Файл: Вердербер Р. - Психология общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 5719

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26

Часть 1 

• 

Основы коммуникации

что мы отвечаем за то, чтобы не нанести вред или не
вмешиваться в дела других. Другие скажут, что мы
отвечаем не только за то, чтобы не навредить другим,
но и за то, чтобы им помочь.

По ходу книги мы столкнемся с ситуациями, ко

гда эти вопросы всплывут на поверхность. Мы часто
сталкиваемся с этическими дилеммами, и тогда нам
приходится решать, что более или менее правильно,
а что нет. Делая такой выбор, мы обычно показыва
ем, какие ценности для нас превыше всего. В конце
каждой их последующих глав вам придется подумать
и обсудить различные этические дилеммы, связан
ные с материалом конкретной главы.

Коммуникации можно научиться

Общение — это естественное, врожденное, ста

бильное поведение, и мы не часто пытаемся усовер
шенствовать наши навыки коммуникации, даже если
они неадекватны. Но коммуникации можно учиться.
Поэтому по ходу книги мы будем определять навы
ки межличностного, группового общения и навыки
публичных выступлений, которые будут полезны в
любых сферах жизни. В следующем разделе мы рас
смотрим, как можно приобрести навыки коммуника
ции и усовершенствовать их.

Общайтесь!

Использование новых технологий

Хотите больше узнать об этических дилеммах?
Загляните на сайт, спонсируемый центром при
кладной этики университета СантаКлара
(

Markkula Center for Applied Ethics, Santa Clara

University

). Сайт 

Ethics Connection

 открыт для

всех, но создавался он преимущественно для
студентов. Он посвящен таким вопросам, как
выявление и разрешение этических дилемм.
Вопросы охватывают самые различные сферы:
здравоохранение, социальную политику, бизнес
и технологии, права человека и каждодневное
принятие решений. Адрес сайта:
http://www.scu.edu/SCU/Centers/Ethics/

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИОННОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ

Коммуникационная компетенция

 — со,

ответствие коммуникативного поведения дан,
ной ситуации и его эффективность.

Навыки

 — целенаправленные действия или

последовательность действий, которые мы
можем выполнить и повторить в соответ,
ствующей ситуации.

Коммуникационная компетенция

 — это соответ

ствие коммуникативного поведения данной ситуа
ции и его эффективность (Spitzberg, 2000). Комму

никация эффективна, если она достигает своих це
лей; коммуникация соответствует ситуации, если она
ожидаема в данной ситуации. Мы создаем ощущение
коммуникационной компетентности через посылае
мые вербальные сообщения и сопровождающее их
невербальное поведение.

Поскольку коммуникация лежит в основе наших

взаимосвязей, то одной из целей этого курса будет
ознакомление с принципами, которые помогут усо
вершенствовать навыки коммуникации до уровня
компетентности. В рубрике «Прожектор на ученых»
мы расскажем о Брайане Спицберге и компетентной
межличностной коммуникации. Спицберг считает,
что представление о компетентности частично зави
сит от личностной мотивации, знаний и навыков.

Мотивация имеет очень большое значение, ведь

улучшить навыки коммуникации мы сможем только
в том случае, если у нас есть

 мотивация 

— то есть если

мы хотим этого добиться. Обычно люди имеют более
сильную мотивацию, если они чувствуют себя уверен
но и знают о потенциальных вознаграждениях.

Знания нужны потому, что мы должны хорошо

понимать, что входит в процесс совершенствования
коммуникации. Чем больше люди 

знают

 о поведе

нии в конкретных ситуациях, тем проще им будет
развивать свои навыки.

Навыки нужны потому, что мы должны уметь

предпринимать действия в соответствии с нашими
знаниями о коммуникации. 

Навыки

 — это целена

правленные

 

действия или последовательность дей

ствий, которые мы можем выполнить и повторить в
соответствующей ситуации. Чем большим количе
ством навыков вы обладаете, тем больше вероятность
того, что вы можете эффективно и адекватно струк
турировать свои сообщения.

