ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 5099
Скачиваний: 102
www.NataHaus.ru
тического
процесса
.
Он
описывает
раскол
Эго
пациента
,
который
происходит
,
когда
он
в
состоянии
идентифицироваться
частично
с
наблюдающей
функцией
аналитика
.
Таким
образом
,
пациент
способен
стать
активным
участником
анализа
.
Он
не
только
продуцирует
материал
,
но
может
,
на
основе
идентификации
,
работать
с
ним
аналитически
.
Эта
мысль
является
нейтральным
элементом
в
том
,
что
позднее
стало
известно
как
«
терапевтический
»,
или
«
рабочий
альянс
».
Небольшой
том
по
технике
Феничела
(1941)
является
сконденсированным
,
систематическим
,
тщательным
образом
теоретического
базиса
психоаналитической
техники
.
Он
также
предлагает
вниманию
схему
технических
шагов
,
рассматриваемых
в
подходе
к
типичным
проблемам
техники
.
Наиболее
выдающимся
вкладом
Макальпино
в
работе
«
Развитие
переноса
» (1950)
является
ее
тщательный
анализ
того
,
как
аналитическая
ситуация
превращает
готовность
пациента
к
переносу
в
реакцию
переноса
.
Она
выделяет
около
полутора
десятков
факторов
,
которые
играют
роль
в
индуцировании
необходимой
регрессии
у
пациента
,
проходящего
психоанализ
.
Филлис
Гринакре
в
«
Роли
переноса
» (1954)
добавляет
несколько
важных
инсайтов
в
отношении
происхождения
переноса
.
Она
также
объясняет
важность
«
гарантирования
»
от
переноса
,
избегания
«
контамина
».
Ее
замечание
о
неровных
отношениях
в
аналитической
ситуации
,
о
шероховатостях
между
пациентом
и
аналитиком
является
другой
полезной
мыслью
(
с
. 674).
Гринакре
осознает
,
что
отношения
переноса
чрезвычайно
сложны
,
и
полагает
,
что
нам
следует
уделять
больше
внимания
выявлению
отношения
переноса
(
Гринакре
, 1959).
Дискуссия
по
проблемам
переноса
(
проведенная
на
19
Международном
психоаналитическом
конгрессе
в
1955
г
.)
является
блестящим
обобщением
современной
психоаналитической
точки
зрения
(
Ваельдер
ет
.
ал
. 1956).
Анализ
Элизабет
Зетцель
(1956)
важности
«
терапевтического
альянса
»
также
является
выдающимся
вкладом
.
В
этой
работе
она
подчеркивает
,
насколько
по
-
разному
он
понимается
классическими
аналитиками
и
последователями
Мелани
Клейн
.
Это
различие
– 197 –
является
,
по
моему
мнению
,
основой
для
некоторых
важных
различий
в
теории
и
технике
.
Работа
Спитца
(19566)
углубляет
наше
понимание
того
,
как
аналитическое
окружение
воскрешает
некоторые
из
наиболее
ранних
аспектов
взаимоотношении
мать
—
ребенок
.
В
эссе
Винникота
(1956
а
)
делается
ударение
на
модификации
техники
,
что
необходимо
для
пациента
,
который
не
имеет
опыта
адекватного
материнства
в
ранние
месяцы
жизни
.
По
его
мнению
,
только
когда
пациент
способен
развить
неврозы
переноса
,
мы
можем
рассчитывать
на
интерпретативную
работу
.
Очень
точное
и
проницательное
исследование
Лоевальда
(1960) «
Терапевтическое
действие
психоаналитика
»
заостряет
внимание
на
некоторых
невербальных
элементах
в
отношении
переноса
.
Он
описывает
тип
взаимной
зависимости
материнского
невербального
и
стимулирующего
развитие
взаимодействия
с
ребенком
.
Это
частично
зависит
от
материнских
селективных
и
организующих
функций
,
которые
помогают
ребенку
в
формировании
структуры
Эго
.
