ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 5094
Скачиваний: 102
www.NataHaus.ru
Феничел
, 1941,
с
. 44).
Я
взываю
к
его
сознанию
,
и
оно
может
быть
настолько
разумным
,
что
допустит
,
что
он
смущен
.
Затем
был
достигнут
ра
-
– 167 –
бочий
альянс
со
мной
,
и
он
сам
смог
проанализировать
неуместную
реакцию
переноса
по
отношению
ко
мне
.
Если
бы
он
не
смог
этого
сделать
,
я
бы
интерпретировал
это
для
него
сам
.
Теперь
,
когда
у
пациента
было
сильное
разумное
Эго
для
работы
с
отвращаемым
материалом
,
я
мог
осмелиться
представить
этот
болезненный
материал
.
Я
решил
работать
над
его
желанием
быть
приласканным
большой
женщиной
,
потому
что
его
мастурбационные
фантазии
все
еще
были
большим
источником
вины
,
и
он
предпринимал
несколько
несмелых
попыток
работать
над
этим
ранее
.
Я
чувствовал
,
что
если
я
смогу
помочь
ему
осознать
инфантильную
природу
его
сексуальных
желаний
,
он
сможет
лучше
понять
свою
вину
,
свою
импотенцию
и
свой
стыд
.
Я
спросил
,
как
он
чувствовал
себя
,
когда
женщина
начала
ласкать
его
пенис
,
потому
что
он
не
включил
этот
аспект
в
рассказ
о
сновидении
,
и
не
обнаружил
сексуальных
реакций
,
когда
его
приятельница
ласкала
его
таким
образом
.
Вмешательство
было
очень
продуктивным
,
так
как
он
снова
боролся
с
сопротивлением
и
,
в
конце
концов
,
осознал
,
что
он
предпочитал
это
пассивное
сексуальное
удовольствием
всем
остальным
.
Я
почувствовал
,
что
он
,
вероятно
,
готов
к
конфронтации
с
тем
фактом
,
что
это
было
инфантильным
,
т
.
е
.
инцестуозным
желанием
—
таким
образом
я
вел
его
в
определении
того
,
что
эта
деятельность
заставляла
его
испытывать
чувство
стыда
,
потому
что
она
заставляла
его
чувствовать
себя
маленьким
мальчиком
,
которому
дает
сексуальное
удовлетворение
большая
женщина
.
Он
отметил
это
и
боролся
с
ним
.
Он
осознал
,
что
ему
нравилось
обманывать
мужей
,
осознал
,
что
это
была
ложная
победа
,
а
затем
впервые
осмелился
подумать
,
что
,
может
быть
,
это
была
его
мать
,
когда
сказал
: «
Вы
должны
были
бы
подумать
так
...»
Затем
,
в
конце
концов
,
он
принял
и
закрепил
это
содержание
.
Как
расширилось
его
маленькое
разумное
Эго
,
обрело
способность
успешно
бороться
с
различными
видами
сопротивления
,
прогрессируя
во
время
сеанса
!
Можно
наблюдать
,
как
во
время
сеанса
шла
его
битва
с
сопротивлениями
.
Если
они
усиливались
и
останавливали
в
росте
разумное
Эго
,
это
означало
,
что
следует
работать
дальше
над
сопротивлениями
и
воздерживаться
работать
над
содержанием
.
– 168 –
Это
основные
правила
техники
:
анализировать
сопротивление
до
содержания
,
Эго
до
Ид
,
начинать
с
поверхности
.
Работа
с
содержанием
может
быть
более
интересной
,
более
блестящей
,
работа
с
сопротивлением
может
оказаться
более
тяжелой
.
Но
если
сопротивление
Эго
не
анализируется
,
аналитическая
работа
может
оказаться
более
тяжелой
или
зайти
в
тупик
.
Пациент
будет
ограничен
,
он
будет
деструктивно
регрессировать
или
же
анализ
станет
интеллектуальной
игрой
или
скрытым
удовлетворением
переноса
.
То
правило
,
что
мы
анализируем
сопротивление
до
содержания
,
не
должно
быть
понято
так
,
что
мы
в
первую
очередь
анализируем
только
сопротивление
или
подступы
к
нему
и
что
мы
избегаем
содержания
совершенно
до
того
,
как
сопротивление
будет
решено
.
