ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 5065
Скачиваний: 102
www.NataHaus.ru
Для
того
чтобы
реакции
переноса
имели
место
в
аналитической
ситуации
,
пациент
должен
быть
способен
рискнуть
некоторой
временной
репрессией
,
в
рамках
Эго
-
функций
и
объектных
отношений
.
Эго
пациента
должно
быть
способно
на
временную
регрессию
к
реакциям
переноса
,
но
эта
регрессия
должна
быть
частичной
и
обратимой
,
так
,
чтобы
пациент
мог
быть
подвергнут
лечению
и
в
то
же
время
жить
в
реальном
мире
.
Люди
,
которые
не
осмеливаются
регрессировать
от
реальности
и
те
,
которые
не
могут
вернуться
легко
к
реальности
,
с
трудом
отваживаются
на
психоанализ
.
Фрейд
подразделял
неврозы
на
две
группы
на
основании
того
,
может
пациент
или
нет
развивать
и
сохранять
относительно
сцепленный
набор
реакций
переноса
и
вместе
с
тем
функционировать
в
анализе
и
во
внешнем
мире
.
Пациенты
с
«
неврозом
переноса
»
могут
делать
это
,
тогда
как
пациенты
,
страдающие
«
нарцистическим
неврозом
»,
не
могут
(
Фрейд
, 1916—17,
с
341, 414—415, 420—423).
Фрейд
также
использовал
термин
невроз
переноса
для
того
,
чтобы
описать
ту
совокупность
реакций
переноса
,
в
котором
анализ
и
аналитик
становятся
центром
эмоциональной
жизни
пациента
и
невротический
конфликт
пациента
вновь
оживает
в
аналитической
ситуации
(
Фрейд
, 1914,
с
. 154).
Все
важные
проявления
болезни
пациента
будут
пережиты
или
привнесены
в
аналитическую
ситуацию
(
Фрейд
, 1905
а
,
с
. 118—119; 1914
с
,
с
. 150—154; 1916—1917,
раздел
XXII).
Психоаналитическая
техника
направлена
на
то
,
чтобы
обеспечить
максимальное
развитие
невроза
переноса
.
Относительная
анонимность
аналитика
,
его
ненавязчивость
, «
правило
абстиненции
»
и
«
правило
аналитик
—
зеркало
» —
все
это
имеет
целью
сохранить
относительно
«
неоскверненным
»
поле
для
многообещающего
невроза
переноса
(
Феничел
, 1941,
с
. 72;
Гринакре
, 1954).
Невроз
переноса
есть
артефакт
аналитической
ситуации
;
он
может
быть
уничтожен
только
путем
аналитической
– 42 –
работы
.
Он
служил
как
бы
переходом
от
болезни
к
здоровому
состоянию
.
С
одной
стороны
,
невроз
переноса
—
один
из
наиболее
важных
проводников
успеха
в
психоанализе
;
с
другой
—
наиболее
частная
причина
терапевтической
неудачи
(
Фрейд
, 1912
а
, 1914
с
;
Гловер
, 1955,
Главы
VII, VIII).
Невроз
переноса
может
быть
разрешен
только
путем
анализа
,
другие
процедуры
могут
изменить
его
форму
,
но
при
этом
увековечат
его
(
Гилл
, 1954).
Психоанализ
—
единственная
форма
психотерапии
,
которая
пытается
разрешить
реакции
переноса
путем
систематического
и
досконального
анализирования
последних
.
Сторонники
кратких
или
неквалифицированных
версий
психоанализа
делают
это
лишь
частично
и
выборочно
.
Следовательно
,
кто
-
то
может
анализировать
только
негативный
перенос
и
то
лишь
тогда
,
когда
он
угрожает
прервать
лечение
,
или
анализировать
перенос
настолько
глубоко
,
насколько
это
необходимо
для
того
,
чтобы
пациент
был
в
состоянии
работать
в
терапевтической
ситуации
.
В
таких
случаях
после
лечения
всегда
остаются
некоторые
остаточные
явления
нерешенных
реакций
переноса
.
Это
убеждает
в
том
,
что
нерешенный
невроз
остается
неизмененным
.
