ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 5088
Скачиваний: 102
www.NataHaus.ru
– 344 –
ленча
,
случайно
встретил
своего
старого
друга
.
Они
поговорили
о
множестве
вещей
.
Он
рассказал
приятелю
,
что
проходит
анализ
у
Гринсона
,
и
тот
сказал
,
что
слышал
,
будто
Гринсон
часто
прекращает
анализ
,
если
пациенты
не
работают
.
Но
он
,
пациент
,
знает
,
что
это
не
может
быть
верно
;
ведь
,
если
пациент
не
может
упорно
работать
в
анализе
,
это
вызвано
сопротивлением
,
которое
должно
быть
проанализировано
.
Аналитик
не
наказывает
пациента
и
не
вышвыривает
его
.
Молчание
.
Я
мог
определить
изменение
тона
пациента
во
время
сеанса
.
Вначале
голос
его
звучал
как
-
то
депрессивно
,
как
хныканье
,
но
только
слегка
.
Когда
он
перешел
к
рассказу
о
своем
друге
и
Гринсоне
,
его
голос
стал
громче
,
почти
шутливым
,
но
сильным
.
Я
мог
видеть
пот
,
выступивший
на
его
лбу
.
Когда
он
замолчал
,
он
вытер
руки
о
брюки
так
,
будто
они
были
мокрые
.
Для
меня
было
ясно
,
что
в
тот
момент
больше
всего
,
больше
,
чем
потерять
свою
работу
или
жену
,
он
боялся
потерять
меня
,
своего
аналитика
,
и
я
сказал
ему
это
.
Тогда
он
вспомнил
,
что
был
шокирован
,
услышав
,
что
аналитик
может
вышвырнуть
пациента
.
С
ним
такого
никогда
не
случалось
.
Тогда
он
попытался
выбросить
это
из
головы
как
абсурд
.
Он
остановился
и
спросил
,
полный
опасений
: «
Это
правда
,
что
аналитики
предлагают
пациентам
уйти
?»
Я
попросил
его
рассказать
мне
о
том
,
что
ему
представилось
в
связи
с
этим
.
Он
замолчал
на
некоторое
время
,
а
затем
его
ассоциации
привели
к
пасторальной
сцене
бесконечных
лугов
,
тишины
и
покоя
,
но
в
отдалении
видны
тучи
,
темные
,
клубящиеся
облака
.
Это
напоминало
об
английском
художнике
Тернере
,
чьи
картины
кажутся
такими
мирными
на
первый
взгляд
,
но
при
внимательном
изучении
становятся
зловещими
.
В
этот
момент
я
вмешался
и
сказал
: «
В
первый
момент
кажется
абсурдным
,
что
Гринсон
может
«
вышвырнуть
пациента
»,
но
при
рассмотрении
эта
мысль
становится
пугающей
».
3.9342.
Противоречия
Пациентка
около
года
имела
сильный
позитивный
отцовский
перенос
на
меня
с
эдиповыми
и
фаллическими
чертами
.
Во
время
этого
периода
была
очевидна
ее
– 345 –
сильная
враждебность
,
ревность
,
отвращение
к
матери
.
В
серии
сеансов
она
начала
сравнивать
своего
мужа
и
меня
,
причем
сравнение
было
в
мою
пользу
.
Он
казался
грубым
,
бесчувственным
,
даже
отвратительным
.
Я
же
стал
для
нее
мягким
,
чувствительным
,
внимательным
.
Несмотря
на
это
,
она
чувствовала
,
что
я
также
силен
,
дерзок
и
одарен
богатым
воображением
.
Она
хотела
и
стремилась
к
маскулинному
мужчине
,
который
был
бы
любящим
и
нежным
.
Любовь
—
больше
,
чем
секс
,
жить
—
больше
,
чем
иметь
оргазмы
.
Она
хотела
быть
любимой
как
целое
,
вся
,
в
«
целой
обертке
».
