ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 6232
Скачиваний: 27
186
Часть 3
•
Групповая коммуникация
Завершение собрания
Обсудите результаты и ход собрания. Хороший
лидер повышает свою эффективность, анализируя
предыдущее собрание. Лидеру нужно обдумать, вы
полнило ли собрание свои задачи и упрочилась ли
при этом сплоченность группы.
Подготовьте и распространите резюме с результа
тами собрания. Несмотря на то, что в некоторых
группах имеется человек, работающий как «протоко
лист», который и распространяет протоколы, многие
группы полагаются в этом на своих лидеров. Запись
сведений о том, что было согласовано, какие были
решены вопросы и какие следует предпринять сле
дующие шаги, должна напомнить членам группы о
работе, которую им предстоит проделать. Если в
группе есть «протоколист», лидер должен проверить
и убедиться, что протоколы будут распространены в
надлежащее время.
Восстановите разрушенные отношения с помо
щью неформального разговора. Если в течение со
брания прошли горячие дебаты, вполне вероятно, что
некоторые люди испортили отношения с другими
или покинули собрание расстроенными или обижен
ными. Лидеры могут помочь восстановить отноше
ния, разыскав этих участников и поговорив с ними.
Внимательно выслушав их, лидер поможет им успо
коиться и возвратиться в группу.
Проследите, как члены группы справляются с за
даниями, поставленными перед ними. Лидер должен
проверить, не столкнулись ли члены группы с каки
милибо проблемами при выполнении конкретных
заданий.
Лидеры должны знать, в каких ролях нуждается группа
в определенное время.
Оцените группу в целом по каждому из следующих вопросов, используя эту шкалу: 1 — всегда, 2 — часто,
3 — иногда, 4 — редко, 5 — никогда.
Характеристики груп
п
_______ 1. Имела ли группа ясно определенные цели, с которыми было согласно большинство ее членов?
_______ 2. Соответствовал ли размер группы поставленным задачам?
_______ 3. Был ли состав группы достаточно разнообразным, чтобы гарантировать отражение всех важ
ных точек зрения?
_______ 4. Помогала ли сплоченность группы в решении задач?
_______ 5. Помогали ли групповые нормы в достижении целей и поддержке отношений?
_______ 6. Способствовали ли физические условия выполнению работ?
Отношения между членами группы
_______ 1. Проявляли ли члены группы уважение друг к другу?
_______ 2. Комфортно ли было членам группы взаимодействовать между собой?
_______ 3. Было ли время для выступлений равномерно распределено между всеми членами группы?
_______ 4. Рассматривались ли конфликты как позитивный опыт?
_______ 5. Получали ли члены группы удовольствие от совместной работы?
Решение проблем группой
_______ 1. Имела ли группа время, чтобы сформулировать проблему?
_______ 2. Была ли представлена необходимая информация, чтобы помочь группе в понимании проблемы?
_______ 3. Выработала ли группа критерии, прежде чем предлагать решения проблемы?
_______ 4. Были ли критерии достаточно обсуждены и основаны на всей доступной информации?
_______ 5. Использовала ли группа эффективный метод мозгового штурма, чтобы создать исчерпываю
щий перечень альтернативных решений проблемы?
_______ 6. Оценивала ли группа беспристрастно и тщательно каждую альтернативу по всем критериям
решения проблемы?
_______ 7. Придерживалась ли группа правил решения проблем, делая выбор из тех альтернатив, кото
рые удовлетворяли выбранным критериям?
_______ 8. Пришла ли группа к решению, которое согласились поддержать ее члены?
Рис. 11.2.
Бланк для оценки группового решения
187
Глава 11
•
Роли и лидерство в группах
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРУПП
Есть старая пословица: «Верблюд — это лошадь,
созданная в результате компромиссов». Хотя это
шутка, для описания работы некоторых групп это
высказывание подходит как нельзя лучше. Если мы
хотим избежать ситуации, когда в результате полу
чается верблюд вместо лошади, нам необходимо по
нять, как оценить эффективность группы и как, на
основе этих оценок, оптимизировать работу группы.