В
неаналитических
формах
психотерапии
реакции
переноса
не
анализируются
,
но
им
потворствуют
и
с
ними
манипулируют
.
Терапевт
присваивает
себе
роль
какой
-
то
фигуры
из
прошлого
,
реального
или
фантазии
и
потворствует
каким
-
то
инфантильным
страстным
желаниям
пациента
.
Терапевт
может
действовать
как
любящий
,
ободряющий
родитель
,
как
карающий
моралист
,
и
пациент
может
чувствовать
временное
улучшение
или
даже
«
излечение
».
Но
эффект
от
этих
«
лекарств
переноса
»
мимолетен
и
длится
лишь
столько
,
сколько
идеализированный
перенос
на
терапевте
будет
неприкасаем
(
Феничел
, 1945
а
,
с
. 559—561;
Хунберг
1932,
с
. 335—340).
1.313.
Сопротивления
Термин
сопротивление
относится
ко
всем
силам
внутри
пациента
,
которые
находятся
в
оппозиции
процедурам
и
процессам
психоаналитической
работы
.
В
большей
или
меньшей
степени
оно
присутствует
от
начала
– 43 –
и
до
конца
лечения
(
Фрейд
, 1912
а
).
Сопротивления
защищают
статус
-
кво
невроза
пациента
.
Сопротивления
находятся
в
оппозиции
аналитику
,
аналитической
работе
и
приемлемому
Эго
пациента
.
www.NataHaus.ru
Сопротивления
—
операционная
концепция
,
а
не
вновь
созданные
анализом
.
Аналитическая
ситуация
становится
тем
местом
действия
,
где
обнаруживается
сопротивление
.
Сопротивление
есть
повторение
всех
защитных
операций
,
которые
пациент
использовал
в
своей
обычной
прошлой
жизни
.
Все
вариации
психических
явлений
могут
быть
использованы
для
целей
сопротивления
,
на
вне
зависимости
от
того
,
что
служит
его
источником
,
сопротивление
действует
через
Эго
пациента
.
Хотя
некоторые
аспекты
сопротивления
могут
быть
осознаны
,
значительная
их
часть
остается
бессознательной
.
Психоаналитическая
терапия
характеризуется
доскональным
и
систематическим
анализом
сопротивлений
.
Задача
психоаналитика
состоит
в
том
,
чтобы
раскрыть
,
как
пациент
сопротивляется
,
чему
он
сопротивляется
и
почему
он
делает
это
.
Непосредственной
причиной
сопротивления
всегда
является
избегание
таких
болезненных
явлений
,
как
тревога
,
вина
или
стыд
.
За
этим
могут
быть
найдены
инстинктивные
побуждения
,
которые
и
вызывают
болезненный
аффект
.
В
конце
концов
,
будет
выяснено
,
что
это
страх
травматического
состояния
,
которое
сопротивление
пытается
отвратить
(
А
,
Фрейд
, 1935,
с
. 45—70;
Феничел
, 1945,
с
. 128—167).
Существует
много
способов
классификации
сопротивлений
.
Наиболее
важное
практическое
различие
состоит
в
дифференциации
Эго
-
синтоничных
сопротивлений
от
сопротивлений
,
чуждых
Эго
.
Если
пациент
чувствует
,
что
сопротивление
чуждо
ему
,
он
готов
работать
над
ним
аналитически
.
Если
же
оно
Эго
-
синтоничное
,
он
может
отрицать
его
существование
,
преуменьшать
его
важность
или
рационализировать
его
исчезновение
.
Одним
из
важных
шагов
при
анализировании
сопротивления
является
превращение
его
в
сопротивление
,
чуждое
Эго
.
Как
только
это
будет
достигнуто
,
пациент
сформирует
рабочий
альянс
с
аналитиком
и
будет
временно
и
частично
идентифицировать
себя
с
ана
-
литиком
в
своей
готовности
работать
над
анализом
своего
сопротивления
.
Другие
формы
психотерапии
пытаются
избежать
или
– 44 –
преодолеть
сопротивления
путем
внушения
или
используя
наркотики
,
или
эксплуатируя
отношения
переноса
.
