ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4767
Скачиваний: 100
www.NataHaus.ru
сновидения
и
фантазии
обо
мне
,
как
мне
кажется
,
показывают
,
что
вас
затрагивают
сексуальные
и
романтические
чувства
ко
мне
».
Использование
очевидности
апеллирует
к
интеллекту
пациента
.
Это
может
быть
ценно
как
этап
в
разработке
рабочего
альянса
у
пациента
.
Однако
существует
опасность
,
что
это
может
привести
пациента
к
переоценке
интеллектуального
и
избеганию
эмоционального
знания
о
явлениях
переноса
.
Аналитик
должен
быть
внимателен
и
осознавать
,
как
реагирует
пациент
на
эту
форму
конфронтации
.
На
любой
стадии
анализа
при
попытке
продемонстрировать
пациенту
,
что
он
вовлечен
в
реакцию
переноса
,
пациент
может
развить
сопротивление
или
же
ранее
не
появляющееся
сопротивление
может
стать
заметным
.
Если
это
произошло
,
анализ
данного
сопротивления
должен
предшествовать
всему
остальному
.
Это
особенно
часто
случается
на
ранних
стадиях
ана
-
– 354 –
лиза
,
когда
аналитик
указывает
пациенту
на
его
ненависть
или
гнев
по
отношению
к
аналитику
.
Пациент
может
начать
сопротивляться
и
отказываться
осознать
эту
реакцию
переноса
,
вместо
этого
он
будет
чувствовать
,
что
его
критикуют
.
Тогда
аналитику
нужно
исследовать
это
чувство
переноса
(
критики
),
прежде
чем
вернуться
к
демонстрации
негативного
переноса
.
Позвольте
проиллюстрировать
это
.
Молодой
мужчина
на
первом
году
анализа
начинает
свой
сеанс
,
рассказывая
,
с
чувством
сильной
злобы
,
о
профессоре
одного
из
его
аспирантских
курсов
.
Его
речь
идет
в
следующем
направлении
: «
Он
просто
говорит
,
не
думая
о
том
,
могут
ли
слушатели
следовать
за
ним
.
Он
разглагольствует
в
воздух
,
а
не
для
нас
.
Что
за
паршивый
преподаватель
.
Мне
бы
ужасно
не
хотелось
,
чтобы
он
был
у
меня
и
в
следующем
семестре
.
Мне
бы
ужасно
не
хотелось
,
чтобы
он
обрабатывал
(
лечил
)
меня
—
я
хочу
сказать
,
учил
меня
».
Пауза
. «
Я
полагаю
,
вы
сделаете
что
-
нибудь
из
этого
».
Затем
пациент
собирался
продолжить
,
но
я
вернул
его
назад
к
ошибке
и
спросил
: «
Не
бежите
ли
вы
прочь
от
своей
злобы
ко
мне
?».
Пациент
минуту
подумал
и
ответил
: «
Я
полагаю
,
вы
правы
.
Но
я
знаю
,
что
вы
делаете
все
,
что
в
ваших
силах
,
но
тот
профессор
,
он
тупейший
сукин
сын
.
Не
следовало
бы
позволять
ему
преподавать
,
я
чувствую
себя
так
,
будто
меня
выставили
посреди
класса
,
но
я
чувствую
и
жалость
к
нему
.
Я
слышал
,
что
его
жена
покончила
жизнь
самоубийством
.
Возможно
,
у
него
ничего
не
осталось
,
кроме
преподавания
.
Но
почему
я
должен
жалеть
его
?
Он
—
большая
шишка
,
профессор
,
и
он
не
даст
даже
дерьма
мне
или
любому
из
своих
студентов
».
Далее
пациент
продолжал
в
том
же
духе
.
Снова
я
вмешался
и
внес
следующее
: «
Не
сердитесь
ли
вы
на
меня
из
-
за
моего
отпуска
на
следующей
неделе
?»
Пациент
сердито
выпалил
: «
Нет
,
я
не
сержусь
.
Вы
всегда
обвиняете
меня
в
том
,
что
я
сержусь
.
Вы
уезжаете
в
отпуск
.
Вы
много
работаете
,
так
почему
бы
вам
и
не
уехать
.
Так
почему
я
должен
сердиться
?
Вы
сказали
это
так
,
как
будто
вычитали
по
книге
.
