Файл: Гринсон Р.Р. - Техника и практика психоанализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 5099

Скачиваний: 102

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

www.NataHaus.ru 

тического

 

процесса

Он

 

описывает

 

раскол

 

Эго

 

пациента

который

 

происходит

когда

 

он

 

в

 

состоянии

 

идентифицироваться

 

частично

 

с

 

наблюдающей

 

функцией

 

аналитика

Таким

 

образом

пациент

 

способен

 

стать

 

активным

 

участником

 

анализа

Он

 

не

 

только

 

продуцирует

 

материал

но

 

может

на

 

основе

 

идентификации

работать

 

с

 

ним

 

аналитически

Эта

 

мысль

 

является

 

нейтральным

 

элементом

 

в

 

том

что

 

позднее

 

стало

 

известно

 

как

 «

терапевтический

», 

или

 «

рабочий

 

альянс

». 

Небольшой

 

том

 

по

 

технике

 

Феничела

 (1941) 

является

 

сконденсированным

систематическим

тщательным

 

образом

 

теоретического

 

базиса

 

психоаналитической

 

техники

Он

 

также

 

предлагает

 

вниманию

 

схему

 

технических

 

шагов

рассматриваемых

 

в

 

подходе

 

к

 

типичным

 

проблемам

 

техники

Наиболее

 

выдающимся

 

вкладом

 

Макальпино

 

в

 

работе

  «

Развитие

 

переноса

» (1950) 

является

 

ее

 

тщательный

 

анализ

 

того

как

 

аналитическая

 

ситуация

 

превращает

 

готовность

 

пациента

 

к

 

переносу

 

в

 

реакцию

 

переноса

Она

 

выделяет

 

около

 

полутора

 

десятков

 

факторов

которые

 

играют

 

роль

 

в

 

индуцировании

 

необходимой

 

регрессии

 

у

 

пациента

проходящего

 

психоанализ

Филлис

 

Гринакре

 

в

  «

Роли

 

переноса

» (1954) 

добавляет

 

несколько

 

важных

 

инсайтов

 

в

 

отношении

 

происхождения

 

переноса

Она

 

также

 

объясняет

 

важность

  «

гарантирования

» 

от

 

переноса

избегания

 

«

контамина

». 

Ее

 

замечание

 

о

 

неровных

 

отношениях

 

в

 

аналитической

 

ситуации

о

 

шероховатостях

 

между

 

пациентом

 

и

 

аналитиком

 

является

 

другой

 

полезной

 

мыслью

  (

с

. 674). 

Гринакре

 

осознает

что

 

отношения

 

переноса

 

чрезвычайно

 

сложны

и

 

полагает

что

 

нам

 

следует

 

уделять

 

больше

 

внимания

 

выявлению

 

отношения

 

переноса

 (

Гринакре

, 1959). 

Дискуссия

 

по

 

проблемам

 

переноса

  (

проведенная

 

на

 19 

Международном

 

психоаналитическом

 

конгрессе

 

в

 1955 

г

.) 

является

 

блестящим

 

обобщением

 

современной

 

психоаналитической

 

точки

 

зрения

 

(

Ваельдер

 

ет

ал

. 1956). 

Анализ

 

Элизабет

 

Зетцель

 (1956) 

важности

  «

терапевтического

 

альянса

» 

также

 

является

 

выдающимся

 

вкладом

В

 

этой

 

работе

 

она

 

подчеркивает

насколько

 

по

-

разному

 

он

 

понимается

 

классическими

 

аналитиками

 

и

 

последователями

 

Мелани

 

Клейн

Это

 

различие

 

 

– 197 – 

 

является

по

 

моему

 

мнению

основой

 

для

 

некоторых

 

важных

 

различий

 

в

 

теории

 

и

 

технике

Работа

 

Спитца

 (19566) 

углубляет

 

наше

 

понимание

 

того

как

 

аналитическое

 

окружение

 

воскрешает

 

некоторые

 

из

 

наиболее

 

ранних

 

аспектов

 

взаимоотношении

 

мать

 — 

ребенок

В

 

эссе

 

Винникота

 (1956

а

делается

 

ударение

 

на

 

модификации

 

техники

что

 

необходимо

 

для

 

пациента

который

 

не

 

имеет

 

опыта

 

адекватного

 

материнства

 

в

 

ранние

 

месяцы

 

жизни

По

 

его

 

мнению

только

 

когда

 

пациент

 

способен

 

развить

 

неврозы

 

переноса

мы

 

можем

 

рассчитывать

 

на

 

интерпретативную

 

работу

Очень

 

точное

 

и

 

