Файл: Гринсон Р.Р. - Техника и практика психоанализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4777

Скачиваний: 100

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

www.NataHaus.ru 

Альтманн

 (1957), 

Вирд

 (1957), 

Екстейн

 

и

 

Фридман

 (1957), 

Канзер

 (1957), 

Шпигель

, (1954), 

Зелигз

 

(1957). 

 
2.6. 

Гиллепси

 (1958), 

Гительсон

 (1958), 

Гловер

 (1958), 

Катан

 (1958), 

Нахт

 (19586), 

Вильдер

 (1958). 

 
2.5. 

Гловер

   (1955), 

Меннингер

   (1958), 

Шарп

   (1930). 

 

– 177 – 

 

ЧАСТЬ

 3 

 

ПЕРЕНОС

 

 

В

 

сущности

развитие

 

техники

 

психоанализа

 

было

 

определено

 

эволюцией

 

наших

 

знаний

 

о

 

природе

 

переноса

Величайший

 

прогресс

 

в

 

психоаналитической

 

технике

 

был

 

производным

 

от

 

основных

 

открытий

 

Фрейда

 (1905

с

о

 

двойственности

 

переноса

это

 

незаменимо

 

ценный

 

инструмент

 

и

 

это

 

источник

 

величайших

 

опасностей

Реакции

 

переноса

 

предоставляют

 

аналитику

 

бесценную

 

возможность

 

исследовать

 

неприемлемое

 

прошлое

 

и

 

бессознательное

 (

Фрейд

, 1912

а

с

. 108). 

Перенос

 

также

 

возбуж

-

дает

 

сопротивления

которые

 

становятся

 

наиболее

 

сильной

 

помехой

 

в

 

нашей

 

работе

  (

с

. 101). 

Каждое

 

определение

 

психоаналитической

 

техники

 

должно

 

включать

 

в

 

качестве

 

центрального

 

элемента

 

анализ

 

сопротивления

Каждая

 

отклоняющаяся

 

шкала

 

психоанализа

 

может

 

быть

 

описана

 

как

 

имеющая

 

некоторые

 

отклонения

 

в

 

способе

которым

 

обращается

 

с

 

аналитической

 

ситуацией

Реакции

 

переноса

 

присутствуют

 

у

 

всех

 

пациентов

проходящих

 

психотерапию

Психоанализ

 

отличается

 

от

 

всех

 

остальных

 

терапий

 

тем

 

способом

которым

 

он

 

способствует

 

развитию

 

реакций

 

переноса

и

 

тем

как

 

предпринимает

 

попытки

 

систематически

 

анализировать

 

явления

 

переноса

.  

 

3.1. 

Рабочие

 

определения

 

 

Понятие

  «

перенос

» 

мы

 

относим

 

к

 

особому

 

виду

 

отношений

 

с

 

личностью

это

 

особый

 

тип

 

объектных

 

отношений

главной

 

характеристикой

 

которого

 

является

 

переживание

 

некоторых

 

чувств

 

по

 

отношению

 

к

 

личности

которые

 

не

 

подходят

 

к

 

ней

 

и

 

которые

 

в

 

действительности

 

обращены

 

к

 

другой

 

личности

В

 

сущности

на

 

личность

 

в

 

настоящем

 

реагируют

 

так

как

 

будто

 

это

 

личность

 

из

 

прошлого

Перенос

 

есть

 

повторение

новое

  «

издание

» 

старых

 

объектных

 

отношений

  (

Фрейд

, 1905

с

с

. 116). 

Это

 

анахронизм

временная

 

погрешность

Имеет

 

место

 

перемещение

импульсы

чувства

 

и

 

защиты

 

по

 

отношению

 

к

 

личности

 

в

 

прошлом

 

перемещаются

 

на

 

личность

 

в

 

настоящем

Это

главным

 

образом

бессознательное

 

явление

и

 

личность

реагирующая

 

чувствами

 

 

– 178 – 

 

переноса

большей

 

частью

 

не

 

осознает

 

искажения

Перенос

 

может

 

состоять

 

из

 

любых

 

компонентов

 

объектных

 

отношений

т

е

он

 

может

 

переживаться

 

как

 

чувства

побуждения

страхи

фантазии

отношения

идеи

 

или

 

защиты

 

против

 

них

Люди

которые

 

являются

 

первоначальным

 

источником

 

реакций

 

переноса

являются

 

значимыми

 

и

 

значительными

 

людьми

 

раннего

 

детства

. (

Фрейд

, 1912

а

А

Фрейд

, 1936). 

