ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 6223
Скачиваний: 27
206
Часть 4
•
Публичное выступление
Беглый просмотр
— метод быстрого озна,
комления с содержанием работы.
Беглый просмотр с целью
определения ценности источника
Поскольку вы, скорее всего, обнаружите намного
больше статей и книг, чем будете способны исполь
зовать, вам нужно будет бегло просмотреть источни
ки, чтобы определить, стоит ли читать их целиком.
Беглый просмотр —
это метод быстрого ознакомле
ния с содержанием работы.
Если вы оцениваете журнальную или газетную
статью, потратьте минуту или две, чтобы выяснить,
действительно ли статья дает информацию именно
о той стороне предмета, которая вас интересует, и
содержит ли она документальную статистику, при
меры или подходящие для цитирования мнения.
(Мы рассмотрим типы информации, которую надо
искать, в следующем разделе главы.) Если вы оце
ниваете книгу, внимательно прочитайте содержа
ние, взгляните на алфавитный указатель и просмот
рите относящиеся к вашему вопросу главы, задавая
себе те же самые вопросы, что и при оценке жур
нальной статьи.
Беглый просмотр поможет вам решить, какие ис
точники прочитать целиком, какие — частично и от
каких вообще отказаться. Минуты, потраченные на
такую оценку, сберегут для вас часы, которые могли
бы уйти на чтение.
Если вы составляете библиографию периодики,
сидя за компьютером, то, скорее всего, обнаружите,
что базы данных, на которые подписана ваша библио
тека, содержат краткие выдержки из каждой статьи,
появляющиеся на экране вместе с ее заголовком.
Знакомство с этими выдержками поможет вам опре
делить, какие источники вы хотели бы прочесть це
ликом. Однако как только источники будут у вас в
руках, следует опятьтаки прибегать к беглому про
смотру.
Интервью —
беседа, состоящая из умело
поставленных вопросов и ответов на них.
Интервью
Подобно журналистам, вы можете получить нема
ло прекрасной информации с помощью интервью, то
есть бесед с людьми, состоящих из умело поставлен
ных вопросов и ответов на них. Чтобы ваша работа
была эффективной, выберите наиболее подходяще
го человека для интервью и составьте список хоро
ших вопросов.
Выбор наиболее подходящего человека
В вашем студенческом городке или за его предела
ми, возможно, живут люди, владеющие информаци
ей, которую вы могли бы использовать в своей речи.
Чаще всего несколько телефонных звонков помогут
вам найти человека, наиболее подходящего для того,
чтобы поговорить с ним о предмете вашего выступле
ния. Ронда, готовящая речь на тему «синтетические
наркотики», вполне может позвонить в университет
скую поликлинику и договориться о встрече с кем
нибудь из врачей или медсестер, владеющих инфор
мацией, связанной с употреблением таких наркотиков
в студенческом городке. Когда вы решите, с кем вам
следует провести интервью, назначьте встречу, — не
стоит приходить прямо к человеку на работу и ожи
дать, что он бросит все, ради того чтобы поговорить с
вами. Откровенно объясните причины вашего жела
ния провести интервью. Если вы хотите собрать ма
териал для речи перед классом или перед другой ауди
торией, так и скажите.
Прежде чем брать интервью, убедитесь, что вы уже
собрали некоторую информацию по данной теме.
Людям больше нравится отвечать на вопросы тех,
кто кажется им информированным; кроме того, зна
комство с предметом поможет вам подобрать лучшие
вопросы.
Открытые вопросы —
вопросы, предлага,
ющие человеку дать такую информацию, ко,
торую он пожелает.
Закрытые вопросы
— узко сфокусирован,
ные вопросы, требующие кратких ответов.
Нейтральные вопросы
— вопросы, кото,
рые позволяют человеку дать ответ без какой,
либо подсказки со стороны интервьюера.
Наводящие вопросы
— вопросы, сформули,
рованные таким образом, что они предполага,
ют наличие наиболее предпочтительного для
интервьюера ответа.
Дополнительные вопросы
— вопросы, ко,
торые задают после ответов на основные воп,
росы.