В
действительности
,
здесь
нет
четкого
разделения
между
сопротивлением
и
содержанием
.
В
различных
примерах
я
дал
много
иллюстраций
того
,
как
сопротивление
становится
содержанием
и
затем
данное
содержание
используется
как
сопротивление
.
Более
того
,
анализ
каждого
сопротивления
ведет
к
его
истории
,
которая
есть
содержание
.
В
конечном
счете
,
нам
,
вероятно
,
следует
использовать
какое
-
то
содержание
для
того
,
чтобы
помочь
выявить
сопротивление
.
Основное
техническое
правило
означает
,
что
интерпретация
содержания
не
будет
эффективной
до
тех
пор
,
пока
значимые
сопротивления
не
будут
проанализированы
в
достаточной
степени
.
Последний
пример
со
смущающимся
пациентом
ясно
иллюстрирует
это
.
Он
не
мог
работать
с
материалом
,
пока
в
достаточной
мере
не
преодолел
свое
сопротивление
переноса
,
Позвольте
мне
теперь
привести
пример
,
иллюстрирующий
использование
содержания
в
качестве
вспомогательного
средства
при
анализе
сопротивления
.
Пациентка
,
миссис
К
. (
см
. 1.24
и
2.651),
на
четвертом
году
анализа
начинает
сеанс
,
рассказывая
мне
следующее
сновидение
: 1) «
Я
фотографируюсь
голой
,
лежа
на
спине
в
различных
положениях
:
ноги
сомкнуты
,
ноги
врозь
». 2) «
Я
вижу
мужчину
со
свернутой
рулеткой
;
на
ней
написано
что
-
то
,
что
считается
эротичным
.
Красный
,
покрытый
иглами
маленький
монстр
кусает
этого
мужчину
www.NataHaus.ru
крохотными
острыми
зубками
.
Человек
звонит
в
колокольчик
о
помощи
,
но
никто
не
слышит
его
,
кроме
меня
,
а
мне
,
кажется
,
это
безразлично
».
– 169 –
Позвольте
мне
добавить
здесь
,
что
эта
пациентка
работала
во
время
нескольких
последних
сеансов
над
проблемой
своих
страхов
гомосексуальных
импульсов
,
которые
она
связывала
со
своей
клиторной
сексуальностью
,
противопоставляя
ее
вагинальной
сексуальности
.
Теперь
,
когда
она
получила
возможность
испытывать
вагинальный
оргазм
,
она
могла
посметь
идти
дальше
.
Более
того
,
она
никогда
в
действительности
не
чувствовала
зависти
к
пенису
и
только
недавно
осознала
,
что
ее
отношение
—
я
рада
,
что
я
девушка
,
я
потерпела
бы
неудачу
,
будучи
мужчиной
, —
было
защитой
про
-
тив
глубоко
спрятанной
и
до
сих
пор
не
затрагиваемой
враждебности
к
пенису
.
Если
мы
знаем
все
это
,
для
нас
будет
очевидно
,
что
манифестация
содержания
сновидения
является
продолжением
этих
тем
,
фотографирование
в
голом
виде
относится
к
проблемам
разоблачения
отсутствия
пениса
.
Мужчина
с
рулеткой
,
которого
она
игнорирует
,
очевидно
,
представляет
собой
ее
аналитика
.
Красный
монстр
,
с
которым
он
сражается
,
представляет
собой
проекцию
или
месть
за
ее
чувства
к
мужским
гениталиям
.
Пациентка
начинает
говорить
каким
-
то
печальным
,
пустым
голосом
.
Она
пересказывает
планы
вечера
,
который
она
устраивает
для
своей
двух
с
половиной
-
летней
дочери
.
Она
надеется
,
что
ребенок
будет
наслаждаться
им
,
это
будет
не
такой
ужасный
вечер
,
какие
установились
для
нее
в
то
время
,
когда
она
была
ребенком
.
После
этого
пациентка
вспоминает
,
как
она
вышла
из
дома
со
своим
женихом
и
обнаружила
,
что
она
язвительно
попрекает
его
за
декадентское
прошлое
,
за
то
,
что
он
был
волокитой
,
никудышным
человеком
.