Материнское
видение
потенций
ребенка
становится
частью
представлений
ребенка
о
самом
себе
.
Похожие
процессы
независимо
происходят
в
психоаналитической
терапии
.
Книга
Лео
Стоуна
(1961) «
Психоаналитическая
ситуация
»
является
,
по
моему
мнению
,
важным
шагом
вперед
в
прояснении
некоторых
проблем
явлений
переноса
.
Концепция
необходимости
вознаграждений
,
терапевтической
цели
аналитика
,
его
ударение
на
различные
,
сосуществующие
взаимоотношения
аналитика
и
пациента
представляет
собой
значительное
продвижение
в
нашей
теории
и
технике
.
Я
полагаю
,
что
именно
работа
Зетцель
по
терапевтическому
альянсу
и
книга
Стоуна
по
психоаналитической
ситуации
привели
меня
к
формулировке
понятия
рабочего
альянса
(
Гринсон
,
1965
в
).
Отделение
относительно
невротических
отношений
к
аналитику
от
более
невротических
реакций
переноса
имеет
важные
теоретические
и
практические
подтексты
.
Пациент
должен
быть
способен
развивать
оба
типа
отношений
для
того
,
чтобы
быть
анализируемым
.
Нельзя
завершить
исторический
обзор
такой
важной
темы
,
не
включив
краткое
описание
некоторых
спорных
моментов
.
Я
выбрал
два
,
на
мой
взгляд
,
самых
важных
современных
отклонения
среди
психоана
-
– 198 –
литиков
—
школы
Мелани
Клейн
и
Франца
Александера
.
www.NataHaus.ru
Последователи
школы
Мелани
Клейн
считают
,
что
интерпретация
бессознательного
смысла
реакций
переноса
является
затруднением
терапевтического
(
переноса
)
процесса
.
Однако
они
полагают
,
что
отношение
пациента
к
его
аналитику
всегда
является
полностью
бессознательной
фантазией
(
Изаркс
, 1948,
с
. 7).
Явления
переноса
рассматриваются
как
проекции
и
интроекции
большинства
инфантильных
хороших
и
плохих
объектов
.
Хотя
эти
ранние
интроекции
возникают
в
превербальной
фазе
,
клейнианцы
ожидают
от
таких
пациентов
,
что
они
будут
постигать
смысл
этих
примитивных
поступков
с
самого
начала
анализа
(
Клейн
, 1961;
Зегаль
, 1964).
Они
не
анализируют
сопротивление
как
таковое
,
но
вместо
этого
интерпретируют
комплексные
,
враждебные
и
идеализированные
проекции
и
интроекции
пациента
по
отношению
к
аналитику
.
Такое
впечатление
,
как
будто
они
надеются
повлиять
на
внутренне
хорошие
и
плохие
объекты
в
Эго
пациента
путем
интерпретирования
того
,
что
они
ощущают
при
таком
поведении
.
Они
не
общаются
с
интегрированным
Эго
,
они
не
пытаются
создать
рабочий
альянс
,
но
,
как
кажется
,
налаживают
прямой
контакт
с
различными
интроекциями
(
Хаймани
,
1956).
Клейнианцы
придерживаются
того
мнения
,
что
только
интерпретации
переноса
являются
эффективными
.
Все
остальные
считаются
не
важными
.
Их
подход
,
как
они
утверждают
,
в
равной
степени
действителен
при
работе
с
детьми
,
психотиками
и
невротиками
(
Розенфельд
, 1952, 1958).
Невозможно
оценить
справедливость
этих
мнений
по
такому
краткому
описанию
,
для
этого
необходимо
ознакомиться
со
всей
школой
в
целом
.
Студентам
следует
прочесть
книги
,
опубликованные
Мелани
Клейн
и
ее
последователями
(1952, 1955;
Зегаль
, 1964).