Комбинация мотивации, знаний и навыков позво

ляет нам уверенно держаться при встречах с други
ми людьми. Весь последующий материал книги по
священ тому, чтобы помочь вам обрести навыки, ко
торые позволят другим считать вас компетентным
собеседником. На последующих страницах вы позна
комитесь с теориями межличностной и групповой
коммуникации и публичных выступлений, что под
крепит ваши знания и мотивацию. Вы также узнаете
о специальных навыках, и вам будет предоставлена
возможность попрактиковаться в них. Практика уве
личит вероятность того, что вы сможете использо
вать эти навыки, когда возникнет такая необходи
мость.

Запишем формулировку цели

Чтобы извлечь максимум возможного из этого

курса, мы предлагаем сформулировать и записать
ваши личные цели по совершенствованию специаль
ных навыков межличностного, группового и публич
ного репертуара. Зачем формулировать и записывать
цели? Вам знакома поговорка: «Дорога в ад вымоще
на благими намерениями»? Независимо от того, на
сколько серьезно вы рассматриваете необходимость
развития ваших коммуникационных навыков, изме


background image

27

Глава 1 

• 

Перспектива коммуникации

Брайан Спицберг,

профессор кафедры

коммуникации

в Государственном

университете Сан;Диего,

о межличностной

коммуникационной

компетенции

Брайан Спицберг внес нема

лый вклад в понимание межлич
ностной коммуникации, но боль
ше он известен своими работами
по межличностной коммуникаци
онной компетенции. Интерес
к этим вопросам впервые возник в
Университете Южной Калифор
нии. На семинаре по межличност
ной коммуникации он зачитал ре
зультаты исследований по меж
личностной компетенции и
обнаружил, что выводы имели
разные перспективы. Заключи
тельный вывод Спицберга на се
минаре и стал его первой попыт
кой синтезировать эти перспекти
вы в усовершенствованную
теорию компетенции.

Сегодня сформулированная

Спицбергом модель межличност
ной коммуникационной компетен
ции определяет направление всех
исследований в этой области. Он
рассматривает компетенцию не как
характеристики поведения или по
следовательность действий. Спиц
берг говорит, что межличностная
коммуникационная компетенция —
это восприятие человеком себя и
восприятие его другим человеком.
Если компетенция — это восприя
тие, то из этого следует, что ваше
восприятие собственной межлич

ностной коммуникационной ком
петенции или восприятие собесед
ника влияет на ваши взаимоотно
шения. Люди получают большее
удовлетворение от взаимоотноше
ний, если они считают себя и собе
седника компетентными. Согласно
Спицбергу, мы судим о компетен
ции на основании наших действий
в процессе коммуникации. Но что
определяет наши действия в конк
ретной коммуникации?

В тот период, когда Спицберг

размышлял о компетенции, он про
слушал еще один курс, благодаря
которому познакомился с теорией
драматического мастерства. В этих
теориях утверждалось, что игра ак
тера зависит от его мотивации, зна
ния сценария и актерских навыков.
Спицберг обнаружил, что эти же
переменные можно применить и в
случае коммуникационной компе
тенции, и включил их в теорию. То,
как мы себя ведем в разговоре, за
висит, вопервых, от нашей личной
мотивации, вовторых, от того, как
много мы знаем о том, какое пове
дение соответствует данной ситуа
ции, и втретьих, от того, какими
навыками по использованию соот
ветствующего поведения мы обла
даем. Кроме того, Спицберг предпо
лагает, что переменные контекста,
рассмотренные в этой главе, также
влияют на выбор действий в ходе
коммуникации и на возникающее
ощущение компетентности.

Идеи Спицберга сформирова

лись в период, когда он был в ас
пирантуре, но потом еще восем
надцать лет он и другие ученые
оттачивали теорию, проводя ис
следования на ее основе и оцени
вая ее эффективность. Исследова
ния помогли конкретизировать
отдельные части теории и под
твердили ее справедливость. С го
дами Спицберг разработал около
дюжины конкретных способов
оценки теории. Один из этих ин
струментов — Рейтинговая шкала
разговорных навыков

 

(

Conver,

sational Skills Rating Scale

), кото

рая была принята Национальной
коммуникационной ассоциацией
(ведущая национальная организа
ция ученых, преподавателей и
практиков, занимающихся вопро
сами коммуникации) в качестве

стандарта оценки межличностной
коммуникационной компетенции.

