Файл: Вердербер Р. - Психология общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 5761

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

8

:

:

:

:

:

'    ,      6

 $    ?

 $      ?

 $     0?

 $     ,    

   ?

 <   !  ?

 <     !   6?

 <         ?

 $    ,        !?

 $     ,      -

?

 $     ,    , -

   ?

— = ,      7. 1        ?
— /   . >   ,      . = , 1   —   ,
  !  ,     6,  !       -
.
— (  7 ?
— = . > ,  ,     ,         -
,        . >  . *  
,      7       .

'
&$


background image

127

Глава 8 

• 

Коммуникация и взаимоотношения

Джанин повезло, потому что у нее есть два друга.

Навыки межличностного общения дают нам возмож
ность заводить знакомства, поддерживать и разви
вать отношения с другими людьми. В этой главе мы
поговорим о близких отношениях и их динамике.

Хорошие отношения

 с другим человеком — это от

ношения, удовлетворяющие обоих участников взаи
модействия.

В этой главе мы расскажем о трех видах отноше

ний и стадиях их развития, рассмотрим общение че
рез Интернет, а также изучим две теории, объясняю
щие установление личных связей. Затем мы погово
рим о ситуации конфликта и объясним, каким
образом человек в процессе конфликта может укре
пить отношения.

Хорошие отношения 

— отношения, удов,

летворяющие обоих участников взаимодей,
ствия.

 ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ

Мы ведем себя поразному, в зависимости от того, в

какие отношения с людьми вступаем: будем ли просто
знакомыми или у нас сложатся близкие отношения (La
Folette, 1996). Если мы рассмотрим все возможные
типы отношений, от интимных и близких до отноше
ний «шапочного знакомства», то можем распределить
всех людей, с которыми мы входим в контакт, на три
группы — знакомые, друзья и близкие люди.

Знакомые

 Знакомые

 — это люди, которых мы знаем по име

ни, с кем можем поговорить, когда представится воз
можность, но с ними у нас чаще всего устанавлива
ются поверхностные отношения. Мы знакомимся с
соседями, членами религиозной общины или обслу
живающим персоналом. Многие отношения в тех
или иных ситуациях складываются сами собой. Так,
Джим, работающий бухгалтером, последние три года
начисляет налоги для Сунь Ли, однако их общение
сводится к вежливому обмену шутками и разговору
о налогах.

Знакомые — 

люди, которых мы знаем по

имени, с кем можем поговорить, когда пред,
ставится возможность, но с ними у нас чаще
всего устанавливаются поверхностные отно,
шения.

Друзья

 — люди, с которыми мы доброволь,

но установили тесный личный контакт.

Друзья

Друзья — 

это люди, с которыми мы добровольно

установили тесный личный контакт (Patterson,
Bettini, & Nussbaum, 1993). Желая подружиться,

люди пытаются выйти за рамки формальных отно
шений. Так, Джим и Сунь Ли могут вместе пообедать.
Если они увидят, что им приятно общество друг дру
га, то в конце концов они могут стать друзьями.

Что нас привлекает в друзьях

Когда мы хотим подружиться с кемто, нас тянет

к привлекательным людям с хорошими социальны
ми навыками, чутким по отношению к нам, с кото
рыми у нас есть общие интересы и которые похожи
на нас по своим установкам, ценностям и личности
(Fehr, 1996).

Человека может привлекать и тот, кто совсем на

него не похож. Поговорка «противоположности схо
дятся» настолько же верна, как и поговорка «два са
пога пара». Если рассуждать теоретически, то разви
тие взаимоотношений зависит от того, насколько
удовлетворены потребности их участников, поэтому
могут подружиться совершенно разные люди, лишь
бы это помогло им удовлетворить свои потребности.
Так, противоположности притягиваются, когда раз
личия между людьми дополняют друг друга
(Winstead, Derlega, & Rose, 1997).

Чего мы ожидаем от своих друзей

Хотя людей тянет друг к другу по самым разным

причинам, результаты психологических исследова
ний указывают на то, что для настоящей дружбы
люди должны очень позитивно относиться друг к
другу, основывать отношения между собой на дове
рии и открытости, помогать друзьям своих друзей и
проявлять взаимовыручку (Dinda, 2000; Guerrero &
Andersen, 2000; Stafford & Canary, 1991).

