ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 5073
Скачиваний: 102
www.NataHaus.ru
– 422 –
аналитик
не
добивается
успеха
.
Возможно
,
аналитики
с
большим
опытом
отдают
себе
более
полный
отчет
в
своих
ограничениях
.
Существует
несколько
показаний
для
рассмотрения
вопроса
о
замене
аналитика
.
Прежде
всего
,
должно
быть
подтверждено
,
что
пациента
можно
анализировать
;
в
противном
случае
,
может
быть
,
лучше
сменить
терапию
,
а
не
терапевта
.
Если
реакции
переноса
в
течение
значительного
времени
неадекватно
отвечают
на
интерпретацию
,
т
.
е
.
если
мы
сталкиваемся
с
реакциями
переноса
,
вызывающими
затруднения
при
работе
с
ними
,
или
если
важным
реакциям
переноса
не
удается
раз
-
виться
,
тогда
нам
следует
рассматривать
вопрос
о
замене
аналитика
.
Нелегко
определить
,
что
считать
«
значительным
»
отрезком
времени
(
см
.
анкету
Гловера
,
с
. 328—330).
Чисто
субъективно
я
стараюсь
не
проявлять
нетерпения
со
своей
стороны
,
но
,
вместе
с
тем
,
я
не
хотел
бы
без
необходимости
продолжать
длительную
непродуктивную
борьбу
из
-
за
своего
упрямства
или
гордости
.
Вообще
я
полагаю
,
что
смена
аналитика
требуется
,
когда
со
стороны
аналитика
повторяются
ошибки
или
когда
какая
-
то
единичная
ошибка
создает
необратимую
ситуацию
.
Эти
различные
показания
часто
неотделимы
друг
от
друга
,
т
.
е
.
ошибки
в
технике
вызывают
реакции
переноса
,
с
трудом
поддающиеся
воздействию
,
или
делают
пациента
не
поддающимся
анализу
данным
аналитиком
и
т
.
д
.
Мой
собственный
клинический
опыт
научил
меня
следующим
правилам
,
связанным
с
вопросом
перемены
аналитика
.
После
четырех
лет
лечения
я
рассматриваю
каждый
мой
случай
с
точки
зрения
целесообразности
смены
аналитика
.
В
моем
обычае
рассматривать
вопрос
о
смене
аналитика
,
если
к
этому
времени
я
не
вижу
признаков
окончания
анализа
.
Пациентам
,
которые
возвращаются
за
повторным
анализом
,
лучше
идти
к
другому
аналитику
,
если
это
возможно
,
то
к
аналитику
,
который
отличается
от
их
первого
полом
или
личными
качествами
.
Для
пациентов
,
которые
потеряли
родителя
в
раннем
(
возрасте
)
детстве
,
пол
аналитика
может
быть
решающим
фактором
.
Такие
пациенты
нуждаются
в
работе
с
аналитиком
того
же
пола
,
что
и
ушедший
родитель
,
В
противном
случае
пациенты
будут
вынуждены
чрез
-
– 423 –
вычайно
широко
использовать
дополнительные
фигуры
,
вне
анализа
,
которые
будут
являться
дополнительными
фигурами
переноса
.
Устойчивая
интерпретация
этого
феномена
может
изменить
направление
этой
реакции
переноса
в
направлении
аналитика
.
Но
это
не
всегда
так
,
особенно
,
когда
существует
значительное
несоответствие
между
личностями
аналитика
и
оригинальных
объектов
,
которые
являются
источником
чувств
переноса
.
Например
,
многие
из
моих
пациентов
испытывают
затруднения
при
реагировании
на
меня
как
на
ненавистную
фигуру
матери
,
но
большинство
из
них
,
в
конечном
счете
,
может
сделать
это
.
Те
же
пациенты
,
однако
,
которые
потеряли
отца
,
никогда
не
смогут
реагировать
на
меня
как
на
ненавистную
мать
,
но
смогут
анализировать
это
с
другими
фигурами
вне
анализа
.
Обратной
стороной
медали
является
ситуация
,
которая
возникает
,
когда
существует
слишком
большое
сходство
между
личностными
чертами
аналитика
и
оригинального
источника
переноса
.