В
поисках
явного
и
умеренного
обсуждения
этого
предмета
студенту
следует
обратиться
к
части
о
работе
Мелани
Клейн
в
книге
Бриерлей
(
Бриерлей
, 1951).
Хотя
можно
и
не
согласиться
со
многим
в
подходе
клейнианцев
,
тем
не
менее
,
они
используют
психоаналитический
подход
,
раз
уж
они
интерпретируют
перенос
.
Александер
(1946)
и
его
последователи
подвергают
сомнению
это
основное
отношение
анализирования
и
– 199 –
интерпретирования
переноса
.
Наоборот
,
они
пропагандируют
то
,
что
перенос
должен
быть
регулярным
,
контролируемым
и
манипулируемым
.
Ему
не
следует
позволять
расцветать
в
соответствии
с
невротическими
нуждами
пациента
.
Не
следует
позволять
пациенту
впадать
в
глубокие
регрессии
,
поскольку
эти
регрессии
приведут
к
зависимым
реакциям
переноса
,
которые
,
в
сущности
,
являются
сопротивлениями
и
непродуктивны
.
Лучше
избегать
недоверия
и
антипатии
пациента
;
враждебность
и
агрессивный
перенос
не
являются
необходимым
осложнением
.
Аналитик
может
воздерживаться
от
любого
упоминания
об
инфантильных
конфликтах
и
избежать
,
таким
образом
,
зависимых
реакций
переноса
.
Невроз
переноса
умеренной
интенсивности
допустим
,
но
интенсивных
неврозов
переноса
следует
избегать
.
Следует
сфокусировать
внимание
больше
на
настоящем
,
нежели
на
прошлом
.
Вот
лишь
небольшой
образчик
мнений
,
выраженных
Александером
и
Френчем
в
их
книге
«
Психоаналитическая
терапия
».
Этот
том
произвел
прямо
-
таки
взрыв
в
психоаналитических
кругах
Америки
(
и
,
кажется
,
был
проигнорирован
в
Европе
),
поскольку
авторы
—
выдающиеся
психоаналитики
,
и
выраженные
ими
мнения
противоречили
многим
основным
принципам
психоана
-
литической
теории
и
техники
.
Результатом
этой
попытки
изменить
психоанализ
была
,
по
моему
мнению
,
систематизация
фиксированных
стандартов
в
Американской
Психоаналитической
Ассоциации
.
Это
предполагает
,
что
кандидатам
,
обучающимся
согласно
методам
,
пропагандируемым
Александером
и
его
последователями
,
не
следует
испытывать
глубокое
психоаналитическое
переживание
.
Как
я
утверждал
в
начале
этой
части
,
каждая
аберрация
в
психоанализе
может
быть
продемонстрирована
при
рассмотрении
девиантного
подхода
к
явлениям
переноса
.
3.4.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ОБСУЖДЕНИЕ
3.41.
Происхождение
и
природа
реакций
переноса
Перед
тем
,
как
мы
приступим
к
исследованию
некоторых
теоретических
вопросов
,
касающихся
явлений
переноса
,
необходимо
уточнить
значение
термина
.
Су
-
www.NataHaus.ru
– 200 –
ществует
множество
различных
теорий
о
том
,
что
собой
представляют
реакции
переноса
,
и
у
меня
такое
впечатление
,
что
некоторые
из
отклонений
берут
свое
начало
от
неудачного
,
недостаточно
точного
определения
терминов
.
Позвольте
мне
повторить
здесь
определение
переноса
,
которое
я
дал
в
секции
3.1.
Перенос
является
переживанием
чувств
,
побуждений
,
отношений
,
фантазий
и
защит
по
отношению
к
личности
в
настоящем
,
которая
не
является
подходящей
для
этого
,
но
это
есть
повторение
реакций
,
образованных
по
отношению
к
значимым
фигурам
раннего
детства
,
бессознательно
перемещенным
на
личности
в
настоящем
.
