ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 6197
Скачиваний: 27
271
Глава 16
•
Практикуемся в произнесении речей
Есть ли среди вас такие, кто полагал, что «Жилище для человека»
отдает дома бесплатно? Например, я полагала, что это так. Я думала,
что люди только работают за жилье. Но дома «Жилища» продаются
партнерам — а не отдаются. Семьяпартнер делает ежемесячные вы
платы по беспроцентной ссуде, и эти выплаты используют для строи
тельства дополнительных домов для других людей. Домовладельцы так
же инвестируют «заработанную тяжелым трудом справедливость»,
означающую, что они тратят долгие, утомительные часы на то, чтобы
построить собственный дом. Так что «Жилище для человека» не дарит
дома, но ежемесячные ипотечные выплаты очень небольшие. Опрос до
мовладельцев, сотрудничающих с «Жилищем для человека», проведен
ный Министерством жилищного строительства и городского развития
США, показывает, что средний дом обходится им в 33 тыс. 478 долла
ров. Средняя ипотечная выплата составляет $269 в месяц. Эти суммы
намного ниже тех, которые пришлось бы платить за подобные дома на
открытом рынке — дома, которые обычно стоят 100 тыс. долларов и бо
лее. Хотя дома и не бесплатные, как могли бы подумать некоторые из
вас и как считала я, но «Жилище для человека» предоставляет отлич
ную возможность тем, кто не слишком состоятелен, чтобы купить себе
дом.
«Жилище для человека» помогает бедным людям приобрести соб
ственный дом. Его успехи известны по всему миру: «Жилище» знако
мит людей с вопросами жилья по средствам и с работой группы, соби
рает средства на строительство домов, а также возводит и реконструи
рует дома в сотрудничестве с местными организациями и
домовладельцами.
Еще один вопрос, который во
влекает аудиторию в произноси
мую речь.
Она объясняет, что означает
«заработанная тяжелым трудом
справедливость».
После приведения статистичес
ких данных, которые показывают
затраты, она сравнивает затраты с
тем, сколько людям приходится
платить на открытом рынке. Она
заканчивает этот пункт, подчерки
вая значимую роль «Жилища для
человека».
Ее заключение представляет
собой резюме трех целей. Хоро
шая первая речь с вступлением,
которое привлекает внимание и
дает необходимую ориентацию,
тремя хорошо обоснованными ос
новными положениями, достаточ
ной адаптацией к аудитории с це
лью поддержания интереса и уме
лым заключением.
Речь
Анализ
тельное развитие речи; заключение, которое связывает
речь воедино и заканчивает ее на высокой ноте.
РЕЗЮМЕ
Хотя речь может быть произнесена экспромтом, по
бумажке или по памяти, изученный материал способен
помочь вам произносить речи в импровизированной
манере, т. е. тщательно их отрепетировав, но выбирая
конкретную словесную форму в момент выступления.
Вербальными компонентами эффективной презен
тации речи являются ясность, яркость и эмфаза. Не
вербальные компоненты включают в себя голосовые
характеристики, артикуляцию и телесные действия.
В эффективном выступлении должны быть ис
пользованы вербальные и невербальные компоненты
с целью обеспечения разговорного стиля, который
включает в себя энтузиазм, экспрессивность речи,
спонтанность, беглость и зрительный контакт.
Чтобы отрепетировать импровизированную речь,
составьте конспект, по меньшей мере, за два дня до
выступления. В период между завершением написа
ния конспекта и моментом выступления произнеси
те речь несколько раз, оценивая, что изменилось по
сле каждой репетиции. Возможно, вы захотите вос
пользоваться краткими записями, особенно в случае
продолжительной речи, при условии что они не по
мешают вашему выступлению.
Все ораторы испытывают нервозность перед своим
первым выступлением. Частично нервозность носит
когнитивный характер (психические проявления), а
частично — поведенческий (физические проявления).