Это
приводит
к
трудно
поддающемуся
воздействию
и
неанализируемым
реакциям
переноса
и
также
требует
замены
аналитика
.
Грета
Бибринг
(1935)
и
Гринакре
(1959)
останавливаются
на
этом
вопросе
.
3.10.5.
Кандидаты
и
практикующие
аналитики
Развитие
переноса
у
кандидатов
в
практикующие
психоаналитики
заслуживает
специального
рассмотрения
,
поскольку
оно
осложняется
несколькими
факторами
.
Во
-
первых
,
обучающий
аналитик
является
реально
важной
личностью
и
авторитетом
для
психоаналитического
образования
.
Его
решения
,
выраженные
или
нет
словами
,
по
вопросам
,
касающимся
обучения
студента
,
будут
восприниматься
либо
как
важное
вознаграждение
,
либо
как
взыскание
,
которое
окажет
пагубное
воздействие
на
ситуацию
переноса
.
Более
того
,
обучающий
аналитик
обычно
является
как
бы
инструктором
,
наставником
или
обучающим
аналитиком
и
для
других
кандидатов
,
т
.
е
.
создается
реальная
сиблинг
-
ситуация
.
Помимо
этого
,
в
процессе
обучения
и
чтения
работ
обучающий
аналитик
раскрывает
свои
личностные
качества
кандидату
,
следовательно
,
теряет
свою
относительную
анонимность
,
которая
облегчает
развитие
явлений
переноса
.
Сам
по
www.NataHaus.ru
– 424 –
себе
этот
институт
имеет
дополнительное
значение
для
переноса
(
Каирус
, 1964).
В
целом
ситуация
еще
больше
осложняется
тем
фактом
,
что
главным
осознанным
мотивом
для
лечения
является
желание
кандидата
практиковать
.
Большинство
кандидатов
считают
,
что
они
не
имеют
необходимости
в
терапевтическом
лечении
либо
не
осознают
этого
.
В
любом
случае
они
создают
видимость
нормальности
и
имеют
тенденцию
прочно
держаться
за
этот
фасад
,
используя
его
как
защиту
.
В
анализе
отсутствие
упорного
страдания
может
блокировать
развитие
истинного
невроза
переноса
на
долгое
время
(
Рейдер
, 1950;
Гительсон
, 1954, 1948).
Дополнительным
сопротивлением
является
тенденция
кандидата
идентифицироваться
со
своим
обучающим
аналитиком
,
что
является
неосознанным
способом
снискать
расположение
его
.
Кроме
того
,
негативные
реакции
переноса
имеют
тенденцию
не
проявляться
или
же
выражаться
в
мягкой
и
неявной
форме
по
отношению
к
дополнительным
фигурам
переноса
.
Поскольку
все
эти
реакции
склонны
вызывать
реакции
переноса
и
у
самого
аналитика
,
то
существует
реальная
опасность
,
что
во
время
обучающего
анализа
такие
явления
переноса
не
разовьются
в
максимальной
степени
и
их
нельзя
будет
проработать
так
же
хорошо
,
как
в
анализе
вне
процесса
обучения
.
Это
приводит
к
тому
,
что
многие
обучающие
аналитики
предлагают
пройти
повторный
анализ
после
обучения
с
другим
аналитиком
(
Фрейд
, 1937
а
;
А
.
Фрейд
, 1950
а
;
Виндхолц
, 1955;
Гринакре
, 1966
а
и
дополнительный
список
литературы
).
Дополнительный
список
литературы
Историческое
развитие
концепции
переноса
Хоффер
(1956),
Крапф
(1956),
Орр
(1954),
Сервадио
(1956),
Ваельдер
(1956).
Природа
и
происхождение
реакций
переноса
Фаирбаирн
(1958),
Гринакре
(19666),
Гунтрип
(1961,
гл
. 18),
Хартманн
,
Крис
и
Лоевенштейн
(1946),
Клейн
(1952),
Нунберг
(1932, 1951),
Зегал
(1964,
гл
. I).
– 425 –
Ранние
объективные
отношения
А
.
Фрейд
(1965),
Гринакре
(1958, 1960),
Хоффер
(1952 1949),
Малер
(1963),
Спитц
(1965),
Винникот
(1957).
