Файл: Вердербер Р. - Психология общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 5727

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

266

Часть 4 

• 

Публичное выступление

этого не делал. Но поражает следующее: те, кто толь
ко визуализировал тренировку, добились почти тако
го же прогресса, как те, кто действительно трениро
вался (Scott, 1997). Вообразите, что будет, если вы и
визуализируете, и тренируетесь!

Визуализируя свою речь, люди, повидимому, не

только способны уменьшить общий страх, но также
сообщают о меньшем количестве негативных мыслей
во время фактического выступления (Ayres, Hopf &
Ayres, 1994). Успешная визуализация начинается в
периоды подготовки. Представьте себя спокойным и
улыбающимся, когда вы приближаетесь к оратор
ской трибуне. Напомните себе, что ваши идеи инте
ресны, что вы хорошо подготовились и что ваши слу
шатели хотят услышать то, что вы собираетесь ска
зать. Представьте, как слушатели одобрительно
кивают, когда вы говорите. Представьте, как они ап
лодируют, когда вы завершаете речь.

Визуализация

 — мысленное представление

того, как вы что,то успешно делаете.

6. Дайте себе позитивную установку, перед тем

как подойти к трибуне.

 Например, вы можете сказать

себе: «Я рад, что у меня есть возможность поделиться
этой информацией с другими студентами», «Я прило
жил все усилия к тому, чтобы хорошо подготовиться,
и теперь я готов к выступлению». Подобные утверж
дения помогут вам придать себе позитивный настрой.
Хотя эти утверждения не чудодейственны, они на
правляют наше мышление в верную сторону.

Если вы обнаруживаете, что ведете негативный

разговор с самим собой, противопоставьте своим не
гативным утверждениям позитивные. К примеру,
если вы замечаете, что говорите себе: «Я испуган», —
вмешайтесь и скажите: «Нет, я приятно возбужден».

Если вы замечаете, что говорите: «Я все забуду», —

скажите: «У меня есть карточки с записями. Если я
чтото забуду, то сделаю паузу, посмотрю в свои за
писи и продолжу выступление».

Если вы замечаете, что говорите: «Я — плохой ора

тор, и что я только здесь делаю?», — скажите: «Я де
лаю все, на что я сегодня способен, — и это уже не
плохо».

Сделайте паузу продолжительностью в несколько

секунд, прежде чем начать. Когда вы подойдете к три
буне, остановитесь на несколько секунд, прежде чем
начать говорить. Сделайте глубокий вдох в том мо
мент, когда вы устанавливаете с аудиторией зритель
ный контакт; это может помочь вам отрегулировать
свое дыхание. Постарайтесь немного подвигаться во
время произнесения нескольких начальных фраз;
иногда нескольких жестов или шагов оказывается
достаточно для того, чтобы снять напряжение.

Постоянная нервозность

Когда же нервозность оратора превращается в ре

альную проблему? Когда она выбивает человека из
колеи — когда страх настолько велик, что человек
неспособен произнести речь до конца. К сожалению,
многие из таких студентов реагируют на это прекра
щением учебы. Но это не решение проблемы. Людям

приходится произносить речи перед разными ауди
ториями — им приходится выступать перед сверст
никами, представителями других организаций, кли
ентами и другими людьми, чтобы объяснить свои
идеи. Хотя никогда не поздно обратиться за помо
щью, лучшее время начать работать над преодолени
ем нервозности перед выступлением — это поступить
на студенческий курс ораторского искусства. Даже
если ваши страхи оказываются на поверку скорее
воображаемыми, чем реальными, важно изыскать
время для обращения за помощью.

В качестве первого шага подойдите к своему пре

подавателю после занятий и поговорите с ним о сво
их трудностях. Преподаватель должен порекомендо
вать вам людей, с которыми вы могли бы побеседо
вать, или программы, в которых вы могли бы
принять участие. Возможно, вы сумеете найти про
грамму, использующую систематическую десенсиби
лизацию, при которой люди подвергаются много
кратному воздействию стимула, вызывающего у них
страх, и этот стимул каждый раз оказывается связан
ным с чемто приятным. Другой альтернативой яв
ляется когнитивное реструктурирование, при кото
ром люди выявляют алогичные представления, кото
рых они придерживаются, и формулируют более
адекватные представления, следуя индивидуальным
наставлениям.

