Файл: Вердербер Р. - Психология общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 6190

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31

Глава 2 

• 

Восприятие себя и других

Чья точка зрения правильная? Сола или Элли? Ко
нечно, мы не знаем, — мы не слышали выступление.
Но нам известно, что оба они воспринимают это со
бытие очень поразному. Наше восприятие влияет не
только на то, как мы видим события, но и на то, как
мы говорим об увиденном.

В этой главе мы рассмотрим некоторые основные

представления о восприятии, а также то, как форми
руется и меняется восприятие себя, как мы воспри
нимаем других и как повысить правильность воспри
ятия себя и других. Вы увидите, что восприятие —
это основополагающая часть нашего общения и на
шей оценки того, как общаются люди.

ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ

Восприятие – 

это процесс выборочного

отражения информации и приписывания ей
значения.

Восприятие — 

это процесс выборочного отраже

ния информации и приписывания ей значения. Ваш
мозг отбирает информацию, получаемую через орга
ны чувств, организует отобранную информацию, ин
терпретирует и оценивает ее.

Внимание и отбор

Хотя мы подвергаемся постоянному воздействию

огромного количества сенсорных стимулов, мы обра
щаем внимание на относительно немногие из них.
Отбор стимулов частично зависит от наших потреб
ностей, интересов и ожиданий.

Потребности

Мы с большей вероятностью обращаем внимание

на информацию, которая соответствует нашим био
логическим и психологическим потребностям. Ког
да вы входите в аудиторию, ваш настрой на обсуж
даемую тему, вероятно, будет зависеть от того, счи
таете ли вы эту информацию важной для вас, то есть
удовлетворяет ли она вашим потребностям.

Интерес

Мы с большей вероятностью обращаем внимание

на информацию, соответствующую нашим интере
сам. Например, вы можете не обратить внимания на
служащую фоном мелодию, пока вы вдруг не узна
ете «забытый шлягер». Точно так же, когда какой
то человек действительно интересен нам, более ве
роятно, что мы обратим внимание на то, что он гово
рит.

Ожидания

Наконец, мы с большей вероятностью воспринима

ем то, что ожидаем увидеть, и игнорируем ту инфор
мацию, которая не соответствует нашим ожиданиям.
Взгляните на фразы в треугольниках на рис. 2.1

Если вы никогда не видели эти треугольники, то

вы, возможно, читали «Paris in the springtime», «Once
in a lifetime» и «Bird in the hand». Но если вы еще раз
посмотрите на эти фразы, вы заметите, что воспри
нятый текст не совсем соответствует написанному.
Теперь вы видите повторяющиеся слова? Легко про
пустить повторяющееся слово, потому что мы не

ожидали

 его увидеть.

Организация стимулов

Даже если наше внимание и процессы отбора

ограничивают количество стимулов, которые должен
обрабатывать мозг, общее число стимулов, попадаю
щих в область нашего внимания в каждый отдельный
момент, все же довольно велико. Наш мозг исполь
зует определенные принципы упорядочивания этих
стимулов для придания им смысла. Два наиболее
часто используемых принципа — это простота и вы
деление паттернов.

Простота

Если стимулы, на которые мы обращаем внима

ние, очень сложны, мозг упрощает их до какихто
обычных узнаваемых форм. Например, взглянув на
одежду, осанку и выражение лица незнакомой жен
щины, мы можем воспринять ее как «успешную де
ловую женщину», «стюардессу» или «мать футболи
ста». Подобным же образом мы упрощаем получен
ные вербальные сообщения. Например, Тони целый
час провел у босса, где была дана оценка его работы.
Босс сообщил ему о его четырех сильных сторонах и
трех областях, в которых ему надо поработать над
собой. Встретив своего сослуживца Джери, Тони со
общает ему: «Ну, лучше мне кое в чем измениться,
или меня уволят!»

Паттерны

Паттерн

 — это набор характеристик, от,

личающих одни предметы от других, который
используется для группирования предметов,
имеющих одинаковые характеристики.

Второй принцип, используемый мозгом для орга

низации информации состоит в выделении паттер
нов. 