Нервозность, скорее, рассматривается не в терминах
«илиили», а имеет количественную оценку.
Поскольку определенное напряжение конструк
тивно, наша задача — не избавиться от нервозности,
а научиться тому, как с ней совладать. Сначала сле
дует понять, что нервозность — это нормальное яв
ление. Затем вы можете использовать ряд конкрет
ных действий, чтобы проконтролировать избыточ
ную нервозность. И если вы хорошо подготовились,
то во время выступления сумеете чувствовать себя
более раскрепощенным.
Если нервозность серьезно мешает вашему вы
ступлению, подойдите после занятий к преподавате
лю и поговорите с ним о том, что вы испытываете. Он
должен порекомендовать вам людей, с которыми вы
можете побеседовать, или программы, в которых вы
можете принять участие.
Выступления оценивают в соответствии с тем, на
сколько успешно вы выполняете указания, касающи
еся эффективного содержания, организации, языка и
произнесения речи.
17
:
:
:
:
:
' , 6 .
•
$ ?
•
$ ?
•
$ ?
•
$ , ,
- ?
•
$ -
?
•
$ ?
•
'
?
# ! ! \-
, . <
, ! ! ,
! , -
. ' , 1
8 , , -
! , = 5 , .
(-
273
Глава 17
•
Информативное выступление
Мы каждый день становимся свидетелями анало
гичных сцен, когда выступающий с помощью своей
речи пытается помочь нам разобраться в сложных и
значимых для нас вопросах. В данной главе мы бо
лее детально рассмотрим основные шаги по подго
товке устного выступления на примере информаци
онной речи.
Перед вами как выступающим с информационной
речью стоит задача изложить материал таким обра
зом, чтобы вызвать интерес аудитории, облегчить
понимание сообщаемой вами информации и способ
ствовать лучшему ее запоминанию. Мы начнем наш
разговор с рассмотрения основных принципов ин
формирования, используя которые вы сможете, во
первых,
вызвать интерес
и привлечь внимание ауди
тории, вовторых,
объяснить
тему так, чтобы ваши
слушатели вас поняли, и втретьих,
представить
информацию таким образом, чтобы слушатели за
помнили то, о чем им сообщили. Затем мы рассмот
рим четыре метода информирования, которыми дол
жен овладеть каждый оратор. Мы закончим нашу
главу анализом примера информационной речи, ил
люстрирующего использование рассмотренных нами
принципов.
ПРИНЦИПЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ
Ваши выступления станут более информативны
ми, если вы научитесь использовать принципы дове
рия, интеллектуальной стимуляции, креативности,
актуальности и акцентирования информации.
Доверие
Принцип первый.
Аудитория будет охотнее слу
шать вас, если вы вызываете у нее симпатию и дове
рие.
Хотя мы уже говорили о том, что необходимо для
получения
кредита
доверия
слушателей (знания/
опыт, достоверность используемой информации и
особые личные качества), мы еще раз подробно ос
тановимся на этом, поскольку умение завоевать и
сохранить доверие к себе является залогом успешно
го выступления. Чем больше ваши слушатели дове
ряют вам, тем выше будет их готовность чемулибо
у вас научиться. Три перечисленных ниже пункта
послужат вам напоминанием о том, что необходимо
сделать с вашей стороны для завоевания доверия
аудитории.
1. Продемонстрируйте уровень своей подготов
ки.
Как выступающий с информационной речью, вы
должны хорошо владеть информацией по теме и из
лагать ее внятно, без запинок и неточностей.
2. Дайте слушателям почувствовать свою заин
тересованность в их благополучии
. Вы должны по
казать людям, что вы заботитесь о них.
3. Говорите с энтузиазмом.
Ваше выступление
должно отражать ваш собственный интерес к пред
мету, о котором вы рассказываете.