Ораторы могут воспользоваться секретами спортсме
новпобедителей. Осознайте, что ваша первичная
нервозность может настроить вас на предстоящее вы
ступление и что она исчезнет, как только вы начнете го
ворить, визуализируйте свой успех и начинайте вы
ступление.


background image

267

Глава 16 

• 

Практикуемся в произнесении речей

Но прежде чем бить тревогу, помните, что найдет

ся очень немного студентов, которые настолько по
глощены страхом, что оказываются не в состоянии
произнести речь. Используйте курс ораторского ис
кусства как ресурс, способный помочь вам овладеть
навыками, которые позволят вам преуспеть, даже
когда вы испытываете крайнее волнение.

Систематическая десенсибилизация

  —

многократное воздействие вызывающего
страх стимула и ассоциативное связывание
его с чем,то приятным.

Когнитивное реструктурирование

 — вы,

явление алогичных убеждений и формулирова,
ние более адекватных.

Наблюдай и размышляй

Рабочая тетрадь

Контролирование нервозности

Побеседуйте с однимдвумя людьми, которые
часто произносят речи (проповедником, поли

тиком, юристом, бизнесменом, преподавате
лем). Спросите, что повышает или уменьшает
их нервозность, связанную с произнесением
речи. Выясните, как они преодолевают свою
нервозность. В своей рабочей тетради под
пунктом 16.3 подытожьте результаты своих бе
сед. Затем напишите, какие действия, на ваш
взгляд, могут помочь вам.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЧИ

В дополнение к умению готовить и произносить

речи вы должны научиться критически анализиро
вать выступления других людей. С педагогической
точки зрения, критический анализ выступлений не
только обеспечивает оратора анализом того, где его
речь была удачной, а где нет, но также позволяет
вам, критику, понять методы произнесения речей,
которые вы хотели бы применять. Анализ речи за
висит от контекста (анализ эффективности инфор
мативнодемонстрационной речи отличается от ана
лиза эффективности речи, побуждающей к дей

Критическое осмысление речи

Отметьте все пункты, которые были эффективно выполнены.

Содержание

1. Была ли ясна цель речи?
2. Представил ли оратор точную информацию?
3. Использовал ли оратор разнообразный вспомогательный материал?
4. Были ли адекватными наглядные пособия и хорошо ли они использовались?
5. Установил ли оратор контакт со слушателями и приспособил ли содержание речи к интересам, знаниям
и установкам аудитории?

Организация

6. Привлекло ли внимание слушателей вступление, расположило ли оно их к оратору и органично ли оно
перешло в основную часть речи?
7. Были ли ясными основные положения, соотносились ли они друг с другом и были ли они изложены в
виде содержательных законченных высказываний?
8. Были ли плавными переходы от одного пункта к другому?
9. Связало ли заключение воедино всю речь?

Презентация

10. Был ли язык понятным?
11. Были ли язык ярким?
12. Был ли язык эмфатическим?
13. Говорил ли оратор с энтузиазмом?
14. Продемонстрировал ли оратор достаточную экспрессивность речи?
15. Была ли презентация речи спонтанной?
16. Была ли презентация беглой?
17. Смотрел ли оратор на аудиторию?
18. Были ли приемлемыми произношение и артикуляция?
19. Была ли удачной поза оратора?
20. Были ли адекватными движения оратора?
21. Продемонстрировал ли оратор достаточную уравновешенность?

На основе этих критериев оцените речь как (отметьте одну из оценок):
__ превосходную, __ хорошую, __ удовлетворительную, __ сносную, __ посредственную.

Рис. 16.5.

 Контрольный перечень вопросов для критической оценки речи


background image

268

Часть 4 

• 

Публичное выступление

ствию). В этом разделе мы рассмотрим критерии
оценки публичного выступления в целом. Выступле
ния в учебной аудитории обычно оценивают на ос
нове того, в какой степени оратор выдержал специ
фические критерии эффективной речи.

В главах 12–16 вы познакомились не только с

этапами подготовки речи, но также с критериями,
по которым оценивают речь. Основное допущение
здесь состоит в следующем: если речь содержатель
на, хорошо организована и удачно представлена, ве
роятность того, что будет достигнута ее цель, воз
растает. Тем самым критический аппарат оценки
любой речи включает в себя вопросы, относящиеся
к основам ее содержания, организации и презента
ции.

На рис. 16.5 приведен контрольный перечень во

просов для критической оценки речи. Воспользуй
тесь им, анализируя свою первую речь.