Она
хотела
мужчину
,
который
бы
просто
обнимал
ее
,
рот
в
рот
,
дыхание
в
дыхание
.
Он
бы
сжимал
ее
в
объятиях
,
поддерживал
ее
,
и
она
бы
впитывала
его
тепло
.
В
этот
момент
я
интерпретировал
для
пациентки
,
что
,
хотя
и
кажется
,
что
она
предпочитает
мужественного
мужчину
,
есть
у
нее
и
такие
устремления
(
ко
мне
),
которые
являются
женственными
и
теплыми
.
Это
вмешательство
было
началом
ее
осознания
прегенитальных
устремлений
ко
мне
как
к
ее
матери
.
3.9343.
Повторения
На
аналитическом
сеансе
пациент
начинает
рассказывать
о
том
,
что
доктор
семьи
стал
трудно
досягаемым
,
он
кажется
таким
занятым
,
у
него
нет
прежнего
интереса
к
пациенту
.
Затем
он
переходит
к
печальному
состоянию
образования
в
Соединенных
Штатах
:
слишком
мало
людей
хотят
стать
учителями
,
слишком
многих
интересует
,
как
делать
деньги
и
т
.
д
.
От
этого
пациент
перешел
к
рассказу
о
своем
отце
,
который
,
хотя
и
оставался
женатым
на
матери
,
был
,
совершенно
очевидно
,
неверен
ей
,
но
лицемерно
вел
себя
как
столп
общества
.
Потом
пациент
замолчал
.
Я
вмешался
и
спросил
его
: «
И
что
вы
боитесь
узнать
обо
мне
?»
После
слабых
протестов
пациент
описал
,
как
его
ужасает
возможность
услышать
мое
имя
вне
сеанса
из
-
за
страха
,
что
он
может
узнать
что
-
то
разочаровывающее
.
www.NataHaus.ru
– 346 –
3.9344.
Сходства
Уступчивый
и
послушный
пациент
описывает
на
аналитическом
сеансе
,
как
у
него
испортилось
настроение
из
-
за
приятеля
.
Они
вместе
ехали
на
машине
почти
час
,
и
пациент
старался
вовлечь
приятеля
в
беседу
,
но
тот
молчал
,
даже
ворчал
и
отказывался
реагировать
.
Какое
сомнение
,
какая
холодность
,
какое
невнимание
к
другим
!
Он
все
больше
и
больше
давал
волю
своей
ярости
.
Когда
он
успокоился
,
я
отметил
,
что
я
также
провожу
с
ним
весь
сеанс
,
редко
делая
вклад
в
«
беседу
»,
за
исключением
случайных
ворчаний
.
Пациент
ответил
коротким
смехом
и
замолчал
.
После
длительной
паузы
он
улыбнулся
и
сказал
,
уступая
: «
Да
,
но
я
здесь
».
Он
добавил
со
смехом
: «
Вместе
в
течение
почти
целого
часа
,
без
беседы
,
просто
ворча
,
отказываясь
разговаривать
—
да
,
вы
,
кажется
,
имеете
право
преимущества
».
Тогда
я
ответил
: «
Вы
были
способны
выразить
реальный
гнев
по
отношению
к
своему
другу
,
но
,
как
кажется
,
вы
неспособны
сделать
это
по
отношению
ко
мне
».
Пациент
перестал
улыбаться
и
начал
работать
.
3.9345.
Символизм
Пациенту
снится
,
что
он
в
книжной
лавке
смотрит
на
какие
-
то
старые
книги
.
Он
выбирает
одну
из
них
,
в
коричневом
переплете
из
выделанной
кожи
,
но
не
может
сказать
,
где
у
нее
начало
,
а
где
—
конец
.
В
конце
концов
,
он
открывает
книгу
,
а
из
нее
выпрыгивает
зеленый
жук
.
Он
пытается
убить
его
газетой
,
но
тот
улетает
.
Это
испугало
его
,
и
он
проснулся
.