Это
определение
основывается
на
четырех
основных
утверждениях
: 1)
Перенос
является
разновидностью
объективных
отношений
. 2)
Явления
переноса
повторяют
прошлое
отношение
к
объекту
. 3)
Механизм
перемещения
играет
важную
роль
в
реакциях
переноса
. 4)
Перенос
является
регрессивным
феноменом
.
Для
того
чтобы
счесть
некоторое
психическое
явление
переносом
,
должны
присутствовать
все
эти
четыре
элемента
.
Каждый
из
этих
четырех
компонентов
имеет
важные
дополнительные
теоретические
и
клинические
значения
.
Психоаналитическое
лечение
не
создает
реакции
переноса
;
оно
просто
выносит
их
на
свет
,
облегчая
их
развитие
.
Явления
переноса
у
невротика
являются
специализированным
классом
отношений
к
другой
личности
.
Они
представляют
собой
область
,
промежуточную
между
болезнью
и
реальной
жизнью
(
Фрейд
, 1914
с
).
Во
время
психоаналитического
лечения
встречаются
и
другие
формы
отношений
к
аналитику
.
Рабочий
альянс
и
реальное
отношение
также
играют
важную
роль
в
психоаналитической
терапии
невротических
пациентов
.
Они
отличаются
от
явлений
переноса
и
будут
рассматриваться
отдельно
.
Могут
быть
также
и
более
примитивные
способы
отношения
к
аналитику
.
Имеют
место
также
реакции
психотического
характера
и
галлюцинации
,
но
неясно
,
правильно
ли
их
называть
реакциями
переноса
(
Фрейд
, 19166).
Для
того
чтобы
избежать
любой
неопределенности
,
следует
иметь
в
виду
,
что
,
если
термин
перенос
или
реакции
переноса
употребляются
без
дальнейших
уточнений
в
данной
работе
,
это
следует
рассматривать
как
невротические
явления
переноса
.
Среди
многооб
-
– 201 –
разия
тяжелых
регрессированных
пациентов
мы
можем
видеть
временные
психотические
реакции
по
отношению
к
терапевту
.
Эти
манифестации
совершенно
отличаются
от
невротических
реакций
переноса
.
Основные
различия
происходят
из
того
факта
,
что
психотик
потерял
свои
объективные
представления
и
,
как
следствие
,
не
может
более
различать
«
Я
—
объектный
мир
(
Фрейд
, 1915
а
;
М
.
Векслер
, 1960;
Якобсон
, 1964).
Не
следует
забывать
,
однако
,
что
психотические
пациенты
могут
иметь
невротические
и
здоровые
компоненты
,
и
обратное
также
верно
(
М
.
Катан
, 1954).
Бывают
пациенты
,
которые
обнаруживают
как
невротические
,
так
и
психотические
реакции
переноса
.
Множество
способов
отношения
к
аналитику
в
течение
психоанализа
следует
отличать
друг
от
друга
,
потому
что
они
заключают
в
себе
важные
клинические
,
терапевтические
и
технические
различия
.
Просто
рассматривать
их
все
как
явления
переноса
было
бы
несправедливо
по
отношению
к
сложности
,
комплектности
человеческих
взаимоотношений
и
по
отношению
к
сложности
терапевтических
процессов
,
затрагиваемых
в
психоаналитическом
лечении
.
3.411.
Перенос
и
объективные
отношения
Реакция
переноса
у
невротиков
представляет
собой
отношение
,
затрагивающее
троих
людей
—
субъект
,
объект
из
прошлого
и
объект
из
настоящего
(
Зеарлес
, 1965).
В
аналитической
ситуации
это
пациент
,
какая
-
то
значимая
личность
из
прошлого
и
аналитик
.
Пациент
,
который
начинает
бояться
своего
аналитика
так
же
,
как
он
боялся
когда
-
то
своего
отца
,
будет
неверно
понимать
настоящее
до
тех
пор
,
пока
он
в
тисках
реакции
переноса
(
Феничел
, 1945
а
).