Пауза
.
Менструация
у
нее
задерживается
на
один
день
,
и
она
думает
,
что
она
беременна
,
но
,
как
кажется
,
ее
это
не
волнует
.
Пауза
.
У
нее
такое
чувство
,
что
внутри
у
нее
что
-
то
не
так
,
внутри
что
-
то
омерзительное
,
что
напоминает
о
чувствах
человека
из
«
Имморалиста
»,
который
испытывает
чувство
отвращения
из
-
за
туберкулеза
жены
.
Пауза
. «
Я
пошла
на
скучнейший
вечер
и
возненавидела
его
(
молчание
).
Я
хочу
,
чтобы
вы
сказали
что
-
нибудь
.
Я
чувствую
пустоту
.
Я
схожу
с
ума
из
-
за
своей
малышки
,
она
становится
очень
привлекательной
(
молчание
).
Я
чувствую
отчужденность
и
отстраненность
».
– 170 –
В
этот
момент
я
вмешался
и
сказал
: «
Вы
чувствуете
отчужденность
и
пустоту
потому
,
что
вы
,
кажется
,
боитесь
взглянуть
на
того
ненавистного
монстра
,
который
находится
внутри
вас
».
Пациентка
ответила
: «
Тот
монстр
был
красным
,
в
действительности
,
глубокого
красно
-
коричневого
цвета
,
как
старая
менструальная
кровь
.
Это
был
средневековый
дьявол
,
такой
как
на
картинах
Иеронима
Босха
.
Мне
он
напомнил
это
;
если
бы
я
рисовала
,
я
бы
нарисовала
именно
так
,
наполнив
все
всеми
видами
демонов
секса
,
кишечной
перистальтики
,
гомосексуальности
и
ненависти
.
Я
полагаю
,
мне
не
хочется
встать
перед
лицом
своей
ненависти
к
себе
,
к
Биллу
,
к
моему
ребенку
и
к
вам
.
Я
,
реально
,
не
изменилась
,
а
я
думала
,
что
сделала
большой
прогресс
{
молчание
)».
Я
вмешался
: «
Мы
недавно
раскрыли
нового
монстра
:
вашу
злобу
на
пенисы
мужчин
и
ваше
отвращение
к
своей
вагине
.
И
вы
бежите
от
этого
,
пытаясь
спрятаться
в
пустоте
».
Пациентка
ответила
:
«
Вы
говорите
так
уверенно
,
как
будто
вы
уже
все
решили
.
Может
быть
,
я
бегу
.
Я
читала
книгу
о
мужчине
,
который
давал
своей
жене
коньяк
,
чтобы
она
была
лучшим
сексуальным
партнером
,
и
она
притворялась
пьяной
,
чтобы
смочь
выказать
свои
реальные
чувства
.
Может
быть
,
и
я
такая
Я
бы
реально
показала
вам
,
мужчинам
,
что
я
могу
быть
сексуальной
.
У
меня
иногда
бывает
такое
чувство
,
что
под
кроткой
внешностью
рабыни
мне
присуща
грандиозность
.
Я
бы
показала
вам
,
бедным
«
трахнутым
»,
как
нужно
использовать
пенис
,
если
бы
он
у
меня
был
.
Да
,
когда
Билл
пытался
удовлетворить
меня
другой
ночью
,
я
смотрела
на
него
,
а
в
уме
пронеслась
мысль
о
том
,
кто
теперь
«
прислуга
за
все
».
И
какой
рулеткой
,
спрашиваю
,
какой
рулеткой
вы
измерите
неврозы
?
Я
терпеть
не
могу
чувствовать
себя
бестолковой
,
а
иногда
вы
и
этот
анализ
делаете
меня
такой
.
Я
могла
бы
быть
настолько
резкой
,
как
и
вы
,
если
бы
осмелилась
.
Но
я
боюсь
,
я
потеряла
бы
тогда
вас
или
стала
бы
вызывать
у
вас
отвращение
,
и
вы
бы
бросили
меня
.
Я
полагаю
,
мне
следует
говорить
вам
больше
правды
.