Реальные
отношения
между
пациентом
и
аналитиком
Александер
(1957),
Экетейн
и
Фридман
(1957),
Кайзер
(1957),
Рексфорд
(1966),
Зелинз
(1957).
Тщательная
проработка
интерпретаций
переноса
Гринсон
(19656),
Крис
(1956
а
,
б
),
Нови
(1962),
Стеварт
(1963).
Проблемы
тренингового
анализа
Балинт
(1948, 1954),
Бернфельд
(1962),
Г
.
Бибринг
(1954),
Экетейн
(1955, 1960
а
),
б
),
А
.
Фрейд
(1950
а
),
Гительсон
(1954),
Гловер
(1955),
Гринакре
(1966
а
),
Гротайн
1954),
Займанн
(1954),
Каирус
(1964),
Лэмпл
де
Круут
(1954),
Нахт
,
Лебовики
и
Илаткайн
(1961),
Нилсон
(1954),
Вейгерт
(1955).
www.NataHaus.ru
ЧАСТЬ
4
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ
СИТУАЦИЯ
После
того
,
как
был
обсужден
анализ
сопротивления
и
переноса
,
следует
остановиться
на
психоаналитической
ситуации
.
Анализ
психоаналитической
ситуации
дает
нам
возможность
оценить
многие
из
процедур
и
процессов
,
которые
мы
уже
описывали
,
с
другой
,
имеющей
свои
преимущества
точки
зрения
.
Сводя
воедино
взаимоотношения
аналитика
и
окружающей
обстановки
,
мы
можем
получить
дополнительный
взгляд
на
уникальную
силу
психоаналитической
ситуации
как
терапевтического
инструментария
.
Более
того
,
это
может
предоставить
нам
еще
один
случай
сделать
более
ясными
сложные
отношения
трех
основных
элементов
:
пациент
,
аналитик
и
окружающая
обстановка
.
Хотя
их
отношения
являются
взаимосвязанными
и
взаимозависимыми
,
стоит
исследовать
отдельно
каждый
из
этих
трек
компонентов
психоаналитической
ситуации
.
Мы
как
бы
спрашиваем
себя
:
каков
вклад
каждого
из
них
и
как
каж
-
– 426 –
дый
из
них
влияет
на
психоаналитическую
ситуацию
? (
В
книге
Стоуна
, 1961
содержится
большое
количество
ссылок
на
литературные
источники
по
этому
вопросу
.)
4.1.
Чего
психоанализ
требует
от
пациента
4.11.
Мотивация
Только
тот
пациент
,
который
сильно
мотивирован
,
будет
способен
работать
искренне
и
настойчиво
в
психоаналитической
ситуации
.
Невротические
симптомы
или
противоречивые
черты
характера
должны
вызывать
такое
сильное
страдание
,
что
оно
будет
индуцировать
пациента
выносить
лишения
психоаналитического
лечения
.
Любопытство
и
желание
понять
должны
быть
дополнены
невротическим
страданием
,
чтобы
дело
не
ограничилось
лишь
поверхностным
псоихоаналитическим
опытом
.
Пациент
должен
захотеть
выносить
тяжесть
раскрытия
его
интимных
переживаний
,
с
которыми
связаны
тревоги
и
чувства
вины
;
он
должен
захотеть
потратить
значительное
количество
денег
и
времени
,
отказаться
от
тех
вторичных
выгод
,
которые
дает
его
болезнь
,
а
также
от
быстрых
и
временных
результатов
.
В
последние
годы
,
в
поисках
более
быстрых
результатов
,
многие
пациенты
добиваются
краткой
психотерапии
,
включая
более
краткие
формы
психоанализа
.
Эта
тенденция
укрепляется
и
тем
,
что
растет
число
психоаналитиков
,
которые
используют
совместно
психоанализ
и
психотерапию
.
Это
развитие
вызвало
путаницу
и
множество
конфликтов
в
психоаналитических
и
психиатрических
кругах
в
период
после
Второй
мировой
войны
,
когда
сильно
возросло
количество
психиатров
,
проводящих
психоаналитическое
лечение
,
тогда
как
обучающих
аналитиков
было
совсем
мало
.