проницательное

 

исследование

 

Лоевальда

 (1960) «

Терапевтическое

 

действие

 

психоаналитика

» 

заостряет

 

внимание

 

на

 

некоторых

 

невербальных

 

элементах

 

в

 

отношении

 

переноса

Он

 

описывает

 

тип

 

взаимной

 

зависимости

 

материнского

 

невербального

 

и

 

стимулирующего

 

развитие

 

взаимодействия

 

с

 

ребенком

Это

 

частично

 

зависит

 

от

 

материнских

 

селективных

 

и

 

организующих

 

функций

которые

 

помогают

 

ребенку

 

в

 

формировании

 

структуры

 

Эго

Материнское

 

видение

 

потенций

 

ребенка

 

становится

 

частью

 

представлений

 

ребенка

 

о

 

самом

 

себе

Похожие

 

процессы

 

независимо

 

происходят

 

в

 

психоаналитической

 

терапии

Книга

 

Лео

 

Стоуна

  (1961)  «

Психоаналитическая

 

ситуация

» 

является

по

 

моему

 

мнению

важным

 

шагом

 

вперед

 

в

 

прояснении

 

некоторых

 

проблем

 

явлений

 

переноса

Концепция

 

необходимости

 

вознаграждений

терапевтической

 

цели

 

аналитика

его

 

ударение

 

на

 

различные

сосуществующие

 

взаимоотношения

 

аналитика

 

и

 

пациента

 

представляет

 

собой

 

значительное

 

продвижение

 

в

 

нашей

 

теории

 

и

 

технике

Я

 

полагаю

что

 

именно

 

работа

 

Зетцель

 

по

 

терапевтическому

 

альянсу

 

и

 

книга

 

Стоуна

 

по

 

психоаналитической

 

ситуации

 

привели

 

меня

 

к

 

формулировке

 

понятия

 

рабочего

 

альянса

  (

Гринсон

1965

в

). 

Отделение

 

относительно

 

невротических

 

отношений

 

к

 

аналитику

 

от

 

более

 

невротических

 

реакций

 

переноса

 

имеет

 

важные

 

теоретические

 

и

 

практические

 

подтексты

Пациент

 

должен

 

быть

 

способен

 

развивать

 

оба

 

типа

 

отношений

 

для

 

того

чтобы

 

быть

 

анализируемым

.  

Нельзя

 

завершить

 

исторический

 

обзор

 

такой

 

важной

 

темы

не

 

включив

 

краткое

 

описание

 

некоторых

 

спорных

 

моментов

Я

 

выбрал

 

два

на

 

мой

 

взгляд

самых

 

важных

 

современных

 

отклонения

 

среди

 

психоана

 

– 198 – 

 

литиков

 — 

школы

 

Мелани

 

Клейн

 

и

 

Франца

 

Александера

.  


background image

www.NataHaus.ru 

Последователи

 

школы

 

Мелани

 

Клейн

 

считают

что

 

интерпретация

 

бессознательного

 

смысла

 

реакций

 

переноса

 

является

 

затруднением

 

терапевтического

 (

переноса

процесса

Однако

 

они

 

полагают

что

 

отношение

 

пациента

 

к

 

его

 

аналитику

 

всегда

 

является

 

полностью

 

бессознательной

 

фантазией

 

(

Изаркс

, 1948, 

с

. 7). 

Явления

 

переноса

 

рассматриваются

 

как

 

проекции

 

и

 

интроекции

 

большинства

 

инфантильных

 

хороших

 

и

 

плохих

 

объектов

Хотя

 

эти

 

ранние

 

интроекции

 

возникают

 

в

 

превербальной

 

фазе

клейнианцы

 

ожидают

 

от

 

таких

 

пациентов

что

 

они

 

будут

 

постигать

 

смысл

 

этих

 

примитивных

 

поступков

 

с

 

самого

 

начала

 

анализа

 (

Клейн

, 1961; 

Зегаль

, 1964). 

Они

 

не

 

анализируют

 

сопротивление

 

как

 

таковое

но

 

вместо

 

этого

 

интерпретируют

 

комплексные

враждебные

 

и

 

идеализированные

 

проекции

 

и

 

интроекции

 

пациента

 

по

 

отношению

 

к

 

аналитику

Такое

 

впечатление

как

 

будто

 

они

 

надеются

 

повлиять

 

на

 

внутренне

 

хорошие

 

и

 

плохие

 

объекты

 

в

 

Эго

 

пациента

 

путем

 

интерпретирования

 

того

что

 

они

 

ощущают

 

при

 

таком

 

поведении

Они

 

не

 

общаются

 

с

 

интегрированным

 

Эго

они

 

не

 

пытаются

 

создать

 

рабочий

 

альянс

но

как

 

кажется

налаживают

 

прямой

 

контакт

 

с

 

различными

 

интроекциями

 (

Хаймани

1956). 

