Файл: Вердербер Р. - Психология общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 5723

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

41

Глава 2 

• 

Восприятие себя и других

1. Убедитесь в точности вашего восприятия.

 Выяс

нение точности начинается с высказывания: «Я знаю,
что именно я вижу, слышу, чувствую на вкус, обоняю
или ощущаю, но я могу ошибаться. Как это выяснить?»
Допуская возможность ошибки, вы даете себе повод
для поиска подтверждений. В ситуациях, где важна
правильность восприятия, потратьте несколько секунд
на двойную проверку. Этот труд окупится.

2. Ищите больше информации для подтвержде

ния восприятия. 

Если ваше восприятие было осно

вано на скудной и отрывочной информации, прежде
чем позволить своему впечатлению сформироваться,
попытайтесь собрать дополнительную информацию,
чтобы повысить точность вашего восприятия. По
крайней мере, заметьте для себя, что ваше восприя
тие подвержено изменению. После этого вы можете
предпринять сознательную попытку собрать больше
сведений, чтобы определить, было ли точным перво
начальное восприятие.

Наилучший способ получить больше информа

ции о людях — говорить с ними. К сожалению, мы
склонны избегать людей, о которых мало знаем. Это
нормально — чувствовать себя неуверенно, не зная,
как общаться с представителем другой культуры

РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ НАВЫКОВ Проверка восприятия

Навык

Создание вербального
утверждения, которое
отражает ваше понима
ние значения невербаль
ных сигналов других
людей.

Использование

Выяснение значения не
вербального поведения.

Процедура

Следите за поведением
другого человека. Опи
шите его про себя или
вслух.
Спросите себя: «Что, по
моему, означает такое
поведение?»
Выразите ваше объясне
ние невербального поведе
ния в словах, чтобы прове
рить свое восприятие.

Пример

Вера входит в свою ком
нату с совершенно непо
движным лицом и не
только не отвечает Анне,
но даже не замечает ее
присутствия. Анна гово
рит: «Вера, у меня такое
чувство, что случилось
чтото, вызвавшее у тебя
шок. Я права? Я могу
чемнибудь помочь?»

ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Проверка восприятия

Опишите проверку восприя

тия для каждой следующей си
туации:

Франко приходит домой после

визита к врачу с бледным лицом,
ссутулившись. Глядя на вас не
счастными глазами, он пожимает
плечами.

Вы говорите:

Вы возвращаете теннисную

ракетку, которую брали на время
у Лайэма, улыбаетесь и говорите:

«Вот твоя ракетка». Лайэм с хо
лодным выражением лица берет
ракетку и собирается уйти.

Вы говорите:

Натали идет в свою комнату,

пританцовывая, с улыбкой во весь
рот.

Вы говорите:

Ваш научный руководитель не

однократно уверяла вас, что в лю
бое время готова встретиться для
составления вашего очередного рас
писания занятий. Вы сообщаете ей,

что будете в среду в 4 часа пополуд
ни, она замолкает, хмурится, взды
хает, произносит «Ах» и кивает.

Вы говорите:

Сравните написанные вами от

веты с рекомендациями для эф
фективной проверки восприятия,
обсуждавшиеся ранее. Отредакти
руйте ваши ответы, где это требу
ется. Теперь произнесите их
вслух. Звучат ли они естественно?
Если нет, изменяйте их, пока не
будете удовлетворены.

или с какимнибудь калекой. Но правильнее, преж
де чем позволить себе подпасть под влияние этих
чувств, попросить человека дать вам информацию,
которая вам нужна, чтобы чувствовать себя более
удобно.

3. Поймите, что впечатление о людях иногда не

обходимо менять.

 Люди часто руководствуются впе

чатлениями, которые основаны на устаревшей или
неполной информации, и находят более легким для
себя придерживаться впечатления, даже если оно
ошибочно, чем сменить его. Если вы готовы изменить
свое мнение, то понаблюдайте за поведением этого
человека некоторое время без предубеждения и из
мените ваше впечатление, если поведение человека
дает для этого основания. Надо проявить силу харак
тера, чтобы сказать себе или другим: «Я ошибался».
Но общение, основанное на устаревшем, неправиль
ном впечатлении, может обойтись вам дороже, чем
пересмотр своего мнения.