Паттерн

 – это набор характеристик, отличаю

щих одни предметы от других, который используется
для группирования предметов, имеющих одинаковые
характеристики. Паттерн облегчает интерпретацию
побуждений. Например, когда вы видите толпу лю
дей, а не каждого человека в отдельности, вы можете

Рис. 2.1.

 Сенсорный тест на ожидания


background image

32

Часть 1 

• 

Основы коммуникации

сосредоточиться на половых отличиях и «увидеть»
мужчин и женщин или вы можете сосредоточиться
на возрасте и «увидеть» детей, подростков, взрослых
и пожилых.

В нашем взаимодействии с людьми мы пытаемся

найти паттерны, которые помогут объяснять их по
ведение и реагировать на него. Например, каждый
раз, когда Джейсон и Билл случайно встречают Сару,
она спешит к ним, пытаясь вовлечь в оживленную
беседу. Но когда Джейсон один пробегает мимо
Сары, она просто говорит ему «Привет!». По проше
ствии некоторого времени Джейсон может заметить
паттерн поведения Сары. Она излучает тепло и дру
желюбие, когда рядом Билл, но когда его нет побли
зости, она не так дружелюбна.

Интерпретация побуждений

Интерпретировать —

 приписывать зна,

чения отобранной и систематизированной ин,
формации.

По мере того как мозг отбирает и систематизиру

ет информацию, которую он получает от органов
чувств, он также 

интерпретирует

 эту информацию,

приписывая ей значения. Посмотрите на эти три на
бора чисел. Что вы о них можете сказать?

А. 

631 73 48

Б. 

285 37 5632

В. 

4632 7364 2696 2174

В каждом из этих наборов вы можете увидеть клю

чи, которые придадут смысл этим числам. Посколь
ку вы используете аналогичные паттерны каждый
день, вы, возможно, объясните пример А как теле
фонный номер. А как насчет Б? Возможное объясне
ние — это номер карточки социального страхования.
А насчет В? Те, кто использует кредитные карточки,
могут объяснить этот набор цифр как номер кредит
ной карточки.

В оставшейся части этой главы мы применим эту

базовую информацию о восприятии к изучению вос
приятия себя и других в процессе коммуникации.

ВОСПРИЯТИЕ СЕБЯ: Я;КОНЦЕПЦИЯ

И САМООЦЕНКА

Я,концепция — 

чувство собственной иден,

тичности.

Самооценка —

 общая оценка человеком сво,

ей компетентности и ценности.

Яконцепция и самооценка — вот два вида воспри

ятия себя, которые в огромной степени воздейству
ют на то, как мы общаемся.

Яконцепция 

— это чувство собственной идентич

ности (Baron & Byrn, 2000, стр. 160). Это мысль или

мысленный образ, которые у вас сложились о ваших
навыках, способностях, знаниях, компетентности и
индивидуальности. 

Самооценка

 — это ваша общая

оценка своей компетентности и ценности (Mruk,
1999). В этом разделе мы расскажем, как мы пришли
к пониманию, кем мы являемся, и как мы определя
ем, насколько мы хороши. Затем мы рассмотрим, на
сколько хорошо это восприятие себя соответствует
восприятию нас другими, и роль, которую играет
восприятие себя в общении с другими.

Формирование и поддержание

я;концепции

Как вы узнаете, что в действительности представ

ляют собой ваши навыки, способности, знания, ком
петентность и личность? Наша яконцепция основа
на на отдельных интерпретациях себя, данных нами,
исходя из нашего опыта и реакций других людей.

Восприятие себя

Мы формируем впечатление о себе, основанное на

нашем собственном восприятии. Основываясь на
собственном опыте, мы развиваем наше собственное
восприятие своих навыков, способностей, знаний,
компетентности и индивидуальности. Например,
если вы считаете, что легко завязываете беседу с не
знакомыми людьми и вам нравится непринужденно
беседовать с ними, то можете сделать заключение,
что вы необыкновенно дружелюбны.

