Файл: Вердербер Р. - Психология общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 5722

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

276

Часть 4 

• 

Публичное выступление

чительное количество дождя, а в третьем городе, Си
этле, который нередко считают дождливым, выпадает
всего около 20 мм осадков за июль. Это почти на 80 мм
меньше, чем на Восточном побережье, и на 120 мм
меньше, чем в Майами. Почему летом климат на За
падном побережье такой сухой, и почему так много
осадков выпадает на Восточном побережье?

Наконец, можно обратить внимание на то, что в

крупных городах, расположенных на востоке и Сред
нем Западе США, в июле, который считается жарким
и сухим, выпадает более чем 

1

/

12

 часть годового ко

личества осадков. Здравый смысл говорит нам, что
июль должен быть самым сухим месяцем в году. По
чему мы так считаем, и почему это не соответствует
действительности?

Таким образом, при анализе данных одной и той же

таблицы у нас возникают следующие вопросы, пред
полагающие, по крайней мере, три линии размышле
ния, которые мы можем развить в нашей речи о кли
мате в США. Почему максимумы практически совпа
дают, тогда как минимумы так сильно различаются?
Почему существует такая разница в количестве осад
ков, выпадающих летом на востоке и на западе США?
Почему в большинстве городов июль оказывается бо
лее дождливым, чем можно предполагать?

Различные варианты формулировки

одних и тех же тезисов

Основываясь на данных о климате, рассмотрим

два варианта раскрытия тезиса, который гласит что
«Годовые максимумы температур различаются меж
ду городами США значительно меньше, чем годовые
минимумы».

1. В десяти из представленных в таблице тринад

цати городов (77%) максимум находится в пределах
между 30° и 40°. В четырех городах (30%) минималь
ная температура оказывается выше нуля, в двух го
родах (15%) годовая минимальная температура до
стигает отметки чуть ниже нуля, а в семи (54%) она
опускается значительно ниже нуля.

2. Хотя такие города, как Цинциннати, Майами,

Миннеаполис, НьюЙорк и СентЛуис, расположены
на разных широтах, максимум температур в этих го
родах почти одинаков, и составляет от 35° до 38°. Од
нако минимальная температура в Майами составляет
около 10°, тогда как для Цинциннати, Миннеаполиса,
НьюЙорка и СентЛуиса этот показатель достигает
отметок –21°, –32°, –18° и –22° соответственно.

Можете ли вы предложить другие варианты рас

крытия данного тезиса? Как мы уже говорили, что
бы у вас возникли творческие идеи, вы должны дать
себе время на размышление.

Наблюдай и размышляй

Рабочая тетрадь

Различные способы представления

информации

Оцените два предложенных способа представ
ления данных о климатических различиях в
США. В своей рабочей тетради под пунктом 17.1

укажите, какой способ, с вашей точки зрения,
более предпочтителен, и почему. Предложите
третий способ, и если вы считаете его более
или менее удачным, чем два других, объясните
почему.

Актуальность

Принцип четвертый. 

Аудитория охотнее воспри,

нимает и запоминает информацию, которая кажет,
ся ей актуальной

.

С точки зрения восприятия информации, боль

шинство людей подобны не губкам, впитывающим
все, что они видят и слышат, а фильтрам, которые
пропускают через себя только ту информацию, кото
рую считают актуальной. Актуальность — это
субъективная ценность, которую люди приписывают
информации, если она отвечает их потребностям и
интересам. Актуальность информации может быть
измерена потребностью вашей аудитории знать ее.

Наиболее актуальной является жизненно важная

информация, связанная с вопросами, от которых за
висит судьба человека. Так, для курсанта школы по
лиции информация о его действиях в случае нападе
ния является жизненно важной. Аналогично, абиту
риент может воспринимать как жизненно важную
информацию, касающуюся сдачи вступительных эк
заменов. Если докладчик сможет показать своим слу
шателям, что сообщаемая им информация является
для них крайне важной и может пригодиться в жиз
ни, они будут с готовностью воспринимать ее.

Актуальность

 — субъективная ценность,

которую люди приписывают информации, если
она отвечает их потребностям и интересам.

Жизненно важная информация

 — инфор,

мация, связанная с вопросами, от которых за,
висит судьба человека.