 

Позитивность

. Друзья проводят время вместе,

потому что извлекают для себя пользу от такого об
щения. Они наслаждаются компанией друг друга, им
нравится разговаривать и делиться переживаниями.

 

Доверие

. Друзья идут на риск, доверяя тайны

другому человеку, так как верят, что друг намеренно
не причинит им вреда.

 

Открытость.

 Друзья делятся друг с другом лич

ными переживаниями.

 

Помощь друзьям друзей.

 Друзья преданы не толь

ко друг другу, но интересуются и семьей своих дру
зей. Они, скорее всего, пожертвуют своим временем
и энергией и будут принимать участие в жизни се
мьи своих друзей и друзей их друзей.

 

Взаимовыручка.

 Друзья помогают друг другу в

работе и решении различных проблем.

Доверие

 — способность человека идти на

риск, связанный с тем, что его благополучие
начинает зависеть от другого человека.

Близкие люди

Близкие люди

 — это люди, которым мы доверяем

свои самые сокровенные чувства. У человека может
быть много друзей и знакомых, но лишь несколько
близких людей.


background image

128

Часть 2 

• 

Межличностная коммуникация

Близкие люди отличаются от «обычных» друзей

большей степенью преданности, доверия, открытости
и удовольствия, которое они получают от своих отно
шений. Например, хотя друзья склонны к саморас
крытию, они редко доверяют тайны своей жизни; зато
близкие друзья часто знают все о своем партнере.

Близкие люди

 — люди, которым мы дове,

ряем свои самые сокровенные чувства.

Общайтесь!

Использование новых технологий

Запишите на видео отрывок из кинофильма или
телепрограммы, содержащий разговор друзей.
На основании своих представлений о дружбе
проанализируйте, есть ли в разговоре позитив
ность (рады ли участники тому, что разговари
вают друг с другом), доверяют ли друг другу,
открыты ли, поддерживают ли они друзей сво
их друзей и решают ли вместе проблемы. Какие
из этих характеристик дружбы проявляются в
разговоре? Что еще удалось вам заметить в
разговоре? Как вы считаете, что в этом разго
воре способствует или мешает развитию отно
шений? Насколько этот разговор похож или не
похож на ваши разговоры с друзьями? Чем
именно?

Пассивная стратегия

 — получение инфор,

мации о человеке на основе наблюдения.

Активная стратегия

 — получение инфор,

мации о человеке со слов других людей.

Интерактивная стратегия

 — получение

информации о другом человеке в процессе раз,
говора с ним.

ОБЩЕНИЕ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ

ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Хотя все отношения развиваются поразному,

чаще всего взаимоотношения между людьми прохо
дят следующие стадии: зарождение, стабилизация и
угасание. (Duck, 1987; Taylor & Altman, 1987). На
сколько удачно сложатся отношения, зависит от того,
как взаимодействуют партнеры.

 Начало, или Установление

взаимоотношений

Основой для установления отношения с другим

человеком прежде всего является потребность в по
лучении информации и уменьшении неопределен
ности (Berger & Brada, 1982; Littlejohn, 1999). Мы
получаем информацию о другом человеке 

пассив

но

, когда наблюдаем за его поведением, 

активно

,

когда получаем информацию от других, и 

интерак

тивно

, когда обращаемся непосредственно к чело

веку.

Чаще всего для того чтобы установить взаимоот

ношения с другим человеком, мы вступаем в разго
вор, поддерживаем его и устанавливаем более близ
кие отношения.

Вступление в разговор

Первые несколько минут встречи и разговор с че

ловеком в значительной степени определяют то, ка
кие отношения сложатся впоследствии. Как гласит
старая пословица, у вас вряд ли появится вторая по
пытка произвести первое впечатление. Есть несколь
ко способов начать разговор. Чаще всего люди зада
ют вопросы. Охотно отвечая на ваш вопрос, собесед
ник проявляет заинтересованность в продолжении
разговора. Молчание или краткий ответ, возможно,
указывают на то, что в данный момент человек не
расположен с вами общаться.

