ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 6236
Скачиваний: 27
176
Часть 3
•
Групповая коммуникация
Приведенный здесь разговор типичен для взаимо
действия в группах. Если вы были внимательны, то
могли заметить, что каждый из членов этой группы
стремился не просто обсуждать тему, а вести себя имен
но так, как от него ожидали другие члены группы.
Цель этой главы — объяснить, как члены группы
берут на себя специфические роли, которые повыша
ют или снижают эффективность группы. Роль — это
специфический паттерн
поведения, который демон
стрирует член группы, основываясь на ожиданиях
других ее членов.
Роль
— специфический паттерн поведения,
который демонстрирует член группы, основы,
ваясь на ожиданиях других ее членов.
Мы будем изучать роли членов группы и развитие
этих ролей. Затем мы более подробно рассмотрим
функции лидерства. В большинстве групп выделяет
ся человек, который становится лидером, и мы рас
смотрим, чем он отличается от других членов груп
пы. Мы также обсудим несколько типов лидеров и то,
как в группах формируется лидер. Ближе к концу
главы мы представим основные принципы поведе
ния, которые увеличат ваши шансы стать лидером
группы. И наконец, мы обсудим, что должны делать
лидеры, чтобы повысить эффективность собраний
группы.
ГРУППОВЫЕ РОЛИ
Роли, исполняемые членами группы, зависят от их
личности, а также от требований и нужд группы. Су
ществует четыре основных типа ролей: обеспечива
ющие решение поставленной задачи, поддерживаю
щие, процедурные и эгоцентрические.
Роли, обеспечивающие решение
поставленной задачи
Роли, обеспечивающие решение поставленной за
дачи, требуют специфических паттернов поведения,
которые напрямую помогают группе в достижении
поставленных целей.
Роли, обеспечивающие решение постав,
ленной задачи
— специфические паттерны
поведения, которые напрямую помогают груп,
пе в достижении поставленных целей.
Члены группы, которые исполняют роли, обеспе
чивающие решение поставленной задачи, вероятно,
будут сообщать группе информацию или высказы
вать свою точку зрения, заниматься поиском и ана
лизом информации или мнений.
Сообщающие информацию или высказывающие
свою точку зрения предлагают новый материал для
обсуждения.
Сообщающий информацию или выска,
зывающий свою точку зрения
— человек,
предлагающий новый материал для обсужде,
ния.
От людей, которые исполняют эти роли, ожидают
компетентности или большей информированности о
содержании задачи, а также что они будут делиться
своими знаниями с группой. Чем больше материала
вы изучили, тем более ценным будет ваш вклад.
«Прочитанные мной статьи свидетельствуют о том,
что…» и «Основываясь на опыте многих лет жизни в
общине и на данных недавнего социологического
опроса, я полагаю, мы должны…» — это типичные
высказывания для сообщающего информацию или
высказывающего свою точку зрения.
От воспринимающего информацию или точку зре
ния ожидают выяснения мыслей и мнений других
людей по стоящим перед группой проблемам.
Воспринимающий информацию или точ,
ку зрения
— человек, который выясняет мыс,
ли и мнения других людей по стоящим перед
группой проблемам.
Типичные замечания исполняющих эти роли
включают такие высказывания: «Прежде чем про
должить, давайте выясним, какую информацию мы
имеем о влиянии повышения вступительных взно
сов на рост числа членов организации?» или «Как
остальные члены группы относятся к этой мыс
ли?».
От «аналитиков» ожидают исследования аргумен
тации членов
группы в ходе
дискуссии.
«Аналитик»
— человек, от которого ожи,
дают исследования аргументации членов груп,
пы в ходе дискуссии.
При этом их роль сводится к постановке вопросов
и помощи участникам в понимании скрытых предпо
ложений в их высказываниях. «Аналитики» выска
зываются, например, таким образом: «Энрике, вы
сделали обобщение только на основании одного при
мера. Не можете ли вы предложить нам еще несколь
ко?».
Поддерживающие роли
Поддерживающие роли требуют специфических
паттернов поведения, которые помогают группе раз
виваться и поддерживать хорошие отношения меж
ду ее членами, групповую сплоченность и эффектив
ный уровень разрешения конфликтов.
Поддерживающая роль
— специфический
паттерн поведения, который помогает груп,
пе развиваться и поддерживать хорошие от,
ношения между ее членами, групповую сплочен,
ность и эффективный уровень разрешения
конфликтов.