Такие
книги
,
как
«
Психоаналитическая
терапия
»
Франца
Александера
(1946)
и
его
последователей
и
Фриды
Фромм
-
Гойхманн
(1950),
представляли
собой
краткие
манипулятивные
терапевтические
советы
,
но
тем
не
менее
претендовали
на
психоанализ
.
Критику
этих
попыток
см
.
Эсслер
(1950; 1956).
По
моему
мнению
,
все
формы
психотерапии
могут
быть
полезными
,
если
терапевт
тщательно
ознакомится
с
их
преимуществами
и
ограничениями
,
с
их
терапевтическими
эффектами
.
Во
многих
случаях
модификации
– 427 –
и
отклонения
от
психоанализа
могут
быть
хороши
,
поскольку
удовлетворяют
нуждам
пациента
(
Гилл
,
1954).
Фрейд
(1919
а
)
предсказывал
,
что
когда
-
нибудь
мы
будем
вынуждены
осквернить
«
чистое
золото
»
психоанализа
примесями
для
того
,
чтобы
лечить
большее
числа
пациентов
(
с
. 168).
Однако
,
когда
психоанализ
модифицируется
для
того
,
чтобы
ослабить
поддающееся
анализу
сопротивление
www.NataHaus.ru
пациента
или
удовлетворить
материалистические
цели
терапевта
,
тогда
страдают
оба
:
и
пациент
,
и
терапевт
.
Совершенно
другой
случай
,
когда
пациент
нуждается
в
психоаналитической
терапии
,
но
еще
не
готов
к
пей
психологически
.
Например
,
некоторые
пациенты
могут
не
осознавать
того
,
насколько
ограничена
их
жизнь
из
-
за
патологии
.
Тогда
может
оказаться
необходимым
проведение
некоторой
предварительной
психотерапии
для
того
,
чтобы
подвести
пациента
к
осознанию
того
,
что
он
нуждается
в
более
радикальной
терапии
.
Анна
Фрейд
(1928)
описывает
эту
проблему
в
отношении
к
детям
,
я
полагаю
,
что
это
вполне
применимо
и
ко
все
возрастающему
числу
взрослых
(
Раппопорт
, 1956).
Давайте
вернемся
к
вопросу
о
том
,
на
что
подвигает
пациента
его
мотивация
.
Его
страдание
должно
быть
достаточно
сильным
для
того
,
чтобы
побуждать
его
войти
в
психоаналитическую
ситуацию
в
качестве
пациента
.
Тех
людей
,
которые
добиваются
психоанализа
в
целях
исследования
,
для
профессионального
продвижения
,
для
обучения
или
из
любопытства
,
следует
рассматривать
как
сопротивляющихся
или
нуждающихся
в
подготовительной
психотерапии
.
Я
считаю
,
что
только
тот
,
кто
ощущает
себя
пациентом
,
может
быть
проанализирован
глубоко
,
а
не
поверхностно
.
Только
такой
человек
действительно
будет
стремиться
в
аналитическую
ситуацию
и
работать
в
ней
.
Остается
открытым
вопрос
,
будет
ли
стимул
настолько
сильным
,
чтобы
пациент
вынес
все
депривации
и
регрессивные
состояния
,
которые
возникают
в
курсе
аналитического
лечения
.
Достаточна
ли
мотивация
у
пациента
,
чтобы
выдержать
неравные
отношения
между
пациентом
и
аналитиком
,
которые
вызывает
аналитическая
ситуация
?
Следует
иметь
в
виду
,
что
,
когда
мы
говорим
о
способности
пациента
выносить
боль
и
фрустрации
,
являющиеся
неотъемлемой
чертой
курса
психоанализа
,
– 428 –
это
не
означает
,
что
мы
ждем
от
него
,
что
он
будет
реагировать
сдержанно
,
проявляя
самообладание
,
или
весело
в
болезненных
ситуациях
,
описанных
выше
.
Совершенно
наоборот
,
мы
ждем
,
что
на
самом
деле
он
будет
реагировать
интенсивно
,
с
яростью
,
гневом
,
злобой
и
т
.
д
.,
т
.
с
.
все
эти
чувства
и
защиты
от
них
станут
частью
анализа
.
Мы
надеемся
на
то
,
что
пациент
сможет
переживать
такие
реакции
,
не
разрушая
себя
или
аналитическую
ситуацию
.