Ассоциации
пациента
привели
его
к
«
Метаморфозам
»
Нафии
,
может
быть
,
и
он
,
пациент
,
превращается
в
отвратительное
создание
из
-
за
анализа
.
До
лечения
жизнь
казалась
проще
;
он
приобрел
так
много
новых
страхов
.
Когда
он
пришел
на
анализ
,
он
осознавал
только
то
,
что
не
способен
влюбиться
в
девушку
.
Сначала
он
обнаружил
,
что
фиксирован
на
матери
,
а
потом
—
и
на
отце
.
Недавно
у
него
появилось
небольшое
сексуальное
желание
,
является
ли
оно
страхом
привнесения
секса
на
сеанс
?
Кожаный
переплет
той
книги
был
похож
на
кожаный
блокнот
на
моем
столе
,
а
цвет
был
точно
такой
же
,
как
у
моей
книги
предварительной
записи
.
Так
,
– 347 –
он
не
боится
клопов
,
только
ночью
,
когда
не
может
видеть
их
,
может
только
их
чувствовать
.
Иногда
,
по
вечерам
,
читая
в
постели
,
он
чувствует
порхание
крыльев
мотылька
рядом
со
своим
лицом
.
Это
и
возбуждающе
и
приятно
.
Это
дает
ему
ощущение
чего
-
то
трепещущего
,
вдруг
появившегося
перед
ним
—
удивительное
чувство
,
напоминающее
возбуждение
.
И
,
вместе
с
тем
,
пугающее
,
потому
что
он
не
знает
,
откуда
оно
идет
.
Трепетание
напоминает
момент
эякуляции
и
оргазма
.
То
,
что
он
не
знает
,
где
начинается
книга
—
спереди
или
сзади
,
напоминало
,
что
иудеи
читают
книги
с
конца
,
сзади
наперед
,
а
также
то
,
что
я
аналитик
-
еврей
,
тогда
как
его
первый
аналитик
не
был
евреем
.
Я
полагаю
,
что
этот
фрагмент
указывает
через
символы
и
ассоциации
на
борьбу
стремлений
к
гомосексуальному
переносу
и
против
него
.
Во
многих
предыдущих
снах
«
гриин
» —
зеленый
превращался
в
Гринсона
— «
Гриинсон
».
Я
указал
ему
на
то
,
что
он
пытается
убить
свои
«
трепещущие
»
сексуальные
чувства
к
Гринсону
,
потому
что
они
являются
пугающим
элементом
его
жизни
;
они
идут
откуда
-
то
сзади
.
Он
ответил
,
что
часто
чувствует
трепет
волнения
,
когда
я
начинаю
говорить
позади
кушетки
.
3.9346.
Ключевые
ассоциации
Иногда
наиболее
важный
ключ
к
тому
,
как
нам
следовало
бы
интерпретировать
перенос
и
какой
аспект
его
нам
следовало
бы
исследовать
,
дается
какой
-
то
единственной
ассоциацией
.
Некоторые
ассоциации
имеют
преимущества
перед
другими
,
потому
что
они
открывают
новые
области
исследования
.
Такие
ключевые
ассоциации
характеризуются
тем
,
что
кажутся
более
спонтанными
,
импровизированными
,
неожиданными
,
чем
другие
ассоциации
.
Иногда
они
совершенно
поразительно
www.NataHaus.ru
связываются
с
ассоциациями
аналитика
,
присутствие
которых
показывает
,
что
такая
ассоциация
является
потенциально
значимой
.
Пациентка
смогла
пересказать
только
фрагмент
сновидения
,
в
котором
речь
шла
об
опухоли
в
ее
груди
.
В
своих
ассоциациях
она
говорила
о
нескольких
подругах
,
у
которых
есть
опухоли
,
о
своем
ужасе
перед
раком
и
о
чувстве
,
что
она
сама
выращивает
то
семя
,
– 348 –
которое
разрушит
ее
и
т
.
д
.
