Файл: Вердербер Р. - Психология общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 5725

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

36

Часть 1 

• 

Основы коммуникации

Восприятие себя влияет на то, как мы

говорим о себе с другими

Если мы высоко оцениваем себя, мы, скорее все

го, общаемся уверенно. Например, люди с сильной я
концепцией и высокой самооценкой обычно побуж
дают других верить в свой успех. Подобно этому
люди со здоровым восприятием себя склонны защи
щать свою точку зрения даже под натиском контрар
гументов. Если мы низко оцениваем себя, мы, как
правило, общаемся неуверенно, занижая свои дости
жения.

Общайтесь!

Использование новых технологий

В Интернете есть множество сайтов, посвящен
ных темам яконцепции и самооценки. Одно
чрезвычайно спорное мнение высказал доктор
Ричард О’Коннор в сообщении, озаглавленном
«Самооценка: в культуре, где выигрыш — все, а
проигрыш — позор». Он задается вопросом:
всегда ли полезна самооценка как общий кон
структ? Что О’Коннор имеет в виду? Насколько
его заключение соответствует нашим наблюде
ниям? Прочитайте его сообщение на сайте
http:/www. pioneerthinking.com/esteem/html

Почему некоторые люди принижают себя, невзи

рая на свои достижения? Люди, которые имеют низ
кую самооценку, вероятно, не уверены в ценности
своего вклада и ожидают от других негативной оцен
ки. В результате, может быть, люди с низкой якон
цепцией или низкой самооценкой находят менее бо
лезненным принизить себя сами, чем слышать кри
тику от других. Чтобы предвосхитить вероятное
обсуждение другими их неудач, они делают это пер
выми.

Культурные и гендерные различия

Культура влияет на восприятие и воздействует на

представление людей о себе. Большинство американ
ских граждан придерживается так называемой «за
падной точки зрения на самих себя». Они говорят,
что личность — это независимое существо с опреде
ленными способностями, чертами, мотивами и цен
ностями и что все эти факторы определяют поведе
ние. Более того, люди с этой западной точкой зрения
рассматривают личность как основную социальную
единицу. В западной культуре позитивная яконцеп
ция и самооценка построены на таких ценностях, как
независимость, а также раскрытие и выражение уни
кальности каждого человека.

До сих пор люди разных культур используют раз

личные ценности для построения позитивных якон
цепции и самооценки. Во многих восточных культу
рах семья, а не личность является наименьшей соци
альной единицей. Такие культуры не принимают и не
ценят независимость, скорее ценится 

взаимозависи,

мость 

между людьми (Markus & Kitayama, 1991). Уве

ренный в себе индивидуалист в западной культуре
может расценивать эти качества как достоинства и
развить у себя позитивную самооценку. Человек, при

надлежащий к восточной культуре и обладающий
теми же качествами, рассматривает их как недостат
ки и будет развивать у себя негативную самооценку.

В западных культурах дети будут ценить свои лич

ные качества, которые связаны с независимостью,
развивая на этом основании высокую самооценку.
В любых восточных культурах в ребенке стремятся
развивать взаимозависимость (Jordan, 1991). Такие
дети будут повышать самооценку, когда они воспи
тывают в себе сотрудничество, помощь и самопожерт
вование.

Подобным образом мужчина и женщина в резуль

тате социализации рассматривают себя поразному и
судят о себе по тому, соответствует ли их поведение
ожидаемому от лиц их пола в их культуре. Если от
женщины ожидают, чтобы она заботилась о доме и
семье, тогда те женщины, которые находят в себе на
выки, способности, знания, компетентность и персо
нальные качества, необходимые для этого, будут обо
гащать яконцепцию и повышать самооценку. Но
женщины, которые не обладают этими качествами,
вероятно, будут менее уверены в себе и, скорее все
го, будут иметь низкую самооценку.

ВОСПРИЯТИЕ ДРУГИХ

Теория неуверенной редукции

 описывает

процесс слежения за социальным окружением,
используемый человеком для увеличения знаний
о себе и о других.

Когда встречаются двое людей, у них формируют

ся первоначальные впечатления друг о друге в зави
симости от их поведения. Как объясняют Бергер и
Брада (Berger & Brada, 1982), людям свойственно
стремление к уменьшению неопределенности. 

Тео

рия уменьшения неопределенности

 описывает про

цесс слежения за социальным окружением, исполь
зуемый человеком для увеличения знаний о себе и о
других (Littlejohn, 1999).