Разумеется, информация не обязательно должна

являться жизненно важной, чтобы восприниматься
как актуальная. Тем не менее вы должны всегда за
давать себе вопрос, каким образом материал, кото
рый вы собираетесь сообщить, может оказаться дей
ствительно важным для вашей аудитории, и подчер
кивать эту связь в своей речи. Например,
рассказывая о Японии, хотя эта тема может показать
ся вашим слушателем далекой от их насущных про
блем и интересов, вы можете дать им почувствовать
ее актуальность, указав на роль японской промыш
ленности в экономике США, включая вопрос о созда
нии новых рабочих мест для американцев. Говоря о
египетских пирамидах, вы можете способствовать
восприятию этой темы как актуальной, подчеркнув
связь методов строительства пирамид и современных
зданий. Какую бы тему вы ни выбрали, старайтесь
найти способ связать информацию по данной теме с
потребностями и интересами аудитории.

Хотя желательно, чтобы информация восприни

малась как актуальная на протяжении всей речи, осо
бенно важно подчеркнуть ее актуальность во вступи
тельной части, когда ваши слушатели, естественно,
спрашивают себя: «Для чего мне слушать сообщение


background image

277

Глава 17 

• 

Информативное выступление

о?..». Обратите внимание на то, как в самом начале
речи, посвященной скоростным железнодорожным
магистралям, докладчик указывает на актуальность
своей темы.

Давно ли вам доводилось попадать в пробку? И не

случалось ли вам, надеясь на приятное путешествие,
оказаться вынужденными часами ждать в аэропорту
или обнаружить, что вас доставили к месту назначе
ния, а ваш багаж — нет. Мы все ощущаем, что с каж
дым годом наши автострады и авиалинии становятся
все более перегруженными. Кроме того, с каждым го
дом стремительно сокращаются запасы нефти. Сего
дня я хочу рассказать вам об одном из наиболее перс
пективных способов решения этих проблем — о раз
витии скоростного железнодорожного транспорта.

Расстановка акцентов

Принцип пятый. 

Аудитория легче всего усваивает

и запоминает ту информацию, которая выделяется
докладчиком

.

Люди помнят лишь небольшую часть того, о чем

им рассказывают; остальное со временем забывает
ся. Вашей задачей является определить, какую из
сообщаемой вами информации слушатели должны
запомнить, и во время выступления подчеркнуть ее.
Для этого вы должны определить приоритетность
информации.

Основными приоритетами, как правило, является

указание конкретной цели сообщения, главные тези
сы, а также ключевые факты, иллюстрирующие эти
тезисы. Так, если вы рассказываете, как выбрать кре
дитную карту, вы должны позаботиться о том, чтобы
ваши слушатели запомнили следующие основные
элементы вашего выступления:

 

Цель.

 Уяснить три критерия оценки достоинств

кредитных карт.

 

Главные положения.

 Чтобы иметь возможность

оценить достоинства той или иной кредитной карты,
вы должны знать три показателя: реальную процент
ную ставку, размеры годового сбора, а также специ
альные услуги и льготы.

 

Ключевые факты.

 Реальная процентная ставка

обычно достаточно высока — как минимум, 18% или
выше; размеры годового сбора, как правило, состав
ляют от $20 до $30; специальные услуги и льготы
включают места постоянного обслуживания, возврат
переплаты и премиальные купоны.

Определив, какая информация для вас наиболее

важна, вы должны выбрать стратегию повышения ее
запоминания. В предыдущих главах мы уже обсуж
дали различные методы выделения важной информа
ции. К ним относятся: использование наглядных по
собий, повторение, логические переходы, забавные
истории и мнемонические приемы.

Используйте наглядные материалы

Эффективность наглядных пособий объясняется

тем, что люди легче запоминают информацию, когда
у них формируются ассоциации между изображени
ем и словами. Выбор средств, наилучшим образом
иллюстрирующих устное выступление, особенно ва
жен для информационной речи.

Повторяйте ключевые слова и идеи

Помните о том, что если вы произнесли слово, это

еще не значит, что его восприняли. Один из наибо
лее эффективных способов донести свои мысли до
слушателя — просто повторить их. Важно помнить и
о том, что можно просто повторить слово, а можно
перефразировать свою мысль несколько иначе. Од
нако следует учесть, что при чрезмерно частом повто
рении этот прием теряет свою эффективность. По
вторение нескольких ключевых слов и идей способ
ствует усвоению материала, но повторение большого
количества слов дает обратный эффект.