ПРИМЕР РЕЧИ: ЖИЛИЩЕ ДЛЯ

ЧЕЛОВЕКА (МИРАНДА БРЭНТОН)

1

Вы должны научиться не только подготовить и

произнести речь, но и критически анализировать
выступления других людей. В этом первом задании
по работе с речью мы рассмотрим критерии, связан
ные с содержанием, организацией и презентацией.
Диагностический контрольный перечень на рис. 16.5
содержит серию вопросов, которые следует исполь
зовать при анализе своей первой речи, основываясь
на материале «Презентация первой речи» в рубрике
«Проверьте свою компетентность».

Этот раздел содержит конспект речи, план речи

и образец речи с анализом. Конспект, содержащий
примерно 350 слов, должен включать в себя конк
ретную цель, формулировку тезиса и переходы, на
писанные без сокращений. В плане речи указывает
ся стратегия, которую будет применять оратор. Ко
гда вы станете читать эту речь, обратите внимание,
как Миранда использует дополнительный матери
ал, чтобы выстроить доклад и адаптировать его к
своей аудитории.

Конспект речи

Конкретная цель

: Я хочу, чтобы мои слушатели

познакомились с тремя функциями «Жилища для
человека».

Вступление

I. Приходилось ли вас когдалибо слышать о «Жи

лище для человека»?

II. «Жилище для человека» — это организация, ко

торая дает малообеспеченным семьям шанс стать
собственниками жилья.

Формулировка тезиса

: Тремя функциями «Жили

ща для человека» являются: ознакомление местных
жителей с работой группы, сбор денежных средств на
строительство жилья и возведение и реконструкция
домов.

Основная часть

I. Первая функция «Жилища для человека» —

ознакомление местных жителей с работой группы.

А. Другие жилищные программы не позволяют
бедным людям жить в приемлемых условиях.

1. Они тратят более 30% своего месячного дохо
да на оплату квартиры и коммунальных услуг.
2. Однако нередко у них нет горячей воды, элек
тричества или туалета.

Презентация первой речи

Подготовьте 3–5минутную ин

формативную или побуждающую
речь. Подготовьте конспект.

В качестве дополнения к конс

пекту вы можете написать отдель
ный план для адаптации речи, в
котором обсуждаются приемы по

ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

привлечению и удержанию вни
мания, облегчению понимания и
выработке позитивного отноше
ния к вам и вашей речи.

Критерии оценки включают в

себя суть темы и цели, содержа
ние, организацию и презентацию.
При оценке речи воспользуйтесь

вышеприведенным контрольным
перечнем. Когда вы будете репе
тировать свою речь, используйте
этот перечень, для того чтобы удо
стовериться, что ваша речь соот
ветствует базовым критериям.
Ниже следуют примеры конспек
та и речи студента.

Эта речь была представлена на курсах ораторского искусства в Университете Цинциннати и приведена здесь с раз

решения Миранды Брэнтон.

Критическая оценка

речи

Воспользуйтесь контрольным перечнем вопросов

для критической оценки речи на рис. 16.5, чтобы оце

ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

нить речь, которую вы прослушали в учебной ауди
тории или за ее пределами. Используя данные из пе
речня, напишите 2–5страничный отчет, объясняю
щий вашу оценку.


background image

269

Глава 16 

• 

Практикуемся в произнесении речей

В. «Жилище для человека» было создано Миллар
дом и Линдой Фуллер.

1. Они разработали концепцию «партнерского
жилищного строительства».
2. Сегодня «Жилище для человека» стремится
покончить с бездомностью и сделать вопрос до
стойного жилья вопросом совести и действия.

(Чтобы начать жилищное строительство, необхо

димы денежные средства.)

II. Вторая функция «Жилища для человека» —

сбор денежных средств.

А. Пожертвования являются основным источни
ком финансирования «Жилища для человека».
В. «Жилище для человека» иногда сотрудничает
с государством, которое «готовит почву» для стро
ительства.

1. Государство может выделить землю, обеспе
чить инфраструктуру улиц или помочь с техни
ческими коммуникациями.
2. Государство может также выделить «Жили
щу для человека» дома под реконструкцию.

(Собранные деньги позволяют «Жилищу для че

ловека» строить дома.)

III. Третья функция «Жилища для человека» —

строительство домов в сотрудничестве с местными
организациями и домовладельцами.

А. Семьи, нуждающиеся в жилье, обращаются в
«Жилище для человека» за помощью.

