Файл: Вердербер Р. - Психология общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 6219

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

14

:

:

:

:

:

'    ,      6 :

 $     ?

 $     ?

 $    ?

 +   !?

 $       ?

 &      ?

 $        ?

 0  !    !   ?

— ,       . =        !
.

—   , B. 0   .      
.

— = ,    ,   !   6 ,    ,  
  ,   . (    6    ?

&


background image

217

Глава 14 

• 

Организуем материал

Впечатления Троя и Бретта вполне естественны.

Даже известные ораторы порой грешат плохо состав
ленными речами, хотя правильно спланированное
выступление быстрее достигнет своей цели, чем
спонтанная речь. В этой главе мы расскажем о том,
как лучше всего организовать и подать материал
речи для конкретной аудитории. Чтобы правиль
но выстроить речь, нужно: 1) спланировать основ
ную часть речи; 2) подготовить вступление; 3) под
готовить заключение; 4) перечислить источники;
5) сформулировать основные положения. Основные
положения — это не краткое изложение всего докла
да, а своеобразный маршрут, по которому будут сле
довать мысли ваших слушателей. Подготавливая
выступление, используйте основные положения, что
бы проверить логичность и убедительность вашей
речи, прежде чем написать ее и приступить к репе
тиции выступления.

ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ

РЕЧИ

Поскольку вступление предшествует основной

части, многие ораторы уверены в том, что именно с
него следует начинать планирование речи. Однако
трудно думать о вступлении, не рассмотрев весь ма
териал. Лучше сначала подготовить основную часть
речи: напишите главный тезис, выберете и определи
те основные пункты плана и определите порядок их
изложения. Планируя основную часть речи, вы мо
жете подобрать примеры или доводы, которые объяс
няют, подтверждают или иллюстрируют ваши основ
ные мысли. Об иллюстративном материале мы пого
ворим позже в этой главе.

Тезис

Когда вы соберете необходимую информацию,

начните составлять речь с того, что сформулируйте
тезис, в одном предложении выражающий общую
цель вашего выступления. Чем отчетливее будет ваш
тезис на этой стадии подготовки, тем легче вам бу
дет выбрать, сформулировать и упорядочить основ
ные идеи. Например, Эрин играет в университетской
женской команде по волейболу, поэтому она хорошо
знакома с соответствующей темой и может сразу за
писать следующий тезис: «Три составляющих эффек
тивной подачи в волейболе — это хороший подход,
энергичный размах и сильный удар».

Однако часто вы собираете разнообразную инфор

мацию, связанную с конкретной целью речи. Затем
вы решаете, какая информация наиболее важна для
достижения вашей цели. Рассмотрим пример, иллю
стрирующий, как проходит процесс выделения ос
новных положений доклада, когда собрана большая
часть нужной вам информации.

Когда Эмминг изложил конкретную цель своего

выступления: «Я бы хотел, чтобы слушатели узнали
о главных критериях, по которым следует выбирать

кредитную карту», он уже знал, о чем расскажет в
своей речи. Но только после того, как он собрал до
статочно информации, он смог выделить семь пунк
тов, которые могли бы стать главными критериями
выбора подходящей кредитной карты:

 Процентная ставка

 Удобства

 Скидки

 Размер годового сбора

 Возврат переплаты

 Репутация учреждения

 Места постоянного обслуживания

Перечислив несколько предполагаемых основных

пунктов плана вашей речи, вы можете выбрать наи
более важные из них для формулировки тезиса. На
пример, Эмминг заметил, что в некоторых источни
ках говорилось одновременно о важной роли процен
тной ставки и размера годового сбора. Кроме того,
почти все источники сообщали о других стимулах,
использующихся продавцами карт, — скидках и иных
льготах. Эмминг вычеркнул редко встречающиеся
пункты и соединил в один пункт преимущества. Те
перь его список выглядел следующим образом:

 Процентная ставка

 Удобства

 Скидки

 Размер годового сбора

 Возврат переплаты

льготы

 Репутация учреждения

 Места постоянного обслуживания

Теперь Эмминг с помощью обновленного списка

так сформулировал свой тезис: «Три критерия, кото
рые позволят слушателям подобрать подходящие
кредитные карты, это уровень реальной процентной
ставки, размер годового сбора и предлагаемые льго
ты».

Тезис

 — цель выступления, сформулирован,

ная в одном предложении.