В процессе взаимодействия людей эти впечатле

ния будут подтверждаться, усиливаться или изме
няться. Как и в случае с восприятием себя, наши со
циальные впечатления не всегда правильны. Такие
факторы влияют на наше восприятие других людей,
включая физические характеристики и социальное
поведение, стереотипы и эмоциональное состояние.

Физические характеристики и

социальное поведение

Наши первые впечатления возникают на основе

физических качеств человека в таком порядке: раса,
пол, возраст, внешний вид, выражение лица, контакт
глаз, движения, личное пространство и прикоснове
ния. Эти характеристики помогают нам оценить лю
дей как дружелюбных, мужественных, интеллигент
ных, сдержанных или наоборот (Gardenswartz &
Rowe, 1998). Первые впечатления также формируют


background image

37

Глава 2 

• 

Восприятие себя и других

ся на базе социального поведения. Например, чело
век, позволяющий себе прерывать собеседника, мо
жет быть воспринят как невежливый. Ребенок, обра
щающийся к взрослым «Мистер» или «Мисс», может
быть воспринят как хорошо воспитанный.

Женщины и мужчины обращают внимание на раз

ные особенности других людей. Лесли Зебровиц
(Zebrowitz, 1990) говорит, что мужчины и мальчики
обычно видят и описывают других в терминах спо
собностей («Она хорошо пишет»), тогда как женщи
ны и девушки обычно видят и описывают других в
терминах яконцепции («Она думает, что она хоро
шая писательница»). Дополнительно Зебровиц обна
ружила, что мужские описания чаще включают в
себя не связанную с общением деятельность («Ей
нравится запускать модели самолетов»), тогда как
женщины включают в описания больше межличност
ных отношений («Ему нравится проводить время со
своими друзьями») (с. 24).

Некоторые суждения других людей основаны на

так называемых «скрытых личностных теориях», ко
торые представляют собой допущения людей о свя
зях между различными физическими особенностями
и чертами личности (Michener & DeLamater, 1999).

Поскольку ваши собственные скрытые теории

личности связывают друг с другом определенные
качества, вы, вероятно, считаете, что человек облада
ет полным набором соответствующих характеристик,
когда наблюдаете лишь одно из этих качеств. Это
явление известно как 

эффект ореола

, или галоэф

фект. Например, Хизер видит, что Мартина лично
приветствует каждого вновь прибывшего участника
встречи. Скрытая теория личности Хизер подсказы
вает ей, что такое поведение — признак душевной
теплоты. Далее она ассоциирует душевную теплоту
с добротой, а доброту — с честностью. В результате
она воспринимает Мартину хорошей и честной, а не
только душевной.

Эффект ореола — 

приписывание человеку

набора связанных между собой качеств, когда
вы на самом деле наблюдаете только одно ка,
чество из этого набора.

В действительности Мартина может быть хоро

шей актрисой, использующей свою кажущуюся мяг
кость для привлечения таких людей, как Хизер, вы
зывая в них обманчивое чувство доверия.

Подумайте об этом

Эффект ореола

Какие черты или персональные характеристики
вы считаете связанными между собой? Предпо
ложим, вы сделали открытие, что новый знако
мый глубоко религиозен. Какие отношения и
поведенческие характеристики вы бы приписа
ли этому человеку? В следующий раз, когда вы
сделаете заключение, основанное на галоэф
фекте, не забудьте обдумать его.

 Это пример «положительного ореола» (Хизер

наделяет Мартину положительными качествами).
Мы также используем скрытую теорию личности,

неправильно приписывая людям отрицательные ка
чества. Фактически Холлман (Hollman, 1972) обна
ружил, что негативная информация сильнее влияет
на наше впечатление о других людях, чем позитив
ная. Более вероятно, что мы наделим других отрица
тельным ореолом, чем положительным.

Эффект ореола чаще всего возникает при следую

щих условиях:

1) когда воспринимающий судит о чертах, в кото

рых он не разбирается;

2) когда черты связаны с нравственностью;
3) когда воспринимающий хорошо знает данного

человека.

 При наличии ограниченной информации мы сами

додумываем детали. Эта тенденция дополнять дета
ли ведет ко второму фактору, который объясняет со
циальное восприятие, — к стереотипам.

Стереотипы

Стереотипы — 

упрощенные и стандарти,

зованные концепции характеристик или ожи,
даемого поведения членов определенной группы.

Возможно, наиболее известный фактор, который

обыкновенно влияет на наше восприятие других, —
это стереотипы. 