Составление списка вопросов
Основа эффективного плана интервью — список
хороших вопросов, который, скорее всего, будет сме
сью открытых и закрытых основных или дополни
тельных вопросов, сформулированных в нейтраль
ной, а не наводящей манере.
Вспомним, какие типы вопросов мы выделили в
главе 9.
Открытые вопросы
предлагают человеку дать
такую информацию, которую он пожелает.
Закрытые
вопросы
узко сфокусированы и требуют кратких от
ветов.
Нейтральные вопросы
позволяют человеку
дать ответ без какойлибо подсказки со стороны ин
тервьюера.
Наводящие вопросы
сформулированы
таким образом, что они предполагают наличие наибо
лее предпочтительного для интервьюера ответа.
До
полнительные вопросы
могут быть запланированны
ми или спонтанными, но их всегда задают после от
ветов на основные вопросы.
Содержание ваших вопросов будет зависеть от
того, какую информацию вы хотите получить. По
пробуйте составить список вопросов по вашей теме,
так чтобы вы могли получить необходимую вам ин
формацию, не затрачивая на это слишком много вре
мени.
207
Глава 13
•
Проводим исследования
Как много вопросов вам стоит запланировать, за
висит от того, сколько времени у вас есть на интер
вью. Помните, что вы никогда не можете знать зара
нее, как человек будет отвечать. Некоторые люди
настолько разговорчивы и информированны, что, от
вечая на ваш первый вопрос, они тут же подробно
ответят и на все остальные вопросы, которые вы со
бирались задать; другие будут отвечать на каждый
вопрос кратко.
В начале вашего интервью запланируйте не
сколько несложных вопросов, демонстрирующих
ваше уважение к человеку, с которым вы проводите
интервью. Интервью с профессором вы могли бы
начать с вопросов о его научной биографии, напри
мер: «Как вы заинтересовались изучением темы на
силия в средствах массовой информации?». Цель
таких вопросов — сделать так, чтобы интервьюиру
емый чувствовал себя раскованно и говорил сво
бодно.
Основная часть интервью включает в себя подго
товленные заранее основные вопросы. Совсем не
обязательно задавать все имеющиеся вопросы, но вы
должны продолжать интервью до тех пор, пока не
получите всю важную информацию, которую наме
ревались получить. Убедитесь, что ваши вопросы
сформулированы так, что они смогут обеспечить вас
необходимой информацией.
На рис. 13.2 приведено несколько вопросов, кото
рые вы могли бы задать, для того чтобы получить
информацию о воздействии на зрителей демонстра
ции по телевидению сцен насилия.
Как проводить интервью
Применив навыки общения, о которых мы говори
ли в этой книге, вы обнаружите, что можете превра
тить свой тщательно составленный план в прекрас
ное интервью.
1. Будьте вежливы во время интервью.
Начните с
того, что поблагодарите человека за то, что он согласил
ся потратить свое время на разговор с вами, и в тече
ние всего интервью проявляйте уважение к тому, что
говорит человек, что бы вы ни думали о его ответах.
2. Слушайте внимательно.
Усвойте и применяйте
навыки, связанные со слушанием, пониманием и за
поминанием, уделяя особое внимание постановке во
просов, невербальным сигналам и перефразированию.
3. Следите за динамикой интервью.
Хотя человек
может настолько увлечься разговором, что не будет
беспокоиться о потраченном времени, большинство
людей обычно торопятся заняться своими неотлож
ными делами.
4. Убедитесь в том, что ваши невербальные ре
акции соответствуют желаемому тону разговора.
Следите за своими жестами и выражением лица.
Смотрите на человека, с которым вы разговаривае
те. Кивайте, чтобы показать, что понимаете. Улыбай
тесь время от времени, чтобы придать интервью дру
желюбный характер.
Обработка интервью
Сразу после интервью возьмите полученные отве
ты и выпишите на карточки ключевые моменты, ко
торые вы хотели бы использовать в своей речи.
Очень вероятно, что ваши заметки будут иметь фор
му краткого конспекта или стенографической запи
си, поэтому убедитесь, что вы сможете понять их.
Если вы не уверены, что можете точно расшифровать
чтото из того, что сказал человек, не пожалейте ми
нуты, чтобы позвонить по телефону и уточнить.