В
укрывающей
или
поддерживающей
терапии
терапевт
пытается
усилить
сопротивление
.
Это
может
быть
необходимо
для
пациента
,
который
может
перейти
в
психическое
состояние
.
Лишь
в
психоанализе
терапевт
стремится
выявить
причину
,
цель
,
форму
и
историю
сопротивлений
(
Кнайт
,
1952).
1.32.
Анализирование
материала
пациента
В
классическом
психоанализе
большое
число
терапевтических
процедур
используется
для
работы
на
различных
уровнях
.
Общей
характеристикой
для
всех
аналитически
ориентированных
техник
является
их
непосредственная
цель
—
улучшение
понимания
пациентом
самого
себя
.
Некоторые
процедуры
не
добавляют
этого
понимания
«
пер
се
»,
но
усиливают
те
функции
Эго
,
которые
необходимы
для
достижения
понимания
.
Например
,
отреагирование
создает
достаточную
разрядку
инстинктивных
напряжений
,
так
что
осажденное
Эго
далее
не
будет
чувствовать
надвигающуюся
опасность
.
Более
спокойное
Эго
облегчит
затем
возможность
наблюдения
мышления
,
вспоминания
,
оценки
,
функции
,
которые
были
утрачены
в
остром
тревожном
состоянии
.
Понимание
теперь
становится
возможным
.
Отреагирование
—
одна
из
неаналитических
процедур
,
которая
часто
используется
при
аналитическом
лечении
.
Часто
оно
является
необходимой
предпосылкой
для
инсайта
.
Анти
-
аналитические
процедуры
—
те
,
которые
блокируют
или
уменьшают
способности
к
пониманию
и
инсайту
.
Меры
или
действия
,
которые
ослабляют
функции
Эго
по
наблюдению
,
мышлению
,
воспоминанию
и
оценке
,
принадлежат
к
этой
категории
.
В
качестве
подобных
действий
можно
назвать
назначение
некоторых
наркотиков
интоксикации
,
быстрое
и
легкое
успокаивание
,
удовольствия
переноса
,
отвлечения
внимания
и
т
.
д
.
Наиболее
важная
аналитическая
процедура
—
интерпретация
;
все
остальные
подчинены
ей
теоретически
и
практически
.
Все
аналитические
процедуры
—
это
либо
шаги
,
которые
ведут
к
интерпретации
,
либо
дела
-
– 45 –
www.NataHaus.ru
ют
ее
эффективной
(
Е
.
Бибринг
, 1954;
Гилл
, 1954;
Меннингер
, 1958).
Термин
«
анализирование
» —
стенографическое
выражение
,
которое
относится
к
техникам
по
достижению
понимания
,
Он
обычно
включает
четыре
различных
процедуры
:
конфронтацию
,
прояснение
,
интерпретацию
и
тщательную
переработку
.
В
последующих
частях
будет
дано
более
обширное
обсуждение
и
клинические
примеры
того
,
как
каждая
из
этих
процедур
применяется
.
Здесь
я
ограничусь
рабочими
определениями
и
простыми
иллюстрациями
.
Первый
шаг
при
анализировании
психического
феномена
—
конфронтация
.
Явление
должно
стать
очевидным
для
сознательного
Эго
пациента
.
Например
,
до
того
,
как
я
смогу
интерпретировать
причину
,
из
-
за
которой
пациент
избегает
определенной
темы
во
время
сеанса
,
я
сначала
должен
показать
ему
,
что
он
избегает
чего
-
то
.
Иногда
пациент
сам
видит
это
,
тогда
можно
переходить
к
следующему
шагу
.
Однако
,
прежде
чем
предпринимать
любые
дальнейшие
аналитические
шаги
,
нужно
убедиться
,
что
пациент
сам
различает
тот
психический
феномен
,
который
мы
пытаемся
анализировать
.
Конфронтация
приводит
к
следующему
этапу
—
к
прояснению
.
Обычно
эти
две
процедуры
смешиваются
друг
с
другом
,
но
я
нахожу
,
что
нужно
разделять
их
,
потому
что
каждая
из
них
вызывает
различные
проблемы
.