1. Представьтесь официально или неофициаль

но.

 «Здравствуйте, меня зовут Гордон. А как зовут

вас?»

2. Поговорите о том, что вас окружает

. «Ужасная

погода для игры, не правда ли?» «Удивительно, как
можно в этом климате вырастить такой прекрасный
сад?»

3. Поговорите о своих мыслях или чувствах

.

«Мне очень нравится вечеринка. А тебе?» «Я живу
на этом этаже, вас тоже раздражает скрип на лестни
це?» или «Не правда ли, здесь душно?»

4. Поговорите о другом человеке

. «Кажется,

Мардж — отличная хозяйка, ты ее давно знаешь?»
«Не помню, встречались ли мы раньше. Ты работа
ешь в торговле?»

Продолжение разговора

Как только двое людей вступили во взаимодей

ствие, они, вероятно, заведут непринужденный раз
говор, обменяются информацией и сплетнями, при
этом практически ничем не рискуя.

При

 обмене идеями

 люди сообщают друг другу

информацию, содержащую факты, мнения и убеж
дения, порой отражающие их ценности. В офисе
Дэн может спросить Уолта о том, чем кончился
вчерашний матч по бейсболу. Или, например, Бо
нита, взяв более серьезный тон, может поговорить
с Кеном о предстоящих выборах. Хотя дискуссия
о выборах «глубже», чем разговор о спорте, и в том
и в другом разговоре участники обмениваются иде
ями. Этот тип коммуникации важен на первой ста
дии взаимоотношений, потому что с его помощью
вы понимаете, о чем думает другой человек, еще
раз оцениваете свое отношение к нему и решаете
для себя, хотите вы или нет развивать отношения
дальше.

Сплетни

 — это передача информации о людях,

известных вам и вашему собеседнику, причем эта
информация не обязательно правдива. Сплетни —
одна из самых распространенных форм межличност
ной коммуникации. Эггинс и Слейд (Eggins & Slade,
1997) пишут: «Каждый день миллионы людей тратят
время на сплетни, и сами по себе сплетни — мощное
средство социализации».


background image

129

Глава 8 

• 

Коммуникация и взаимоотношения

С одной стороны, сплетня позволяет поговорить

с людьми и не выдавать много информации о себе.
Такие утверждения как «Знаешь Билла? Я слышал,
у него очень интересная работа» или «Можешь себе
представить, что Мэри Симмонс и Том Джонсон
встречаются? Кажется, раньше они не оченьто лади
ли» — это примеры сплетен. По большей части сплет
ни не опасны, потому что они просто отражают то,
что знает общество о людях. Случается, что люди
разрывают отношения, теряют работу, попадают в
аварии, выигрывают призы и т. д. В этих ситуациях
нет ничего тайного, и если бы человек стал свидете
лем подобных событий, то он, вероятно, расскажет
вам о том, что случилось.

Непринужденные беседы происходят на всех ста

диях отношений, но чаще всего на ранней стадии,
потому что такие разговоры считаются безопасными.
Вы можете долгое время обмениваться сплетнями и
на самом деле ничего не говорить о себе и ничего не
узнать о другом человеке. Сплетничая, можно при
ятно провести время с теми, с кем вы не собираетесь
устанавливать более глубокие взаимоотношения.
Сплетня беспрепятственно позволяет нам предста
вить возможно ли дальнейшее развитие отношений,
потому что мы видим, реагирует ли другой человек
на объект сплетен так же, как мы, или нет. Вот поче
му на вечеринках люди нередко сплетничают.

С другой стороны, сплетня может быть злонаме

ренной. Если информация, которой обмениваются,
оказывается неточной, то сплетня может навредить
как тем, кто сплетничает, так и объекту сплетни. Ве
роятно, самый злостный вид сплетен имеет место,
когда мы хотим причинить боль человеку, которого
нет рядом, или поставить его в неловкое положение.
Например, когда мы говорим: «Лонни попал в авто
мобильную катастрофу», — это сплетни, но это и
факт. А если человек продолжает говорить «Вы зна
ете, это, вероятно, изза того, что он выпил, в послед
нее время Лонни много выпивает», — это уже не про
сто сообщение о несчастном случае. Сплетня быстро
превращается в слух, а слухи могут навредить чело
веку.