Клейнианцы

 

придерживаются

 

того

 

мнения

что

 

только

 

интерпретации

 

переноса

 

являются

 

эффективными

Все

 

остальные

 

считаются

 

не

 

важными

Их

 

подход

как

 

они

 

утверждают

в

 

равной

 

степени

 

действителен

 

при

 

работе

 

с

 

детьми

психотиками

 

и

 

невротиками

  (

Розенфельд

, 1952, 1958). 

Невозможно

 

оценить

 

справедливость

 

этих

 

мнений

 

по

 

такому

 

краткому

 

описанию

для

 

этого

 

необходимо

 

ознакомиться

 

со

 

всей

 

школой

 

в

 

целом

Студентам

 

следует

 

прочесть

 

книги

опубликованные

 

Мелани

 

Клейн

 

и

 

ее

 

последователями

 (1952, 1955; 

Зегаль

, 1964). 

В

 

поисках

 

явного

 

и

 

умеренного

 

обсуждения

 

этого

 

предмета

 

студенту

 

следует

 

обратиться

 

к

 

части

 

о

 

работе

 

Мелани

 

Клейн

 

в

 

книге

 

Бриерлей

 

(

Бриерлей

, 1951). 

Хотя

 

можно

 

и

 

не

 

согласиться

 

со

 

многим

 

в

 

подходе

 

клейнианцев

тем

 

не

 

менее

они

 

используют

 

психоаналитический

 

подход

раз

 

уж

 

они

 

интерпретируют

 

перенос

Александер

 (1946) 

и

 

его

 

последователи

 

подвергают

 

сомнению

 

это

 

основное

 

отношение

 

анализирования

 

и

 

 

– 199 – 

 

интерпретирования

 

переноса

Наоборот

они

 

пропагандируют

 

то

что

 

перенос

 

должен

 

быть

 

регулярным

контролируемым

 

и

 

манипулируемым

Ему

 

не

 

следует

 

позволять

 

расцветать

 

в

 

соответствии

 

с

 

невротическими

 

нуждами

 

пациента

Не

 

следует

 

позволять

 

пациенту

 

впадать

 

в

 

глубокие

 

регрессии

поскольку

 

эти

 

регрессии

 

приведут

 

к

 

зависимым

 

реакциям

 

переноса

которые

в

 

сущности

являются

 

сопротивлениями

 

и

 

непродуктивны

Лучше

 

избегать

 

недоверия

 

и

 

антипатии

 

пациента

враждебность

 

и

 

агрессивный

 

перенос

 

не

 

являются

 

необходимым

 

осложнением

Аналитик

 

может

 

воздерживаться

 

от

 

любого

 

упоминания

 

об

 

инфантильных

 

конфликтах

 

и

 

избежать

таким

 

образом

зависимых

 

реакций

 

переноса

Невроз

 

переноса

 

умеренной

 

интенсивности

 

допустим

но

 

интенсивных

 

неврозов

 

переноса

 

следует

 

избегать

Следует

 

сфокусировать

 

внимание

 

больше

 

на

 

настоящем

нежели

 

на

 

прошлом

Вот

 

лишь

 

небольшой

 

образчик

 

мнений

выраженных

 

Александером

 

и

 

Френчем

 

в

 

их

 

книге

 

«

Психоаналитическая

 

терапия

». 

Этот

 

том

 

произвел

 

прямо

-

таки

 

взрыв

 

в

 

психоаналитических

 

кругах

 

Америки

  (

и

кажется

был

 

проигнорирован

 

в

 

Европе

), 

поскольку

 

авторы

 — 

выдающиеся

 

психоаналитики

и

 

выраженные

 

ими

 

мнения

 

противоречили

 

многим

 

основным

 

принципам

 

психоана

-

литической

 

теории

 

и

 

техники

Результатом

 

этой

 

попытки

 

изменить

 

психоанализ

 

была

по

 

моему

 

мнению

систематизация

 

фиксированных

 

стандартов

 

в

 

Американской

 

Психоаналитической

 

Ассоциации

Это

 

предполагает

что

 

кандидатам

обучающимся

 

согласно

 

методам

пропагандируемым

 

Александером

 

и

 

его

 

последователями

не

 

следует

 

испытывать

 

глубокое

 

психоаналитическое

 

переживание

Как

 

я

 

утверждал

 

в

 

начале

 

этой

 

части

каждая

 

аберрация

 

в

 

психоанализе

 

может

 

быть

 

продемонстрирована

 

при

 

рассмотрении

 

девиантного

 

подхода

 

к

 

явлениям

 

переноса

 

3.4. 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

 

ОБСУЖДЕНИЕ

 

 

 

3.41. 

