Файл: Вердербер Р. - Психология общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 6226

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

196

Часть 4 

• 

Публичное выступление

1. Рядом с заголовком «Прогнозы» запишите
тему вашей первой речи.
2. Заполните бланк, включая данные об аудито
рии и прогнозы реакции на ваше выступление.
3. Сохраните этот бланк. Вы можете использо
вать эти данные для более эффективного вы
ступления перед данной аудиторией.

ОБСТАНОВКА

Место проведения вашей речи, или обстановка,

подскажет вам, как лучше оправдать ожидания слу
шателей и какую выбрать манеру произнесения речи.
Если вы планируете выступать перед своей группой,
то ваша задача облегчается: поскольку ваша группа
встречается регулярно в одно и то же время в одной
и той же ситуации и обстановка для вас будет знако
мой. Однако при выступлении в других условиях вам
потребуется время, чтобы приспособиться к обста
новке. Давайте посмотрим, на какие вопросы важнее
всего ответить в связи с обстановкой, в которой вам
предстоит выступать.

Насколько большой будет аудитория? Если вы

предполагаете, что аудитория будет маленькой (до 50
человек или около того), то вы сможете стоять к слу
шателям довольно близко, чтобы говорить нормаль
ным голосом и чувствовать себя раскованно. И на
оборот, если аудитория, перед которой вы будете
выступать, большая, вероятно, вам понадобится мик
рофон, и вы вряд ли будете передвигаться по поме
щению.

 В какое время суток вы планируете выступить?

Совершенно разного подхода требуют речи, которые
произносят ранним утром и сразу после ленча или
вечером. Если, например, по расписанию вы должны
произносить речь после еды, то слушатели могут
расслабиться, вести себя апатично и даже задремать.
В результате у вас появится желание привлечь к себе
больше внимания (предоставить слушателям больше
примеров, иллюстраций и историй), чтобы преодо
леть возможный недостаток внимания.

Когда по программе вы должны выступать? Если

ваше выступление единственное или основное, то у
вас есть очевидное преимущество — внимание будет
приковано к вам. Однако в ситуации, когда произно
сится много речей, ваша очередь может повлиять на
то, как вас примут. Например, если вы выступаете
первым, вам может потребоваться «разогреть» слу
шателей и подготовиться к тому, что слушатели бу
дут отвлекаться, когда придут опоздавшие. Если вы
произносите речь последним, то вы должны учиты
вать, что слушатели, как правило, устают после того,
как прослушают несколько речей подряд.

Сколько времени вам отведено? Для речи в сту

денческой аудитории, как правило, отводится мало
времени, так что не следует перегружать речь инфор
мацией. «Три основные причины ухудшения окружа
ющей среды» можно описать за пять минут, а вот
«историю влияния человека на природу» вряд ли.
Проблема ограниченности времени на выступление

характерна не только для речей, произносимых пе
ред учащимися. Любая обстановка накладывает яв
ные или неявные ограничения на время выступле
ния. Например, воскресная проповедь в церкви мо
жет длиться в пределах 20–30 минут.

Чего ждут слушатели? Каждый случай, в связи с

которым произносится речь, создает конкретные
ожидания. Например, на воскресной проповеди в
епископальной церкви паства ждет, что священник
будет говорить на религиозные темы. Что касается
речей в студенческой группе, то аудитория ждет, что
речь будет соответствовать заданию. Если задание
для речи определено (нужно предоставить информа
цию или убедить), ясна форма (демонстрация или
описание) или тема (анализ на основании книг или
рассказ о текущих событиях), то ваша цель должна
отражать характер этого задания.

Где вы должны произносить речь? Поскольку

аудитории бывают разного размера, в них не одина
ковое освещение и сиденья разной формы, то на все
эти факторы перед презентацией вам нужно обратить
внимание. Если вы будете делать доклад в длинном
узком помещении, то вам придется говорить гром
че обычного, так, чтобы вас слышали задние ряды.
В комнате с плохим освещением убедитесь, что свет
включен и что жалюзи и ставни открыты, так чтобы
помещение стало как можно светлее.

Если вы будете произносить речь в незнакомой

аудитории, то условия могут оказаться самыми раз
ными. Выясните все накануне и перед тем, как про
износить речь попросите предоставить информацию
о вместительности помещения, его форме, количе
стве рядов, характере освещения, наличии сцены или
трибуны, расстоянии между выступающим и первым
рядом и т. д.