Группы можно оценить по качеству решений, каче
ству исполнения ролей и качеству лидерства.
Решение
Вопросник на рис. 11.1 служит одним из методов
оценки качества группового решения на основе трех
главных составляющих: характеристики группы, от
ношений между ее членами и способности группы
решать проблемы.
Если группа собирается обсудить какуюлибо про
блему, это еще не означает, что она придет к реше
нию. Некоторые группы часами подробно обсужда
ют вопрос, только чтобы перенести собрание, так
ничего и не решив. Конечно, иногда группы обсуж
дают такие серьезные проблемы, что решение не мо
жет быть принято в результате лишь одного собра
ния.
В таких случаях важно, чтобы люди ушли с собра
ния с ясным пониманием того, какими должны быть
следующие шаги. Когда группа «заканчивает» свою
работу без достижения каких бы то ни было решений,
может появиться чувство разочарования и крушения
надежд.
Личное участие и модели поведения
Хотя группа будет работать и без хорошего лиде
ра, она не может функционировать без участников,
которые добровольно будут выполнять функции,
связанные с выполнением задач, а также функции
Имя участника
_________________________________________
Оцените данного участника по следующим пунктам по шкале от 1 до 5: 1 — превосходно, 2 — хорошо,
3 — средне, 4 — весьма посредственно, 5 — плохо.
Поведение на собрании
___ 1. Подготовка и осведомленность.
___ 2. Сообщение о своих идеях и взглядах.
___ 3. Внимательное выслушивание идей других участников.
___ 4. Вежливое выражение несогласия.
___ 5. Выполнение заданий.
Исполнение ролей, направленных на выполнение задачи
___ 1. Сообщение информации или выражение взглядов.
___ 2. Поиск информации.
___ 3. Анализ информации.
Исполнение процедурных ролей
___ 1. Действия в качестве «диспетчера».
___ 2. Действия в качестве «протоколиста».
___ 3. Действия в качестве «хранителя».
Исполнение поддерживающих ролей
___ 1. Действия в качестве «сторонника».
___ 2. Действия в качестве «релаксатора».
___ 3. Действия в качестве «гармонизатора».
___ 4. Действия в качестве «переводчика».
Избегание эгоцентрических ролей
___ 1. Избегание действий в качестве «агрессора».
___ 2. Избегание действий в качестве «шутника».
___ 3. Избегание действий в качестве «отсутствующего».
___ 4. Избегание действий в качестве «монополиста».
Качественный анализ
На основе проведенного вами количественного анализа дайте описание (объемом от двух до пяти
абзацев) участия в общей работе данного члена группы. Приведите конкретные примеры поведения
участника собрания, подтверждающие ваши выводы.
Рис. 11.3.
Бланк для оценки индивидуального участия
188
Часть 3
•
Групповая коммуникация
Анализ участия
Разделите группу на подгруппы
с количеством участников от четы
рех до шести. Перед каждой под
группой следует поставить пробле
му для решения, которое потребу
ет исследования, или члены
группы должны выбрать ее само
стоятельно. После исследования
проблемы каждой группе дается
приблизительно от тридцати до
сорока минут, чтобы провести дис
куссию по решению этой пробле
мы. Пока группа А обсуждает, чле
ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
ны группы Б занимаются наблюде
нием и после дискуссии анализи
руют действия членов группы А.
Чтобы попрактиковаться в исполь
зовании всех трех бланков оценки,
одна треть наблюдателей анализи
рует решения (рис. 11.2), одна
треть — действия отдельных чле
нов (рис. 11.3) и еще одна — лидер
ство (рис. 11.4). После обсуждения
наблюдатели делятся своими на
блюдениями с группой. На следу
ющем занятии группа Б дискути
рует, а группа А наблюдает и ана
лизирует.