Наблюдай и размышляй

Рабочая тетрадь

Написание тезиса

1. В рабочей тетради под пунктом 14.1 запиши
те пробную цель вашей речи. Например, цель
Эмминга была следующей: «Я хочу, чтобы люди
научились выбирать наиболее удобную для себя
кредитную карту».
2. Перечислите компоненты цели, которые мо
гут стать основными пунктами вашей речи. На
пример, у Эмминга таковыми были процентная
ставка, удобства, скидки, размер годового сбо
ра, возврат переплаты, репутация учреждения
и места постоянного обслуживания.
3. Оцените темы из вашего списка и выберите
отдельные компоненты, которые лучше всего
отражают цель речи.


background image

218

Часть 4 

• 

Публичное выступление

4. Объедините эти основные пункты в закончен
ное предложение, которое будет вашим тези
сом.

Формулирование основных

положений

Определившись с тезисом, можно приступать к

формулированию основных идей, которые образуют
главную часть вашей речи. Основные положения —
это развернутые предложения, представляющие
идеи, содержащиеся в тезисе. Основные положения
можно рассматривать как ключевые компоненты ва
шей речи — идеи, которые должны запомнить ваши
слушатели, даже если большего они запомнить не
смогут.

Основные положения

 — развернутые

предложения, представляющие идеи, содержа,
щиеся в тезисе.

Напишите основные положения речи в

форме развернутых предложений

Очень важно, чтобы основные положения были

написаны в форме развернутых предложений, по
скольку только предложения могут достаточно пол
но отразить их связь с тезисами. Например, если
Эмминг говорит: «Три основных положения моего
доклада это реальная процентная ставка, размер го
дового сбора и предлагаемые льготы», вы можете не
понять, что основные положения являются критери
ями выбора кредитной карты. Поэтому необходимо
дальнейшее усовершенствование текста. Используя
римские цифры, Эмминг может представить основ
ные положения в качестве первоначального наброс
ка своей речи:

I. Изучение процентной ставки — первый крите

рий, который вы можете использовать для выбора
подходящей кредитной карты.

II. Второй критерий, который вы можете использо

вать, чтобы убедиться, что вы правильно выбрали кре
дитную карту, это изучение размера годовое сбора.

III. Выбор подходящей кредитной карты может

также зависеть от оценки предлагаемых льгот, что
является третьим критерием, который вы можете
использовать, чтобы убедиться в правильности вы
бора подходящей кредитной карты.

Заметьте, что мы обозначили эти положения как

первоначальный набросок. Иногда он может остать
ся без изменений, но чаще всего обнаруживается,
что требуется его дальнейшая проверка и перера
ботка.

Проверьте основные положения

Чтобы проверить основные положения, задайте

следующие вопросы:

 Понятны ли основные положения?

 Имеют ли они похожую структуру?

 Насколько они содержательны?

 Ограничено ли их количество пятью?

Для наглядности рассмотрим основные положе

ния в речи Эмминга более подробно. Он начал до
статочно хорошо: три основных положения представ
лены в форме развернутых предложений, которые
излагают идеи тезиса. Однако посмотрим, как Эм
минг мог бы доработать основные положения, чтобы
добиться 

наилучшей

 формулировки.

1. Понятны ли основные положения?

 Основные

положения понятны, когда их формулировка вызы
вает одинаковые представления в сознании всех слу
шателей. Эмминг написал третий пункт как:

III. Выбор подходящей кредитной карты может

также зависеть от оценки предлагаемых льгот, что
является третьим критерием, который вы можете
использовать, чтобы убедиться в правильности вы
бора подходящей кредитной карты.

РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ НАВЫКОВ Тезис речи

Навык

Выразить основную
цель речи и ее конкрет
ных элементов в одном
предложении.

Использование

Определить информа
цию, которая войдет в
основную часть доклада.

Процедура

1. Перечислите элемен
ты, составляющие цель
вашей речи, которые
могут затем стать ос
новными положениями
выступления. 2. Пере
числив конкретные эле
менты, которые лучше
всего отражают цель ва
шей речи, соедините их
в законченную фразу —
это будет ваш тезис.

Пример

Для цели своей речи —
«хорошие романы соче
тают в себе несколько
важных качеств» — Ва
несса перечислила поня
тия «креативность»,
«сюжет», «персонажи»,
«фон», «обстановка» и
«диалог». Оценив имею
щуюся информацию,
Ванесса сформулирова
ла тезис: «Хорошая ли
тература это соединение
творческого сюжета, ха
рактеров и художествен
ного оформления».


background image

219

Глава 14 

• 

Организуем материал

Проверяя формулировку этого пункта, он обнару

жил повторы («подходящей ... подходящей»), излиш
нее обобщение («на все случаи жизни») и многослов
ность («что является третьим критерием, который вы
можете использовать, чтобы убедиться в правильно
сти выбора подходящей ...»)