Это
приводит
к
ассоциациям
о
дурном
обращении
матери
и
отца
с
нею
;
ненависть
;
страстное
желание
хороших
родителей
;
страх
ненадежных
людей
и
т
.
д
.
Пока
я
слушал
,
мои
мысли
сконцентрировались
на
вопросе
: «
Что
есть
опухоль
в
ее
груди
—
ненависть
к
матери
,
к
отцу
или
ко
мне
?
Тогда
пациентка
начала
рассказывать
о
том
,
что
во
время
менструации
ее
груди
становятся
больше
и
более
чувствительными
и
болезненными
.
Мои
ассоциации
перепрыгнули
к
ее
амбивалентной
реакции
на
мысль
о
беременности
.
В
этот
момент
пациентка
вдруг
начала
говорить
о
том
,
что
она
голодна
,
что
она
испытывает
сильное
желание
съесть
что
-
нибудь
сладкое
.
Смеясь
,
она
сказала
,
что
предполагает
,
что
у
меня
может
оказаться
шоколадная
конфетка
.
Эти
последние
ассоциации
внезапного
голода
и
желания
получить
от
меня
что
-
нибудь
сладкое
связались
в
сновидении
с
опухолью
в
груди
,
а
мои
ассоциации
по
поводу
беременности
привели
к
тому
,
что
я
спросил
ее
: «
Не
думали
ли
вы
недавно
о
том
,
что
вы
забеременели
?»
Она
ответила
,
что
ее
трехлетняя
дочь
спрашивала
ее
,
верно
ли
,
что
женщины
носят
своих
младенцев
около
груди
,
и
почему
у
нее
нет
другого
малыша
?
Это
повергло
пациентку
в
депрессию
,
потому
что
ее
замужество
ухудшилось
со
временем
,
и
она
сомневается
,
что
сможет
когда
-
нибудь
забеременеть
снова
.
Это
напомнило
ей
об
аборте
в
самом
начале
замужества
,
что
очень
жаль
,
что
это
было
,
потому
что
в
противном
случае
ее
дочь
не
была
бы
единственным
ребенком
.
Затем
она
сказала
,
наполовину
в
шутку
: «
У
меня
был
бы
другой
ребенок
,
если
бы
я
смогла
иметь
его
с
вами
.
Но
я
знаю
,
что
все
,
что
я
получу
от
вас
, —
это
слова
и
ежегодное
рукопожатие
,
когда
вы
уезжаете
в
отпуск
.
Печально
осознавать
,
что
вы
никогда
не
прикоснетесь
ко
мне
.
Это
напомнило
мне
,
что
,
когда
я
последний
раз
приходила
к
своему
доктору
для
физического
осмотра
,
он
проверил
мои
груди
на
предмет
опухоли
,
и
,
пока
он
это
делал
,
я
думала
о
вас
».
Я
ответил
,
что
думаю
,
что
шишка
в
ее
груди
есть
ее
неразрешенное
и
страстное
желание
,
чувство
обиды
ко
мне
.
Она
засмеялась
и
сказала
: «
Я
надеюсь
,
это
поддается
лечению
.
Вы
,
вероятно
,
правы
.
Я
забыла
упомянуть
,
что
опухоль
была
в
моей
левой
груди
,
как
раз
– 349 –
у
сердца
».
Ключевой
ассоциацией
было
сильное
желание
чего
-
нибудь
сладкого
.
Этот
клинический
материал
служит
примером
ситуаций
,
требующих
вмешательств
аналитика
.
Во
всех
описанных
ситуациях
переноса
материал
был
относительно
очевиден
для
аналитика
,
и
разумное
Эго
пациента
и
рабочий
альянс
,
казалось
,
были
готовы
состязаться
с
инсайтом
.
Когда
два
эти
фактора
благоприятны
,
аналитику
необходимо
вмешаться
для
того
,
чтобы
добавить
новый
инсайт
.
3.94.