Вероятно, вы сможете сами убедиться в важности
доверия уже при изучении данного курса. Вы заме
тите, как с каждым выступлением некоторые из ва
ших сокурсников будут расти в ваших глазах как
ораторы, в то время как авторитет других, возмож
но, будет падать.
Интеллектуальная стимуляция
Принцип второй.
Аудитория более склонна при
слушиваться к интеллектуально стимулирующей
информации.
Информация будет восприниматься слушателями
как
интеллектуально стимулирующая
, если она для
них нова и отвечает глубоко заложенной в людях
потребности в знаниях.
Интеллектуально стимулирующая ин,
формация
— новая для аудитории информа,
ция, отвечающая глубоко заложенной в людях
потребности в знаниях.
Говоря о
новизне
информации, мы имеем в виду,
что она либо незнакома для большинства слушате
лей, либо заставляет их поновому взглянуть на не
что им уже известное. Если вы глубоко изучили
предмет своего выступления, сообщаемая вами ин
формация, скорее всего, окажется новой для большей
части аудитории. Например, темой, которая, вероят
но, будет нова и в то же время очень ценна для сту
дентов (и в особенности — для студенток), будет ро
гипнол (
rohyрnol
). С одной стороны, этот препарат
является дешевым, но опасным средством получения
«кайфа», с другой, он нередко используется для пре
одоления защитных реакций и психологических ба
рьеров в общении. Если даже ваша аудитория и слы
шала о так называемом «наркотике для изнасилова
ния», вряд ли многие чтолибо знают о его истории,
свойствах и рисках, связанных с ним.
Если же вам предстоит говорить на знакомую
аудитории тему, следует организовать мозговую ата
ку и побуждать слушателей искать новые точки зре
ния, области использования, подходы к решению
Вы сможете вызвать доверие аудитории, если ваши
слова и ваша манера держаться будут свидетельство
вать о высоком уровне вашей подготовки.
274
Часть 4
•
Публичное выступление
проблемы. Так, отдыхая в спортивном лагере и впер
вые рассказывая членам вашей команды о том, как
правильно забрасывать мяч в прыжке, имеет смысл
организовать мозговую атаку, с помощью которой
связать этот прием с другими элементами игры, что
позволит вашим товарищам, наблюдая за матчем,
лучше понимать происходящее на площадке, по
скольку теперь они знают, как правильно «распасо
вывать мяч», «эшелонировать силы», «выстраивать
оборону» или «прорывать оборону».
Новизна имеет большое значение, однако ее недо
статочно для успеха. Сообщаемая вами информация
должна отвечать глубоко заложенной в природе че
ловека жажде знаний и потребности в осмыслении
окружающего мира. Одной из важнейших задач ора
тора является утолить эту жажду. Нам ежедневно
приходится затрагивать вопросы и темы, в которых
для нас многое остается непонятным, однако мы ред
ко предпринимаем попытки разобраться в них, отча
сти изза отсутствия мотивации к поиску дополни
тельной информации. Например, несколько лет на
зад ученые обнаружили «ледяного человека»,
замурованного в одном из ледников в южных Аль
пах, — хорошо сохранившееся тело нашего предка,
жившего около четырехпяти тысяч лет назад. На
страницах газет мелькали сенсационные сообщения
о находке, людей будоражила мысль о крупном на
учном открытии, но вряд ли ктолибо попытался вы
яснить подробности этой истории. В своей речи вы
можете подхватить эту тему и показать значение дан
ного открытия с точки зрения истории возникнове
ния и развития современного человека, что, весьма
вероятно, разбудит природное интеллектуальное
любопытство слушателей.
Но давайте рассмотрим пример, более близкий к
нашей действительности. Допустим, вы собираетесь
рассказать о новых моделях автомобилей. Открыв
только один номер «Бюллетеня потребителя» за ап
рель, обычно посвящаемый сравнительному анали
зу характеристик всех новых моделей, вы можете
найти информацию, которая, вероятно, будет вос
приниматься как интеллектуально стимулирующая.