Мы подчеркиваем огромную роль первого опыта

как специфического феномена. Например, ктото,
отвергнутый при первой же попытке назначить сви
дание, может воспринимать себя непривлекательным
для противоположного пола. Если последующие
опыты привели к аналогичным результатам, перво
начальное восприятие закрепляется. Даже если пер
вый опыт не повторится немедленно, вероятно, мо
жет потребоваться еще не одна успешная попытка,
чтобы изменить первоначальное восприятие.

Когда мы получили положительный опыт, возни

кает высокая вероятность поверить, что мы облада
ем теми личными качествами, которые у нас ассо
циируются с этим опытом, и эти характеристики
становятся частью нашего общего представления о
себе. Так, если Соня быстро отлаживает компьютер
ные программы, с которыми безуспешно борется
Джекки, она, наиболее вероятно, будет считать себя
«компетентно решающей проблемы» в своей якон
цепции. Ее положительный опыт подтверждает, что
она обладает определенными навыками, следова
тельно, эта характеристика получает подкрепление
как часть ее яконцепции.

Реакции других людей

В дополнение к нашему восприятию себя наша я

концепция формируется и поддерживается тем, как
на нас реагируют другие люди. Например, если в
ходе «мозгового штурма» один из сотрудников ска
зал: «Вы мыслите действительно творчески», — вы
можете решить, что эти слова как нельзя лучше под
ходят к вашему имиджу. Такие комментарии имеют


background image

33

Глава 2 

• 

Восприятие себя и других

особенную власть, воздействуя на восприятие себя,
если вы уважаете человека, сделавшего вам компли
мент. Эти замечания более действенны, если сдела
ны сразу после вызвавшего их факта (Hattie, 1992).
Вы используете высказывания других людей как
подтверждение вашего мнения о себе. Они могут
подтверждать, укреплять или изменять наше воспри
ятие того, кем и чем мы являемся.

Наблюдай и размышляй

Восприятие себя

Каким вы себя видите? Под пунктом 2.1 в рабо
чей тетради нужно перечислить навыки, способ
ности, знания, компетентность и личные каче
ства, которые описывают, каким вы себя видите.
Формируя этот перечень, попытайтесь закончить
предложения: «У меня есть навыки в …», «У меня
способности к…», «Я много знаю о…», «Я компе
тентен в вопросе о…», «Одна часть моей инди
видуальности — это что я…». Перечислите как
можно больше характеристик в каждой катего
рии. Вы должны совершенствовать способность
описывать вашу яконцепцию. Проанализируйте
каждый пункт вашего списка. Вспомните, как вы
узнаёте, что обладаете талантом или какимито
качествами. Как этот обзор помог вам понять
материал, который вы изучаете?

Некоторые люди имеют очень детальную якон

цепцию, они могут описать большое количество на
выков, способностей, знаний по многим вопросам и
личных качеств, которыми они обладают. Чем бога
че наша яконцепция, тем лучше мы знаем и пони
маем, кто мы такие, и тем лучше мы можем справить
ся с трудностями, возникающими при взаимодей
ствии с людьми.

Наша яконцепция начинает формироваться на

ранних стадиях жизни, и информация, которую мы
получаем от своей семьи, изменяет нашу яконцеп
цию (Demo, 1987). Члены семьи должны чувствовать
ответственность за развитие на основе их слов и по
ступков правильной и сильной яконцепции у дру
гих членов семьи.

Например, когда мама говорит: «Роберто, твоя

комната выглядит чисто убранной. Ты очень органи
зованный мальчик», или брат замечает: «Киша, дав
взаймы Томике пять долларов, ты действительно
выручила ее. Ты очень великодушна», — это поможет
Роберто или Кише осознать важную часть своей ин
дивидуальности.

Наблюдай и размышляй

Восприятие вас другими

Как другие видят вас? Повторите упражнения по
восприятию себя из пункта 2.1, но одновремен
но в пункте 2.2 вашей тетради используйте сле
дующие высказывания: «Люди считают, что у
меня есть навыки в…», «Люди считают, что у
меня способности к…», «Люди считают, что я
знаю о…», «Люди считают, что я компетентен
в…». Снова проверьте все пункты перечня. При

помните, кто говорил вам об этих талантах и ха
рактеристиках.