Проверка восприятия

 — утверждение, от,

ражающее ваше собственное понимание смыс,
ла невербальных сигналов, переданных другими
людьми.


background image

42

Часть 1 

• 

Основы коммуникации

4. Проверяйте ваше восприятие, чтобы убедить

ся в правильности своих выводов. Проверка вос
приятия

 — это утверждение, отражающее ваше соб

ственное понимание смысла 

невербальных

 сигналов,

переданных другими людьми. Проверка восприятия
требует от вас:

1) проследить за поведением человека;
2) спросить себя: «Что, помоему, означает это по

ведение?»;

3) облечь свою интерпретацию поведения в слова

для проверки корректности вашего восприятия.

В каждом из двух следующих примеров заключи

тельные предложения являются проверкой воспри
ятия:

Тед, курьер компании, доставил Эрин записку.

Когда она прочла записку, в ее глазах появился блеск
и она рассмеялась. Тед заметил: «Эй, Эрин, ты вы
глядишь очень довольной. Я прав?»

Цезарь, кратко, точно, в быстром темпе и деловым

тоном, дает Биллу его дневное задание. Билл заме
чает: «Ты говоришь так, что у меня создается впечат
ление, будто я тебя чемто огорчил? Это действи
тельно так?»

Проверка восприятия дает способ перевода значе

ния невербальных сигналов в слова, после чего оно
может быть проверено и откорректировано. Напри
мер, Билл говорит: «У меня создается впечатление,
будто я тебя чемто огорчил. Это действительно
так?» Цезарь может ответить:

1) «Нет, а что именно произвело на тебя такое впе

чатление?» — в этом случае Билл может описать сиг
налы, которые он получил;

2) «Да, я расстроен», — в этом случае Билл может

дать возможность Цезарю объяснить, что послужи
ло источником огорчений;

 3) «Нет, это не изза тебя, это потому, что три че

ловека из моей бригады не пришли сегодня на сме
ну».

Если Цезарь огорчен не изза него, Билл может

рассказать ему, что именно заставило его ошибиться
в толковании чувств Цезаря. Если Цезарь все же рас

Корпорация Нейкко купила

недалеко от Рустауна крупную
фабрику, приняла решение пере
нести туда свою штабквартиру и
расширить производство, создав
сотни рабочих мест.

Жители Рустауна неоднознач

но восприняли происходящее.
Они были в восторге от перспек
тив предстоящего расширения
бизнеса, но они знали, что многие
новые фабричные менеджеры и
рабочие—японцы. В Рустауне ни
когда не было ни одной азиатской
семьи, и некоторые обыватели от
крыто беспокоились, какое влия

ние японцы окажут на их сообще
ство.

Проработав первый день, Сэм

Нугуки, менеджер, согласивший
ся переехать в Рустаун, заметил,
что рабочие относятся к нему по
дозрительно, но в конце первой
недели дела на фабрике пошли
гладко, и мистер Нугуки почув
ствовал первые признаки призна
ния. В понедельник утром на сле
дующей неделе мистер Нугуки
случайно наткнулся на группу ра
бочих, беседующих во время пере
рыва, они рассказывали небыли
цы о японцах, используя вульгариз

мы и расистские оскорбительные
намеки, демонстрируя негативные
стереотипные точки зрения.

Потрясенный услышанным, мис

тер Нугуки вернулся в свой офис.
Перед ним встала проблема. Он знал
о предрассудках своих рабочих, но
решительно не знал, как их изме
нить. Кроме того, он хотел создать
хорошие деловые отношения со сво
ими рабочими во имя своей компа
нии и ради тех японцев, которые еще
приедут в Рустаун. Как должен был
поступить мистер Нугуки?

Придумайте план для мистера

Нугуки. Как он мог бы использо
вать свое социальное восприятие
Рустауна, решая проблему с уче
том рекомендаций по этике меж
личностной коммуникации?