Оральные
характеры
,
угнетенные
этими
импульсами
,
с
их
слабым
контролем
над
побуждениями
и
потребностью
в
быстрых
удовлетворениях
находят
,
что
аналитическую
ситуацию
чрезвычайно
трудно
поддерживать
.
Они
склонны
прерывать
лечение
путем
какого
-
нибудь
разрушающего
отыгрывания
.
Столь
же
трудной
,
но
менее
обращающей
на
себя
внимание
будет
патологическая
покорность
пациента
с
расстройством
мазохистского
характера
,
который
будет
молча
наслаждаться
болью
аналитической
ситуации
.
Такие
пациенты
могут
годами
проходить
то
,
что
кажется
анализом
,
без
изменений
и
без
жалоб
.
Нарцисстические
характеры
не
будут
способны
выносить
относительного
аскетизма
отношений
к
терапевту
,
замкнутые
могут
не
вынести
ощущения
дистанции
между
пациентом
и
аналитиком
.
Этот
вопрос
будет
рассматриваться
более
тщательно
во
втором
томе
.
4.12.
Способности
По
сравнению
со
всеми
современными
психотерапиями
психоанализ
предъявляет
значительно
больше
самых
разных
требований
к
пациенту
.
Это
состоит
не
только
в
том
,
что
психоанализ
налагает
на
пациента
тяжелые
испытания
,
в
виде
депривации
,
фрустрации
,
тревоги
и
депрессии
в
аналитической
ситуации
.
Необычное
требование
психоаналитической
терапии
состоит
в
том
,
что
ее
процессы
и
процедуры
требуют
от
пациента
выполнения
более
или
менее
устойчивых
и
повторяющихся
пар
взаимоисключающих
функций
Эго
,
приводят
к
колебанию
между
ними
,
а
также
к
их
сочетанию
.
Пациента
просят
:
а
)
регрессировать
и
прогрессировать
;
б
)
быть
пассивным
и
быть
активным
;
в
)
снимать
контроль
и
поддерживать
контроль
;
г
)
отказываться
от
проверки
реальности
и
сохранять
тестирование
реально
-
– 429 –
сти
.
Для
того
,
чтобы
выполнять
все
это
,
пациент
должен
иметь
достаточно
гибкие
функции
Эго
.
Может
показаться
,
что
это
находится
в
противоречии
с
нашим
более
ранним
описанием
невроза
как
результата
недостаточности
функций
Эго
.
Но
для
того
,
чтобы
невротика
можно
было
анализировать
,
его
www.NataHaus.ru
дефектные
функции
Эго
должны
быть
ограничены
теми
областями
,
которые
более
или
менее
непосредственно
связаны
с
его
симптомами
и
патологическими
чертами
характера
.
Несмотря
на
свой
невроз
,
тот
пациент
,
который
поддается
лечению
,
должен
сохранить
способность
эффективно
функционировать
в
сферах
,
относительно
свободных
от
конфликтов
(
Хартманн
, 1961).
Таким
образом
,
пациент
,
поддающийся
анализу
,
будет
в
состоянии
исполнять
противоположные
функции
Эго
,
описанные
выше
,
все
то
время
,
пока
они
не
будут
покушаться
слишком
явно
на
его
невротические
конфликты
.
Однако
,
поскольку
дериваты
невротического
конфликта
всегда
ищут
разрядки
,
то
,
в
конце
концов
,
та
или
иная
оппозиционная
функция
Эго
будет
вовлечена
в
невротический
конфликт
,
будет
ослаблена
и
проявится
как
сопротивление
аналитическому
процессу
.
В
этом
случае
клинические
данные
покажут
,
что
утрачена
гибкость
некоторых
функций
Эго
,
проявляется
какая
-
то
форма
ригидности
или
же
какая
-
то
функция
Эго
будет
временно
утрачена
.
Например
,
пациент
может
оказаться
не
в
состоянии
регрессировать
в
направлении
основного
процесса
мышления
в
свободной
ассоциации
и
будет
оставаться
логичным
и
соблюдающим
порядок
во
всей
своей
продукции
.