Если
аналитик
уезжает
в
отпуск
,
он
говорит
своему
пациенту
,
что
тот
рассержен
».
Последнее
было
сказано
саркастически
. «
Это
выводит
меня
из
себя
».
Пауза
.
– 355 –
Молчание
.
Я
ответил
: «
Вы
сердитесь
даже
из
-
за
того
,
что
я
указал
вам
на
то
,
что
вы
сердитесь
,
но
я
чувствую
,
что
в
действительности
вы
сердитесь
из
-
за
того
,
что
я
уезжаю
от
вас
».
Пациент
ответил
: «
Может
быть
,
и
так
.
Я
знаю
,
что
думаю
,
вот
вы
уедете
,
я
пойду
в
публичный
ресторан
и
подцеплю
девочку
.
И
пошло
к
черту
все
,
что
связано
с
вами
».
Я
ответил
: «
Да
,
пошлете
к
черту
всех
тех
,
кто
бросает
вас
.
Вы
не
нуждаетесь
в
нас
,
вы
найдете
кого
-
нибудь
еще
,
с
кем
будете
близки
».
Пациент
помолчал
мгновение
,
а
затем
ответил
: «
Да
,
я
не
нуждаюсь
в
вас
.
Уезжайте
в
свой
чертов
отпуск
.
Мне
и
так
хорошо
».
Это
относительно
простой
пример
того
,
как
аналитик
пытается
продемонстрировать
и
прояснить
реакцию
переноса
.
Аналитик
вынужден
,
однако
,
прервать
ряд
и
исследовать
появившееся
сопротивление
.
Ошибка
пациента
была
ясным
индикатором
его
ярости
,
он
отказывается
принять
это
сознательно
.
Затем
он
переходит
к
чувству
жалости
к
профессору
.
Затем
снова
возвращается
назад
к
своей
злобе
из
-
за
того
,
что
от
него
отказались
.
Я
пытаюсь
связать
это
со
своим
отпуском
,
но
он
сердито
отрицает
это
.
Я
указываю
на
эту
форму
сопротивления
и
на
подтверждения
своей
гипотезы
,
и
,
в
конце
концов
,
он
соглашается
с
этим
своей
фантазией
о
моем
отпуске
и
своем
раздражении
из
-
за
того
,
что
его
www.NataHaus.ru
бросают
.
Я
полагаю
,
что
необходимо
исследовать
сопротивления
до
того
,
как
аналитик
мобилизует
разумное
Эго
пациента
.
Важно
дать
пациенту
время
для
реакции
на
вмешательство
.
Я
всегда
по
возможности
стараюсь
увериться
в
том
,
что
сеанс
продолжался
достаточно
долго
,
и
пациент
отреагировал
на
мое
вмешательство
переноса
.
Это
касается
вмешательств
любого
рода
,
но
более
всего
—
интерпретаций
или
вмешательств
по
поводу
переноса
.
Я
не
отвечаю
немедленно
на
его
первый
ответ
,
поскольку
очень
часто
пациенты
будут
импульсивно
отвечать
«
да
»
или
«
нет
»,
а
потом
медленно
,
по
мере
того
,
как
аналитик
слушает
их
,
он
сможет
увидеть
,
что
этот
первый
ответ
не
был
продуманным
и
точным
.
Он
обычно
отражает
либо
подчиненность
,
либо
неповиновение
.
Множество
раз
пациенты
будут
противоречить
сами
себе
в
ответах
на
конфронтацию
переноса
.
Все
эти
реакции
также
должны
стать
предметом
анализа
.
Однако
– 356 –
важно
дать
пациенту
время
обдумать
,
что
он
сказал
,
а
затем
—
отреагировать
на
это
.
Я
хочу
здесь
подчеркнуть
,
что
у
пациента
должно
быть
время
и
просто
помолчать
в
ответ
на
конфронтацию
аналитика
.
Аналитик
должен
обращать
внимание
не
только
на
то
,
что
он
сказал
,
но
также
и
на
то
,
как
он
это
сказал
.
Если
моя
интерпретация
правильна
,
он
будет
соглашаться
со
мной
и
принимать
это
не
только
вербально
,
но
и
эмоционально
,
он
будет
добавлять
некоторые
детали
или
воспоминания
или
другие
«
украшения
»
к
моим
конфронтациям
.