Этапы
в
технике
анализирования
переноса
При
обсуждении
техники
работы
с
явлениями
переноса
мы
рассмотрели
два
важных
вопроса
:
почему
и
когда
мы
анализируем
перенос
.
Теперь
мы
перейдем
к
центральной
технической
проблеме
:
как
мы
анализируем
перенос
.
Эта
секция
будет
посвящена
различным
формам
и
последовательностям
процедур
,
которые
требуются
для
анализа
реакции
переноса
пациента
.
Все
этапы
,
которые
я
опишу
,
являются
одинаково
необходимыми
;
но
некоторые
из
них
пациент
выполнит
спонтанно
,
и
,
следовательно
,
аналитику
не
нужно
будет
их
повторять
.
Я
кратко
и
довольно
схематично
скажу
о
том
,
что
,
как
я
считаю
,
является
идеальным
и
упрощенным
порядком
процедур
.
Каждый
из
этапов
,
однако
,
может
вызывать
новые
сопротивления
,
которые
будут
требовать
трактовки
и
,
таким
образом
,
прерывать
идеальный
ряд
событий
.
Или
же
исследования
,
которые
приводятся
в
движение
некоторой
новой
технической
процедурой
,
могут
открыть
так
много
новых
областей
и
занять
так
много
сеансов
,
что
фактор
переноса
не
будет
больше
являться
преобладающим
элементом
при
исследовании
.
Тем
не
менее
,
эта
последовательность
www.NataHaus.ru
технических
этапов
будет
служить
как
бы
моделью
и
ориентиром
,
пусть
даже
события
в
клинической
практике
никогда
не
будут
встречаться
в
таком
порядке
и
не
будут
так
хорошо
организованы
.
Для
того
чтобы
анализировать
явления
переноса
,
мы
должны
выполнить
те
же
самые
основные
технические
мероприятия
,
что
и
при
анализировании
любого
психического
феномена
;
материал
должен
быть
про
-
– 350 –
демонстрирован
,
прояснен
,
интерпретирован
,
и
тщательно
проработан
.
Кроме
этих
основных
процедур
требуются
дополнительные
шаги
в
отношении
специфических
особенностей
явлений
переноса
.
Далее
будет
предоставлено
общее
описание
процедур
при
анализировании
переноса
.
3.941.
Демонстрирование
переноса
Перед
тем
,
как
приступить
к
исследованию
чувств
переноса
,
необходимо
,
чтобы
пациент
осознал
,
что
предметом
обсуждения
является
именно
его
реакция
на
аналитика
.
Это
может
быть
очевидно
для
пациента
;
фактически
,
он
сам
может
осознать
,
что
это
так
,
безо
всякой
помощи
аналитика
.
С
другой
стороны
,
возникают
и
такие
ситуации
,
когда
пациенту
очень
трудно
опознать
свои
чувства
переноса
.
Необходимо
,
в
качестве
первого
этапа
при
анализировании
переноса
,
чтобы
пациент
был
конфронтирован
и
стал
осознавать
свои
реакции
переноса
.
Если
пациент
почему
-
либо
не
знает
о
своих
реакциях
переноса
,
которые
мы
хотим
исследовать
,
то
они
должны
быть
продемонстрированы
ему
.
Эти
несколько
технических
мероприятий
могут
быть
полезны
.
3.9411.
Молчание
и
терпение
Очень
часто
пациент
будет
спонтанно
осознавать
реакцию
переноса
,
если
аналитик
подождет
,
пока
увеличится
интенсивность
чувства
переноса
.
Такое
увеличение
будет
часто
результатом
просто
того
,
что
пациенту
позволяется
«
выдавать
»
свою
продукцию
,
а
аналитик
при
этом
не
вмешивается
.
В
каждом
анализе
бывают
такие
ситуации
,
когда
необходимо
,
чтобы
сам
пациент
осознал
свои
реакции
переноса
,
в
этом
случае
неправильно
было
бы
для
аналитика
демонстрировать
их
.