Прояснение
относится
к
тем
действиям
,
которые
имеют
целью
поместить
анализируемый
психический
феномен
в
четкий
фокус
. 3
начимые
детали
должны
быть
раскопаны
и
тщательно
отделены
от
посторонних
.
Частности
или
части
феномена
в
вопросе
должны
быть
выделены
и
изолированы
.
Разрешите
привести
простой
пример
.
Я
поставил
пациента
,
мистера
.
Н
.,
перед
фактом
,
что
он
оказывает
сопротивление
,
после
чего
он
увидел
,
что
это
действительно
так
,
казалось
,
он
убегает
от
чего
-
то
прочь
.
Дальнейшие
ассоциации
пациента
вели
в
направлении
того
,
почему
и
чему
он
сопротивляется
.
Давайте
рассмотрим
первую
инстанцию
.
Ассоциации
,
детерминированные
сопротивлением
,
привели
пациента
к
рассказу
о
прошлом
уик
-
энде
.
Мистер
Н
.,
пришел
на
родительское
собрание
в
школу
дочери
,
где
испытал
замешательство
– 46 –
при
виде
столь
большого
количества
родителей
,
выглядевших
богатыми
.
Это
напомнило
ему
собственное
детство
,
то
,
как
он
с
ненавистью
наблюдал
за
тем
,
как
его
отец
заискивал
перед
своими
богатыми
клиентами
.
Отец
был
деспотом
в
отношении
своих
рабочих
и
«
глупым
подлизой
»
с
богатыми
.
Пациент
боялся
своего
отца
,
пока
жил
дома
до
поступления
в
колледж
.
Потому
он
стал
презирать
его
.
У
него
до
сих
пор
сохранилось
это
чувство
презрения
,
но
он
не
показывает
его
,
ведь
это
ни
к
чему
бы
ни
привело
,
его
отец
слишком
стар
для
того
,
чтобы
меняться
.
Его
отцу
,
должно
быть
,
уже
под
шестьдесят
,
его
волосы
совсем
белые
, «
то
,
что
от
них
осталось
».
Пациент
замолчал
.
У
меня
было
впечатление
,
что
ассоциации
мистера
Н
.,
указывали
на
некоторые
чувства
,
которые
он
питал
ко
мне
,
и
это
были
те
чувства
,
которые
заставили
его
сопротивляться
в
начале
сеанса
.
Я
также
чувствовал
что
это
,
вероятно
,
должно
относиться
к
презрению
и
,
более
точно
,
к
страху
пациента
выразить
свое
презрение
непосредственно
мне
.
Когда
пациент
замолчал
,
я
сказал
,
что
мне
бы
хотелось
знать
,
не
испытывает
ли
он
некоторого
презрения
к
другому
седовласому
мужчине
.
Пациент
покраснел
,
и
его
первый
ответ
был
таким
: «
Я
полагаю
,
вы
думаете
,
что
говорил
о
вас
.
Нет
,
это
не
совсем
верно
.
Я
не
чувствую
никакого
презрения
к
вам
—
почему
,
собственно
,
я
должен
испытывать
его
?
Вы
лечите
меня
очень
хорошо
—
по
большей
части
.
Я
не
имею
понятия
,
как
вы
обращаетесь
со
своей
семьей
или
своими
друзьями
.
Впрочем
,
это
не
мое
дело
.
Кто
знает
,
может
быть
,
вы
один
из
тех
людей
,
кто
,
наступив
на
ногу
чучела
,
приносит
«
свои
большие
извинения
»;
я
не
знаю
,
и
это
меня
не
волнует
».
В
тот
момент
я
понял
следующее
.
Я
ответил
ему
,
что
было
бы
легче
не
знать
,
как
я
в
действительности
веду
себя
вне
сеанса
.
Если
бы
он
узнал
,
то
,
вероятно
,
почувствовал
бы
презрение
и
побоялся
бы
выразить
его
,
мне
непосредственно
.
Мистер
Н
.
несколько
секунд
молчал
,
а
затем
ответил
,
что
если
бы
он
представил
меня
делающим
что
-
то
,
вызывающее
презрение
,
то
он
не
знал
бы
,
что
делать
с
этой
информацией
.