Если
моя
конфронтация
правильна
и
приемлема
для
пациента
,
я
смогу
затем
перейти
к
следующей
технической
процедуре
анализирования
данного
переноса
.
Множество
раз
,
однако
,
пациенту
нужно
будет
время
для
размышления
,
для
исследования
правильности
своей
конфронтации
,
ассоциирования
к
ней
.
Если
мое
вмешательство
неверно
,
пациент
будет
показывать
это
не
просто
путем
вербального
отрицания
,
но
и
какой
-
то
формой
сопротивления
и
поведения
избегания
.
Но
может
быть
и
так
,
что
конфронтация
была
правильной
по
своему
содержанию
,
но
было
неправильно
выбрано
время
для
нее
.
Тогда
аналитик
должен
будет
работать
над
сопротивлением
.
Кроме
того
,
аналитику
также
необходимо
иметь
время
для
качественной
оценки
ответа
пациента
.
Не
всегда
легко
определить
,
показывает
ответ
пациента
принятие
или
отрицание
,
осмысленность
или
эскапизм
или
же
комбинацию
всех
этих
элементов
.
3.942.
Прояснение
переноса
3.9421.
Поиски
интимных
деталей
Нашей
конечной
целью
в
анализировании
реакции
переноса
пациента
является
способность
интерпретировать
историческое
происхождение
этой
реакции
.
Одним
из
наиболее
плодотворных
направлений
,
которое
может
привести
нас
к
бессознательному
источнику
переноса
,
является
поиск
интимных
деталей
реакций
переноса
.
Детали
ведут
к
аффектам
,
побуждениям
и
фантазиям
пациента
.
Мы
просим
пациента
приложить
все
свои
способности
для
очищения
и
разработки
его
чувств
по
отношению
к
нам
.
Мы
также
просим
его
включать
– 357 –
те
ассоциации
,
которые
могут
иметь
место
,
когда
он
будет
пытаться
делать
это
.
Позвольте
проиллюстрировать
это
.
Моя
пациентка
,
миссис
К
.*,
во
время
третьего
месяца
своего
анализа
рассказала
мне
,
после
значительного
колебания
,
что
она
обнаружила
,
что
испытывает
сексуальные
чувства
«
о
мне
.
Это
приводит
ее
в
замешательство
;
ведь
,
помимо
всего
прочего
,
она
замужняя
женщина
.
Она
знает
,
что
я
тоже
женат
,
а
кроме
этого
,
я
не
задумался
бы
о
ней
после
всего
того
,
что
узнал
о
ней
.
Молчание
.
Она
полагает
,
что
все
это
—
рационализация
;
она
слишком
смущается
,
для
того
чтобы
говорить
о
своих
сексуальных
чувствах
,
это
как
-
то
унизительно
.
Пауза
.
Молчание
.
Вздох
.
Она
вела
машину
,
как
вдруг
,
как
вспышка
,
она
увидела
картину
:
я
сжимаю
ее
в
объятиях
.
Читая
книгу
или
смотря
кино
,
она
видит
меня
как
героя
или
любовника
,
и
чувствует
и
видит
себя
моей
возлюбленной
.
Ночью
,
в
постели
,
она
www.NataHaus.ru
думает
обо
мне
и
чувствует
себя
так
,
будто
ее
куда
-
то
зовут
.
Пациентка
продолжала
говорить
в
том
же
духе
,
описывая
различные
места
и
случаи
,
когда
у
нее
были
сексуальные
стремления
ко
мне
,
но
я
сознавал
,
что
,
несмотря
на
то
,
что
картина
расширяется
,
она
не
становится
глубже
или
четче
.
Я
также
чувствовал
,
что
рабочий
альянс
по
-
прежнему
хороший
,
несмотря
на
ее
смущение
и
нерасположение
.
Тогда
я
сказал
ей
: «
Как
мне
кажется
,
вы
полны
сексуальными
стремлениями
ко
мне
,
это
проявляется
снова
и
снова
;
но
,
кажется
,
вам
трудно
описать
точно
,
что
бы
вы
хотели
сделать
со
мной
в
сексуальном
плане
;
пожалуйста
,
попытайтесь
».
Пациентка
ответила
: «
Я
бы
хотела
,
чтобы
вы
сжали
меня
в
своих
руках
крепко
-
крепко
так
,
чтобы
я
едва
могла
дышать
,
подняли
меня
и
перенесли
на
кровать
.