Я
не
могу
ждать
от
Билла
,
что
он
возьмет
все
это
—
но
вы
могли
бы
...»
Я
представил
на
рассмотрение
этот
фрагмент
сеанса
для
того
,
чтобы
продемонстрировать
,
как
я
работал
с
www.NataHaus.ru
– 171 –
сопротивлением
пациентки
,
привлекая
на
помощь
содержание
.
Я
интерпретировал
для
нее
,
что
она
бежит
в
пустоту
,
чтобы
избежать
монстра
своей
зависти
к
пенису
,
своего
ненавистного
,
внутреннего
пениса
и
маскулинной
идентификации
.
Эта
формулировка
помогла
ей
осознать
,
как
она
пыталась
отрицать
и
затем
проецировать
эту
ненавистную
интроекцию
на
меня
и
на
своего
жениха
.
Она
могла
видеть
ее
эффект
,
продуцирующий
сопротивление
,
и
была
в
состоянии
исследовать
его
в
себе
.
Прояснение
содержания
помогло
ей
в
работе
с
враждебно
-
депрессивным
сопротивлением
переноса
.
2.72.
Пациент
определяет
предмет
сеанса
Это
правило
техники
является
продолжением
старого
правила
:
начинать
каждую
интерпретацию
с
поверхности
.
Мы
просмотрели
топографическую
формулу
и
выразили
ее
структурно
,
прочитав
:
мы
начинаем
наши
интерпретации
с
того
,
что
приемлемо
для
сознательного
,
разумного
Эго
пациента
.
Правило
,
что
мы
анализируем
сопротивление
до
содержания
,
является
применением
этой
формулы
.
Поскольку
сопротивления
являются
продуктом
функционирования
Эго
,
они
более
приемлемы
для
разумного
Эго
,
чем
материал
Ид
.
Эта
причинность
также
ценна
для
параллельных
формул
:
анализировать
защиту
прежде
,
чем
репрессированный
материал
,
анализировать
Эго
до
Ид
.
Фрейд
(1905
а
,
с
. 12)
сделал
технические
рекомендации
в
случае
Доры
:
позволять
выбирать
пациенту
тему
сеанса
.
В
то
время
он
связывал
это
с
тем
,
что
мы
начинаем
аналитическую
работу
с
поверхности
разума
пациента
.
Мы
не
должны
навязывать
свои
интересы
пациенту
,
равно
как
и
теоретические
заключения
.
Метод
свободных
ассоциаций
также
основывается
на
нашем
желании
позволить
пациенту
выбрать
тему
сеанса
.
Его
ассоциации
дают
нам
доступ
к
тому
,
что
является
для
пациента
живой
психической
реальностью
в
данный
момент
.
Его
ассоциаций
раскрывают
нам
,
что
его
беспокоит
,
что
он
пытается
вывести
на
сознательный
уровень
,
что
имеет
для
него
значение
.
Ассоциации
или
отсутствие
их
также
показывают
нам
,
чего
он
пытается
избежать
.
Именно
по
этой
причине
я
включаю
это
правило
в
технические
правила
,
касающиеся
сопротивления
.
Па
-
– 172 –
циент
очень
часто
определяет
тему
сеанса
тем
,
о
чем
он
молчит
,
чего
он
избегает
,
как
он
избегает
и
т
.
д
.
Это
не
означает
,
что
пациент
может
обдуманно
определять
,
о
чем
мы
будем
говорить
.
Например
,
пациент
начинает
сеанс
,
сказав
: «
Я
хочу
рассказать
вам
о
своей
жене
».
Затем
он
тратит
большую
часть
сеанса
,
описывая
озадачившие
его
реакции
жены
на
него
.
Я
продолжаю
молчать
,
потому
что
мне
кажется
,
что
он
рассказывает
о
чем
-
то
эмоционально
значимом
для
него
,
и
я
не
определяю
ничего
уклончивого
в
его
продукции
.
Однако
он
делает
ошибку
в
какой
-
то
момент
,
говоря
: «
Моя
мать
очень
требовательна
в
сексуальном
плане
...
я
хочу
сказать
моя
жена
».
В
этот
момент
я
изменяю
фокус
его
рассказа
,
прося
его
рассказать
мне
об
отношениях
его
матери
и
жены
.