К сожалению, во многих семьях их члены наносят

вред яобразу других, особенно развитию яконцеп
ции у детей. Очень вредно обвинять, давать клички
и постоянно обращать внимание на недостатки дру
гих. Когда отец кричит: «Терри, ты так глуп! Если бы
ты только немного подумал, этого бы не случилось»,
он разрушает веру сына в свои умственные способ
ности. Когда старшая сестра дразнит: «Эй, Дамбо*,
сколько раз тебе говорить, ты слишком неуклюжа,
чтобы быть балериной», она разрушает в сестре вос
приятие грациозности.

Развитие и поддержание самооценки

Вспомните, что самооценка, или наша общая оцен

ка своей компетентности и личных достоинств, — это
наша положительная или отрицательная оценка я
концепции. Заметьте для себя, что иметь высокую
самооценку — это не то же самое, что чувствовать
себя в полном порядке, нужно еще иметь на это ос
нования. Наша оценка личных достоинств основана
на наших ценностях и все время совершенствуется в
результате опыта. С точки зрения Мрука (Mruk,
1999), самооценка — это не только то, как хорошо
или плохо вы чтото делаете (яконцепция), но и то,
какое значение мы сами придаем своим действиям
или как оцениваем, хорошо мы чтото делаем или
плохо (р. 26–27). Например, частью яконцепции
Фреда является уверенность, что он физически си
лен. Но если Фред не считает физическую силу или
другие качества, которыми он обладает, достойными
внимания, в этом случае он не будет иметь высокую
самооценку. Мрук считает, что высокую самооценку
определяют восприятие имеющихся качеств и уве
ренность в том, что эти качества имеют ценность.

Когда мы успешно используем наши навыки, спо

собности, знания или личные качества в стремлении
стать достойным человеком, мы повышаем самооцен
ку. Когда мы не можем использовать наши навыки,
способности, знания, компетентность или личные
качества или когда мы используем их для достиже
ния неблаговидных целей, мы снижаем самооценку.

Правильность я;концепции и

самооценки

Правильность нашей яконцепции и самооценки

зависит от точности собственного восприятия и от
того, как мы реагируем на восприятие нас другими.
Все мы переживали успех и неудачи и все мы слы
шали комплименты и критику в свой адрес. Если мы
придаем чрезмерно большое значение успешному
опыту и положительным результатам, наша якон
цепция может гипертрофироваться, и самооценка
подвергнется инфляции. Если же мы, тем не менее,
принимаем неудачи близко к сердцу и низко оцени
ваем наши успехи или если мы долго помним полу
ченные критические замечания, наш образ себя мо
жет быть не сформирован и наша самооценка зани

*Так называется летающая лодка «Каталина», и это обычная кличка слонов. — 

Примеч. перев

.

2 Психология общения


background image

34

Часть 1 

• 

Основы коммуникации

жена. Ни в том ни в другом случае наши яконцеп
ция и самооценка не будут точно отражать, кем мы
являемся.

Неконгруэнтность —

 разрыв между не,

правильным восприятием себя и реальностью.

Неконгруэнтность

 — это разрыв между неправиль

ным восприятием себя и реальностью. Это становится
проблемой, поскольку наше восприятие себя, вероят
но, сильнее воздействует на наше поведение, чем наши
реальные способности (Weiten, 1998). Например, Шон
может на самом деле обладать всеми навыками, способ
ностями, знаниями, компетентностью и личными каче
ствами, чтобы стать успешным лидером, но если он не
считает, что обладает этими качествами, он и шагу не
сделает, когда появится необходимость в руководите
ле. К сожалению, отдельные личности склонны под
креплять свое восприятие себя, изменяя свое поведе
ние в соответствии со своей яконцепцией. Таким об
разом, люди с высокой самооценкой склонны вести
себя, демонстрируя большую уверенность, тогда как
люди с низкой самооценкой склонны вести себя, вся
чески подтверждая низкую самооценку, во власти ко
торой они находятся. Неточность искаженного образа
себя усиливается посредством самоисполняющихся
пророчеств и через фильтрацию сообщений.

