Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4647

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

46

столько  личностную  жизненную  динамику, сколько  внутрилич-
ностные  процессы  между  подструктурами  Ид, Эго  и  Суперэго.
Фрейд полагал, что становление личности определяется первыми
пятью годами жизни, и практически не уделял внимания лично-
стным изменениям в период зрелости и в дальнейшем. В какой-
то мере, благодаря этому заблуждению Фрейда, в исследованиях
онтогенетической  динамики  личностного  бытия  до  сих  пор  су-
ществует  грубая  диспропорция. С  одной  стороны, социальная
психология, воз32

. Точно так же Эрик Берн, го-

воря о росте индивида, личностному развитию ребёнка и подро-
стка  отводит  тридцать  страниц, а  особенностям  личностных
трансформаций взрослых и пожилых людей — две страницы

33

. И

это  общая  тенденция. В  пособии  по  истории  психологии  для
высшей  школы  вопросам  личностных  трансформаций  зрелого  и
пожилого  возраста  не  уделяется  вообще  ни  строчки, а  о  фунда-
ментальных  исследованиях  Эриксона  и  Левинсона  даже  не упо-
минается

34

.

Фрейд  не был, конечно, и первым исследователем, обратив-

шим внимание на трансформацию личности в процессе онтогене-
за. Он был одним из первых, кто подошёл к этой проблеме с на-
учной точки зрения, постарался не только описать наблюдаемые
феномены, но  и  попытался  найти  теоретическое  объяснение им,
постоянно  проверяя  в  своей  практической  деятельности  право-

32

 Wortman C.B., Loftus E.F. Psychology.— N.Y., 1988.— P. 57.

33

 Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых /Пер. с англ.—

СПб., 1992.— С. 99—130.

34

 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии.— М., 1994.— С. 36.


background image

47

мочность выдвигаемых им гипотез.

Динамические  аспекты  личности  изучались  первоначально

не  столько  психологами, сколько  философами. Что  и  не  удиви-
тельно, если  рассматривать  философию  как  предтечу  не  только
психологии, но науки в целом.

В  плане  динамики  личностного  бытия  в  первую  очередь

можно  вспомнить  знаменитый  заочный  спор  между  Локком  и
Лейбницем  по  поводу  природы  зарождения  психики  в  процессе
индивидуального  онтогенеза. В XVIII веке  ими были высказаны
две взаимоисключающие точки зрения на природу психики чело-
века, и эти точки зрения до сих пор в какой-то степени оказыва-
ют  своё  влияние  на  развитие  психологической  и  философской
мысли. Локк выдвинул идею «чистой доски» (tabula rasa), считая,
что  человек  рождается  с  готовой  полипотентной  центральной
нервной  системой, которая, как  чистый  лист  бумаги, пассивно
запечатлевает всё то, что вписывают туда родители, воспитатели
и учителя. Лейбниц, напротив, полагал, что человек имеет врож-
дённые и передающиеся по наследству задатки, которые опреде-
ляют  судьбу  человека, с трудом трансформируясь  под воздейст-
вием внешних факторов.

Особый интерес для динамического направления в психоло-

гии имеют труды датского философа Сёрена Кьеркегора. Он од-
ним из первых поставил динамический, онтогенетический аспект
человеческого существования (экзистенции) во главу своего уче-
ния. Выдвинув проблему человеческой личности и её индивиду-
альной  судьбы  после  столетий  теоцентрической  догматики  на
первый план и сделав центральной в этой теме (как и греческие
софисты, как и Сократ) проблему человеческой субъективности и
выбора  в процессе жизни,  Кьеркегор по сути дела положил на-
чало не только развитию динамического направления в персоно-
логии, но и явился предшественником целого направления в фи-
лософии — экзистенциализма.

С религиозной точки зрения жизнь человека рассматривалась

в  динамическом  аспекте  как  некий  подготовительный  этап  для
последующей вечной жизни, которая по смыслу и есть конечная
цель земного бытия, когда смерть, как писал К. Бальмонт, «... на-
чало жизни, того существованья неземного, перед которым наша


background image

48

жизнь  темна, как  миг  тоски — пред  радостью  беспечной, как
чёрный грех — пред детской чистотой...».

На  этом  фоне  Кьеркегора  больше  интересовала  динамика

именно земного бытия человека, проблемы связанные с этой ди-
намикой, и даже те вопросы к  решению которых подошёл Эрик
Эриксон и другие учёные только в конце ХХ века.

Кьеркегор  описал  три  стадии человеческого  существования:

эстетическую, этическую  и  религиозную. Первая, эстетическая
стадия существования, рассмотрением которой открывается уче-
ние  Кьеркегора,— это  попытка  человека  организовать  свою
жизнь, основываясь целиком на собственных силах, уме, таланте,
воле  и  красоте. «Эстетик» как  бы  рассчитывает  в  любой  ситуа-
ции оказаться выше обстоятельств и случая. Его уверенность ос-
нована  на  негативном  отношении  к  реальности. Таким  образом,
на  эстетической  стадии  существования  человек  чувствует  свою
силу, ценность  и  действительность  только  при  условии  незави-
симости, свободы от того, как сложатся обстоятельства. Поэтому
именно возможности, а не заступившая на их место фактичность,
обладают  эстетической  значимостью. В  том, как  описывает
Кьеркегор эстетическую стадию существования, мы легко узнаём
описание  подросткового  периода, предшествующего  периоду
зрелости.