Это
в
особенности
верно
,
когда
интенсивность
чувств
достаточна
,
когда
пациент
уже
не
новичок
,
и
когда
существует
опасность
,
что
пациент
наслаждается
,
получает
некоторое
пассивное
удовлетворение
,
воздерживаясь
от
самостоятельного
выполнения
какой
-
либо
части
аналитической
работы
.
Более
того
,
молчание
и
терпение
аналитика
могут
также
выдвинуть
на
первый
план
значимое
сопротивление
,
которое
осталось
бы
в
тени
при
– 351 –
слишком
энергичных
вмешательствах
со
стороны
аналитика
.
Аналитики
сильно
различаются
по
стилю
проведения
анализа
.
Это
особенно
заметно
в
том
,
как
они
используют
молчание
и
как
они
используют
некоторые
другие
более
активные
мероприятия
.
Существует
простор
для
вариаций
в
рамках
классического
психоанализа
.
Однако
каждый
аналитик
должен
быть
способен
использовать
и
молчание
,
и
активное
вмешательство
.
Иногда
будет
правильной
только
одна
из
этих
процедур
.
Необходимо
знать
,
когда
каждая
из
этих
мер
позволительна
,
а
когда
—
обязательна
.
Аналитики
,
которые
«
перебарщивают
»
с
молчанием
,
или
те
,
кто
могут
осуществлять
только
активные
мероприятия
,
не
могут
выполнять
эффективно
классический
психоанализ
,
ибо
он
требует
умелого
использования
обеих
форм
работы
.
Вопрос
о
дозировке
,
подходящем
времени
и
также
интерпретации
будет
обсуждаться
во
втором
томе
.
3.9412.
Конфронтация
Если
мы
подождали
достаточно
,
и
реакция
переноса
стала
приемлемой
для
пациента
,
т
.
е
.
она
достаточно
жизненная
для
него
,
и
он
,
как
кажется
,
не
имеет
ощутимого
сопротивления
к
ней
,
тогда
аналитику
следует
попытаться
конфронтировать
его
с
реакцией
переноса
,
с
помощью
вопроса
.
Он
www.NataHaus.ru
может
сказать
что
-
нибудь
вроде
: «
Вы
,
кажется
,
чувствуете
злобу
или
раздражение
по
отношению
ко
мне
;
чувствуете
влюбленность
или
привязанность
ко
мне
;
испытываете
сексуальные
чувства
ко
мне
»
и
т
.
д
.
Язык
должен
быть
простым
,
прямым
и
открытым
—
это
я
уже
несколько
раз
подчеркивал
ранее
.
Я
предпочитаю
использовать
наиболее
жизненные
,
обычные
слова
,
избегая
уклончивости
и
неопределенности
.
Я
говорю
о
«
злобе
», «
ненависти
», «
привязанности
», «
любви
», «
сексе
»
и
при
этом
стараюсь
быть
точным
,
но
без
подробностей
;
в
данный
момент
это
только
конфронтация
.
Я
стараюсь
быть
прямым
,
но
не
грубым
и
резким
.
Обычно
я
предваряю
свою
конфронтацию
,
говоря
«
кажется
»,
потому
что
я
не
всегда
уверен
и
хочу
,
чтобы
у
пациента
была
возможность
бежать
или
противоречить
мне
.
Я
не
хочу
пугать
его
или
быть
догматиком
.
Позже
я
могу
сказать
: «
Я
совершенно
уве
-
– 352 –
рен
,
что
вы
чувствуете
...» —
но
только
если
я
действительно
совершенно
уверен
и
если
пациент
в
это
время
должен
быть
поставлен
лицом
к
лицу
с
моим
определенным
мнением
.
Иногда
простая
конфронтация
пациента
с
борьбой
в
выражении
его
чувств
переноса
может
служить
для
преодоления
сопротивления
.
Наше
толерантное
отношение
и
вербализация
помогают
пациенту
почувствовать
,
что
его
борьба
неуместна
и
не
является
необходимой
.