Перенос

 

имеет

 

место

 

как

 

в

 

анализе

так

 

и

 

вне

 

анализа

 

у

 

невротиков

психотиков

 

и

 

здоровых

 

людей

Все

 

человеческие

 

отношения

 

содержат

 

смесь

 

реальных

 

реакций

 

и

 

реакций

 

переноса

 (

Феничел

, 1941, 

р

. 71). 

До

 

того

как

 

мы

 

продолжим

 

рассматривать

 

элементы

перечисленные

 

выше

необходимо

 

уточнить

 

терминологию

Название

 

этой

 

части

 «

Перенос

» 

является

 

старым

 

и

 

привычным

 

термином

который

 

ввел

 

Фрейд

 

и

 

который

 

продолжает

 

использовать

 

большинство

 

аналитиков

В

 

последние

 

годы

 

наблюдается

 

тенденция

 

модифицировать

 

этот

 

термин

потому

 

что

 

есть

 

чувство

что

 

термин

 «

перенос

» 

может

 

вводить

 

в

 

заблуждение

. «

Перенос

» — 

слово

 

в

 

единственном

 

числе

а

 

явления

 

переноса

 — 

множественны

многочисленны

 

и

 

многосторонни

термин

  «

переносы

» 

является

 

грамматически

 

более

 

корректным

К

 


background image

www.NataHaus.ru 

несчастью

, «

переносы

» 

звучат

 

неестественно

 

и

 

странно

 

для

 

меня

и

 

я

 

вынужден

 

прибегнуть

 

к

 

компромиссу

 

между

 

корректностью

 

и

 

привычностью

Я

 

предпочитаю

 

использовать

 

термин

  «

реакции

 

переноса

» 

по

 

отношению

 

к

 

целому

 

классу

 

явлений

 

переноса

Иногда

 

я

 

использую

 

термин

 «

перенос

» 

как

 

собирательное

 

существительное

стенографическое

 

обозначение

 

для

 

реакций

 

переноса

Реакции

 

переноса

 

всегда

 

неуместны

Они

 

могут

 

быть

 

таковыми

 

в

 

отношении

 

качества

количества

 

или

 

продолжительности

 

реакции

Индивидуум

 

может

 

перереагировать

 

или

 

недореагировать

 

или

 

же

 

иметь

 

эксцентричную

 

реакцию

 

на

 

объект

 

переноса

Реакция

 

переноса

 

является

 

неподходящей

 

лишь

 

в

 

ее

 

теперешнем

 

контексте

в

 

какой

-

то

 

ситуации

 

в

 

прошлом

 

она

 

была

 

вполне

 

подходящей

 

реакцией

То

что

 

сейчас

 

болезненно

 

проявляется

 

в

 

виде

 

реакций

 

переносу

 

к

 

некоторой

 

личности

 

в

 

настоящем

точно

 

соответствовало

 

кому

-

то

 

в

 

прошлом

Например

молодая

 

пациентка

 

реагирует

 

на

 

то

что

 

я

 

заставил

 

ее

 

подождать

 

две

 

или

 

три

 

минуты

слезами

 

 

– 179 – 

 

и

 

гневом

фантазией

что

 

я

должно

 

быть

отдаю

 

это

 

лишнее

 

время

 

своей

 

пациентке

-

фаворитке

Это

 

неподходящая

 

реакция

 

для

 

тридцатипятилетней

 

интеллигентной

 

и

 

культурной

 

женщины

, «

о

 

ее

 

ассоциации

 

приводят

 

к

 

прошлой

 

ситуации

когда

 

этот

 

набор

 

чувств

 

и

 

фантазий

 

был

 

вполне

 

уместен

Она

 

пересказала

 

свои

 

реакции

 

как

 

реакции

 

пятилетнего

 

ребенка

ждущего

 

отца

 

в

 

своей

 

комнате

ждущего

 

его

 

поцелуя

 

и

 

пожелания

 

спокойной

 

ночи

Она

 

всегда

 

ждала

 

несколько

 

минут

потому

 

что

 

он

как

 

правило

целовал

 

и

 

желал

 

спокойной

 

