Файл: Вердербер Р. - Психология общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 6227

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

111

Глава 7 

• 

Самораскрытие и обратная связь

рительные отношения. Например, если Пит дал вам
унизительное прозвище, вы можете объяснить ему,
что вам это неприятно. У Пита остается возможность
продолжать обращаться к вам по этому прозвищу,
когда он хочет смутить вас, но если Пит соблюдает
этические нормы, более вероятно, что он прекратит
обзывать вас. Однако если вы не опишете свои чув
ства Питу, он, возможно, будет продолжать исполь
зовать прозвище просто потому, что ему и в голову
не приходит, насколько вам это не нравится. Ничего
не говоря, вы поощряете его поведение. Уровень рис
ка изменяется в зависимости от ситуации, но, описы
вая свои чувства, вы, скорее, сохраните здоровые от
ношения, чем причините им вред.

Подумайте об этом

Словарь эмоций

Посмотрите на каждое слово на рис. 7.1, скажи
те «Я чувствую себя …» и попытайтесь опреде
лить, каким бы словом вы описали это чувство.
Какие из этих слов наиболее точно передают
ваши чувства?

3. Нередко люди стыдятся рассказывать о своих

чувствах. В раннем возрасте мы все учимся «тактич
ному» поведению. Прикрываясь тем, что «правда
иногда вредит», мы учимся избегать правды, не го
воря ничего или «немного» приврав. Когда вы были
молоды, может быть, ваша мать говорила вам: «Не
забудь крепко поцеловать бабушку». В это время у

Не каждому легко описать свои чувства и поделиться
ими с другими людьми.

как, например, проблема наркоти
ков.

Я думаю, все мы в некотором

смысле расисты. Все мы не любим
определенных людей, принадле
жат ли они к другой расе или на
циональности или имеют другие
привычки.

Но для меня опасный расист —

это человек, который считает,
что люди другого этнического
происхождения не должны пося
гать на его пространство: «Не
приходите сюда и не посягайте
на мое пространство, вы — ки
тайцы. Ваше место в Китае или в
Чайнатауне».

Расисты заявляют вам, что вы

им не нравитесь. С другой сторо
ны, люди с предубеждениями бу
дут говорить то же самое, но в
форме таких намеков: «О да, не
которые из моих лучших друзей
черные». Или они позволяют
себе замечания и на этнические
темы, которые вас оскорбят, но
они не придут и не скажут вам
прямо: «Ты черная, я не хочу
иметь с тобой ничего общего».

Расисты, помоему, делают имен
но так.

Как расисты, так и люди с пре

дубеждениями имеют свое мне
ние, и, по большей части, это
мнение несправедливое, но раси
сты зайдут в этом вопросе на
один шаг дальше. Расисты — это
люди, которые будут до конца
следовать своим предубежде
ниям.

Я поссорилась с одной женщи

ной на работе. Она была белой, а
в то время я была единственным
черным человеком в своем отде
ле. Или я была единственным че
ловеком, кто представлял всех
черных в моем отделе. А она за
просто позволяла себе расистские
шуточки. На одну из них я отве
тила: «Знаете, Нелли, вы просто
расистская свинья!» И она оскор
билась на это. А я только шутила,
точно так же, как она шутила два
дня подряд — ей стоило бы поду
мать об этом. Я стою на самой
границе, и это все, что я могу сде
лать. И мне тяжело улыбаться и
шутить с вами, когда вы пытае

тесь говорить со мной через эту
границу.

Она не могла этого понять. Мы

не разговаривали несколько не
дель. Однажды я должна была ра
ботать с ней. За первые два часа
мы не сказали ни слова. А затем,
как только я произнесла: «Улыб
нись, Нелли, у меня от тебя кры
ша едет!», она улыбнулась и рас
смеялась. И с тех пор мы стали
хорошими друзьями. Она теперь
знает, что не должна касаться эт
нических вопросов в моем при
сутствии; не шутите со мной так,
я не собираюсь больше терпеть
это. Мы можем быть друзьями и
говорить о чем угодно, кроме
расы.