Тогда
мы
могли
бы
заняться
любовью
».
Длительная
пауза
. «
Что
вы
имеете
в
виду
,
говоря
«
заниматься
любовью
?» «
Я
имею
в
виду
, —
отвечает
пациентка
, — «
сдернуть
с
меня
ночную
сорочку
,
целовать
так
,
чтобы
рту
стало
больно
,
я
едва
смогла
дышать
.
С
силой
раздвинуть
мои
ноги
и
вдвинуть
ваш
пенис
в
меня
.
Это
будет
грубо
,
это
причинит
мне
боль
,
но
мне
это
очень
понравится
. (
Пауза
).
Забавная
деталь
пришла
мне
в
го
-
__________
*
См
.
секции
1.24, 2.651, 2.71, 3.25, 3.42, 3.81, 3.84, 9.931
и
3.934.
– 358 –
лову
,
когда
я
описывала
все
это
.
Ваше
лицо
было
небрито
,
и
ваша
борода
царапала
мое
лицо
.
Это
странно
,
вы
всегда
выглядите
чисто
выбритым
».
Размышляя
над
сексуальной
фантазией
,
я
заметил
:
в
ней
дважды
отмечалось
,
что
она
едва
способна
дышать
,
затем
быть
оторванной
от
земли
,
перенесенной
и
,
наконец
,
я
груб
.
Я
вспомнил
,
что
она
перенесла
несколько
приступов
астмы
примерно
в
возрасте
шести
лет
,
в
это
время
ее
мать
была
замужем
за
отчимом
-
садистом
.
Интерпретация
фантазии
переноса
казалась
ясной
:
я
—
ее
отчим
-
садист
,
удовлетворяющий
ее
мазохистические
,
нагруженные
виной
,
эдиповы
устремления
.
Я
мог
дать
интерпретацию
эту
и
сам
,
но
хотел
бы
,
чтобы
она
сама
обнаружила
ее
,
поэтому
спросил
ее
: «
Кто
,
бывало
,
царапал
вас
бородой
,
когда
вы
были
маленькой
девочкой
?»
Пациентка
почти
закричала
: «
Мой
отчим
,
мой
отчим
,
он
,
бывало
,
любил
мучить
меня
,
трясь
своим
лицом
об
мое
—
и
хватал
меня
,
и
сжимал
,
и
подбрасывал
в
воздух
—
я
едва
могла
дышать
.
Но
я
думала
,
что
ненавижу
все
это
».
Давайте
вернемся
к
технике
прояснения
.
Я
чувствую
,
что
пациентка
ничего
не
добавляет
в
картине
переноса
,
но
чувствую
,
что
она
могла
бы
сделать
это
.
Поэтому
я
конфронтирую
ее
.
Я
говорю
ей
,
что
для
нее
это
тяжело
,
но
все
-
таки
пусть
она
постарается
,
я
ее
очень
прошу
,
рассказать
мне
более
точно
,
в
чем
состоят
ее
сексуальные
фантазии
.
Я
держусь
прямо
,
открыто
,
я
не
требую
,
но
я
настойчив
.
Когда
она
говорит
: «
Мы
занимаемся
любовью
» —
я
прошу
ее
опять
же
: «
Пожалуйста
,
объясните
мне
,
что
вы
понимаете
под
«
заниматься
любовью
».
Мои
слова
и
тон
не
являются
ни
кричащими
,
ни
робкими
.
Пациентка
говорит
,
что
она
думает
,
как
бы
«
поцеловать
мой
«
генитальный
орган
».
В
подходящий
момент
я
прошу
ее
объяснить
,
что
она
имеет
в
виду
,
говоря
,
о
целовании
моего
пениса
,
я
нахожу
ее
слова
неясными
и
несколько
уклончивыми
.
Я
показываю
своим
вопросом
,
что
хотел
бы
знать
интимные
детали
и
что
о
них
вполне
возможно
говорить
реалистически
.
Я
демонстрирую
это
тем
,
что
говорю
об
этом
.
Я
не
вульгарен
и
не
уклончив
.
Я
помог
ей
,
переведя
ее
«
генитальный
орган
»
к
«
пенис
».
«
Поцелуй
»
она
должна
будет
перевести
сама
.
– 359 –
Мужчина
-
пациент
говорит
,
что
у
него
была
фантазия
о
«
феллацио
»
со
мной
.
