ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 6230
Скачиваний: 27
12
:
:
:
:
:
' , 6 .
•
$ , «
»?
•
$ ,
?
•
$
?
•
$ !
?
•
$ ?
= * — - . % ,
, , -
.
B ' ! ! -
# 7 . — -
.
= H 6 , -
- . % , ,
!, , !, !
.
7 $ 6 , -
. & 6 ,
.
192
Часть 4
•
Публичное выступление
Не кажутся ли вам какието из этих ситуаций зна
комыми? Донна хорошо разбирается в своей облас
ти, но ее обширные знания делают трудной задачу
остановиться на чемто конкретном. Бен определил
свою цель, но он не знает, какая тема поможет ему ее
достичь. Дэн уже представляет, каким должно быть
его сообщение, но он должен подумать, как лучше
донести его до аудитории. Эйанна же уверена лишь
в том, что скоро ей придется произносить речь.
Хороший план выступления поможет вам разре
шить все эти проблемы. Эффективный план речи — это
результат пяти последовательных действий. В этой гла
ве мы рассмотрим первый шаг: определите конкретную
цель речи, подходящую для вашей аудитории и ситуа
ции. Для этого нужно выбрать конкретную тему из
интересующей вас области, проанализировать условия
выступления, выяснить, какая перед вами аудитория и,
наконец, сформулировать вашу цель, определив, какой
реакции вы хотите добиться от аудитории. Каждую из
этих задач мы обсудим отдельно.
ВЫБОР ТЕМЫ
Людей приглашают произносить речи, потому что
они считаются экспертами в данной области, но вы
бирать наилучшую тему часто приходится самому
докладчику. В чем различие между предметом и те
мой? Предмет — это определенная область знаний,
например фондовая биржа, когнитивная психология,
бейсбол или Ближний Восток. Тема — это какойто
конкретный аспект предмета. Таким образом, автори
тетный человек, разбирающийся в фондовой бирже,
готов говорить об особенностях НьюЙоркской фон
довой биржи, индексе
Nasdaq
1
, стратегиях инвести
ций, «бычьем» или «медвежьем» рынке
2
.
Цель этого раздела — помочь вам определить ин
тересующую вас область и затем выбрать конкретные
темы из этой области.
Предмет
— определенная область знаний.
Тема
— конкретный аспект предмета.
Как выбрать предмет выступления
Когда вы собираетесь произнести речь, восполь
зуйтесь теми же критериями для определения темы,
которые применяют в своей практике профессио
нальные докладчики. Сначала выясните: 1) какая
область знаний имеет для вас большое значение;
2) в какой области вы чтото знаете. Затем выберите
подходящие темы из этой области.
Этим критериям, вероятно, будут удовлетворять
такие темы, как ваше призвание (основная специаль
ность, будущая профессия или работа в настоящее
время), ваше хобби или любимое занятие в часы до
суга, особые интересы (социальные, экономические,
образовательные или политические). Так, если ваше
призвание — розничная торговля, ваше любимое за
нятие — теннис, но больше всего вас беспокоят про
блемы неграмотности, злоупотребления алкоголем и
наркотиками, токсичных отходов, то для вашей речи
вы можете выбрать какуюто одну из этих тем.
Есть соблазн просто рассказать о чемто, что хо
тят услышать люди. Однако аудитория предпочита
ет слушать оратора изза его кажущейся компетент
ности или понимания определенного предмета. Даже
профессиональные ораторы могут попасть впросак,
если возьмутся рассуждать на малознакомые темы.
Если вы неопытный докладчик, то для вас важно
выбрать темы в таких областях, в которых вы уже
несколько лет или месяцев работали или которые
изучали.
В табл. 12.1 приводятся предметные области, назван
ные студентами из двух групп в качестве своего при
звания, хобби, интереса или предмета для изучения.
1
Индекс акций высокотехнологичных предприятий. —
Примеч. перев
.
2
«Медвежий» рынок — тот, где преобладают игроки на понижение, «бычий» — тот, где большая часть брокеров иг
рает на повышение.
— Примеч. перев.