Какое оборудование вам требуется, чтобы произно

сить речь? Для некоторых речей вам понадобится
микрофон, доска, проекционный аппарат и экран.
В большинстве случаев ораторам предоставляется
трибуна. Но вы поступите мудро, если не будете на нее
рассчитывать. Если человек, поручивший вам выступ
ление, может внести изменения в обстановку, обяза
тельно объясните ему, что вам нужно, но всегда имей
те запасной вариант на тот случай, если вам не удаст

Планируя речь, учитывайте место и время и выбирай
те подходящее содержание речи и тон голоса.


background image

197

Глава 12 

• 

Определяем цели

ся выступить в желаемых для вас условиях. Так, вы
можете почувствовать сильное разочарование, если,
запланировав показать слайды, вдруг увидите, что вам
некуда воткнуть вилку проекционного аппарата!

Обстановка

 — место выступления.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ РЕЧИ

Когда вы выбрали тему, проанализировали ауди

торию и обстановку произнесения речи, вы продол
жаете подготовку к выступлению и определяете об
щую цель, которой вы собираетесь достичь, и затем
определяете конкретную цель речи.

Общая цель

 — цель речи (развлечь, проин,

формировать, убедить).

Рубрика: Наблюдай и размышляй

Рабочая тетрадь

Анализ ситуации и обстановки

В рабочей тетради под пунктом 12.3 заполните
бланк для анализа ситуации и обстановки, при
веденный на рис. 12.4.
1. Ответьте на вопросы о ситуации и обстанов
ке вашей первой речи.
2. Сохраните этот бланк. Вы используете эти
данные для более эффективного выступления
перед данной аудиторией.

Общая цель

Общая цель — это цель вашей речи. Она может

состоять в том, чтобы развлечь, информировать и
убедить в чемлибо аудиторию. Поскольку речь —
это сложное действие, которое может поразному
повлиять на аудиторию, то такое разделение показы
вает, что в любой публичной речи преобладает какая
то одна цель. Рассмотрим следующие примеры.

Монолог Джея Лено

1

, открывающий программу

«Вечернее шоу», всегда направлен на то, чтобы раз

влечь зрителей, хотя и включает материал, воспри
нимаемый как информирующий или убеждающий.
Напротив, речь политического кандидата должна
убедить слушателей голосовать за него, хотя в ней
присутствует и материал развлекательного или ин
формационного характера.

Хотя некоторые публичные ораторы произносят

речи только для того, чтобы развлечь публику, в этом
учебнике мы сосредоточим наше внимание на инфор
мационных и убеждающих речах — такие речи мно
гие произносят в повседневной жизни.

Конкретная цель

Конкретная цель — это утверждение, определяю

щее, чего докладчик хочет добиться от аудитории.
Например, в речи «Оценка алмазов» цель можно
сформулировать так: «Я бы хотел, чтобы слушатели
усвоили четыре основных критерия для оценки ал
мазов». А в речи «Поддержим “Юнайтед уэй”»

2

  цель

можно определить как: «Я бы хотел, чтобы слушате
ли пожертвовали деньги в пользу “Юнайтед Уэй”».
В первом примере цель состоит в информировании:
выступающий хочет, чтобы аудитория поняла крите
рии оценки алмазов. Во втором примере цель —
убеждение: докладчик хочет, чтобы слушатели вне
сли денежные пожертвования. На рис. 12.3 есть еще
примеры конкретных целей, которые точно опреде
ляют, какой реакции докладчик добивается от слуша
телей.

Теперь давайте рассмотрим процедуру достиже

ния цели конкретной речи и разложим эту процеду
ру на несколько ступеней.

Конкретная цель

 — утверждение, опреде,

ляющее, чего докладчик хочет добиться от
аудитории.

1. Сначала запишите примерную цель речи — фра

зу, выражающую желаемую реакцию слушателей.

Предположим, Джулия сначала излагает цель речи
по теме неграмотности: «Я хочу, чтобы мои слушате
ли поняли, что такое неграмотность». Тем самым
Джулия утверждает, что ее цель — заставить слуша
телей чтото понять. Таким образом Джулия опреде
ляет, что речь носит информационный характер.

Ситуация и обстановка

Где вы будете произносить речь? ___________
Каковы размеры помещения? ________
Когда вы будете произносить речь? _________
Каким по счету вы будет оратором? _______
Сколько вам отведено времени? ________
Чего слушатели ждут от речи? _____
Какое оборудование необходимо для вашего выступления? _______

Рис. 12.4.

 Бланк для оценки обстановки

1

 Джей Лено, американский комедийный актер и ведущий развлекательной телепрограммы «Вечернее шоу». Он на

чинает программу с юмористической речи, в которой иногда затрагиваются политические темы. 

— Примеч. перев

.

