Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4922
Скачиваний: 29
46
столько личностную жизненную динамику, сколько внутрилич-
ностные процессы между подструктурами Ид, Эго и Суперэго.
Фрейд полагал, что становление личности определяется первыми
пятью годами жизни, и практически не уделял внимания лично-
стным изменениям в период зрелости и в дальнейшем. В какой-
то мере, благодаря этому заблуждению Фрейда, в исследованиях
онтогенетической динамики личностного бытия до сих пор су-
ществует грубая диспропорция. С одной стороны, социальная
психология, воз32
. Точно так же Эрик Берн, го-
воря о росте индивида, личностному развитию ребёнка и подро-
стка отводит тридцать страниц, а особенностям личностных
трансформаций взрослых и пожилых людей — две страницы
33
. И
это общая тенденция. В пособии по истории психологии для
высшей школы вопросам личностных трансформаций зрелого и
пожилого возраста не уделяется вообще ни строчки, а о фунда-
ментальных исследованиях Эриксона и Левинсона даже не упо-
минается
34
.
Фрейд не был, конечно, и первым исследователем, обратив-
шим внимание на трансформацию личности в процессе онтогене-
за. Он был одним из первых, кто подошёл к этой проблеме с на-
учной точки зрения, постарался не только описать наблюдаемые
феномены, но и попытался найти теоретическое объяснение им,
постоянно проверяя в своей практической деятельности право-
32
Wortman C.B., Loftus E.F. Psychology.— N.Y., 1988.— P. 57.
33
Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых /Пер. с англ.—
СПб., 1992.— С. 99—130.
34
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии.— М., 1994.— С. 36.
47
мочность выдвигаемых им гипотез.
Динамические аспекты личности изучались первоначально
не столько психологами, сколько философами. Что и не удиви-
тельно, если рассматривать философию как предтечу не только
психологии, но науки в целом.
В плане динамики личностного бытия в первую очередь
можно вспомнить знаменитый заочный спор между Локком и
Лейбницем по поводу природы зарождения психики в процессе
индивидуального онтогенеза. В XVIII веке ими были высказаны
две взаимоисключающие точки зрения на природу психики чело-
века, и эти точки зрения до сих пор в какой-то степени оказыва-
ют своё влияние на развитие психологической и философской
мысли. Локк выдвинул идею «чистой доски» (tabula rasa), считая,
что человек рождается с готовой полипотентной центральной
нервной системой, которая, как чистый лист бумаги, пассивно
запечатлевает всё то, что вписывают туда родители, воспитатели
и учителя. Лейбниц, напротив, полагал, что человек имеет врож-
дённые и передающиеся по наследству задатки, которые опреде-
ляют судьбу человека, с трудом трансформируясь под воздейст-
вием внешних факторов.
Особый интерес для динамического направления в психоло-
гии имеют труды датского философа Сёрена Кьеркегора. Он од-
ним из первых поставил динамический, онтогенетический аспект
человеческого существования (экзистенции) во главу своего уче-
ния. Выдвинув проблему человеческой личности и её индивиду-
альной судьбы после столетий теоцентрической догматики на
первый план и сделав центральной в этой теме (как и греческие
софисты, как и Сократ) проблему человеческой субъективности и
выбора в процессе жизни, Кьеркегор по сути дела положил на-
чало не только развитию динамического направления в персоно-
логии, но и явился предшественником целого направления в фи-
лософии — экзистенциализма.
С религиозной точки зрения жизнь человека рассматривалась
в динамическом аспекте как некий подготовительный этап для
последующей вечной жизни, которая по смыслу и есть конечная
цель земного бытия, когда смерть, как писал К. Бальмонт, «... на-
чало жизни, того существованья неземного, перед которым наша
48
жизнь темна, как миг тоски — пред радостью беспечной, как
чёрный грех — пред детской чистотой...».
На этом фоне Кьеркегора больше интересовала динамика
именно земного бытия человека, проблемы связанные с этой ди-
намикой, и даже те вопросы к решению которых подошёл Эрик
Эриксон и другие учёные только в конце ХХ века.
Кьеркегор описал три стадии человеческого существования:
эстетическую, этическую и религиозную. Первая, эстетическая
стадия существования, рассмотрением которой открывается уче-
ние Кьеркегора,— это попытка человека организовать свою
жизнь, основываясь целиком на собственных силах, уме, таланте,
воле и красоте. «Эстетик» как бы рассчитывает в любой ситуа-
ции оказаться выше обстоятельств и случая. Его уверенность ос-
нована на негативном отношении к реальности. Таким образом,
на эстетической стадии существования человек чувствует свою
силу, ценность и действительность только при условии незави-
симости, свободы от того, как сложатся обстоятельства. Поэтому
именно возможности, а не заступившая на их место фактичность,
обладают эстетической значимостью. В том, как описывает
Кьеркегор эстетическую стадию существования, мы легко узнаём
описание подросткового периода, предшествующего периоду
зрелости.