Это
напомнило
ему
о
случае
,
произошедшем
несколько
недель
тому
назад
.
Он
был
в
ресторане
и
услышал
сердитый
мужской
голос
,
распекающий
официанта
.
С
дальнего
– 47 –
расстояния
голос
звучал
,
как
мой
,
и
затылок
тоже
выглядел
,
как
мой
.
С
облегчением
несколькими
минутами
позже
он
увидел
,
что
это
не
так
.
www.NataHaus.ru
Теперь
стало
возможно
показать
пациенту
,
что
он
старался
избежать
чувства
презрения
ко
мне
,
потому
что
,
если
бы
это
произошло
,
он
побоялся
бы
выразить
его
,
так
же
как
он
боялся
выразить
его
отцу
.
Это
была
та
специфическая
комплексная
группа
эмоциональных
ответов
,
которую
следует
выделить
для
прояснения
до
того
,
как
приступать
к
дальнейшему
анализу
сопротивления
.
Третий
шаг
при
анализировании
—
интерпретация
.
Эта
процедура
отличает
психоанализ
от
всех
остальных
психотерапий
,
потому
что
в
психоанализе
интерпретация
—
окончательное
и
решающее
действие
.
Все
другие
процедуры
подготавливают
для
интерпретации
материал
или
развивают
ее
и
,
в
свою
очередь
,
сами
должны
быть
интерпретированы
.
Интерпретировать
означает
делать
неосознанные
феномены
осознанными
.
Более
точно
,
это
означает
делать
сознательным
бессознательное
значение
,
источник
,
историю
,
форму
или
причину
данного
психического
события
.
Это
обычно
требует
не
одной
,
а
нескольких
интерпретаций
.
Для
интерпретации
аналитик
использует
свое
собственное
бессознательное
,
свою
эмпатию
и
интуицию
так
же
,
как
и
свои
теоретические
знания
.
Путем
интерпретации
мы
поднимаемся
выше
того
,
что
поддается
прямому
наблюдению
,
и
определяем
значение
и
казуальность
психологического
феномена
.
Нам
необходимы
ответы
пациента
для
того
,
чтобы
определить
валидность
нашей
интерпретации
(
Е
.
Бибринг
, 1954;
Феничел
, 1945
а
;
см
.
Дополнительный
список
литературы
).
Процедуры
прояснения
и
интерпретации
тесно
переплетаются
.
Очень
часто
прояснение
ведет
к
интерпретации
,
которая
,
в
свою
очередь
,
приводит
к
дальнейшему
прояснению
(
Крин
, 1951).
Клинический
случай
,
приведенный
выше
,
показывает
это
.
Позвольте
мне
проиллюстрировать
понятия
интерпретации
и
валидности
на
примере
того
же
пациента
.
На
сеансе
,
спустя
почти
две
недели
после
описанного
выше
,
мистер
Н
.
рассказал
фрагмент
своего
сновидения
.
Все
,
что
он
запомнил
,
состояло
в
следующем
:
он
ждет
,
пока
красный
цвет
светофора
изменится
,
и
чув
-
– 48 –
ствует
,
что
кто
-
то
толкнул
его
бампером
сзади
.
Он
оборачивается
в
ярости
и
видит
с
облегчением
,
что
это
всего
лишь
мальчик
на
велосипеде
.
Для
его
машины
он
не
представляет
опасности
.
Ассоциация
привела
к
любви
мистера
Н
.
к
машинам
,
в
особенности
к
спортивным
машинам
.
Он
любил
,
в
частности
,
пронестись
со
свистом
на
«
старой
,
толстой
,
дорогой
машине
».
Дорогие
машины
казались
такими
стойкими
,
но
они
разваливались
в
течение
нескольких
лет
.
Его
маленькие
спортивные
машины
могли
обогнать
,
перепрыгнуть
,
пережить
кадиллаки
,
линкольны
,
роллс
-
ройсы
.
Он
знал
,
что
это
преувеличение
,
но
ему
нравилось
думать
так
.
Это
доставляло
ему
удовольствие
.
Это
,
должно
быть
,
шло
от
времен
его
увлечения
атлетизмом
,
когда
он
любил
быть
неудачником
и
терпеть
поражение
от
фаво
-
рита
.