177
Глава 11
•
Роли и лидерство в группах
Участники, которые выполняют поддерживаю
щую роль, вероятно, будут ободрять других членов
группы, снимать напряжение, вносить гармонию или
объяснять.
От «сторонника» ожидают ободрения в группе.
«Сторонник»
— человек, который ободря,
ет других членов группы.
Когда члены группы вносят свой вклад в общее
дело, «сторонники» демонстрируют одобрение своим
невербальным или вербальным поведением. Сторон
ник может улыбнуться, кивнуть или отрицательно
помотать головой. Вербально он демонстрирует свою
поддержку в таких высказываниях: «Хорошая точка
зрения, Минг», «Мне действительно нравится эта
мысль, Ник» или «Очевидно, вы хорошо справились
с домашним заданием, Джейнил».
От снимающего напряжение ожидают определе
ния того, когда члены группы находятся в состоянии
стресса или утомлены, и такого вмешательства, ко
торое поможет снять напряжение или стимулировать
работу группы.
Снимающий напряжение
— человек, кото,
рый определяет, когда члены группы находят,
ся в состоянии стресса или утомлены, и помо,
гает снять напряжение или стимулировать
работу группы.
Человек, способный исполнять эту роль, может
шутить, рассказывать анекдоты и веселые истории,
чтобы группа восстановила силы, прежде чем решать
задачу. В некоторых ситуациях уместные остроум
ные реплики могут вызвать улыбку, снять напряже
ние или скуку и встряхнуть группу. Хотя снимающий
напряжение на мгновение отвлекает людей от реше
ния задачи, это помогает группе оставаться сплочен
ной.
От «гармонизатора» ожидают вмешательства в
групповую
дискуссию, когда конфликт угрожает на
нести вред ее сплоченности или отношениям между
отдельными членами группы.
«Гармонизатор»
— человек, от которого
ожидают вмешательства в групповую дискус,
сию, когда конфликт угрожает нанести вред
ее сплоченности или отношениям между от,
дельными членами группы.
Снимающие напряжение отвлекают членов груп
пы, тогда как «гармонизаторы» выступают посредни
ками в конфликтах и устраняют трения, возникшие
между отдельными членами группы. «Гармонизато
ры» могут высказываться так: «Том, Джек, останови
тесь на секунду. Я знаю, что вы придерживаетесь про
тивоположных точек зрения, но давайте посмотрим,
где вы можете прийти к согласию», «Остыньтека,
мы, похоже, затеяли перепалку, давайте не забывать
о главном».
От «переводчиков» ожидают знакомства с различи
ями в социальной, культурной и гендерной ориента
ции членов группы и умения использовать эти знания,
чтобы помочь членам группы понять друг друга.
«Переводчик»
— человек, от которого ожи,
дают знакомства с различиями в социальной,
культурной и гендерной ориентации членов
группы и умения использовать эти знания, что,
бы помочь членам группы понять друг друга.
«Переводчики» особенно важны в группах, чьи
участники принадлежат различным культурам,
(Jensen & Chilberg, 1991). Например, переводчик
может сказать: «Пол, Лин Чу китаянка, поэтому ко
гда она говорит, что обдумает твой план, она, веро
ятно, дает понять, что не поддерживает твои идеи, но
не хочет ставить тебя в неловкое положение перед
другими». Или переводчик может сказать: «Джим,
большинство из нас латиноамериканцы, и в нашей
культуре считается невежливым обсуждать дела,
прежде чем мы не пообщаемся и не почувствуем до
верия друг к другу».
Процедурные роли
Процедурные роли требуют специфических пат
тернов
поведения, которые помогают группе при ре
шении проблем.
Процедурная роль
— специфический пат,
терн поведения, который помогает группе при
решении проблем.
Члены группы, которые играют процедурные
роли, в свою очередь, подразделяются на диспетче
ров, протоколистов и хранителей.
От «диспетчеров» ожидают, чтобы они отслежива
ли действия группы и помогали ей придерживаться
повестки дня.
«Диспетчер»
— человек, который отсле,
живает действия группы и помогает ей при,
держиваться повестки дня.
Когда группа сбивается с пути, «диспетчер» мо
жет, например, сказать: «Мне приятно это слышать,
но я совершенно не вижу, что это имеет общего с ре
шением проблемы» или «Давайте посмотрим, не мо
жем ли мы попытаться определить, является ли это
условие единственным, которое нужно учитывать?».