Опрос
— способ, позволяющий получать ин,
формацию непосредственно от людей с помо,
щью анкет.
Опросы
Опрос
, часто в форме ответов на вопросы анкет
или опросных листов — это способ, позволяющий
получать информацию непосредственно от людей.
Опросы могут проводиться устно или письменно.
С помощью опросов вы можете получить полезную
информацию для выступлений на такие разные
темы, как оценка студентами питания в студенческой
столовой и шансы местной волейбольной команды на
Биографическая информация
Почему вы заинтересовались изучением темы насилия в средствах массовой информации?
Результаты исследований
Говорят ли ваши исследования о негативном воздействии телевизионного насилия на зрителей?
Когда люди часто смотрят телевизор, проявляется ли негативное воздействие сильнее, чем тогда, когда
они смотрят телевизор редко?
Есть ли у вас доказательства влияния просмотра определенных телепередач на агрессивность?
Ведет ли просмотр телепередач с изображением сцен насилия к снижению чувствительности к насилию?
Обнаружили ли вы доказательства влияния телевидения на то, насколько доброжелательны люди друг
к другу?
Действия
Достаточно ли выражены эти эффекты, чтобы оправдать меры, ограничивающие доступ детей к програм
мам, в которых демонстрируются сцены насилия?
Можете ли вы дать какиенибудь рекомендации для тех, кто смотрит телевизор?
Рис. 13.2.
Образцы вопросов
208
Часть 4
•
Публичное выступление
предстоящем матче. При проведении опросов чаще
всего используются вопросы четырех типов: закры
тые, с множественным выбором, с градуированными
ответами и открытые.
1. Закрытые вопросы требуют ответа в форме
«да — нет» или «верно — неверно».
Такие вопросы
чаще всего используются, когда надо получить отве
ты, которые можно легко сортировать. Для опроса на
тему телевизионного насилия вы могли бы сформу
лировать закрытый вопрос так:
Считаете ли вы, что в программах, идущих в луч,
шее эфирное время, демонстрируется слишком много
сцен насилия?
____ да ____ нет
Хотя закрытые вопросы не дают людям возмож
ности выразить степень своего согласия или несо
гласия, они позволяют быстро подсчитать мнения.
К тому же, такие опросы легко проводить устно.
2. В вопросах с множественным выбором рес
понденты делают выбор из нескольких альтернатив.
Проводя опрос студентов с целью выяснить, как мно
го времени они смотрят телевизор, вы могли бы ис
пользовать следующий вопрос:
Выберите вариант ответа, наиболее подходящий
для вас.
Я смотрю телевизор
____ от 0 до 5 часов в неделю
____ от 5 до 10 часов в неделю
____ от 10 до 15 часов в неделю
____ от 15 до 20 часов в неделю
____ более 20 часов в неделю
3. Вопросы с градуированными ответами позво
ляют респондентам выбрать один из возможных от
ветов.
Такие вопросы особенно хороши для измере
ния отношения человека к предмету. Спрашивая о
телевизионном насилии, вы могли бы предложить
каждому человеку шкалу возможных ответов. Вот
пример вопроса, позволяющего измерить отношение
телезрителей к демонстрации сцен насилия в телепе
редачах.
Выберите ответ, который лучше всего отражает
ваше мнение по поводу следующего заявления:
Я считаю, что программы, идущие в лучшее эфир,
ное время, содержат слишком много насилия.
Совершенно верно | Возможно, да | Не знаю | Воз
можно, нет | Совершенно неверно
Конечно, вы можете включить в свой опросный
лист более одного вопроса.
4. Открытые вопросы поощряют респондентов
высказывать собственное мнение.
Эти вопросы
дают наибольший уровень глубины, но изза того, что
ответы могут быть очень разнообразными, их труд
нее всего обрабатывать. В вашем опросе на тему те
левизионного насилия вы могли бы задать людям
следующий открытый вопрос.
Если бы вы собирались писать в Федеральную ко,
миссию связи письмо о том, много ли насилия в пере,
дачах, идущих в лучшее эфирное время, каковы были
бы ваши рекомендации?