В
действительности
я
не
меняю
тему
;
он
сам
бессознательно
изменил
ее
:
я
просто
следую
его
направлению
.
Позволить
пациенту
«
выбрать
»
тему
сеанса
означает
: 1)
позволить
пациенту
начинать
каждый
сеанс
с
манифестации
материала
,
который
беспокоит
его
и
2)
не
навязывать
ему
ваши
интересы
.
Если
материал
вчерашнего
сеанса
кажется
вам
очень
важным
,
вы
должны
воздержаться
от
своего
интереса
и
следовать
за
пациентом
до
тех
пор
,
пока
он
работает
продуктивно
.
Кандидату
будут
часто
навязывать
материал
своих
контрольных
сеансов
при
работе
с
пациентами
,
когда
это
неуместно
.
Некоторые
аналитики
будут
продолжать
заниматься
интерпретацией
сновидения
,
когда
это
не
является
значимой
частью
сеанса
,
потому
что
аналитику
нравится
работать
со
сновидениями
. 3)
Пациент
выбирает
тот
материал
,
которым
он
начинает
сеанс
,
но
мы
отбираем
из
его
материала
то
,
что
,
как
мы
полагаем
,
его
действительно
волнует
или
должно
было
бы
волновать
.
Например
:
пациент
рассказывает
нам
о
своих
сексуальных
наслаждениях
,
но
мы
отбираем
его
смущение
при
разговоре
о
сексе
.
Мы
выбираем
то
,
что
его
действительно
беспокоит
,
даже
если
он
не
осознает
этого
.
Аналитик
может
привести
аналогию
к
данному
сновидению
и
попросить
пациента
выбрать
манифестацию
содержания
,
тогда
как
сам
аналитик
пытается
уловить
значимый
материал
,
находящийся
в
латенте
.
– 173 –
www.NataHaus.ru
2.73.
ИСКЛЮЧЕНИЯ
ИЗ
ПРАВИЛ
2.731.
Минорные
сопротивления
Хотя
аналитическая
техника
отличается
от
всех
остальных
методов
именно
тем
,
что
мы
анализируем
сопротивления
,
мы
не
анализируем
при
этом
все
и
каждое
сопротивление
.
С
небольшими
и
временными
сопротивлениями
обращаются
,
просто
сохраняя
спокойствие
и
предоставляя
возможность
самому
пациенту
преодолевать
их
.
Или
можно
делать
уточняющие
замечания
.
Например
:
пациент
молчит
или
колеблется
,
и
вы
говорите
: «
Да
»
или
— «
Что
?» —
и
пациент
начинает
рассказывать
.
Нет
необходимости
возвращаться
и
анализировать
значение
,
цель
или
содержание
каждого
сопротивления
.
Это
остается
верным
,
пока
пациент
,
как
кажется
,
преодолевает
сопротивление
сам
и
может
осмысленно
общаться
.
Если
же
сопротивление
,
однако
,
упорно
или
же
нарастает
,
тогда
следует
анализировать
его
.
Другими
словами
,
общее
правило
состоит
в
том
,
что
небольшие
и
временные
сопротивления
не
нужно
анализировать
;
они
могут
быть
преодолены
самим
пациентом
.
Исследование
небольших
сопротивлений
не
только
не
необходимо
,
но
и
может
увести
в
сторону
от
важного
материала
.
Более
того
,
пациенту
следует
позволять
играть
активную
роль
в
преодолении
своих
сопротивлений
.
В
конечном
счете
,
занятие
каждым
небольшим
сопротивлением
превращает
аналитика
в
природу
,
а
анализ
—
в
изводящее
занятие
.
Составной
частью
такта
при
проведении
анализа
является
знание
о
том
,
как
различить
сопротивления
,
требующие
анализа
или
не
требующие
его
.
2.732.
Утрата
функций
Эго
Иногда
в
анализе
возникает
ситуация
,
когда
отсутствие
сопротивлений
обусловлено
утратой
функций
Эго
.
Тогда
нашей
задачей
будет
позволять
и
даже
поддерживать
развитие
определенной
степени
сопротивления
.