Проблемы могут быть связаны
с жизненно важными для кампу
са вопросами, такими как «Что
должно быть сделано, чтобы усо
вершенствовать правила парков
ки (уведомления, регистрация) в
кампусе?», или с общественными
вопросами, например, «Каким об
разом стимулировать граждан со
бирать для повторной переработ
ки бытовые отходы (голосовать на
местных выборах, не мусорить)?».
— Ты знаешь, Сью, у нас будут большие проблемы, если группа не поддержит резолюцию Магауана о ре
форме членских взносов.
— Мы должны убедиться, что все аргументы в защиту этой резолюции выслушаны, но, в конце концов, —
решает группа.
— Это очень демократично с твоей стороны, Сью, но знаешь, если резолюция не пройдет, ты, вероятно,
потеряешь свое влияние.
— Это может случиться, Хизер, но не понимаю, как я могу этому помешать.
— Ты не хочешь понять. Вопервых, в настоящий момент группа тебя уважает. Если бы ты только немного
надавила на парочку ребят, ты бы добилась того, чего хочешь.
— Что ты имеешь в виду?
— Послушай, есть хороший повод. Ты сделала чтото хорошее почти для каждого члена группы. Отведи
парочку членов группы в сторону и дай им понять, что пришло время платить по счетам. Я думаю, что неко
торые авторитетные люди встанут на твою сторону.
Хизер явно имеет свою точку зрения на то, каким образом Сью может проконтролировать результат. Долж
на ли Сью следовать ее совету? Приведите аргументы за и против.
Рис. 11.4.
Бланк для оценки лидерства
Существовал ли в группе формальный лидер? Да. Нет.
Если да, запишите имя этого человека________________________________
Кто были неформальными лидерами группы?
а _____________________________________________________________
б _____________________________________________________________
в _____________________________________________________________
Какой из этих лидеров оказал наибольшую помощь группе в достижении ее целей?
Оцените этих лидеров, по каждому из следующих вопросов, используя шкалу оценок от 1 до 5:
1 — всегда, 2 — часто, 3 — иногда, 4 — редко и 5 — никогда.
___ 1. Демонстрировал заинтересованность в групповой работе и достижении целей группы.
___ 2. Внимательно выслушивал идеи и мнения других.
___ 3. Приспосабливал свое поведение к нуждам группы.
___ 4. Избегал настаивать на своих вариантах решений.
___ 5. Управлял смыслом информации, осуществляя фрейминг проблем и идей.
___ 6. Был подготовлен ко всем собраниям.
___ 7. Направлял работу группы на решение задачи и не позволял отклоняться от повестки дня.
___ 8. Обеспечивал эффективное разрешение конфликтов.
___ 9. Эффективно использовал групповые правила принятия решений.
___ 10. Восстанавливал разрушенные отношения.
___ 11. Следил после собрания, насколько успешно члены группы выполняют задания.
КАК БЫ ПОСТУПИЛИ ВЫ? Вопрос этики
189
Глава 11
•
Роли и лидерство в группах
поддержки и процедурные функции. Бланк оценки
на рис. 11.3 представляет собой простой провероч
ный перечень, который может быть использован для
оценки каждого члена группы.
Лидерство
Некоторые групповые дискуссии возможны в от
сутствие лидера, хотя ни одна дискуссия не должна
проходить без определенного руководства. Если это
назначенный лидер — а большинство групп имеет
такого, — при оценке лидерства внимание сосредото
чено на этом человеке. Если же в группе действитель
но нет лидера, прежде всего дается оценка попыткам
исполнения лидерской роли отдельными членами
группы или же внимание сосредоточено на очевид
ном лидере, который выделяется из группы. Рис. 11.4
содержит бланк для оценки лидерства в группе.
РЕЗЮМЕ
Когда люди взаимодействуют в группах, они при
нимают на себя определенные роли. Роль — это спе
цифический паттерн поведения, который исполняет
член группы, основываясь на ожиданиях других.