Когда
я
почувствовал
,
что
это
уместно
,
я
сказал
ему
,
что
не
понимаю
,
что
он
имеет
в
виду
под
«
феллацио
»,
не
мог
бы
он
объяснить
это
мне
.
Когда
он
начал
,
запинаясь
,
бормотать
что
-
то
,
я
сказал
,
что
он
,
кажется
,
испытывает
затруднения
при
рассказе
о
сексуальном
действии
,
совершаемом
его
ртом
в
отношении
моего
пениса
.
Говоря
так
,
я
не
только
указал
ему
на
его
сопротивление
,
но
также
показал
,
как
бы
я
хотел
,
чтобы
он
был
способен
говорить
о
таких
вопросах
конкретным
,
обыденным
,
живым
языком
.
Этот
же
самый
подход
ценен
и
при
работе
с
агрессивными
стремлениями
и
чувствами
.
Пациент
говорит
мне
,
что
чувствует
враждебность
ко
мне
.
Мой
ответ
—
я
не
понимаю
слова
«
враждебность
»,
оно
стерильно
,
неопределенно
и
неясно
.
Что
он
в
действительности
имеет
в
виду
?
Если
я
ощущаю
импульс
или
аффект
,
я
использую
более
точные
слова
.
Я
говорю
своим
пациентам
,
что
они
,
кажется
,
www.NataHaus.ru
ненавидят
меня
или
чувствуют
ко
мне
отвращение
сегодня
,
и
вежливо
прошу
их
рассказать
мне
об
этом
и
позволить
чувствам
выйти
наружу
по
ходу
описания
.
Я
помогаю
им
провести
различия
между
раздраженностью
,
яростью
,
ненавистью
,
негодованием
и
досадой
,
потому
что
каждое
из
этих
чувств
имеет
различную
историю
и
происходит
из
различных
частей
прошлого
пациента
.
Я
поддерживаю
пациента
,
когда
он
описывает
свои
агрессивные
фантазии
,
цели
своих
враждебных
,
деструктивных
импульсов
,
потому
что
они
также
являются
ключами
к
различным
историческим
периодам
их
жизни
.
Позвольте
мне
привести
пример
.
Молодой
человек
,
мистер
3.*,
говорит
,
что
он
досадует
на
меня
из
-
за
того
,
что
я
взял
с
него
плату
за
пропущенный
сеанс
.
Я
исследую
эту
«
досаду
»,
спрашивая
его
,
что
он
в
действительности
имеет
в
виду
,
говоря
о
досаде
.
Он
«
полагает
»,
что
испытывает
больше
,
чем
досаду
.
Мое
молчание
побуждает
его
выражать
весьма
возбужденно
то
,
как
он
думает
,
что
я
лицемер
,
притворяющийся
ученым
.
На
самом
деле
,
я
—
такой
же
бизнесмен
,
как
и
его
страдающий
запорами
старик
.
Он
надеется
,
что
однажды
он
наберется
мужества
ткнуть
__________
*
См
.
секции
2.52, 2.54, 2.71, 3.531, 3.7111
и
3.922.
– 360 –
меня
носом
в
эти
«
психоаналитические
деньги
».
Это
была
бы
славная
месть
,
он
бы
сделал
со
мной
то
самое
,
что
я
делаю
с
ним
.
На
мой
вопрос
: «
А
что
я
делаю
с
вами
?» —
он
ответил
: «
Вы
заставляете
меня
ползти
сквозь
все
это
дерьмо
,
вы
никогда
не
работаете
меньше
,
а
все
больше
,
больше
,
больше
.
Вы
никогда
не
удовлетворены
,
вам
все
мало
».
Можно
видеть
за
невинной
досадой
,
которую
,
он
«
полагает
»,
имеет
,
анально
-
садистическую
ярость
и
унижение
детства
.
Тот
же
самый
пациент
,
позже
,
начинает
свой
сеанс
с
утверждения
,
что
он
ненавидит
приходить
,
ненавидит
анализ
и
меня
вместе
с
ним
.
Когда
я
спросил
его
: «
А
как
вы
ненавидите
меня
сегодня
»,
он
ответил
,
что
сегодня
он
ненавидит
меня
страстно
,
с
холодной
яростью
.
Он
не
хочет
убить
меня
,
нет
,
это
не
цивилизованно
.