Самоисполняющиеся пророчества —

 со,

бытия, которые происходят в результате
собственных или чужих предсказаний, ожида,
ний или разговоров.

Самоисполняющиеся пророчества

Самоисполняющиеся пророчества — 

это собы

тия, которые происходят в результате собственных
или чужих предсказаний, ожиданий или разговоров.

Самоисполняющиеся пророчества

 

— это те про

гнозы, которые вы делаете о себе. Мы часто предре
каем себе успех или неудачу. Например, Стефан ви
дит себя легко входящим в контакт и способным без
усилий узнавать людей, и он говорит: «Сегодня я со
бираюсь развлечься на вечеринке». В результате сво
его положительного самосознания он ожидает встре
тить новых людей, завязать несколько новых зна
комств и развлечься. В противоположность ему
Артур видит себя лишенным навыков к созданию но
вых отношений, и он говорит: «Сомневаюсь, что я
когонибудь тут знаю. Мне предстоит совершенно от
вратительный вечер». Поскольку он боится знако
миться с новыми людьми, он чувствует себя нелов
ко, когда его представляют комуто, и, как он и пред
сказывал, проводит время, одиноко стоя у стены и
мечтая о том, когда он сможет уйти.

Наблюдай и размышляй

Кто я?

Сравните описание восприятия себя и воспри
ятия вас другими людьми под пунктом 2.3 в ва

ших тетрадях. Одинаковы ли эти описания? Чем
они отличаются? Понимаете ли вы, почему они
различны? Длинные ваши описания или корот
кие? Как вы полагаете, почему? Подумайте о
собственном объяснении ваших переживаний и
о том, что другие говорили о вашем влиянии на
яконцепцию. Теперь упорядочите ваше описа
ние, пытаясь сгруппировать характеристики.
Используя эту информацию, напишите эссе под
названием «Кто я и как мне об этом узнать?».

Самооценка оказывает важное воздействие на

предсказания, которые делают люди. Например,
люди с положительной самооценкой оценивают
успех позитивно и уверенно предсказывают, что они
могут его повторить. Люди с низкой самооценкой
приписывают свой успех удачному случаю и пред
сказывают, что они не смогут повторить его (Hattie,
1992).

Предсказания других также могут воздействовать

на ваши действия. Например, когда преподаватели
ведут себя так, как если бы их студенты были способ
ными, последние «покупаются» на ожидания и пре
успевают. Таким же образом, когда профессора ведут
себя так, как если бы их студенты были бездарными,
последние могут «опуститься» до навязанного им
предсказания. Таким образом, когда мы говорим с
другими, у нас появляется возможность влиять на их
будущее поведение.

Фильтрация сообщений

Наше восприятие себя также может быть искаже

но, когда мы фильтруем сказанное другими. Даже
если мы «слышим» сообщения правильно (то есть
наши уши получают сообщения, а наш мозг записы
вает их), мы не воспринимаем их одинаково. Напри
мер, вы составили план занятий для вашей студен
ческой группы. Ктото говорит, что вы хороший орга
низатор. Вы можете не услышать этот комментарий,
можете проигнорировать его или ответить: «Любой
может это сделать — здесь нет ничего сложного».
Если вы действительно считаете себя хорошим орга
низатором, вы обратите внимание на комплимент и
можете даже усилить его, бросив реплику вроде
«Благодарю, я много работал, готовясь к занятиям,
но это окупилось. Решение само шло в руки».

Изменение я*концепции и самооценки

Яконцепция и самооценка — устойчивые харак

теристики, но они могут изменяться. В своем анали
зе некоторых других исследований Кристофер Мрук
(Mruk, 1999) обнаружил, что самооценка может воз
растать. Он сообщает: «В конечном счете самооцен
ка возрастает в результате тяжелой работы и прак
тики, практики, практики — это неотвратимый экзи
стенциальный факт» (с. 112).

В этой книге мы затронем многие особенности ком

муникативного поведения, которые направлены на
усиление нашей компетентности при общении. Когда
вы начнете практиковаться и совершенствовать свои
навыки, вы будете получать положительные реакции
людей на ваше поведение. Если вы продолжите рабо
тать над своими навыками, вызванные вашими дей


background image

35

Глава 2 

• 

Восприятие себя и других

ствиями положительные реакции помогут улучшить
вашу яконцепцию и повысить самооценку.

