Файл: Венгер А.Л. - Психологические рисуночные тесты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 2928

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

У пятнадцатилетнего Михаила Б., воспитывающегося в

неполной семье, совершенно определенно задана обслуживающая функция матери (рис. 137). Она особо подчеркнута

описанием, которое дал мальчик: «Это я. В зимнюю пору я стою в зеленой рубашке и думаю, что же сломалось в печатной

схеме, которая у меня в руке. В другой руке у меня диэлектрическая отвертка. Это – моя мама. Она в халате, летом, идет к
стиральной машине, чтобы постирать и выжать мою рубашку для праздника, которую я испачкал известью».

Как в рисунке, так и в рассказе абсолютно отсутствуют какие-либо контакты между членами семьи. Это подчеркнуто тем, что

Михаил даже разделил себя с матерью во времени. Ситуация объясняется наличием серьезного конфликта, вызванного
типичной для подростков борьбой за самостоятельность. По признанию мамы, она не способна ни найти с сыном общий язык,

ни управлять его поведением.

Рисунок свидетельствует о том, что, по крайней мере в своем

собственном восприятии, Михаил уже довольно взрослый и самостоятельный человек. Рисунок он начал с себя; это, а также

особая тщательность при изображении себя и подчеркнутая небрежность при изображении матери говорит о том, что к себе
он относится очень хорошо и является, по собственному мнению, значимой фигурой, тогда как его отношение к матери

гораздо менее позитивно. Изображение первым себя характерно для демонстративных детей с высокой самооценкой.


background image

В рисунке семьи животных, сделанном тридцатичетырехлетней Екатериной С,

представлено распределение функций, соответствующее социальному шаблону: папа-олень – глава семьи, основная

функция мамы-коровы – забота о ребенке, ребенок-котенок – пассивный объект заботы (рис. 138). Этот рисунок отражает
скорее представления Екатерины об идеале, нежели реальную семейную ситуацию. В действительности ее двенадцатилетний

сын отнюдь не пассивен, а, напротив, гиперактивен и малоуправляем. Сама она – деловая женщина, уделяющая семье и
сыну довольно мало времени. Судя по рисунку, можно полагать, что Екатерина не удовлетворена существующим положением

и хотела бы видеть свою семейную жизнь совершенно иной, чем она есть.

В рисунке семьи, сделанном одиннадцатилетним Юрой М., распределение функций практически такое же, как и в рисунке

Екатерины. Однако в этом случае рассказ родителей дает все основания полагать, что Юра воспроизвел реальную семейную
ситуацию, а не свои идеализированные представления. Изображение себя в виде маленького ребенка, служащего объектом

маминой подчеркнутой заботы, говорит о Юриной инфантильности. Мама на рисунке изображена первой, затем – сам Юра и
последний – папа, как фигура наименее значимая.

ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ КОНТАКТЫ

БЛАГОПРИЯТНАЯ СЕМЕЙНАЯ СИТУАЦИЯ

Признаком благоприятной семейной ситуации служит расположение членов семьи близко друг к другу, повернутыми лицом к

зрителю или друг к другу. Важный показатель нормального внутрисемейного общения – прорисованные кисти рук у членов

семьи (рис. 140).

Тесное общение отражается в про странственной близости

персонажей и в контакте рук. Опираясь на эти критерии, можно полагать, что у Виты наиболее тесный контакт с бабушкой:
Другую тесную пару составляют мама с папой. По-видимому, у них общение между собой преобладает над общением с

дочерью (по крайней мере, в ее восприятии).


background image

Иерархические отношения на рисунке адекватны и не слишком сильно выражены. Значимость разных членов семьи для Виты

не совпадает ни с ее представлениями об их иерархическом положении в семье, ни с тем, тесные или нет контакты с ними.
Первой она нарисовала маму, которая, по-видимому, наиболее значима для нее, затем – себя, в третью очередь – бабушку и

лишь в самом конце папу и дедушку.