ночи

 

сначала

 

младшей

 

сестре

Тогда

 

она

 

реагировала

 

слезами

сердилась

 

и

 

ревниво

 

фантазировала

 — 

точно

 

так

 

же

как

 

она

 

переживала

 

ожидание

 

в

 

отношении

 

меня

Ее

 

реакции

 

были

 

уместны

 

для

 

пятилетней

 

девочки

но

 

очевидно

не

 

подходили

 

для

 

тридцатипятилетней

 

женщины

Ключом

 

к

 

пониманию

 

этого

 

поведения

 

является

 

осознание

 

того

что

 

это

 

повторение

 

прошлого

т

е

реакция

 

переноса

Реакции

 

переноса

 — 

это

в

 

сущности

повторения

 

прошлых

 

объективных

 

отношений

Повторение

 

понимается

 

различно

и

по

-

видимому

служит

 

множеству

 

функций

Инстинктивная

 

фрустрация

 

и

 

задержка

 

заставляют

 

невротика

 

искать

 

запоздалые

 

возможности

 

для

 

удовлетворения

 (

Фрейд

, 1912

а

р

100; 

Ференци

, 1990). 

Но

 

их

 

повторение

 

может

 

также

 

быть

 

и

 

способом

 

избежать

 

воспоминания

защитой

 

против

 

воспоминания

манифестацией

 

навязчивого

 

повторения

  (

Фрейд

, 1912

а

, 1914

с

А

Фрейд

, 1936; 

Феничел

, 19456). 

Перенос

 — 

именно

 

та

 

часть

 

поведения

копирующего

 

что

-

то

 

в

 

прошлом

которая

 

делает

 

его

 

неуместным

 

в

 

настоящем

Повторение

 

может

 

быть

 

точным

 

дублированием

 

прошлого

точной

 

копией

переживанием

 

или

 

же

  «

новым

 

изданием

», 

модифицированной

 

версией

искаженным

 

представлением

 

прошлого

Если

 

модификация

 

прошлого

 

проявляется

 

в

 

виде

 

повторения

 

переноса

тогда

 

это

 

обычно

 

происходит

 

в

 

направлении

 

желаемого

 

исполнения

Очень

 

часто

 

фантазии

 

детства

 

переживаются

 

как

 

действительно

 

имеющие

 

место

 (

Фрейд

, 19146 

рр

. 17—18; 

Джонес

, 1953, pp. 165—267). 

Пациенты

 

будут

 

переживать

 

такие

 

чувства

 

по

 

отношению

 

к

 

аналитику

которые

 

могут

 

быть

 

истолкованы

 

как

 

сексуальный

 

соблазн

 

отца

который

 

позже

 

проявляется

 

в

 

виде

 

повторения

 

желания

которое

 

первоначально

 

было

 

пред

 

– 180 – 

 

ставлено

 

как

 

детская

 

фантазия

Чувства

 

переноса

которые

 

направлены

 

вовне

обычно

 

превращаются

 

в

 

попытки

 

желаемого

 

исполнения

 (

Фрейд

, 1914

с

Феничел

, 19456; 

Гринакре

, 1950; 

Бирд

, 1957). 

Развитие

 

этой

 

идеи

 

можно

 

увидеть

 

у

 

пациентов

которые

 

пытаются

 

решить

 

таким

 

образом

 

неосуществленные

 

задачи

 

в

 

отыгрывании

 

вовне

 (

Лагаче

, 1953). 

Объекты

которые

 

были

 

первоначальными

 

источниками

 

реакции

 

переноса

являются

 

важными

 

людьми

 

ранних

 

лет

 

ребенка

Обычно

 

это

 

родители

 

или

 

другие

 

воспитатели

дающие

 

любовь

комфорт

 

и

 

наказание

а

 

также

 

братья

сестры

 

и

 

другие

 

соперники

Однако

 

реакции

 

переноса

 

могут

 

происходить

 

и

 

от

 

более

 

поздних

 

и

 

даже

 

современных

 

фигур

но

 

тогда

 

анализ

 

вскроет

что

 

эти

 

позднейшие

 

объекты

 

вторичны

 

и

 

сами

 

произошли

 

из

 

фигур

 

раннего

 

детства

В

 

заключение

 

следует

 

добавить

что

 

части

 

себя

 

могут

 

перемещаться

 

на

 