Происхождение

 

и

 

природа

 

реакций

 

переноса

 

 

Перед

 

тем

как

 

мы

 

приступим

 

к

 

исследованию

 

некоторых

 

теоретических

 

вопросов

касающихся

 

явлений

 

переноса

необходимо

 

уточнить

 

значение

 

термина

Су


background image

www.NataHaus.ru 

 

– 200 – 

 

ществует

 

множество

 

различных

 

теорий

 

о

 

том

что

 

собой

 

представляют

 

реакции

 

переноса

и

 

у

 

меня

 

такое

 

впечатление

что

 

некоторые

 

из

 

отклонений

 

берут

 

свое

 

начало

 

от

 

неудачного

недостаточно

 

точного

 

определения

 

терминов

Позвольте

 

мне

 

повторить

 

здесь

 

определение

 

переноса

которое

 

я

 

дал

 

в

 

секции

 

3.1. 

Перенос

 

является

 

переживанием

 

чувств

побуждений

отношений

фантазий

 

и

 

защит

 

по

 

отношению

 

к

 

личности

 

в

 

настоящем

которая

 

не

 

является

 

подходящей

 

для

 

этого

но

 

это

 

есть

 

повторение

 

реакций

образованных

 

по

 

отношению

 

к

 

значимым

 

фигурам

 

раннего

 

детства

бессознательно

 

перемещенным

 

на

 

личности

 

в

 

настоящем

Это

 

определение

 

основывается

 

на

 

четырех

 

основных

 

утверждениях

: 1) 

Перенос

 

является

 

разновидностью

 

объективных

 

отношений

. 2) 

Явления

 

переноса

 

повторяют

 

прошлое

 

отношение

 

к

 

объекту

. 3) 

Механизм

 

перемещения

 

играет

 

важную

 

роль

 

в

 

реакциях

 

переноса

. 4) 

Перенос

 

является

 

регрессивным

 

феноменом

Для

 

того

 

чтобы

 

счесть

 

некоторое

 

психическое

 

явление

 

переносом

должны

 

присутствовать

 

все

 

эти

 

четыре

 

элемента

Каждый

 

из

 

этих

 

четырех

 

компонентов

 

имеет

 

важные

 

дополнительные

 

теоретические

 

и

 

клинические

 

значения

.  

Психоаналитическое

 

лечение

 

не

 

создает

 

реакции

 

переноса

оно

 

просто

 

выносит

 

их

 

на

 

свет

облегчая

 

их

 

развитие

Явления

 

переноса

 

у

 

невротика

 

являются

 

специализированным

 

классом

 

отношений

 

к

 

другой

 

личности

Они

 

представляют

 

собой

 

область

промежуточную

 

между

 

болезнью

 

и

 

реальной

 

жизнью

 (

Фрейд

, 1914

с

). 

Во

 

время

 

психоаналитического

 

лечения

 

встречаются

 

и

 

другие

 

формы

 

отношений

 

к

 

аналитику

Рабочий

 

альянс

 

и

 

реальное

 

отношение

 

также

 

играют

 

важную

 

роль

 

в

 

психоаналитической

 

терапии

 

невротических

 

пациентов

Они

 

отличаются

 

от

 

явлений

 

переноса

 

и

 

будут

 

рассматриваться

 

отдельно

Могут

 

быть

 

также

 

и

 

более

 

примитивные

 

способы

 

отношения

 

к

 

аналитику

Имеют

 

место

 

также

 

реакции

 

психотического

 

характера

 

и

 

галлюцинации

но

 

неясно

правильно

 

ли

 

их

 

называть

 

реакциями

 

переноса

 (

Фрейд

, 19166). 

Для

 

того

 

чтобы

 

избежать

 

любой

 

неопределенности

следует

 

иметь

 

в

 

виду

что

если

 

термин

 

перенос

 

или

 

реакции

 

переноса

 

употребляются

 

без

 

дальнейших

 

уточнений

 

в

 

данной

 

работе

это

 

следует

 

рассматривать

 

как

 

невротические

 

явления

 

переноса

Среди

 

многооб

 

– 201 – 

 

разия

 

тяжелых

 

регрессированных

 

пациентов

 

мы

 

можем

 

видеть

 

временные

 

психотические

 

реакции

 

по

 

отношению

 

к

 

терапевту

Эти

 

манифестации

 

совершенно

 

отличаются

 

от

 

невротических

 

реакций

 

переноса

Основные

 

различия

 

происходят

 

из

 

того

 

факта

что

 

психотик

 

потерял

 

свои

 

объективные

 

представления

 

и

как

 

следствие

не

 

может

 

более

 

различать

  «

Я

 — 

объектный

 

мир

  (

Фрейд

, 1915

а

М

Векслер

, 1960; 

Якобсон

, 1964). 