Фрагменты из: «Case Study:

Linda Howard, “Unless you

re

mixed, you don’t know what it’s like
to be mixed”», in Sonia Nieto,
Affirming Diversity: The
Sociopolitical Context of
Multicultural Education, 3rd ed.
(New York: Longman, 2000), p. 50
60. Воспроизведено с разрешения
Longman.


background image

112

Часть 2 

• 

Межличностная коммуникация

Слова, выражающие злость

рассерженный
взбешенный
разгневанный

раздраженный
сердитый
возмущенный

ожесточенный
неистовый
разъяренный

недовольный
враждебный
раздосадованный

Слова, выражающие полезность

приятный
совместный
радушный
услужливый

дружелюбный
сочувствующий
добрый
поддерживающий

благотворный
творческий
любезный
полезный

заботливый
взаимодействующий
добрососедский
теплый

Слова, выражающие любовь

преклоняющийся
заботливый
восхитительный

нежный
обаятельный
страстный

влюбленный
пылкий
чувствительный

пробужденный
добрый
мягкий

Слова, выражающие растерянность

сконфуженный
стесненный
возбужденный
ошеломленный

озабоченный
расстроенный
застенчивый
болтливый

разочарованный
опозоренный
униженный
смешной

смущенный
пораженный
нервный
робкий

Слова, выражающие удивление

пораженный
смущенный
потрясенный
пустоголовый

изумленный
расстроенный
озадаченный
в шоке

поставленный в тупик
взволнованный
ошеломленный
испуганный

сбитый с толку
раздраженный
в недоумении
оглушенный

Слова, выражающие страх

напуганный
угрожающий
раздражительный
дрожащий

взволнованный
испуганный
беспокоящийся
запуганный

встревоженный
ужаснувшийся
остолбеневший
тревожный

озабоченный
 нервный
панический
обеспокоенный

Слова, выражающие отвращение

огорченный
отвратительный

раздосадованный
неприязненный

вызывающий отвращение
отталкивающий

оскверненный
тошнотворный

Рис. 7.1.

 Перечень слов, описывающих чувства

вас вырвалось: «Боже, как это отвратительно — це
ловать бабушку. У нее такие усы…». Если ваша мать
отвечает: «Это ужасно — бабушка тебя так любит! Ты
поцелуешь ее, и чтобы я никогда не слышала подоб
ных выражений!», вы, возможно, чувствуете себя
виноватым в том, что у вас возникли такие «непра
вильные» чувства. Однако сама мысль о том, что вы
будете целовать бабушку, вызывает у вас отвраще
ние. В этом случае спорный вопрос не в том, что вас
охватили подобные чувства, а каким образом вы это
высказали.

4. Многие считают, что описание чувств наносит

вред другим людям или отношениям с ними. Если
Федора действительно беспокоит, что его подруж
ка Лана грызет ногти, он может посчитать, что опи
санием своих чувств нанесет такой вред ее чувствам,
который вобьет клин в их отношения. Значит, будет
лучше, если Федор ничего не скажет? Неверно!
Если Федор ничего не скажет, он будет постоянно
раздражен поведением Ланы. Фактически, со време
нем постоянное раздражение Федора, вероятно, по
служит причиной того, чтобы придраться к Лане по


background image

113

Глава 7 

• 

Самораскрытие и обратная связь

Слова, выражающие одиночество

покинутый
несчастный
заброшенный
обманутый
непризнанный

одинокий
уволенный
оставленный
унылый
презренный

скучающий
опустошенный
игнорируемый
потерянный
третируемый

осиротелый
исключенный
изолированный
отвергнутый
униженный

удрученный
суровый
безрадостный
жалкий
скорбный

печальный
угнетенный
приниженный
в дурном настроении
обеспокоенный

подавленный
угрюмый
грустный
замкнутый
изнуренный

храбрый
сильный
с кипучей энергией
крепкий
трепещущий

проворный
резвый
бойкий
горячий
решительный

энергичный
отважный
бодрый
веселый
живой

Слова, выражающие счастье

блаженный
восхищенный
сказочный
возвышенный
радостный

очарованный
восторженный
головокружительный
исступленный
обеспеченный

оживленный
ликующий
довольный
торжествующий
взволнованный

соперничающий
победный
удовлетворенный
веселый
угодивший

Слова, выражающие унижение

преданный
приниженный
беспомощный
оскорбленный
преуменьшенный

 пораженный
 третируемый
 неадекватный
 надоедливый
 непригодный

 расплющенный
 пониженный по службе
 неспособный
 бессильный
 недостойный

 униженный
 глупый
 худший
 недооцененный
 бесполезный

Слова, выражающие вред

оскорбленный
гнетущий
брошенный
несправедливый
раздосадованный
презренный

ужасный
безнадежный
надоедливый
обиженный
отвергнутый
неуважаемый

жульнический
мрачный
пренебрегаемый
подавленный
возмущенный
униженный

лишенный
страшный
изолированный
огорченный
испорченный
раненый

Слова, выражающие грусть

унылый
мрачный
гнетущий
невеселый
огорченный

Слова, выражающие деятельность

оживленный
активный
вдохновленный
мощный
проворный

Рис. 7.1.