Вы будете более эффективным оратором, если тща
тельно спланируете свою речь, чтобы цель речи стала
очевидной для аудитории.
193
Глава 12
•
Определяем цели
Рис. 12.1.
Списки тем учащихся
Рис. 12.2.
Мозговой штурм
Хобби: магия
Фокусы
Реквизит фокусника
Постановка фокусов
Ловкость рук
Перемещение
Фокусники
Гудини
Копперфилд
исчезновение
Волшебный замок
терминология
опасности
секреты
тренировка
двериловушки
сообразительность
расходы
постановка
карточные фокусы
животные
одежда
Основной интерес или призвание
общение
дискжокей
продажи
паблик рилейшнз
преподавание в начальной школе
торговля
репортажи
менеджмент в отелях
материнство
мода
юриспруденция
человеческие ресурсы
программирование
медсестра
врач
политика
Хобби или любимое занятие
футбол
похудение
музыка
путешествия
фотография
езда на мотоцикле по горам
пешие походы
волейбол
реклама
генеалогия
альпинизм
верховая езда
парусный спорт
плавание
магия
азартные игры
Интересующая проблема
преступность
политическая этика
окружающая среда
влияние СМИ на общество
цензура
брак с представителями того же пола
налоги
политика президента
клонирование
глобальное потепление
насилие над детьми
обстановка на дорогах
неграмотность
влияние курения
права женщин
аборты
Выбор тем с помощью «мозгового
штурма»
Как только вы определили интересующую вас об
ласть, вам в голову могут прийти несколько подхо
дящих тем. Для выбора лучших из них требуется со
ставить список из нескольких тем. Чтобы стимули
ровать мышление, попытайтесь применить метод
«мозгового штурма». Как мы уже обсуждали в главе 10,
это метод свободных ассоциаций, направленный на
то, чтобы генерировать как можно больше идей.
Чтобы отобрать темы с помощью мозгового штур
ма, нужно разделить лист бумаги на три колонки. Ис
пользуйте заголовки в табл. 12.1 в качестве образца и
запишите названия предметов наверху в каждой ко
лонке. Работайте, по крайней мере, несколько минут
с каждой колонкой и придумайте по несколько тем
для каждой области. Несмотря на то, что вам, может
быть, не удастся заполнить все колонки сразу, попро
буйте перечислить, по крайней мере, двадцать тем в
каждой колонке, прежде чем вы начнете их оценивать.
Когда список в каждой колонке завершен, прочтите
заголовки и найдите темы, которые кажутся вам осо
бенно важными или могут представлять интерес для
вашей аудитории. Например, человек, который назвал
«магию» в качестве своего хобби, может назвать те же
темы, что приводятся в табл. 12.2.
Чем полезен мозговой штурм? Когда мы прибега
ем к нему, то основываемся на простом здравом
смысле. Легче выбрать правильный ответ на вопрос,
располагая несколькими возможными ответами, чем
думать об ответе на тот же вопрос, не имея никакого
выбора. Поэтому легче выбрать тему из имеющегося
списка, чем экспромтом. Вместо того чтобы спросить
«О чем бы мне нужно было поговорить?» спросите
себя: «Какая тема в каждой области мне наиболее
интересна?». Когда вы начинаете перечисление с той
области, которую вы лучше всего знаете и которая
вам интереснее всего, вы часто можете назвать двад
цать, тридцать, пятьдесят или даже больше взаимо
связанных тем.
Мозговой штурм
— метод свободных ассо,
циаций, направленный на то, чтобы генериро,
вать как можно больше идей.
Наблюдай и размышляй
Рабочая тетрадь
Выбор тем с помощью «мозгового
штурма»
В рабочей тетради под пунктом 12.1 нарисуйте
таблицу из трех колонок. Озаглавьте первую ко
лонку в соответствии с вашей специализацией
или профессией, например «История искусст
ва»; вторую колонку — в соответствии с вашим
7 Психология общения
194
Часть 4
•
Публичное выступление
хобби, например «Шахматы»; третью колонку —
в соответствии с интересующей вас проблемой,
например «Загрязнение вод». Составьте спис
ки примерно из двадцати тем для каждой ко
лонки (см. рис 12.2).