Это
может
произойти
при
работе
с
психотическими
или
пограничными
случаями
,
но
также
и
с
невротическими
пациентами
на
этапе
переживания
ими
инфантильных
неврозов
.
Необходимые
вмешательства
в
этих
ситуаци
-
– 174 –
ях
,
может
быть
,
не
совсем
аналитичны
,
но
такие
ситуации
не
вызовут
инсайта
;
они
требуют
применения
чрезвычайных
мер
.
Поскольку
такое
случается
во
время
анализа
,
стоит
уделить
немного
внимания
обсуждению
связанных
с
ними
технических
проблем
.
Эмоциональные
взрывы
сопровождают
все
анализы
,
проникающие
в
глубь
инфантильных
невро
-
зов
.
Во
время
пика
эмоционального
излияния
есть
в
большей
или
меньшей
мере
потеря
функций
Эго
,
зависящая
от
интенсивности
и
количества
разряжающегося
аффекта
.
Если
это
имеет
место
в
начале
сеанса
,
наша
задача
может
быть
достаточно
простой
.
Терпение
и
поддерживающее
молчание
будут
достаточны
для
того
,
чтобы
дать
пациенту
возможность
разрядить
запретные
эмоции
.
При
наступлении
паники
,
гнева
или
уменьшении
депрессии
можно
определить
возвращение
разумного
Эго
и
можно
попытаться
продолжить
работать
аналитически
.
Но
,
если
эмоциональный
взрыв
не
утихает
или
если
это
случается
в
конце
сеанса
,
становится
необходимым
вмешательство
.
Хотя
в
идеале
мы
бы
хотели
,
чтобы
у
пациента
была
полная
разрядка
чувств
,
целесообразно
помешать
этому
в
данном
случае
.
Было
бы
опасно
позволять
пациенту
уходить
на
вершине
эмоционального
взрыва
,
без
функционирующего
,
разумного
Эго
.
Нашей
задачей
в
таком
случае
является
«
усыпить
»
пациента
и
не
вызывать
не
подда
-
ющихся
анализу
осложнений
.
По
моему
опыту
,
следующие
шаги
,
как
кажется
,
являются
эффективными
и
несут
минимальные
осложнения
.
Предположим
,
что
пациент
терзается
болью
из
-
за
интенсивной
реакции
на
неудачу
,
неистово
рыдает
,
а
сеанс
кончается
.
Я
бы
подождал
до
самого
последнего
момента
,
прежде
чем
прерывать
его
.
Тогда
бы
я
сказал
: «
Простите
,
что
я
прерываю
вас
,
когда
вы
так
несчастны
,
но
наше
время
кончилось
».
Если
пациент
отреагирует
на
это
замечание
,
а
они
обычно
делают
это
,
я
бы
,
затем
сказал
: «
Давайте
займем
еще
несколько
минут
,
пока
вы
немного
успокоитесь
».
Потом
я
бы
дал
пациенту
возможность
сказать
что
-
нибудь
,
если
он
этого
хочет
,
но
в
любом
случае
я
даю
ему
шанс
www.NataHaus.ru
увидеть
,
что
я
не
встревожен
,
не
печален
и
не
нетерпелив
.
Мое
поведение
показывает
,
что
я
сочувствую
его
состоянию
,
но
и
стою
лицом
перед
реальностью
.
Я
помогаю
осу
-
– 175 –
ществить
некоторый
контроль
привнесением
реальности
в
конце
сеанса
,
но
я
показываю
,
что
мне
жаль
прерывать
его
излияние
эмоций
.
В
конце
концов
,
важно
,
что
аналитик
показывает
,
что
он
не
боится
вспышки
пациента
и
выражает
готовность
быть
моделью
для
идентификации
пациента
с
ним
.
В
конце
такого
сеанса
я
обычно
говорю
что
-
нибудь
вроде
: «
Это
эмоционально
излияние
болезненно
для
вас
,
но
оно
важно
для
нашей
работы
.
Мы
должны
понять
его
,
проанализировать
его
и
справиться
с
ним
».
Возникают
и
другие
ситуации
во
время
анализа
,
в
которых
пациент
теряет
либо
испытывает
страх
,
что
он
потерял
некоторые
или
многие
функции
Эго
.