Направляйте мысли слушателей,

используя логические переходы

Если слушатель потерял нить рассуждения, ему

уже трудно восстановить ее, поэтому очень важно
следить за тем, чтобы аудитория понимала, от какой
точки и в каком направлении развиваются ваши
идеи. С этой целью во вступительной части речи
нужно дать общую характеристику темы выступле
ния: «Сегодня мы обсудим критерии выбора кредит
ной карты». Позже, раскрывая какойлибо объемное
основное положение, вы можете напомнить слушате
лям о направлении движения вашей мысли с помо
щью следующих фраз: «Итак, мы выяснили, что од
ним из критериев выбора кредитной карты является
процентная ставка, теперь перейдем к рассмотрению
следующего критерия, — размера годового сбора».
Кроме того, прежде чем завершить свою речь, вы
можете еще раз подвести итог: «Итак, мы рассмотре
ли три критерия выбора кредитной карты: реальная
процентная ставка, размеры годового сбора, специ
альные услуги и льготы».

Эффект четкой структуры выступления трудно

переоценить. Поскольку слушатели могут отвлекать
ся, вы должны контролировать, насколько хорошо
им удается следить за ходом вашей мысли. Я видел,
как слушатели клялись, что выступающий не произ
нес второго основного положения своей речи, хотя на
самом деле оно было произнесено, но таким образом,
что совершенно потерялось в общем потоке речи.
Использование переходов подчеркивает структуру
выступления, помогая аудитории сориентироваться
в каком месте речи вы находитесь и как связано то, о
чем вы сейчас говорите, с ее общей целью.

Используйте юмор для выделения

ключевых мыслей

Наш опыт говорит о том, что из всех способов из

ложения информация лучше всего запоминается в
форме забавных историй. Предположим, целью ва
шего выступления является рассказать слушателям
о том, как важно уметь видеть перед собой долгосроч
ную перспективу. Вы хотите передать слушателям
мысль, что проблема, которая сегодня кажется нераз
решимой, через некоторое время может показаться
несущественной, поэтому так важно рассматривать
события в перспективе — это избавит вас от многих
лишних хлопот и волнений. Чтобы закрепить в со


background image

278

Часть 4 

• 

Публичное выступление

знании слушателей понятие 

перспективы,

 вы може

те рассказать им историю, подобную следующей:

Человек, в первый раз пришедший на ипподром,

поставил $2 на лошадь, чья кличка совпадала с на
званием школы, в которой он когдато учился. Ло
шадь пришла первой, и наш игрок разбогател на $10.
В каждый последующий заезд он ставил на лошадей
по кличке «Яблочный Пирог» (его любимое лаком
ство) или «Приз Кэти» (имя его жены) и продолжал
выигрывать. После шестого заезда его выигрыш со
ставлял уже $700. Он хотел было уже пойти домой,
но тут услышал, что в седьмом заезде лошадь по
кличке «Седьмая вуаль» будет стартовать с седьмой
дорожки и что ставка на нее оценивается по курсу
семь к одному. Наш герой не мог устоять против та
кого совпадения и поставил все $700. Нетрудно до
гадаться, что лошадь пришла седьмой. Когда он
явился домой, жена поинтересовалась: «Ну и как,
тебе повезло?» «Дела не так уж плохи, — невозмути
мым тоном ответил он, — я проиграл два доллара».
Это и означает уметь видеть вещи в перспективе.

Немного творческого воображения, и нам удалось

предложить своим слушателям эффективный мне
монический прием. Одним из мнемонических при
емов является использование акронимов — слов, со
ставленных из начальных букв слов, входящих в
сложное название (НАТО, ОПЕК)

1

. Особенно хоро

шо запоминаются акронимы в том случае, когда пер
вые буквы сами представляют собой слово. Так, сло
во 

HOMES

 («дома») соответствует начальным бук

вам названий пяти Великих озер. К акронимам
относятся и предложения, каждое слово в которых
начинается с той же буквы, что и слово, которое тре
буется запомнить. Например, пять музыкальных нот,
записываемых на линиях нотного стана, детям в анг
лоязычных странах помогает запомнить предложе
ние 

Every good boy does fine

 («Каждый прилежный

мальчик хорошо учится»), что соответствует нотам:

E

 (ми), 

G

 (соль), 

B

 (си), 

D

 (ре), 

F

 (фа). В своей речи

о терапевтическом эффекте выслушивания профес
сор медицины и специалист по коммуникации Кэрол
Келер (Koehler, 1998) предложила слушателям сло
во 

CARE

 («забота») для запоминания четырех основ

ных навыков, которыми должен владеть психотера
певт: 

C

 — 

сoncentrate

 (умение сконцентрироваться на

проблемах пациента), 

A

 — 

аcknowledge

 (признать па

циента как личность), 

R

 — 

resрonse

 (реагировать на

его запросы), 

E

 — 

emotional control

 (контролировать

его эмоциональное состояние).