других

т

е

может

 

иметь

 

место

 

проекция

Это

 

также

 

будет

появляться

 

как

 

реакция

 

переноса

но

 

вопрос

 

о

 

том

корректно

 

ли

 

относить

 

этот

 

тип

 

ответов

 

к

 

области

 

реакций

 

переноса

будет

 

обсуждаться

 

в

 

секции

 3.41. 


background image

www.NataHaus.ru 

Реакции

 

переноса

 

являются

 

более

 

вероятными

 

в

 

позднейшей

 

жизни

 

по

 

отношению

 

к

 

людям

которые

 

выполняют

 

специальные

 

функции

первоначально

 

выполнявшиеся

 

родителями

Следовательно

возлюбленные

лидеры

авторитеты

терапевты

учителя

актеры

 

и

 

знаменитости

 

особенно

 

склонны

 

активизировать

 

реакции

 

переноса

Более

 

того

реакции

 

переноса

 

могут

 

также

 

иметь

 

место

 

по

 

отношению

 

к

 

животным

к

 

неодушевленным

 

объектам

 

и

 

нарицательным

 

образам

но

 

и

 

здесь

как

 

по

-

казывает

 

анализ

они

 

являются

 

дериватами

 

от

 

важных

 

людей

 

раннего

 

детства

 (

Райдер

, 1953

а

). 

Любые

 

из

 

элементов

 

объектных

 

отношений

 

могут

 

быть

 

включены

 

в

 

реакции

 

переноса

любая

 

эмоция

побуждение

желание

отношение

фантазия

 

и

 

защиты

 

против

 

них

Например

неспособность

 

пациента

 

почувствовать

 

раздражение

 

против

 

аналитика

 

может

 

восходить

 

к

 

его

 

детской

 

защите

 

против

 

выражения

 

раздражения

Будучи

 

мальчиком

он

 

узнал

что

 

лучшим

 

способом

 

предотвратить

 

ужасные

 

ссоры

 

со

 

вспыльчивым

 

отцом

 

было

 

оставаться

 

самому

 

не

 

сознающим

 

раздражения

В

 

анализе

 

он

 

не

 

знал

 

раздражения

которое

 

лежало

 

за

 

его

 

постоянной

 

вежливостью

 

– 181 – 

 

Во

 

время

 

анализа

 

могут

 

возникать

 

идентификации

которые

вероятно

также

 

являются

 

реакциями

 

переноса

Один

 

из

 

моих

 

пациентов

 

перенимал

 

время

 

от

 

времени

 

в

 

течение

 

анализа

 

ту

 

или

 

другую

 

черту

 

моего

 

характера

Это

 

происходило

 

каждый

 

раз

когда

 

он

 

чувствовал

что

 

его

 «

обошел

» 

более

 

удачливый

 

соперник

Это

 

выглядело

 

так

как

 

будто

 

он

 

должен

 

стать

 

мною

раз

 

уж

 

ему

 

не

 

удалось

 

овладеть

 

мною

 

как

 

объектом

 

любви

Его

 

история

 

показала

что

 

он

 

выработал

 

этот

 

механизм

когда

 

конкурировал

 

со

 

своим

 

старшим

 

братом

 

за

 

любовь

 

отца

Реакции

 

переноса

в

 

сущности

бессознательны

хотя

 

некоторые

 

аспекты

 

реакции

 

могут

 

осознаваться

Индивид

переживающий

 

реакцию

 

переноса

может

 

осознавать

что

 

он

 

реагирует

 

чрезмерно

 

или

 

странно

но

 

он

 

не

 

знает

 

истинного

 

значения

 

этого

Он

 

даже

 

может

 

интеллектуально

 

осознавать

 

источник

 

этой

 

реакции

но

 

он

 

не

 

осознает

 

некоторые

 

важные

 

эмоциональные

 

или

 

инстинк

-

тивные

 

компоненты

 

этой

 

реакции

 

или

 

ее

 

цели

.  

Все

 

люди

 

имеют

 

реакции

 

переноса

аналитическая

 

ситуация

 

лишь

 

способствует

 

развитию

 

и

 

использует

 

их

 

для

 

интерпретации

 

и

 

реконструкции

 (

Фрейд

, 1905

с

, 1912

а

). 