Не

 

следует

 

забывать

однако

что

 

психотические

 

пациенты

 

могут

 

иметь

 

невротические

 

и

 

здоровые

 

компоненты

и

 

обратное

 

также

 

верно

  (

М

Катан

, 1954). 

Бывают

 

пациенты

которые

 

обнаруживают

 

как

 

невротические

так

 

и

 

психотические

 

реакции

 

переноса

Множество

 

способов

 

отношения

 

к

 

аналитику

 

в

 

течение

 

психоанализа

 

следует

 

отличать

 

друг

 

от

 

друга

потому

 

что

 

они

 

заключают

 

в

 

себе

 

важные

 

клинические

терапевтические

 

и

 

технические

 

различия

Просто

 

рассматривать

 

их

 

все

 

как

 

явления

 

переноса

 

было

 

бы

 

несправедливо

 

по

 

отношению

 

к

 

сложности

комплектности

 

человеческих

 

взаимоотношений

 

и

 

по

 

отношению

 

к

 

сложности

 

терапевтических

 

процессов

затрагиваемых

 

в

 

психоаналитическом

 

лечении

 

3.411. 

Перенос

 

и

 

объективные

 

отношения

 

 

Реакция

 

переноса

 

у

 

невротиков

 

представляет

 

собой

 

отношение

затрагивающее

 

троих

 

людей

 — 

субъект

объект

 

из

 

прошлого

 

и

 

объект

 

из

 

настоящего

  (

Зеарлес

, 1965). 

В

 

аналитической

 

ситуации

 

это

 

пациент

какая

-

то

 

значимая

 

личность

 

из

 

прошлого

 

и

 

аналитик

Пациент

который

 

начинает

 

бояться

 

своего

 

аналитика

 

так

 

же

как

 

он

 

боялся

 

когда

-

то

 

своего

 

отца

будет

 

неверно

 

понимать

 

настоящее

 

до

 

тех

 

пор

пока

 

он

 

в

 

тисках

 

реакции

 

переноса

  (

Феничел

, 1945

а

). 

Однако

 

невротический

 

пациент

 

знает

что

 

аналитик

 — 

это

 

аналитик

а

 

не

 

отец

Другими

 

словами

невротик

 

может

 

реагировать

 

временно

 

и

 

частично

 

так

как

 

будто

 

аналитик

 

идентичен

 

с

 

его

 

отцом

но

 

мысленно

 

он

 

может

 

ясно

 

различать

 

аналитика

отца

 

и

 

себя

 

самого

Говоря

 

клиническим

 

языком

невротические

 

пациенты

 

способны

 


background image

www.NataHaus.ru 

отщеплять

 

свое

 

экспериментирующее

 

Эго

 

от

 

наблюдающего

 

Эго

Он

 

может

 

делать

 

это

 

самопроизвольно

 

или

 

ему

 

может

 

быть

 

необходима

 

помощь

 

интерпретаций

 

аналитика

 

– 202 – 

 

Невротические

 

явления

 

переноса

 

базируются

 

на

 

следующих

 

двух

 

моментах

: 1) 

индивидуальной

 

способности

 

различать

 

Я

 

и

 

объектный

 

мир

; 2) 

способности

 

перемещать

 

реакции

 

с

 

прошлого

 

объекта

 

на

 

объект

 

в

 

настоящем

  (

Якобсон

, 1964; 

Хартманн

, 1950). 

Это

 

означает

что

 

невротик

 

имеет

 

организованное

дифференцированное

 

Я

отдельное

 

и

 

отличное

 

от

 

его

 

окружения

 

существо

которое

 

имеет

 

способность

 

оставаться

 

тем

 

же

 

самым

 

в

 

гуще

 

происходящих

 

изменений

  (

Якобсон

, 1964; 

Лихтенштейн

, 1961; 

Маклер

, 1957). 

Очень

 

маленькие

 

дети

 

еще

 

не

 

постигают

 

своего

 

отделения

своей

 

индивидуальности

 

от

 

матери

Дети

 

постарше

 

жаждут

 

новых

 

объектов

В

 

ситуации

 

лечения

 

они

 

не

 

просто

 

повторяют

 

прошлое

они

 

испытывают

 

новые

 

способы

 

отношений

  (

А

Фрейд

, 1965). 