Стереотипы — 

это

 

упрощенные и

стандартизованные концепции характеристик или
ожидаемого поведения членов определенной
группы.

Эти характеристики, рассматриваемые в целом,

могут быть восприняты как положительные или от
рицательные и могут быть точны или не точны
(Jussim, McCauley & Lee, 1995). Когда мы создаем
стереотипы, мы считаем человека обладающим опре
деленными характеристиками, потому что иденти
фицируем его как принадлежащего к определенной
группе.

Подумайте об этом

Стереотипы

Подумайте о своей недавней встрече с кемто,
принадлежащим к другой расе или имеющим
иное этническое происхождение. Вспомните,
как вы себя чувствовали? Было ли вам с этим
человеком удобно, и в какой степени? Как вли
яло расовое или этническое происхождение
этого человека на ваши чувства и реакцию?
Влияло ли оно на темы, которые вы обсуждали,
или на тщательность, с которой вы выбирали
выражения? В какой степени вы достигли целей
беседы, и насколько она удовлетворила вас?

Мы стремимся сформировать обобщенный образ

любой группы, с которой входим в контакт. Впослед
ствии любые воспринимаемые сигналы: цвет кожи,
стиль одежды, религиозные изображения, цвет волос,
пол и т. д. — могут привести нас к проецированию
обобщения на конкретную личность.

Создание стереотипов приводит воспринимающе

го к неправильным выводам, так как он игнорирует
индивидуальные особенности. Например, если часть
стереотипа Дзйва — восприятие поведения адвокатов


background image

38

Часть 1 

• 

Основы коммуникации

Социальное восприятие

Артуро Мадрид

Артуро Мадрид — президент

Центра Томаса Риверы Нацио,
нального института проблем ла,
тиноамериканцев. В этой под,
борке материалов Мадрид опи,
сывает конфликтный опыт тех,
кто видит себя отличными от
тех, кого обычно описывают как
«американцев». Собственное от,
ношение человека к себе и отно,
шение других людей к человеку
как к «другому» и «невидимому»
является мощным фактором,
определяющим я,концепцию и
формирующим особый фильтр,
через который человек общается
с другими.

Меня зовут Артуро Мадрид. Я

гражданин Соединенных Шта
тов Америки, так же как мои ро
дители, мои бабушки и дедушки
и другие мои предки. Мои пра
щуры жили на территории, кото
рая теперь называется Соеди
ненные Штаты, со времен Пли

мут Рока, даже если не принимать
во внимание мои предполагаемые
корни среди американских индей
цев.

Тем не менее я не соответствую

образу идеального американца.
Описание моей внешности, моих
речевых паттернов, моей фами
лии, моей профессии (преподава
тель испанского языка) может
смутить читателя.

Совершенно ясно, что я 

другой

,

но я ваш окультуренный, одомаш
ненный 

другой. 

Я всегда знал, что

был 

другим

, даже прежде чем я

стал говорить и понял смысл 

не,

похожести.

Несмотря на расхожий миф се

годняшнего дня, школа не стерла
мою 

непохожесть.

 Настоящий

тест — это не наша речь, а в боль
шей степени наши фамилии и
внешний облик. Мы всегда будем
иметь акцент, как бы великолепно
ни было наше произношение, как
бы прекрасно мы ни формулирова
ли свои мысли и какой божествен
ной ни была бы наша дикция. Этот
акцент еще более заметен на фоне
нашего цвета кожи, наших лиц и
наших имен. Короче, мы 

другие.

Это отличие предполагает один

противоречивый феномен. С од
ной стороны, быть 

другим 

часто

означает быть невидимым. С дру
гой стороны, быть 

другим

 иногда

делает тебя заметным, как боль
ной палец. Что он здесь делает?

Если ктото 

другой, 

он неотвра

тимо подпадет под стереотипы,
будет подведен под определения и
ограничения, которые могут не
иметь большого отношения к су
ществующим реалиям.

Иногда имеется обратная сто

рона непохожести. 

Другие 

меша

ют, тревожат, создают диском
форт. Это вызывает недоверие и
подозрение. 

Другие

 пугают, вно

сят панику.

Некоторых из нас просто раз

дражает, что мы 

другие

, других это

лишает сил, для остальных это на
стоящее проклятье. Для большин
ства непохожесть — это постоян
ная печать физического внешнего
вида. Остальных непохожих выда
ет способ существования, речи
или поступки.