Невротики

 

особенно

 

склонны

 

к

 

реакциям

 

перекоса

поскольку

 

они

 

люди

 

в

 

общем

 

фрустрированные

 

и

 

несчастливые

Аналитик

 

является

 

главной

 

мишенью

 

для

 

реакций

 

переноса

так

 

же

 

и

 

как

 

все

 

важные

 

люди

 

в

 

жизни

 

индивидуума

Подведем

 

итог

перенос

 

является

 

переживанием

 

чувства

побуждений

отношений

фантазий

 

и

 

защит

 

по

 

отношению

 

к

 

личности

 

в

 

настоящем

которая

 

не

 

является

 

подходящей

 

для

 

этого

по

 

есть

 

это

 

повторение

 

реакций

образованных

 

по

 

отношению

 

к

 

значимым

 

личностям

 

раннего

 

детства

бессознательно

 

перемещенных

 

на

 

фигуры

 

в

 

настоящем

Двумя

 

главными

 

характеристиками

 

реакции

 

переноса

 

являются

повторение

 

и

 

неуместность

 (

расширение

 

определения

 

приведено

 

в

 

секции

 3.41). 

 

3.2.  

Клиническая

 

картина

общая

 

характеристика

 

 

В

 

этой

 

секции

 

я

 

бы

 

хотел

 

познакомить

 

студентов

 

с

 

некоторыми

 

наиболее

 

типичными

 

проявлениями

 

реакций

 

переноса

 

в

 

том

 

виде

как

 

они

 

имеют

 

место

 

в

 

курсе

 

анализа

Я

 

полагаю

что

 

лучше

 

всего

 

это

 

можно

 

сделать

 

– 182 – 

 

сосредоточившись

 

на

 

тех

 

характеристиках

 

реакций

 

пациента

 

к

 

аналитику

которые

 

показывают

 

вероятность

 

реакций

 

переноса

Следует

 

иметь

 

в

 

виду

что

 

наличие

 

качеств

о

 

которых

 

я

 

говорю

не

 

является

 

абсолютной

 

уликой

 

переноса

При

 

внимательном

 

осмотре

 

должны

 

быть

 

выявлены

 

также

 

повторение

 

и

 

неуместность

 

3.21. 

Неуместность

 

 

Как

 

только

 

мы

 

попытаемся

 

проиллюстрировать

 

клиническую

 

картину

 

реакций

 

переноса

так

 

сразу

 

возникает

 

вопрос

можем

 

ли

 

мы

 

не

 

классифицировать

 

все

 

реакции

 

к

 

аналитику

 

как

 

перенос

Согласно

 

нашему

 

определению

 

ответ

 

будет

 

отрицательный

Возьмем

 

простой

 

пример

пациент

 

рассердился

 

на

 


background image

www.NataHaus.ru 

своего

 

аналитика

Из

 

этого

 

единичного

 

акта

 

невозможно

 

определить

имеем

 

ли

 

мы

 

дело

 

с

 

реакцией

 

переноса

Во

-

первых

следует

 

выяснить

не

 

заслужило

 

ли

 

поведение

 

аналитика

 

раздражения

Если

 

пациент

 

раздосадован

 

из

-

за

 

того

что

 

аналитик

 

прервал

 

ассоциации

 

пациента

отвечая

 

на

 

телефонный

 

звонок

тогда

 

я

 

бы

 

не

 

стал

 

рассматривать

 

раздраженность

 

пациента

 

как

 

реакцию

 

переноса

Его

 

ответ

 

выглядит

 

реалистичным

в

 

соответствии

 

с

 

обстоятельствами

и

 

соответствует

 

зрелому

 

уровню

 

функционирования

Это

 

не

 

означает

что

 

реакция

 

пациента

 

игнорируется

но

 

мы

 

обращаемся

 

с

 

нею

 

иначе

чем

 

с

 

явлениями

 

переноса

Мы

 

можем

 

исследовать

 

историю

 

пациента

 

и

 

его

 

фантазии

 

в

 

отношении

 

реакций

 

раздражения

но

несмотря

 

на

 

наши

 

находки

нам

 

следует

 

напоминать

 

пациенту

 

и

 

себе

что

 

его

 

очевидная

 

реакция

 

на

 

фрустрацию

 

была

 

реалистичной

Если

 

же

 

пациент

 

приходит

 

в

 

ярость

а

 

не

 

просто

 

раздосадован

или

 