Продолжающаяся заинтересо

ванность Спицберга вопросами
коммуникационной компетенции
привела его к изучению дисфунк
циональных взаимоотношений с
точки зрения теории компетен
ции. В последнее время он иссле
довал навязывание своих мнений
в межличностных отношениях и
скрытое преследование. В таких
ситуациях мотивация навязчи
вого участника не соответствует
мотивации жертвы; навязываю
щийся участник хочет начать, рас
ширить или продолжить взаимо
отношения. Их взаимодействия
являются действительными «ар
гументами» в самом определении
взаимоотношений. Навязчивые
участники могут считать себя
«компетентными» в пределах их
собственного понимания компе
тентности. По мере изучения этих
«темных» взаимоотношений уче
ные, пользуясь нашим понимани
ем коммуникационной компетен
ции, смогут определить, будет ли
конкретное коммуникационное
поведение более эффективно, чем
какоелибо иное, в воспрепятство
вании навязыванию мнений и
скрытому преследованию.

Позже Спицберг расширил свои

исследования по навязыванию мне
ний, изучив новый феномен «ки
берпреследования». Кроме много
численных статей, посвященных
результатам исследований, Спиц
берг был соавтором (совместно с
Уильямом Купачом) двух книг по
межличностной коммуникацион
ной компетенции. Ссылки на ос
новные работы Спицберга вы мо
жете найти в списке литературы,
приведенном в конце книги.

Спицберг считает, что очень

важно, чтобы другие воспринима
ли вас как компетентного собесед
ника, независимо от ситуации:
будь то первый день или интервью
при приеме на работу, конфликт с
товарищем по общежитию или
интимное обсуждение чувств.

Если вы хотите получить до

полнительную информацию о
Спицберге, обратитесь на сайт

http://wwwrohan.sdsu.edu/

dept/schlcomm/Spitzbergbbio.html

ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНЫХ


background image

28

Часть 1 

• 

Основы коммуникации

нение поведения требует длительного времени и зна
чительных усилий. Если вы запишете цели, то уве
личится и вероятность того, что ваши добрые наме
рения по самоусовершенствованию не пропадут.

Прежде чем записывать цели, проанализируйте

репертуар ваших текущих коммуникационных навы
ков. После прочтения каждой главы и практики вы
берите одиндва навыка и поработайте над ними. За
тем запишите формулировку цели, разбив ее на че
тыре части.

1. Сформулируйте проблему. 

Начните с формули

рования проблемы коммуникации. Например: «Про
блема: мой шеф всегда поручает самые интересные
задания моим сослуживцам, я никогда не говорил об
этом, потому что не умею выражать свои чувства».

2. Сформулируйте конкретную цель.

 Цель 

конк,

ретна,

 если ее можно както измерить и вы сможете

сказать, когда она достигнута. Например, чтобы ре
шить поставленную выше проблему, вы можете на
писать: «Цель: рассказать шефу о моих чувствах по
поводу назначения заданий».

3. Определите конкретную процедуру достиже

ния цели. 

Чтобы разработать план достижения цели,

вначале обратитесь к главе, которая рассматривает те
навыки, которые вы хотели бы отработать. Затем
адаптируйте общие шаги, описанные в той главе, к
вашей конкретной ситуации. Эта ступень очень важ
на, так как успешность поведенческих сдвигов тре
бует, чтобы вы сформулировали цель в терминах
конкретного поведения, которое вы можете адапти
ровать или изменить. Например: «Процедура: я буду
тренироваться описывать свои чувства. 1) Я опреде
лю конкретное чувство, которое я испытываю. 2) Я
точно опишу свои эмоции. 3) Я учту то, что вызвало
эти чувства. 4) Я буду признавать эти чувства свои
ми. 5) Я активизирую процедуру во время разговора
с шефом».

4. Придумайте, как определить, что цель достиг

нута. 

Хорошая цель — это цель, которую можно из

мерить, и четвертый этап в вашей попытке форму
лирования цели состоит в составлении минималь
ных требований по определению индикаторов
достижения цели. Например: «Тест достижения
цели: цель считается достигнутой, если я опишу
свои чувства шефу, когда он опять поступит таким
образом».

После того как вы выполните все четыре этапа

процесса постановки цели, возможно, вам захочется,
чтобы ктото другой ознакомился с вашими обяза
тельствами и стал вашим консультантом, наставни
ком, помощником. Тогда вы сможете обсудить ваши
успехи с кемто еще. Лучше всего выбрать когото из
вашего же класса, потому что ваши одноклассники
лучше всего смогут вас понять и помочь. (К тому же
вы можете ответить тем же, и тоже помочь в его (ее)
формулировании целей).