строен изза него, у Билла появляются основания
изменить свое поведение, которое испортило Цеза
рю настроение. Даже несмотря на то, что вы можете
быть правы в большинстве случаев при оценке
чувств другого человека, если вы вербально не про
веряете восприятие, вы полагаетесь на свои догадки
о действительных чувствах человека.

Вы захотите проверить ваше восприятие, всякий раз,

когда правильность понимания важна 1) для вашего
сиюминутного общения, 2) для ваших отношений с
другим человеком или 3) для выводов, которые вы де
лаете о человеке. Многие из нас используют такие
навыки слишком редко, если вообще их используют.

Несмотря на то, что проверка восприятия не все

гда устраняет защитное поведение, она может сни
зить как возможность ошибочной интерпретации не
вербальных сигналов других людей, так и вероятность
защитных реакций. Как и в случае с большинством
навыков, для повышения компетентности вы долж
ны практиковаться.

Резюме

Восприятие — это процесс получения сенсорной

информации и приписывания ей значения. Наше
восприятие — это результат отбора, организации и
интерпретации сенсорной информации. Неправиль
ное восприятие заставляет нас видеть мир не таким,
каков он на самом деле, а каким бы мы его хотели его
видеть.

Яконцепция — это мысль или мысленный образ,

который у вас сложился относительно ваших навы
ков, способностей, знаний, компетентности и самой
вашей личности. Самооценка — это степень, в кото
рой у вас создается о себе благоприятное впечатле
ние. Неточность собственного образа усиливается
через самоисполняющиеся пророчества и фильтра
цию сообщений. Наши яконцепция и самооценка
смягчают конкуренцию внутренних сообщений в на
шей внутренней речи, влияют на наше восприятие
других, на наш личный стиль общения и на то, как
мы играем свои роли.

КАК БЫ ПОСТУПИЛИ ВЫ? Вопрос этики


background image

43

Глава 2 

• 

Восприятие себя и других

Восприятие формирует также впечатления о

других людях. Факторы, которые, вероятно, влия
ют на наше социальное восприятие — это физичес
кие характеристики и социальное поведение, сте
реотипы и эмоциональное состояние. Исследова
ния показывают, что восприятие людей и их
суждений не всегда бывает верным. Поэтому ваше
общение будет более успешным, если вы будете
учитывать, ощущения и предпочтения других лю
дей. Вы будете совершенствовать (или, как мини
мум, лучше понимать) ваше восприятие других,

если станете принимать во внимание физические
характеристики и социальное положение, стерео
типы и эмоциональное состояние.

Вы совершенствуете свое восприятие, когда актив

но интересуетесь его точностью, находите больше ин
формации для проверки восприятия, говорите с теми
людьми, о которых вы хотели бы получить опреде
ленное представление, осознаете, что восприятие
людей нуждается в постоянном изменении и прове
ряете восприятие словами, прежде чем отреагировать
на человека.


background image

3

:

'    ,      6 :

 $       ?

 $            

?

 $          ,

      ,   ?

 $           -

6      ?

 < !,     ,  -

6    ?

 $   ,     6  

 ,        ?

«$ ,      ?»

«*, =!       . >  
   ,  ,     , … >  6  ,  -
   !»

 


background image

45

Глава 3 

• 

Вербальная коммуникация

 «Темнить» означает «скрывать». Что собственно

Дерек имел в виду, когда он обвинил Кайла в том, что
он «темнит с планом»? И почему Кайл посчитал, что
Дерек выражается неприлично? Много лет назад
И. А. Ричардз (1965 г.) наблюдал, что общение — это
«изучение неправильного понимания и его исправ
ление». И в этом случае мы имеем классический при
мер неправильного понимания. Каковы пути исправ
ления? Более ясный и уместный язык.

Пытаетесь ли вы уладить проблему с другом или

объяснить вашу точку зрения о путях снижения
домашнего насилия в ходе групповой дискуссии
или в публичном выступлении, эффективность ва
шего воздействия будет зависеть от вашего вер
бального или невербального умения общаться.
В этой главе мы обсуждаем вербальную коммуни
кацию: как люди используют язык, отношение
между языком и значением с упором на денотацию,
коннотацию, культурные и гендерные различия, а
также приемы, помогающие нам выражаться ясно
и адекватно.