2

 «Юнайтед Уэй» — благотворительная организация, которая собирает пожертвования среди работающих и распре

деляет их среди других благотворительных организаций. — 

Примеч. перев.


background image

198

Часть 4 

• 

Публичное выступление

Предположим, она начала так: «Я хочу объяснить,
что такое неграмотность». Хотя такая формулиров
ка цели вполне разумна, в ней делается больший ак
цент на самом докладчике, а не на реакции аудито
рии. Формулировка конкретной цели обязательно
должна начинаться с желаемой реакции аудитории.

2. Просмотрите свой первый вариант цели и на

пишите полное предложение, характеризующее
реакцию аудитории.

 Вариант «я хочу, чтобы мои

слушатели поняли, что такое неграмотность» — хо
рошее начало, но фраза «поняли, что такое негра
мотность» не вполне ясна. Что именно в понятии
«неграмотность» Джулия хочет объяснить своим
слушателям? Если Джулия изменит слова в своей
формулировке цели, то может получиться следую
щее: «Я бы хотела, чтобы слушатели поняли три
аспекта проблемы неграмотности». Эта фраза пол
ностью определяет цель ее речи. Обратите внима
ние, что такая формулировка включает в себя же
лаемую реакцию аудитории — «понять три аспекта
неграмотности».

Теперь вопрос состоит в том, действительно ли

фраза «понять три аспекта неграмотности» полно
стью отражает суть того, о чем она собирается го
ворить? Джулию волнует неграмотность в целом?
Или неграмотность в конкретных ситуациях? В дей
ствительности, Джулия хочет уделить внимание
тому, как безграмотность вредит людям, которые
пытаются хорошо выполнять свою работу. С уче
том этого, она пересматривает цель своей речи и
записывает ее в следующей формулировке: «Я хочу,
чтобы аудитория поняла три аспекта проблемы не
грамотности 

на работе

». Теперь ее цель ограничи

вается не только количеством понятий, но и ситу
ацией.

3. Цель обязательно должна выражать только

одну идею

. Предположим, Джулия написала: «Я хочу,

чтобы аудитория поняла три аспекта проблемы не
грамотности на работе , и я намерена показать, на
сколько это вредно для дела и для самого человека».
Такой план включает две различные идеи: можно
использовать только одну из них, а не две сразу. Ис
пользование обеих этих идей делает неясной тему
выступления. Джулия должна решить для себя, хо
чет ли она поговорить о разных аспектах проблемы?
Если да, то ее окончательное утверждение должно
выглядеть так: «Я бы хотела, чтобы аудитория по

няла три основных аспекта неграмотности на рабо
те». Может быть, она хочет рассказать, какой боль
шой вред причиняет неграмотность? В таком слу
чае окончательная формулировка ее цели должна
выглядеть так: «Я бы хотела доказать, что неграмот
ность на работе приносит вред человеку и ухудша
ет качество работы».

4. Исправьте инфинитив или фразу в форме ин

финитива так, чтобы она стала указывать конкрет
ную желаемую реакцию аудитории.

 Если вы счита

ете, что излагаемые вами идеи бесспорны, то ваша
цель в первую очередь — сообщить информацию, и
для соответствующего инфинитива, выражающего
желаемую реакцию аудитории, подойдут глаголы
«понять» или «оценить». Однако если вы выносите
на обсуждение определенные идеи, либо высказыва
ете свои убеждения, либо призываете к действиям, то
цель вашей речи — убедить людей, и ее можно выра
зить в таких инфинитивах, как «поверить» или «из
менить».

5. Сформулируйте, по крайней мере, три разных

варианта цели речи.

 Чем отчетливее ваша конкрет

ная цель, тем более целенаправленной и эффектив
ной будет ваша речь. Даже если Джулии нравится ее
первая формулировка, она должна написать, по край
ней мере, еще одну версию. Вторая версия может ока
заться более отчетливой. Например, со второй по
пытки Джулия могла бы написать: «Я бы хотела, что
бы аудитория уяснила три основных проблемы,
которые создает неграмотность на работе». Когда
Джулия меняет «три аспекта» на «три проблемы», то
цель выглядит иначе. Джулии этот новый смысл мо
жет понравиться больше.

Взаимосвязь между предметом,

темами, целями и тезисом речи

Если конкретная цель — это формулировка же

лаемой реакции аудитории на вашу речь, то тезис —
это высказывание, содержащее конкретные состав
ляющие речи в поддержку намеченной цели. На
пример, для речи об оценке алмазов Сэнди напи
сала:

Конкретная цель: я бы хотела, чтобы аудитория

поняла основные критерии оценки алмазов.