В
других
случаях
конфронтация
является
только
первым
этапом
в
анализировании
сопротивления
.
В
этом
случае
мы
должны
будем
пройти
через
фазы
прояснения
и
интерпретации
,
описанные
в
секции
2.6
по
технике
анализирования
сопротивлений
.
Вопросом
,
имеющим
решающее
значение
,
является
вопрос
о
том
,
что
в
данном
ряду
событий
показано
—
процедура
преодоления
или
же
анализирования
сопротивления
.
Если
частная
реакция
переноса
,
которую
я
хочу
продемонстрировать
пациенту
,
является
сопротивлением
переноса
,
тогда
я
конфронтирую
его
с
этим
фактом
.
Я
либо
указываю
ему
на
то
,
что
он
,
кажется
,
избегает
какого
-
то
чувства
или
отношения
ко
мне
,
либо
,
если
я
знаю
более
точно
,
какого
специфического
чувства
он
стремится
избежать
,
я
отмечаю
это
.
Другими
словами
,
я
буду
конфронтировать
пациента
и
с
сопротивлением
и
с
чувством
,
вызывающим
сопротивление
,
всегда
начи
-
ная
с
аспекта
сопротивления
.
Таким
образом
,
я
могу
сказать
пациенту
: «
Вы
,
кажется
,
боретесь
с
чувством
любви
(
или
ненависти
,
или
с
сексуальным
чувством
)
ко
мне
»
или
«
Вы
,
кажется
,
испытываете
затруднения
в
выражении
своей
любви
(
или
ненависти
,
или
сексуальных
влечений
)
ко
мне
»
и
т
.
д
.
Снова
отмечу
язык
и
тон
.
Более
того
,
я
всегда
добавляю
слова
«
ко
мне
»
или
«
по
отношению
ко
мне
».
Я
делаю
так
,
потому
что
не
хочу
,
чтобы
пациент
избегал
того
факта
,
что
чувства
,
о
которых
идет
речь
,
испытываются
по
отношению
ко
мне
,
к
личности
,
а
не
по
отношению
к
«
анализу
»
или
какой
-
нибудь
другой
более
отвлеченной
концепции
.
Если
у
меня
нет
определенного
мнения
о
природе
чувств
переноса
,
но
есть
впечатление
,
что
предметным
материалом
сеанса
является
сопротивление
,
и
если
нет
показаний
сохранять
молчание
,
я
могу
конфронтиро
-
– 353 –
вать
пациента
,
просто
спросив
: «
Мне
хотелось
бы
знать
,
имеете
ли
вы
какие
-
нибудь
чувства
или
реакции
по
отношению
ко
мне
,
которые
не
раскрыты
»,
или
«
У
меня
такое
впечатление
,
что
я
запутался
в
ваших
мыслях
и
чувствах
»,
или
просто
«
Что
вы
чувствуете
ко
мне
?»
или
«
Что
в
этот
момент
пришло
вам
в
голову
обо
мне
?».
3.913.
Использование
очевидности
Я
показываю
пациенту
источник
моей
гипотезы
только
тогда
,
когда
чувствую
,
что
желательно
задействовать
его
интеллект
для
убеждения
его
в
том
,
что
он
сопротивляется
.
Затем
я
должен
буду
перейти
к
анализу
сопротивления
.
Очевидные
данные
о
том
,
что
у
пациента
есть
реакции
переноса
,
используются
только
тогда
,
если
в
противном
случае
пациент
может
почувствовать
,
что
аналитик
обладает
мистической
властью
.
Я
использую
этот
подход
по
большей
части
в
начале
анализа
,
как
один
из
способов
показать
,
как
аналитик
работает
,
чтобы
преодолеть
его
магические
представления
относительно
аналитика
и
помочь
ему
развить
рабочий
альянс
.
Следовательно
,
я
могу
сказать
пациентке
: «
Отсутствие
у
вас
сексуальных
чувств
по
отношению
к
мужу
и
ваши
романтические