 Перечень слов, описывающих чувства (окончание)

другому поводу, потому что он не может заставить
себя поговорить с ней о ее привычке, которая на са
мом деле его раздражает. Лана будет обижена пове
дением Федора, однако она не поймет, чем оно выз
вано. Но ведь и не описывая свои настоящие чув
ства, Федор все равно может испортить с ней
отношения. Однако если Федор в тактичной форме
расскажет Лане о своих чувствах, она может попы
таться прекратить грызть ногти. У них может воз
никнуть дискуссия, в которой он узнает, что она и
рада бы не грызть ногти, но ей трудно перебороть

себя. Вероятно, он поможет ей отказаться от этой
привычки. Или Федор придет к выводу, что это дей
ствительно незначительная вещь, которая со време
нем перестанет раздражать его. Таким образом, опи
сание чувств дает больше шансов сохранить и укре
пить ваши отношения.

5. Некоторые люди принадлежат к таким культур

ным группам, в которых сдерживание своих чувств
считается уместным поведением. В некоторых куль
турах, например, гармоничным отношениям в груп
пе или между отдельными людьми придается более


background image

114

Часть 2 

• 

Межличностная коммуникация

важное значение, чем личным чувствам людей. Люди
из таких культур могут не описывать свои чувства,
опасаясь нанести вред благополучию группы.

Описывая свои чувства, 1) определите, что их выз

вало. Чувства возникают в результате какогото пове
дения, поэтому определите такое поведение.
2) Мысленно определите, что вы чувствуете, будьте
точны. Это не так просто, как кажется. Когда людей
обуревают чувства, они часто проявляют их, не заду
мываясь. Описывая чувства, вы должны точно знать,
что вы чувствуете. Словарь эмоций, представленный на
рис. 7.1, поможет вам развить способность выбирать
точные слова для описания чувств. 3) Заявляйте о сво
их чувствах. Начинайте ваши высказывания со слов: «Я
чувствую…». 4) Вербально формулируйте конкретные
чувства: счастье, грусть, раздражение, трепет.

Вот два примера описания чувств: 1) «Спасибо за

комплимент (триггер); я (лицо, испытывающее чув
ства) доволен (конкретное чувство) тем, что вы об
ратили внимание на усилия, которые я предпринял».
2) «Когда ты критикуешь мою стряпню, не учитывая,
что я уже отработала столько же часов, сколько и ты
(триггер), я (лицо, испытывающее чувства) чувствую
большую обиду» (конкретное чувство).

Для начала вам будет легче описать конкретные

положительные чувства: «Вы знаете, наше совмест
ное посещение этого спектакля действительно под
няло мне настроение» или «Когда вы предложили
помочь мне с домашним заданием, я действительно
обрадовался».

Когда вы успешно справились с позитивными

описаниями, можете попытаться описать негативные
чувства, связанные с факторами окружения: «Сего
дня так облачно, что в душе мрак» или «Когда на
улице воет ветер, я начинаю нервничать». Наконец,
вы можете перейти к негативному описанию того, что
люди говорят или делают: «Меня раздражает, когда
вы мельтешите передо мной» или «Когда вы таким
недоброжелательным тоном говорите мне, что я вам
понравился, я просто прихожу в замешательство».

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ЧУВСТВ И

МНЕНИЙ

Персонализация чувств и мнений, или персонали

зация, — это использование высказываний от перво
го лица для идентификации себя как источника кон
кретных мыслей или чувств.

Персонализация чувств и мнений

 — ис,

пользование высказываний от первого лица для
идентификации себя как источника конкрет,
ных мыслей или чувств.

Высказыванием от первого лица может быть лю

бое предложение, которое начинается с местоимений:
я, мой, меня или мне. Такие высказывания помогают
слушателю полностью и точно понять характер по

слания. Например, вместо того чтобы сказать: «От
дел рекламы — самый слабый в корпорации» (голос
ловное утверждение), говорится: «Я считаю отдел
рекламы самым слабым в корпорации». Подобно это
му, вместо того чтобы сказать: «Все считают, что Кол
линз несправедлив в своей критике», говорится:
«Мне кажется, что Коллинз несправедлив в своей
критике». Оба эти примера подчеркивают отличие
обобщающих или безличных оценок и высказываний
от первого лица.