Тезис: алмазы оцениваются по величине, цвету,

прозрачности и огранке.

Развлечь

Я бы хотел, чтобы слушателей позабавило мое описание футбольного игрока.
Я бы хотел, чтобы слушатели посмеялись над моим опытом работы официантом.

Проинформировать

Я бы хотел, чтобы слушатели усвоили характеристики пяти основных типов побережий.
Я бы хотел, чтобы слушатели узнали о трех основных формах мистических историй.

Убедить

Я бы хотел, чтобы слушатели убедились в том, что в промышленности и бизнесе нужно запретить

проверку на содержание в крови наркотических веществ.

Я бы хотел, чтобы мои слушатели вступили в общество «Международная амнистия».

Рис. 12.5.

 Конкретные цели речи


background image

199

Глава 12 

• 

Определяем цели

Обратите внимание, что Сэнди точно выразила в

формулировке конкретной цели, что ее намерения
состоят в том, чтобы аудитория поняла основные
критерии оценки, но она не назвала эти критерии.
Поскольку Сэнди работала в ювелирном магазине,
она уже владела информацией о критериях; она мог
ла написать тезис, в котором говорилось бы о крите
риях размера, цвета, прозрачности и огранки.

Мы рассказали в этой главе о формулировке тези

са, чтобы дать вам представление о взаимоотношени
ях между предметом, темой, общей целью, конкретной
целью и тезисом (рис. 12.6). Если вы хорошо понима
ете конкретную цель, то можете сформулировать те
зис. Конкретизировав цель речи, вы еще до начала
работы видите, в каком направлении надо двигаться.
Формулировка тезиса обсуждается в главе 14.

Наблюдай и размышляй

Рабочая тетрадь

Формулировка целей речи

В рабочей тетради под пунктом 12.4 сформули
руйте конкретную цель вашей первой речи на
избранную тему, следуя описанной в тексте пя
тишаговой процедуре.

Тезис

 — высказывание, содержащее конк,

ретные составляющие речи в поддержку наме,
ченной цели.

РЕЗЮМЕ

Итак, первый шаг для эффективной подготовки

речи — определить цель вашей речи. Вы начинаете с
выбора области, в которой чтото знаете и к которой
проявляете интерес. Это может быть ваша работа,
хобби или интересующая вас проблема. Затем, что
бы найти подходящую тему, используйте метод «моз
гового штурма» и составьте список из тем, соответ
ствующих выбранной вами предметной области. Ко
гда вы таким способом придумали по крайней мере
20 тем, вы можете пометить под каждым заголовком
тему, которая вас особенно заинтересует.

Следующий шаг — проанализировать состав ауди

тории и ситуацию и решить, как построить вашу речь.
Анализ аудитории включает анализ знаний, интересов
и установок вашей аудитории. Соберите конкретные
данные об аудитории и определите, насколько она од
нородна. Используйте эту информацию, когда хотите
спрогнозировать, в какой мере аудитория будет заин
тересована в вашей теме, поймет ли она вашу тему и
как отнесется к вам и вашей речи. Учтите также то, как
сама ситуация и физическая обстановка могут повли
ять на общий план вашего выступления.

Как только у вас появилась тема и вы проанали

зировали состав аудитории и обстановку, можно
определить цель речи и написать тезисы. Общая
цель речи — полное предложение, определяющее
конкретную реакцию, которую выступающий хочет
вызвать у аудитории. Написание конкретной цели
речи включает следующую процедуру: 1) запишите

Предметная область:

 поиск работы.

Тема:

 установление связей.

Общая цель речи:

 проинформировать.

Конкретная цель:

 я хочу, чтобы аудитория поняла процедуру установления связей при поиске работы.

Тезис: 

вы можете использовать связи эффективно, если вы сделаете установление связей своим приори

тетом, будете предлагать свою кандидатуру на возможные вакансии, рекламировать себя и последователь
но поддерживать контакты.

Область:

 финансы.

Тема:

 долг.

Общая цель речи:

 проинформировать.

Конкретная цель:

 я бы хотел, чтобы аудитория поняла два основных фактора, которые усугубляют проб

лему личного долга в США.

Тезис:

 личный долг быстро накапливается изза доступности кредитных карт и потребности в быстром

удовлетворении потребностей.

Область:

 Национальная спортивная студенческая ассоциация (НССА).

Тема:

 санкции.

Общая цель речи:

 убедить.

Конкретная цель:

 я бы хотела, чтобы аудитория поверила, что санкции — не эффективное средство воз

действия на колледжи, нарушавшие правила НССА.