Или
же
пациент
окажется
неспособным
прекратить
поток
свободных
ассоциаций
,
когда
я
спрошу
его
о
конкретных
исторических
данных
,
и
не
будет
осознавать
своего
неправильного
понимания
.
Психоаналитическая
терапия
требует
,
чтобы
пациент
имел
достаточно
пластичное
Эго
,
такое
,
чтобы
оно
могло
осуществлять
противоположные
функции
Эго
,
могло
сочетать
их
,
принимая
во
внимание
те
ограничения
,
которые
накладывает
его
невротический
конфликт
.
По
мере
того
,
как
лечение
будет
прогрессировать
,
аналитик
вправе
ожидать
расширения
тех
областей
,
где
Эго
будет
гибким
.
Давайте
разграничим
те
процедуры
,
которые
выполняет
пациент
,
и
те
процессы
,
которые
в
нем
проис
-
– 430 –
ходят
,
для
того
,
чтобы
увидеть
,
каких
именно
специфических
способностей
требует
от
него
аналитическая
ситуация
.
Для
того
,
чтобы
приблизиться
к
свободному
ассоциированию
,
пациент
должен
быть
способен
частично
и
временно
устранить
свой
контроль
над
реальностью
.
Вместе
с
тем
он
должен
быть
способен
давать
точную
информацию
,
а
также
формулировать
свои
воспоминания
так
,
чтобы
это
было
понятно
.
Он
должен
быть
способен
переходить
от
вторичного
к
первичному
процессу
мышления
и
обратно
.
Мы
ждем
от
него
,
что
он
позволит
себе
скользить
по
своим
фантазиям
и
,
наряду
с
этим
,
сообщать
их
как
можно
лучше
словами
и
чувствами
,
которые
будут
понятны
аналитику
.
Мы
просим
пациента
быть
способным
выслушивать
нас
и
стараться
понимать
наши
вмешательства
,
а
также
свободно
ассоциировать
к
тому
,
что
мы
сказали
.
Его
Эго
должно
быть
достаточно
подвижным
так
,
чтобы
он
имел
возможность
регрессировать
,
а
затем
выходить
из
регрессии
(
А
.
Фрейд
, 1936;
Зилбург
, 19526;
Лоевенштейн
, 1956, 1963;
Реллак
, 1961;
Канзер
, 1961;
Альтман
, 1964).
Он
должен
иметь
некоторые
способности
работать
с
аналитиком
,
а
также
позволять
себе
регрессировать
и
развивать
разные
вари
-
анты
с
различной
интенсивностью
любви
и
ненависти
к
аналитику
.
Короче
,
он
должен
развить
способ
-
ность
переходить
от
рабочего
альянса
к
неврозу
переноса
.
Это
означает
,
что
в
сфере
объектных
отношений
пациент
также
должен
обладать
достаточной
гибкостью
для
того
,
чтобы
быть
способным
переходить
от
регрессирования
к
прогрессу
и
обратно
,
а
также
составлять
различные
комбинации
того
и
другого
.
Пациент
должен
иметь
некоторую
способность
выносить
неопределенность
,
тревогу
и
депрессию
,
фрустрацию
и
унижения
,
которые
возникают
в
курсе
психоанализа
,
не
прибегая
к
разрушительным
действиям
.
Мы
просим
пациента
позволить
себе
увлечься
эмоциями
во
время
аналитического
сеанса
так
,
чтобы
он
мог
прочувствовать
переживание
как
подлинное
.
Но
мы
не
хотим
,
чтобы
он
стал
деинтеллектуализированным
и
дезориентированным
.
Вместе
с
этим
мы
надеемся
,
что
он
спокойно
доедет
домой
,
никого
не
убив
по
дороге
,
вне
зависимости
от
того
,
как
сильно
он
регрессировал
во
время
сеанса
.
Более
того
,
надеемся
,
что
пациент
будет
размышлять
над
– 431 –
инсайтами
,
которые
он
получает
во
время
сеансов
и
вне
аналитического
сеанса
,
и
что
он
будет
приносить
новые
имеющие
значения
инсайты
,
связи
,
воспоминания
и
сновидения
.
Но
мы
совсем
не
хотим
,
чтобы
он
жил
так
,
будто
вся
его
жизнь
—
это
гигантский
аналитический
сеанс
.