если

 

он

 

остается

 

совершенно

 

идентиферентиым

тогда

 

неуместная

 

интенсивность

 

реакции

 

показала

 

бы

что

 

мы

вероятно

имеем

 

дело

 

с

 

повторением

 

или

 

реакцией

 

из

 

детства

То

 

же

 

самое

 

вероятно

если

 

его

 

досада

 

длится

 

часами

 

или

 

если

 

он

 

реагирует

 

на

 

прерывание

 

хохотом

Позвольте

 

мне

 

привести

 

типичный

 

пример

 

неуместной

 

реакции

Мой

 

телефон

 

звонит

 

во

 

время

 

аналитического

 

сеанса

и

 

я

 

снимаю

 

трубку

полагая

что

 

звонок

 

вызван

 

крайней

 

необходимостью

К

 

моему

 

унынию

неверно

 

набран

 

номер

и

 

я

 

показываю

 

свое

 

раздражение

по

 

неосторожности

 

пробормотав

вздохнув

: «

Будь

 

 

– 183 – 

 

он

 

проклят

». 

Затем

 

я

 

замолчал

Пациент

 

начинает

 

рассказывать

 

с

 

того

 

места

где

 

остановился

Через

 

несколько

 

минут

 

я

 

его

 

прерываю

 

и

 

спрашиваю

как

 

он

 

себя

 

чувствовал

 

во

 

время

 

телефонного

 

звонка

Он

 

отвечает

: «

Как

 

я

 

должен

 

себя

 

чувствовать

Это

 

была

 

не

 

ваша

 

вина

». 

Молчание

Он

 

пытается

 

вернуться

 

к

 

прерванной

 

беседе

но

 

это

 

кажется

 

натянутым

 

и

 

искусственным

Тогда

 

я

 

показал

 

ему

что

 

он

кажется

пытается

 

скрыть

 

некоторые

 

свои

 

эмоциональные

 

реакции

действуя

 

так

как

 

он

 

себе

 

представляет

 

«

должен

». 

Это

 

привело

 

к

 

тому

что

 

пациент

 

рассказал

 

о

 

мимолетной

 

вспышке

 

раздражения

когда

 

он

 

услышал

как

 

я

 

отвечал

 

по

 

телефону

За

 

этим

 

последовала

 

картина

я

 

сердито

 

кричу

 

на

 

него

Затем

 

пациент

 

пересказал

 

множество

 

воспоминаний

 

о

 

том

как

 

он

 

был

  (

вынужден

принужден

 

покориться

 

своему

 

отцу

 

в

 

том

как

 

он

 «

должен

» 

вести

 

себя

Я

 

интерпретировал

 

это

 

ему

 

так

что

 

он

 

реагировал

 

на

 

меня

 

так

будто

 

я

 

его

 

отец

Неуместность

 

реакций

 

на

 

текущие

 

события

 

является

 

главным

 

признаком

 

того

что

 

личность

которая

 

вызывает

 

данную

 

реакцию

не

 

является

 

решающим

 

или

 

истинным

 

объектом

Это

 

показывает

что

 

реакция

вероятно

соответствует

 

объекту

 

в

 

прошлом

 

3.22. 

Интенсивность

   

 

 

Вообще

 

говоря

интенсивные

 

эмоциональные

 

реакции

 

к

 

аналитику

 

являются

 

показателями

 

переноса

Это

 

также

 

верно

 

для

 

различных

 

форм

 

любви

для

 

ненависти

 

и

 

страха

Обычное

 

умеренное

неназойливое

согласующееся

 

поведение

 

и

 

отношение

 

аналитика

 

реально

 

не

 

вызывает

 

интенсивных

 

реакций

И

 

снова

 

не

 

следует

 

забывать

 

о

 

неуместности

Важно

 

осознавать

что

 

пациент

 

может

 

быть

 

адекватен

 

при

 

своем

 

интенсивном

 

реагировании

только

 

если

 

поведение

 

аналитика

 

и

 

аналитическая

 

ситуация

 

подтверждает

 

это

Пример

аналитик

 

заснул

слушая

 

пациента

Пациент

 

осознает

 

это

 

и

 

в

 

конце

 

концов

 

ухитряется

 

разбудить

 

его

позвав

 

его

Пациент

 

приходит

 

в

 

бешенство

когда

 

аналитик

 

не

 