В конце каждого раздела вам предлагается разра

ботать формулировку цели в связи с рассмотренным
материалом. На рис. 1.3. приведен еще один пример
плана усовершенствования коммуникационных на

выков, на этот раз речь идет о публичном выступле
нии.

РЕЗЮМЕ

Мы определили коммуникацию как процесс со

здания и передачи значения в любом контексте —
в контексте неформальной беседы, группового взаи
модействия и публичного выступления.

Элементами коммуникационного процесса явля

ются контекст, участники, сообщения, каналы, шум
и обратная связь.

Коммуникация играет важную роль в любых ас

пектах нашей жизни. Вопервых, коммуникация вы

Проблема

: когда я выступаю в классе или на сту

денческом собрании, я часто с головой зарываюсь
в свои бумаги или смотрю на потолок и стены.

Цель

: смотреть прямо на людей во время вы

ступления.

Процедура

: я отведу время на то, чтобы попрак

тиковаться в выступлении в своей комнате.
(1) Я буду говорить стоя, как в классе. (2) Я пред
ставлю себе, что предметы в комнате — это люди,
и во время выступления буду на них смотреть.
(3) Во время произнесения речи я постараюсь кон
тролировать себя и обращать внимание на то, ко
гда я смотрю на аудиторию, а когда нет.

Тест достижения цели

: цель будет считаться до

стигнутой, когда я почти все время буду смотреть
на аудиторию.

Рис. 1.3.

 План совершенствования коммуникации

полняет ряд важных функций. Люди общаются ради
потребности в коммуникации, чтобы улучшить и
поддержать представление о себе, построить взаимо
отношения, выполнить социальные обязательства,
обменяться информацией или повлиять на других.
Вовторых, коммуникация протекает в ситуациях
межличностного, группового взаимодействия, пуб
личного выступления и при помощи электронных
средств. Кроме непосредственного общения лицом к
лицу мы общаемся теперь и через электронную по
чту, сетевые конференции, чатрумы и, находясь
практически в любом месте, можем общаться через
мобильные телефоны и пейджеры.

Нашей коммуникацией руководят, по крайней

мере, шесть принципов. Вопервых, коммуникация
целенаправленна. Вовторых, межличностная комму
никация непрерывна. Втретьих, коммуникационные
сообщения меняются в зависимости от уровня созна
тельного кодирования. Сообщения могут быть спон
танными, сценарными ли сконструированными. В
четвертых, межличностная коммуникация относи
тельна, она определяет власть и взаимные чувства


background image

29

Глава 1 

• 

Перспектива коммуникации

людей. В аспекте относительности коммуникация мо
жет быть комплементарной или симметричной. Впя
тых, коммуникация имеет культурные границы. В
шестых, коммуникация имеет этический аспект. Эти
ческие нормы, влияющие на коммуникацию,
включают в себя правдивость, целостность, справед
ливость, уважение и ответственность. Вседьмых,
межличностной коммуникации можно научиться.

Основным аспектом данного курса является ком

петенция — мы все хотим научиться эффективно об
щаться. Компетентность — это умение общаться так,

что другие воспринимают ваше коммуникативное
поведение как одновременно соответствующее си
туации и эффективное. Оно включает расширение
багажа знаний о коммуникации и понимание ситуа
ций, с которыми мы сталкиваемся, определение и до
стижение целей и способность использовать различ
ные поведенческие навыки для достижения целей.
Навыки можно приобрести, развивать и совершен
ствовать. И вы можете улучшить ваше обучение,
сформулировав и записав цели и систематически со
вершенствуя ваш репертуар навыков.


background image

2

   

:

:

:

:

:

'    ,      6 :

 <   ?

 $    ,      ?

 <   -      ?

 <           ?

 $  -          6  ?

 <        ! ?

 $           -

?

— 7,    . /    .
— <    , &?
— /,     , –    ,    ,    
     ?
— &,   ,        ,      
!.      ! *  ,
      ,       .
— =   , 7,      .
— ' , &,    « »,        . >
   ,     ,      ! .