Однако
невротический
пациент
знает
,
что
аналитик
—
это
аналитик
,
а
не
отец
.
Другими
словами
,
невротик
может
реагировать
временно
и
частично
так
,
как
будто
аналитик
идентичен
с
его
отцом
,
но
мысленно
он
может
ясно
различать
аналитика
,
отца
и
себя
самого
.
Говоря
клиническим
языком
,
невротические
пациенты
способны
www.NataHaus.ru
отщеплять
свое
экспериментирующее
Эго
от
наблюдающего
Эго
.
Он
может
делать
это
самопроизвольно
или
ему
может
быть
необходима
помощь
интерпретаций
аналитика
.
– 202 –
Невротические
явления
переноса
базируются
на
следующих
двух
моментах
: 1)
индивидуальной
способности
различать
Я
и
объектный
мир
; 2)
способности
перемещать
реакции
с
прошлого
объекта
на
объект
в
настоящем
(
Якобсон
, 1964;
Хартманн
, 1950).
Это
означает
,
что
невротик
имеет
организованное
,
дифференцированное
Я
,
отдельное
и
отличное
от
его
окружения
существо
,
которое
имеет
способность
оставаться
тем
же
самым
в
гуще
происходящих
изменений
(
Якобсон
, 1964;
Лихтенштейн
, 1961;
Маклер
, 1957).
Очень
маленькие
дети
еще
не
постигают
своего
отделения
,
своей
индивидуальности
от
матери
.
Дети
постарше
жаждут
новых
объектов
.
В
ситуации
лечения
они
не
просто
повторяют
прошлое
,
они
испытывают
новые
способы
отношений
(
А
.
Фрейд
, 1965).
Психотики
теряют
свои
внутренние
объектные
представления
и
стремятся
возместить
чувство
ужасной
пустоты
,
создавая
новые
объекты
(
Фрейд
, 19156).
Они
склонны
объединять
и
смешивать
остатки
своего
Я
и
объектных
представлений
.
Более
того
,
их
мир
полон
частями
объектов
,
которые
они
интроецируют
и
проецируют
в
своих
попытках
повторить
или
перестроить
свои
утерянные
взаимоотношения
(
М
.
Векслер
, 1960;
Зеарлес
,
1963).
Одна
из
моих
шизофренических
пациенток
в
течение
многих
лет
была
убеждена
в
том
,
что
она
сделана
из
мыла
,
и
считала
,
что
я
виноват
в
этом
.
Эти
идеи
частично
основывались
на
ее
буквальном
и
конкретном
принятии
аксиом
. «
Молчание
—
золото
»
и
«
Чистоплотность
сродни
праведности
».
Она
чувствовала
,
что
мои
попытки
заставить
ее
говорить
будут
иметь
результатом
потерю
ее
«
непорочного
»
молчания
.
Я
использую
«
грязные
слова
»,
и
именно
это
превращает
ее
в
мыло
(
отметьте
путаницу
Я
и
аналитика
).
Основной
проблемой
,
однако
,
было
ее
ощущение
пустоты
,
ее
осознание
потери
своего
мира
объектов
.
Чувство
того
,
что
она
сделана
из
мыла
,
было
как
признанием
этого
,
так
и
попыткой
восстановления
состояния
.
Такой
тип
связанности
с
аналитиком
очень
сильно
отличается
от
невротических
реакций
переноса
.
Читателю
следует
ознакомиться
с
работами
Фрейда
(19156, 1911
а
;
Зеарлес
, 1963;
Литтле
, 1958;
Розенфельд
, 1952, 1954)
для
дальнейшего
ознакомления
с
клиническим
и
– 203 –
теоретическим
материалом
по
явлениям
переноса
у
психотиков
.
Следующее
далее
обсуждение
лишь
намекает
на
некоторые
проблемы
,
которые
лежат
за
различиями
в
терапевтическом
подходе
к
детям
,
взрослым
невротикам
и
к
психотикам
(
А
.
Фрейд
, 1965).