Его
отец
был
спортивным
болельщиком
и
всегда
преуменьшал
достижения
моего
пациента
.
Его
отец
всегда
намекал
,
что
был
великим
атлетом
,
но
никогда
не
подтверждал
этого
;
он
был
эксгибиционистом
,
но
мистер
Н
.
сомневался
,
мог
ли
его
отец
действительно
выступать
.
Его
отец
мог
флиртовать
с
официанткой
в
кафе
или
бросать
сексуальные
замечания
о
женщинах
,
проходящих
мимо
,
он
,
казалось
,
не
скрывал
этого
.
Если
бы
он
действительно
был
сексуален
,
он
не
прибегал
бы
к
таким
вещам
.
Ясно
,
что
рассматриваемый
материал
пациента
объединяет
пациента
с
его
отцом
в
смысле
сексуальной
способности
.
Это
относится
также
и
к
тем
лицам
,
которые
претендуют
на
то
,
чтобы
быть
теми
,
кем
они
не
являются
.
В
его
ассоциации
был
момент
,
сопровождающийся
сильнейшим
аффектом
:
когда
он
сказал
,
что
ему
«
доставляет
удовольствие
»
разбивать
большие
машины
.
Он
знал
,
что
это
извращение
,
но
ему
нравилось
представлять
это
.
В
его
сновидении
ярость
сменяется
облегчением
,
когда
он
обнаруживает
,
что
его
стукнул
«
всего
лишь
мальчик
на
велосипеде
».
Мне
кажется
,
что
эти
два
аффективно
нагруженных
элемента
должны
послужить
ключом
к
пониманию
сновидения
и
всего
аналитического
сеанса
в
целом
.
Я
интерпретировал
для
себя
,
что
мальчик
на
велосипеде
означает
подростковую
мастурбацию
.
Красный
цвет
,
вероятно
,
относится
к
проституции
,
поскольку
«
район
красных
фонарей
» —
обычное
название
для
то
-
– 49 –
го
места
,
где
сосредоточены
проститутки
.
Я
знал
,
что
мой
пациент
утверждал
,
что
любит
свою
жену
,
но
предпочитал
секс
с
проститутками
.
До
этого
момента
в
анализе
пациент
не
имел
воспоминаний
,
www.NataHaus.ru
касающихся
сексуальной
жизни
родителей
.
Однако
он
часто
указывал
,
что
его
отец
флиртовал
с
официантками
,
что
я
принял
как
экранированное
воспоминание
.
Я
,
однако
,
чувствовал
,
что
мне
следовало
бы
указать
своей
интерпретацией
этого
эпизода
на
его
взрослое
отношение
превосходства
по
сравнению
с
детским
беспокойством
относительно
сексуальной
жизни
отца
(
я
умышленно
пренебрегаю
,
в
данный
момент
,
всем
,
что
находится
на
заднем
плане
).
В
конце
сеанса
я
сказал
мистеру
Н
.,
что
,
как
мне
кажется
,
я
чувствую
,
он
борется
со
своими
чувствами
по
отношению
к
сексуальной
жизни
отца
,
когда
говорит
,
что
его
отец
был
не
очень
сексуальным
мужчиной
.
И
мне
бы
хотелось
знать
,
действительно
ли
он
думает
так
.
Пациент
ответил
очень
быстро
,
пожалуй
,
даже
слишком
быстро
.
По
существу
,
он
поспешил
согласиться
,
что
его
отец
всегда
казался
ему
самонадеянным
,
хвастливым
,
претенциозным
.
Он
не
знал
,
какой
была
его
сексуальная
жизнь
с
матерью
,
но
был
совершенно
уверен
,
что
она
не
могла
быть
вполне
удовлетворенной
.
Его
мать
была
болезненной
и
несчастной
.
Она
провела
большую
часть
жизни
,
жалуясь
ему
на
отца
.
Мистер
Н
.
был
совершенно
уверен
,
что
его
мать
не
любит
секс
,
хотя
не
мог
доказать
этого
.