В частности, все мы знаем, что автомобили япон
ского производства захватили значительную часть
американского рынка и что это, по крайней мере от
части, объясняется уровнем качества, с которым ас
социируются японские машины. Как реагируют на
эту проблему американские производители? Пыта
ются ли они обеспечить более высокие качествен
ные показатели выпускаемых ими моделей? На
сколько «конкурентоспособны» американские ма
шины? Увеличивается ли объем их продаж? Не
меньшее количество серьезных и интересных во
просов может вызвать и сообщение, затрагивающее
проблемы безопасности вождения, срока их эксплу
атации или дизайна.
Выбрать тему выступления также можно из спис
ка, полученного в результате мозговой атаки. Но при
этом нужно помнить, что если вы хотите подготовить
серьезную информационную речь, нельзя останавли
вать свой выбор на общей теме. Продолжайте гене
рировать идеи, пока вы не почувствуете, что нашли
тему, которую вы можете глубоко развить.
Вот некоторые из наиболее интересных для ауди
тории тем:
акупунктура
стихийные бедствия
вегетарианство
жестокое обращение с детьми
иммиграция
фондовый рынок
сексуальное преследование
сцены насилия в СМИ
глобальное потепление
социальное страхование
гомофобия
охрана окружающей среды
цензура
СПИД
клонирование
бедность
дискриминация
Помните о том, что названия тем это всего лишь
«заголовки». Если какаялибо из этих тем покажет
ся вам ближе других, работайте над ней, пока вы не
найдете точку зрения, с которой данная тема будет
выглядеть интеллектуально стимулирующей.
Креативность
Принцип третий.
Аудитория более способна вос
принимать, понимать и запоминать информацию, при
изложении которой используется творческий подход.
Креативность
можно определить как способность
человека генерировать новые или оригинальные
идеи и точки зрения (Eysenck, 1994). Хотя возмож
но, вы относитесь к числу людей, считающих, что
«мне это не дано», креативной личностью может
стать каждый, кто готов развивать в себе данную спо
собность. Давайте посмотрим, что мы можем сделать
для того, чтобы наше выступление стало творческим.
Креативность
— способность человека ге,
нерировать новые или оригинальные идеи и
точки зрения.
1. Соберите достаточное количество качествен
ной информации, чтобы обеспечить себе материал,
на основе которого вы будете составлять речь.
Во
преки распространенному мнению, креативность яв
ляется результатом скорее тяжелого труда, чем вдох
новения. Собрав большее количество информации,
чем необходимо для составления речи, вы обеспечи
те для себя возможность выбора и проявите большую
гибкость во время выступления.
2. Отведите достаточное количество времени на
развитие креативных идей.
Многие студенты успе
вают сделать набросок речи к тому моменту, когда у
них хватает времени лишь разок «пробежаться» по
ней, прежде чем выходить к микрофону. Стоит ли
удивляться тому, что им не удается проявить «креа
тивность». Ваш ум нуждается в том, чтобы перева
рить структуру вашей речи и информацию, содержа
щуюся в ней. Вот почему мы рекомендуем вам закон
275
Глава 17
•
Информативное выступление
чить составление своей речи,
как минимум,
за два дня
до того, как вы выступите с нею перед публикой.
Оставив запас времени, вы вдруг обнаружите, что на
следующее утро после скучной подготовительной
работы у вас возникло несколько свежих идей, до
стойных дальнейшего развития. Пока вы спали, ваш
ум продолжал перерабатывать материал, а когда вы
проснулись, продукт вашего подсознательного или
бессознательного творчества достиг уровня осозна
ния. Повысить креативность можно лишь за счет
того, что вы даете своему уму время переработать
собранную вами информацию.
3. Будьте готовы развить творческую идею, когда
она возникнет.