Эмминг понял, что он может придать ясность фор

мулировке, убрав все слова до «оценки предлагаемых
льгот», а также «что», «которые», «чтобы» и закон
чить предложение словами: «является третьим кри
терием для выбора подходящей кредитной карты».
После всех изменений Эмминг написал третье основ
ное положение следующим образом:

III. Оценка предлагаемых льгот является третьим

критерием для выбора подходящей кредитной карты.

Теперь рассмотрим второй вопрос.

2. Имеют ли основные положения речи похожую

структуру?

 Формулировки основных пунктов, име

ющие схожую синтаксическую структуру, часто на
чинаются с одинаковых вводных слов. Похожая
структура с одинаковыми паттернами помогает слу
шателям лучше воспринимать основные положения.
Например, Эмминг заметил, что каждое положение
начинается различными словами. Он решил создать
похожую структуру, начиная каждое предложение со
слова «критерий». Он записал основные положения,
повторяя формулировку тезиса:

I. Первым критерием для выбора подходящей кре

дитной карты является изучение процентной ставки.

II. Вторым критерием для выбора подходящей

кредитной карты является изучение размера годово
го сбора.

III. Третьим критерием для выбора подходящей

кредитной карты является оценка льгот.

Схожесть структуры достигается различными спо

собами. Например, можно начинать каждое предло
жение с глагола в повелительном наклонении. Да
вайте рассмотрим, как Кеннет пишет речь о восста
новлении полировки стола. В первом наброске
основные положения его речи выглядели следующим
образом:

I. Тщательно вымойте стол.
II. Основной слой краски можно наносить на ста

рую поверхность.

III. Для нанесения полировки может использо

ваться жесткая кисть, щетка или кусок материи.

IV. Затем вы можете нанести два слоя затвердева

ющего лака для окончательной полировки.

Тщательно рассмотрев написанное, Кеннет пере

работал окончательный вариант, в котором основные
положения образовали параллельную структуру.
Каждое предложение начинается с глагола в повели
тельном наклонении (выделено курсивом).

I. 

Вымойте 

стол тщательно.

II. 

Нанесите 

основной слой краски на старую по

верхность.

III. 

Отполируйте 

стол жесткой кистью, щеткой

или куском материи.

IV. 

Нанесите 

два слоя затвердевающего лака для

окончательной полировки.

Обратите внимание на то, как эти незначительные

изменения проясняют и усиливают смысл, позволяя

слушателям лучше воспринять основные этапы вос
становления полировки.

Рассмотрев первые два вопроса, обратимся к тре

тьему.

Ясность основных положений

 — формули,

ровка основных положений, вызывающая одина,
ковые образы в сознании всех слушателей.

Похожая структура основных положе,

ний

 — схожая синтаксическая структура

формулировки основных положений, при кото,
рой они часто начинаются с одинаковых ввод,
ных слов.

3. Насколько содержательны основные положе

ния?

 Основные положения наполнены содержанием

и осмысленны, когда они содержат значимую инфор
мацию. Если они не несут серьезной смысловой на
грузки, аудитория не получает значимой информа
ции и у слушателей пропадает мотивация запоми
нать ее. Вернемся к первоначальному варианту
основных положений речи Эмминга. Предположим,
что он представил их так:

Очень важно подумать о ставке.
Что может почерпнуть аудитория из этого утверж

дения? Ничего особенного. Возьмем для сравнения
другую формулировку:

Первым критерием выбора подходящей кредит

ной карты является изучение процентной ставки.

Теперь у слушателей есть возможность объеди

нить идею процентной ставки со значимой задачей —
выбором подходящей кредитной карты.

Рассмотрим последний вопрос.

4. Ограничено ли количество основных положе

ний?

 Количество основных пунктов ограничено, если

их не более пяти. Если вы при формулировке основ
ных положений изложили тезис слишком обобщен
но или отклонились от него, их количество может
достигать пяти, семи и даже десяти. Длинный список
обычно свидетельствует о том, что некоторые пунк
ты повторяются либо являются «подпунктами».
Если у вас более пяти основных положений, сгруп
пируйте схожие под одним заголовком или опреде
лите, какие являются «подпунктами», чтобы вклю
чить их в один из пунктов. Затем проверьте, насколь
ко они соответствуют тезису.

Предположим, что вы произносите речь об эффек

тивном выполнении штрафных бросков в баскетбо
ле. Первоначальный список основных пунктов выг
лядит, скажем, так:

I. Встаньте лицом к корзине перед броском.
II. Держите плечи параллельно штрафной линии.
III. Удобно расставьте ноги, согните их в коленях.
IV. Выставьте ногу, противоположную бросающей

руке, чуть вперед.

V. Держите мяч в бросающей руке, согнув ее в

локте.