1. Семьи отбирают на основании уровня их
нуждаемости.
2. Семьи должны стать преданными участника
ми программы.

В. Затем «Жилище для человека» продает дома
своим партнерам.

1. Жилье продается по низким ценам.
2. Семьи вносят невысокую месячную плату.

Заключение

I. «Жилище для человека» помогает бедным лю

дям приобрести собственное жилье.

II. Успехи организации известны во всем мире: ей

удается достичь своих целей, состоящих в ознакомле
нии людей с работой группы, сборе средств на строи
тельство жилья и возведении и реконструкции домов.

Источники

Habitat for Humanity International, http://

www.habitat.org

Maudlin, Michael G. God’ contractor. Christianity

Today, 43, Junr 14, 1999, p. 44 (Загружено с 

InfoTrac

College Edition

).

Starling, Kelly. Habitat for Humanity: Interracial

organization builds houses and dreams. Ebony, 53 (Nov
1997), p. 200 (Загружено с 

InfoTrac College Edition

).

University of Cincinnati’s Habitat for Humanity

Campus Chapter, http://www.soa.uc.edu/org/habitat

U.S. Department of Housing and Urban

Development, http://www.hud.gov

План адаптации речи к аудитории

Пробуждение и поддержание интереса. Я плани

рую начать речь с вопроса, чтобы завладеть внима
нием аудитории. Во время речи я буду задавать во
просы, чтобы пробудить и поддержать интерес.

Облегчение понимания. Я не считаю, что инфор

мация, которую я представлю, трудна для понима
ния. Я постараюсь свести к минимуму профессио
нальный жаргон. Я полагаю, что мои примеры, кото
рые соответствуют опыту аудитории, помогут
облегчить восприятие информации. Я организовала
речь в соответствии с тематическим принципом.
Каждое из трех основных положений представляет
собой законченное высказывание, и у меня будут пе
реходы между ними.

Обеспечение позитивной установки. Я планирую

добиться доверия к своим словам, доказав, что я вла
дею информацией, и цитируя документальные источ
ники для подкрепления пунктов речи.

Речь и анализ

Прочитайте вслух следующую речь. Затем проана

лизируйте ее на основании ключевых критериев, ис
пользуя контрольный перечень для критической оцен
ки речи (рис. 16.5): ясная цель; вступление, которое
привлекает внимание и переходит в основную часть
речи; основные пункты в виде ясных, сопоставимых,
содержательных законченных высказываний; содержа

Терри Уэзерс баллотируется на

пост президента студенческой
организации и просит свою подру
гу Меган произнести ключевую
речь в ее поддержку на универси
тетском собрании кандидатов. Бу
дучи хорошей подругой, Меган со
глашается.

Меган работает над речью не

сколько дней и полагает, что она
подготовила понастоящему хоро
шую речь. Проблема состоит в том,
что хотя Меган может писать пре
восходные речи, она испытывает

КАК БЫ ПОСТУПИЛИ ВЫ? Вопрос этики

страх перед выступлением. Она
страшно боится произнести эту
речь перед столь большой аудито
рией. Поэтому она просит Доннел
ла Гейтса — молодого человека, ко
торый занимается вместе с ней на
курсах ораторского искусства и
умеет расположить к себе слушате
лей, — произнести речь, которую
она написала к этому событию.

Доннелл поразмышлял над ее

просьбой и оставил следующее
послание на ее автоответчике:
«Знаешь, я не в восторге от Терри,

поэтому я никогда бы за нее не
проголосовал. Но поскольку мне,
в сущности, все равно, кого выбе
рут, я произнесу эту речь. Я про
сто упиваюсь той властью, кото
рую имею над аудиторией!»

1. Теперь, когда Меган знает,

что Доннелл не испытывает сим
патии к Терии, следует ли ей по
зволить ему произнести речь?

2. А что можно сказать о Дон

нелле? Должен ли он произносить
подобную речь, зная, что сам он не
поддержал бы Терри?


background image

270

Часть 4 

• 

Публичное выступление

Речь

Анализ

Слышали ли вы когдалибо о «Жилище для человека»? Так вот, се

годня я хочу рассказать вам немного об организации, которая дает ма
лоимущим семьям шанс стать владельцем собственного жилья. Тремя
функциями «Жилища для человека» являются: ознакомление местных
жителей с работой группы, сбор денежных средств на строительство
жилья и возведение и реконструкцию домов в сотрудничестве с мест
ными организациями и домовладельцами.