Он
хотел
бы
избить
меня
,
превратить
в
мякоть
,
буквально
растереть
и
сделать
из
меня
желе
,
как
массу
кровавого
,
вязкого
«
слизняка
».
Потом
бы
он
съел
меня
одним
большим
глотком
,
как
чертову
овсянку
,
которую
мать
заставляла
его
есть
в
детстве
.
Тогда
он
смог
бы
меня
извергнуть
как
вонючее
отвратительное
дерьмо
.
А
когда
я
спросил
его
: «
И
что
бы
вы
сделали
с
этим
вонючим
дерьмом
?» «
Я
бы
превратил
его
в
прах
,
так
что
вы
смогли
бы
присоединиться
к
моей
дорогой
мертвой
мамочке
».
Я
думаю
,
теперь
ясно
,
как
поиски
исследования
интимных
деталей
агрессивных
деструктивных
импульсов
приводят
к
тому
,
что
интерпретация
становится
возможной
.
Когда
возникают
импульсы
переноса
при
анализе
,
нашей
задачей
будет
помочь
пациенту
прояснить
то
,
что
они
явно
имеют
природу
инстинктивных
импульсов
,
их
цель
,
источник
и
объект
.
Сходным
образом
мы
работаем
и
с
другими
аффектами
,
такими
,
как
тревога
,
депрессия
,
отвращение
,
зависть
.
Мы
исследуем
точную
природу
чувств
,
пытаясь
уточнить
,
углубить
и
осветить
,
какие
особые
качества
и
количественные
характеристики
эмоций
затронуты
.
Поиск
ясности
все
тот
же
:
что
точно
пациент
чувствует
,
что
он
фантазирует
.
Наше
отношение
—
прямое
,
открытое
,
без
боязни
,
неустрашимое
,
не
вульгарное
и
не
робкое
.
Мы
являемся
исследователями
,
но
мы
должны
охранять
,
а
не
разрушать
то
,
что
мы
исследует
.
Мы
должны
служить
как
бы
моделью
для
пациента
,
так
– 361 –
чтобы
однажды
он
смог
задать
самому
себе
те
же
самые
вопросы
.
Необходимо
повторить
,
что
сопротивления
могут
возникнуть
в
любой
фазе
нашей
попытки
прояснения
.
Если
сопротивление
значительно
и
может
стать
камнем
преткновения
,
оно
должно
быть
проанализировано
.
Вне
зависимости
от
того
,
насколько
соблазнительно
содержание
материала
,
значительные
сопротивления
должны
быть
проанализированы
в
первую
очередь
.
В
противном
случае
инсайты
не
будут
иметь
значения
для
пациента
,
а
именно
;
они
являются
нашей
первоочередной
задачей
,
заботой
.
Нашей
главной
,
основной
задачей
является
осуществление
эффективной
терапии
,
а
не
сбор
интересных
данных
.
www.NataHaus.ru
3.9422.
Поиски
переключателя
переноса
Другой
ценный
метод
прояснения
данного
переноса
состоит
в
раскрытии
того
,
какая
характерная
черта
или
часть
поведения
аналитика
служит
как
бы
переключающим
стимулом
.
Очень
часто
пациент
будет
спонтанна
осознавать
,
что
определенная
черта
или
деятельность
аналитика
вызвала
особую
реакцию
.
В
других
случаях
этот
переключатель
переноса
не
только
не
будет
осознаваться
пациентом
,
но
тот
будет
иметь
сильные
сопротивления
осознаванию
.
Иногда
какое
-
то
поведение
аналитика
будет
вызывать
такую
реакцию
у
пациента
,
которая
не
является
явлением
переноса
,
поскольку
это
может
быть
вполне
соответствующий
ответ
.
И
,
вообще
,
следует
осознавать
,
что
иногда
мы
сами
,
аналитики
,
бываем
просто
не
в
состоянии
исследовать
вместе
с
пациентом
,
какая
из
наших
личных
идиосинкразии
послужила
стимулом
переноса
.
Я
наслышан
об
аналитиках
,
которые
настаивают
на
том
,
что
каждую
реакцию
переноса
нужно
прослеживать
назад
,
соотнося
с
какой
-
нибудь
чертой
поведения
аналитика
.
Это
отдает
нарцисстическими
потребностями
аналитика
или
переоценкой
технической
процедуры
.