Первую половину своей жизни

я провел, преуменьшая значение и
последствия непохожести. Вто
рую половину я старался понять
эти сложные и глубоко укоренив
шиеся реалии, пытаясь ответить
на вопрос, почему непохожесть
лишает нас голоса или ценности в
американском обществе и его ин

РАЗЛИЧНЫЕ ГОЛОСА

по гражданским правонарушениям как неэтичного,
то он будет использовать этот стереотип, встретив
Дениз, высокопринципиальную женщину, которая
является успешным адвокатом именно по граждан
ским правонарушениям.

Может быть, вы вспомните примеры, когда вы ста

ли жертвой стереотипов, основанных на вашем поле,
возрасте, этнических традициях, социальном поло
жении, физических характеристиках или других ка
чествах. Если так, то вы знаете, каким пагубным мо
жет быть использование стереотипов.

Если стереотипы ведут к неправильному воспри

ятию и нарушению общения, почему они сохраняют
ся? Создание стереотипов — это простой способ, по
зволяющий нам поддерживать порядок в сложном
социальном обществе, в котором мы взаимодейству
ем (McCrae, Milne & Bodehhausen, 1994). К тому же,
стереотипы иногда полезны (Deaux, Dane &
Wrightsman, 1993). Несмотря на то, что люди могут
научиться избегать стереотипов в формировании
своих точек зрения, стереотипы обеспечивают «рабо
чие гипотезы». Так, когда мы неожиданно сталкива
емся с новым человеком, которого мы определяем
исходя из специфики его расы или культуры, мы мо
жем снизить неопределенность наших суждений об
этом человеке, приписывая ему характеристики из

нашего стереотипа. В таком случае мы относимся к
этому человеку, основываясь на стереотипе, пока не
получим достаточно информации, чтобы воспринять
его как индивидуальность (Jones, 1990).

Как показывают эти примеры, создание стереоти

пов может привести к предубеждению и дискрими
нации. Согласно Теркель и Дюваль (Terkel & Duval)
(1999), 

предубеждение

 — это заранее сложившееся

суждение — вера или точка зрения на то, что чело
век представляет собой, без достаточных для этого
оснований (с. 217).

Предубеждение — 

это заранее сложивше,

еся суждение — вера или точка зрения на то,
что человек представляет собой, без доста,
точных для этого оснований.

Дискриминация —

 несправедливое обращение

с людьми или причинение им вреда на основании
их принадлежности к той или иной группе.

Дискриминация

 — это

 

несправедливое обращение

с людьми или причинение им вреда на основании их
принадлежности к той или иной группе.

 Таким образом, предубеждение сводится к оцен

ке, а дискриминация — к поведению (Weston, 1999).


background image

39

Глава 2 

• 

Восприятие себя и других

Например, когда Лора обнаружила, что Васиф, муж
чина, которого она недавно встретила, мусульманин,
она могла наделить его стереотипом шовиниста.
Если она феминистка, она может посчитать, что он
ожидает от женщин раболепия. Таким образом, она
будет предубеждена против него. Если она пойдет на
поводу у своего предубеждения, т. е. будет настроена
дискриминационно в отношении Васифа, она может
внезапно прервать беседу с ним.

Итак, не узнав, кто такой Васиф на самом деле,

Лора может решить, что он ей не нравится. В этом
случае Васиф никогда не получит шанса показать,
кем он является в действительности, и Лора потеря
ет возможность узнать человека, принадлежащего к
другой культуре.

Подборка материалов «Различные голоса», имею

щаяся в этой главе, позволяет оценить ситуацию с
другой позиции. Что если вы сами становитесь
объектом предубеждения или дискриминации, пото
му что вы, по словам Артуро Мадрида, «другой»?

Стереотипы, предубеждение и дискриминацию,

так же как и яконцепцию и самооценку, трудно из
менить. Люди обычно стремятся сохранить свои сте
реотипы, предубеждения и продолжают дискрими
нировать других даже перед лицом доказательств,
которые опровергают их же собственные стереотипы.

Расизм, этноцентризм, сексизм, эй,

джизм — 

уверенность в том, что поведение

или качества одной группы по своей сути луч,
ше поведения или качеств других групп и что
это дает «господствующей» группе право до,
минировать над «нижестоящей» группой или
дискриминировать ее.