Благополучная система отношений представлена также в рисунке пятилетней Яны (рис. 141). Члены семьи расположены

рядом, держатся за руки. Как и в предыдущем рисунке, иерархические отношения адекватны (взрослые выше детей), но
слабо выражены.

В сделанном Яной рисунке семьи животных (рис. 142) иерархические

отношения проработаны более детально: выше всех расположена мама-рыбка – для девочки наиболее значимый член семьи.
Ниже бабушка-кошка, еще ниже – дочка-курочка и в самом низу – сынок-котенок. Будучи младшим ребенком, брат, с точки

зрения Яны, занимает в семье более низкое положение, чем она.

Папа-собака и дедушка-барашек расположены несколько в стороне от остальных членов семьи и нарисованы в последнюю

очередь. По-видимому, это связано с тем, что они много времени проводят на работе и Яна довольно редко видит их дома. На
обычном рисунке семьи дедушка вообще отсутствует, а папа, как и в семье животных, чуть в стороне от остальных и

изображен менее тщательно (отсутствуют волосы). Пониженная тщательность рисунка, последнее место по
последовательности изображения и расположение в стороне от остальных членов семьи говорят об относительно малой

значимости папы для Яны.


background image

Рисунок семьи,

сделанный девятилетним Ярославом, крайне небрежен и, на первый взгляд, производит неблагоприятное впечатление (рис.

143). Это соответствует и жалобам родителей. Они отмечают повышенную конфликтность мальчика, говорят, что он
нервозен, может без всякого повода стукнуть маму или семилетнюю сестру.

Однако сопоставление этого рисунка с рисунком человека, сделанным тем же мальчиком (рис. 144), показывает, что члены

семьи изображены в его обычной манере и даже несколько более тщательно, чем просто человек (например, у них на ногах

обувь).

Это позволяет предположить, что семейная ситуация в целом

относительно благоприятна и не является первоисточником проблем. По-видимому, нарушения в поведении Ярослава

вызваны его индивидуальными особенностями, имеющими другую причину. Небрежность рисунка, его увеличенный размер,

не попадание линий в нужную точку, асимметрия и отклонение от вертикали говорят о высокой импульсивности,
гиперактивности, вызванных скорее всего органическим поражением мозга.

СВЕРХТЕСНЫЕ КОНТАКТЫ

Одним из отклонений в построении семейных взаимоотношений является сверхтесный контакт между членами семьи. Иногда

он доходит до степени симбиотической связи. Наиболее часто она возникает между ребенком и матерью. При сверхтесных
внутрисемейных контактах могут ослабляться внешние связи членов семьи с миром. Это особенно нежелательно в

подростковом возрасте, когда для благополучного развития личности ребенка очень большое значение приобретает его
общение со сверстниками.

В рисунке семьи сверхтесные контакты отражаются в том, что члены семьи располагаются вплотную друг к другу , а иногда и
частично закрывают друг друга (рис. 145).


background image

Рисуя человека (см. комментарий к рис. 32), Марина расположила его в центре листа и оставила большую часть
пространства пустой, подчеркнув тем самым одиночество своего персонажа. Аналогично этому и рисунок семьи занимает

только центральную часть листа, создавая ощу

 щение

изолированности и невозможности каких-либо внешних контактов.

Члены семьи изображены в инт-ровертной позе, у большинства из них не нарисованы кисти рук. Это говорит о том, что,
несмотря на очень тесное общение в семье, оно, по-видимому, мало эмоционально насыщено. Можно полагать, что этим и

объясняется ярко выраженное у Марины чувство одиночества, отмеченное при анализе рисунка человека. В Маринином

рисунке семьи проявляется естественный для ее возраста интерес к сексуальной сфере. Из-за ее замкнутости в семье этот
интерес связывается, в первую очередь, с ее собственными родителями. Его признаками служат нарисованная с сильным

нажимом грудь матери и подчеркнутая волосатость рук и ног отца.