Например
,
пациент
может
начать
болтать
,
как
ребенок
,
или
говорить
непонятным
словесным
винегретом
.
Здесь
также
следует
проявить
терпение
,
не
бояться
этого
,
быть
твердым
.
В
конце
концов
,
аналитик
должен
прерывать
пациента
: «
Теперь
давайте
посмотрим
на
то
,
что
получилось
—
вы
говорите
,
как
маленький
ребенок
».
Вмешавшись
таким
образом
,
аналитик
может
служить
напоминанием
и
моделью
пациенту
для
его
временно
утраченного
разумного
.
Своим
твердым
тоном
он
показывает
,
что
он
не
боится
,
и
тем
самым
успокаивает
пациента
.
Пациент
может
перейти
в
состояние
сильной
паники
,
ужаса
или
беспомощности
,
лежа
на
кушетке
.
Одна
из
моих
пациенток
жаловалась
,
что
слова
выскальзывают
из
нее
,
и
она
боится
намочить
кушетку
.
Я
позволил
ей
переживать
так
сильно
,
как
мне
казалось
,
она
может
вынести
,
а
затем
сказал
: «
Хорошо
,
теперь
давайте
вернемся
к
анализу
и
попытаемся
взглянуть
на
все
это
с
самого
начала
.
Давайте
попытаемся
понять
,
что
же
произошло
».
В
некоторых
ситуациях
пациенты
приходят
в
ужас
,
что
они
потеряют
всякий
контроль
,
и
боятся
,
что
они
станут
сильно
агрессивными
или
сексуальными
.
Когда
я
чувствую
,
что
этот
страх
—
искренен
,
и
когда
есть
причина
,
обосновывающая
страхи
,
я
говорю
или
веду
себя
в
манере
,
которая
показывает
:
«
Не
расстраивайтесь
,
я
не
позволю
вам
причинить
боль
себе
или
мне
».
Как
я
сказал
ранее
,
эти
вмешательства
не
аналитичны
,
но
я
полагаю
,
что
эти
ситуации
также
неаналитические
.
Я
использую
неаналитические
процедуры
,
но
я
стараюсь
избегать
анти
-
аналитических
,
то
есть
таких
– 176 –
актов
,
которые
будут
мешать
дальнейшему
анализу
.
После
того
,
как
острый
кризис
пройдет
,
аналитик
может
продолжать
анализ
.
Однако
,
по
моему
опыту
,
вмешательства
,
предпринятые
с
терапевтическими
целями
и
позднее
тщательно
проанализированные
,
не
вызывают
непоправимого
вреда
для
аналитической
ситуации
.
С
другой
стороны
,
строгая
пассивность
и
молчание
аналитика
могут
представлять
собой
большую
опасность
тем
,
что
они
позволяют
пациенту
регрессировать
к
трав
-
матическому
уровню
.
Молчание
и
пассивность
аналитика
будут
в
таком
случае
восприняты
как
отсутствие
заботы
,
беспокойства
о
пациенте
.
Это
может
быть
значительно
более
пагубно
.
Когда
такие
случаи
имеют
место
,
аналитику
следует
проделать
некоторый
самоанализ
своего
поведения
контрпереноса
.
В
заключение
этой
части
по
техникам
анализирования
сопротивления
я
испытываю
потребность
еще
раз
повторить
,
что
наиболее
важными
сопротивлениями
являются
сопротивления
переноса
.
Я
не
подчеркивал
этого
в
клинических
примерах
,
приведенных
выше
,
поскольку
я
в
первую
очередь
хотел
обсудить
концепцию
сопротивления
в
целом
.
2.21.
Арлоу
(1961),
Гловер
(1955),
Лоевенштейн
(1961),
Лумм
(1961),
Ван
дер
Найде
(1961),
Зелигз
(1961).
2.41.
Фриман
(1959),
Фрейд
(1916—17),
Глава
XIX 19236,
Глава
V; 19266; 1933,
Героу
(1951),
Хартманн
(1951),
Хоффер
(1954),
Кохут
(1957),
Лэмпл
-
де
Грут
(1957),
Лоевенштейн
(1954),
Сперлинг
(1958),
Винникот
(1955).
2.214.