Проведенное
Фрейдом
(1916—17)
разделение
неврозов
переноса
и
нарцисстических
неврозов
базируется
на
сходной
основе
.
В
сущности
,
нарцисстические
пациенты
не
будут
способны
устойчиво
поддерживать
анализируемые
отношения
переноса
.
Их
отношения
к
терапевту
будут
изобиловать
влияниями
Я
и
объектных
образов
,
примитивных
предшественников
идентификации
(
Якобсон
, 1964).
Существуют
переходы
между
нарцисстическими
отношениями
к
объективными
отношениями
,
как
продемонстрировал
Винникот
(1953)
в
концепции
переходных
объектов
.
Серьезному
студенту
посоветуем
прочесть
Якобсона
(1964),
Феничела
(1954
а
),
Спитца
(1957, 1965)
и
Мехлера
(1965)
для
более
полного
взгляда
на
начало
представлений
о
Я
и
объекте
.
Я
согласен
с
формулировкой
Гринакре
(1954),
что
основой
отношений
переноса
является
раннее
объединение
мать
—
ребенок
.
Человек
не
спо
-
собен
выносить
одиночество
в
течение
значительного
периода
времени
.
Аналитическая
ситуация
мобилизует
две
прямо
противоположные
группы
реакций
.
Сенсорная
изоляция
пациента
на
кушетке
вызывает
чувство
одиночества
,
фрустрации
и
жажды
объектных
отношений
.
С
другой
стороны
,
высокая
частота
визитов
,
большая
длительность
лечения
и
внимание
к
нуждам
пациента
вызывают
у
последнего
воспоминания
ранней
близости
между
матерью
и
ребенком
.
3.412.
Перенос
и
функция
Эго
Реакции
переноса
демонстрируют
силы
и
слабости
пациента
в
понятиях
функций
Эго
.
Как
утверждалось
ранее
,
невротические
явления
переноса
показывают
,
что
пациент
имеет
стабильные
Я
-
www.NataHaus.ru
представления
,
которые
четко
отличаются
от
его
объектных
представлений
.
Это
предполагает
,
что
его
раннее
развитие
Эго
было
успешным
,
он
имел
«
достаточно
хорошее
»
материнство
,
и
он
мог
поддерживать
отношения
с
людьми
(
Винникот
, 1955, 19566).
Когда
он
«
неправильно
понимает
настоящее
в
– 204 –
понятиях
прошлого
»,
неверное
понимание
является
лишь
частичным
и
временным
.
Регрессия
в
функции
Эго
ограничена
и
лимитирована
определенными
аспектами
его
отношения
к
фигуре
переноса
.
Более
того
,
верно
и
обратное
.
Например
,
мой
пациент
корчится
в
муках
интенсивной
реакции
враждебного
переноса
.
Он
провел
большинство
из
сеансов
,
громко
жалуясь
,
что
я
некомпетентный
,
нескрупулезный
и
черствый
.
Тем
не
менее
,
он
пунктуально
приходит
на
назначенные
встречи
,
внимательно
слушает
мои
замечания
и
адекватен
в
своей
внешней
жизни
.
И
,
хотя
он
порой
подумывает
«
расквитаться
»
с
анализом
,
тем
не
менее
,
он
не
обдумывает
это
решение
серьезно
.
Пациент
в
таком
состоянии
уходит
в
свои
чувства
и
фантазии
.
Он
позволяет
себе
регрессировать
в
понятиях
своих
объектных
отношений
и
функций
Эго
.
Он
отказывается
от
некоторых
своих
функций
проверки
реальности
,
но
лишь
частично
и
временно
.
Это
отличается
от
наигранности
и
притворства
.
В
случае
,
приведенном
выше
,
реакция
переноса
мобилизовалась
,
когда
я
не
ответил
на
один
из
его
вопро
-
сов
.