После того как вы проведете опрос, вам нужно
будет обработать полученные результаты. Если опрос
выявляет некую четкую тенденцию, тогда используй
те его результаты, как вспомогательное средство при
доказательстве тезисов вашей речи. Если из опроса
нельзя сделать однозначных выводов, разумнее будет
не слишком полагаться на его результаты.
Наблюдай и размышляй
Рабочая тетрадь
Составление списка источников
В вашей рабочей тетради под пунктом 13.1,
выбрав тему своей первой речи, запишите сле
дующую информацию.
Работая с бумажной или компьютеризованной
версией библиотечного каталога книг или пери
одических изданий, составьте список из шести
специальных книг и/или журнальных статей, ко
торые, как вам кажется, содержат информацию
по вашей теме.
Назовите человека, у которого вы могли бы
взять интервью, чтобы получить дополнитель
ную информацию по теме.
Напишите вопросы для проведения опроса —
если опрос по этой теме будет уместен.
КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ ИСКАТЬ
Каким бы ни был ваш источник, вы будете искать
в нем факты и мнения экспертов.
Изложение фактов
Изложение фактов
— это утверждения, которые
можно проверить. «Недавние исследования свиде
тельствуют о том, что дошкольники смотрят телеви
зор в среднем по 28 часов в неделю», «В комплект
портативного компьютера
Gateway Solo
входит
устройство
CD
ROM
», «Иоганн Гутенберг в XV веке
изобрел печатный набор» — все эти высказывания
содержат факты, которые могут быть проверены.
Один из способов проверить информацию, представ
ленную как изложение фактов — это сравнить ее с
материалом из другого источника.
Будьте особенно скептичны по отношению к «фак
там», о которых вы узнали в Интернете. Поскольку
каждый может помещать в сети практически любую
информацию, вам необходимо проявлять исключи
тельную бдительность. Никогда не используйте ин
формацию, которая не подтверждена документально.
Изложение фактов
— утверждение, кото,
рое можно проверить.
209
Глава 13
•
Проводим исследования
Экспертное мнение
— интерпретации и
суждения, сделанные людьми, имеющими авто,
ритет в данной области.
Экспертные мнения
Экспертные мнения
— это интерпретации и суж
дения, сделанные людьми, имеющими авторитет в
данной области. «Смотреть телевизор 28 часов в не
делю — это слишком много для маленьких детей»,
«Наличие в компьютере
CD,ROM
а — насущная не
обходимость», «Изобретение печатного набора поло
жило начало созданию средств массовой информа
ции» — все это
мнения
, основанные на фактах, изло
женных выше. Будут ли они
экспертными мнениями
,
зависит от того, кто делает данные заявления.
Как отличить эксперта от дилетанта? Вопервых,
эксперты признаны другими профессионалами в сво
ей области. Вовторых, эксперт должен обладать зна
ниями по данному вопросу. Например, профессор
истории может быть признан экспертом в области
исследований античной Греции, которыми он зани
мается, но не в истории инков.
Если вы планируете использовать в своей речи
экспертные мнения, обозначьте их как мнения и
укажите аудитории, в какой степени следует дове
рять этим заявлениям. Например, оратор, который
хочет дать слушателям содержательную информа
цию, может сказать: «Температура воздуха в 1990х
годах была намного выше среднего уровня. Специ
алист по космической биологии Пол Джордженсон
считает, что такие, намного превосходящие средний
уровень температуры являются признаком начала
первой стадии парникового эффекта, однако эти
изменения температуры еще не признаны как зна
чимые».
Хотя экспертные мнения не могут целиком заме
нить документальные факты, они могут быть исполь
зованы для того, чтобы дать интерпретацию и при
дать вес тем фактам, которые вы обнаружили.
Представление информации
с мультикультурной точки зрения
Как человек воспринимает факты и каких мне
ний он придерживается, часто зависит от культур
ной принадлежности этого человека. Поэтому важ
но представлять свою информацию с точки зрения
разных культур, находя источники, имеющие раз
личную культурную ориентацию, и проводя интер
вью с экспертами, происходящими из различных
культур. Например, студентка Кэрри, подготавли
вая свою речь об экзаменах в начальных школах,
специально искала статьи, написанные известными
американскими авторами испанского, азиатского,
африканского и европейского происхождения. Кро
ме того, она провела интервью с двумя директора
ми школ: из городского района и из пригорода. Так
как она сознательно использовала различные источ
ники информации, Кэрри могла быть в большей сте
пени уверена в том, что ее речь достаточно точно
отражает все стороны спора о проведении экзаме
нов.