Психотики

 

теряют

 

свои

 

внутренние

 

объектные

 

представления

 

и

 

стремятся

 

возместить

 

чувство

 

ужасной

 

пустоты

создавая

 

новые

 

объекты

 

(

Фрейд

, 19156). 

Они

 

склонны

 

объединять

 

и

 

смешивать

 

остатки

 

своего

 

Я

 

и

 

объектных

 

представлений

Более

 

того

их

 

мир

 

полон

 

частями

 

объектов

которые

 

они

 

интроецируют

 

и

 

проецируют

 

в

 

своих

 

попытках

 

повторить

 

или

 

перестроить

 

свои

 

утерянные

 

взаимоотношения

  (

М

Векслер

, 1960; 

Зеарлес

1963). 

Одна

 

из

 

моих

 

шизофренических

 

пациенток

 

в

 

течение

 

многих

 

лет

 

была

 

убеждена

 

в

 

том

что

 

она

 

сделана

 

из

 

мыла

и

 

считала

что

 

я

 

виноват

 

в

 

этом

Эти

 

идеи

 

частично

 

основывались

 

на

 

ее

 

буквальном

 

и

 

конкретном

 

принятии

 

аксиом

. «

Молчание

 — 

золото

» 

и

  «

Чистоплотность

 

сродни

 

праведности

». 

Она

 

чувствовала

что

 

мои

 

попытки

 

заставить

 

ее

 

говорить

 

будут

 

иметь

 

результатом

 

потерю

 

ее

 «

непорочного

» 

молчания

Я

 

использую

 «

грязные

 

слова

», 

и

 

именно

 

это

 

превращает

 

ее

 

в

 

мыло

 (

отметьте

 

путаницу

 

Я

 

и

 

аналитика

). 

Основной

 

проблемой

однако

было

 

ее

 

ощущение

 

пустоты

ее

 

осознание

 

потери

 

своего

 

мира

 

объектов

Чувство

 

того

что

 

она

 

сделана

 

из

 

мыла

было

 

как

 

признанием

 

этого

так

 

и

 

попыткой

 

восстановления

 

состояния

Такой

 

тип

 

связанности

 

с

 

аналитиком

 

очень

 

сильно

 

отличается

 

от

 

невротических

 

реакций

 

переноса

Читателю

 

следует

 

ознакомиться

 

с

 

работами

 

Фрейда

 (19156, 1911

а

Зеарлес

, 1963; 

Литтле

, 1958; 

Розенфельд

, 1952, 1954) 

для

 

дальнейшего

 

ознакомления

 

с

 

клиническим

 

и

 

 

– 203 – 

 

теоретическим

 

материалом

 

по

 

явлениям

 

переноса

 

у

 

психотиков

Следующее

 

далее

 

обсуждение

 

лишь

 

намекает

 

на

 

некоторые

 

проблемы

которые

 

лежат

 

за

 

различиями

 

в

 

терапевтическом

 

подходе

 

к

 

детям

взрослым

 

невротикам

 

и

 

к

 

психотикам

 (

А

Фрейд

, 1965). 

Проведенное

 

Фрейдом

 (1916—17) 

разделение

 

неврозов

 

переноса

 

и

 

нарцисстических

 

неврозов

 

базируется

 

на

 

сходной

 

основе

В

 

сущности

нарцисстические

 

пациенты

 

не

 

будут

 

способны

 

устойчиво

 

поддерживать

 

анализируемые

 

отношения

 

переноса

Их

 

отношения

 

к

 

терапевту

 

будут

 

изобиловать

 

влияниями

 

Я

 

и

 

объектных

 

образов

примитивных

 

предшественников

 

идентификации

  (

Якобсон

, 1964). 

Существуют

 

переходы

 

между

 

нарцисстическими

 

отношениями

 

к

 

объективными

 

отношениями

как

 

продемонстрировал

 

Винникот

 (1953) 

в

 

концепции

 

переходных

 

объектов

Серьезному

 

студенту

 

посоветуем

 

прочесть

 

Якобсона

 (1964), 

Феничела

 (1954

а

), 

Спитца

 (1957, 1965) 

и

 

Мехлера

 (1965) 

для

 

более

 

полного

 

взгляда

 

на

 

начало

 

представлений

 

о

 

Я

 

и

 

объекте

Я

 

согласен

 

с

 

формулировкой

 

Гринакре

 

(1954), 

что

 

основой

 

отношений

 