Однако Кьеркегор считает, что человек не может длительно
существовать на эстетической стадии. Действительность посто-
янно захватывает человека (подростка) врасплох, он начинает те-
рять власть над своей жизнью. У человека, находящегося на эс-
тетической стадии существования, имеются только два пути: ли-
бо перейти на этическую стадию существования, в которой ин-
дивид отказывается противопоставлять себя окружающей дейст-
вительности, либо выбрать самоубийство.
В «этике» Кьеркегора мы легко можем узнать нормальную
социализированную зрелую личность. «Этик» видит смысл сво-
его существования в гармонии с окружающими, в служении лю-
дям и выполнении своего долга перед людьми, он «стремится
отождествить своё случайное непосредственное «Я» с «общече-
ловеческим». Целью истинного этика является «
не одно его лич-
ное, но и социальное и гражданское «Я» —
то, что позднее Эрик-
49
сон обозначит ёмкой категорией «генеративность».
Кьеркегор удивительным образом сумел отразить только-
только зарождающееся явление возрастного кризиса. Он осужда-
ет молодых людей — «эстетиков», не желающих переходить на
этическую стадию существования (не желающих взрослеть). При
всех недостатках глубина прозрения Кьеркегора и точность его
описаний действительной динамики личностного бытия удиви-
тельна. Кьеркегора (а не Фрейда) смело можно считать не только
основоположником экзистенциальной философии, но и динами-
ческой персонологии, столь значительный пласт проблем, ка-
сающихся динамики бытия человеческой личности, затронул в
своих работах этот удивительный человек, в которого при жизни
мальчишки бросали камни, когда он шёл по улицам Копенгагена.
Только в конце ХIX — начале XX веков к проблемам дина-
мики личностного бытия начали подходить представители заро-
ждающейся науки — психологии. Первые научные монографии о
проблемах подросткового периода появились лишь в конце XIX
века.
Огромный вклад в изучение индивидуальных динамических
основ личностного бытия внёс российский ученый Борис Анань-
ев, который подчёркивал, что для психологии особую важность
имеет вопрос о тех первичных свойствах, или особенностях, че-
ловеческой природы, взаимодействия которых определяют тем-
перамент и задатки, мотивацию элементарных действий и их то-
нус, общее во всех первичных свойствах человека как индивида,
заключённое в их генетической обусловленности.
Ананьев не отрицал, что жизненный путь человека — это ис-
тория формирования и развития личности в определённом со-
циуме. «Человек является современником определённой эпохи и
сверстником определённого поколения. Фазы жизненного пути
датируются историческими событиями и сменой способов воспи-
тания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой
ценностей и жизненной программой — всеми теми целями и об-
щим смыслом жизни, которыми данная личность владеет,— пи-
сал он,— но фазы жизненного пути накладываются (а ещё более
накладывают) на возрастные стадии онтогенеза, причём в такой
степени, что некоторые возрастные стадии обозначаются как фа-
50
зы жизненного пути, например, преддошкольное, дошкольное и
школьное детство. Практически ступени общественного воспи-
тания, образования и обучения, составляющие совокупность под-
готовительных фаз жизненного пути, формирования личности
стали определяющими характеристиками периодов роста и со-
зревания индивида»
35
.
Возражая против подобной тенденции, Ананьев предлагал
выделять три группы природных свойств (конституциональные,
нейродинамические и билатеральные — особенности симметрии
организма), которые могли бы образовать класс первичных ин-
дивидуально-типических свойств. Для Ананьева была несомнен-
на зависимость вторичных психических свойств от конституцио-
нальных и нейродинамических первичных свойств.
Возрастная психология сравнительно мало интересуется био-
логическими процессами, лежащими в основе социального раз-
вития ребёнка и подростка, хотя, конечно, и она не может обхо-
дить такие проблемы, как пубертатный криз или физиологиче-
ская старость. Такой перекос с признанием только социальной
обусловленности развития личности (с точки зрения марксист-
ско-ленинской психологии даже свойства темперамента «измен-
чивы и воспитуемы» — сетовал в своё время Мерлин
36
) привёл к
тому, что психология, открыто декларируя свою неразрывную
связь с нейрофизиологией и физиологией, на самом деле вос-
пользовалась и востребовала только структурную часть биологи-
ческих исследований личности, касающуюся учения о темпера-
менте, конституции, типах нервной деятельности, напрочь отвер-
гая обусловленность динамики «вершинных» психических про-
цессов «глубинными» подводными течениями. Даже Фрейд, ко-
торый в целом мало задумывался над процессом онтогенетиче-
ского изменения энергетического потенциала человека, считая
его чем-то раз и навсегда данным и неизменным, вызывал у со-
ветских психологов дикий ужас попытками обусловить социаль-
ную жизнь человека какими-то динамическими биологическими
процессами.
Ананьев являлся, можно сказать, единственным представи-
35
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.— Л., 1969.— С. 68.
36
Мерлин В.С. Очерк теории темперамента.— М., 1964.— С. 176.