Отметьте в каждой колонке по одной теме, ко
торая наиболее значима для вас или кажется
вам наиболее интересной для аудитории. Затем
выберите из этих трех тем одну для вашей пер
вой речи.
ОЦЕНКА АУДИТОРИИ
Поскольку речи произносятся перед определенной
аудиторией, при подготовке речи вам нужно собрать
сведения о тех, перед кем вы будете выступать. Оцен
ка аудитории — это изучение конкретной аудитории,
которая будет слушать вашу речь. Такая оценка вклю
чает: 1) сбор основных демографических показателей
для выяснения характера аудитории; 2) определение
уровня заинтересованности, знаний и установок по
отношению к вам и выбранной вами теме. Результа
ты этой оценки помогут вам отобрать подходящие
примеры, организовать и представить вашу речь в
форме, наиболее удобной для слушателей.
Оценка аудитории
— изучение конкретной
аудитории для подготовки речи.
Что нужно знать о слушателях
Сначала нужно собрать основные демографичес
кие данные и определить, в чем сходство большин
ства членов данной группы слушателей. Вам нужны
точные данные о возрасте, образовании, поле, роде
занятий, доходе, культурных особенностях, месте
жительства и социальной принадлежности.
Возраст
Требуются данные о среднем возрасте и возраст
ных параметрах аудитории.
Образование
Нужно располагать информацией о том, закончи
ли ли слушатели среднюю школу, колледж или учат
ся в университете, институте или обладают разным
образовательным уровнем.
Пол
Вам нужно знать, состоит ли ваша аудитория пре
имущественно из мужчин, женщин или в ней сбалан
сировано количество лиц разного пола.
Род занятий
Вам нужно знать, где работают ваши слушатели,
занимаются ли они в большинстве одним и тем же —
работают в больнице медсестрами, в банке, на заво
де, учат детей или работают в торговле.
Доход
Узнайте, какие доходы у слушателей — высокие,
низкие или средние.
Культурные особенности
Выясните, принадлежит ли аудитория к одной
расе, религии и национальности.
Место жительства
Вам требуются данные о том, живут ли слушате
ли в одном штате, городе или районе.
Социальная принадлежность
Вам необходимы данные о том, принадлежат ли
слушатели к одной социальной группе или студен
ческой организации.
Способы сбора информации
Теперь, когда мы знаем, какие сведения необходи
мо собрать о слушателях, рассмотрим три способа, при
помощи которых можно получить эту информацию.
Вы можете собрать информацию в процессе на
блюдения. Если вы в целом знакомы с аудиторией
(так, вы, вероятно, знаете своих однокурсников), вы
можете получить много существенной информации
о слушателях в процессе личного наблюдения. На
пример, если вы уже проучились пару семестров, у
вас успели сложиться точные представления о при
близительном возрасте ваших однокурсников, а так
же о половом и расовом составе группы. Слушая раз
говоры своих коллег, вы больше узнаете о том, чем
они интересуются, что они знают и как относятся к
тем или иным проблемам.
Вы можете получить данные об аудитории от че
ловека, поручившего вам произнести речь. Когда вас
просят произнести речь, попросите человека, отвеча
ющего за организацию вашего выступления, предо
ставить как можно больше данных об аудитории.
Даже если информация не такая конкретная, как вам
бы хотелось, она все же будет полезной. Особенно
тщательно проверьте наиболее важные для вас темы.
Например, возможно, что для выбранной вами темы
доклада уровень образования группы имеет особен
но большое значение.
Вы можете догадаться о демографических данных
аудитории. Если вы не можете получить информа
цию другим способом, вам придется строить догад
ки на основании такой косвенной информации, как
общая характеристика людей, составляющих данное
сообщество, или тип людей, которым, скорее всего,
будет интересна речь на предложенную тему.
Использование данных для прогноза
реакции слушателей
Следующий шаг в анализе аудитории — это ис
пользование собранных вами данных для предсказа
ния потенциальной заинтересованности людей, зна
ния ими темы выступления, а также установок ауди
тории. Эти предсказания формируют базу для
195
Глава 12
•
Определяем цели
стратегии построения речи, которую мы подробнее
опишем в главе 15 «Вербальная и визуальная адап
тация материала к аудитории».