Большинство мнемонических приемов основаны

на формировании ассоциаций. Ассоциация, это спо
собность какойлибо мысли вызывать воспоминание
о другой мысли, связанной с первой. Предположим,
вы хотите, чтобы ваша аудитория запомнила относи
тельную ценность различных оттенков бриллиантов.
Так как наиболее высоко котируется синеватый, а
менее всего — желтоватый или коричневатый, вы
можете создать ассоциацию синеватого оттенка с го
лубой лентой победителя, а желтоватого — с лимо
ном

2

. Таким образом, бриллиант наивысшего каче

ства получает «голубую ленту», а наименее ценному
уготована участь «лимона».

Мнемоника

 — приемы запоминания.

Акроним

 — слово, составленное из началь,

ных букв слов, входящих в сложное название.

Ассоциация

 — способность какой,либо

мысли вызывать воспоминание о другой мыс,
ли, связанной с первой.

Такие образные ассоциации распадаются на две ка

тегории — сравнения и метафоры. Сравнения представ
ляют собой ассоциации по сходству и характеризуют
ся тем, что два сравниваемых предмета можно уподо
бить друг другу с помощью слова «как», например:
«Компьютерный монитор выглядит, как телевизор».
Метафоры — это констатации тождества, например:
«Лазерный принтер — это “Кадиллак” в мире принте
ров». Я до сих пор помню метафору, услышанную мною

Предлагайте аудитории мнемонические

приемы для запоминания информации

Вы можете помочь слушателям сохранить в памя

ти содержание вашей речи, предлагая им различные
приемы запоминания, называемые также мнемони
ческими приемами.

Так, если вы произносите речь, посвященную

оценке бриллиантов, для вас будет важно, чтобы
аудитория запомнила четыре основных критерия, к
которым относятся вес, чистота, оттенок и форма
бриллианта (

weight, clarity, tint, shaрe

). Однако в це

лях лучшего запоминания данных критериев вы мо
жете представить их в следующей форме: 

carat,

clarity, color, cutting

. Что это дает? Обратите внима

ние, что все слова начинаются с одной и той же бук
вы (

с

).

Аудитория лучше всего запоминает информацию, из
ложенную в форме забавных историй.

1

 Интересным русскоязычным аналогом является, например, широко известное слово «лавсан» — Лаборатория Вы

сокомолекулярных Соединений Академии Наук. — 

Прим. перев

.

2

 Одно из значений английского слова 

lemon

 («лимон») — «барахло». 

— Прим. перев.


background image

279

Глава 17 

• 

Информативное выступление

20 лет назад от студента, объясняющего принцип дей
ствия электроннолучевой трубки: «Это пушка, стреля
ющая лучом света». Если вам удастся найти меткую
ассоциацию, услышавшие ее люди будут годами по
мнить ее так же хорошо, как я помню объяснение прин
ципа действия электроннолучевой трубки.

Общайтесь!

Использование новых технологий

Информационная речь становится более инте
ресной для слушателей, когда они воспринима
ют информацию как актуальную, а выступающий
внушает им доверие. Один из способов завое
вать доверие аудитории и получить наиболее
достоверную информацию по теме вашей речи —
связаться по электронной почте с экспертом в
соответствующей области. В своем письме за
дайте конкретный вопрос, касающийся вашей
темы, ответ на который вам не удалось найти в
доступных вам источниках. Во время выступле
ния вы можете сослаться на мнение эксперта,
предварив его следующим замечанием: «В от
вет на мой запрос, отправленный по электрон
ной почте, эксперт по вопросам .... сообщил
мне следующее...».

МЕТОДЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ

В предыдущей части главы мы рассмотрели основ

ные принципы информирования; теперь мы пере
ходим к навыкам, которые необходимо уметь ис
пользовать во время информационного выступления.
К ним относятся навыки повествования, описания,
использования определений, объяснения процессов
или демонстрации, а также экспозиции. Каждому из
этих 

навыков 

соответствует также определенный 

тип

информационной речи. Иногда в одном выступлении
удается использовать несколько или даже все пере
численные навыки, однако часто речь бывает постро
ена на использовании только одного из них.

Повествование

В главе 13 говорилось о том, что повествования

ми называются рассказы или истории (часто юмори
стические), построенные вокруг некой центральной
мысли. Суть анекдота всегда раскрывается в заклю
чительной «коронной» фразе; басня содержит мо
раль; другие типы историй, как правило, также за
канчиваются «развязкой», которая и придает всему
рассказу смысл и интерес. Таким образом, основная
цель повествования — преподнести заложенный в
нем смысл настолько красочно, чтобы слушатель за
помнил его именно благодаря форме изложения. Так,
говоря о том, насколько дорого может обойтись че
ловеку неумение слушать, вы можете сопроводить
свою речь следующей историей:

Джон целый день трудился над отчетом, чтобы

успеть сдать его к пяти часам, но когда он принес его

шефу, выяснилось, что отчет нужно было сдать к
пяти часам следующего дня.

Содержание этого повествования, выраженное

единственным предложением, можно сделать более
интересным и запоминающимся. Рассмотрим, как с
помощью трех основных элементов повествования
можно оживить данную историю.

Повествование

 — рассказ или история (ча,

сто юмористическая), построенная вокруг не,
кой центральной мысли.

1. Повествование должно содержать уточняю

щие детали.

 Повествование можно сделать длинным

или коротким, в зависимости от количества подроб
ностей, которыми вы снабдите свою историю, для
того чтобы усилить производимое ею впечатление.
Так, в данной истории вы можете рассказать о том,
как Джону пришлось встать в шесть часов утра — на
два часа раньше обычного, чтобы успеть написать
отчет, и как он вынужден был отказаться от пригла
шения на обед от человека, встречи с которым он
ждал уже три недели, надеясь обсудить с ним важ
ное деловое предложение.

2. На протяжении всего повествования поддер

живается атмосфера ожидания.

 Эффект повество

вания усиливается за счет того, что кульминация от
кладывается до самой последней фразы. Для того
чтобы овладеть вниманием аудитории, ее нужно за
интриговать. Слушатели будут внимательными, по
тому что им будет интересно узнать, правильно ли
они смогли предсказать дальнейшее развитие собы
тий. При устном изложении некоторая пауза перед
окончательной развязкой еще более усиливает про
изводимый эффект.

Джон целый день трудился над отчетом, чтобы

успеть сдать его к пяти часам, но когда он принес его
шефу, выяснилось, что его нужно было сдать к пяти
часам [пауза] только на следующий день!

3. По возможности следует включать в повество

вание диалоги.

 История становится намного более

интересной, когда действие передается в форме диа
лога. Обратите внимание, как та же самая коротень
кая история преображается, если ввести в нее дей
ствующих лиц.

Джон влетает в кабинет шефа, размахивая отче,

том перед онемевшей секретаршей. Без сил падая на
стул, он протягивает свое творение: «Вот, видите,
успел, прямо тютелька в тютельку!», на что секре,
тарша с недоумением отвечает: «Джон, но ведь его
нужно сдать только завтра!»

Описание

Другим приемом, позволяющим оживить инфор

мационную речь, является описание — рассказ о том,
что представляет собой данный объект. Навыки опи
сания состоят в умении подметить характерные осо
бенности предмета и красочно передать свои наблю


background image

280

Часть 4 

• 

Публичное выступление

дения. Рассмотрим характеристики описания и спо
собы его уточнения.

Описание

 — рассказ о том, что представ,

ляет собой данный объект.

Характеристики описания

Описания основываются на наблюдениях, касаю

щихся формы, веса, цвета, композиции, возраста, со
стояния и соотношения различных частей объекта.

Каковы размеры предмета или места? Если речь

идет о предмете, тяжелый ли он? Лучше всего опи
сания размеров или веса воспринимаются в сравне
нии. «Эта книга примерно тех же размеров, что и
твоя тетрадь, но в два раза толще». «Рюкзак весил
целых 30 килограммов — раза в два больше, чем
обычно весит плотно упакованный дорожный чемо
дан».