Я
вмешался
в
этот
момент
и
сказал
,
что
мне
кажется
,
что
мысль
о
том
,
будто
его
мать
отвергала
секс
с
отцом
,
доставляла
ему
удовольствие
.
Пациент
сказал
,
что
это
не
доставляло
ему
удовольствия
,
но
он
допускает
,
что
она
давала
ему
чувство
удовлетворения
,
ощущение
триумфа
над
«
старым
мальчиком
».
Действительно
,
теперь
он
пересказал
,
что
как
-
то
нашел
«
Герлз
мэгэзинз
» (
журналы
с
фотографиями
обнаженных
женщин
),
спрятанный
в
спальне
отца
.
Он
также
рассказал
,
что
однажды
нашел
пакет
презервативов
под
подушкой
отца
,
когда
был
подростком
,
и
подумал
: «
Мой
отец
,
должно
быть
,
ходит
к
проституткам
».
Я
вновь
вмешался
и
отметил
,
что
презерватив
под
подушкой
,
скорее
,
говорит
о
том
,
что
отец
использовал
его
с
матерью
,
которая
спала
на
той
же
самой
кровати
.
– 50 –
Однако
мистер
Н
.
хотел
верить
своей
переполненной
желаниями
фантазий
:
мать
не
хотела
секса
с
отцом
,
и
отец
был
не
особенно
потентен
.
Пациент
замолчал
и
сеанс
окончился
.
На
следующий
день
он
начал
с
рассказа
,
что
был
ужасно
рассержен
,
когда
вышел
от
меня
.
Он
сел
за
руль
и
вел
машину
дико
,
пытаясь
обогнать
все
машины
на
дороге
,
в
особенности
дорогие
.
Затем
ему
пришла
в
голову
мысль
посостязаться
в
скорости
с
роллс
-
ройсом
,
если
только
он
встретит
хоть
один
.
Внезапная
мысль
осенила
его
.
Спереди
на
роллс
-
ройсе
есть
инициалы
Р
.
Р
.
Это
инициалы
доктора
Гринсона
,
вдруг
понял
он
.
И
он
засмеялся
,
один
-
одинешенек
в
машине
. «
Старый
мальчик
,
вероятно
,
прав
, —
подумал
он
, —
мне
доставляло
удовольствие
представлять
,
что
мать
предпочитала
меня
,
и
я
мог
превзойти
отца
.
Позже
я
думал
,
повлияло
ли
это
как
-
нибудь
на
мою
собственную
ненормальную
сексуальную
жизнь
с
женой
».
Я
думаю
,
что
этот
клинический
пример
достаточно
хорошо
иллюстрирует
сложные
шаги
,
предпринимаемые
для
даже
простой
интерпретации
,
а
также
для
выяснения
того
,
каких
клинических
ответов
следует
ожидать
от
пациента
,
чтобы
определить
,
находится
ли
аналитик
на
верном
пути
.
Аффективный
ответ
пациента
на
первое
мое
вмешательство
,
его
поспешность
при
ответе
показывают
,
что
я
прикоснулся
к
чему
-
то
,
находящемуся
в
сильнейшем
напряжении
.
Новые
воспоминания
о
жур
-
налах
и
презервативах
четко
показали
,
что
я
был
совершенно
прав
.
Его
реакция
после
сеанса
,
озлобление
,
ассоциация
с
роллс
-
ройсом
,
смех
и
связывание
этого
с
его
собственной
сексуальной
жизнью
показывают
,
что
дозировка
и
согласованность
действий
в
порядке
(
во
втором
томе
интерпретация
будет
обсуждаться
более
подробно
).
Четвертый
шаг
в
анализировании
—
тщательная
проработка
.
Этот
термин
относится
к
комплексу
процедур
и
процессов
,
которые
имеют
место
после
инсайта
.
Аналитическая
работа
,
которая
открывает
путь
от
инсайта
к
изменениям
,
есть
тщательная
проработка
(
Гринсон
, 19656).
Это
относится
,
в
основном
,
к
часто
встречающимся
,
хорошо
исследованным
сопротивлениям
,
которые
препятствуют
тому
,
чтобы
понимание
привело
к
изменению
.
Кроме
того
,
при
углубленном
анализе
– 51 –