Расизм, этноцентризм, сексизм, эйджизм 

и дру

гие «измы» возникают, когда влиятельная группа
считает, что люди, принадлежащие к этой группе,
лучше других людей и что эти преимущества дают
группе, обладающей властью, право доминировать
над «низшей» или дискриминировать ее. Поскольку
эти «измы» могут глубоко укорениться и они труд
ноуловимы, можно не заметить в своем поведении
расистских или сексистских проявлений. Такое по
ведение показывает нашу непоследовательность по
отношению к афроамериканцам, например, в таких
случаях, как финансовая помощь студентам при ре
гистрации. Это может проявиться неосознанно, на
пример, когда вы отодвигаетесь от слепого человека
в автобусе. Рассказывая анекдоты, смеясь шуткам,
потакая повторению шуток, унижающих женщин, вы
ведете себя как сексист. Таким же образом вы ведете

ститутах; я боролся за то, что
бы сделать эту непохожесть зна
комой, приемлемой, даже нор
мальной для моих американских
собратьев.

Одно из принципиальных пре

имуществ нашего общества — это
способность решать реальные эко
номические, политические и соци
альные проблемы, с которыми мы
сталкивались и продолжаем стал
киваться. Соединенные Штаты
делает такими привлекательными
для иммигрантов именно защита
и возможность ее получить. Наше
общество сплачивает именно тер
пимость к культурным, религиоз
ным, социальным, политическим
и даже языковым отличиям. Уни
кальной, динамичной и выдаю
щейся нацией нас делает именно
творческая созидательная сила
нашей непохожести.

Истинная история Соединен

ных Штатов — это история борьбы
против угнетения, ненависти к
иностранцам, против тех сил, кото
рые запрещают людям из разных
общин участвовать в жизни обще
ства изза их расы, пола, религии,
национальной принадлежности и
культуры. Этот феномен характе
рен не только для прошлого. Пред

рассудки остаются с нами и часто
принимают зловещие формы.

Если вы, как и я, считаете, что

процветание общества напрямую
связано со степенью участия граж
дан в работе его гражданских ин
ститутов, тогда вы согласитесь, что
нам всем брошен вызов. Изза
необыкновенных перемен, кото
рые происходят в нашем обще
стве, нам необходимо вновь бо
роться, и это неприятно сознавать.
Как образованные и работающие в
сфере образования члены нашего
общества, мы несем особую ответ
ственность за гарантии, что все
американские гражданские инсти
туты, а не только школы первой и
второй ступени, молодежные
организации или тюрьмы, отража
ют разнообразие нашего обще
ства. Не сознавать это — означает
вызвать риск большего отчужде
ния у части нашего общества. Это
риск возрастания социального на
пряжения в и без того постоянно
конфликтующем мире. В конеч
ном счете это угроза выживанию
ряда институтов, которые, несмот
ря на все их недостатки и пороки,
дают нам возможность развивать
свою индивидуальность и строить
нашу общую судьбу.

Позвольте мне убедительно по

просить вас, когда вы вернетесь к
исполнению ваших профессио
нальных обязанностей на свое ра
бочее место, подумайте об этих
двух словах — 

качество 

и

 многооб,

разие — 

и о связанных с ними

представлениях и действиях. И
позвольте попросить вас не ве
рить, что количество влияет на ка
чество, что качество ограничено в
своих проявлениях или зависит от
класса, пола, расы или националь
ного происхождения или что каче
ство заявляет о себе только в ли
дерах, а не в последователях, в ме
неджерах, не в рабочих, или что
оно должно ассоциироваться
только со словесной ловкостью
или изысканностью поведения,
или что оно не может быть воспи
тано или развито.

Из статьи Артура Мадрида:

Diversity and Its Discontents

.

Intercultural Communication: A
Reader, 

7,th ed., eds Larry A. Samovar

and Richard E. Porter (Belmont, CA:
Wadsworth, 1994), pp. 127,131

. Вос

произведено с разрешения 

Black

Issues in Higher Education

.


background image

40

Часть 1 

• 

Основы коммуникации

себя по отношению к мужчинам, планируя собрание
или гибкий график только для сотрудниц.

Все люди могут иметь предубеждения и способ

ны подвергать когото дискриминации. Однако
«предубеждение групп, обладающих властью, вле
чет за собой более глубокие последствия» (Sampson,
1999).

Эмоциональные состояния

Последний фактор, который влияет на правильное

восприятие окружающих, — это наше эмоциональное
состояние во время взаимодействия.

