием
сновидения
,
потому
что
он
самопроизвольно
вернулся
к
чувствам
во
сне
.
Я
вмешался
следующим
образом
: «
Вы
рассердились
и
почувствовали
стыд
,
но
как
вы
чувствовали
себя
во
сне
,
когда
женщина
начала
ласкать
ваш
пенис
?»
Здесь
следует
отметить
,
что
я
собираюсь
шагнуть
дальше
пациента
.
Я
не
использую
его
неестественный
язык
,
я
пользуюсь
повседневным
языком
,
и
я
говорю
откровенным
тоном
.
Я
говорю
о
женщине
,
которая
ласкает
его
пенис
,
а
не
моет
его
.
В
первый
момент
пациент
отвечает
молчанием
.
Потом
он
говорит
: «
Да
,
сначала
мне
нравится
это
» (
пауза
).
Затем
он
продолжает
,
что
,
когда
он
был
на
свидании
,
женщина
делала
«
это
»...
она
действительно
играла
с
его
пенисом
.
Но
он
хочет
заверить
меня
,
что
она
была
агрессором
,
а
не
он
.
Однако
он
должен
согласиться
,
что
ему
нравилось
это
;
па
самом
деле
,
ему
это
нравилось
чрезвычайно
;
на
самом
деле
,
если
уж
допустить
это
,
он
предпочитает
такой
вид
www.NataHaus.ru
сексуального
наслаждения
всем
остальным
.
Но
,
так
или
иначе
,
он
чувствует
,
что
это
неправильно
(
пауза
)...
Женщина
была
замужем
.
Ее
муж
был
большим
руко
-
– 165 –
водителем
.
Ему
доставляло
удовольствие
обмануть
ее
мужа
,
но
,
в
действительности
,
обмана
не
было
,
поскольку
они
разошлись
. «
Это
не
было
реальной
победой
,
только
ложной
победой
.
Это
так
,
как
в
моей
работе
;
я
выгляжу
так
,
будто
упорно
работаю
,
но
это
не
реальная
деятельность
,
и
я
,
в
действительности
,
не
работаю
столь
уж
усердно
.
Это
еще
что
-
то
напоминает
:
я
ничего
не
хочу
делать
,
я
хочу
,
чтобы
мне
что
-
нибудь
дали
,
Я
притворяюсь
все
время
активным
и
упорно
работающим
,
но
,
в
действительности
,
я
хочу
,
чтобы
кто
-
нибудь
дал
мне
что
-
нибудь
».
Пациент
,
казалось
,
работает
хорошо
,
его
сопротивление
исчезло
на
время
.
Итак
,
в
этот
момент
я
снова
вмешиваюсь
,
Я
говорю
,
что
мне
кажется
,
что
он
наслаждается
чувством
,
что
ему
дает
сексуальное
наслаждение
большая
женщина
,
и
,
хотя
он
наслаждается
этим
,
он
также
и
стыдится
этого
,
потому
что
чувствует
себя
маленьким
мальчиком
.
На
это
пациент
ответил
,
что
да
,
во
сне
кровать
была
такая
большая
,
она
была
огромная
,
он
должен
был
быть
по
сравнению
с
ней
очень
маленьким
.
Пауза
,
и
затем
он
говорит
: «
Вы
должны
подумать
,
что
это
следовало
делать
с
моей
матерью
?
Фу
.
Это
верно
,
что
девушка
,
с
которой
у
меня
было
свидание
,
была
того
же
сорта
,
с
такими
же
тяжелыми
чертами
,
которые
я
находил
такими
отталкивающими
у
своей
матери
».
Этот
клинический
пример
иллюстрирует
то
положение
,
что
,
начиная
работу
с
сопротивления
,
аналитик
может
завершить
определенную
часть
аналитической
работы
с
пациентом
.
Я
полагаю
,
что
если
бы
я
избегал
сопротивления
и
перешел
прямо
к
содержанию
,
то
последовал
бы
либо
сердитый
отказ
,
либо
интеллектуальное
обсуждение
,
либо
покорность
без
истинных
эмоций
и
истинного
инсайта
.
Используя
этот
клинический
пример
в
качестве
иллюстрации
,
позвольте
попытаться
перепроверить
разумное
обоснование
технического
правила
:
анализ
сопротивления
до
содержания
.
Для
того
чтобы
интерпретация
или
конфронтация
была
эффективной
,
мы
должны
быть
уверены
в
том
,
что
пациент
может
воспринимать
,
может
понимать
,
может
осознавать
интерпретацию
или
конфронтацию
.
Таким
образом
,
мы
должны
быть
уверены
,
что
разумное
Эго
имеется
в
наличии
.
Мы
анализируем
сопротивление
,
в
– 166 –
первую
очередь
,
потому
что
сопротивление
будет
мешать
формированию
разумного
Эго
пациента
.
Более
точно
:
смущенный
пациент
имеет
лимитированное
разумное
Эго
.
Если
я
конфронтирую
его
со
смущающим
содержанием
,
он
потеряет
даже
эту
ограниченную
разумность
.
Я
должен
работать
в
области
,
в
которой
он
может
использовать
свое
лимитированное
разумное
Эго
.
Однако
при
этом
я
отмечу
,
что
он
чувствует
смущение
;
очевидно
,
что
замечание
приемлемо
для
его
разумного
Эго
,
что
оно
не
заставит
его
бежать
,
и
он
вполне
может
вынести
его
.
Я
бы
хотел
узнать
с
его
помощью
,
что
заставляет
пациента
смущаться
сегодня
,
косвенно
напомнив
ему
,
что
он
не
всегда
смущается
.
Сначала
он
защищается
бессознательно
,
говоря
,
что
нет
смысла
быть
грубым
и
что
ему
хотелось
бы
знать
,
как
я
отреагирую
на
такое
выражение
.
Его
разумное
Эго
,
не
чувствуя
себя
изолированным
и
одиноким
,
делает
большой
шаг
вперед
,
расширяя
свои
границы
,
и
он
становится
способен
осознать
,
что
это
не
я
неправ
,
а
он
сам
.
Затем
он
осознает
свою
реакцию
как
неприемлемую
,
он
смотрит
на
свое
поведение
аналитически
,
он
формирует
временную
и
частичную
идентификацию
со
мной
,
формирует
рабочий
альянс
по
отношению
к
своему
сопротивлению
.
Я
отмечаю
кое
-
что
в
его
поведении
,
чему
он
должен
следовать
и
что
понимать
,
идя
далее
вместе
со
мной
.
По
мере
того
,
как
он
формирует
со
мной
этот
альянс
,
его
разумное
Эго
становится
сильнее
,
и
теперь
он
способен
посмотреть
аналитически
на
то
,
что
он
переживал
,
Я
продолжаю
раскол
его
Эго
,
которое
теперь
имеет
функции
переживания
и
наблюдения
.
Затем
он
становится
способен
увеличить
разумное
,
наблюдающее
Эго
.
Блестящая
работа
Стербы
(1934)
по
этому
вопросу
заслуживает
прочтения
.
Мой
смущенный
пациент
стал
бы
сердиться
или
отдалился
и
перестал
работать
,
если
бы
я
начал
анализ
с
тревожащих
содержаний
его
сновидений
и
его
ассоциаций
.
Я
же
начал
с
того
,
что
было
приемлемо
для
его
разумного
Эго
,
с
того
,
что
он
охотно
принял
как
свои
собственные
чувства
.
Ссылаясь
на
другую
топографическую
формулировку
,
я
начинаю
с
поверхности
(
Фрейд
, 1905
а
,
с
. 12;