Почему люди не персонализируют мысли и чув

ства? Тому есть две основные причины.

Усиление своих выражений. Если слушатели со

мневаются в утверждении «Все считают, что Кол
линз несправедлив в своей критике», они не прини
мают коллективной оценки большого количества
людей. Конечно, не каждый знает и соглашается, что
Коллинз несправедлив. В этом примере данное вы
ражение в действительности означает, что один че
ловек придерживается такого мнения. Но люди час
то думают, что их чувства или мнения не обладают
большой властью, поэтому они чувствуют потреб
ность сослаться на известные или универсальные
источники таких чувств или мнений.

Уклонение от ответственности. Подобным же об

разом люди используют такие коллективные выска
зывания, как «всякий согласится» и «любой человек,
обладающий здравым смыслом», чтобы избежать от
ветственности за свои собственные чувства и мысли.
Человеку труднее сказать: «Я не люблю Герберта»,
чем «Все не любят Герберта».

Подумайте об этом

Персонализация чувств и мнений

При каких обстоятельствах вы, вероятнее, буде
те персонализировать ваши собственные мыс
ли и чувства? Когда вы, вероятно, определите
их как принадлежащие комуто другому?

Проблема с такими общими высказываниями со

стоит в том, что, в лучшем случае, они преувеличива
ют, а в худшем — вводят в заблуждение и неэтичны
по сути. Если мы хотим оставаться в глазах других
людей корректными и порядочными, нам придется
взять на себя ответственность за собственные чувства
и взгляды. У всех есть право на собственное мнение.
Если то, что вы говорите, отражает ваши искренние
взгляды или чувства, сообщите об этом другим и будь
те готовы нести ответственность за это. Иначе от вас
могут отвернуться люди, которые способны уважать
ваши взгляды или чувства, даже если они не соглас
ны с вами.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ

ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Во взаимодействиях и отношениях с другими бы

вают случаи, когда уместно высказать, как послания


background image

115

Глава 7 

• 

Самораскрытие и обратная связь

Выражения, которые описывают чувства

В каждом наборе выражений отметьте выражение или выражения, которые описывают чувства.

1.

а. Это был потрясающий фильм!
б. Меня действительно развеселила эта история.
в. Я чувствую, что он достоин Оскара.
г. Прекрасно!

2.

а. Я чувствую, что вы хороший писатель.
б. Ваше произведение растрогало меня до слез.
в. (Одобрительно хлопая автора по плечу) Хорошая работа.
г. Всем нравится ваша работа.

3.

а. Занудство!
б. Если и дальше будет в том же духе, я лучше уйду.
в. Вы видели когданибудь подобную дыру?
г. Я впадаю в депрессию при виде темных залов.

4.

а. Я не могу стать лидером этой группы.
б. Проклятье — меня одурачили!
в. Я чувствую, что не способен возглавить группу.
г. Я удручен результатами моего руководства.

5.

а. Я победитель.
б. Я выиграл, потому что я — лучший.
в. Я сделал это! Я выиграл!
г. Я в восторге оттого, что завоевал эту награду.

РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ НАВЫКОВ Описание чувств

Навык

Объяснение эмоцио
нального состояния
словами

Использование

Самораскрытие; по
мощь людям в обще
нии с вами

Процедура

1. Определите, чем выз
вано данное чувство.
2. Мысленно определи
те, что вы чувствуете.
Подумайте конкретно.
Я чувствую ненависть?
Гнев? Радость?
3. Припишите себе
свои чувства в вербаль
ной форме. Начните
ваше высказывание со
слов «Я чувствую…»
4. Выразите словесно
конкретное чувство.

Пример

«Я не нашел работу, а в
результате впал в деп
рессию и чувствую
себя обескураженным»
или «Ты так защищала
меня, когда Лиа меня
критиковала, что я ис
пытываю к тебе сердеч
ное тепло».

ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Ответы

1. б. (а) оценочное высказывание; (в) оценочное высказывание, выраженное в описательной форме, — по

тому что слово чувствовать не означает, что человек действительно описал эти чувства; (г) демонстрация.

2. б. (а) оценочное высказывание (снова присутствует слово чувствовать); (в) демонстрация; (г) оценоч

ное высказывание.

3. г. (а) демонстрация; (б) это резуль

тат чувств, но не описание чувств; (в) это оценочное высказывание в

вопросительной форме.

4. в и г. (а) оценочное высказывание; (б) оценочное высказывание.

5. г. (а) оценочное высказывание; (б) оценочное высказывание; (с) демонстрация.