Наша
цель
—
прояснить
для
того
,
чтобы
интерпретировать
неосознанный
исторический
источник
из
прошлого
пациента
.
Переключатель
переноса
может
быть
ценным
вспомогательным
средством
,
но
это
всего
лишь
способ
.
Во
многих
клинических
ситуациях
поиски
переклю
-
– 362 –
чателя
переноса
излишни
,
неуместны
или
не
особенно
продуктивны
.
Несколько
клинических
примеров
проиллюстрируют
основные
моменты
,
отмеченные
выше
.
Пациентка
начинает
свой
сеанс
,
лежа
на
кушетке
,
она
молчит
,
спокойна
,
ее
глаза
закрыты
,
она
кажется
умиротворенной
и
удовлетворенной
.
После
нескольких
минут
молчания
я
говорю
: «
Да
?»
Она
мягко
улыбается
,
вздыхает
,
но
продолжает
молчать
.
Проходят
минуты
,
и
на
меня
производит
все
большее
впечатление
та
картина
спокойствия
и
блаженства
,
которую
она
собой
представляет
.
Обычно
она
спокойна
,
разговорчива
и
продуктивна
,
но
становится
напряженной
и
неспокойной
во
время
молчания
.
Я
начал
мысленно
просматривать
наши
последние
сеансы
,
в
надежде
,
что
смогу
найти
какое
-
нибудь
объяснение
этой
необычной
реакции
.
В
этот
день
ее
сеанс
был
сдвинут
на
вечер
,
из
-
за
некоторых
изменений
в
моем
расписании
.
Обычно
она
приходила
по
утрам
.
Сейчас
на
улице
уже
было
темно
,
в
комнате
для
лечения
горел
свет
.
Пациентка
продолжала
молчать
,
а
я
все
больше
и
больше
поражался
тому
,
что
,
продолжая
молчать
,
она
излучала
сияние
.
Почти
через
двадцать
минут
я
сказал
ей
: «
Этот
сеанс
какой
-
то
особенный
.
Чем
вы
так
наслаждаетесь
совершенно
молча
?»
Она
ответила
,
мягко
и
мечтательно
: «
Я
лежу
здесь
,
впитывая
чувство
покоя
этого
офиса
.
Это
убежище
.
Я
вдыхаю
аромат
вашей
сигары
,
я
представляю
вас
сидящим
в
вашем
большом
кресле
,
попыхивающим
сигарой
и
погруженным
в
свои
мысли
.
Ваш
голос
звучит
,
как
кофе
и
дым
хорошей
сигары
,
тепло
и
чарующе
,
Я
чувствую
себя
защищенной
,
в
безопасности
,
так
,
будто
обо
мне
заботятся
.
Как
будто
сейчас
уже
за
полночь
и
все
в
доме
спят
,
кроме
моего
отца
и
меня
.
Он
работает
в
своей
студии
,
и
я
чувствую
запах
его
сигары
и
слышу
,
что
он
готовит
кофе
.
Как
мне
,
бывало
,
хотелось
прокрасться
в
эту
комнату
и
свернуться
клубочком
рядом
с
ним
.
Я
,
бывало
,
старалась
и
обещала
быть
тихой
,
как
мышка
,
но
он
всегда
отправлял
меня
обратно
в
постель
».
Пациентка
сама
осознала
,
что
этот
поздний
сеанс
,
свет
в
офисе
,
аромат
моей
сигары
,
мое
молчание
и
мой
голос
вызвали
воспоминание
детства
,
стремление
побыть
одной
со
своим
защищающим
,
любимым
отцом
.
– 363 –
Она
позволила
себе
,
лежа
на
кушетке
,
испытывать
то
удовольствие
,
которого
она
была
лишена
,
но
о
котором
фантазировала
с
детства
.
Мой
пациент
,
мистер
3.*,
входит
в
ту
ситуацию
анализа
,
когда
ему
очень
трудно
рассказывать
мне
о
своих
сексуальных
фантазиях
.
Он
проходил
анализ
уже
в
течение
нескольких
лет
,
и
мы
тщательно
проработали
множество
различных
аспектов
его
сопротивлений
переноса
.
Это
специфичное
сопротивление
ощущалось
как
-
то
иначе
.
Множество
сеансов
было
потрачено
на
поверхностные
разговоры
,
с
отсутствием
сновидений
и
молчанием
.
Единственный
момент
,
заслуживающий
внимания
,