Установление дружеских отношений

Люди не только ведут непринужденные беседы, но

и стремятся установить с другими более близкие от
ношения, пытаясь поговорить о серьезных вещах и
поделиться мнениями о важных делах. Когда люди
обмениваются чувствами, то в процессе самораскры
тия они действительно начинают понимать и узна
вать друг друга. Когда люди понимают, что получа
ют удовлетворение оттого, что находятся вместе и
что они в состоянии обмениваться идеями и чувства
ми, возникает дружба.

Для развития более близких отношений в обще

нии особенно важно выражать чувство привязанно
сти и любви. (Floyd & Morman, 1998). При теплых
отношениях люди держатся за руки, кладут друг дру
гу руку на плечо, садятся поближе друг к другу, смот
рят друг другу в глаза, обнимаются и целуются. Воз
никшие чувства выражают такие фразы, как «для
меня наши отношения много значат», «ты мне нра
вишься» и «ты — настоящий друг».

Наблюдай и размышляй

Рабочая тетрадь

Друзья и знакомые

В вашей рабочей тетради под пунктом 8.1 от
ветьте на следующие вопросы.
Вспомните пятерых человек из тех, кого вы счи
таете своими друзьями. В какой ситуации вы
познакомились? Что вас привлекло в них? Что
оказалось наиболее важным для развития отно
шений?
Вспомните пятерых человек из тех, кого вы счи
таете своими знакомыми. Объясните, чем отли
чается ваше общение со знакомыми от обще
ния с друзьями.
Что нужно для того, чтобы те, кого вы назвали
своими знакомыми, стали вашими друзьями?

Самораскрытие

 — обмен биографическими

данными, личными представлениями и чув,
ствами, неизвестными другому человеку.

Обратная связь

 — вербальная и физичес,

кая реакция на людей и их сообщения.

Окно Джогари

 — инструмент для исследо,

вания взаимозависимости самораскрытия и
обратной связи.

 Исследование соотношения между

самораскрытием и обратной связью

В нормальных межличностных отношениях, когда

люди дружат или вступают в близкие отношения, су
ществует баланс 

самораскрытия

 (люди обменивают

ся биографическими данными, личными идеями и
описывают свои чувства) и 

обратной связи 

(вербаль

ные и физические реакции на людей и их сообщения).

Как мы можем определить, достаточна ли степень

доверия между людьми для дальнейшего развития
отношений? Самый лучший метод — поговорить об
этом. В качестве основы для такого разговора мы
предлагаем использовать 

окно Джогари

, форму, на

званную в честь двух ее авторов — психологов Джо
Луфта (Luft, 1970) и Гарри Ингэма.

Рис. 8.1

 Окно Джогари

Открытый

сектор

Секретный

сектор

Слепое

пятно

Неизвестность

Знаю

о себе

Не знаю

о себе

Знают

обо мне

Не знают

обо мне

5 Психология общения


background image

130

Часть 2 

• 

Межличностная коммуникация

Окно делится на четыре сектора, как показано на

рис. 8.1. Первый сектор называется «открытым» сек
тором окна, потому что он дает информацию о том, что
знают оба — вы и ваш партнер. В этом секторе нахо
дятся раскрытые вами сведения о себе и информация
о вас, которой располагает ваш партнер. Если бы вы
нарисовали окно Джогари, отражавшее ваши взаимо
отношения с другим человеком, то вы бы включили в
открытый сектор всю информацию о себе, которой
сочли бы нужным поделиться с другим человеком.