переноса

 

является

 

раннее

 

объединение

 

мать

 — 

ребенок

Человек

 

не

 

спо

-

собен

 

выносить

 

одиночество

 

в

 

течение

 

значительного

 

периода

 

времени

Аналитическая

 

ситуация

 

мобилизует

 

две

 

прямо

 

противоположные

 

группы

 

реакций

Сенсорная

 

изоляция

 

пациента

 

на

 

кушетке

 

вызывает

 

чувство

 

одиночества

фрустрации

 

и

 

жажды

 

объектных

 

отношений

С

 

другой

 

стороны

высокая

 

частота

 

визитов

большая

 

длительность

 

лечения

 

и

 

внимание

 

к

 

нуждам

 

пациента

 

вызывают

 

у

 

последнего

 

воспоминания

 

ранней

 

близости

 

между

 

матерью

 

и

 

ребенком

 

3.412. 

Перенос

 

и

 

функция

 

Эго

 

 

 

Реакции

 

переноса

 

демонстрируют

 

силы

 

и

 

слабости

 

пациента

 

в

 

понятиях

 

функций

 

Эго

Как

 

утверждалось

 

ранее

невротические

 

явления

 

переноса

 

показывают

что

 

пациент

 

имеет

 

стабильные

 

Я

-


background image

www.NataHaus.ru 

представления

которые

 

четко

 

отличаются

 

от

 

его

 

объектных

 

представлений

Это

 

предполагает

что

 

его

 

раннее

 

развитие

 

Эго

 

было

 

успешным

он

 

имел

  «

достаточно

 

хорошее

» 

материнство

и

 

он

 

мог

 

поддерживать

 

отношения

 

с

 

людьми

  (

Винникот

, 1955, 19566). 

Когда

 

он

  «

неправильно

 

понимает

 

настоящее

 

в

 

 

– 204 – 

 

 

понятиях

 

прошлого

», 

неверное

 

понимание

 

является

 

лишь

 

частичным

 

и

 

временным

Регрессия

 

в

 

функции

 

Эго

 

ограничена

 

и

 

лимитирована

 

определенными

 

аспектами

 

его

 

отношения

 

к

 

фигуре

 

переноса

Более

 

того

верно

 

и

 

обратное

Например

мой

 

пациент

 

корчится

 

в

 

муках

 

интенсивной

 

реакции

 

враждебного

 

переноса

Он

 

провел

 

большинство

 

из

 

сеансов

громко

 

жалуясь

что

 

я

 

некомпетентный

нескрупулезный

 

и

 

черствый

Тем

 

не

 

менее

он

 

пунктуально

 

приходит

 

на

 

назначенные

 

встречи

внимательно

 

слушает

 

мои

 

замечания

 

и

 

адекватен

 

в

 

своей

 

внешней

 

жизни

И

хотя

 

он

 

порой

 

подумывает

  «

расквитаться

» 

с

 

анализом

тем

 

не

 

менее

он

 

не

 

обдумывает

 

это

 

решение

 

серьезно

Пациент

 

в

 

таком

 

состоянии

 

уходит

 

в

 

свои

 

чувства

 

и

 

фантазии

Он

 

позволяет

 

себе

 

регрессировать

 

в

 

понятиях

 

своих

 

объектных

 

отношений

 

и

 

функций

 

Эго

Он

 

отказывается

 

от

 

некоторых

 

своих

 

функций

 

проверки

 

реальности

но

 

лишь

 

частично

 

и

 

временно

Это

 

отличается

 

от

 

наигранности

 

и

 

притворства

В

 

случае

приведенном

 

выше

реакция

 

переноса

 

мобилизовалась

когда

 

я

 

не

 

ответил

 

на

 

один

 

из

 

его

 

вопро

-

сов

Это

 

мое

 

действие

 

моментально

 

перевесило

 

все

 

мои

 

качества

которые

 

были

 

в

 

противоречии

 

к

 

его

 

обвинению

что

 

я

 

некомпетентен

нескрупулезен

 

и

 

черств

. «

Функция

 

проницательности

» 

Эго

 

была

 

ослаблена

 

у

 

пациента

 

во

 

время

 

этой

 

фазы

 

лечения

Я

 

становился

 

его

 

строгим

 

и

 

требовательным

 

отцом

когда

 

молчал

Пациент

 

был

 

способен

 

работать

 

после

 

того

как

 

стал

 

понимать

 

эту

 

реакцию

когда

 

его

 

наблюдающее

 

Эго

 

и

 

рабочий

 

альянс

 

были

 

восстановлены

Существуют

 

и

 

другие

 