От «протоколистов» ожидают точной записи
того, что решила группа и на чем основано это ре
шение.
«Протоколист»
— человек, который ведет
точную запись того, что решила группа и на
чем основано это решение.
«Протоколисты» обычно раздают членам группы
отредактированные копии своих заметок перед сле
178
Часть 3
•
Групповая коммуникация
дующим собранием. Иногда эти заметки публикуют
ся как протоколы, которые образуют архив группы.
От «хранителей» ожидают управления течением
беседы, чтобы каждый член группы имел равные воз
можности участвовать в ней.
«Хранитель»
— человек, который управля,
ет течением беседы, чтобы каждый член груп,
пы имел равные возможности участвовать в
ней.
Если один или два члена группы начинают доми
нировать в разговоре, «хранитель» замечает это и
приглашает к участию других членов группы.
Подумайте об этом
Роли
Какие роли, обсуждаемые в этом разделе, вы
исполняете в группе наиболее часто? Какую
роль вам легче всего исполнять? Какая роль
наиболее трудна для вас? Почему?
«Хранители» также замечают невербальные сиг
налы, указывающие на то, какой член группы хочет
высказаться. «Хранитель» обратит внимание, что
Хуанита уже едва сидит на краешке стула, полная
страстного желания прокомментировать чтото, и
произнесет: «Позволь прервать тебя, Даг. Мы еще не
слышали Хуаниту, а у нее, кажется, есть что ска
зать».
Эгоцентрические роли
Эгоцентрические роли отражают специфические
паттерны поведения, которые концентрируют внима
ние на персональных потребностях и задачах в ущерб
групповым.
Эгоцентрическая роль
— специфический
паттерн поведения, который концентрирует
внимание на персональных потребностях и за,
дачах в ущерб групповым.
Обеспечивающие решение, поддерживающие и
процедурные роли должны помогать группам быть
эффективными, тогда как эгоцентрические роли
уменьшают эффективность групп. Участники, кото
рые исполняют эгоцентрические роли, — это «агрес
соры», «шутники», «отсутствующие» или «монопо
листы».
«Агрессоры» добиваются повышения собственно
го статуса, критикуя почти все или порицая других,
когда дела идут не лучшим образом, и принижая лич
ные качества
и статус других.
«Агрессор»
— человек, который добивает,
ся повышения собственного статуса, крити,
куя почти все или порицая других, когда дела
идут не лучшим образом, и принижая личные
качества и статус других.
«Агрессорам» нужно противостоять и побуждать
их к более конструктивному поведению. Их следует
спросить о том, понимают ли они, что они делают, и
осознают ли влияние своего поведения на группу.
«Шутники» пытаются привлечь внимание к себе,
дурачась, передразнивая других или вообще превра
щая в шутку все происходящее.
«Шутник»
— человек, который пытается
привлечь внимание к себе, дурачась, передраз,
нивая других или вообще превращая в шутку
все происходящее.
В отличие от снимающего напряжение, «шутник»
не концентрируется на помощи группе в снятии
стресса или напряжения. Скорее, «шутник» мешает
работе, когда группа пытается сосредоточиться на
задаче. «Шутникам» необходимо противостоять, что
бы группа работала продуктивно, и поощрять их, ко
гда группа нуждается в перерыве.
От «отсутствующих» можно ожидать решения их
собственных проблем за счет группы, путем уклоне
ния от дискуссии или работы группы.
«Отсутствующий»
—
человек, который
решает свои собственные проблемы за счет
группы,
путем уклонения от дискуссии или ра,
боты группы.
Иногда «отсутствующие» добиваются такого эф
фекта, физически отсутствуя на собрании. В других
случаях они присутствуют физически, но молчат в
ходе дискуссии или отказываются нести ответствен
ность за работу. Если человек принимает на себя эту
роль, необходимо выяснить, почему он ее выбрал.
Когда возможно, цели «отсутствующего» необходи
мо привести в соответствие целям группы. Напри
мер, члены группы заметили, что Марианна опазды
вает на собрания и выглядит неподготовленной к
ним. Группа наконец решила с ней побеседовать, и
выяснилось, что Марианна опаздывает изза своей
работы. Она также сообщила, что не принимает уча
стия в обсуждении, потому что отсутствовала на мно
гих дискуссиях. Группа смогла изменить время
встреч, и Марианна стала полноправно действую
щим членом.