Подумайте об этом

Расистские и сексистские разговоры

Подумайте о недавней ситуации, когда вы слу
шали расистские или сексистские анекдоты
или чьито замечания на эту тему. Как вы реа
гировали? Как реагировали другие присутству
ющие? Довольны ли вы своей реакцией? Если
нет, подумайте о том, как бы вы могли отреа
гировать иначе.

Основываясь на своих открытиях, Джозеф Фор

гас (Forgas, 1991) сделал вывод, что «среди людей
широко распространена тенденция к восприятию и
объяснению других в терминах собственных
чувств, которые владеют ими в это время». Если,
например, вас приняли в интернатуру, которой вы
давно добивались, и вы в хорошем настроении,
вызванном вашим везением, то, вероятно, под впе
чатлением этого вы воспринимаете другие события
и других людей более позитивно, чем могли бы
воспринять при иных обстоятельствах. Если же вы
получили низкую оценку за работу, которая, по
вашему мнению, была хорошо написана, ваше вос
приятие людей вокруг вас, вероятно, будет окраше
но разочарованием или раздражением в соответ
ствии с этой оценкой.

Наши эмоции бывают также причиной выбороч

ного восприятия, когда игнорируется не согласующа
яся с ними информация. Например, если Донна вос
принимает Ника как мужчину, с которым она могла
бы развивать серьезные взаимоотношения, она будет
сосредоточена на положительных сторонах личнос
ти Ника и склонна не обращать внимания или вооб
ще игнорировать его отрицательные качества, кото
рые видны другим.

Атрибуции — 

причины, которыми мы

объясняем поведение других людей

.

Наши эмоции могут также повлиять на наши

атрибуции (Forgas, 2000). 

Атрибуции — 

это причи

ны, которыми мы объясняем поведение других лю
дей. Мы не только судим о людях, но и пытаемся
осознать причины поведения людей.

В соответствии с теорией атрибуции, наши

предположения — как верные, так и неверные — о
причинах поведения других людей непосред
ственно воздействуют на наше восприятие этих
людей. Предположим, например, что ваш колле

га, с которым вы договорились позавтракать в
полдень, не пришел до 12.20. Если он вам нравит
ся и вы его уважаете, вы, вероятно, объясните его
опоздание влиянием внешних причин: важный
телефонный звонок в последнюю минуту, необхо
димость закончить работу до перерыва или чтото
непредвиденное. Если вы не особенно любите сво
его коллегу, вы, вероятно, определите его опозда
ние как следствие его личных недостатков: забыв
чивости, невнимательности или злых намерений.
В любом случае ваша случайная атрибуция будет
влиять на восприятие вами этого человека впо
следствии.

Как и предубеждения, случайные атрибуции мо

гут быть так сильны, что они устоят перед опровер
гающими их фактами. Если вас не очень интересует
этот человек, то когда он придет и объяснит, что ему
сообщили по междугородному телефону об аварии,
вы, вероятно, не поверите ему или преуменьшите
неотложность телефонного звонка. Зная о человечес
кой склонности к подобной предубежденности, вы
сможете внести коррективы в свое восприятие и усо
вершенствовать общение.

В последней части этой главы мы сосредоточимся

на методиках, которые помогут нам усовершенство
вать социальное восприятие людей, независимо от их
культуры или пола.

Проверьте вашу компетентность

Факторы, ведущие к неправильному
восприятию других

Для следующей ситуации используйте изучен
ные понятия, чтобы определить впечатления
Аманды от приемщика в химчистке.
Аманда была расстроена. У ее дочери были
проблемы в школе, ее поставили в известность
о сокращении рабочих часов, и требовал реше
ния вопрос о необходимости операции ее ма
тери. По пути домой из колледжа она остано
вилась у химчистки, чтобы забрать свои вещи.
На кассе работал новый мужчина. Бегло взгля
нув на него, Аманда определила, что он доста
точно пожилой. Про себя она сразу же подума
ла, что с ним будут проблемы. Когда она по
просила выдать свои вещи, он потребовал
квитанцию. Поскольку никто никогда не спра
шивал ее об этом, Аманда занервничала и за
явила приемщику, что выбросила квитанцию.
«Ну, — сказал твердо мужчина, — я не могу от
дать вам вашу одежду без квитанции. У нас та
кое правило». Потребовав управляющего и уз
нав, что его не будет на месте целый день,
Аманда вылетела из химчистки. «Я ему устрою!
— злилась она про себя — Я так и знала, что
старик — склочник!

Совершенствование социального

восприятия

Следующие рекомендации помогут вам более ре

алистично воспринимать людей, а также определять
правильность вашего восприятия.