механизмы

показывающие

 

регрессию

 

функций

 

Эго

 

в

 

реакциях

 

переноса

но

 

они

 

являются

 

дополнением

 

к

 

механизму

 

перемещения

Проекция

 

и

 

интроекция

 

могут

 

иметь

 

место

но

 

они

 

не

 

являются

 

основными

 

процессами

 

в

 

невротическом

 

переносе

Они

 

могут

 

действовать

 

как

 

добавочные

 

к

 

перемещению

Я

 

хочу

 

подчеркнуть

 

этот

 

момент

потому

 

что

 

последователи

 

Клейн

 

интерпретируют

 

все

 

явления

 

переноса

 

на

 

основе

 

проекций

 

и

 

интроекций

  (

Клейн

, 1952; 

Ракер

, 1954; 

Зегал

, 1964). 

Они

 

отрицают

 

перемещение

 

от

 

прошлых

 

объектных

 

отношений

 

и

следовательно

в

 

какой

-

то

 

степени

 

игнорируют

 

исторический

 

опыт

 

пациента

 

– 205 – 

 

Я

 

полагаю

что

 

отчасти

 

это

 

связано

 

с

 

их

 

неудачной

 

попыткой

 

отличить

 

проекцию

 

от

 

интроекции

 

и

 

перемещения

а

 

отчасти

 — 

с

 

неточным

 

использованием

 

терминов

 «

проекция

» 

и

 «

интроекция

». 

Рискуя

 

показаться

 

педантичным

я

 

кратко

 

определяю

 

эти

 

термины

 

так

как

 

они

 

используются

 

в

 

классической

 

психоаналитической

 

литературе

Понятие

 «

перемещение

» 

относится

 

к

 

смещению

 

чувств

фантазий

 

и

 

т

д

от

 

объекта

 

или

 

объектного

 

образа

 

в

 

прошлом

 

на

 

объект

 

или

 

объектный

 

образ

 

в

 

настоящем

Когда

 

личность

 

проецирует

она

  «

извергает

» 

из

 

своего

 

Я

-

образа

 

нечто

 

в

 

или

 

на

 

другую

 

личность

Интроекцией

 

является

 

включение

 

чего

-

то

 

из

 

внешнего

 

объекта

 

в

 

Я

-

образ

Проекция

 

и

 

интроекция

 

могут

 

иметь

 

место

 

во

 

время

 

анализа

но

 

они

 

являются

 

дополнением

 

к

 

перемещению

Они

 

являются

 

повторениями

 

проективных

 

и

 

интроективных

 

механизмов

которые

 

когда

-

то

 

имели

 

место

 

по

 

отношению

 

к

 

прошлым

 

объектам

 

исторической

 

важности

 (

Якобсон

, 1964). 

Позвольте

 

мне

 

привести

 

пример

 

проекции

 

как

 

невротической

 

реакции

 

переноса

Профессор

 X. 

(

см

также

 

секции

 2.64 

и

 2.652), 

который

 

страдал

 

от

 

периодических

 

страхов

часто

 

жаловался

 

во

 

время

 

анализа

что

 

он

 

чувствует

 — 

я

 

насмехаюсь

 

над

 

ним

смеюсь

 

над

 

ним

 

за

 

его

 

спиной

высмеиваю

 

его

когда

 

делаю

 

интерпретации

Для

 

такой

 

реакции

 

в

 

истории

 

пациента

 

было

 

много

 

определяющих

 

моментов

Было

 

известно

что

 

его

 

отец

 

любил

 

подразнить

он

 

находил

 

садистическое

 

удовольствие

 

в

 

смущении

 

пациента

особенно

 

перед

 

компанией

Пациент

 

развил

 

очень

 

требовательное

 

Суперэго

 

и

 

строго

 

бичевал

 

себя

 

за

 

ту

 

деятельность

которую

 

считал

 

смешной

В

 

круге

 

анализа

 

его

 

чувство

 

стыда

 

претерпело

 

превращение

он

 

стал

 

считать

что

 

я

 

бы

 

стал

 

стыдиться

 

его

если

 

бы

 

узнал

что

 

он

 

сделал

Пациент

 

проецировал

 

части

 

своего

 

Суперэго

 

на

 

меня

Его

 

фантазии

 

об

 

унижении

 

мной

 

были

 

не

 

только

 

болезненны

но

 

содержали

 

также

 

и

 

мазохистское

и

 

эксгибиционистское

 

удовольствие

Это

 

было

 

привнесено

 

им

 

из

 

детства

из

 

отношений

 

с

 

отцом

которые

 

были

 

насыщены

 

сексуальными

 

и