VI. Сконцентрируйте внимание на точке, располо

женной прямо над кольцом.

VII. Выпрямите колени во время броска.
VIII. Сопровождайте движением руки полет мяча.


background image

220

Часть 4 

• 

Публичное выступление

Теперь перечисленные пункты можно сгруппиро

вать под тремя заголовками, чтобы сделать их более
содержательными:

I. Вопервых, расположитесь правильно перед

корзиной.

А. Встаньте лицом к корзине перед броском.
Б. Держите плечи параллельно штрафной линии.
II. Вовторых, придайте телу необходимое равно

весие.

А. Удобно расставьте ноги, согните их в коленях.
Б. Выставьте ногу, противоположную бросающей

руке, чуть вперед.

III. Втретьих, бросайте мяч плавно.
А. Держите мяч в бросающей руке, согнув ее в локте.
Б. Сконцентрируйте внимание на точке, располо

женной прямо над кольцом.

В. Выпрямите колени во время броска.
Г. Сопровождайте движением руки полет мяча.
Заметьте, что второй вариант имеет больше вы

сказываний (одиннадцать против восьми), но три ос
новных заголовка, каждый из которых объединяет от
двух до четырех высказываний, запомнить легче, чем
восемь отдельных пунктов.

Содержательные основные положения

 —

информационные положения.

Ограниченное число основных положений

 —

количество основных положений, не превыша,
ющее пяти.

Определение наилучшего порядка

изложения

Речь можно построить поразному. Ваша цель —

подобрать или 

создать

 такую структуру, которая

помогала бы аудитории лучше усвоить материал.
Хотя в «настоящих речах» много вариантов постро
ения, начинающему оратору лучше использовать три
способа упорядочивания материала: тематический,
временной (хронологический) и логический.

Тематический порядок организует основные по

ложения речи по категориям или разделяет их по
содержанию. Это очень распространенный способ,
поскольку категоризация может быть субъектив
ной и осуществляться разными путями: от общего
к частному, от менее значимого к более значимому
и т. д.

В приведенном ниже примере докладчик выбрал

тематический порядок, который, по его мнению, луч
шего всего подходит для аудитории и согласуется с
основной целью выступления. При этом наиболее
важное положение помещается в самом конце.

Конкретная цель

Я хочу, чтобы аудитория уяснила три составляю

щих выведения из организма опасных токсических
веществ.

Тезис

Три составляющих выведения из организма вред

ных токсических веществ — это сокращение количе
ства животной пищи, употребление достаточного
количества воды и использование натуральных про
дуктов.

Тематический порядок

 — организация ос,

новных положений речи по категориям или раз,
деление их по содержанию.

Основные положения

I. Первая составляющая выведения опасных ток

сических веществ из организма — это сокращение
употребления животной пищи.

II. Вторая составляющая выведения опасных ток

сических веществ из организма — это использование
в пищу натуральных цельных продуктов.

III. Третья составляющая выведения опасных ток

синов — это употребление достаточного количества
воды.

Речь Эмминга о трех критериях выбора подходя

щей кредитной карты является еще одним примером
использования тематического порядка.

Временной, или хронологический, порядок со

храняет последовательность идей или событий. При
таком способе упорядочивания материала внимание
сосредоточено на том, что идет первым, вторым, тре
тьим и т. д. Когда вы решаете разместить основные
положения речи в хронологическом порядке, ауди
тория понимает одновременно значимость их по
следовательности и содержания. Хронологический
порядок уместен, если нужно объяснить, каким об
разом чтолибо делается или производится, при
описании работы механизмов или событий. Приме
ром применения хронологического порядка может
служить речь Кеннета о восстановлении полировки
стола.

В следующем примере обратите внимание на то,

как важен порядок перечисления основных положе
ний для сохранения логики речи.

Конкретная цель

Я хочу, чтобы аудитория освоила четыре этапа,

необходимых для подготовки и составления эффек
тивного резюме.

Тезис

Подготовка резюме включает в себя следующие

этапы: сбор соответствующей информации, выбор
подходящего формата, планирование изложения и
обработка изложения информации.

Основные положения

I. Вопервых, соберите соответствующую инфор

мацию.

II. Вовторых, выберите подходящий формат.
III. Втретьих, спланируйте разбивку текста.
IV. Вчетвертых, придайте вашей информации

внешний лоск и отшлифуйте изложение.

Указание «вопервых», «вовторых» и т. д. необя

зательно, однако употребление этих слов помогает
аудитории понять важность определенной последо
вательности действий.

Временной, или хронологический, поря,

док

 — перечисление основных положений в

соответствии с последовательностью идей
или событий, с концентрацией внимания на
том, что идет первым, вторым, третьим и
т. д.