Интерес аудитории
Ваша первая цель — определить, насколько будет
интересна ваша тема для данной категории слушате
лей. Предположим, вы планируете произнести речь
о роли холестерина перед группой студентов. Вы
можете предсказать, что вам будет непросто заинте
ресовать аудиторию. Почему? Большинство моло
дых людей не заботит связь между уровнем холесте
рина и сердечными приступами.
Понимание
Ваша вторая цель — определить, располагает ли
аудитория необходимыми знаниями для полного
усвоения вашей информации. Например, для речи о
музыке в стиле «биг бенд», взрослая аудитория, ско
рее всего, располагает более обширными знаниями,
чем аудитория, состоящая из молодых людей. Если же
речь идет о стиле «рэп», то более молодая аудитория
будет располагать более обширными знаниями, чем
аудитория, где преобладают люди старшего возраста.
Отношение аудитории к вам как к оратору
Ваша третья цель — предугадать, как воспримет
вас аудитория. Насколько успешно вы сможете про
информировать и убедить аудиторию, вероятно, за
висит от ее уверенности в надежности сообщаемой
вами информации. Доверие базируется на том, ка
жется ли человек знающим (есть ли у него необхо
димая информация для произнесения этой речи),
можно ли ему доверять (честный ли оратор, нрав
ственный ли, можно ли на него положиться) и обая
телен ли он (проявляет ли он энтузиазм, сердечность,
дружелюбие и интерес к другим людям в группе).
Установки аудитории по отношению
к вашей теме
Ваша окончательная цель — составить прогноз, как
группа отнесется к вашей теме. Такая оценка особен
но важна, если ваша цель — попытка изменить пред
ставление или подтолкнуть аудиторию к действию.
Установки аудитории обычно выражаются в мнениях.
Нельзя сказать совершенно точно, как отнесутся слу
шатели к вашей речи, если не спросить их об этом,
однако вы можете сделать довольно точные оценки на
основании демографических данных. Например, на
встрече отделения организации «Право на жизнь»
люди отнесутся к теме аборта иначе, чем на встрече
членов Национальной организации за права женщин.
Чем больше у вас информации о вашей аудитории и
чем больше опыта в анализе аудитории, тем выше
ваши шансы на то, что вы точно оцените установки
аудитории.
Доверие
— показатель того, насколько
аудитория воспринимает оратора как челове,
ка знающего, обаятельного и честного.
Рубрика: Наблюдай и размышляй
Рабочая тетрадь
Анализ аудитории
В рабочей тетради под пунктом 12.2 заполните
бланк для анализа аудитории, приведенный на
рис. 12.3.
Бланк для анализа аудитории
Данные
1. Образовательный уровень аудитории __ средняя школа ____ колледж ____ образование после кол
леджа.
2. Возраст от_ до _
.
Средний возраст, приблизительно____________
3. Среди слушателей приблизительно ____процентов мужчин и _____процентов женщин.
4. По моим оценкам, уровень дохода аудитории ____ ниже среднего ____ средний ____ выше среднего.
5. Аудитория в основном состоит из людей ______одной расы, _______разных рас.
6. Слушатели в основном ___ одной веры, ______разной веры.
7. Слушатели в основном _______одной национальности ____ разных национальностей.
8. Слушатели преимущественно из ___ одного штата ____ одного города ___ живут в одном районе ___
в разных местах.
Прогнозы
1. Аудитория, скорее всего, отнесется к данной теме с большим интересом ___ с умеренным интересом___
не проявит интереса____, потому что______
2. Аудитория воспримет тему _____с большим пониманием, ________коечто поймет, ________ничего
не поймет, потому что____
3. Аудитория, скорее всего, отнесется ко мне как к оратору ____позитивно, ___нейтрально, ___ нега
тивно, потому что_____
4. Отношение аудитории к моей теме будет ___позитивным, ____нейтральным, _____негативным, по
тому что ______
Рис. 12.3.
Анализ аудитории
7*