Второй сектор называется «секретным». В нем со

держится все, что вы знаете о себе и чего ваш партнер
не знает о вас. Это может быть и информация о том, где
вы держите ваши карандаши или почему вы не едите
мяса, и глубокие тайны, открытие которых представля
ет для вас угрозу. Если бы вы подготовили окно Джо
гари, представлявшее ваши взаимоотношения с другим
человеком, то вы бы включили в секретный сектор всю
информацию, которой не поделились с другим челове
ком. Когда вы решаетесь поделиться информацией с
вашим партнером, то информация перемещается в от
крытый сектор окна. Если, например, вы были помолв
лены и собирались пожениться и в день свадьбы ваша
невеста сбежала от вас, то эта информация может на
ходиться в секретном секторе вашего окна. Но если вы
раскроете этот факт вашему другу, то эта информация
перейдет в открытый сектор окна Джогари, построен
ного для отношений с этим человеком. В процессе рас
крытия секретный сектор становится меньше, а откры
тый сектор увеличивается.

Третий сектор называется сектором «слепого пят

на». В нем размещается информация, которую другой
человек знает о вас, а вы не осознаете. У большинства
людей есть такие черты поведения, которые они не
осознают. Например, Чарли может не знать, что он
храпит во сне или хмурится, когда пытается сосредо
точиться. Это узнает тот, кто спит с ним в одной ком
нате или ходит с ним на лекции. Информация пере
мещается из слепого пятна в открытый сектор окна
посредством обратной связи с другими людьми. Если
никто никогда не говорил Чарли о таком поведении
или если бы он отказался поверить, когда ему об этом
скажут, то эта информация будет находиться в секто
ре слепого пятна в окне Джогари. Когда ктото сооб
щает такую информацию Чарли и он принимает эту
обратную связь, то информация перемещается в от
крытое поле окна Джогари для отношений Чарли с
этим человеком. Таким образом, обратная связь, как

и самораскрытие, увеличивает открытый сектор в
окне Джогари, а сектор слепого пятна уменьшает.

Четвертый сектор называется сектором «неизвест

ности». В нем есть информация о том, чего не знаете
ни вы, ни ваш партнер. Очевидно, вы не можете вос
пользоваться этой информацией. Откуда мы зна
ем, что она существует? Периодически мы ее «откры
ваем». Если, например вы никогда не пробовали ле
тать на дельтаплане, то ни вы, ни ктото другой в
действительности не знает, выйдете ли вы из игры,
грозящей вам неприятностями, или пройдете до кон
ца, получится ли у вас или нет, будете ли вы наслаж
даться каждой минутой вашего приключения или
оцепенеете от страха.

Как видите, когда вы раскрываетесь и получаете

обратную связь в ваших отношениях, то размеры раз
личных секторов окна изменяются (рис. 8.2). По
мере того как вы сближаетесь со своим другом или
подругой, открытые сектора в окнах обоих партнеров
увеличиваются, а секретные и неизвестные сектора
уменьшаются.

На рис. 8.2 а показаны отношения, когда люди по

чти не раскрываются друг перед другом и не обме
ниваются обратной связью. Этот человек не сообщил
ничего о себе и не узнал нового о своем партнере.
Такое бывает в только что возникших отношениях
или в отношениях между случайными знакомыми.

На рис. 8.2 б показаны отношения, когда человек

открывается партнеру, а партнер не дает ему доста
точной обратной связи. Как вы можете видеть, сек
ретный сектор уменьшается, а скрытый сектор не
изменился. Такое соотношение секторов в окне Джо
гари указывает на то, что человек может открыться
другому, а партнер не хочет или не может предоста
вить обратную связь (или, вероятно, человек отказы
вается принять обратную связь, которую ему пред
лагают). Мы многое узнаем о себе благодаря обрат
ной связи, получаемой нами от других людей, и
отношения, когда один партнер не предоставляет об
ратной связи, не удовлетворяют другого человека.

На рис. 8.2 в показаны отношения, когда один

партнер предоставляет другому полную обратную
связь, а другой партнер закрыт. Большинство из нас
раскрываются только тогда, когда мы доверяем на
шим партнерам, так что этот паттерн может указы
вать на то, что человек не уверен в своем партнере.

На рис. 8.2 г показаны отношения, когда партнер

раскрыл информацию и получил обратную связь, а

Рис. 8.2.

 Пример окон Джогари

а) откровенность незначительна, слабая обратная связь
б) высокий уровень откровенности, слабая обратная связь
в) откровенность незначительна, высокая обратная связь
г) высокий уровень откровенности, высокий уровень обратной связи

а

б

в

г