От «монополистов» можно ожидать непрерывно
го разговора, они стараются создать впечатление, что
хорошо осведомлены и ценны для группы.
«Монополист»
— человек, который непре,
рывно говорит, стараясь создать впечатление,
что он хорошо осведомлен и ценен для группы.
Следует поощрять их, когда их комментарии по
лезны, но останавливать их, когда они говорят слиш
ком много или когда их комментарии бесполезны.
Нормальное распределение ролей
Сколько времени в «нормальных» группах отво
дится на исполнение различных ролей, описанных
179
Глава 11
•
Роли и лидерство в группах
в этом разделе? Согласно Роберту Бейлзу (Bales,
1971), одному из ведущих исследователей процес
сов группового общения, от 40% до 60% времени
дискуссии тратится на передачу информации и вы
яснение сведений и взглядов; от 8% до 15% време
ни — на выявление расхождений во мнениях, напря
женные или конфликтные состояния; и от 16% до
26% времени дискуссия проходит в атмосфере со
гласия и дружелюбия (функции позитивной под
держки). Следует соблюдать два правила эффектив
ного функционирования группы: (1) приблизитель
но половину всего времени обсуждения нужно
делиться информацией и (2) время, когда группа
пребывает в согласии, должно намного превышать
период несогласия в группе.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАСТНИКОВ
НА ГРУППОВЫХ СОБРАНИЯХ
Хотя участники в течение дискуссий и при реше
нии проблем специализируются на отдельных груп
повых ролях, члены эффективных групп принимают
на себя также и общую ответственность, чтобы собра
ние прошло успешно. Здесь приводится несколько
сформулированных студентами университета руко
водящих указаний, которые помогают членам груп
пы готовиться к собраниям, эффективно проводить
и заканчивать их (
Guidelines
, 1998).
Наблюдай и размышляй
Рабочая тетрадь
Подготовка аналитической таблицы
В ваших рабочих тетрадях под пунктом 11.1
подготовьте аналитическую таблицу, включаю
щую в себя каждую из обсуждавшихся здесь
ролей. Выделите по одной строке на роль, а для
каждого участника оставьте пустую колонку.
Найдите группу, которую вы хотите использо
вать, чтобы попрактиковаться в заполнении
таблицы. Поставьте галочку в соответствующем
ряду и колонке, когда вы увидите какогото чле
на группы, поведение которого ассоциируется
у вас с особенностями данной роли. Например,
если Мария, по отзывам других членов группы,
подходит на роль «хорошего наблюдателя», то
поставьте галочку в ее колонке в строке «сто
ронник». Просмотрите список, чтобы опреде
лить все исполняемые отрицательные и поло
жительные роли. Затем ответьте в своих рабо
чих тетрадях на следующий вопрос: Какую
пользу могут принести эти сведения людям,
дающим советы группе относительно ее взаи
модействия?
Подготовка
Описанная в начале главы сцена показывает, что
люди слишком часто думают о групповых собрани
ях как о событии, которое требует скорее присут
ствия, чем особой подготовки. Много раз мы наблю
дали людей, которые приносят с собой пачки мате
риалов на тему собрания, но они тратят совсем
немного времени (если вообще тратят) на их изуче
ние. В реальности эти собрания не должны происхо
дить экспромтом, их деятельность должна питаться
информацией, получаемой от хорошо подготовлен
ных участников. Вот несколько важных шагов, кото
рые нужно предпринять, готовясь к собранию.
Изучите повестку дня. Определите цель собрания
и план подготовки к нему. Рассматривайте повестку
дня как основу для подготовки.
Изучите протоколы. Если это очередное собрание,
изучите протоколы и ваши собственные заметки с
предыдущей встречи. Каждое собрание не является
независимым событием. То, что произошло на одном
собрании, должно послужить основой для подготов
ки следующего.
Подготовьтесь к активному участию в работе со
брания. Прочитайте тезисы и изучите необходимые
материалы, чтобы быть лучше информированным о
вопросах повестки дня. Если вам не досталось тези
сов, сами подумайте, какая именно информация вам
понадобится для плодотворной работы. Приносите
любые обнаруженные вами материалы, которые по
могут группе выполнить повестку дня. Было бы не
плохо обсудить повестку дня с теми, кто не будет
присутствовать на собрании, и организовать дело
так, чтобы их идеи, связанные с предметом обсужде
ния, были учтены.