Однако  Кьеркегор  считает, что  человек не  может  длительно

существовать  на  эстетической  стадии. Действительность  посто-
янно захватывает человека (подростка) врасплох, он начинает те-
рять власть над своей жизнью. У человека, находящегося на эс-
тетической стадии существования, имеются только два пути: ли-
бо  перейти  на  этическую  стадию  существования, в  которой  ин-
дивид отказывается противопоставлять себя окружающей дейст-
вительности, либо выбрать самоубийство.

В «этике» Кьеркегора  мы  легко  можем  узнать  нормальную

социализированную  зрелую  личность. «Этик» видит  смысл  сво-
его существования в гармонии с окружающими, в служении лю-
дям  и  выполнении  своего  долга  перед  людьми, он «стремится
отождествить  своё  случайное  непосредственное «Я» с «общече-
ловеческим». Целью истинного этика является «

не одно его лич-

ное, но и социальное и гражданское «Я» —

то, что позднее Эрик-


background image

49

сон обозначит ёмкой категорией «генеративность».

Кьеркегор  удивительным  образом  сумел  отразить  только-

только зарождающееся явление возрастного кризиса. Он осужда-
ет  молодых  людей — «эстетиков», не желающих  переходить  на
этическую стадию существования (не желающих взрослеть). При
всех  недостатках  глубина  прозрения  Кьеркегора  и  точность  его
описаний  действительной  динамики  личностного  бытия  удиви-
тельна. Кьеркегора (а не Фрейда) смело можно считать не только
основоположником  экзистенциальной  философии, но  и  динами-
ческой  персонологии, столь  значительный  пласт  проблем, ка-
сающихся  динамики  бытия  человеческой  личности, затронул  в
своих работах этот удивительный человек, в которого при жизни
мальчишки бросали камни, когда он шёл по улицам Копенгагена.

Только в конце ХIX — начале XX веков к проблемам дина-

мики  личностного  бытия начали  подходить  представители заро-
ждающейся науки — психологии. Первые научные монографии о
проблемах  подросткового периода появились  лишь в конце XIX
века.

Огромный  вклад  в  изучение  индивидуальных  динамических

основ личностного бытия внёс российский ученый Борис Анань-
ев, который  подчёркивал, что  для  психологии  особую  важность
имеет  вопрос о тех первичных  свойствах, или особенностях, че-
ловеческой  природы, взаимодействия  которых  определяют  тем-
перамент и задатки, мотивацию элементарных действий и их то-
нус, общее во всех первичных свойствах человека как индивида,
заключённое в их генетической обусловленности.

Ананьев не отрицал, что жизненный путь человека — это ис-

тория  формирования  и  развития  личности  в  определённом  со-
циуме. «Человек  является современником определённой эпохи и
сверстником  определённого  поколения. Фазы  жизненного  пути
датируются историческими событиями и сменой способов воспи-
тания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой
ценностей и жизненной программой — всеми теми целями и об-
щим  смыслом  жизни, которыми данная личность владеет,— пи-
сал он,— но фазы жизненного пути накладываются (а ещё более
накладывают) на  возрастные  стадии онтогенеза, причём в такой
степени, что некоторые возрастные стадии обозначаются как фа-


background image

50

зы  жизненного  пути, например, преддошкольное, дошкольное  и
школьное  детство. Практически  ступени  общественного  воспи-
тания, образования и обучения, составляющие совокупность под-
готовительных  фаз  жизненного  пути, формирования  личности
стали  определяющими  характеристиками  периодов  роста  и  со-
зревания индивида»

35

.

Возражая  против  подобной  тенденции, Ананьев  предлагал

выделять  три  группы  природных  свойств (конституциональные,
нейродинамические и билатеральные — особенности симметрии
организма), которые  могли  бы  образовать  класс  первичных  ин-
дивидуально-типических свойств. Для Ананьева была несомнен-
на зависимость вторичных психических свойств от конституцио-
нальных и нейродинамических первичных свойств.

Возрастная психология сравнительно мало интересуется био-

логическими  процессами, лежащими  в  основе  социального  раз-
вития ребёнка и подростка, хотя, конечно, и она не может обхо-
дить  такие  проблемы, как  пубертатный  криз  или  физиологиче-
ская  старость. Такой  перекос  с  признанием  только  социальной
обусловленности  развития  личности (с  точки  зрения  марксист-
ско-ленинской  психологии  даже  свойства  темперамента «измен-
чивы и воспитуемы» — сетовал в своё время Мерлин

36

) привёл к

тому, что  психология, открыто  декларируя  свою  неразрывную
связь  с  нейрофизиологией  и  физиологией, на  самом  деле  вос-
пользовалась и востребовала только структурную часть биологи-
ческих  исследований  личности, касающуюся  учения  о  темпера-
менте, конституции, типах нервной деятельности, напрочь отвер-
гая  обусловленность  динамики «вершинных» психических  про-
цессов «глубинными» подводными  течениями. Даже  Фрейд, ко-
торый  в  целом  мало  задумывался  над  процессом  онтогенетиче-
ского  изменения  энергетического  потенциала  человека, считая
его  чем-то  раз  и  навсегда  данным и неизменным, вызывал у со-
ветских психологов дикий ужас попытками обусловить социаль-
ную  жизнь  человека  какими-то  динамическими биологическими
процессами.

Ананьев  являлся, можно  сказать, единственным  представи-

35

 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.— Л., 1969.— С. 68.

36

 Мерлин В.С. Очерк теории темперамента.— М., 1964.— С. 176.