Доктор Молефи Кит Асанте, ученый с междуна
родным признанием, считает, что ограничение наших
исследований рассмотрением только точки зрения
тех, кто похож на нас, способствует развитию в на
ших представлениях расизма, который затем переда
ется другим, когда мы говорим (произносим речь?).
В рубрике «Исследования ученых» дается краткий
обзор его работ.
Вербальные формы информации
Основанная на фактах информация и экспертные
мнения могут быть представлены в виде примеров,
иллюстраций, статистических данных, анекдотов и
повествований, сравнений и противопоставлений
или цитируемых объяснений и мнений.
Примеры
— конкретные случаи, способные
проиллюстрировать или объяснить общий
фактический материал.
Гипотетические примеры
— примеры, по,
строенные путем размышлений о будущих со,
бытиях.
Статистика
— факты, выраженные в
цифрах.
Примеры
Примеры —
это конкретные случаи, способные
проиллюстрировать или объяснить общий фактичес
кий материал. Одного или двух коротких примеров,
подобных приведенным ниже, часто бывает достаточ
но, чтобы придать смысл общим утверждениям.
Один из способов усиления компании — это по
купка другой компании. Недавно компания «Кро
гер» купила «Фред Мейер Инк.» и стала крупнейшей
в стране фирмой, занимающейся продажей бакалей
ных товаров.
Профессиональные игроки в бильярд тренируют,
ся каждый день помногу часов. Дженифер Ли в то вре,
мя, когда она не участвует в турнирах, тренирует,
ся по десять часов в день.
Примеры полезны тем, что они дают конкретные
детали, которые делают общие заявления более по
нятными для аудитории.
Хотя большинство примеров, найденных вами,
скорее всего, будут относиться к реальной жизни, вы
также можете придумать и гипотетические примеры,
чтобы использовать их в своем выступлении.
Гипо
тетические примеры —
это примеры, построенные
путем размышлений о будущих событиях. Они раз
вивают идею «Что будет, если?..». В следующем от
рывке Джон А. Ахладас (Ahladas, 1989) приводит
несколько гипотетических примеров того, что может
произойти в 2039 году, если глобальное потепление
будет продолжаться:
В Нью,Йорке рабочие строят плотины, чтобы
удержать приливные воды реки Гудзон в пределах
нынешней границы, отмеченной насаждениями пальм.
В Луизиане 40 000 га заболоченной территории вско,
210
Часть 4
•
Публичное выступление
Молефи Кит Асанте,
преподаватель
африканистики,
Университет Темпл,
о языке предубеждений и
расизма
Энергичный ученый Молефи
Кит Асанте полагает, что недоста
точно просто знать, как сделать
мир более человечным, — нужно
действовать. На протяжении всей
своей карьеры Асанте стремился
не только накапливать знания, но
и применять их, для того чтобы
помочь людям понять, как они
могут проявить свои способности.
В 1968 году в возрасте 26 лет
Асанте получил степень доктора
философии по специальности
«речевая коммуникация» в Кали
форнийском университете в Лос
Анджелесе. В аспирантуре Асанте
изучал язык и риторику и в своей
диссертации проанализировал
речи одного из самых страстных
ораторов времен Американской
Революции, Сэмюэла Адамса. Од
нако в конце 1960х Асанте сосре
доточил свое внимание на проис
ходивших тогда в Соединенных
Штатах событиях, которые произ
вели на него большое впечатле
ние. Испытывая острую потреб
ность в интеллектуальной дея
тельности, во время работы над
своей диссертацией Асанте напи
сал книгу «Риторика черной рево
люции» (
The Rhetoric of Black
Revolution
), опубликованную в
1969 году.
Будучи специалистом в области
коммуникации и риторики, Асанте
стал обращать внимание на то, как
связаны между собой коммуника
ция и расизм. По мере развития
этих идей Асанте начал формули
ровать теорию о том, что расизм в
нашей культуре внедрен в язык.