Представление себя

Роль — 

это паттерн приобретенных форм

поведения людей, используемый для достиже,
ния ожидаемых целей в определенной ситуа,
ции.

Мы также представляем другим наш яобраз и са

мооценку через различные роли, которые мы испол
няем. 

Роль — 

это паттерн приобретенных форм по

ведения людей, используемый для достижения ожи
даемых целей в определенной ситуации. Например,
в течение дня вы можете исполнять роли «студента»,
«брата или сестры» и «продавца».

Роли, которые мы исполняем, могут определять

ся нашими собственными нуждами, отношениями,
которые мы создаем, культурными ожиданиями, вли
яющими на нас, выбором групп, членами которых мы
хотели бы стать, и нашими собственными сознатель
ными решениями. Например, если вы были старшим
ребенком в большой семье, ваши родители могли
поручить вам роль старшего брата, что наделяло вас
функциями поддержания дисциплины, присмотра за
братьями и сестрами или хозяйственными функци
ями, в зависимости от того, как они представляли
себе семейные отношения. Или если ваши ровесни
ки видят в вас «шута», вы можете продолжать играть
эту роль, смеясь и рассказывая веселые истории,

даже ощущая на самом деле, что эту роль вам навя
зали и она вам приносит только вред. Каждый из нас
исполняет множество ролей ежедневно, и мы нахо
дим в себе различные навыки и свойства для испол
нения этих ролей. В каждой новой ситуации мы мо
жем попробовать знакомую нам роль или попытать
ся сыграть новую.

Наблюдай и размышляй

Разыгрывайте роли

В течение трех дней записывайте ваши роли в
различных ситуациях под пунктом 2.4 в вашей
тетради: например, «Завтрак с лучшим другом»
или «Встреча с менеджером по поводу графика
отпусков». Опишите роли и образы, которые вы
выбрали в зависимости от обстановки. В кон
це периода проанализируйте свои ощущения.
В какой степени различалось ваше поведение
при общении и оставалось ли оно тем же самым
на протяжении всех ситуаций? Какие факторы
в ситуации придавали уверенность вашему по
ведению? Насколько вы удовлетворены имид
жами или «личностями», которые вы демонст
рировали в каждой ситуации? Где вы чувствова
ли себя наиболее приятно? Где наименее?

Я;концепция, самооценка и

коммуникация

Наши яконцепция и самооценка влияют на пра

вильность понимания себя. Они также влияют на
наше общение, помогая преодолеть наши внутренние
противоречия и влияя на стиль общения.

Восприятие себя снижает конкуренцию

внутренних сообщений

Когда мы должны принять решение, мы можем

особенно ясно ощутить различные и часто взаимоис
ключающие «голоса» в нашей голове. Послушайте
монолог Кори по возвращении его с интервью при
приеме на работу.

Кори: 

Полагаю, что я произвел очень хорошее

впечатление на заместителя директора по кадрам, —
я так думаю, потому что она долго разговаривала со
мной. Ну, она поговорила со мной, но может быть,
она только хотела быть любезной. Всетаки это ее
работа. Нет, тогда бы она не стала тратить на меня
столько времени. И она просто засияла, когда я рас
сказал ей о моей учебе в интернатуре при Федерации.
Да, она сказала, что заинтересована опытом, полу
ченным мной в интернатуре. Говоря об этом, она дала
мне понять, что это может повлиять на ее отношение
ко мне как к будущему работнику.

Если Кори уверен в себе, он, возможно, сделает за

ключение, что интервью было искренним, и будет спо
коен относительно него. Но если он считает себя не
достойным и думает, что не обладает необходимыми
навыками и способностями для хорошего исполнения
работы, то, вероятно, будет больше «прислушиваться»
к своим негативным оценкам ситуации и сделает за
ключение, что не имеет шанса получить эту работу.

Как вы себя видите? Искаженная яконцепция может
стать самоисполняющимся пророчеством.

2*