Первая функция «Жилища для человека — ознакомление местных

жителей с вопросами жилья по средствам и работой группы.

«Жилище для человека» было создано Миллардом и Линдой Фул

лер, когда они разрабатывали концепцию «партнерского жилищного
строительства» в небольшой межрасовой сельскохозяйственной общи
не. Партнерское жилищное строительство предполагает, что нуждаю
щиеся люди работают рука об руку с добровольцами, строя для себя
простые, добротные дома. Миллард и Линда Фуллер делали это вместе
со всеми жителями общины. На их Вебсайте можно узнать, что «Жи
лище для человека» стремится избавить мир от лачуг и бездомности и
сделать вопрос достойного жилья вопросом совести и действия.

Знаете ли вы, что в Соединенных Штатах имеется множество про

блем с жильем? Согласно Статистическому отчету о жилье по сред
ствам, почти 30 миллионов американских семей сталкиваются с одной
или несколькими из следующих проблем. Многие люди испытывают
серьезные финансовые трудности, поскольку на оплату жилья и ком
мунальных услуг у них уходит более 30% их месячного дохода. Напри
мер, если семья имеет совокупный доход, равный $900, она будет пла
тить только за жилье и коммунальные услуги свыше $300. Другой про
блемой являются тесные жилищные условия, когда количество людей,
живущих в доме, превышает количество комнат. Еще одна проблема —
физические трудности, вызванные отсутствием воды, электричества,
туалета, ванной или душа. Могли бы вы представить себе жизнь в по
добных условиях? Опрос о жилищных условиях американцев, прове
денный Бюро переписи населения США в 1993 году, показывает, что
одна из нескольких бедных семей живет в условиях, которые характе
ризуются отсутствием элементарных удобств. Чтобы обеспечить жи
лищное строительство, должны иметься средства на возведение домов.

Вторая функция «Жилища для человека» — сбор денежных средств

на строительство жилья. Основными средствами для «Жилища» явля
ются пожертвования. Средства направляют туда, куда указывает донор.
Поэтому если для осуществления какогото строительного проекта не
обходимы пожертвования, они будут направлены именно на этот про
ект. Любые другие нецелевые пожертвования будут использованы там,
где в них более всего нуждаются. Иногда «Жилище для человека» со
трудничает с государством, которое «готовит почву» для строительства,
помогая решить жилищный вопрос. Содействие государства обычно
предполагает выделение участка земли, обеспечение инфраструктуры
улиц или помощь с техническими коммуникациями. Государство может
также выделять «Жилищу для человека» дома под реконструкцию.
Сбор денег позволяет строить дома для людей.

Третья функция «Жилища» — строительство и реконструкция домов

в сотрудничестве с местными организациями и домовладельцами. Се
мьи, нуждающиеся в жилье, должны обратиться в «Жилище для чело
века». Помощь предоставляется наиболее нуждающимся семьям, кото
рые определяет специальная Комиссия по отбору семей. Второе требо
вание состоит в том, что семьи должны стать преданными участниками
программы. Если они готовы выполнить это требование, то становятся
«семейным партнером» «Жилища для человека». Третьим требовани
ем является способность семьи вернуть беспроцентную ссуду.

Миранда использует вопрос,

чтобы завладеть вниманием ауди
тории. Затем она обеспечивает нас
основой для восприятия ее речи.
Наконец, она перечисляет основ
ные положения.

Первое основное положение

Миранды представляет собой за
конченное высказывание, сфоку
сированное на первой функции —
информировании людей.

Здесь она цитирует источник

своего высказывания о задаче
«Жилища для человека».

Этот вопрос служит цели адап

тации к слушателям, заставляя их
реагировать.

Здесь она не только дает ответ,

но также использует конкретный
пример, с тем чтобы показать уро
вень финансовых трудностей.

Она снова использует вопрос

как средство адаптации к аудито
рии, а затем показывает степень
проблемы. Она завершает этот ос
новной пункт переходом ко второ
му положению.

Второе основное положение

Миранды, также в виде закончен
ного высказывания, посвящено
сбору средств на строительство
домов.

Здесь она объясняет, что следу

ет понимать под «подготовкой по
чвы».

Ее третье основное положение

в виде законченного высказыва
ния посвящено реконструкции в
сотрудничестве с домовладель
цами.

Хорошее объяснение требова

ний.