По мнению Асанте, расизм про
истекает из системы мышления,
оценивающей одну расу выше дру
гой. Как феномен языка, расизм
проявляется в том, что люди гово
рят о других, и в том, как они объяс
няют свои личные отношения и
убеждения. Открытие Асанте со
стоит в том, что язык отражает пре
подаваемую нам «систему знаний».
ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНЫХ
В Соединенных Штатах и в боль
шей части мира эта система выра
жает европейский, а не мультикуль
турный взгляд на события и дости
жения человеческой истории.
Например, в большинстве школ
изучение искусства, философии
или науки сосредоточено только на
вкладе, сделанном европейцами
или американцами европейского
происхождения. В результате мы
«узнаем», что представители дру
гих культур не сделали ничего су
щественного или важного в этих
областях. Таким образом, мы при
ходим к тому, что начинаем ценить
музыку, литературу, обряды и цен
ности европейцев выше тех же
культурных особенностей других
групп. Если расизм происходит от
того, что одна раса ставится выше
другой, рассуждает Асанте, моно
этничный европоцентристский
подход к образованию неизбежно
должен приводить к развитию ра
систского мышления и расистской
языковой структуры, облегчающей
такое мышление.
Для того чтобы бороться с ра
сизмом и расистским языком, мы
должны, как считает Асанте, снача
ла расширить нашу базу знаний
так, чтобы она точно отражала
вклад, сделанный другими расовы
ми и культурными группами. На
пример, история, которую препо
дают у нас, должна отражать все то
существенное, что внесли в разви
тие человечества Африка, Китай и
другие неевропейские культуры.
Точно так же изучаемые у нас ли
тература и искусство должны отра
жать и включать в себя, как компо
ненты единого целого, творческую
деятельность различных расовых и
этнических групп. Когда люди
узнают о том, что все расовые и
культурные группы внесли и про
должают вносить значительный
вклад в развитие цивилизации, они
будут менее склонны восприни
мать себя как высших или низших
по отношению к другим.
В качестве своего вклада в рас
пространение информации, кото
рую всем нам необходимо знать,
Асанте написал в 1987 году книгу
«Афроцентризм» (
Afrocentricity
),
где он старается раскрыть и по
нять то, что внесли в наше общее
интеллектуальное наследие мно
гие культуры, в особенности аф
риканские. С этого времени Асан
те сосредоточил свой собственный
научный интерес и свою научную
работу на изучении, восстановле
нии и донесении до других людей
достижений африканской культу
ры и философии.
Влияние Асанте распространи
лось повсеместно. Он был первым
директором афроамериканских
исследований Калифорнийского
Университета в ЛосАнджелесе,
заведующим кафедрой речевой
коммуникации в Государственном
университете Буффало в Нью
Йорке и заведующим кафедрой
афроамериканских исследований
в Университете Темпл, где он ос
новал первую учебную программу,
дающую степень доктора филосо
фии по специальности «афроаме
риканские исследования». Его ра
боты по «афроцентризму» и аф
риканской культуре известны во
всем мире. Он опубликовал более
30 собственных книг, был редакто
ром девяти книг, а также написал
более 80 глав в различных книгах
и журналах. В ходе этой работы он
стал одним из лидеров интеллек
туальной революции, происходя
щей среди ученых, занятых в раз
личных дисциплинах. Несмотря
на то, что он широко известен сво
ими научными работами, сам
Асанте говорит: «Работа со сту
дентами — главное из того, что я
делаю». В настоящее время он чи
тает курсы для студентов об афро
американской церкви и средствах
массовой информации XX века в
черных сообществах и курсы для
аспирантов «Древнеегипетский
язык и культура» и «Египетские
корни риторики». Основные пуб
ликации Асанте указаны в списке
литературы в конце книги.
Интерес к собственному афри
канскому наследию заставил уче
ного проследить корни своей ро
дословной, восходящей к предкам
из Ганы. Недавно в Гане он про
шел церемонию, обеспечивающую
формальное признание человека
членом ганской королевской се
мьи. На этой церемонии он полу
чил имя «Нано Окру Асанте Песа,
Кидомхене Тафо».