при

-

знает

 

свой

 

грех

а

 

вместо

 

этого

 

интерпретирует

 

это

 

так

что

 

пациент

 

бессознательно

 

хотел

чтобы

 

аналитик

 

заснул

рассказывая

 

так

 

скучно

В

 

такой

 

ситуации

 

я

 

бы

 

не

 

стал

 

считать

что

 

бешен

 

– 184 – 

 

ство

 

пациента

 

есть

 

реакция

 

переноса

напротив

она

в

 

сущности

справедлива

 

и

 

приемлема

Действительно

любая

 

другая

 

реакция

 

была

 

бы

скорее

признаком

 

переноса

 

из

 

прошлого

Это

 

не

 

означает

что

 

реакция

 

пациента

 

не

 

анализируется

но

 

аналитическая

 

цель

 

различна

если

 

мы

 

имеем

 

дело

 

с

 

реакцией

 

переноса

 

или

 

же

 

реалистической

 

реакцией

Более

 

того

всегда

 

есть

 

вероятность

 

того

что

 

во

 

всех

 

интенсивных

 

реакциях

вне

 

зависимости

 

от

 

того

насколько

 

справедливо

 

оно

 

выглядит

кроме

 


background image

www.NataHaus.ru 

реалистической

 

надстройки

 

есть

 

еще

 

и

 

основание

 — 

перенос

В

 

традиционном

 

курсе

 

анализа

 

ин

-

тенсивные

 

реакции

 

к

 

аналитику

 

являются

 

реальными

 

показателями

 

реакции

 

переноса

Обратное

 

положение

 

интенсивным

 

реакциям

 

к

 

аналитику

 — 

отсутствие

 

реакций

 — 

с

 

уверенностью

 

можно

 

рассматривать

 

как

 

признак

 

переноса

Пациент

 

имеет

 

какие

-

то

 

реакции

но

 

он

 

воздерживается

 

от

 

них

потому

 

что

 

смущается

 

или

 

боится

Это

 

очевидная

 

манифестация

 

сопротивления

 

переноса

Ситуация

 

осложняется

 

еще

 

больше

когда

 

пациент

 

не

 

отдает

 

себе

 

сознательно

 

отчета

 

в

 

любых

 

вежливых

 

и

 

наиболее

 

безобидных

 

чувствах

Это

 

может

 

быть

 

в

 

том

 

случае

когда

 

внутри

 

пациента

 

есть

 

сильные

 

чувства

но

 

они

 

репрессированы

изолированы

 

или

 

перемещены

Иногда

 

это

 

требует

 

настойчи

-

вого

 

анализа

 

страха

 

эмоционального

 

реагирования

 

на

 

аналитика

прежде

 

чем

 

пациент

 

обретет

 

способность

 

спонтанно

 

реагировать

Такие

 

сопротивления

 

переносу

 

были

 

описаны

 

во

 

второй

 

части

Здесь

 

я

 

хочу

 

кратко

 

отметить

 

часто

 

встречающееся

 

клиническое

 

наблюдение

заключающееся

 

в

 

том

что

 

мои

 

пациенты

 

будут

 

реагировать

 

совершенно

 

разумно

 

на

 

мои

 

идеосинкразии

но

 

имеют

 

тенденцию

 

терять

 

рассудок

 

при

 

любом

 

признаке

 

странности

 

у

 

другого

 

аналитика

Это

 

четкий

 

пример

 

перемещения

 

реакции

 

переноса

и

 

он

 

должен

 

рассматриваться

 

как

 

защита

 

против

 

чувств

 

переноса

 

по

 

отношению

 

к

 

собственному

 

аналитику

 

пациента

Похоже

сопротивление

 

манифестируется

 

пациентом

который

 

вежливо

 

реагирует

 

во

 

время

 

сеанса

а

 

после

 

него

 

он

 

имеет

 

необъяснимые

 

интенсивные

 

эмоциональные

 

реакции

 

по

 

отношению

 

к

 

приходящим

Может

 

случиться

 

так

что

 

пациент

 

какое

-

то

 

короткое

 

время

 

не

 

будет

 

особенно

 

считаться

 

с

 

аналитиком

потому

 

что

 

вне

 

анализа

 

происходят

 

важные

 

события

 

– 185 – 

 

Однако

 

длительное

 

отсутствие

 

чувств

мыслей

 

или

 

фантазий

 

об

 

аналитике

 

есть

 

проявление

 

переноса

сопротивление

 

переноса

Аналитик

 

является

 

слишком

 

важной

 

персоной

 

в

 

жизни

 

анализируемого

чтобы

 

не

 

присутствовать

 

в

 

его

 

мыслях

 

и

 

чувствах

 

в

 

течение

 

значительного

 

отрезка

 

времени

Если

 

же

 

аналитик

 

действительно

 

не

 

важен

тогда

 

пациент

 — «

не

 

в

 

анализе

». 