Это
мое
действие
моментально
перевесило
все
мои
качества
,
которые
были
в
противоречии
к
его
обвинению
,
что
я
некомпетентен
,
нескрупулезен
и
черств
. «
Функция
проницательности
»
Эго
была
ослаблена
у
пациента
во
время
этой
фазы
лечения
.
Я
становился
его
строгим
и
требовательным
отцом
,
когда
молчал
.
Пациент
был
способен
работать
после
того
,
как
стал
понимать
эту
реакцию
,
когда
его
наблюдающее
Эго
и
рабочий
альянс
были
восстановлены
.
Существуют
и
другие
механизмы
,
показывающие
регрессию
функций
Эго
в
реакциях
переноса
,
но
они
являются
дополнением
к
механизму
перемещения
.
Проекция
и
интроекция
могут
иметь
место
,
но
они
не
являются
основными
процессами
в
невротическом
переносе
.
Они
могут
действовать
как
добавочные
к
перемещению
.
Я
хочу
подчеркнуть
этот
момент
,
потому
что
последователи
Клейн
интерпретируют
все
явления
переноса
на
основе
проекций
и
интроекций
(
Клейн
, 1952;
Ракер
, 1954;
Зегал
, 1964).
Они
отрицают
перемещение
от
прошлых
объектных
отношений
и
,
следовательно
,
в
какой
-
то
степени
игнорируют
исторический
опыт
пациента
.
– 205 –
Я
полагаю
,
что
отчасти
это
связано
с
их
неудачной
попыткой
отличить
проекцию
от
интроекции
и
перемещения
,
а
отчасти
—
с
неточным
использованием
терминов
«
проекция
»
и
«
интроекция
».
Рискуя
показаться
педантичным
,
я
кратко
определяю
эти
термины
так
,
как
они
используются
в
классической
психоаналитической
литературе
.
Понятие
«
перемещение
»
относится
к
смещению
чувств
,
фантазий
и
т
.
д
.
от
объекта
или
объектного
образа
в
прошлом
на
объект
или
объектный
образ
в
настоящем
.
Когда
личность
проецирует
,
она
«
извергает
»
из
своего
Я
-
образа
нечто
в
или
на
другую
личность
.
Интроекцией
является
включение
чего
-
то
из
внешнего
объекта
в
Я
-
образ
.
Проекция
и
интроекция
могут
иметь
место
во
время
анализа
,
но
они
являются
дополнением
к
перемещению
.
Они
являются
повторениями
проективных
и
интроективных
механизмов
,
которые
когда
-
то
имели
место
по
отношению
к
прошлым
объектам
исторической
важности
(
Якобсон
, 1964).
Позвольте
мне
привести
пример
проекции
как
невротической
реакции
переноса
.
Профессор
X.
(
см
.
также
секции
2.64
и
2.652),
который
страдал
от
периодических
страхов
,
часто
жаловался
во
время
анализа
,
что
он
чувствует
—
я
насмехаюсь
над
ним
,
смеюсь
над
ним
за
его
спиной
,
высмеиваю
его
,
когда
делаю
интерпретации
.
Для
такой
реакции
в
истории
пациента
было
много
определяющих
моментов
.
Было
известно
,
что
его
отец
любил
подразнить
,
он
находил
садистическое
удовольствие
в
смущении
пациента
,
особенно
перед
компанией
.
Пациент
развил
очень
требовательное
Суперэго
и
строго
бичевал
себя
за
ту
деятельность
,
которую
считал
смешной
.
В
круге
анализа
его
чувство
стыда
претерпело
превращение
,
он
стал
считать
,
что
я
бы
стал
стыдиться
его
,
если
бы
узнал
,
что
он
сделал
.
Пациент
проецировал
части
своего
Суперэго
на
меня
.
Его
фантазии
об
унижении
мной
были
не
только
болезненны
,
но
содержали
также
и
мазохистское
,
и
эксгибиционистское
удовольствие
.
Это
было
привнесено
им
из
детства
,
из
отношений
с
отцом
,
которые
были
насыщены
сексуальными
и