Тезис:

 санкции НССА не удерживают колледжи от нарушения правил, они не препятствуют школам вы

ставлять на соревнования команды победителей и не мешают колледжам получать финансовую поддержку.

Рис. 12.6. Взаимосвязь предметной области, темы, общей цели, конкретной цели и тезиса.


background image

200

Часть 4 

• 

Публичное выступление

Хотя Глен и Адам посещали

один и тот же курс ораторского
искусства, они были в разных
группах. Однажды вечером, когда
Адам разговаривал с Гленом о
том, как трудно найти тему для
речи, Глен упомянул о том, что он
планировал произнести речь о по
ложительном поступке. Посколь
ку на эту тему можно придумать
бесконечное число разных целей
речи, Глен подумал, что ничего
плохого не будет, если он покажет
приятелю список литературы. Он
показал ее Адаму на экране ком
пьютера.

Пока Адам просматривал биб

лиографию, Глен спустился в
холл забрать книгу, которую он
одолжил приятелю утром. Пока
Глена не было, Адам решил по
смотреть, что есть еще у Глена в

КАК БЫ ПОСТУПИЛИ ВЫ? Вопрос этики

файле. Адам взволновался, когда
увидел, что у Глена уже готов кон
спект речи, имеющей следующую
цель: «Я хочу, чтобы слушатели в
классе поняли, как создать домаш
нюю страницу в Интернете».
Адам, подумав, что может сэконо
мить время, распечатал конспект;
он оправдал свой поступок тем,
что этот конспект натолкнет его
на свежие мысли. Но поскольку
времени на подготовку речи было
мало, Адам решил просто исполь
зовать конспект Глена для своей
собственной речи.

Позже на той же неделе препо

даватель Глена беседовала с пре
подавателем Адама о речах, кото
рые она слушала. Когда она упо
мянула, что Глен произнес очень
содержательную речь о домашних
страницах в Интернете, препода

ватель Адама заметила: «Интерес
но, сегодня утром я слышала хо
рошую речь на ту же тему. А как,
вы сказали, сформулирована тема
этой речи?» Когда выяснилось,
что цели у этих речей одни и те же,
преподаватель Глена вернулась в
свой офис и взяла его тезис. Про
смотрев заголовки, преподаватели
увидели, что обе речи совершенно
одинаковы. Они оставили записки
Адаму и Глену и попросили их
зайти на следующий день к заве
дующему кафедрой.

1. В чем в данном случае заклю

чается этическая проблема?

2. Было ли чтонибудь неэтич

ное в поведении Глена? Было ли
чтонибудь неэтичное в поведении
Адама?

3. Как нужно (если нужно) на

казать Глена? А Адама?

черновой вариант цели речи; 2) обдумывайте ваш
вариант, пока вы не придете к окончательной фор
мулировке, определяющей конкретную реакцию
или поведение, которого вы бы хотели добиться от
аудитории; 3) проверьте, чтобы цель включала толь

РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ НАВЫКОВ Формулировка цели речи

Навык

Выразить в одной фра
зе, какой именно реак
ции добивается оратор
от аудитории.

Использование

Определить направ
ленность речи.

Процедура

1. Запишите формули
ровку цели речи в чер
новом варианте.
2. Просмотрите перво
начальную формули
ровку и найдите закон
ченное предложение,
формулирующее конк
ретную реакцию или
поведение, которого вы
добиваетесь от вашей
аудитории.
3. Убедитесь, что фор
мулировка цели содер
жит только одну идею.
4. Переделайте инфи
нитив так, чтобы он
точно описывал конк
ретную желаемую ре
акцию аудитории.
5. Напишите, по край
ней мере, три разных
версии цели.

Пример

Кен записывает: «Я
хочу, чтобы мои слуша
тели узнали, на что об
ращать внимание при
покупке еды для соба
ки». Когда он пересмат
ривает первую форму
лировку, то в конце кон
цов исправляет ее: «Я
хочу, чтобы мои слуша
тели учли четыре факто
ра, которые важны, если
они хотят купить хоро
шую еду для собаки».
Как только Кен убежда
ется, что его цель нужно
выразить в одной фразе,
а слова «чтобы учли»
указывают на желаемую
реакцию аудитории, он
записывает еще две фор
мулировки, пришедшие
ему в голову, и убежда
ется, что первая форму
лировка — наилучшая.

ко одну идею; 4) пересмотрите формулировку цели
так, чтобы в ней была четко сформулирована жела
емая реакция аудитории; 5) запишите, по крайней
мере, три различных версии цели, прежде чем вы
брать одну.