Готовьтесь играть ведущую роль. Обдумайте, как
вы распределите роли или какие из них интересны
для исполнения вам самому. Что вам нужно сделать,
чтобы исполнять эти роли наилучшим образом?
Запишите вопросы. Составьте перечень вопросов,
связанных с предметом обсуждения в повестке дня,
Перечитайте разговор в начале главы. Определите роли, исполняемые Рэем, Донтонио, Сареллой, Хосе и
Шоном.
ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Ответ:
Донтонио — «протоколист», Хосе — «снабжающий информацией», Рэй — «диспетчер», Сарелла — «ана
литик», Шон — «гармонизатор».
180
Часть 3
•
Групповая коммуникация
на которые вам бы хотелось получить ответ в тече
ние собрания.
Участие
Идите на собрание с ощущением, что вы будете
полноправным участником. Если группа состоит из
пяти членов, должны участвовать все пятеро.
Слушайте внимательно. Сосредоточьтесь на том,
что говорят другие, чтобы вы могли дополнить вы
ступающего или возразить ему.
Оставайтесь сосредоточенными. Дискуссию легко
направить по непродуктивному пути. Сосредоточи
вайтесь в своих выступлениях на пунктах повестки
дня. Если другие позволяют себе отклониться от об
суждаемой темы, делайте все, что в ваших силах, что
бы вернуть беседу в нужное русло.
Задавайте вопросы. Искренние вопросы, на кото
рые вы действительно не можете ответить, помога
ют стимулировать дискуссию и порождают новые
идеи.
Делайте заметки. Даже если не вы отвечаете за
ведение официального протокола, вам самому могут
понадобиться заметки, которые помогут следовать
линии разговора. Эти заметки также помогут вам
запомнить, что именно было сказано.
Играйте роль адвоката дьявола. Когда вы считае
те, что какаято идея не была полностью обсуждена
или проверена, стремитесь выразить несогласие или
поддержать ее дальнейшее обсуждение.
Следите за степенью вашего участия. Люди име
ют склонность доминировать в дискуссии, особенно
когда они хорошо подготовлены. Убедитесь, что вы
не доминируете в дискуссии, но и не отказывайтесь
разделить ответственность, и высказывайте свои ин
туитивные догадки и взгляды.
Окончание
Довольно часто люди, уходя с собрания после его
окончания, забывают обо всем происшедшем до сле
дующей встречи. Но то, что произошло на одном со
брании, закладывает основу для того, что произой
дет на следующем; будьте готовы продвинуться впе
ред на следующем собрании.
Просмотрите и подытожьте ваши заметки. Поста
райтесь сделать это вскоре после того, как вы уйдете
с собрания, пока идеи еще свежи в вашей памяти.
Запишите, что будет нужно обсудить в следующий
раз.
Подумайте об этом
Ответственность участников
Обдумайте ваше поведение как члена группы.
Каким принципам вам нужно следовать при
подготовке, участии и завершении работы, что
бы стать более ценным членом группы, решаю
щей проблемы. Почему?
Оцените свою эффективность. Насколько вы
были убедительны, помогая группе продвинуться в
решении основной задачи? В чем проявилась ваши
сильные стороны? В чем проявили ваши слабые сто
роны? Что вы должны сделать в следующий раз из
того, что вы не сделали на этом собрании?
Просмотрите решения. Запишите, какова была
ваша роль в принятии решения. Сделали ли вы все,
что могли?
Сообщайте другим о ходе работы. Информируйте
тех, кому нужно знать, передавая информацию и ре
шения, принятые на собрании.
Завершите работу. Убедитесь, что вы выполнили
все задания, которые получили на собрании.
Проверьте протоколы. Сравните официальные
протоколы собрания с вашими собственными замет
ками и отметьте любые важные различия, которые
вы обнаружили.
ЛИДЕРСТВО
Хотя исполнение всех ролей, обеспечивающих ре
шение задачи, а также поддерживающих и процедур
ных ролей помогает группам в достижении их целей,
для достижения групповых целей необходимо также
хорошее руководство. Учеными было предложено
Собрания проходят эффективно в тех случаях, когда
хорошо подготовленные участники выбирают для об
щения эффективные формы.