ПРИРОДА ЯЗЫКА

Язык

 — совокупность слов и систем их ис,

пользования, общих для людей одного и того же
языкового сообщества.

Язык — это совокупность слов и систем их исполь

зования, общих для людей одного и того же языко
вого сообщества.

Использование языка

Несмотря на то, что языковые сообщества разли

чаются в используемых словах и в их грамматичес
ких и синтаксических системах, все языки служат
для одних и тех же целей.

Подумайте об этом

Использование ярлыков и ограничений

Вообразите, что вы идете с другом на вечерин
ку, где встретите Терранса, который был луч
шим приятелем вашего друга в колледже. Пред
положим, друг сообщил вам, что Терранс то ли
защитил диссертацию по антропологии в Гар
варде, то ли что он «Большой Брат» и регуляр
но работает волонтером в благотворительной
организации «Родина человеколюбия». Будете
ли вы видеть в Террансе две разные личности
(аспиранта Гарварда и волонтера благотвори
тельной организации) и, соответственно, как
будут различаться ваши отношения? Предполо
жим, оба описания Терранса точны, тогда как
могут измениться ваши ожидания?

1. Мы используем язык, чтобы определять, обо

значать, характеризовать и ограничивать.

 Таким об

разом, когда мы определяем здание как относящееся
к эпохе «Тюдор», мы отличаем его от другого, кото
рое может быть идентифицировано как «Аобраз
ное».

2. Мы используем язык для оценки.

 Посредствам

языка мы выражаем позитивное или негативное от
ношение. Например, если Хэлу нужно больше вре
мени для принятия решения, чем другим, то вы мо
жете охарактеризовать Хэла положительно, как «за
думчивого», или отрицательно, как «лодыря».

3. Мы используем язык, чтобы обсуждать вещи,

лежащие вне нашего непосредственного опыта.

Язык дает нам возможность рассуждать гипотетичес
ки, сообщать о прошлых и будущих событиях и рас
сказывать о людях и вещах, отсутствующих во вре
мя разговора. Таким образом, мы можем использо
вать язык, чтобы обсудить, где мы надеемся быть
через 5 лет, проанализировать беседу двух знакомых,
состоявшуюся на прошлой неделе, или изучить ис
торию формирования мира, в котором живем.

4. Мы можем использовать язык, чтобы погово

рить о языке.

 Мы можем пользоваться языком, что

бы обсудить, как ктото составил фразу, и не лучше
ли сформулировать мысль яснее или так, чтобы воз
никла положительная ответная реакция. Например,
если ваша подруга сказала, что она встретится с вами
«сегодня в полдень», а ее не было до 5 часов, то при
закономерном вопросе где она была вам обоим, ве
роятно, придется обсуждать смысл выражения «се
годня в полдень».

Наблюдай и размышляй

Денотативные значения

Под пунктом 3.1 вы должны перечислить в ва
ших рабочих тетрадях десять сленговых слов
или выражений. Обсудите, какой смысл вы
вкладываете в эти слова в отличие от того, ко
торый придают им ваши родители, а также де
душки и бабушки (например, «Он крутой!»).
Напишите ваше собственное толкование каж
дого из следующих слов, после этого загляни
те в словарь и убедитесь, насколько ваше опре
деление соответствует словарному:

здание

справедливость

любовь

кольцо

успех

лента

стекло

мир

свобода

честь

Язык и значение

На первый взгляд, отношение между языком и

значением кажется совершенно ясным. Мы выбира
ем правильное слово, а люди будут истолковывать
вложенный в него смысл верно. На самом деле отно
шение между языком и значением вовсе не так про
сто по двум причинам: язык должен быть выучен, а
использование языка — это творческий акт.

Вопервых, мы не рождаемся знающими язык.

Скорее, каждое поколение, принадлежащее опреде
ленному языковому сообществу, изучает язык зано