Существует четыре типа ролей: роли, ориентиро
ванные на решение задачи, поддерживающие роли,
процедурные роли и эгоцентрические роли. Члены
группы выбирают роли, которые они будут играть,
основываясь на том, какие из них подходят их инди
видуальности, что потребуется от них для отстаива
ния своей позиции, а также в каких ролях нуждает
ся группа. Члены группы принимают на себя испол
нение тех ролей, которые не могут исполнить другие.
Особенно важна для успешного функционирования
группы роль лидера.
Лидерство — это процесс влияния на членов груп
пы для достижения целей. По существу, лидерство —
это широкое понятие, которое включает в себя лю
бые необходимые для группы действия, которые не
могут выполнить другие члены группы. Группа мо
жет иметь одного лидера, но, как правило, функцию
лидерства выполняют несколько членов группы.
Группа может иметь одновременно как формально
го, так и неформального лидера. Формальные лиде
ры имеют власть, данную им некой организацией со
стороны либо самими членами группы. Неформаль
ные лидеры выявляются в ходе двухступенчатого
процесса. Люди, которые хотят стать неформальны
ми лидерами группы, должны приходить на группо
вые собрания подготовленными, активно участво
вать в обсуждениях, внимательно выслушивать ос
тальных, избегать показаться выскочкой или
чрезмерно настаивать на своих мнениях, а также
управлять значением информации для других учас
тников с помощью фрейминга.
Как члены группы, так и лидеры могут повысить
эффективность собраний, на которых они присут
ствуют, хорошей подготовкой к собранию, правиль
ным поведением в течение собрания и деятельностью
после него.
Самоанализ
Групповая коммуникация.
Главы 10 и 11)
Насколько эффективно вы работаете в группах,
решающих проблемы?
Приведенные ниже высказывания помогут вам
оценить вашу эффективность в группе. Для оценки
частоты проявления определенного поведения ис
пользуйте следующую шкалу: 1 — всегда, 2 — час
то, 3 — иногда, 4 — редко, 5 — никогда.
___ Мне нравится работать с другими для до
стижения цели. (Глава 10)
___ Я внимательно слушаю и открыт для вос
приятия информации при обсуждении проблем.
(Глава 10)
___ Я приспосабливаю свое поведение к группо
вым нормам. (Глава 10)
___ Я легко переношу конфликты. (Глава 10)
___ Я избегаю исполнения эгоцентрических ро
лей в группе. (Глава 11)
___ Я умею исполнять роли, направленные на
решение задач, а также процедурные и поддержи
вающие роли. (Глава 11)
___ Я прихожу подготовленным на собрания
группы. (Глава 11)
___ На собраниях группы мое активное участие
может положительно повлиять на выполнение за
дач и поддержку хороших отношений. (Глава 11)
___ После собраний я выполняю поставленные
передо мной задачи и просматриваю протоколы и
свои заметки. (Глава 11)
Чтобы проверить результаты самопроверки, по
просите приятеля или члена группы оценить вашу
эффективность в группе по тем же пунктам. Осно
вываясь на изученном материале, выберите поведе
ние в группе, которое вы бы хотели усовершенство
вать. Напишите план усовершенствования общения,
сходный с планом усовершенствования коммуника
ционных навыков, приведенным в главе 1.
4
= . # ,
? = , . # !
! , -
! . 5-
,
! .
$ , -
. % !
, -
!.
5 , , -
, . = = ,
, -
. =, , -
, ! -
. $ ? / ! ! -
.
< , !
. 7 — ,
! ! 12 16: 1) -
, ( 12); 2) -
, ( 13); 3) -
( 14); 4)
, -
( 15); 5) ( 16).
# ! ! ! , 6-
, .
4. "
4. "
4. "
4. "
4. "
8 12. %
8 13. '
8 14. %
8 15. #
8 16. '
8 17. 0
8 18. H
"