Каковы форма и цвет объекта? Простые формы

легко описать с помощью таких прилагательных, как
круглый, конический или прямоугольный. Сложные
объекты лучше всего описывать по частям, имеющим
простые формы. Цвет, который является естествен
ной частью описания, бывает довольно сложно пере
дать точно. Хотя люди легко представляют себе чер
ный и белый цвета, а также основные (красный, жел
тый, синий) и дополнительные (зеленый, пурпурный
и оранжевый), ими описывается лишь небольшая
часть объектов. Пожалуй, лучшим способом описа
ния цвета является указание наиболее характерного
предмета, имеющего данный цвет. Такие описания,
как «лимонножелтый», «кирпичнокрасный» и «не
бесноголубой», достаточно точно передают цвето
вые оттенки.

Из чего сделан предмет; новый он или старый, и

каково его состояние? Алюминиевый шар выглядит
совершенно иначе, чем моток пряжи. Груда камней
производит совершенно иное впечатление, чем куча
соломы. Кирпичное строение совсем не похоже на
здание из стекла и бетона. То, насколько хорошо со
хранился объект, также оказывает сильное влияние
на его внешний вид. Так как возраст предметов труд
но поддается описанию, обычно его заменяет описа
ние их состояния. Зачитанная книга всегда потрепа
на, старое здание носит следы разрушения, а почва
разъедается. Таким образом, возраст и состояние
представляют собой важные и информативные опи
сательные признаки.

Какова структура объекта? Если вы описываете

сложный объект, вы должны указать, как соотносят
ся между собой его части, чтобы слушатели смогли
представить себе его в целом. Вспомните историю
про слепых, которые пытались описать слона, осно
вываясь на знании о тех частях его тела, которые они
трогали. Человек, который ощупывал хобот слона,
сказал, что слон похож на змею, тот, кто ощупывал
его ногу, сказал, что он похож на дерево, а тот, кто
ощупывал туловище слона, сказал, что слон похож на
стену. Если вы описываете объект по частям, убеди
тесь, что аудитория представляет, как эти части свя
заны друг с другом.

Уточнение описаний. Описание становится более

ярким благодаря уточняющим подробностям. Для
многих людей описание оказывается сложной зада
чей, так как они не привыкли использовать развер
нутые и образные описания в повседневной речи.
Когда вы отрабатываете свое выступление, у вас есть
возможность попрактиковаться в уточнении описа
ний и попытаться превратить абстрактную и сухую
констатацию фактов в живую и яркую картину. Мы
рассмотрим процесс уточнения на примере следую
щего предложения.

На столе Джамала лежало несколько карандашей.

Данное предложение является простым утвержде

нием, говорящим нам о том, что карандаши находи
лись на столе, но больше мы о них ничего сказать не
можем. Уточнение описания начинается с задавания
себе вопросов, касающихся тех основных характери
стик, которые мы перечислили выше. Мы должны
спросить себя: «Сколько было карандашей?», «Како
го цвета?» и т. д., и тогда мы сможем восстановить
упущенные подробности. Уточнение описания как
раз и является ответом на эти вопросы.

Стол Джамала украшали пять желтых карандашей.

«Пять» является более информативной описа

тельной характеристикой, чем «несколько», посколь
ку она более конкретна; «желтые» уже помогает нам
представить внешний вид карандашей; «украшали»
также дает больше описательной информации, чем
«лежали», так как создает зрительный образ.

Теперь спросим себя «Каково состояние этих ка

рандашей?», «Как они расположены на столе?».
В следующих двух предложениях мы дадим два со
вершенно различных описания карандашей, в зави
симости от ответов на эти вопросы.

Пять остро заточенных желтых карандашей ле,

жали рядом друг с другом, в строгом порядке от са,
мого короткого к самому длинному, вдоль края стола
Джамала.

Пять разноцветных искусанных, исписанных и

давно не точенных карандашей были разбросаны на
столе Джамала.

На этих примерах мы видим, сколь различными

могут оказаться картины, созданные с помощью по
дробного описания наблюдаемых деталей.

Постоянное уточнение описания поможет вам

лучше запомнить речь. Отрабатывая выступление,
старайтесь держать в голове только самые основные
факты, но каждый раз несколько менять формули
ровки, описывающие детали. Внося небольшие изме
нения, вы сможете избежать дословного заучивания.

Определения

Благодаря важнейшей роли, которую определе

ния — объяснение значений слов — играют в реше
нии проблем, обучении и установлении взаимопони