Пациент

 

может

 

проходить

 

его

 

для

 

того

чтобы

 

доставить

 

удовольствие

 

кому

-

нибудь

 

еще

или

 

же

 

он

 

пришел

 

в

 

поисках

 

чего

-

то

 

другого

а

 

не

 

лечения

Может

 

быть

 

и

 

так

что

 

какая

-

то

 

другая

 

личность

 

в

 

жизни

 

пациента

 

абсорбирует

 

интенсивные

 

эмоции

 

пациента

тогда

 

отсутствие

 

интенсивных

 

чувств

 

к

 

аналитику

 

может

 

не

 

иметь

 

прямого

 

отношения

 

к

 

сопротивлению

 

переноса

Например

пациент

 

во

 

время

 

первой

 

части

 

анализа

 

свободен

 

от

 

страха

 

эмоционального

 

вовлечения

соучастия

но

 

позже

 — 

влюбляется

Любовная

 

связь

 

будет

по

 

всей

 

вероятности

включать

 

важные

 

элементы

 

из

 

прошлого

 

пациента

но

 

вклад

 

аналитической

 

ситуации

 

может

 

иметь

а

 

может

 

и

 

не

 

иметь

 

решающего

 

значения

Аналитику

 

нужно

 

исследовать

 

такую

 

ситуацию

 

очень

 

тщательно

 

несколько

 

раз

прежде

 

чем

 

прийти

 

к

 

какому

-

то

 

реальному

 

заключению

Не

 

влюбился

 

ли

 

пациент

 

для

 

того

чтобы

 

угодить

 

вам

Не

 

влюбился

 

ли

 

он

 

в

 

кого

-

то

кто

 

походит

 

на

 

вас

Не

 

является

 

ли

 

его

 

влюбленность

 

признаком

 

зрелости

Не

 

кажется

 

ли

что

 

это

 — 

какая

-

то

 

реальная

 

надежда

 

на

 

длительные

 

счастливые

 

отношения

?  

На

 

эти

 

вопросы

 

нелегко

 

ответить

На

 

них

 

нет

 

четко

 

ограниченных

 

ответов

и

 

только

 

длительное

 

исследование

 

и

 

время

 

могут

 

дать

 

реальный

 

разумный

 

ответ

Это

 

является

 

основой

 

для

 

практического

 

правила

предложенного

 

Фрейдом

гласящего

что

 

аналитику

 

следует

 

попросить

 

пациента

 

обещать

 

не

 

делать

 

никаких

 

важных

 

изменений

 

в

 

своей

 

жизни

 

в

 

течение

 

анализа

 (1914

с

с

. 153). 

Этот

 

совет

 

может

 

быть

 

неправильно

 

истолкован

 

пациентом

 

из

-

за

 

искажений

 

переноса

и

 

его

 

следует

 

давать

 

в

 

подходящее

 

время

 

и

 

в

 

подходящем

 

контексте

  (

Феничел

, 1941, 

с

. 29). 

Тот

 

факт

что

 

продолжительность

 

аналитического

 

лечения

 

в

 

последние

 

годы

 

увеличивается

вызывает

 

дальнейшие

 

модификации

 

этого

 

правила

Сегодня

я

 

полагаю

нам

 

следует

 

говорить

 

пациенту

что

 

было

 

бы

 

лучше

 

не

 

делать

 

важных

 

измене

 

– 186 – 

 

ний

 

в

 

его

 

жизненной

 

ситуации

 

до

 

тех

 

пор

пока

 

вопрос

 

об

 

этом

 

изменении

 

не

 

будет

 

в

 

достаточной

 

мере

 

проанализирован

Мы

 

продолжим

 

обсуждение

 

темы

 

во

 

втором

 

томе

 

3.23. 

Амбивалентность