Вы, наверное, замечали, что идеи ино
гда приходят в самый неожиданный момент — когда
вы убираете свою комнату, работаете в саду или сто
ите на перекрестке. Вы, наверное, также обратили вни
мание на то, что когда вы пытаетесь вспомнить свои
«гениальные» идеи, они растворяются в воздухе. Ора
торы, писатели и композиторы обычно всегда носят с
собой блокнот и ручку, и когда идеи возникают, тут же
записывают их. Конечно, далеко не все, что придет вам
в голову, окажется вспышкой творческого гения, тем
не менее некоторые плоды вашей фантазии будут
вполне достойны того, чтобы над ними поразмыслить.
Однако если вы не будете фиксировать свои идеи, вы
никогда не сможете оценить их.
4. Заставляйте себя изменять отдельные части
своей речи в ходе репетиций.
Нередко, составив текст
будущей речи, люди начинают относиться к нему так,
словно он высечен на камне. Вся их дальнейшая ра
бота сводится к простому повторению, направленно
му на то, чтобы «заучить» его. Не жалейте времени,
отрабатывая различные варианты своей речи, и не до
вольствуйтесь тем расположением материала, в кото
ром вы в первый раз его записали, когда составляли
текст. Если вы намеренно будете каждый раз форму
лировать ключевые идеи своей речи поиному во вре
мя первых нескольких репетиций, вы обеспечите себе
возможность выбора во время выступления. Хотя раз
личные формулировки одной и той же мысли, воз
можно, будут мало чем отличаться друг от друга, по
пытка иначе изложить свои идеи является гимнасти
кой для вашего ума, и возможно, что следующий
вариант будет звучать более интересно и законченно,
чем предыдущие. Давайте рассмотрим на примере,
как, используя творческий подход, генерировать аль
тернативные варианты вашей речи.
Альтернативные линии развития темы
Допустим, вы планируете прочесть лекцию, посвя
щенную сравнению климатических условий в различ
ных регионах США, и вам удалось собрать информа
цию, представленную на рис. 17.1. Мы используем эти
данные, для того чтобы продемонстрировать, что, ос
новываясь на одном и том же наборе данных, можно
развивать выбранную вами тему в различных направ
лениях и что одна и та же мысль может быть сформу
лирована поразному.
Что в этих данных кажется вам необычным или об
ращает на себя внимание и почему? Информация,
представленная в таблице, содержит несколько необыч
ных или достопримечательных особенностей. Прежде
всего, вы можете заметить, что
максимумы
температур
в различных городах различаются между собой мень
ше, чем
минимумы
. Максимальная температура в июле
составляет около 35° для Майами и около 36° для Мин
неаполиса, тогда как минимальные температуры для
этих городов составляют 10° и –32° соответственно;
итого — разница в 42°! Здравый смысл подсказывает
нам, что колебания максимумов между различными
географическими точками должны быть примерно рав
ны колебаниям минимумов, и вполне естественно за
даться вопросом: «Почему это не так?».
Вы также можете заметить, что на Западном побе
режье летом практически не выпадает осадков. В двух
из трех крупных городов западного побережья, Лос
Анджелесе и СанФранциско, выпадает лишь незна
Температура
Количество осадков
(в градусах Цельсия)
(в мм)
Город
Минимальная
Максимальная
В июле
За год
температура
температура
Чикаго
35
–29
92
875
Цинциннати
37
–21
82
975
Денвер
40
–19
47
375
ЛосАнджелес
40
5
Практически отсутствуют
375
Майами
36
10
143
1400
Миннеаполис
35
–32
87
700
Новый Орлеан
35
–4
152
1550
НьюЙорк
37
–18
110
1050
Финикс
47
2
20
175
Портленд
34
–27
76
1100
СентЛуис
36
–22
98
925
СанФранциско
34
2
Практически отсутствуют
425
Сиэтл
34
–5
22
950
Рис. 17.1.
Минимальные и максимальные показатели температуры и количества осадков для некоторых горо
дов США